ахтамар что означает в переводе

Ахтамар что означает в переводе

Краткое содержание мифа

Происхождение армянского названия острова Ахтамар (арм. Աղթամար), теряется в веках и объясняется романтической легендой о трагической любви бесстрашного юноши к девушке по имени Тамар.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Озеро Ван — самое большое озеро Турции

Давным-давно, в незапамятные времена, была у царя Арташеса невиданной красоты дочь по имени Тамар. Много было желающих взять ее в жены. Но она отдала свое сердце простолюдину Азату. Суровый князь, узнав об этом, заточил дочь в замке на острове озера Ван. Воды Вана легли между влюбленными, но каждую ночь Тамар зажигала масляный светильник, на огонек которого плыл ее возлюбленный. Долго плыл он в холодных темных водах, но алый цветок огня вселял мужество в его сердце. И только стыдливая сестра солнца Лусин[1], взирающая из-за туч с темного неба, была свидетельницей встречи влюбленных.

Но однажды разбушевавшаяся буря погасила лампадку, и Тамар никак не могла зажечь огонь, и Азат без огонька-ориентира заблудился в водных просторах, долго боролся он с черной волей водных духов, и выбился из сил.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Царица Тамар. Автор Карен Бабурян

Образы и символы мифа

Главным символом мифа является огонь. Это символ надежды, свободы. Огонь помогает влюбленным воссоединиться, направляет их на встречу друг к другу.

Воды озера Ван, напротив, выступают в противовес силам добра, являясь непреодолимым препятствием между влюбленными, мешают юноше встретиться с Тамар, что в итоге приводит к трагическому концу.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Эта легенда очень популярна в армянских семьях. Старшее поколение рассказывает ее своим детям и внукам, уносясь в прошлое, в те времена, когда в Армении еще правили царские семьи. Таким образом, не позволяя забыть о традициях, обычаях и силе духа армянского народа.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Классик армянской литературы Ованес Туманян

Легенду можно встретить у армянского поэта Ованеса Туманяна, который заканчивает свою поэму, посвященную этой прекрасной, но печальной легенде словами:

«С той поры минули годы.

Остров полон прежних чар.

Мрачно смотрит он на воды.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Восточная Турция. Остров Ахтамар

Ахтамар — остров на озере Ван (Турция). Это второй по величине из четырёх островов на озере Ван, Турция. В X веке на острове располагалась резиденция армянских царей династии Арцрунидов.

Остров славится средневековым памятником армянской архитектуры — Кафедральной Церковью Святого Креста, которая знаменита сохранившимися до наших дней фресками, расположенными на внутренних стенах и куполе, и многочисленными барельефами, изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, снаружи.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Кадр из фильма « Ахтамар»

Известным откликом на легенду об Ахтамар является короткометражная кинолента «Ахтамар», снятая знаменитыми братьями Шаммасян в 2009 году. В ней принимает участие блестящий актерский состав, в главных ролях: Армен Джигарханян, Григорий Добрыгин, Равшана Куркова.

Сюжетная линия фильма «Ахтамар» включает несколько историй, которые загадочным образом переплетаются друг с другом, жизнь старого таксиста, легенды о принцессе Тамар и о взаимоотношениях двух современных молодых людей.

Упоминания можно также встретить во многих источниках: название коньяка. Выпускается с 1967 года. Напиток влюбленных. Глубокий, таинственный цвет его олицетворяет печаль прекрасной девушки, потерявшей возлюбленного.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

А также, сигареты с черным фильтром, которые в советские времена доставались по знакомству. На них изображена девушка с факелом.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Социальное значение мифа

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остаётся.

Легенда «Ахтамар» затрагивает одну из вечных тем, тему любви, хоть и несчастной. Во все времена люди боролись за свою любовь несмотря ни на что. И самую стойкую и сильную воспевали, чтобы она осталась навечно. Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Эта легенда учит каждое новое поколение быть свободными, открытыми и уверенными в себе людьми. И пусть не всегда все складывается наилучшим образом, но такова уж цена за счастье.

Источник

Ахтамар (армянская легенда)

unknown198523 The Legend of Akhtamar and the poem about princess Tamar’s tragic love story

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Происхождение армянского названия острова Ахтамар (арм. Աղթամար), теряется в веках и объясняется романтической легендой о трагической любви бесстрашного юноши к девушке по имени Тамар.

