африканская музыка что это
Африка дает второй шанс: как музыка дважды рождалась на Черном континенте и почему мы узнаем об этом только сейчас
Стилевое разнообразие и взаимные влияния в музыке ХХ века напрямую связаны с культурным подъемом Африки. Западная цивилизация теряет лидирующие позиции, а открытия этномузыкологов меняют взгляд на историю искусства в целом. Почему же так произошло, что мы ничего не знаем о настоящих корнях музыки и современная культурная ситуация порождает больше вопросов, чем дает ответов? Евроцентризм спутал карты, и теперь, чтобы понять, куда движется музыка, стоит отбросить стереотипы и взглянуть на первоисточник.
В начале XX века элитисты от музыковедения придумали разделить музыку на art (академическую) и vernacular (народную и популярную). Для понимания общих процессов такая «классификация» не дала примерно ничего, и в наше время ее всё чаще подвергают критике. Несмотря на несостоятельность этого противопоставления, широкие круги остаются в плену стереотипов и продолжают делить музыку на «высокую» и «низкую», а менеджеры «от классики» не спешат никого разубеждать, руководствуясь идеологическими или коммерческими соображениями. В итоге современный культурный человек знает с десяток академических композиторов, но почти не ориентируется в огромном пласте так называемой vernacular music. Чтобы устранить это недоразумение, следует отправиться на Черный континент — родину всей современной популярной музыки.
Хотя в последние годы гипотеза об африканском происхождении человека оспаривалась не один раз, своими корнями многие культурные явления уходят именно в эти жаркие края. То же самое случилось и с музыкой, причем дважды.
В начале XXI века несколько исследователей, в их числе Стивен Митен и Стивен Браун, пришли к выводу, что предшественником нашей речи стал так называемый музиланг — элементарная сигнальная система, в которой значение определяется высотой тона. Она похожа на язык птиц, где мелодические формулы являются также и семантическими. Отечественный африканист Александр Казанков считает, что ко времени распространения протоязыка (примерно 45 000 лет до н. э.) музилангом владели сапиенсы, населившие к тому моменту все континенты, кроме Америки и Антарктиды.
Что это за язык? Более всего он похож на протяжные крики шимпанзе (pant-hooting), в которых уже прослеживается структура музыкальной фразы.
Несколько примеров вокализации шимпанзе
Ассистент крупнейшего этномузыколога XX века Алана Ломакса предпринял попытку заглянуть еще дальше за завесу тысячелетий. Теория Виктора Грауэра сводится к тому, что не позднее 74 000 лет назад человечество (а точнее, народы, не пострадавшие от вулкана Тоба) имело общий музыкальный язык. Лингвист сравнил пигмейский и бушменский вокальные стили и нашел в них много общих черт, в частности йодли — большие скачки в мелодии. Неудобные в исполнении, они тем не менее играли важную роль в коммуникации, поскольку выполняли сигнальную функцию: чтобы не возникало путаницы (омофонии), разница между ними должна быть легко ощутимой на слух. Вокализации шимпанзе дают примерное представление о том, насколько широкий диапазон звуковых эффектов может использоваться в такой речи.
Бушмено-пигмейское пение в основном бессодержательно-слоговое и имеет прямые параллели с шаманским камланием. Опираясь на теорию Грауэра, Казанков предлагает свою версию происхождения языка: йодли технически сложно исполнять на одном звуке, фальцетные скачки вынуждают речевой аппарат менять гласные — так появляются первые различающиеся фонемы.
Намибийские бушмены поют у костра. Источник
Проводя параллель с бушмено-пигмейским вокальным стилем, в основе которого лежит именно женское пение, Казанков и некоторые другие исследователи склоняются к тому, что главная заслуга в создании протоязыка принадлежит женщине.
Йодлированное пение пигмеек ака
В науке и искусстве периодически поднимается проблема музыкальных универсалий — общечеловеческих законов восприятия и воспроизведения музыки, которые не подвластны никаким изменениям. Однако дискуссии такого рода обычно лежат в узких областях эстетики и ведутся в русле старомодного западоцентристского глобализма. Этномузыкологи — специалисты в области музыки разных народов — смотрят на проблему шире.
Иосиф Жордания выводит такие универсалии из бушмено-пигмейского вокального стиля и ставит во главу угла хоровое пение, которое лежит у истоков музыкального искусства каждого народа, населяющего нашу планету. В его теории «боевого транса» оно рассматривается как часть ритуала, помогающего небольшим группам людей выжить среди хищников.
Консолидируясь, члены коллектива теряют ощущение индивидуальности и в состоянии измененного сознания могут напугать даже крупное животное.
С этой точки зрения уход современных культур от полифонического пения к одноголосному считается музыкальной деградацией. Нужно ли ее преодолевать или это естественный процесс, связанный с техническим прогрессом? Ответ уже есть: спиральная динамика прослеживается и в музыкальном искусстве, когда лучшие достижения культуры прошлого возвращаются и используются на более высоком уровне.
Одним из факторов, обусловивших новый музыкальной виток, стала трансатлантическая работорговля. Историческая травма африканских народов в некотором роде явилась жертвой на алтаре мирового искусства.
Что предшествовало триумфальному возвращению африканской музыки и почему оно было так необходимо европейской культуре?
Поворот от универсального стиля к национальному произошел только в XIX веке: эпоха романтизма открывает миру славянскую музыку через Листа и Шопена, испанскую — через русского композитора Михаила Глинку. Однако «аутентичные» мелодии подвергаются выхолащиванию и модифицируются в рамках музыкального языка, доступного европейскому уху. Интерес к соседним народам обусловил появление национальных школ и подготовил сообщество к восприятию африканской музыки.
На протяжении веков колонизаторы жестоко пресекали любые проявления культурного своеобразия народов, обращенных в рабство. Причиной таких гонений и нетерпимости к африканским традициям можно было бы назвать христианский догматизм, отвергающий языческое наследие. Однако переход в «европейскую» веру карался не меньше, ведь раб в этом случае перестает быть животным и приобретает статус человека, эксплуатировать которого с точки зрения христианства уже непозволительно.
Почему африканцы покидали своих богов?
Лерой Джонс объяснял это тем, что боги завоевателей казались африканцам более могущественными. Тем не менее христианские ритуалы, так же как и местные, приходилось проводить скрытно. Возможно, поэтому традиционная африканская культура долгое время не привлекала внимания широкой общественности.
К концу XIX века формально освобожденные афроамериканцы имели несколько сословий, где высшие круги, например представители «черного конгресса», уже не воспринимали сельский техасский блюз, а деревенские работяги ничего не знали о европеизированных стилях своей родной музыки.
Таким классическим для XIX века гибридом культур стал регтайм — танец, основанный на африканских ритмах, исполняемый обычно на фортепиано в развлекательных заведениях хонки-тонк. Лерой Джонс утверждал, что корни регтайма, а также фокстрота и чарльстона следует искать в танцах народа ашанти.
Племенные африканские танцы. Источник
Однако, если сравнить их с афроамериканскими, очевидно, что последние по внутренней сложности значительно уступают традиционному прототипу.
Африканская музыка
Литература : Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн.: Долганев Е. Е., Страна эфиопов (Абиссиния), СПБ, 1896 (прилож. 1-32); Переверзев Л., Антология африканской народной музыки, «СМ», 1959, No 11; его же, Африканская симфония, «СМ», 1964, No 4; его же, К проблеме изучения музыкальной культуры народов Африки, в сб.: Музыка народов Азии и Африки. Сост. и ред. В. С. Виноградов, М., 1969, с. 186-201; Голден Л. О., Говорящие барабаны, «СМ», 1964, No 4; её же, Перспективы народного театра, «СМ», 1966, No 12; её же, Традиции и перспективы развития музыкальной культуры народов Азии и Африки, «Народы Азии и Африки», 1972, No 3; Конен В., Пути американской музыки, M., 1965; Нкетия К., Наши традиции, «СМ», 1966. No 12; Михайлов Дж., Кобищанов Ю., Удивительный мир африканской музыки, в кн.: Африка еще не открыта, М., 1967; Виноградов В. С., Музыка Гвинеи, M., 1969; Rattrey R. S., The drum language of West Africa «Journal of African Society», 1923, v. 22, No 87-88; Hоrnbоstel Е. М., African Negro music, «Africa», 1928, No 1; eго же, The ethnology of African sound instruments. «Africa», 1933, v. 4, No 2, 3; Varley D. H., African native music an annotated bibliography, L., 1936 (продолж. см. Merriam A.); Parmer H. G., A North African folk instrument, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1939, October; Edgerlу B., From the hunter’s bow, N. Y., 1942; Jones A., African music, Livingston (Rhodesia), 1943; его же, Studies in African music, v. 1-2, L., 1959; его же, Africa and Indonesia: The evidence of the xylophone and other musical and cultural factors, Leiden, 1964; Trасeу H., Chopi musiciens, L., 1948; Сarrington J. F., A comparative study of some central African gonglanguages, Brass., 1949; Merriam A., An annotated bibliography of African and African-derived music since 1936, «Africa», 1951, v. 21, No 4, October; его же, African music re-examined in the light of new materials from the Belgian Congo and Ruanda-Urundi, «Zaire», 1953, No 7, p. 244-53; его же, The use of music in the study of a problem of acculturation, «American Anthropologist», 1955, February; его же, The music of Africa, «Africa Report», 1962, June; Kirby P., The musical instruments of the native races of South Africa, Johannesburg, 1953; Кunst J., Ethnomusicology, The Hague, 1955, 1959, Suppl., 1960; Wachsmann K. P., Harp songs from Uganda, «Journal of the International Folk Music Council», 1956, v. 8; Сalame-Griaule G., Сalame В., Les carnets critiques. Introduction а l’йtude de la musique africaine, P., 1957; Weman H., African music and the Church in Africa, Uppsala, 1960; Кubiсk G., Afrikanische Musikkultur, «Monat», 1961, November; его же, Die Situation der Musik Afrikas, «Neues Afrika», 1962, No 9; Nketia Kwabena, African music in Ghana, Accra, 1962; Оbama J. В., Musique africaine traditionelle, «Africa», Rome, 1962, No 3; Thieme D., African music, Wash., 1964; Вrandel H., The music of Central Africa, N. Y., 1965; Eсhezоna W. W. С., Ibo music, «Nigeria», 1965, March; Euba A., Music adapts to a changed world, «Africa report», N. Y., 1970, November, p. 24-27.
Л. О. Голден.
Полезное
Смотреть что такое «Африканская музыка» в других словарях:
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
Африка. Музыка — Фигурка барабанщика. Дерево. Конго. Музыка необходимый, повседневный компонент жизни каждого африканца, она неотделима от быта. Музыка неизменно присутствует во всех формах общественной жизни: звучит по поводу официальных и церемониальных… … Энциклопедический справочник «Африка»
Латиноамериканская поп-музыка — Направление: Поп музыка, латиноамериканская музыка Истоки: Испанская музыка, африканская музыка, азиатская музыка Место и время возникновения: Латинская Америка Годы расцвета … Википедия
Наука и культура. Музыка — Ансамбль иеса. Куба. Наука и культура. Музыка Музыкальная культура Латинской Америки сформировалась на основе американской (индейской), европейской и африканской музыки. Эти три генетические корня чётко прослеживаются в современной народной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Этническая музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Кубинская музыка — О музыке коренных обитателей Кубы индейцев гуанахатабибес, сибонейес и таинос сохранились лишь свидетельства летописцев конкисты. Из их описаний известно, что главной формой коллективного песенно танц. иск ва индейцев были т.н. ареито, в… … Музыкальная энциклопедия
Южно-Африканская Республика — гос во на Ю. Африки. Название по расположению гос ва на самом Ю. материка Африка. До 1961 г. брит, доминион Южно Африканский Союз, союз англ, колоний и быв. бурских республик. См. также Трансвааль. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия
Южно-Африканская Республика — ЮАР (Republick van Suid Afrika, Republic of South Africa). I. Общие сведения ЮАР государство на крайнем юге Африки. Граничит на С. с Ботсваной и Южной Родезией (Зимбабве), на С. В. с Мозамбиком и Свазилендом, на С. З. с… … Большая советская энциклопедия
Южно-Африканская республика — Государственные герб и флаг Южно Африканской республики. Южно Африканская республика (африкаанс Republiek van Suid Afrika, англ. Republic of South Africa). Общие сведения. ЮАР государство на крайнем юге Африки. На западе омывается водами… … Энциклопедический справочник «Африка»
Провинция (Южно-Африканская Республика) — Координаты: 28°37′00″ ю. ш. 24°20′00″ в. д … Википедия
Африканская музыка что это
На территории Африки распространены муз. культуры разл. историч. и этнич. происхождения. Почти каждое племя и каждый народ имеет свою муз. культуру, самобытный муз. стиль. Под А. м. обычно подразумевается муз. культура афр. народностей, живущих к югу от Сахары, для к-рых характерны общность муз. языка, музыкального инструментария, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.
Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. элементов, чему в большой мере способствовали религиозные тайные об-ва. Они оказывали существенное влияние на обществ. и социальную жизнь, из поколения в поколение подчиняя молодых людей строгим канонам племенных обычаев. Старейшие представители племени обучали молодёжь обрядовым песням и танцам, а также игре на различных музыкальных инструментах.
Во мн. странах Зап. Африки большой популярностью пользовались гриоты (каста сказителей, певцов, поэтов, музыкантов). Нек-рые из них жили в семьях вождей, прославляли ратные подвиги, мудрость и щедрость своих хозяев, славные дела их предшественников. Другие бродили по деревням, участвовали в разл. празднествах. В песнях, исполняемых под аккомпанемент какого-либо струн. инструмента, они рассказывали историю своего народа, его легенды и мифы, воспевали героев. (В 20 в. гриотами стали называть всех, кто поёт, играет на муз. инструментах.)
В дальнейшем в развитии А. м. появились новые тенденции, связанные с историей европ. народов. В 15 в. Португалия открыла эпоху работорговли в Африке. Вслед за Португалией сюда проникают др. европ. гос-ва. В 15-18 вв. африканцы заимствовали нек-рые европ. муз. инструменты. Напр., народы, живущие на побережье Зап. Африки, усвоив бондарство, вместо выдалбливания барабанов целиком из ствола дерева, стали делать их из отдельных досок.
Несмотря на влияние европ. церк. музыки на пар. вок. музыку африканцев, последняя в своей основе оставалась африканской. Воздействие европ. музыки не ограничивалось областью церкви (позднее европ. музыка всё чаще стала звучать в виде маршей, модных песенок), оно приводило к изменению афр. мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс характерен в основном для афр. городов, в сельских же местностях (т. е. в подавляющей части Африки) он незначителен и проследить его труднее.
Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от историч. процессов, происходящих в Африке после 2-й мировой войны 1939-45. В странах, где к власти пришли более радикальные представители нац.-освободит. движения, культура рассматривается как важный рычаг идеологич. развития, как показатель роста нац. самосознания. При Организации африканского единства создана спец. комиссия по вопросам просвещения и культуры. Проблемы духовной культуры (в т. ч. музыкальной) являются предметом обсуждения мн. конференций, конгрессов.
На 1-м Междунар. конгрессе негр. писателей и деятелей культуры (1956, Париж) была принята резолюция о необходимости глубокого изучения афр. культур. На 2-м конгрессе (1959, Рим) работала комиссия по иск-ву, занимавшаяся и муз. проблемами. Междунар. симпозиум по афр. культуре (1961, Ибадан) затронул вопросы о развитии нар. музыки, об её роли в проф. культуре, об использовании фольклора, о подготовке музыкантов. 1-й Междунар. конгресс африканистов (1962, Аккра) поставил важнейшие вопросы: единство и многообразие А. м., пути её развития, соотношение совр. и традиционного, изучение А. м., методы обучения и т.д. 1-й Всеафр. фестиваль иск-ва (1966, Дакар) продемонстрировал достижения афр. муз. культуры и способствовал её развитию.
Для совр. муз. жизни Африки характерно появление новых муз. форм. Этот процесс связан с социальными и политич. переменами, происшедшими в Африке за последние два десятилетия: рост городов, промышленности, усиление миграц. процессов из деревень в города, из отсталых в экономич. отношении р-нов в более развитые, контакты с Европой (мн. афр. студенты получают образование в др. странах, в т. ч. в СССР), научно-техническая революция (радио, кино, телевидение). Новые музыкальные формы создаются на основе нар. А. м., но с использованием европ. гармонии и инструментария (особенно совр. дух. инструментов, гитары). Такое сочетание народного и европейского характерно для стиля хайлаф (этот термин обозначает также манеру танца, популярного во мн. странах Африки).
В сложных условиях развивается афр. культура в ЮАР. Афр. артистам приходится бороться против сегрегации и расизма, за предоставление им сцены, конц. площадок. По расистским законам ЮАР на спектаклях и представлениях запрещается присутствовать одновременно африканцам и белым. Лишь немногим африканцам удаётся получить муз. образование.
В совр. Африке создаются проф. муз уч. заведения. Почти во всех независимых странах Африки возникли центры муз. культуры, к-рые, наряду со сбором фольклора, организуют ансамбли песен и танцев, осуществляют постановки муз спектаклей.
Интенсивно развивается муз. культура в странах Зап. Африки (Гана, Нигерия, Сенегал и др.). Музыкой занимаются в высших уч. заведениях, в т. ч. в Ин-те по изучению Африки при ун-те Ганы (в ин-те организованы студенч. симф. оркестр и хор). В странах Вост. Африки эти процессы идут медленнее, т. к. данные страны вступили на путь независимою paзвития позднее и их экономич. уровень не позволяет им уделять должное внимание развитию муз. культуры.
Литература: Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн.: Долганев Е. Е., Страна эфиопов (Абиссиния), СПБ, 1896 (прилож. 1-32); Переверзев Л., Антология африканской народной музыки, «СМ», 1959, No 11; его же, Африканская симфония, «СМ», 1964, No 4; его же, К проблеме изучения музыкальной культуры народов Африки, в сб.: Музыка народов Азии и Африки. Сост. и ред. В. С. Виноградов, М., 1969, с. 186-201; Голден Л. О., Говорящие барабаны, «СМ», 1964, No 4; её же, Перспективы народного театра, «СМ», 1966, No 12; её же, Традиции и перспективы развития музыкальной культуры народов Азии и Африки, «Народы Азии и Африки», 1972, No 3; Конен В., Пути американской музыки, M., 1965; Нкетия К., Наши традиции, «СМ», 1966. No 12; Михайлов Дж., Кобищанов Ю., Удивительный мир африканской музыки, в кн.: Африка еще не открыта, М., 1967; Виноградов В. С., Музыка Гвинеи, M., 1969; Rattrey R. S., The drum language of West Africa «Journal of African Society», 1923, v. 22, No 87-88; Hоrnbоstel Е. М., African Negro music, «Africa», 1928, No 1; eго же, The ethnology of African sound instruments. «Africa», 1933, v. 4, No 2, 3; Varley D. H., African native music an annotated bibliography, L., 1936 (продолж. см. Merriam A.); Parmer H. G., A North African folk instrument, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1939, October; Edgerlу B., From the hunter’s bow, N. Y., 1942; Jones A., African music, Livingston (Rhodesia), 1943; его же, Studies in African music, v. 1-2, L., 1959; его же, Africa and Indonesia: The evidence of the xylophone and other musical and cultural factors, Leiden, 1964; Trасeу H., Chopi musiciens, L., 1948; Сarrington J. F., A comparative study of some central African gonglanguages, Brass., 1949; Merriam A., An annotated bibliography of African and African-derived music since 1936, «Africa», 1951, v. 21, No 4, October; его же, African music re-examined in the light of new materials from the Belgian Congo and Ruanda-Urundi, «Zaire», 1953, No 7, p. 244-53; его же, The use of music in the study of a problem of acculturation, «American Anthropologist», 1955, February; его же, The music of Africa, «Africa Report», 1962, June; Kirby P., The musical instruments of the native races of South Africa, Johannesburg, 1953; Кunst J., Ethnomusicology, The Hague, 1955, 1959, Suppl., 1960; Wachsmann K. P., Harp songs from Uganda, «Journal of the International Folk Music Council», 1956, v. 8; Сalame-Griaule G., Сalame В., Les carnets critiques. Introduction а l’йtude de la musique africaine, P., 1957; Weman H., African music and the Church in Africa, Uppsala, 1960; Кubiсk G., Afrikanische Musikkultur, «Monat», 1961, November; его же, Die Situation der Musik Afrikas, «Neues Afrika», 1962, No 9; Nketia Kwabena, African music in Ghana, Accra, 1962; Оbama J. В., Musique africaine traditionelle, «Africa», Rome, 1962, No 3; Thieme D., African music, Wash., 1964; Вrandel H., The music of Central Africa, N. Y., 1965; Eсhezоna W. W. С., Ibo music, «Nigeria», 1965, March; Euba A., Music adapts to a changed world, «Africa report», N. Y., 1970, November, p. 24-27.
АФРИКАНСКАЯ МУЗЫКА
АФРИКАНСКАЯ МУЗЫКА – музыкальная культура народов Африки, живущих южнее Сахары.
В плане музыкальной культуры этот континент, на котором расположены более 50-ти государств, представляет собой пеструю мозаичную панораму. В ней тысячелетние традиции африканских народов соединились с музыкальными культурами Европы, Азии, Индии и Америки. Ее отличает общность музыкального языка и музыкального инструментария, закономерности ритмики и ладовой системы, а также стойкость традиционных элементов. В региональном плане к понятию «африканская музыка» относится также музыкальная культура стран Северной Африки (см. также ИСЛАМСКАЯ МУЗЫКА). В рамках небольшой по объему энциклопедической статьи сложно охватить все страны континента. Специфика музыкальной культуры отдельных африканских государств дана в разделе «Музыка» в статьях рубрики «Страны мира».
Народы африканских стран очень музыкальны. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни африканцев всех регионов континента. Музыка, пение и танцы являются важными элементами разнообразных обрядов, многие из которых сохранили свою значимость и основную структуру до наших дней. Во многих африканских культурах существует представление, что музыка обладает особой витальной (жизненной) силой, а мир держится именно на музыке, пении и танце. Игра на музыкальных инструментах существует как отдельный жанр и в качестве аккомпанемента.
История формирования и взаимодействие с культурами Европы, Азии и Америки. Многие из африканских народов имеют древние традиции, которые закладывались и развивались в период существования раннегосударственных образований (Буганда, Канем-Борну, Конго, государства народов хауса в Судане и др.). Музыка Мали сформировалась под влиянием культуры средневековых государств Мали, Ганы и Сонгай. Формирование музыкального искусства в Нигерии связано с государствами народов хауса, йоруба, бини (Ифе, Бенин и др.). При дворах их правителей, а также в средневековых государствах Лунда и Ндонго (Ангола) существовали придворные церемониальные оркестры. Музыкальные придворные ансамбли были также в средневековых государствах Уньоро, Нкоре и Торо (Уганда). На музыкальные традиции Зимбабве и Мозамбика большое влияние оказало искусство маромбе – придворных музыкантов периода государства Мономотапа (12 – кон. 17 вв.). Национальная музыка многих западноафриканских стран (Бенина, Гамбии, Нигера, Сенегала) сформировалась и тесно связана с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке).
Арабская музыкальная культура оказала влияние не только на музыку государств Северной Африки (начиная с 7 в н.э.), но и на культуру современных Гвинеи, Ганы, Гамбии (прежде всего у народа волоф), Кении, Кот-д’Ивуара, Мадагаскара (гл. обр. влияние египетской музыки), Малави, Нигерии, Сенегала, Того и др. В основном в соответствии с мусульманскими традициями сформировалась и развивается музыка на Коморских Островах. Арабское влияние сказалось на музыке суфийских братств, прежде всего в странах Западной (Сенегал, Нигер) и Восточной (Судан) Африки.
В процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканской музыкальных культур сформировалась музыка Судана. Под влиянием культурных традиций Азии сформировалась музыка Реюньона (прежде всего индийских), Мадагаскара (народов Индонезии), Эритреи.
В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и распространения христианства сформировались песенные стили, в которых объединились африканские и европейские музыкальные элементы, получили распространение церковные песнопения. Усиление роли христианства способствовало отмиранию культовой музыки, которая была одним из основных видов африканской музыкальной культуры. Европейская церковная музыка оказала значительное влияние на вокал и музыкальный инструментарий местных народов. Тем не менее, во многих странах долгое время не приживались игра на органе и колокольный звон (например, в Уганде). С течением времени европейская церковная музыка на африканской почве видоизменилась: в процесс богослужения часто включаются танцы, игра на барабанах и другие элементы. Музыкальные традиции Франции вобрали в себя музыка Мадагаскара, Сенегала и др. стран, Португалии – музыка Анголы, латиноамериканские традиции присутствуют в музыке Кабо-Верде.
В свою очередь, африканские музыкальные традиции, привезенные рабами из Африки в Новый Свет, значительным образом повлияли на музыку США и особенно стран Латинской Америки (Бразилии, Гаити, Кубы). Трансформация африканской традиции в американской среде привела к появлению в США в кон. 19 в. новых музыкальных жанров, в т.ч. блюза и спиричуэлса. На культуру Бразилии и некоторых стран Карибского бассейна повлияла музыка рабов-йоруба из Нигерии.
В некоторых странах выходцы из Азии, Индии и Латинской Америки продолжают хранить свои музыкальные традиции. Прежде всего, это касается выходцев из Латинской Америки и Индии. В культуре креолов на Реюньоне (владение, «заморский департамент» Франции в Индийском океане), на Маврикии и Сейшельских Островах сохранилась возникшая в период рабства сега – импровизированный сюжетный спектакль-танец в сопровождении музыки и характерного речитатива на креольском наречии. Индийский праздник «малабар» (в пер. – «путь к огню»), распространенный на Реюньоне, представляет собой шествие празднично одетых мужчин и женщин в сопровождении барабанщиков к огромному пылающему костру, завершающееся коллективным танцем вокруг него. Служитель культа совершает жертвоприношение (попугаев или козлят), и участники церемонии под речитатив бросают в огонь ветки цветущего миндаля. На Маврикии выходцы из Индии сохранили жанровое разнообразие музыки и танцев своих предков, искусство игры на национальных музыкальных инструментах – ситаре, табле и вине. В этом островном африканском государстве сегодня работают профессиональные школы индийской музыки и танца.
Африканская музыка и современность.
В период борьбы за независимость во многих странах континента (Анголе, Замбии, Мозамбике, ЮАР и др.) появились и получили широкое распространение т.н. «героические песни», в которых прославлялась родина и звучали призывы к борьбе за ее свободу. Освобождение африканских государств от колониальной зависимости в 1960-е способствовало активному развитию их культуры, в т.ч. музыкальной. Началось развитие профессионального искусства. В 1940–1950-е начала складываться композиторская школа в ЮАР (композиторы А. ван Вик, Б.Герстман, Дж. П.Моханелоа, П.Рейнир, Г.Фаган). С 1960-х собственные композиторские школы созданы и в других африканских странах – Анголе (Ж.М.Машаду, Ф.Мукенга, Ф. да Сиш), Гане (Э.Аму, Ф.Гбехо, А.Кропер, М.Оппонг), Нигерии (С.Акпабот, А.Банколе, Ф.Сованде, А.Юба), Кении, Уганде, Судане (И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль), Танзании (Э.Макала, Д.Мбилиньи, Л.Филлипо) и др.
Важным направлением стало создание национальных ансамблей, творческих музыкальных коллективов и организация всевозможных фестивалей и конкурсов. Например, в Кот-д’Ивуаре в 1970–1980-х созданы Национальная балетная труппа фольклорного танца и музыкальная группа «Гюла». В Кабо Верде из множества музыкальных коллективов особой популярностью пользуются «Булимунду» и «Тубароиш». В 1990–2000-х стал популярным танцевальный ансамбль «Мойо эту». Музыкальные коллективы из многих африканских стран приезжали с гастролями в Советский Союз и Российскую Федерацию. В 1960–1980-е в Москве, Ленинграде, Киеве и др. городах выступали национальный ансамбль танца «Малимба», оркестр радио г.Лусака, квартет братьев Макома, квартет «Крестоносцы» из Замбии, Национальный балет и Национальный ансамбль песни и танца Бенина, Национальный ансамбль балета Сенегала, национальные ансамбли Гамбии (1977), Мали, Мозамбика, Нигера (1981) и др. стран. В 1985 во время XII фестиваля молодежи и студентов в Москве выступал намибийский музыкально-танцевальный ансамбль «Ндилимани». В 1990-е и начале 2000 в Москве успешно проходили гастроли музыкальных коллективов из Анголы и ЮАР. В 2000 и 2003 с большим успехом прошли гастроли завоевавшей мировую известность певицы из Кабо Верде Сезарии Эворы.
Музыкальный инструментарий.
Отличается разнообразием, главные виды появились и сформировались еще в эпоху первобытного общества. Основу инструментария составляет группа ударных инструментов, в которой центральное место занимают разнообразные барабаны (без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с одной или двумя мембранами). Самые древние – барабаны без резонатора. В Кении, Нигерии, Танзании и Уганде барабаны издавна служили символами королевской власти. Например, у музыкантов дворцовых оркестров средневековых государств йоруба (Нигерия) существовал специальный «язык барабанов», на котором они обращались к народу от имени правителей. В Зимбабве барабаны использовались в исключительно важных ритуалах, считались священными музыкальными инструментами и находились на хранении у местных вождей. Барабаны используются при исполнении традиционной и современной музыки, сопровождении песен и танцев, они играют важную роль в ритуальных и обрядовых действиях. Барабаны выполняли функцию передачи сообщений; сложились своеобразные музыкальные фразы, означающие понятия «смерть», «рождение», «опасность» и пр.
У народов банту в Южной Африке распространены барабаны-фартуки без резонаторов, в Нигерии среди многих видов барабанов выделяются цилиндрические барабаны в виде песочных часов с двумя мембранами и одномембранные, которые во время игры носят на шее. В Габоне широко распространены барабаны-литавры. Играют на литаврах под названием «нуггара» и в Судане. Тамтамы особенно часто встречаются в Кот-д’Ивуаре, Намибии, Джибути и др. Странах. В Того в инструментарии народа кабье присутствуют спаренные барабаны разного размера (донга), а гриоты у народов бассари и конкомба используют т.н. «говорящие барабаны» продолговатой формы под названием «кулум». Барабаны широко распространены также в Анголе (пуита), Гамбии (бантаро, кутиро, памиела, тама), Бенине, Зимбабве (мутанда, нгома, нгури), Камеруне (мбэ, эндум), Мадагаскаре (дзембе, нлапа), Малави, Мали (табала, боло-бого, бой), Лесото (секупу, моропа), Танзании (абафуму, кербе), Нигере (калангу, карангажи, харре, эттебель), Судане (дингир, долюка, табл, тар), Чаде и др.
В африканских странах широко распространены ксилофоны – ударный самозвучащий инструмент в виде деревянной рамы, к которой крепятся деревянные пластинки разной длины с резонаторами в виде сосудов, изготовленных из глины или высушенных тыкв. В Африке этот инструмент называют балафоном, количество деревянных пластинок в нем колеблется от 15-ти до 22-х. Его появление связывают с проникновением на континент предков индонезийцев. Балафоны являются главными музыкальными инструментами в странах Южной Африки (ок. 50-ти разновидностей). Мозамбикские музыканты считаются в Африке искусными мастерами игры на этом инструменте. Популярен он также в Анголе (киссанджи, маримба), Бенине, Габоне (ибека, мендзан), Гамбии, ДРК (линзи, нгука, эндара), Камеруне (миндзан и др.), Малави, Мали, Сенегале, Чаде и на Мадагаскаре.
В Бенине распространены гонги. К ударным относится также мбира – самозвучащий инструмент, состоящий из резонаторного корпуса, сделанного из высушенной полой тыквы, панциря черепахи или выдолбленного дерева, а также прикрепленных к нему пластинок-язычков. Последние изготовляются из металла, дерева или бамбука, их численность варьируется от 4-х до 30-ти штук (в Танзании встречается мбира, имеющая 45 пластин-клавиш). Особенно распространена мбира в Зимбабве, где существуют несколько ее разновидностей – мбира дза вадзиму, мбира дза вандау, калимба и нджари. Одну из этнических групп Зимбабве, розви, называют «людьми мбиры». Очень популярен этот ударный инструмент в Мозамбике, Ботсване и Танзании. В Замбии и ДРК мбира называют некоторые видов ксилофонов (балафонов).
