аис обж что это

На протяжении последнего времени в российской прессе одной из наиболее актуальных тем оставалось комплексное обеспечение безопасности. При этом имелись в виду не столько многочисленные охранные подразделения, гарантирующие качественную защиту высокопоставленных лиц, а предпринятые меры по поддержанию общественного порядка. Ведь именно от них зависят жизнедеятельность мегаполиса и спокойствие граждан.

ЦУСС ГУВД представляет собой специализированную комплексную систему управления силами и средствами милиции. Это орган межведомственного взаимодействия и инструмент оптимизации принятия управленческих решений, построенный на основе отечественных разработок и не зависящий от сетей общего пользования и иностранных систем позиционирования. Основной подсистемой ЦУСС является система мониторинга состояния мобильных и стационарных объектов, развернутая на базе сети «АРКАН».

С одной стороны, использование отечественных технологий и специализированных систем позволяет избежать утечки информации, о которой время от времени упоминают представители спецслужб. С другой стороны, существенно снижает возможность появления сбоев в работе техники, вызванных внешними факторами. Так, у нас, как и во всем мире, пользуются американской системой GPS. Но во время операции «Буря в пустыне» американские спутники группировки NavStar (GPS) прекратили передачу навигационных сигналов в диапазоне систем гражданского пользования.

Уже в 2002-2003 годах по итогам межведомственных совещаний МВД России, Минсвязи России, а также администрации Санкт-Петербурга было принято решение о создании на базе сети «АРКАН» Центра управления нарядами милиции. А он, в свою очередь, стал своеобразной платформой для создания общегородской автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (АИС ОБЖ). В рамках этого проекта более тысячи милицейских машин было оснащено радиомаяками. А системами сигнализации, по распоряжению администрации Петербурга, были оборудованы почти все городские школы, а также учреждения культуры и здравоохранения.

Таким образом, в Центр управления нарядами милиции, недавно «переросший» в ЦУСС ГУВД, сегодня поступает информация о том, на каком объекте сработала «тревога», а радиомаяки, которыми оборудованы машины ГУВД, позволяют оперативно установить, где находится ближайший к месту происшествия экипаж, и направить его для пресечения правонарушений. Подобная технология, как считают специалисты, на порядок повышает возможность своевременного реагирования правоохранительных органов на совершаемые преступления. Так, по сведениям, опубликованным в СМИ, введение системы позволило сократить время реагирования на сигнал тревоги на 40 процентов.

Сегодня масштабный проект по созданию Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, способной контролировать все социально значимые объекты Петербурга, пока не имеет аналогов ни в одном другом регионе России. Эта система позволяет использовать все имеющиеся государственные и ведомственные ресурсы: милициейские, пожарные, спасателей МЧС, скорой помощи, оперативных бригад энергетиков, газовщиков, водоканала Санкт-Петербурга и т.д.

Словом, с помощью АИС ОБЖ, позволяющей получать самую разную информацию в режиме реального времени, правоохранительные органы и городские службы могут при оперативном взаимодействии решать множество задач, в том числе по противодействию терроризму.

В 2005 году этот проект вошел в федеральную программу «Электронная Россия», в задачи которой входит оперативный контроль всех значимых объектов и ресурсов в стране.

Поэтому сегодня предполагается, что создаваемая в Петербурге АИС ОБЖ должна лечь в основу федерального проекта, которые призван координировать усилия по предотвращению преступлений и стихийных бедствий в рамках единой общероссийской системы безопасности. По словам министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, к концу года планируется развертывание такой системы в 17 российских регионах.

Источник

Реферат: Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петер

Автоматизированная информационная система обеспечения
безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

В современных условиях, характеризующихся снижением уровня военной опасности, угрозы техногенного, природного, криминогенного и террористического характера до сих пор представляют реальную опасность для населения регионов и развития государства в целом.
Характерной особенностью крупных мегаполисов, к числу которых относится и Санкт-Петербург, является большая плотность проживающего населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов. Это определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, повышенную опасность для жизни и здоровья населения.
Подводя итог анализа состояния безопасности жизнедеятельности в регионе и, в частности, в Санкт-Петербурге, можно предположить перечень катастрофических последствий:

аварии и катастрофы регионального масштаба;
гибель и физическое травмирование людей;
разрушение и заражение среды обитания;
нарушение системы обеспечения жизнедеятельности Санкт-Петербурга;
крупномасштабное уничтожение национальных ресурсов (природных, сельскохозяйственных, продовольственных, производственных, информационных);
нанесение крупного экономического ущерба государственным и частным предприятиям и организациям, физическим лицам;
массовые нарушения правопорядка.

Задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности, как правило, решаются в условиях жесткого дефицита времени. Ограниченность временных и материально-технических ресурсов и возможностей человека при больших масштабах и скорости развития чрезвычайных ситуаций влияют на адекватность и достоверность информации, используемой при принятии решений, а также на оперативность принятия этих решений. Эти аспекты обуславливают необходимость использования для решения задач безопасности современных технологий автоматизированного сбора, обработки, анализа и визуализации информации.

Таким образом, мероприятием, направленным на повышение эффективности обеспечения безопасности жизнедеятельности, является внедрение в процессы управления новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

Конечной целью создания и внедрения АИС ОБЖ является повышение уровня безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Структурная схема процесса автоматизации АИС ОБЖ Санкт-Петербурга отображена на рис.1.

аис обж что это. Смотреть фото аис обж что это. Смотреть картинку аис обж что это. Картинка про аис обж что это. Фото аис обж что это

Управляющим объектом является совокупность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, руководство предприятий, учреждений и их структурных подразделений, дежурные и диспетчерские службы. Под объектами управления понимается совокупность контролируемых объектов, в качестве которых могут выступать население, все значимые объекты инфраструктуры Санкт-Петербурга, окружающей среды, хозяйственной и экономической деятельности, а также силы и средства, задействованные в обеспечении безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Процессы информационной поддержки принятия решений отображены на рис.2

аис обж что это. Смотреть фото аис обж что это. Смотреть картинку аис обж что это. Картинка про аис обж что это. Фото аис обж что это

Исходной информацией, необходимой для принятия управленческих решений в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, являются:
достоверные данные о текущем состоянии (местоположении) объектов управления;
критические значения параметров, характеризующих состояние объектов управления;
архивные данные об объектах управления;
прогнозная информация о тенденциях и перспективах изменений состояния объектов и процессов, полученная по результатам обработки архивных данных с использованием математических моделей;
эталонные данные информационных систем (карты, кадастры, регистры, реестры и т.д.);
данные других информационных систем.

Существенной особенностью АИС ОБЖ является сложная иерархическая структура управляющего объекта, отдельные элементы которого взаимодействуют между собой как в ходе повседневной деятельности, так и при ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для эффективной поддержки принятия решений по обеспечению безопасности жизнедеятельности АИС ОБЖ обеспечивает автоматизацию следующих функций:

1. Обеспечение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге достоверной и актуальной информацией, представляемой информационными ресурсами, техническими системами, иными источниками данных.

2. Мониторинг в реальном времени: состояния объектов, обеспечивающих жизнедеятельность субъектов Российской Федерации, важнейших с точки зрения техногенных катастроф;
состояния предприятий и учреждений с особо опасными технологическими циклами;
перемещения и состояния транспортных средств, перевозящих по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области опасные и особо опасные грузы;
перемещения пассажирского транспорта;
перемещений и состояния сил и средств, обеспечивающих общественную безопасность в Санкт-Петербурге;
миграционной обстановки;
правонарушений, отслеживание деятельности сил и средств обеспечения безопасности от момента обнаружения правонарушения до окончания выполнения оперативных мероприятий;
видеоинформации об оперативной обстановке на вокзалах, в аэропортах, в акваториях, на общественно-политических, спортивных, праздничных и других массовых мероприятиях на городских объектах, улицах и площадях, местах скопления транспорта, во дворах жилых домов;
информации, публикуемой или транслируемой средствами массовой информации.

3. Автоматизированное определение типа события, характеризуемого принятым сигналом, сообщением, информацией о чрезвычайных, аварийных или нештатных ситуациях.

4. Накопление и хранение ретроспективных данных для последующего использования.

5. Анализ, прогнозирование, моделирование и другие типы интеллектуальной обработки данных.

6. Позиционирование событий и реакций на них с использованием геоинформационной системы.

7. Предоставление возможности контролируемого доступа к информационным ресурсам АИС ОБЖ для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и прочих пользователей, в том числе для контроля деятельности подчиненных структур.

