ахлю сунна валь джамаа что это значит
Кто такие ашариты?
В данной статье с помощью Аллаха будет дано короткое описание ашаритов – кто они такие и что именно ашариты были имамами ахлу сунна валь джамаа.
قولُ رسول الله صلى الله عليه وسلم: ”خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم،ثم الذين يلونهم
В другом хадисе говорится:
أوصيكم بأصحابي ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم
عليكم بالجماعة وإياكم والفرقة فإن الشيطان مع الواحد وهو من الاثنين أبعد، فمن أراد بحبوحة الجنة فليلزم الجماعة
«…кто хочет просторов Рая, пусть придерживается пути большинства, поистине, шайтан с тем, кто один, а от двоих он находится чуть дальше…» (Джамиу сахих сунану ат-Тирмизи, №2165).
Знайте, что Аллах в Коране сказал:
وما ءاتاكم الرسول فخذوه وما نهاكم عنه فانتهوا
(Смысл): «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Хашр», аят 7).
После имамов аль-Ашари и аль-Матуриди их последователи составили сотни сочинений со множеством неопровержимых доводов, вели множество диспутов против противоречащих акиде ахлу сунна. Возвысили флаг мазхаба аль-Ашари на Востоке и Западе. В распространении мазхаба отличились трое: 1) Устаз Абу Бакр ибн Фаврук (умер в 406 г. по хиджре); 2) Абу Исхак аль-Исфараяйни (умер в Нийсабуре в 418 г. по хиджре); 3) Имам Абу Бакр Бакалянию (умер в Багдаде в 403 г. по хиджре) (да будет доволен им Аллах).
Первые двое распространяли эти убеждения на Востоке, а Абу Бакр Бакаляния и на Востоке, и на Западе. После 105 лет хиджры умма состояла лишь из ашаритов и матуридитов, сошло с этого пути только малое количество мутазилитов, шарзамитов и группы хавариджей. Не было крупного учёного неашарита либо нематуридита.
В мазхабе акиды разногласий быть не может у ашаритов и матуридитов, акида одна, она различается лишь в незначительных вопросах.
Акида двух имамов заключается в том, что Аллах един, не похож на творения, не занимает места, и время не меняется для Него, Он не сидит на Арше, не имеет направления, органов, нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.
Среди таких же ашритов можно упомянуть и Султана Мухаммада аль-Фатиха (да будет доволен им Аллах). Он объяснял людям, что у Аллаха нет места, направлений, образа, границы. Был убеждён в дозволенность посещения могил пророков, праведников для снискания благодати посредством их вещей и тавассуля посредством них к Аллаху. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), предсказав будущее, восхвалил Султана Мухаммада аль-Фатиха. Сообщает Абдулла ибн Бишр аль-Ганави от своего отца, что слышал, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: ( لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش )
«Константинополь будет завоёван, настолько прекрасен полководец той армии и то войско» (Ахмад в «Муснаде», №18189, Бухари в «Тарих аль-Кабир», №1760, Хаким в «аль-Мустадраке», №8300).
Никто не будет отрицать, что завоевателем Константинополя был полководец Султан Мухаммад аль-Фатих, тут возникает вопрос, разве стал бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) восхвалять ашаритов и их полководца, если бы они были заблудшими или кяфирами, как говорят невежественные люди?
Тажуддин ас-Субки сказал: «Если б мы пожелали усвоить достоинства Шейха аль-Ашари, то не хватило бы бумаги и затупились бы карандаши. Кто желает узнать его степень и заполнить сердце любовью к нему, пусть читает книгу «Табийни кизби аль-муфтари фима нусиба иляль имам Абул Хасани аль-Ашари («Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари)», которую написал ибн Асакир ад-Димашки. Это славная книга, велика от неё польза и добро». Ибн Абу Худжаж Андалуси на полях книги написал: «Если б не было у ибн Асакира благодарности Абул Хасану аль-Ашари, кроме этой книги, этого тоже было бы достаточно».
Абул Хасан аль-Ашари был удивительно проницательным, очень знающим и глубоко понимающим. Приблизительно 20 лет утренний намаз совершал с омовением, совершённым ночью, был скромным в мирских делах и активным в делах Ахирата. Он расходовал в год 17 дирхамов, каждый месяц по одному дирхаму, а иногда и меньше дирхама.