К группе ударных инструментов относятся также погремушки (матло в Ботсване, лала и хорде в Гамбии, морутлхоана и сетиоли в Лесото, джан-джама и зари в Нигере, бухса в Судане, ассогоэ в Того. В Уганде встречаются погремушки, изготовленные из игл дикобраза, колокольчики (трубчатый колокольчик нгаринья в Гамбии, бубенцы авага в Того, колокольчики лонгу в Анголе, металлические колокольчики мангененгене в Лесото и др.), скребки, трещотки (севуву в Лесото, кифафа на Мадагаскаре, домбо и куарийя в Нигере. Трещотки распространены также в Бенине, Габоне, ДРК, Кот-д’Ивуаре и Мали. Погремушки, колокольчики и трещотки особенно популярны в музыкальных ансамблях стран Южной Африки.
Распространены струнные инструменты. Одним из самых древних является музыкальный лук. Он представляет собой гибкую палку, к концам которой крепится струна (иногда их три), в качестве резонатора используются высушенная тыква, панцирь черепахи или кокосовый орех. Музыкальный лук представлен в инструментарии подавляющего большинства африканских стран – Анголы (мбулумбумба), Ботсваны (секокване), Гамбии, Зимбабве (димгва, чимазамби, чипендани), Кении, Мадагаскара, Малави (нкангала), Мозамбика (катимбва, чизамби, читенде), Лесото (сетолотоло, сомо), Уганды (секитулеге), Сенегала, ЮАР (гора). В Западной Африке, прежде всего в Гамбии, Гвинее, Кот-д’Ивуаре, Мали и Сенегале, популярен многострунный (до 21 струны) инструмент под названием «кора». На нем в основном аккомпанируют себе гриоты.
В группу щипковых струнных инструментов входят также разновидности арфы, лютни, лиры, гитары и цитры. Отличаются своеобразием арфы и лютни в Кот-д’Ивуаре. Арфы распространены в ДРК, Гамбии (болон), Габоне (мвет), Камеруне (нгомби), Мали (гингиру) и др. В Намибии есть струнный инструмент гуаши, напоминающий арфу. Разнообразные лютни широко используются в традиционной музыке Гамбии (коалам, континге, халам, ходду), Мали (нгони; корпус т.н. «лютни колдуна» (субала-нгони) имеет форму фигуры человека; напоминает лютню инструмент туарегов под названием имзад). Распространены лютни в ДРК, Бенине, Гане (суперева), Камеруне (молору, сансы), Мозамбике, Нигере (готе, инзаг, кунтиги, моло), Того (кибеу, чиму), Чаде. На своеобразных лирах играют в Мозамбике и Анголе (отьикумбу). Гитара присутствует в музыкальном инструментарии Анголы (шингонгу), Кабо Верде (6-струнная), Габона, Кот-д’Ивуара, Мозамбика (2-струнная), Намибии. На Мадагаскаре популярен инструмент под названием «кабуси» – разновидность гавайской гитары. На цитрах играют музыканты Камеруна, Лесото (машоло-шоло), Мадагаскара (дзидзивуатаву), Мозамбика (бангве, панго). На Мадагаскаре одним из самых популярных музыкальных инструментов является валиха – разновидность трубчатой цитры, изготовленной из бамбука. В зависимости от количества струн (до 80), инструмент называется вата, намибуля, турука и др.
Распространены струнные смычковые инструменты. Своеобразные африканские скрипки есть в Судане, Анголе (3-струнная скрипка каляля), Гане (1-струнные монохорды), Гамбии (ньяаньюру), Малави (1-струнная мнголи), Мозамбике (1-струнные такаре и ребека). В Гамбии и Сенегале играют на струнном инструменте под названием «гнагнур», в Зимбабве – на мукубе (1-струнный), на Сейшельских островах популярны струнные инструменты бонн и зез, в Судане – дарбука.
Довольно разнообразна в африканских странах группа духовых инструментов, отличающихся по размерам и звучанию. Самыми древними являются различные рога, материалом для изготовления которых служат полые рога животных, кости, дерево, камыш или металл. Рога распространены в Ботсване (ритуальный рог мапата), Гамбии, Мали, Мозамбике, Сенегале. Африканские трубы у разных народов мало отличаются по форме, но различны по размерам и материалу, из которого они изготавливаются. Есть трубы в инструментарии Бенина, Ганы, Кот-д’Ивуара, Лесото (липхала), Мали, Мозамбика, Намибии, Нигерии (алгаита), Чада. Пигмеи ДРК используют деревянные трубы молимо. Флейта присутствует в музыкальном инструментарии всех африканских народов. На т.н. «флейтах Пана» играют музыканты в Анголе, Уганде, Мозамбике (здесь они состоят из нескольких соединенных между собой трубок). Есть флейты в Бенине, Ботсване (дитлак), Гамбии, Гане (талетенга, одуругья, юа), Кот-д’Ивуаре, Мали, Мозамбике, Камеруне (санри, алгаита), Лесото (леколило и пхалана), Нигере (сайсей, сареуа, тасинсак), Сенегале, Судан (зумбара), Того (йило), Чаде и на Мадагаскаре (ам, луканга). Распространены также гобой (Нигер, Чад) и кларнет (Чад). В Намибии популярны саксофоны, на Мадагаскаре распространены аккордеоны. В ДРК играют на деревянных свистульках (пики, сегбе); в Ботсване распространены полые дудки квади, лосиба и сеганкуру. Разнообразные дудки, рожки и свирели находятся в инструментарии музыкантов Бенина, Габона, Зимбабве, Намибии и Нигера. К своеобразным духовым инструментам относятся гарин и пенах (Судан).
Встречаются специфические музыкальные инструменты – банджа (пара деревянных палок, которые ударяют друг о друга) у пигмеев ДРК, древний однострунный инструмент симбоа (сделан из скорлупы кокосового ореха) в Кабо Верде. В Танзании у народа сандаве одним из ударных инструментов является ящик, изготовленный из дерева маапи, по которому для извлечения звука бьют деревянными палками. В Гане есть губной лук под названием «бента».
В некоторых странах (Мали и др.) существуют жанровые, кастовые и ритуальные ограничения при использовании музыкальных инструментов. В Мозамбике на музыкальных инструментах играют в основном мужчины. На о.Реюньон на музыкальных инструментах раване, темпо и мараване играют только мужчины. У народа тукулер (Сенегал) на барабанах палиела могут играть исключительно женщины.
Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат дерево, металл, кожи и рога диких животных и рептилий, бивни и клыки слонов, глина, бамбук, лоза, тростник, стебли проса и кукурузы, высушенные плоды и семена растений (баобаба, тыквы и др.), скорлупа кокосового ореха и пр. Очень часто инструменты украшаются резьбой и рисунками. Коллекции музыкальных инструментов народов Африки представлены во многих национальных музеях африканских стран и музеях мира. В экспозиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге находятся, например, струнные музыкальные инструменты народа бамбара, погремушки из Уганды и др.
Музыкальные жанры.
Музыка отличается разнообразием жанров, которые постоянно развиваются и видоизменяются. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы находятся в тесной связи между собой (за редким исключением – в Лесото, например, песни делятся на ка маото (сопровождающие танцы) и хо энгое (песни без движений, исполняющиеся во время обряда инициации, а также колыбельные, поминальные и др.). У народа сото (Южная Африка) песни также делятся по такому принципу. Исключение составляют пигмеи Центральной Африки, у которых инструментальная музыка, как отдельный вид искусства, практически не существует. Африканская музыка (особенно музыка народов, говорящих на языках банту) отличается ритмичностью. Ритм является одним из самых своеобразных и выразительных художественных средств музыки африканских народов. У некоторых их них ритмическая структура музыки очень сложная, что наиболее наглядно проявляется в ансамблевой игре на барабанах. Общий ритм музыки создается также ритмами вокального исполнения и часто сопровождающего его хлопаньем в ладоши. Необыкновенное чувство ритма, который доминирует в музыке, присуще народам Мозамбика, Демократической Республики Конго (ДРК) и др. В Уганде, например, каждый из многочисленных ритмов имеет определенное название.
Инструментальная игра.
Является наиболее часто встречающейся формой игры на музыкальных инструментах. Ансамблевая игра на музыкальных инструментах популярна в Замбии, Кении, Мали, Танзании, Уганде, ЮАР и др. В Чаде особой популярностью пользуются инструментальные ансамбли из трех больших двусторонних барабанов. В 20 в. стала популярной игра на гитаре, саксофоне и трубе (Зимбабве, Намибия и др.). После Второй мировой войны в Габоне стала популярной музыка духовых оркестров. В г.Претория (ЮАР) работает джазовый квинтет под управлением Д.Брубека и Б.Рачабане. Осенью 2005 очередной мировой рекорд, занесенный в книгу Гиннеса, установлен в Кении: ансамбль из 8 кенийских и одного нигерийского музыкантов играли на барабанах в течение двух суток.
Песни.
Хорошо развито пение, которое является обязательной составной частью многочисленных ритуалов и праздников. Среди многочисленных песенных жанров выделяются обрядовые, героические, колыбельные, трудовые, игровые, церемониальные, лирические и др. песни. Отдельную группу представляют ритуальные песни (Замбия, Сенегал и др.), исполняющиеся под аккомпанемент барабанов, в них обязательно принимают участие медиумы (колдуны). В Чаде особо популярны хвалебные песни, часто сопровождается хлопаньем в ладоши. В Кабо Верде наряду со стилем морна (короткие печальные песни о тяготах судьбы эмигрантов), существует коладейра – радостные и жизнеутверждающие песни.
Распространено как хоровое, так сольное и ансамблевое пение. Хоровое пение часто является обязательной составной частью многочисленных ритуалов и праздников, оно присуще народам Зимбабве, Габона (особенно у народов фанг, пуну, теке), Мали, Мозамбика, Намибии, Уганды. Полифонические приемы применяются в хоровом пении у народов матабеле и шона в ЮАР. Кстати, в Намибии в хоровом исполнении преобладает пение на четыре голоса, а в Мозамбике смешанные хоры (с совместным участием мужчин и женщин) встречаются довольно редко. На развитие хорового пения значительное влияние оказало распространение европейской церковной музыки. Разнообразны манеры вокального исполнения. Например, в Гане у народов акан и эве принято пение, в котором применяется открытый звук (иногда доходящий до фальцета), а в Габоне у народа бопоиноу пение спокойное и мягкое. В сольном исполнении допускаются импровизации с текстом и мелодией, в хоровом оно подчинено установленным традициям. В Эритрее и Эфиопии (северо-восточная Африка) популярно творчество бродячих певцов «хамина». До наших дней в государствах Западной Африки сохранилось искусство профессиональных сказителей и музыкантов-певцов гриотов. В Бенине и др. странах распространено многоголосное ансамблевое пение. Смешанное (сольное и хоровое) пение популярно на Мадагаскаре.
Танцы.
Сложились как жанр задолго до н.э. (согласно памятникам наскальной живописи, ок. 8–6 тысячелетия до н.э.). Именно танец был частым сюжетом наскальных рисунков бушменов (сан) Южной Африки. Африканский танец, важным элементом которого является ритм, неразрывно связан с музыкой, прежде всего, ударных инструментов. Танец представляет своеобразный синтез мелодии, движений, красок, звуков, пантомимы и не всегда понятен неподготовленному европейскому зрителю. Зачастую африканский танец – это театрализованное действие, в котором участники используют разнообразные маски, татуировки, ходули, не говоря уже о красочных костюмах. Исторически танец у многих африканских народов Тропической Африки был связан с охотой и земледелием. У них распространены т.н. «танцы охотников» (лингун – Бенин, мдомнаг – Чад, ндламу – ЮАР), «танцы урожая» (кинион-пли – Кот-д’Ивуар, игома – ЮАР, адеун – Того и др.). Облаченные в шкуры обезьяны, леопарда или др., украшенные многочисленными перьями и браслетами танцоры изображали различных животных во время охоты.
Песни и танцы сопровождают многочисленные традиционные ритуалы – свадебные, погребение и пр. Иногда в одних и тех же ритуалах музыке присуща неодинаковая степень важности. К примеру, в Гане, сопровождая свадебные церемонии у народов адангме и дагбани, у народа акан она практически отсутствует. Особое место принадлежит ритуальным танцам, прежде всего связанных с культом духов предков и силам природы. Отличаются своеобразием танец поклонения предкам хунгян (Бенин), «танцы огня» тобол (Того) и кауэма (Ангола), красочные «танцы масок», символизирующие духов (Замбия и др.). Важная роль принадлежит танцам, которые посвящены инициации (обряд перехода в категорию взрослых). Они сохранились и в наше время в Гане, Кении, Нигерии, Свазиленде («тростинки»), Судан (камбала), Танзании, Того (акпоссе), Чаде (баиян, ндассьон и ндон мбесси) и др. странах. Интересны также обрядовые и ритуальные танцы народов Анголы (батуке у народа конго, кауэма и чисела у чокве), Бенина (магический ночной танец зангбето, «танец бичевания» у народа фульбе, сато – «танец сирот»), Кот-д’Ивуара (гë-гблин – «люди на ходулях»), Малави (вимбуза – танцы врачевания), Чада (кляг – выполняется во время ритуала погребения), Судан (мошемба – танец шаманки). Особую группу составляют «воинственные танцы» – мокоротло (Лесото), индингала (Малави) и др.
Сохраняются традиции народного танца в Сан-Томе и Принсипи: д’жамби, уссуа (похож на европейскую мазурку), теша, игровой танец блигá. На Мадагаскаре, помимо местного танца салеги, распространены вальсы и танцы зук, квасса-квасса, сукус, а также сега – импровизированный сюжетный спектакль-танец в сопровождении музыки и характерного речитатива. В Чаде популярен развлекательный танец под названием «дара».
У народов некоторых стран существует разделение танцев на «мужские» и «женские». Оно особенно заметно в танцевальном искусстве Коморских Островов. К мужским относятся канза (африканский танец с палками), меренга (танец с элементами бокса), танцы рассиа (с саблями) и там-там-де-беф (с элементами корриды). Женские танцы – африканские вахада (танцы со ступой), тари и арабский танец с платком под названием «шигона». В Судане отличаются своеобразием мужской (арда) и женский («голубь») танцы народов центральных провинций. На Реюньоне во время танца мужчинам и женщинам нельзя прикасаться друг к другу, на женщинах должны быть надеты длинные широкие юбки. В Лесото существует мужской танец мохобело. Женские танцы распространены в Малави (чивода, висекесе) и Свазиленде («танец с ножами»). Среди смешанных танцев можно назвать мокхибо (Лесото), сопровождающийся барабанной дробью и хлопаньем в ладоши, и нгома (у народа нгони в Замбии).
Хотя многие обрядовые и ритуальные песни и танцы с течением времени видоизменились, они не утратили своей самобытности. Например, в Мозамбике по-прежнему во время праздников исполняют танцы ваджава (посвящение мужчин), макваэла (танец уходящих на заработки в ЮАР), м’ганда, мапико (обрядовые танцы изгнания духов), нондже, шигубо и др.
В условиях становления профессионального музыкального искусства в Африке по-прежнему нет четкой границы между исполнителями и зрителями (в европейском понимании значения этих слов). Присутствуя на каком-либо празднике или при исполнении традиционных ритуалов, в большинстве случаев каждый может стать участником действия (примеры тому – «танцы масок» в Замбии, «карнавалы победы» в Анголе, массовые карнавальные шествия в Кабо Верде и др.).
Музыкальные стили.
Неотъемлемой частью креольской культуры африканских государств, расположенных в зоне Индийского океана (Маврикий, Сейшельские Острова, Мадагаскар, Реюньон) является сега (см. выше). В Кабо Верде распространены стили: морна (короткие печальные песни о тяготах судьбы эмигрантов), коладейра (жизнерадостные песни), фунана (африканские мелодии) и бразильская самба. В музыкальной традиции Сейшельских Островов значительное место занимает романс, который исполняют исключительно на французском языке.
В 20 в. на континенте широкое распространение получила американская популярная музыка. В 1930–1950 в странах Южной Африки под ее влиянием, а также западноевропейской популярной музыки появились новые музыкальные стили – квела, мбубе, джайв и др. Сформировались и распространились также гитаристский стиль лумба (африканский вариант латиноамериканской румбы), в Намибии появился исполнительский стиль «намастап», напоминающий аргентингское танго, в Сенегале – стили фанк и регги, усилилось влияние латиноамериканской музыки в Анголе. В процессе исламизации африканских стран в последней четверти 20 в. отмечается воздействие на музыкальную культуру мусульманских традиций (Нигерия, Сенегал, Джибути, Коморские Острова и др.).
С серед. 1980-х творчество некоторых нигерийских музыкантов, прежде всего Кинга Сани Аде, исполняющего музыку в стиле джуджу, стало оказывать влияние на мировую популярную музыку. В нач. 2000-х в Западной Африке стал популярным стиль «хип-лайф» – смешение африканских мелодий с американским хип-хопом. Одним из его создателей и пропагандистов является музыкант из Ганы Рокстоун Реджи. В 2003 в Лесото появилось новое музыкальное направление под названием «мусорный фанк». Первый ансамбль, исполняющий музыку в этом стиле, – «Мелодии суто», – состоит из 7 молодых пастухов, которые в качестве инструментов используют самые разнообразные предметы (консервные банки, канистры из-под бензина, обломки водосточных труб, стиральные доски и пр.). В 2004 ансамбль записал свой первый альбом под названием «Звуки Лесото». Группа очень популярна в стране, в 2004 она участвовала в музыкальном фестивале, проходившем в Великобритании.
Музыка и театр.
Музыкальная культура в Африке тесно связана с театральным искусством. С глубокой древности ею сопровождались сельские праздники, культовые и бытовые обряды, а также религиозные церемонии, в которых присутствовали элементы театра. Традиционные танцы многих народов представляют собой театрализованное действие, например, в Мали танцы бака (у народа бобо), коно, такамба (у народа сонгаи), домба (у народа бамбара). Театрализованные музыкальные представления под названием стлева и тлунду являются непременным атрибутом праздников и торжеств на Сан-Томе и Принсипи. В Кабо-Верде распространены массовые театрализованные карнавальные шествия, участники которых в причудливых масках танцуют под аккомпанемент барабанов, ксилофонов и труб. В Того после Второй мировой войны возникли многочисленные т.н. «консерт-парти» (театрально-концертные коллективы). С 1978 в г.Луанда (Ангола) проходят красочные «карнавалы победы». В 2002 проведен уже 24-й карнавал. Становление профессионального театра в Нигерии начиналось с создания в серед. 1940-х в г.Лагос передвижных музыкально-театральных коллективов, которыми руководили Хуберт Огунде и Кола Огунмола.
Оперное искусство хорошо развито в Южно-Африканской Республике. Первый оперный театр открылся в г.Кейптаун в 1893. В 2005 в ЮАР переведена на язык коса и экранизирована знаменитая опера Жоржа Бизе Кармен. Это первый в истории перевод оперы на африканский язык. Сюжет классической оперы адаптирован к африканским реалиям – действие разворачивается в поселке для черных жителей близ г.Кейптаун. Главную роль исполнила один из авторов перевода – 29-летняя вокалистка Полин Малефане, которая неоднократно с успехом исполняла партию Кармен в театре. Премьера фильма была показана на фестивале «Берлинале»-2005. В апреле 2005 южноафриканские оперные певцы Сибонгиле Кумало и Сибонгиле Мнгома пели вместе с Л.Паваротти в Претории во время его концерта, который он дал в рамках всемирного прощального турне. Развивается оперное искусство и в странах Западной Африки. Автором первой нигерийской оперы, под названием Орукоро стал композитор А.Фиберезима.
Реализуется континентальный проект по созданию первой африканской оперы под названием Опера Сахеля. Музыку к ней совместно пишут композиторы Тунде Йегеде (Нигерия), Гу Ба (Сенегал), Зе Манел (Гвинея-Бисау) и Наваль (Коморские Острова). Проект финансируется за счет нидерландского Фонда принца Клауса. Над хореографическим решением будущего спектакля работает известная сенегальская танцовщица Жермэн Аконьи. Работа по художественному оформлению и костюмам доверена известному сенегальскому художнику и дизайнеру Уму Си. Завершение работы над музыкой к опере планируется к июню 2006. Премьеру африканской оперы решено провести в столице Мали г.Бамако. В 2001 в государственном театре г.Претория (ЮАР) осуществлена постановка балета Лебединое озеро. В 2002 в южноафриканский г.Греймстаун приезжала с гастролями труппа Большого театра.
Музыкальные фестивали и конкурсы.
С 1962 в тунисском городе Эль-Джем (недалеко от Карфагена) проводится ежегодный фольклорный фестиваль, а в последние годы в Тунисе проходит также фестиваль симфонической музыки. В 1966 Сенегал стал инициатором и организатором проведения 1-го Всемирного фестиваля негро-африканского искусства (ФЕСМАН). 2-й фестиваль прошел в г.Лагос (Нигерия) в 1977. ФЕСМАН-3 откроется в декабре 2006 снова в Сенегале. Стоимость организации фестиваля оценивается в 7,5 млрд. франков КФА (200 млн. долл. США), что в 3 раза больше суммы, потраченной на проведение 1-го фестиваля.
Важным культурным центром на континенте считается столица Мали город Бамако, в котором ежегодно проводятся несколько десятков музыкальных и танцевальных фестивалей. В 2002 в Бамако впервые прошел международный детский музыкальный фестиваль под названием «Веселый калейдоскоп». Ежегодные национальные музыкальные фестивали проводятся в Камеруне (г.Маруа), в ЮАР (г.Греймстаун) и др. В 2003 состоялся первый Сейшельский фестиваль искусств. В Кабо-Верде проводятся музыкальные фестивали при участии исполнителей из Анголы, Бразилии, Португалии и США. В г.Сен-Луи (Сенегал) проводятся фестивали джазовой музыки. В 2000 в г.Сан-Сити (ЮАР) проходил Всеафриканском фестиваль музыки.
В июне 2003 в г.Фес (Марокко) состоялся фестиваль духовной музыки мира, в котором приняли участие 25-певцов и музыкантов. Выступления на одной сцене музыкантов из США и Ирака стали ярким свидетельством объединяющего начала духовной музыки. В декабре того же года в г.Йоханнесбург (ЮАР) проводилась церемония вручения международной музыкальной премии «Кора» (название западноафриканского струнного щипкового музыкального инструмента), в котором приняли участие 103 исполнителя из Африки и представители африканской диаспоры государств Европы, США и стран Карибского бассейна. Фестиваль транслировался по телевидению на 70 стран мира. Музыканты из ЮАР получили награды по 5-ти из 18-ти номинаций. Лучшим исполнителем песен назван певец из Уганды Джордж Окуди. Специальная премия за достижения в музыкальном искусстве была присуждена Оливеру Мтукудзи (Зимбабве). Из представителей диаспоры получили премии певец Р.Келли и композитор Энджи Стоун (оба из США). В феврале 2004 в г.Нуакшот (Мавритания) при поддержке французского культурного центра прошел 1-й международный фестиваль музыки кочевых народов. В нем приняли участие фольклорные группы и музыкальные коллективы из Алжира, Мали, Марокко, Нигера, Сенегала, Франции, Индии и Испании. Во время фестиваля прошли 10 концертов и были показаны 30 спектаклей. На выставке, организованной в рамках фестиваля, были представлены музыкальные инструменты традиционного искусства гриотов – тбел (большой барабан), рбабе (смычковый), замзай (пастушечья флейта), гамбра и тидинит (лютни), ардин (арфа) и др. Летом 2005 в г.Дакар (Сенегал) состоялось двухдневное шоу мировых звезд музыки под названием «Африка лайв», сборы от которого были перечислены в фонд борьбы с малярией.
Музыкальные фестивали и конкурсы привлекают в страны их проведения многочисленных иностранных туристов. Например, у туристов, посещающих Мадагаскар, оставляют неизгладимые впечатления «хира гаси» – зажигательные театрализованные народные представления-конкурсы с песнями и танцами, которые проводятся уже в течение нескольких столетий. Их участники в определенном месте (театр, стадион, рынок) на протяжении целого дня состязаются в мелодичности и поэтичности исполнения, а также изяществе движений и костюмов. Часто к ним присоединяются и сами зрители.
Музыканты стран Африки.
Традиции известных певцов и музыкантов прошлого – Ибрагима аль-Кашифа, Карома, Сарор, Халил Фараха (Судан), Фела Кути и Сани Эйд (Нигерия) и др. – продолжают современные исполнители. В Западной Африке сохранилось искусство гриотов, среди них – Мансур Сек (Сенегал), Келефа Сане (Гамбия), Дан Гурму (Нигер) и др.