8. Предоставление пользователям АИС ОБЖ единого интерфейса управления информационными ресурсами и отображения информации.

9. Обеспечение единой централизованной аутентификации пользователей и поддержка иерархии доступа с системой приоритетов.

10. Ведение отчетности о действиях пользователей и состоянии системы в целом.

11. Функции обратной связи, такие как:
экстренное оповещение о чрезвычайных ситуациях на социальных объектах Санкт-Петербурга;
управление нарядами милиции общественной безопасности.

Функциональность АИС ОБЖ обеспечит информационную поддержку при решении задач безопасности жизнедеятельности.

В основу построения такой сети заложены следующие принципы:
обеспечение централизованного сетевого мониторинга и администрирования;
максимальное использование существующих волоконно-оптических и прочих коммуникаций и оборудования;
комплексность, унификация и совместимость реализуемых проектных, технических и технологических решений;
открытость архитектуры построения;
унификация программного и методического обеспечения;
обеспечение стандартных интерфейсов и протоколов;
резервирование каналов передачи информации;
обеспечение возможности разграничения доступа пользователей к различным сетевым ресурсам;
обеспечение возможности организации круглосуточного сервисного обслуживания оборудования;
возможность поэтапного создания и ввода АИС ОБЖ в эксплуатацию без нарушения функционирования существующих элементов.

Подсистема защиты информации в АИС ОБЖ.

Пользователи системы (должностные лица, службы, специализированные центры) в соответствии с правами доступа получают информацию от ближайшего ЛУ либо через ЦУД от любого другого ЛУ, входящего в состав АИС ОБЖ. Средствами ЛУ обеспечивается единый пользовательский интерфейс в АИС ОБЖ. ЦУД обеспечивает единые маршрутизацию, авторизацию и аутентификацию на основе хранящейся в нем информации о пользователях и источниках.

Схема логической организации информационного взаимодействия представлена на рис.3.

аис обж что это. Смотреть фото аис обж что это. Смотреть картинку аис обж что это. Картинка про аис обж что это. Фото аис обж что это

Структура АИС ОБЖ представлена на рис. 4

аис обж что это. Смотреть фото аис обж что это. Смотреть картинку аис обж что это. Картинка про аис обж что это. Фото аис обж что это

Основным фактором, определяющим состав элементов АИС ОБЖ и их взаимосвязь, является требуемая функциональность системы. В соответствии с перечнем необходимых функций, которые обеспечивает АИС ОБЖ для решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в состав АИС ОБЖ входят следующие функциональные элементы:
1. Совокупность функциональных систем, являющихся для АИС ОБЖ первичными источниками информации:
системы, обеспечивающие мониторинг объектов и процессов (датчиковые системы, системы дистанционного зондирования, системы видеонаблюдения и т.д.);

системы приема информации от населения, системы экстренной связи;
информационные системы, в том числе содержащие эталонные данные (кадастры, регистры, реестры, справочники, классификаторы и т.д.).

2. Расчетно-аналитические системы, обеспечивающие обработку информации по заданным алгоритмам.

3. Система управления доступом, обеспечивающая централизованное назначение пользовательских прав по использованию информационных ресурсов АИС ОБЖ.

4. Система обеспечения информационной безопасности, выполняющая требования нормативных и законодательных актов Российской Федерации в области защиты конфиденциальной информации при ее автоматизированной обработке и передаче по каналам связи.

5. Интеграционные системы:
ЕМТС, объединяющая элементы АИС ОБЖ в единое информационное пространство и обеспечивающая пользователям полнодоступность (в рамках предоставленных прав) ко всей информации;
модули взаимодействия, реализующие клиент-серверные технологии взаимодействия элементов АИС ОБЖ и единый пользовательский интерфейс;
базы метаданных об источниках информации.