Давным-давно, в незапамятные времена, была у царя Арташеса невиданной красоты дочь по имени Тамар. Много было желающих взять ее в жены. Но она отдала свое сердце простолюдину Азату. Суровый князь, узнав об этом, заточил дочь в замке на острове озера Ван. Воды Вана легли между влюбленными, но каждую ночь Тамар зажигала масляный светильник, на огонек которого плыл ее возлюбленный. Долго плыл он в холодных темных водах, но алый цветок огня вселял мужество в его сердце. И только стыдливая сестра солнца Лусин, взирающая из-за туч с темного неба, была свидетельницей встречи влюбленных.

Но однажды разбушевавшаяся буря погасила лампадку, и Тамар никак не могла зажечь огонь, и Азат без огонька-ориентира заблудился в водных просторах, долго боролся он с черной волей водных духов, и выбился из сил.

— Ах, Тамар! — прошептал он, последний раз показываясь из воды. — Что же ты не уберегла огня нашей любви?

«Ах, Тамар!» — подхватило эхо — голос каджи, духов ветра — и пронеслось над водами Вана. «Ах, Тамар!»

Много лет прошло с тех пор — все помнят об их горестной любви. А остров на озере Ван зовется с тех пор Ахтамар.

Образы и символы мифа

Тамар — образ таинственности, вдохновения, веры, надежды и высшей любви — двигатели жизни этого человека.

Азат — мужское личное имя, означает «свободный», «независимый». Первоначально этим словом обозначались все свободные жители Иранского государства Сасанидов, мелкие феодалы. Позднее термин закрепился также за слоем мелких землевладельцев в Иране. Имя популярно в Азербайджане, Армении, Казахстане, Иране.

Главным символом мифа является огонь. Это символ надежды, свободы. Огонь помогает влюбленным воссоединиться, направляет их на встречу друг к другу.

Луна (Лусин) — символ истины, «глаз, светящий во мгле». Следит за всем происходящим, оберегает, освещает путь Азату на пути к своей возлюбленной.

Воды озера Ван, напротив, выступают в противовес силам добра, являясь непреодолимым препятствием между влюбленными, мешают юноше встретиться с Тамар, что в итоге приводит к трагическому концу.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Эта легенда очень популярна в армянских семьях. Старшее поколение рассказывает ее своим детям и внукам, уносясь в прошлое, в те времена, когда в Армении еще правили царские семьи. Таким образом, не позволяя забыть о традициях, обычаях и силе духа армянского народа.

Легенду можно встретить у армянского поэта Ованеса Туманяна, который заканчивает свою поэму, посвященную этой прекрасной, но печальной легенде словами:

«С той поры минули годы.

Остров полон прежних чар.

Мрачно смотрит он на воды.

Социальное значение мифа

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остаётся.

Легенда «Ахтамар» затрагивает одну из вечных тем, тему любви, хоть и несчастной. Во все времена люди боролись за свою любовь несмотря ни на что. И самую стойкую и сильную воспевали, чтобы она осталась навечно. Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Эта легенда учит каждое новое поколение быть свободными, открытыми и уверенными в себе людьми. И пусть не всегда все складывается наилучшим образом, но такова уж цена за счастье.

Источник

АХТАМАР

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг.

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг.

[Арм. Աղթամար], о-в в юго-вост. части оз. Ван, в 3 км от берега, 1912 м над уровнем моря, общая площадь 0,7 кв. км (совр. ненаселенная территория Турции). Известен как духовный центр Армении со времени св. Григория Просветителя († 325). В юго-зап. части А. сохранилось 2-3 ряда циклопической кладки построек, к-рые И. А. Орбели относит к доурартскому периоду. Мовсес Хоренаци сообщает, что в IV в. здесь находилась крепость князей (нахараров) Рштуни. В сер. VII в. крепость стала опорным пунктом в борьбе с араб. завоевателями. В X в. А.- престольный город царства Васпуракан, отстроенный Гагиком I Арцруни. В 927 г., при Католикосе Ованнесе V, он становится центром Католикосата, перемещенного из Двина, и сохраняет свой статус до вступления Анании Мокаци (946-965) на патриарший престол в Аргине. После падения Васпураканского царства (1021) А. стал резиденцией князей Арцруни, в дальнейшем упоминался в источниках как центр еп-ства и Католикосата. В 1113 г. Собор из 5 епископов, не соглашаясь с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни, выбирает Католикосом Ахтамарского еп. Давида. Собор 1114 г. в Шугре (Киликия) низложил Давида, но тот, не подчинившись решению, провозгласил отдельный Ахтамарский Католикосат, под юрисдикцией к-рого осталась часть Васпуракана. В эпоху монг. владычества на А. пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III (1434-1464), пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским (всего 14 епархий). В XVII в. между этими Католикосатами шли споры о разграничении юрисдикции, окончившиеся в кон. XVIII в. признанием главенства Эчмиадзина. В кон. XIX в. Ахтамарский Католикосат состоял из 2 епархий (302 церкви и 58 мон-рей), в 1895 г. он был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию к-польского патриархата Армянской церкви. В результате начавшихся вскоре депортаций и геноцида армян А. стал ненаселенной территорией. В наст. время посещается туристами.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасада

Церковь Сурб Хач. Фрагмент зап. фасада

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров.