Творчество многих африканских певцов, музыкантов и танцоров известно далеко за пределами их стран. Мировую известность завоевала певица из Кабо-Верде Сезария Эвора. Имена ее соотечественников, современных певцов и музыкантов Бана, Р.Велозу, И.Лобу, Л.Мораиш, Т.Парис и Титина хорошо известны в португалоязычных странах. Певица Мириам Макеба (ЮАР) за пять десятилетий творческой деятельности записала свыше 300 песен, написанных 70 композиторами мира. Она дважды получала престижную музыкальную премию «Гремми» – в 1964 за диск Вечер с Гарри Белофонте и в 2002 за цикл песен Отчизна. За пределами Сенегала известно имя певца и музыканта Юссу Ндура, в серед. 1990-х он был послом Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Международное признание получили музыканты и танцоры из Замбии Д.Мазука, П.Мадди.
С 1981 радиостанция «Радио Франс Интернасьональ» проводит международный конкурс под названием «Музыка мира», целью которого является содействие развитию национальной музыки в странах Африки, Карибского бассейна и зоны Индийского океана. В 2000–2004 премии этого престижного международного конкурса трижды получили музыканты из Сенегала: группа «Вок» (2000), Дидье Авади (основатель рэп-группы «Позитив Блэк Сулл» (2003) и Абду Гите Сек (начинал карьеру в группе «Вок», в его песнях соединены сенегальские ритмы с западным роком) в 2004. Финалистами конкурса в 2004 стали также певец из Мали Идриса Сумаоро и гвинеец Ба Сиссоко. Он является виртуозом игры на коре, его композиции представляют собой симбиоз традиционных африканских мотивов и современных ритмов.
В феврале 2005 вокальная группа из ЮАР «Ледисмит блэк мамбазо» награждена американской музыкальной премией «Грэмми» в номинации «Лучший традиционный международный музыкальный альбом». Впервые южноафриканские музыканты получили эту престижную премию в 1987 за выпущенный в США альбом Чака Зулу. Группа более 30-ти лет исполняет сложные хоровые композиции африканских мелодий в современной аранжировке. Она записала ок. 40 альбомов, тираж которых составил свыше 6 млн. экземпляров. Музыканты участвовали в записи дисков мировых звезд эстрады – Стива Уандера, Долли Партона и Пола Саймона.
Более 50 лет (до 2001) выступал на сцене флейтист Ракуту Фрах (Мадагаскар). Остаются также популярными на Мадагаскаре группа «Дама Махалеу» (Мамо) и ее основатель певец Дама (настоящее имя – Зафимахалеу Расулуфудраулулу), исполняющие песни на малагасийском языке с 1972. Уже несколько десятилетий с большим успехом выступают вокально-инструментальные ансамбли «Африка негра», «Сангазуза» и «Унтуэш» (Сан-Томе и Принсипи). Продолжает выступать на сцене Салиф Кейта – один из самых популярных певцов Мали в 1970–1980-е. Популярная певица (умерла в 2004) Бренда Фасси, которую называли «мадонной африканских городков», с группой «Биг дадс» гастролировала в США, Австралии, Новой Зеландии, Европе и Бразилии. Самый известный ее альбом – Крик души – записан в 1998.
В Сенегале из современных музыкантов и певцов пользуются популярностью Бааба Маал (руководитель группы «Даанде Ленол» («Голос людей»), исполняющей традиционную музыку народов волоф и мандинго, а также музыку в стиле «фанк» и «регги»). В Гамбии популярны Бакари Маронг и Вики Блей, в Нигере – Маман Гарба, в Судане – Салах бен Вадие, Салах Мустафа, Мухаммед Абд аль-Амин, Мухаммед Варди и др. В Мали широко известно имя виртуоза игры на гитаре Али Фарк Туре, популярны певцы Ж.Диабате, А.Коута, С.Сидибе и др. На Мадагаскаре особой популярностью пользуются певцы Бодо, Тарике и Тиана, музыканты Ж.Вали, С.Рабенирайни, Радзафи, М.Ракутумала, С.Растафанахи, Русси, а также музыкальные группы «Бара», «Амбундруна», «Паззапа». Современные певцы ЮАР – Ивон Чаки Чаки, Лаки Дубе и др., музыкальные группы – «Бонго маффин», «Бум шака», «Джойус селебрешн», «Мандоза» и др. Известная исполнительница традиционных песен принцесса зулусов Констанция Магого в 2003 была награждена недавно учрежденным Орденом Икаманги (название цветка), которым теперь в ЮАР награждаются видные деятели культуры и спорта.
У некоторых известных западных исполнителей есть нигерийские корни. В их числе британская певица Шаде (Sade) (настоящее имя Хелен Фолшаде Аду – Helen Folsade Adu), нигерийка по отцу. В 2004 в Лондоне в знаменитом «Ройял Алберт Холле» состоялся большой концерт в поддержку африканских беженцев Судана и Чада. В числе звезд мировой поп-музыки, которые выступили в концерте, была и Шаде, исполнившая авторскую песню под названием Мама. Нигериец по происхождению, известный современный певец из Великобритании Тюнде Байеу – экс-вокалист британского дуэта под названием «Лайтхаус Фемили» (Lighthouse Family). В 2005 Тюнде Байеу, исполняющий песни в стиле соул, выпустил свой первый сольный альбом, названный его именем.
Музыкальное образование.
Музыкальные образовательные заведения начали создаваться в Африке еще в период существования колониализма. В 1912 в г.Кейптаун (ЮАР) открыт музыкальный колледж. В 1950-е в г.Йоханнесбург (также ЮАР) открыта школа музыки и драмы. После получения независимости во многих странах Африки созданы и продолжают работать по сегодняшний день консерватории, музыкальные академии, институты и колледжи: консерватория музыки и драматического искусства в г.Дакар (Сенегал), Восточноафриканская консерватория в г.Найроби (Кения), Академия музыки, созданная в 1962 при университете Ганы, Институт музыки и драмы в г.Хартум (Судан, осн. в 1969), музыкальный институт в Орише (Нигерия), факультеты музыки при университетах Претории, Наталя (ЮАР), музыкальный колледж г.Хараре (Зимбабве). Высшие музыкальные учебные заведения готовят кадры профессиональных музыкантов, певцов и танцоров. Созданы культурные центры, в рамках которых создаются музыкальные ансамбли, организовано собирание фольклора и изучение народных музыкальных традиций (Ибаданский и Лагосский университеты в Нигерии и др.). Развитие музыкального образования наиболее интенсивно развивается в Южной (прежде всего в ЮАР, Намибии, Замбии, Анголе) и Западной Африке (Гане, Сенегале, Нигерии, Мали и др.). В некоторых вузах Мадагаскара, Сенегала и др. стран в свое время работали российские преподаватели пения и танца.
В программе возрождения африканского континента под названием НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), совместно разработанного президентами ЮАР (Т.Мбеки), Алжира (А.Бутефлика), Нигерии (О.Обасанджо) и Сенегала (А.Вад) в 1999–2001, большое значение уделяется «восстановлению культур и поощрению художественного творчества народов Африки». В рамках этой программы в 2000–2003 проведены несколько региональных фестивалей. В условиях активного воздействия западной культуры традиционная музыка, тем не менее, остается одной из главных основ культурной жизни народов многих африканских стран. В деле сохранения музыкальных традиций значительную роль играет национальное радиовещание и телевидение. В Малави традиционная музыка, например, занимает 80% радиоэфира, многочасовые музыкальные передачи транслирует радио Судана, с 1991 на телевидении Замбии регулярно выходит часовая межафриканская музыкальная программа Под африканским небом.
Развитию национального музыкального искусства в современных условиях способствует активное взаимодействие творческой интеллигенции африканских стран с работающими на их территории многочисленными франкофонными и другими организациями, которые регулярно проводят культурные мероприятия (французский культурный центр им. А.Рембо и институт Гете (Германия) в Джибути, французские культурные центры в Сенегале, Нигере и др. странах). Активно участвовали в налаживании связей (в том числе в сфере музыки) культурные центры СССР/России, в т.ч. в Бенине, Нигерии и Танзании.