Написал много книг, вот некоторые из них: «аль-Ибана (Разъяснение основ вероисповедания)», «аль-Фусуль», «Ийзахуль Бурхани фи ради аля ахли Зайги ва Тугян», «Лямуль Кабир», «ат-Тафсилю фи ради аля ифки ва тазлили», «Накзу аля Джабаи», «Макаляту Муслимин», «Джавабату ва Сифат», «Аддафиу лильмухаззаб», «Мухтасару фи тавхиди валь Кадар», «Китабу Тибриин», «аль-Фунун», «Жавабу Мисриийн», «Тафсиру Куран», «Зиядату Навадир», «Жавабату ахду Фарис», «Джавхар», «Ихтияж», «аль-Ахбар» «аль-Иман», «Афалю Набби», «Даляилю Нубуват», «Кашфу аль-Асрар», «аль-Мавджуз», «Ихтиджаж», «Исбату аль-Кияс» и другие у него было больше 300 книг. Что касается книги «аль-Ибана», то её смысл исказили невежды.
Резюме:
— Ашаритами были имамы аль-Байхаки, ан-Навави, ибн Хаджар Аскаляни, Салахуддин аль-Аюби и другие.
— Ашариты изложили акиду Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и сподвижников.
Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»?
Группы в Исламе. (Источник фото: freepik.com)
Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»? Кто входит в эту группу?
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Термин «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа» появился еще в ранний период истории ислама, когда появились различные секты и течения, отделившиеся от большинства мусульман, для того, чтобы отделить истинную акыду от заблуждений. Ведь всегда в истории ислама сохранялась группа, которая не отошла от истинной акыды – убеждений Пророка и сподвижников.
Чтобы выделиться из огромной массы заблудших течений, они стали называть себя ахлю сунна валь-джама`а. Но это не просто одно из течений в исламе – это и есть сам ислам.
Просто «мусульманами» себя называли многие заблудшие секты, так что уже в эпоху таби`инов (учеников сподвижников) понадобилось выделить убеждения Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, и сподвижников. Шейх Саид Фуда пишет в «Шарх аль-Кабир», что первым, от кого передается это выражение, был табиʼин Мухаммад ибн Сирин.
Основа этого понятия – в известном хадисе Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, про 73 течения. В конце его сказано:
«И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, чего придерживаюсь я и мои сподвижники» (ат-Тирмизи).
Убеждения Пророка – это сунна. А «джама`а» – община – это те, кто передал их, – сподвижники, их праведные учеников и все, кто последовал за ними, неукоснительно держась истины, вплоть до Судного дня. Благодаря им мы сегодня обладаем этим великим благом – правильным вероучением Ислама.
Кто же такие ахлю-с-сунна в наши дни?
Имам Мухаммад Амин ибн Абидин пишет в своей известной книге «Радд аль-мухтар»:
«Ахлю сунна валь-джамаа – это ашариты и матуридиты. Эти группы согласны друг с другом во всем, кроме ряда частных вопросов [вероучения], большая часть из которых – расхождения словесные…»
Имам Муртаза аз-Забиди писал в «Итхаф ас-садат аль-муттакын»:
«Когда говорят Ахлю-Сунна валь Джама’а, имеются в виду ашариты и матуридиты Знай, что эти два имама – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди – не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли убеждения саляфов, оставаясь на акыде, которой придерживались сподвижники, и они опровергали заблудших».
Возможно ли, чтобы человек, не будучи ашаритом или матуридитом, являлся бы Ахлю-с-Сунна в акыде? Теоретически, да. Некоторые последователи правовой школы имама Ахмада ибн Ханбаля (ханбалитского мазхаба), не относя себя к ашаритам или даже ругая ашаритов, были суннитами, то есть не высказывали никаких убеждений, которые бы противоречили Ахлю-с-Сунна.
Отметим, что мусульмане Поволжья всегда относили себя к матуридитам, согласно свидетельству Мухаммада Мурада ар-Рамзи, который пишет в историческом сочинении «Тальфик аль-ахбар», говоря о татарских ученых:
«В убеждениях все они были суннитами-матуридитами, а в практике – ханафитами» (т. 2, с. 331).
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»? Кто входит в эту группу?
Вопрос: Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»? Кто входит в эту группу?
Ответ: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Термин «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа» появился еще в ранний период истории Ислама, когда появились различные секты и течения, отделившиеся от большинства мусульман,–– для того, чтобы отделить истинную акыду от заблуждений. Ведь всегда в истории Ислама сохранялась группа, которая не отошла от истинной акыды – убеждений Пророка и сподвижников. Чтобы выделиться из огромной массы заблудших течений, они стали называть себя ахлю сунна валь-джама`а. Но это не просто одно из течений в Исламе – это и есть сам Ислам.
Просто «мусульманами» себя называли многие заблудшие секты, так что уже в эпоху таби`инов (учеников сподвижников) понадобилось выделить убеждения Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, и сподвижников. Шейх Саид Фуда пишет в «Шарх аль-Кабир», что первым, от кого передается это выражение, был табиʼин Мухаммад ибн Сирин.
Основа этого понятия – в известном хадисе Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, про 73 течения. В конце его сказано: «И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, чего придерживаюсь я и мои сподвижники» (ат-Тирмизи).
Убеждения Пророка – это сунна. А «джама`а» – община – это те, кто передал их – сподвижники, их праведные учеников и все, кто последовал за ними, неукоснительно держась истины, вплоть до Судного дня. Благодаря им мы сегодня обладаем этим великим благом – правильным вероучением Ислама.
Кто же такие ахлю-с-сунна в наши дни?
Имам Мухаммад Амин ибн Абидин пишет в своей известной книге «Радд аль-мухтар»:
«Ахлю сунна валь-джамаа – это ашариты и матуридиты. Эти группы согласны друг с другом во всем, кроме ряда частных вопросов [вероучения], большая часть из которых – расхождения словесные…»
Имам Муртаза аз-Забиди писал в «Итхаф ас-садат аль-муттакын»:
«Когда говорят Ахлю-Сунна валь Джама’а, имеются в виду ашариты и матуридиты Знай, что эти два имама – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди – не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли убеждения саляфов, оставаясь на акыде, которой придерживались сподвижники, и они опровергали заблудших».
Возможно ли, чтобы человек, не будучи ашаритом или матуридитом, являлся бы Ахлю-с-Сунна в акыде? Теоретически, да. Некоторые последователи правовой школы имама Ахмада ибн Ханбаля (ханбалитского мазхаба), не относя себя к ашаритам или даже ругая ашаритов, были суннитами, то есть не высказывали никаких убеждений, которые бы противоречили Ахлю-с-Сунна.
Отметим, что мусульмане Поволжья всегда относили себя к матуридитам, согласно свидетельству Мухаммада Мурада ар-Рамзи, который пишет в историческом сочинении «Тальфик аль-ахбар», говоря о татарских ученых:
«В убеждениях все они были суннитами-матуридитами, а в практике – ханафитами» (т. 2, с. 331).
Ахлю сунна валь джамаа что это значит
Что значит «ахл-и сунна валь-джама’a»?
Ученые Ислама подразделяют Сподвижников на три группы:
Пророк Аллаха о сподвижниках
Правители, назначенные пророком
Секретари Пророка Аллаха
Первым помощником Пророка Аллаха был Абу Бакр. Далее, обязанности секретаря поочередно исполняли: ‘Умар, ‘Усман, Али, Талха, Зубайр, Саад б. Аби Ваккас, М. Б. Салама, Аркам б. Аби Аркам, Абд-ул-Лах б. Аркам, Мугира б. Шууба, Абий б. Кааб, Зайд б. Сабит, Абу Суфьян б. Харб, его сын Му’авийа б. Аби Суфьян и второй сын Йазид б. Аби Суфьян, Халид б. Валид, Амр ибн Ас, Хузайфа ибн Йаман и другие. Всего 43 человека.
Для связей с другими странами, Пророк Аллаха направлял 14 Послов. Одним из них был Амр б. Ас (да будет доволен им Аллах), который был направлен в Оман, и впоследствии был назначен правителем этой страны. [Из книги «Хамис»].
В книге «Истиаб фи марифетил Асхаб» аль-Куртуби описаны биографии 2770 сподвижников. В книге «Мевахиб-и Ледунниййа» аль-Касталани (ум. в 923/1517), говорится об очень большом количестве людей, принявших Ислам при жизни Пророка Аллаха. При взятии Мекки их было 10 000. В битве при Табуке, количество мусульман уже было 70 000. Участниками хаджа «Веда» было 90 000. На момент смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, во всем мире насчитывалось более 124 000 верующих, избравших Ислам своей духовной основой.
Община после Праведных Халифов
Первых четырех Халифов Ислама называют аль-Хуляфа ар-Рашидун. Праведные Халифы правили 30 лет. Все эти 30 лет правления первых Халифов мусульмане были на истинном пути. Хотя и были отдельные случаи появлений групп, с неверным толкованием Корана и Сунны, но книги их еще не были написаны и открыто против ученых Суннитов они не выступали. После этих 30 лет, в подтверждение слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), стали появляться группы верующих, сбившихся с пути, указанного Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), и открыто выступивших против истинного пути. Однако количество заблудших никогда не было многочисленным, что так же было предсказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Последователи неверных учений находятся под гневом Всевышнего Аллаха. Спаслись лишь те мусульмане, верования которых были такими же, как и верования Сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Последователи этого Пути стали называться “ахл-и сунна валь-джама’a» (люди сунны и согласия).
Подтверждением истинности этого пути являются многочисленные айаты Благородного Корана и Хадисы (Высказывания Посланника). О достоверности этого пути написано много сотен книг, в которых произведен самый тщательный анализ основополагающих произведений Приверженцев Сунны. Результаты этих исследований неопровержимо доказывают, что последователи общины «Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а» (последователи 4-х мазхабов) идут по пути Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его Сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Написано также великое множество книг с опровержениями неверных учений. В этих книгах ученые Ислама скрупулезно, шаг за шагом, основываясь на толкованиях Священного Корана и Сунны, опровергают буквально каждый абзац книг реформаторов, в которых искажаются истинные знания. Из-за неверного толкования Корана и Сунны в соответствии с собственным пониманием смысла айатов и хадисов, выводы этих «ученых» противоречат согласованному мнению (Иджма) Сподвижников, Табиунов и Табаи Табиунов.
Таким образом, в Исламе стали появляться различные направления, школы, отличающиеся друг от друга использованием различных методов при извлечении знаний из первоисточников. Стало воплощаться в жизнь предсказание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о появлении в будущем в мусульманской умме (общине мусульман) 73-х направлений, из которых только одна община будет стоять на верном пути.
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»
Откуда появилась «ахлу сунна валь джамаа», и что это такое?
1. Происхождение названия «ахль ус-сунна валь джамаа»
Прежде чем говорить об «ахль ус-сунна валь джамаа», надо установить, откуда появилось это течение. Интересно, что сами «суннитские» источники об этом умалчивают. Если «ахль ус-сунна валь джамаа» есть «единственное спасшееся течение», то откуда оно вообще взялось? Кто его придумал? Откуда появилось само это название? Почему нигде ни в Коране, ни в Сунне, ни даже в высказываниях сподвижников оно ни разу не упоминается? Почему оно названо именно так, а не иначе — например, «ахль уль-джамаа ва ссунна» или «джамаа ассунна ва ахль»?
Существует несколько версий происхождения этого названия. Одна из них состоит в следующем. Когда узурпатор Муавия вынудил законного халифа всех мусульман Имама Хасана ибн Али (А) подписать мирный договор с собой, он назвал этот год «санату ль-джамаа» — «годом единства» (по-арабски «санат» значит «год»), и его сторонники стали называть себя «ахлу санати ль-джамаа» — «люди года единства». Со временем слово «санат» заменилось на «сунна» (в арабском языке они пишутся одинаково, произносятся по-разному), и название этого омейядовского течения поменялось на известное сегодня «ахль ус-сунна валь джамаа» — «люди сунны и единства».
2. Кто и зачем придумал это течение?
«Ахлю сунну валь джамаа» придумали тиранические династии Омейядов и Аббасидов, чтобы оправдать свое нахождение у власти вопреки правам истинных халифов и руководителей всех мусульман – Ахль уль-Бейт Пророка (мир им), то есть Имамов его пречистого рода.
Для того чтобы отстранить от власти этих истинных наследников Пророка (ДБАР) и заставить мусульман забыть об их правах, надо было полностью исказить сам Ислам, то есть всё поменять в нем местами, сделать белое черным, черное – белым. Например, Омейяды совершенно вырезали из Ислама важнейший праздник – день Гадир (день Вилаята), установленный как твердая Сунна Пророка (ДБАР) и, наоборот, заставили «ахлу сунна валь джамаа» праздновать убийство внука Пророка (ДБАР) на Ашуру, придумав по этому поводу несколько поддельных хадисов.
Главная задача узурпаторов Омейядов и Аббасидов, присвоивших себе халифат и вилаят над мусульманами, состояла в устранении Имамов из Ахль уль-Бейт (А). Имамы из Ахль уль-Бейт – это не кто иные, как истинные хранители религии Ислам и самые близкие к Пророку люди. Но чтобы заставить народ забыть об их священном месте и роли в этой религии, нужно было поставить на их место другой источник сохранения Ислама и других приближенных к Пророку людей. Ими стали «сподвижники».
Поэтому одной из главных черт «ахль ус-сунна валь джамаа» является восхваление сподвижников везде и по любому поводу. Они создали фактически целый культ сподвижников и мифологию для оправдания этого культа. Черты Ахль уль-Бейт, которых Аллах «очистил полным очищением» (33: 33) были по приказу Омейядов перенесены на «сподвижников», вопреки всякой логике и даже элементарному здравому смыслу. Согласно мифологии «ахль ус-сунна валь джамаа», все сподвижники одинаково хорошие, праведные, справедливые, один лучше и краше другого.
Для оправдания такой нелепости также был придуман ряд «хадисов», приписанных Пророку (ДБАР). То, что в реальной действительности эти самые сподвижники убивали, травили друг друга, резали головы, обвиняли друг друга в неверии и любых других грехах, делили власть и богатства, их нисколько не беспокоит. Им вообще запрещено думать на эту тему. «Все сподвижники праведные, а если они неправедные, то читай пункт первый. А если ты хочешь думать и не согласен с этим, то надо тебя убить».
Для чего все это было нужно? Только для одной цели — принижения Ахль уль-Бейт (А) и замены этого священного и пречистого источника другим, которому приписали его качества.
Муавия специальным письмом повелел своим наместникам в различных городах выдумывать хадисы, говорящие о достоинствах Усмана, и сказал: «Смотрите, отберите тех, кто был приверженцем Усмана или его другом, или членом его семейства, а также тех, кто рассказывает риваяты о его достоинствах, и приблизьте их к себе».
Через некоторое время он уже пишет им, что хадисов о достоинствах Усмана стало достаточно, и они распространились во всех городах и местностях, а потому начинайте призывать людей к созданию хадисов о достоинствах других сподвижников и предыдущих халифов. И если услышите какой-то хадис о достоинствах Абу Тураба (то есть Имама Али, мир ему), то сочиняйте такой же о достоинствах других сподвижников, так как это лучше для меня и легче уничтожает доводы Абу Тураба и его шиитов, а для них это будет сложнее опровергнуть, чем историю с Усманом («Ан-насаих уль-кафийа», С. 72-73).
По этой причине появилось на свет очень много поддельных хадисов, говорящих о достоинствах Абу Бакра, Умара, Усмана, Муавии и других личностей из партии узурпаторов халифата.
А поскольку вся эта мифология сочинялась на скорую руку, то ее авторы поступили очень просто. Так как Абу Бакр являлся первым правителем после смерти Пророка (ДБАР), то Омейяды сделали его первым из принявших Ислам и ближайшим к Пророку (ДБАР) человеком, а его дочь Айшу – ближайшей к Пророку (ДБАР) женой. И так как Умар являлся вторым правителем, то его они сделали вторым по приближенности к Пророку (ДБАР), Усмана – третьим и т.д.
3. Искажения «ахль ус-сунна валь джамаа»
У Ислама есть три столпа, на которых он держался и будет держаться до Судного Дня – Имамат, Нубувват и Таухид.
Таухид говорит о Творце миров и Его качествах.
Нубувват – это средство донесения Таухида.
Имамат – это средство сохранения того, что донес Нубувват.
Имамат – это ворота в Нубувват, Нубувват – это ворота в Таухид.
Поэтому без одного нет другого. Без Имамата нет Нубуввата. Без Нубуввата нет Таухида.
Пророк (С) сказал в известном хадисе: «Я – город знаний, а Али – его ворота».
Этот хадис имеет много важных значений. Одно из них: в город входят не иначе как через ворота. Невозможно запрыгнуть в него через стены. Можно только биться о них головами.
А потому: утратив Имамат, заблудшие течения, естественно, вместе с ним утратили также Нубувват и Таухид.
Непонимание Нубуввата проявляется у них в том, что Пророк (ДБАР) считается здесь обычным человеком, со своими страстями и грехами: он мог ошибиться, был околдован, женился на малолетней, вносил в Коран аяты, продиктованные шайтаном, иногда думал, что сходит с ума, совершал жестокости и бесстыдства и т.д.
Вместе с этим искажением образа Пророка (ДБАР) был утрачен Худжжат – Аргумент Аллаха для людей. Каким образом такой человек может быть примером и образцом для других?
Еще больше Нубуввата искажен здесь Таухид. Сущность Таухида состоит в единственности Аллаха и Его неподобии творениям. Однако Бог школы халифов не имеет ничего общего с Аллахом, кроме названия. Это совсем другой Бог – он восседает на Троне, спускается на землю, чтобы посмотреть, как дела, имеет руки и ноги, а также глаза, он злится и радуется. Некоторым он приписал заранее Рай, а другим Ад, и ничего изменить в этом предписании невозможно. Сказал Имам Реза (А) «Он – Аллах, Непознаваемый, Слышащий, Видящий, Единый, Единственный, ничто не подобно Ему, и ничто не произведено из Него, и Он не проявил Себя из чего-то» (Таухид, С. 185). И он сказал: «Тот, кто верит в ташбих (уподобление Бога созданию) и джабр (предопределение) — многобожник, и мы отрекаемся от него в ближней жизни и в будущей» (Бихар, том 25, С. 266).