Ист.: Максудянц М. Список имен католикосов (Ахтамарских). Эчмиадзин, 1916 (на арм. яз.); Акинян Н. Список католикосов Ахтамара (гавазанагирк). Венеция, 1920 (на арм. яз.); Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Пер. М. Варданяна. Ереван, 1985.

Лит.: Ypsiroglu M. S. Die Kirche von Achthamar. B.; Mainz, 1963; Каталог рукописей Матенадарана им. Маштоца. Ереван, 1965. Т. 1. С. 102-103 (на арм. яз.); Халпахчьян О. Х. Архитектурные памятники Ахтамара // Архитектурное наследство. М., 1969. Т. 18. С. 135-150; Der-Nersessian S., Vahramian H. Aghtamar. Mil., 1974. (Documents of Armenian Architecture, 8); Тьерри Н. Росписи церкви Святого Креста в Ахтамаре // 2-й Междунар. симпозиум по арм. искусству. Ереван, 1978; Mathews T. M. The Genesis Frescoes of Aghtamar // REArm. 1982. Vol. 16. P. 245-257; Thierry N. Le cycle de la création et de la faute d’Adam à Aght’amar’ // Ibid. 1983. Vol. 17. P. 289-329; Мнацаканян С. Х. Ахтамар. Ереван, 1983 (на арм. яз.); Каковкин А. Я. Рецензия: Мнацаканян С. Х. Ахтамар // ВВ. 1987. Т. 50. С. 201-203; Акопян Г. Искусство иллюминирования рукописей в Васпуракане. Ереван, 1997 (на арм. яз.).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Легенда Ахтамар и про озеро Севан

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

А вы знаете, откуда позаимствовал свое название известный коньячный брэнд? И откуда возникло само название Ахтамар?

«. Давным-давно, в незапамятные времена, была у царя Арташеса красавица дочь по имени Тамар. Глаза Тамар сияли как звезды в ночи, а кожа белела как снег на горах. Смех ее журчал и звенел, как вода родника. Слава о ее красоте шла повсюду. И царь Мидии слал сватов к царю Арташезу, и царь Сирии, и многие цари и князья. И стал царь Арташез опасаться, что кто-нибудь придет за красавицей с войной или злобный вишап (дракон) похитит девушку прежде, чем он решит, кому отдать дочь в жены.

И велел тогда царь построить для дочери золотой дворец на острове посреди близлежащего озера. И дал ей прислужницами только женщин и девушек, чтобы никто не смутил покоя красавицы.

Но не знал царь, как не знали другие отцы до него, и не будут знать другие отцы после него, что сердце Тамар уже не было свободно. И отдала она его не царю и не князю, а бедному азату, который ничего не имел на свете кроме красоты, силы и отваги. Кто помнит теперь, как его звали? И успела Тамар обменяться с юношей взглядом и словом, клятвой и поцелуем.
Но вот воды озера легли между влюбленными.
Знала Тамар, что по приказу отца днем и ночью следит стража за тем, не отплывает ли от берега лодка к запретному острову. Знал это и ее возлюбленный. И однажды вечером, бродя в тоске по берегу озера, увидел он далекий огонь на острове. Маленький как искорка, трепетал он во тьме, словно пытаясь что-то сказать. И вглядываясь вдаль, юноша прошептал:

Далекий костер, мне ли шлешь ты свой свет?
Не ты ли — красавицы милой привет?

И огонек, словно отвечая ему, вспыхнул ярче.

Тогда понял юноша, что возлюбленная зовет его. Если с наступлением ночи пуститься через озеро вплавь — ни один стражник не заметит пловца. Костер же на берегу послужит маяком, чтобы не сбиться в темноте.
И влюбленный бросился в воду и поплыл на далекий свет, туда, где ждала его прекрасная Тамар.

Долго плыл он в холодных темных водах, но алый цветок огня вселял мужество в его сердце.
И только стыдливая сестра солнца Лусин (Луна), взирающая из-за туч с темного неба, была свидетельницей встречи влюбленных.

Ночь провели они вместе, а наутро юноша снова пустился в обратный путь.
Так стали они встречаться каждую ночь. Вечером Тамар разводила огонь на берегу, чтобы возлюбленный видел, куда плыть. И свет пламени служил юноше оберегой от темных вод, что раскрывают ночью ворота в подземные миры, населенные враждебными человеку водяными духами.
Кто помнит теперь, долго или коротко удавалось влюбленным хранить свою тайну?

Но однажды царский слуга увидел юношу утром, возвращающимся с озера. Мокрые волосы его слиплись, и с них стекала вода, а счастливое лицо казалось утомленным. И слуга заподозрил правду.
И в тот же вечер, незадолго до сумерек, слуга затаился за камнем на берегу и стал ждать. И увидел, как зажегся дальний костер на острове, и услышал легкий плеск, с которым вошел в воду пловец.
Все высмотрел слуга и поспешил утром к царю.

Люто разгневался царь Арташез. Разгневался царь, что дочь его посмела полюбить, а еще более разгневался на то, что полюбила она не одного из могущественных царей, что просили ее руки, а бедного азата!
И приказал царь своим слугам быть у берега наготове с быстрой лодкой. И когда тьма начала опускаться, царевы люди поплыли к острову. Когда проплыли они более половины пути, на острове расцвел красный цветок костра. И слуги царя налегли на весла, торопясь.
Выйдя на берег, увидели они красавицу Тамар, облаченную в шитые золотом одежды, умащенную ароматными маслами. Из-под ее разноцветной шапочки-колпачка спадали на плечи черные как агат кудри. Девушка сидела на расстеленном на берегу ковре, и кормила огонь из своих рук веточками волшебного можжевельника. А в ее улыбающихся глазах как в темных водах озера горели маленькие костры.
Увидя незванных гостей, девушка в испуге вскочила на ноги и воскликнула:

Вы, слуги отцовы! Убейте меня!
Молю об одном — не гасите огня!

Так оно и было. На середине пути был юноша, когда манивший его свет погас. И темные воды потянули его в глубину, наполняя душу холодом и страхом. Перед ним лежала тьма и он не знал, куда плыть во тьме.
Долго боролся он с черной волей водных духов. Каждый раз, когда голова обессилевшего пловца показывалась из воды, взгляд его с мольбою искал во тьме красного светлячка. Но не находил, и вновь плыл наудачу, а водные духи кружили его, сбивая с пути. И наконец юноша выбился из сил.

«Ах, Тамар!» — подхватило эхо — голос каджи, духов ветра, и понесло над водами Вана. «Ах, Тамар!»

Легенды Армении под ред. Елены Чудиновой

Вообще-то вся эта история к Севану никакого отношения не имеет. Связана она с другим озером – Ван, оставшимся в Турции. Там же находится остров, который носит название Ахтамар. В те же давние времена на расстоянии около 3 километров от берега в пустынной тогда северо-западной оконечности «Гегамского моря», что в последствии было переименовано в Севан, подле истока реки Раздан одиноко возвышался небольшой скалистый остров, едва достигавший пятисот шагов в поперечнике. Остров был необитаем, лишь изредка на него высаживались, карабкаясь по скалам, рыбаки, да иногда скрывались бежавшие от правосудия.

Севан с тех пор обмелел настолько, что остров соединился с материком и превратился в полуостров. А силой воображения армяне перенесли место, где разворачивалась трагическая история царевны Тамар, поближе, к берегам Севана. Теперь севанский полуостров в народе так же зовется Ахтамар, а изящную статую княжны Тамар можно встретить на одном из берегов Севана – высокогорной жемчужины Армении.

Севан расположен на высоте 1900 м; площадь 1240 км², глубина до 83 м. В озеро впадает 28 малых горных рек, вытекает одна река Раздан. Озеро образовалась в котловине тектонического происхождения, которое было запружено вулканическим извержением. По всему своему периметру Севан окружён горными хребтами. На некоторых даже в середине лета можно видеть снега и вечные льды.

Озеро Севан известно находящимися на побережье памятниками культуры, минеральными источниками, чистым воздухом, красивой природой. На берегу озера растёт искусственный лес. В частности тут растут сосна и облепиха.

Я с удивлением для себя узнал лишь в этом году, что в Армении была своя флотилия! :)) На вершине севанского полуострова я обнаружил могилу капитана севанской флотилии от 1935 года.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

И тем не менее, Севан остается прекрасным местом для проведения выходных или для более длительного отдыха. Сочетание бескомпромисной прохлады воды и палящего солнца дарит особые ощущения, а чистый воздух и запах пресной высокогорной воды как минимум удваивает объем испытанного удовольствия.

Горные маки на берегу Севана

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

А еще на берегах Севана есть множество исторических и культурных памятников.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Третья церковь до наших дней не дожила, видимо была разрушена землетрясениями. Сохранился лишь остов, дающий представление о архитектуреи очертаниях периметра.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Арабы, орды Тамерлана, а затем и персы часто беспокоили и разоряли побережье. Случалось им добираться и до монастыря. Монашеская братия оборонялась, отбивая набеги, и монастырь жил.

Убранство алтаря церкви св. Апостолов

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

Свои стены монастырь утратил в XVI-XVII вв. В 1930г. последний монах покинул остров и обитель надолго прекратила свое существование. В настоящее время монастырь вновь действует, в нем имеется духовная семинария, расположенная чуть ниже церквей.

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

На берегах озера обнаружены крупнейшие в Армении кладбища хачкаров разных эпох и стилей. После понижения уровня воды были обнаружены многочисленные археологические артефакты возрастом 2000 лет и более (некоторые из них — бронзового века). Большинство этих артефактов находятся в музеях Еревана.

Хачкары во дворе церкви св. Апостолов

ахтамар что означает в переводе. Смотреть фото ахтамар что означает в переводе. Смотреть картинку ахтамар что означает в переводе. Картинка про ахтамар что означает в переводе. Фото ахтамар что означает в переводе

В июле-августе, когда воздух нагрет до 30-35 градусов, особенно приятно войти в воду Севана, которая редко бывает выше 18 градусов 🙂 Освежиться и поплавать, чтобы обсохнуть потом и загореть на высокогорном солнце Потом просто лежать в тени деревьев, кушать охлажденный в Севане арбуз и слушать тишину.

Источник

Форум

Конкурсы

Новости

Отели Турции

Рейтинг

Легенда острова Ахтамар

Легенда острова Ахтамар

«Давным-давно, в незапамятные времена, была у царя Арташеса красавица дочь по имени Тамар. Глаза Тамар сияли, как звезды в ночи, а кожа белела, как снег на горах. Смех ее журчал и звенел, как вода родника. Слава о ее красоте шла повсюду. И царь Мидии слал сватов к царю Арташесу, и царь Сирии, и многие цари и князья. И стал царь Арташес опасаться, что кто-нибудь придет за красавицей с войной или злобный вишап* похитит девушку прежде, чем он решит, кому отдать дочь в жены.
И велел тогда царь построить для дочери золотой дворец на острове посреди озера Ван, что издавна зовется «морем Наири»*, так оно велико. И дал ей прислужницами только женщин и девушек, чтобы никто не смутил покоя красавицы.

Но не знал царь, как не знали другие отцы до него и не будут знать другие отцы после него, что сердце Тамар уже не было свободно. И отдала она его не царю и не князю, а бедному азату, который ничего не имел на свете, кроме красоты, силы и отваги. Кто помнит теперь, как его звали? И успела Тамар обменяться с юношей взглядом и словом, клятвой и поцелуем.
Но вот воды Вана легли между влюбленными.

Ночь провели они вместе, а наутро юноша снова пустился в обратный путь.
Так стали они встречаться каждую ночь. Вечером Тамар разводила огонь на берегу, чтобы возлюбленный видел, куда плыть. И свет пламени служил юноше оберегом от темных вод, что раскрывают ночью ворота в подземные миры, населенные враждебными человеку водяными духами.
Кто помнит теперь, долго ли, коротко удавалось влюбленным хранить свою тайну?

Но однажды утром царский слуга увидел юношу, возвращающегося с озера. Мокрые волосы его слиплись, и с них стекала вода, а счастливое лицо казалось утомленным. И слуга заподозрил правду.
И в тот же вечер, незадолго до сумерек, слуга затаился за камнем на берегу и стал ждать. И увидел, как зажегся дальний костер на острове, и услышал легкий плеск, с которым вошел в воду пловец.
Все высмотрел слуга и поспешил утром к царю.

Люто разгневался царь Арташес. Рассердился царь, что дочь его посмела полюбить, а еще более разгневался на то, что полюбила она не одного из могущественных царей, что просили ее руки, а бедного азата!

Приказал царь своим слугам быть у берега наготове с быстрой лодкой. И когда тьма начала опускаться, царевы люди поплыли к острову. Когда проплыли они более половины пути, на острове расцвел красный цветок костра. И слуги царя налегли на весла, торопясь.Выйдя на берег, увидели они красавицу Тамар, облаченную в шитые золотом одежды, умащенную ароматными маслами. Из-под ее разноцветной шапочки-колпачка спадали на плечи черные, как агат, кудри. Девушка сидела на расстеленном на берегу ковре и кормила огонь из своих рук веточками волшебного можжевельника. А в ее улыбающихся глазах, как в темных водах Вана, горели маленькие костры.

Так оно и было. На середине пути был юноша, когда манивший его свет погас. И темные воды потянули его в глубину, наполнял душу холодом и страхом. Перед ним лежала тьма, и он не знал, куда плыть во тьме.
Долго боролся он с черной волей водных духов. Каждый раз, когда голова обессилевшего пловца показывалась из воды, взгляд его с мольбою искал во тьме красный светлячок. Но не находил, и вновь он плыл наудачу, а водные духи кружили его, сбивая с пути. И, наконец, юноша выбился из сил.

Re: Легенда острова Ахтамар

Продолжу красивую и печальную историю, начатую Ирой.

Каждой ночью к водам Вана
Кто-то с берега идет
И без лодки, средь тумана,
Смело к острову плывет.
Он могучими плечами
Рассекает лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.
Вкруг поток, шипя, крутится,
За пловцом бежит вослед,
Но бесстрашный не боится
Ни опасностей, ни бед.
Что ему угрозы ночи,
Пена, воды, ветер, мрак?
Точно любящие очи,
Перед ним горит маяк!
* * *
Каждой ночью искры света
Манят лаской тайных чар:
Каждой ночью, тьмой одета,
Ждет его к себе Тамар.
И могучими плечами
Бороздит он лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.
Он плывет навстречу счастью,
Смело борется с волной.
А Тамар, объята страстью,
Ждет его во тьме ночной.
Не напрасны ожиданья.
Ближе, ближе. вот и он!
Миг блаженства! Миг свиданья!
Сладких таинств райский сон!
Тихо. Только воды плещут,
Только, полны чистых чар,
Звезды ропщут и трепещут
За бесстыдную Тамар.
И опять к пучинам Вана
Кто-то с берега идет.
И без лодки, средь тумана,
Вдаль от острова плывет.
И со страхом остается
Над водой Тамар одна,
Смотрит, слушает, как бьется
Разъяренная волна.
Завтра — снова ожиданья,
Так же искрится маяк,
Тот же чудный миг свиданья,
Те же ласки, тот же мрак.
Но разведал враг жестокий
Тайну любящих сердец:
Был погашен свет далекий,
Тьмой застигнут был пловец.
Растоптали люди злые
Ярко блещущий костер,
Небеса молчат ночные,
Тщетно света ищет взор.
Не заискрится, как прежде,
Маяка привет родной, —
И в обманчивой надежде
Бъется, бьется он с волной.
Ветер шепчет непонятно,
Над водой клубится пар, —
И вздыхает еле внятно
Слабый возглас: «Ах, Тамар!»
Звуки плача, звуки смеха.
Волны ластятся к скале,
И, как гаснущее эхо,
«Ах, Тамар!» звучит во мгле.
На рассвете встали волны
И примчали бледный труп,
И застыл упрек безмолвный:
«Ах, Тамар!» средь мертвых губ.
С той поры мину ли годы,
Остров полон прежних чар,
Мрачно смотрит он на воды
И зовется «Ахтамар».

Re: Легенда острова Ахтамар

Ахтамар (арм. Աղթամար) — остров на озере Ван (Турция).
Кафедральная Церковь Святого Креста (арм. Սուրբ Խաչ), построенная в начале X века н. э.

Происхождение армянского названия острова Ахтамар (арм. Աղթամար), теряется в веках, и объясняется романтической легендой о трагической любви бесстрашного юноши к девушке по имени Тамар. Общая площадь этого острова достигает 16—17 га. Это второй по величине из четырёх островов на озере Ван, Турция[1]. В X веке на острове располагалась резиденция армянских царей династии Арцрунидов. Остров славится средневековым памятником архитектуры Армении — Кафедральной Церковью Святого Креста, которая знаменита сохранившимися до наших дней фресками, расположенными на внутренних стенах и куполе, и многосчисленными барельефами, изображающими сцены из Старого и Нового Завета, снаружи. Церковь была построена в период расцвета Васпураканского царства в 915—921 гг. зодчим Мануэлом (Манвелом) в правление царя Гагика Арцруни. Также, на острове Ахтамар сохранились руины порта X века.