Источник

Аис обж что это

от 4 октября 2005 года N 1505

О Концепции Автоматизированной информационной системы
обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга

(с изменениями на 12 мая 2012 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях повышения уровня обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, информационного обеспечения граждан Санкт-Петербурга и органов государственной власти Санкт-Петербурга на основе полномасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также рационального использования материальных и финансовых средств Правительство Санкт-Петербурга

2. Утвердить План мероприятий на 2005-2006 годы по реализации Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга согласно приложению N 2.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тихонова В.В.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 04.10.2005 N 1505

Концепция
Автоматизированной информационной системы обеспечения
безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга

(с изменениями на 12 мая 2012 года)

1. Введение

1.1. Цель и задачи настоящей Концепции

Настоящая Концепция является методологической базой для создания автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Основными задачами настоящей Концепции являются:

обоснование актуальности создания АИС ОБЖ;

постулирование принципов создания АИС ОБЖ;

выявление информационных ресурсов, используемых в рамках функционирования АИС ОБЖ;

определение основных функций и структуры АИС ОБЖ;

определение требований по обеспечению информационной безопасности АИС ОБЖ;

формулирование предложений по организационному и правовому обеспечению создания АИС ОБЖ;

определение этапности создания АИС ОБЖ.

1.2. Основания для разработки настоящей Концепции

Основанием для разработки настоящей Концепции является протокол совместного совещания Правительства Санкт-Петербурга и Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации по вопросам развития информационных и коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге от 04.03.2005.

Основой для предлагаемых в настоящей Концепции решений послужили следующие документы:

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300;

1.3. Область действия настоящей Концепции

Предлагаемые в настоящей Концепции положения могут быть использованы при разработке и внедрении АИС ОБЖ в других субъектах Российской Федерации с развитой телекоммуникационной и информационной инфраструктурой.

Настоящая Концепция является основой для разработки программы создания АИС ОБЖ, разработки технических заданий, проектирования, создания опытных фрагментов, внедрения и ввода в эксплуатацию элементов АИС ОБЖ.

2. Актуальность создания АИС ОБЖ

В современных условиях, характеризующихся снижением уровня военной опасности, угрозы техногенного, природного, криминогенного и террористического характера до сих пор представляют реальную опасность для населения регионов и развития государства в целом.

Характерной особенностью крупных мегаполисов, к числу которых относится и Санкт-Петербург, является большая плотность проживающего населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов. Это определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, повышенную опасность для жизни и здоровья населения.

Сложившаяся в данной области ситуация характеризуется следующими факторами, оказывающими существенное влияние на управленческие процессы в городском хозяйстве и на социальное и финансовое состояние Санкт-Петербурга:

возрастание угроз техногенного характера вследствие морального и физического старения объектов промышленной инфраструктуры, гидротехнического и жилищно-коммунального комплексов;

высокий уровень аварийности транспорта (ежегодно в стране на газо-, нефте- и продуктопроводах происходит около 50 тыс. аварий, а количество дорожно-транспортных происшествий доходит до 200 тыс.);

возрастание ущерба и числа погибших от пожаров (в 2004 году только на территории Северо-Западного федерального округа произошло более 26 тыс. пожаров, погибло около 2 тыс. человек. Средние потери, приходящиеся на один пожар, выросли до 320 тыс.руб.);

рост количества и масштабности последствий природных катаклизмов (лесных пожаров, наводнений и т.п.);

возрастание рисков при перевозке опасных грузов и усиление угроз химического, биологического и радиационного воздействия, напряженная санитарно-эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка;

возникновение возможностей нарушения информационных ресурсов, систем и структур, разрушение их или искажение работы и содержания через специальные средства воздействия;

создание и провоцирование социальной, межнациональной, религиозной напряженности, возможность манипулирования массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

нарастание угроз террористических проявлений.

В целом сумма материального ущерба от чрезвычайных ситуаций только на территории Северо-Западного региона в 2004 году составила 861 млн.руб., что на 73 процента больше, чем в 2003 году.

Подводя итог анализа состояния безопасности жизнедеятельности в регионе и, в частности, в Санкт-Петербурге, следует отметить, что при существующих тенденциях отсутствие кардинальных решений в этой области может привести к целому перечню катастрофических последствий, в том числе к:

авариям и катастрофам регионального масштаба;

гибели и физическому травмированию людей;

разрушению и заражению среды обитания;

нарушению системы обеспечения жизнедеятельности Санкт-Петербурга;

крупномасштабному уничтожению национальных ресурсов (природных, сельскохозяйственных, продовольственных, производственных, информационных);

нанесению крупного экономического ущерба государственным и частным предприятиям и организациям, физическим лицам;

массовым нарушениям правопорядка.

В этой связи обеспечение безопасности жизнедеятельности и объектов инфраструктуры, формирование, поддержание и развитие среды жизнедеятельности, соблюдение жизненно важных интересов личности, общества и государства, недопущение, предупреждение и оперативная ликвидация чрезвычайных ситуаций являются приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

2.2. Пути повышения уровня безопасности жизнедеятельности
Санкт-Петербурга

В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по ликвидации их последствий, сокращение материального ущерба и потерь населения.

Однако реалии жизни говорят о том, что для ощутимого эффекта необходимы действенные меры именно в субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что при существующем состоянии бюджетного финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти добиться кардинального изменения положения дел в обеспечении безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации применением экстенсивных методов (например, путем количественного наращивания сил и средств силовых структур) крайне сложно.

В этих условиях наиболее целесообразными являются организационно-технические мероприятия, позволяющие повысить уровень безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга путем оптимизации использования имеющихся ресурсов и повышения эффективности управления ими.

Обеспечением безопасности на уровне субъектов Российской Федерации занимаются прежде всего территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, специализированные городские службы и частные охранные предприятия, коммерческие организации технического обеспечения безопасности. Перечисленные структуры на сегодняшний день не имеют централизованного управления, слабо взаимодействуют друг с другом и, как следствие, неэффективно используют свои ресурсы и технический потенциал. Кроме того, практически отсутствуют действенные механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, имеет место неэффективное использование бюджетных средств Санкт-Петербурга по многочисленным, слабо увязанным между собой федеральным и региональным программам.

Вследствие разобщенности структур, решающих задачи безопасности жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, инвестиции на их техническое оснащение тратятся на создание изолированных систем, слабо увязанных по задачам и протоколам информационного взаимодействия и требующих чрезмерных затрат на разработку, внедрение и содержание.

Таким образом, решение насущных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности требует комплексных организационно-технических мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации.

Централизованное управление ресурсами позволит оптимизировать их распределение при обеспечении безопасности жизнедеятельности всех групп и слоев населения и городских объектов, что практически эквивалентно созданию большого количества обособленных эффективных систем, но менее затратно по финансированию.

Задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности, как правило, решаются в условиях жесткого дефицита времени. Ограниченность временных и материально-технических ресурсов и возможностей человека при больших масштабах и скорости развития чрезвычайных ситуаций влияют на адекватность и достоверность информации, используемой при принятии решений, а также на оперативность принятия этих решений. Эти аспекты обуславливают необходимость использования для решения задач безопасности современных технологий автоматизированного сбора, обработки, анализа и визуализации информации. В наши дни становится очевидным, что для эффективного управления сложными территориально распределенными объектами (город, производственное предприятие или коммерческая компания), повышения их среднесрочной и долгосрочной стабильности, снижения нагрузки на первых лиц необходимо применять информационные системы и автоматизированные системы управления, реализующие последние достижения управленческой науки.

Таким образом, вторым мероприятием, направленным на повышение эффективности обеспечения безопасности жизнедеятельности, является внедрение в процессы управления новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

В результате выполнения первого и второго мероприятий возникнет реальная возможность создания интегрированного технологического и информационного ресурса общего пользования для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и других организаций, участвующих в обеспечении безопасности Санкт-Петербурга, который и ляжет в основу АИС ОБЖ.

3. Методологические основы создания АИС ОБЖ

3.1. Цель и задачи создания АИС ОБЖ

Конечной целью создания и внедрения АИС ОБЖ является повышение уровня безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Основными путями достижения поставленной цели являются:

повышение качества управления Санкт-Петербургом и городским хозяйством за счет высокой оперативности взаимодействия и улучшения информационного обеспечения заинтересованных городских и федеральных структур с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий;

координация совместных действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в периоды повседневной деятельности и чрезвычайных ситуаций, в частности, повышение эффективности их работы, а также улучшение взаимодействия между специализированными городскими службами и населением Санкт-Петербурга.

При этом приоритетными задачами, решаемыми для достижения цели, являются:

интеграция разнородных информационных систем на базе единого стандарта обмена данными в целях повышения эффективности принятия управленческих решений на всех уровнях городской инфраструктуры, улучшения координации взаимодействия между подразделениями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге;

создание информационной базы для внедрения типовых административных, технических и технологических решений, обеспечивающих единообразное взаимодействие между разнородными системами, функционирующими на территории Санкт-Петербурга;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петер
Раздел: Промышленность, производство
Тип: реферат Добавлен 11:15:48 11 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 314 Комментариев: 21 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать