аграрный класс в школе что это такое
Аграрные классы
Профильный класс аграрной направленности – это…
— изучение учащимися 10 – 11 классов учебных предметов на повышенном уровне.
— освоение курса «Введение в аграрные профессии» (всего 140 ч).
Содержание программы курса структурировано в два блока:
Блок 1. «Введение в аграрное производство» (10 класс) состоит из 4 модулей:
Блок 2. «Основы аграрного производства» (11 класс) включает в себя 4 модуля:
— проведение практических занятий, семинаров, экскурсий, выездных занятий в передовые организации (предприятия) АПК с целью закрепления полученных знаний на практике и знакомства с организацией аграрного производства.
— нестандартные формы занятий – дискуссии, деловые игры, творческие задания, проекты и др.
— посещение аграрных УВО с целью знакомства с материально-технической базой и условиями проживания и обучения студентов.
В 2020/2021 учебном году в учреждении образования функционирует профильная группа XI класса аграрной направленности, в котором обучаются 6 учащихся.
Для зачисления в X профильный класс аграрной направленности учащимся необходимо иметь отметки по профильным учебным предметам не ниже 6 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов.
Учащимся класса предоставлена возможность углубленно изучать биологию, химию, а также посещать факультативные занятия «Введение в аграрные профессии». Особенностью этих занятий является их ориентированность на осознанный выбор профессий сельскохозяйственного профиля, формирование представления о будущей трудовой деятельности.
Учащиеся аграрных классов получают знания в области сельского хозяйства, что позволит лучше понимать сельскохозяйственные профессии и их сложность; смогут увереннее планировать своё профессиональное будущее, а значит, точнее оценивать перспективы трудоустройства и работы в аграрной сфере. Кроме того, при поступлении в сельскохозяйственные учебные заведения у выпускников аграрного класса будут такие же привилегии, что и у выпускников педагогического класса, – зачисление по итогам собеседования, без вступительных испытаний и результатов ЦТ.
Педагоги уверены, что учащиеся аграрных классов сделают правильный выбор, потому что от этого зависит не только их будущее, но и будущее сельского хозяйства страны в целом.
Учреждения среднего специального образования сельскохозяйственного профиля Витебской области
Наименование
Адрес
Сайт
УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж»
ул.Баграмяна, д.42, 211573, г.Городок
Аграрный колледж УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»
211311, Витебский район, д. Лужесно
Тел.: 8 (0212) 29-52-69 (приемная комиссия), 29-52-21 (приемная директора) Факс 8 (0212) 29-52-21
УО «Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства»
211319, Витебский р-н, аг. Октябрьская, ул. Молодежная, 26
Тел.: 8 (0212) 20-04-90 (приемная комиссия), 20-02-17 (приемная директора) Факс 8 (0212) 20-01-41
УО «Лепельский государственный аграрно-технический колледж»
ул.Интернациональная, д.37, 211174, г.Лепель
УО «Поставский государственный колледж»
ул.17 Сентября, д.90, 211875, г.Поставы
УО «Глубокский государственный профессиональный лицей»
ул.Комсомольская, д.33, 211800, г.Глубокое
УО «Видзовский государственный профессионально-технический колледж»
ул. Ленина 9, 211990, г.п.Видзы, Браславский р-н
Учреждения высшего образования сельскохозяйственного профиля
Факультативные занятия «Введение в аграрные профессии»
Блок 1. «Основы сельскохозяйственного производства»
Мультимедийные презентации по темам факультативных занятий
Блок 2. «Основы аграрного производства»
Мультимедийные презентации по темам факультативных занятий
Созданные в школах аграрные классы мотивируют молодежь идти в сельское хозяйство
Агроклассы помогают сделать выбор
До половины выпускников Лопатинской СШ поступают на сельхозспециальности. В чем секрет?
На демонстрационном экране — откормленные коровы и блестящие трубы доильного комплекса. Учитель Лопатинской средней школы Гомельского района Алла Космыкова рассказывает:
— В доильном зале типа «Елочка» животные размещаются под углом от 30 до 60 градусов к доильной траншее. Так удобнее работать оператору. Эту схему целесообразно использовать на фермах с поголовьем не более 600 коров…
В Лопатинской школе за повышение сельскохозяйственной грамотности взялись всерьез задолго до принятия в декабре 2017 года постановления совместного заседания коллегий Минсельхозпрода и Минобразования о создании профильных классов аграрной направленности.
— У нас заключен договор о сотрудничестве с Белорусским государственным аграрным техническим университетом, — рассказывает директор Галина Непша. — Они оказывают нам научную помощь, проводят для ребят экскурсии. Взаимодействуем с сельхозакадемией в Горках, профильными средними учебными заведениями Гомеля, Буда-Кошелево.
Ученики вместе с учителями реализуют интересные проекты, проводят тематические исследования, представляя их потом на конкурсах.
— Одиннадцатиклассники, к примеру, — продолжает Галина Аркадьевна, — изучали использование различных источников света для проращивания семян, десятиклассники опробовали растворы гербицидов, чтобы выяснить, от какого быстрее погибают семена сорных растений на пришкольном участке.
Традиционный для сельских школ огород не только учит работе на земле, но и приносит неплохой урожай: по 200 килограммов лука и моркови, полтонны картофеля, 300 килограммов свеклы и 150 — капусты. Кроме практического овощеводства, участок используют и для изучения ландшафтного дизайна.
Звенит звонок, но процесс вовлечения в профессию не прекращается. Следующий пункт на сегодня — посещение сельхозпредприятия. Вместе со старшеклассниками отправляемся на экскурсию в ОАО «Агрокомбинат «Южный», с которым у школы давно налажено тесное сотрудничество. Заместитель директора Ольга Чеброва встречает группу в машинно-тракторном парке. Осмотр диспетчерской, ремонтных мастерских и бытовых помещений и немного информации об уровне зарплат, которые заставляют школьников уважительно присвистнуть. Ольга Чеброва тут же добавляет:
— Мы ежегодно даем целевые направления. Особенно востребованы механики и специалисты зоотехнического и ветеринарного профилей. Причем у молодых специалистов большое количество бонусов.
За последние годы на сельхозспециальности поступали 30—50 процентов лопатинских выпускников. И эту планку директор школы намерена повышать:
— К выбору ребят никто не подталкивает — ведь профессия должна быть по душе. Просто нужно показать, какие у них есть возможности. Сейчас очень важно повысить престиж сельскохозяйственных специальностей. Молодежь нужно закреплять в сельской местности, чтобы деревни и агрогородки жили и развивались.
Десятиклассники со своим будущим пока еще определяются, но Даша Муравко сельское хозяйство в список вариантов включила:
А вот ребята постарше, у которых поступление на носу, почти все отправляются за высшим сельхозобразованием. Андрею Целковикову определиться помогли как раз агроклассы:
— Конечно, к труду на огороде нас всех привлекали с детства. Как вырастить картошку, мы представляем сами. А на факультативе показали и как пчел разводят, и как молоко перерабатывают, и из чего трактор состоит. Но я хотел бы изучать теплоэнергетику в сельском хозяйстве — теплицы родителям точно научусь устанавливать!
Одиннадцатиклассница Александра Пыршина собирается поддержать семейную традицию (когда-то сельскохозяйственный вуз окончили ее родители):
— Я хочу поступить в Белорусский государственный аграрный технический университет. А если ты учишься в агроклассе, то можешь сделать это без вступительных экзаменов.
Декан факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи столичного вуза Карина Гаркуша уточняет условия, при которых можно рассчитывать на такую льготу при поступлении:
— Без вступительных испытаний зачисляются те, кто прошел обучение в профильных классах или группах аграрной направленности и имеет на руках договор о целевой подготовке. При этом по профильным предметам нужны отметки не ниже 7 баллов. В нашем вузе для технических специальностей это математика и физика, на экономическую специальность — математика и иностранный язык. Будьте готовы к тому, что документы для поступления в университет на льготных условиях нужно будет подавать в первые три дня приема документов.
Вступительная кампания 2020 года была первой, когда БГАТУ встречал выпускников агроклассов.
— К нам поступили 25 таких абитуриентов. Двое изначально шли по общему конкурсу, у 23 было целевое, льготой в итоге воспользовались 16 человек.
Как рассказали в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, аграрные классы в 2020 году в белорусских школах окончили 1160 человек. Почти четверть из них — 266 выпускников — при поступлении выбрали для себя профессии, связанные с сельским хозяйством. Сейчас по всей стране работают 426 таких профильных 10-х и 11-х классов, обучение проходят 2770 школьников.
Аграрный класс в школе что это такое
СОВРЕМЕННЫЕ АГРОКЛАССЫ И ИХ РОЛЬ
Гракова Ирина Юрьевна, студентка 3 курса
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Оренбургский экономико-юридический колледж»
Научный руководитель: к.ю.н. Ры саев Ф. Б.
В современном мире все больше студентов перестают поступать на агрономические факультеты различных вузов страны, это может быть связано с неактуальностью среди молодого поколения данной профессии. Из-за этого, как правило, происходит недобор на данном факультете. Как привлечь внимание современной молодежи к данному факультету? Как повысить роль агроклассов в современном обществе? Эти и многие другие вопрос мы рассмотрим в данной статье.
На сегодняшний день среди молодого поколения не так популярны сельскохозяйственные специальности и этому может предшествовать множество различных причин. Одной из таких причин, может быть недостаток информации по данной отросли, многие даже не знают о важности и необходимости такой специальности в современной России. Современное школьное образование не даёт основополагающий базис по данной отрасли. В некоторых регионах нашей страны уже находят выход из данной проблемы, постепенно в школах вводятся классы сельскохозяйственного профиля, где ребята знакомятся с основополагающими началами некоторых профессий по данной отрасли.
Чтобы проследить положительное влияние введения агроклассов в средних общеообразовательных учебных заведениях на более высокую востребованность направления подготовки «Агрономия» приведем примеры. С 1 сентября 2015 года в Усть-Лабинском районе Кубани открыли классы сельскохозяйственного профиля, где обучаются более 400 школьников 7-11 классов. В следующем учебному году краевое Министерство образования и науки планирует открыть как минимум по одному классу агротехнической специализации в крупных городах и станицах региона.
Аграрное направление для учебных классов было выбрано, потому что на Кубани всегда были, есть и будут востребованы представители сельскохозяйственных специальностей. Идею усть-лабинских педагогов поддержало крупное районное сельхозпредприятие, предоставив для практических занятий собственные производственные подразделения.
Учебные программы были разработаны при поддержке регионального сельскохозяйственного университета. С 1 сентября 2015 года в школах стали более детально изучать биологию и химию, а также в их расписании появились агротехника, животноводство, растениеводство, агроэкология и даже дисциплина под названием «Хозяйство сельского дома». Ведут эти предметы школьные учителя и сотрудники районных сельскохозяйственных компаний.
Сельская школа является важным компонентом системы образования Российской Федерации, которая играет большую роль в процессе социализации выпускников сельских школ, а это в свою очередь способствует формированию всего сельского сообщества, которое составляют жители, участвующие в производственной, бытовой и информационной культуре села. Данные условия введения предпрофильной подготовки в школах оказывается особенно актуальным и является компонентом новой образовательной среды, которая обуславливается самоопределением молодого поколения, самореализацией школьников, предоставляет возможность реализации профессиональных проб, подготавливает к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.
Также еще в одной из калужских школ была разработана специальная программа «Введение в агробизнес». Благодаря данной программе школьники получают возможность ознакомиться с мировым опытом организации агробизнеса, узнают тонкости аграрного законодательства и основы рационального природопользования. Школьники стали изучать такие дисциплины как основы маркетинга и организация предпринимательской деятельности. К тому же данная программа также предусматривает возможность индивидуального подхода в обучении, учитывая интересы учеников по различным блокам: биология и экология, юриспруденция и экономика, механизация, ветеринария. Важной особенностью данной программы является четкая практическая направленность, а также она дает возможность применения теоретических знаний для анализа проблематики сельскохозяйственной практики, выявить сущность в биологическом, экономическом и технологическом отношениях. Анализ материалов программы содействует целенаправленному изучению и подготовке обучающихся к поступлению в учебные заведения аграрной направленности.
Программа профильного аграрного класса «Введение в агробизнес» включает в себя следующие аспекты: проведение учебно-теоретических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов.
С момента организации класса школа сотрудничала с различными учебными заведениями Калуги и области: Калужским филиалом РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, Детчинским Губернаторским аграрным колледжем, Калужским аграрным колледжем. Преподаватели и студенты аграрного колледжа приезжают в школу и проводят занятия, мастер-классы.
«Агроклассы Оренбургской области» – проект, реализуемый совместными усилиями Оренбургского государственного аграрного университета, Министерства образования Оренбургской области и Министерства труда и занятости населения Оренбургской области для более качественной и всесторонней профориентации выпускников сельских школ Оренбуржья.
В последние годы в Российской Федерации наиболее важными стали две проблемы: демографический кризис и высокий уровень снижения численности сельского населения. Аграрным вузам одним из первых довелось испытать воздействие данных негативных факторов. Значительно снизилось количество выпускников школ. Это подтверждает статистические данные: так в 2009 году количество выпускников составило 1,3 млн. человек, а уже в 2011 году – 727 тыс. человек. В связи с этим в системе высшего профессионального образования наблюдается недостающее количество абитуриентов. В данном случае сказывается непопулярность аграрного образования у выпускников школ. Следует заметить, что одними из наиболее востребованных направлений обучения являются экономика, юриспруденция, а также государственное управление. Но даже если значительное количество студентов освоят данную специальность не факт, что в будущем они будут работать по специальности. А на сельскохозяйственные профессии у работодателей по-прежнему большой спрос, что часто позволяет выбирать первое место работы, имея несколько предложений.
Оренбургский государственный аграрный университет, рассмотрев данное разногласие между желаниями абитуриентов и потребностями работодателей, выделил следующие причины неактуальности сельскохозяйственных специальностей:
· отсутствие у школьников и их родителей знаний о перспективе получения аграрного образования;
· существование стереотипного понимания, что сельское хозяйство – это тяжелый ручной труд с применением устаревших техник и и технологий;
Агроклассы впитали в себя все лучшие традиции практико-ориентированного обучения.
Результат от введения в систему образования классов с профильной направленностью заключается в следующем:
· рост числа восстановленного подсобного хозяйства и индивидуального предпринимательства, также крестьянско-фермерских хозяйств в сфере агробизнеса на муниципальном уровне;
· значительное увеличение числа выпускников, которые трудоустроились в комплексе агропромышленности;
· увеличение высококвалифицированных кадров в сфере сельского хозяйства;
· уменьшение социальной напряженности на муниципальном уровне;
Список использованных источников:
2. Аргументы и факты. Электронный журнал. Режим доступа: http://www.kuban.aif.ru/society/education/pervyy_raz_v_agroklass_v_shkolah_kubani_vveli_uroki_selskogo_hozyaystva. – 26.11.2015.
[1] Аргументы и факты. Электронный журнал. Режим доступа: http://www.kuban.aif.ru/society/education/pervyy_raz_v_agroklass_v_shkolah_kubani_vveli_uroki_selskogo_hozyaystva. – 26.11.2015.
Информационно-аналитический журнал
В последние годы аграрные вузы испытывают на себе ряд негативных тенденций: дефицит абитуриентов, отсутствие интереса у выпускников школ к сельскохозяйственным профессиям. Для того чтобы повысить информированность учеников 9-11 классов о данной сфере, в Оренбургском государственном аграрном университете создали аграрные классы.
|
В последние годы в России особенно острыми стали две проблемы: демографический спад и значительное снижение численности сельского населения. Аграрные вузы в числе первых ощутили влияние этих негативных процессов. Количество выпускников школ уменьшилось с 1,3 млн. человек в 2009 году до 727 тыс. в 2011 году, и система высшего профессионального образования в целом испытывает дефицит в абитуриентах. Кроме того, аграрное образование непопулярно у выпускников школ. Парадокс, но самыми востребованными направлениями обучения все еще остаются экономика, юриспруденция и, веяние последних лет, государственное управление. Однако популярность этих специальностей вовсе не гарантия, что получившие их выпускники в будущем будут заниматься именно тем, чему учились. А вот на традиционные сельскохозяйственные профессии у работодателей по-прежнему значительный спрос, что зачастую и позволяет выбирать первое место работы, имея несколько предложений.
Оренбургский государственный аграрный университет, проанализировав образовавшийся дисбаланс между желаниями абитуриентов и потребностями работодателей, выделил следующие причины невостребованности сельскохозяйственных специальностей:
– Выяснив причины, по которым выпускники сельских школ не отдают предпочтение аграрным вузам, мы решили перейти к активным действиям по исправлению сложившейся ситуации и повысить информированность учеников 9-11 классов об аграрной сфере, – рассказывает ректор университета профессор Владимир Каракулев. – С этой целью в 2010 году с помощью двух министерств Оренбургской области – образования, а также труда и занятости – одними из первых в России мы создали аграрные классы.
Что собой представляет новая структура?
Это комплексный курс обучения старшеклассников сельских школ по специально созданной программе «Введение в агробизнес», предполагающей привлечение к занятиям преподавателей университета. В течение 144 учебных часов ребята вникают в азы растениеводства и животноводства, знакомятся с устройством сельскохозяйственной техники, разбираются в юридических тонкостях аграрной сферы, самостоятельно проводят расчет экономической эффективности проектов и пишут первый в жизни бизнес-план. Важными элементами учебного процесса являются экскурсии в передовые хозяйства области, а также в научно-образовательный центр ресурсосберегающих технологий и точного земледелия университета.
В 2010-2011 учебном году в пяти агроклассах трех районов Оренбургской области обучались 128 учеников. Программа была признана успешной, и в новом учебном году значительно расширена: с первого октября обучение началось уже в 17 школах десяти районов.
Увеличение масштаба проекта сопровождается внедрением инновационных методов обучения. В текущем году в программу «Введение в агробизнес» в качестве одного из основных инструментов преподавания включены вебинары – онлайн-семинары в сети Интернет с полноценной видеотрансляцией и двусторонней связью «преподаватель – ученик». Использовать такой метод помогла экспериментальная система видеотрансляции и связи, специально разработанная в университете для специфических условий сельских школ, где скорость Интернет-соединения довольно низкая. В 2010-2011 учебном году она прошла практическую проверку и полностью оправдала своё предназначение. Теперь ученик даже самой отдаленной школы области может получать знания наравне с городским сверстником.
По мнению ректора университета Владимира Каракулева, значение агроклассов состоит в том, что уже в школе ученик может сформировать своё отношение к сельскому хозяйству и к моменту выпуска определиться, какую профессию и специальность он хочет осваивать. Получая первоначальные знания в аграрной сфере, школьник лучше понимает ее значение и сложность, может увереннее планировать своё профессиональное будущее и точнее оценивать перспективы трудоустройства. Формируемая с помощью аграрных классов связь между школой и вузом помогает сегодняшним школьникам сделать выбор, который определит дальнейшую жизнь. И от его правильности зависит не только будущее одного человека, но и сельского хозяйства страны в целом.
Какие бонусы дает обучение в агроклассах, на кого рассчитано, почему пора взглянуть на АПК по-новому. Разбираемся на примере Витебской области
Агро просто класс!
«Агросубботам» – да, стереотипам – нет
Не так давно Витебский областной институт развития образования подготовил самое полное пособие по агроклассам, которые стали открывать в регионе с 2018 года. На 88 страницах – все об относительно новом, сельскохозяйственном векторе школьного обучения.
Какие бонусы оно дает, на кого рассчитано, почему пора взглянуть на АПК по-новому? Начальник Центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества Валентина Пикулик рассказывает:
Немного цифр: в Витебской области действует 88 агроклассов (групп аграрной направленности), созданных на базе 69 учреждений образования. В них учатся 670 мальчишек и девчонок, многие из которых вполне могут пополнить ряды студентов агровузов. При этом обучение в таком классе, в том числе химии, биологии на углубленном уровне, «Введению в аграрные профессии» не означает, что придется идти именно по сельскохозяйственному профилю. Выпускник вправе сам определиться с вузом – аграрным, куда можно пройти без экзаменов, или любым другим. Скажем, медицинским, при поступлении в который полученные в агроклассе знания все равно пригодятся. Выбор – это ключевое слово, продолжает Валентина Владимировна:
Сломать стереотипы – одна из задач агроклассов. Помочь в этом должны ноу-хау Витебской области. А именно такие мероприятия, как «агросубботы» и #Агропанорама, появившиеся благодаря реализации Указа № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области». Во время «агросуббот» дети, их родители и учителя посещают самые современные, продвинутые хозяйства.
Валентина Пикулик делится задумками:
Согласитесь, перспектива поступить в сельскохозяйственные вузы без ЦТ должна быть не только у сельских, но и у городских ребят. Четыре витебские школы недавно заявили о намерении организовать у себя классы с агроуклоном.
Интерес плюс возможности
Экскурсии в местные ОАО «Торгуны» и «Бегомльское» – всегда целое событие. Ребята ждут их с нетерпением, включается в разговор Светлана Петровна:
В сезон ребята смогут применить знания на практике. Большой пришкольный огород, взятые дополнительно у местного хозяйства 30 соток – есть где развернуться. Всего у школы около 80 соток, подсчитывает Людмила Осипович:
А что думают об агроклассах сами сельские школьники? Возможность поступить в аграрный вуз без экзаменов 15-летней Нине Бельской кажется заманчивой:
Одноклассник Нины Алексей Храменок тоже хочет связать судьбу с АПК, присматривается к профессии инженера-механика. С техникой давно на «ты». О сельском хозяйстве Леша знает не понаслышке:
– Агроклассы – актуальное направление, и главные заказчики кадров, предприятия АПК, в нем заинтересованы, пожалуй, больше всех. Чтобы привлечь молодежь в сельское хозяйство, без такой профориентации со школьной скамьи не обойтись. Причем важно, чтобы ребята понимали: отрасль развивается, смотрит вперед. Уже сегодня хозяйства активно используют современные технологии. Роботы на фермах, автосистема управления стадом, точное земледелие, когда полевые работы проходят под контролем компьютера и спутника… Лет через десять то, что пока считают инновациями, станет обыденностью. Но о том, кто будет трудиться по-новому, нужно думать здесь и сейчас. В этом плане Витебской области есть к чему стремиться. Определены 15 сельхозпредприятий, на базе которых для учеников агроклассов и будет организовано «погружение в тему».
В этом году отмечается заметный рост по целевым направлениям с ежемесячной доплатой. Около 90 целевиков, поступивших в аграрные вузы и ссузы, смогут рассчитывать на прибавку к стипендии. Хозяйства будут доплачивать им от трех до пяти базовых величин. Ну а самый существенный бонус и беспрецедентный шаг, на который пошли именно в Витебской области, – это 1000 рублей к зарплате молодых специалистов, задействованных в животноводстве. Такую сумму (пропорционально отработанным за месяц дням) они смогут получить уже в апреле.
Никита Касперович, первокурсник БГСХА:
– Два года в агроклассе Воропаевской школы Поставского района стали для меня путевкой в вуз. Ведь в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию я поступил без экзаменов и по целевому направлению от нашего местного рыбхоза «Новинки». Того самого, где трудятся мои родители, а я старшеклассником подрабатывал на летних каникулах. Поэтому, что такое промысловый отлов, знаю не понаслышке, а с выбором профессии определился в детстве. Моя будущая специальность – инженер-технолог, направление – промышленное рыбоводство. После вуза вернусь на малую родину. Возможно, однажды решусь и на собственное фермерское хозяйство. В любом случае знания, полученные и в агроклассе, и в академии придутся кстати.
Что могу посоветовать ребятам, которые пока размышляют, нужен ли им агрокласс? Расценивайте это как бонус. Учеба в нем дает углубленные знания по химии, биологии, но не означает прямую, если ты сам этого не хочешь, дорогу в АПК. Вместе с тем откажитесь наконец от предубеждений. Сельское хозяйство – современная и перспективная отрасль. А профильные вузы предлагают широкий спектр специальностей: ветврача, зоотехника, рыбовода, инженера-механика, экономиста.
– Профильная группа с приставкой «агро» действует в нашей школе второй год. Плюсы, в первую очередь, в эффективной профориентации, когда школьники узнают о том, каково это – работать в АПК, не из учебников и интернета, а бывая на сельхозпредприятиях. Сотрудничаем с местным хозяйством «Студенка», выезжаем и за пределы района. Например, побывали на ферме «Мазоловогаз» УП «Витебскоблгаз», на комбикормовом заводе и заводе по переработке масличных культур. Во-вторых, агроклассы – это способ получить углубленные знания по химии, биологии, а также по факультативному курсу «Введение в агарные профессии». К обширной, подготовленной БГСХА программе добавляем и что-то свое. Заинтересованы ли сельские дети в аграрной науке? Безусловно! В этом году из пяти человек профильной группы трое планируют поступать в сельскохозяйственные вузы. Например, Оля Синкевич, у которой мама занята в АПК, думает о зоотехнии, а Дмитрий Будченко, чей папа трудится в лесной отрасли, – о растениеводстве. Важна возможность подкреплять теорию практикой. Пришкольные участок, огород, теплица – в помощь. Выращиваем не только картофель, морковь и свеклу, перцы и томаты, но и рассаду цветов. Последней хватает себе и на продажу. Давно и успешно занимаемся черенкованием туй, в том числе на реализацию. Это тоже своего рода аграрный бизнес, к которому приобщаем школьников. Прививаем им культуру труда на земле. Рассказываем, в чем перспектива выпускников аграрного класса. А она есть, из самого весомого – осознанный выбор будущего и отличный шанс поступления в аграрные вузы на льготных основаниях.