В прошлом остров Ахтамар был гораздо больше, но за прошедшие столетия он уменьшился в размерах по причине подъема уровня Ванского озера. Остров был обитаемым с древнейших времен. На северо-западной части острова сохранились следы циклопической стены (в два-три ряда), которые, по мнению Иосифа Орбели, составляли часть доурартского жилого поселения. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, на острове в IV в. находилась крепость армянского нахарарского рода Рштуни. В середине VII в. в борьбе против арабского владычества Ахтамар был оплотом Теодороса Рштуни. В Х в. по приказу армянского царя Гагика Арцруни армянский зодчий Манвел начал сооружение монастыря. Ещё ранее на острове Ахтамар был основан новый город — царская резиденция, которая не сохранилась до нашего времени. По сообщению Безымянного историка:

По приказу Гагика множество работников выламывали тяжелые каменные глыбы и сбрасывали их на глубокое морское дно. Непрерывными стараниями великий царь выстроил каменную дамбу, возвышавшуюся над морской поверхностью на пять локтей, на дамбе, как на твердом основании укрепил ряд больших глыб. На этом основании воздвиг вокруг стену длиной около пяти стадий.

Стена с высокими башнями отгораживала спокойную гавань, через прочные, скрепленные гвоздями, обращенные в «море» ворота сюда могли заходить корабли.

Царский дворец от фундамента до устремленной в небеса вершины, стоял без колонн, воистину как вершина замыслов человеческих и предмет восхищения. Дворец имел арочные ниши, богато украшенные наружные стены — всего ни в уме нельзя сосчитать, ни взглядом объять. Чтобы взглянуть на высокие до небес купола, украшенные золотом и лучащиеся, нужно было сперва снять головной убор, чтобы он не упал наземь. Заболела бы шея, прежде чем удалось бы рассмотреть все многоцветные росписи.

По описанию историка Товма Арцруни, великолепный многоэтажный дворец с колоннадами, галереями и парадными залами, которые, как полагают, имели купольные перекрытия, был построен на площадке, окруженной крепостными стенами. Стены и купола дворца были расписаны изображениями битв, охот и пиров. На стенах, по-видимому, помещались также разные рельефы и охотничьи трофеи[2].

Ахтамарский дворец, который не сохранился до нашего времени, был окружен другими сооружениями, из которых сохранилась только церковь Святого Креста, построенная архитектором Мануэлом между 915 и 921 гг. Церковь представляет собой несколько видоизмененное в плане здание традиционного центральнокупольного типа. Внутри церковь была расписана фресками, но она особенно знаменита своими рельефами, расположенными на наружных стенах и на барабане купола, которые отличаются оригинальностью и разнообразием сюжетов. Связь между архитектурой и скульптурно-декоративным убранством Ахтамарской церкви основана на новом художественном принципе, чем отличался от сооружений 6——7 вв. Хотя часть рельефов по традиции и располагается по карнизам, на бровках ниш и окон, главная их масса помещена непосредственно на плоскости стены. «В связи с этим эффект монолитной глади стен, который играл важную роль в образном строе архитектурных памятников предшествовавшей эпохи, утратил здесь свою силу»[2]. Силуэт церкви и ее масса сохранили свою выразительность, но наряду с этим весьма существенное, подчас самостоятельное значение получили рельефы, внёсшие живописное начало в архитектурный образ. «В самой трактовке этих рельефов с чёткими графическими контурами стали заметны стремление к орнаментальности и отход от прежней пластической ясности. В нижнем ряду рельефов представлены различные библейские сюжеты, а также изображения пророков и апостолов. На западном фасаде помещена фигура ктитора —— васпураканского царя Гагика Арцруни с моделью церкви в руках» [2]. В верхней части церковь опоясана широкой полосой так называемого «виноградного фриза», изображающего уборку урожая в винограднике и фруктовом саду, а также фигуры людей, различных животных и птиц. Рельефы церкви Святого Креста неоднородны: фигуры нижнего ряда плоскостны, статичны, скованы условными схемами и религиозными канонами. Больше свободы и живой непосредственности в «виноградном фризе». Стилевые особенности, свойственные ахтамарским рельефам, позднее сказались в миниатюрах «ванской» школы[2].

Наследники армянских царских и нахарарских династий всегда стремились восстановить государственность. Предприняли такую попытку и Сефединяны, потомки династии Арцруни, которые смогли приобрести большое влияние в Васпуракане. В эпоху ахтамарских католикосов Закарии III (1434—1464) и Степанноса IV (1465—1489) Сефединянов эти стремления увенчались успехом, когда последний в 1466 году венчал в Ахтамаре царем Армении своего брата Смбата. Хотя царствование Смбата длилось недолго, в хишатакаранах рукописных книг, созданных в XV—XVI веках в Васпуракане, Ахтамар именовался «царским престолом». Сами же католикосы Ахтамара, первый из которых был возведен на престол в 1113 году, называли себя «царственными», «внуками и потомками царя Гагика». Отдельный самостоятельный католикосат, сохранялся здесь до 1895 года, который покровительствовал развитию искусства в области. С конца XIII века по середину XVIII в Ване-Васпуракане было создано и украшено иллюстрациями 1500 рукописных книг, существовала Васпураканская школа художественной миниатюры. Город, основанный Гагиком Арцруни, можно было видеть ещё в XVI веке. Побывавший здесь в 1510-х годах венецианский купец писал:

Всю площадь острова занимает небольшой город с внешним периметром в 2 мили. Его называют Арменик, здесь много церквей. Все многочисленные жители исключительно христиане, нет ни одного мусульманина[3].

В 1490-х годах на острове Ахтамар прятался от султана племен Ак-коюнлу Рустама юный Исмаил, сын шейха Хайдара. Исмаил оказался у армянских монахов в тринадцатилетнем возрасте. После нескольких лет пребывания на Ахтамаре Исмаил перебрался в Карабах. Вскоре после этого, встав во главе войска, он установил свою власть в Иране и основал шахскую династию Сефеви[3].

Re: Легенда острова Ахтамар

С 1915 г. церковь находилась в запустении. В 2007 г. Турецкое правительство (не без напора мирового сообщества) восстановила ее, вложив около 2 млн. долларов. Но противоречий между Турцией и Арменией это не решило, а только обострило:

Марк Грипорян
Би-би-си

Власти Турции отреставрировали и открыли как музей армянский храм Сурб Хач, находящийся на озере Ван в Турции. Обновленный храм, однако, вызвал споры и противоречивые эмоции в Турции и в армянских общинах по всему миру.

Споры вокруг храма

Название «Ахтамар» связано с легендой о том, как по ночам с берега озера влюбленный юноша плавал на остров к своей возлюбленной, которая зажигала факел, чтобы он в темноте мог найти остров. Но как-то раз факел потушили, и влюбленный юноша утонул, шепча имя любимой девушки: «Ах, Тамар».
Армянская община

Мнения армянской общины Турции разделились. И если религиозный лидер патриарх Месроп Мутафян резко осудил запрет на установку креста, то редактор армянской газеты «Жаманак» («Время») Ара Кочумян более сдержан.

На реставрацию было потрачено порядка полутора миллионов долларов, к работам привлекались специалисты из Армении.

Однако МИД Турции заявил, что в таком случае будет создан прецедент, и придется думать об установке креста на соборе Святой Софии в Стамбуле.

Re: Легенда острова Ахтамар

Еще о противоречиях.

Армянский остров в турецком море

«Приветствуем позитивную инициативу»

Недавнее торжественное открытие армянской церкви Сурб Хач (Святой Крест), расположенной на острове Ахтамар на озере Ван в Восточной Турции, стало событием если не мирового, то общерегионального значения, в очередной раз сконцентрировав внимание международного сообщества на проблеме турецко-армянских взаимоотношений. Первоначально намеченное на 4 ноября прошлого года, оно случилось лишь 29 марта. По словам директора Ванского департамента культуры и туризма Иззета Кютюкоглу, восстановление церкви было полностью завершено еще 30 августа 2006 года и перенос сроков произошел только из-за неблагоприятных погодных условий.

«Если бы на церкви был крест. «

«Мы считаем турок толерантными»

«Без малейших отклонений, по историческим образцам»

«Через 10-15 лет армяне снова заговорят о геноциде»

Все эти люди разделяют точку зрения председателя турецкого исторического общества профессора Юсифа Халачоглу. Как сообщает ИА «Тренд», выступая на конференции «Чукурова в годы оккупации», он отметил, что в архивах Турции достаточно материалов, доказывающих, что геноцида армян не было. Согласно приведенным им данным, в процессе переселения около полумиллиона армян из Восточной Анатолии в южные районы Османской Империи в результате разбойных нападений погибло максимум 8,5 тыс. человек, а от болезней умерло около 37 тыс. Тогда же в районах Карса, Эрзурума, Битлиса и Ардагана было убито около 530 тыс. турок, добавил профессор Халачоглу.

«Нет никаких проблем в том, что сюда приезжают армяне»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *