ак жол что значит
Трансформация: как оппозиционная партия «Ак жол» стала провластной
Демократическая партия «Ак жол» была создана 3 апреля 2002 года. В начале 2000-х это была одна из самых влиятельных политических организаций в стране. Рассказываем, как в «Ак жоле» произошел раскол и как партия стала провластной.
КАК СОЗДАВАЛИ ПАРТИЮ «АК ЖОЛ»?
Осенью 2001 года группа казахстанских правительственных чиновников и бизнесменов подвергла резкой критике политическую и экономическую ситуацию в стране и сформировала оппозиционное движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Первый раз в истории Казахстана группа членов правительства покинула власть. Бывший тогда премьер-министром Касым-Жомарт Токаев назвал оппозиционного акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова, заместителя премьер-министра Ораза Жандосова и бывшего министра Мухтара Аблязова «киндер-сюрпризами» и попросил президента Нурсултана Назарбаева уволить чиновников, связанных с ДВК.
В 2002 году бывший вице-премьер Ораз Жандосов, бывший министр труда и социальной защиты Алихан Байменов и бывший депутат Булат Абилов заявили о своем выходе из ДВК и создании партии «Ак жол». Они заявили, что партия «Ак жол» будет конструктивной политической силой, которая сможет прийти к соглашению с властями, а не с радикальной оппозицией. К ним присоединились представители бизнеса, сферы финансов, лица, занимавшие разные высокие должности.
Жакиянов и Аблязов, оставшиеся членами движения «Демократический выбор Казахстана», были приговорены к тюремному заключению, а ДВК постепенно вытеснили с политической арены. «Демократический выбор Казахстана» сформировал альянс с Коммунистической партией и участвовал в выборах, но позднее не смогли продолжить свою деятельность в качестве законных политических организаций.
Сейчас Жакиянов далек от политики. Мухтар Аблязов, заочно осуждённый в Казахстане по ряду обвинений и проживающий за границей, всё еще использует название ДВК в «антиправительственной» политической борьбе. Казахстанский суд признал ДВК «экстремистской организацией» и запретил ее деятельность, а Европарламент назвал ее «мирным политическим движением».
ПОБЕДЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ПАРТИИ
В начале апреля 2002 года в Казахстане официально зарегистрировалась Демократическая партия «Ак жол».
Алтынбек Сарсенбайулы, влиятельная фигура во власти, министр информации и секретарь Совета безопасности, сначала наблюдал со стороны за этими политическими изменениями. Лишь в декабре 2003 года он ушел с поста посла Казахстана в России и присоединился к партии «Ак жол» в качестве сопредседателя. У партии, которая придерживалась либерально-демократических взглядов, было пять сопредседателей: Алихан Байменов, Людмила Жуланова, Ораз Жандосов, Булат Абилов и Алтынбек Сарсенбайулы.
В июле 2004 года Алтынбек Сарсенбайулы был назначен министром информации. Таким образом, впервые в истории Казахстана в правительство вошел представитель оппозиционной партии. Эксперты в то время высказывали мнение, что власти начали опасаться партии «Ак жол», и расценили это как признак того, что те готовы сотрудничать с партией «Ак жол».
На выборах в мажилис 19 сентября 2004 года правящая партия «Отан» (ныне «Нур Отан») получила около 60 процентов голосов, партия «Ак жол» набрала 12 процентов голосов и заняла второе место. Выборы прошли по смешанной схеме: 67 депутатов были избраны по одномандатным округам, а десять мест распределились между партиями по пропорциональной схеме. В результате партия, занявшая второе место, получила только два места в мажилисе (одно место по партийному списку, одно место в одномандатном округе). Однако партия «Асар» под руководством старшей дочери Назарбаева Дариги Назарбаевой заняла третье место, но получила четыре места в парламенте. «Ак жол» отказался от мандата, заявив, что выборы были несправедливыми.
Алтынбек Сарсенбайулы подал в отставку с поста министра информации, заявив, что не согласен с политикой правительства и что выборы были несправедливыми.
КАК ПРОИСХОДИЛ РАСКОЛ В «АК ЖОЛЕ»?
В начале 2005 года между сопредседателями партии «Ак жол» возникли разногласия. 15 марта Алихан Байменов и Людмила Жуланова созвали съезд «Ак жола» и упразднили институт сопредседателей. Председателем был избран Алихан Байменов, заместителем председателя — Людмила Жуланова. Они переписали устав, и она была немедленно зарегистрирована властями.
Алтынбек Сарсенбайулы, Булат Абилов и Ораз Жандосов сочли съезд незаконным, а Алихана Байменова обвинили в «предательстве оппозиции». Затем они образовали партию «Настоящий Ак жол». Однако власти ее не зарегистрировали. Политологи говорят, что раскол в некогда популярном «Ак жоле» стал серьезным ударом по оппозиции и что власти воспользовались разногласиями между лидерами партий.
В этот период Коммунистическая партия Казахстана во главе с Серикболсыном Абдильдиным, имевшая большой электорат, также разделилась на две части, и группа коммунистов сформировала Коммунистическую народную партию Казахстана. Тогда эксперты высказали предположение, что «таким образом власти ослабляют влиятельные политические силы».
«Ак жол», а затем и «Настоящий Ак жол сыграли важную роль в объединении оппозиционных групп, внося весомые предложения по реформированию общественно-политической жизни Казахстана. Накануне президентских выборов был сформирован Координационный совет демократических сил, который выдвинул бывшего спикера мажилиса Жармахана Туякбая в качестве единого кандидата. Партия проанализировала экономическую политику правительства и предложила альтернативные пути экономических реформ. Кроме того, оппозиционные силы разработали новую Конституцию Казахстана. Проект предусматривал переход Казахстана к парламентской форме правления, что позволяло бы президентам быть избранными только на один пятилетний срок.
Председатель партии «Ак жол» Алихан Байменов участвовал в президентских выборах 4 декабря 2005 года и набрал 1,61 процента голосов. «Настоящий Ак жол» поддержал кандидата от объединенной оппозиции Жармахана Туякбая. В феврале 2006 года был убит сопредседатель партии «Настоящий Ак жол» Алтынбек Сарсенбайулы, считавшийся главным идеологом партии.
Затем активность «Настоящего Ак жола» пошла на спад. После того как партии отказали в регистрации, ее лидеры Булат Абилов и Ораз Жандосов со временем ушли из политики.
Партия «Ак жол», возглавляемая Алиханом Байменовым, также сбавила свой темп. В июле 2007 года к партии «Ак жол» присоединилась партия «Адилет», возглавляемая Максутом Нарикбаевым, доверенным соратником бывшего тогда президентом Нурсултана Назарбаева, но через три года снова откололась. Партия также участвовала в парламентских выборах 2007 года, но мест не получила. На президентских выборах в феврале 2011 года партия кандидатов не выдвигала, сам Алихан Байменов также не баллотировался.
КАК «АК ЖОЛ» СТАЛ ПРОВЛАСТНОЙ ПАРТИЕЙ?
2 июля 2011 года на съезде партии «Ак жол» председатель палаты предпринимателей «Атамекен» Азат Перуашев был избран председателем партии. Всего за несколько дней до этого Перуашев покинул ряды партии Назарбаева «Нур Отан». Решение Перуашева «покинуть одну партию и стать председателем другой в тот же день» эксперты в то время связывали с трансформацией партии «Ак жол», которая открыто стала провластной партией.
Азат Перуашев восемь лет возглавлял провластную Гражданскую партию до ее присоединения к «Нур Отану» в 2006 году. Алихан Байменов, передавший руководство партией Азату Перуашеву, был назначен председателем агентства по делам государственной службы и принес присягу перед Нурсултаном Назарбаевым.
После того как Перуашев возглавил «Ак жол», партия стабильно получает места в мажилисе (2012, 2016, 2021 годы). Партия позиционирует себя как конструктивную оппозицию, но часто заявляет, что поддерживает бывшего президента Нурсултана Назарбаева.
Азат Перуашев запомнился тем, что прослезился в марте 2019 года, когда Нурсултан Назарбаев покинул президентский пост.
Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?
Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».
У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.
С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.
В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).
Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.
Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.
Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».
После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.
ақ жол
1 жол
послов. «Жалғыз жүріп жол тап қанша, көппен жүріп адас» — «Чем найти дорогу, бродя одиноко, лучше заблудиться вместе со всеми»
2 жол
жолын қуған — ученик, последователь
II обычай, правила III раз
IV линия, строка, полоса
3 жол
4 темір жол
5 аяқжол
6 жолма-жол
7 шаңғы жол
8 азат жол
9 ауыл арасындағы жол
10 байланыстарды жолға қою
11 бір жолғы баға
12 бір жолғы куәлік
13 бір жолғы шығын
14 жазылған жол
15 жобадағы сыни жол
16 қайтар жол
17 қара жол
18 қиын жол
19 қысталаң жол әдісі
20 сақтандырудағы жазылған жол
См. также в других словарях:
жол — ашу. этногр. Жолы болмай жүрген адамның «ендігі жерде жолым ашылсын» деген ниетпен әртүрлі ырымсырым (тәу ету, тұмар оқытып алу т.б.) жасауы (Қаз. этнография., 2, 416). Жол табаны. Жолдың өзі, оның тегіс беті. Жерде қырбық қар болғанымен, ж о л т … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі
Жоліо-Кюрі — прізвище … Орфографічний словник української мови
жол ашар — Жолға шығар алдындағы жасалатын ырым … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі
жол әскерлері — (Дорожные войска) жолды қамтамасыз етуге арналған тыл құрамындағы арнайы әскерлер. Коменданттық жол, жол салу және көпір құрылыстары бөлімінен, бөлімшелерінен тұрады. Ж.ә. орыс армиясында XVII ғасырдың басында, ал Кеңес Одағы Қарулы күштерінде… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол белгілері — (Дорожные знаки) автомобиль жолдарында, көшелерде, лек жолдарында қауіпсіздікті қамтамасыз ету, жүргізушілердің жол жағдайы туралы қажетті ақпарат алуы үшін орнатылған белгілі формадағы, көлемдегі, түстегі фигуралар. Ж.б. ескерту, тыйым салу,… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол торабы — (Дорожная сеть) жергілікті жердің белгілі ауданында (айлағында) жабдықталған немесе жабдық талып жатқан өзара байланысты темір және автомобильдік жол торабы. Жол торабының дамуы оның тығыздығына байланысты (әр жол түрінің орташа ұзындығы… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол бөлімі — (Дорожные части) әскери көлік жолдарын техникалық жағынан қорғау және құрылыс, қайта жөндеу жұмыстарын жүргізуге арналған жол әскері құрамындағы бөлім. Ұлы Отан соғысы кезінде Ж.б нің негізгі бөлімшесі жол құрылысы батальоны болды … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол-көпір конструкциялары — (Дорожно мостовые конструкции) әскери жолдарды даярлауға арналған құрылыс элементтерінің жиынтығы (жиналмалы жол жабулары, төмен және биік көпірлер, су өтетін трубалар, т.б. элементтер) … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол барлауы — (Разведка дорог) ұрыс жүріп жатқан аудандағы немесе жау басып алған жердегі жолдарды, олардың жайы мен жаңа жол тораптарын табу үшін жүргізілетін барлау. Мақсаты табиғи бөгеттердің бар жоғын, олардың өзгешелігін, осы бөгеттерден әскерлердің қай… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол төсеуші — (Путепрокатчик) инженерлік жабдығы бар машина. Ол орташа қиялы жерлерде, бұтақтар мен кіші ормандар арасымен лек жүретін жолдарды төсеу кезіндегі әр түрлі кедергілерді жою мен жер жұмыстарын орындау үшін, тау баурайларында жол салу үшін, өзен… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
Ак-Жол
Смотреть что такое «Ак-Жол» в других словарях:
жол — ашу. этногр. Жолы болмай жүрген адамның «ендігі жерде жолым ашылсын» деген ниетпен әртүрлі ырымсырым (тәу ету, тұмар оқытып алу т.б.) жасауы (Қаз. этнография., 2, 416). Жол табаны. Жолдың өзі, оның тегіс беті. Жерде қырбық қар болғанымен, ж о л т … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі
Жоліо-Кюрі — прізвище … Орфографічний словник української мови
жол ашар — Жолға шығар алдындағы жасалатын ырым … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі
жол әскерлері — (Дорожные войска) жолды қамтамасыз етуге арналған тыл құрамындағы арнайы әскерлер. Коменданттық жол, жол салу және көпір құрылыстары бөлімінен, бөлімшелерінен тұрады. Ж.ә. орыс армиясында XVII ғасырдың басында, ал Кеңес Одағы Қарулы күштерінде… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол белгілері — (Дорожные знаки) автомобиль жолдарында, көшелерде, лек жолдарында қауіпсіздікті қамтамасыз ету, жүргізушілердің жол жағдайы туралы қажетті ақпарат алуы үшін орнатылған белгілі формадағы, көлемдегі, түстегі фигуралар. Ж.б. ескерту, тыйым салу,… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол торабы — (Дорожная сеть) жергілікті жердің белгілі ауданында (айлағында) жабдықталған немесе жабдық талып жатқан өзара байланысты темір және автомобильдік жол торабы. Жол торабының дамуы оның тығыздығына байланысты (әр жол түрінің орташа ұзындығы… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол бөлімі — (Дорожные части) әскери көлік жолдарын техникалық жағынан қорғау және құрылыс, қайта жөндеу жұмыстарын жүргізуге арналған жол әскері құрамындағы бөлім. Ұлы Отан соғысы кезінде Ж.б нің негізгі бөлімшесі жол құрылысы батальоны болды … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол-көпір конструкциялары — (Дорожно мостовые конструкции) әскери жолдарды даярлауға арналған құрылыс элементтерінің жиынтығы (жиналмалы жол жабулары, төмен және биік көпірлер, су өтетін трубалар, т.б. элементтер) … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол барлауы — (Разведка дорог) ұрыс жүріп жатқан аудандағы немесе жау басып алған жердегі жолдарды, олардың жайы мен жаңа жол тораптарын табу үшін жүргізілетін барлау. Мақсаты табиғи бөгеттердің бар жоғын, олардың өзгешелігін, осы бөгеттерден әскерлердің қай… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
жол төсеуші — (Путепрокатчик) инженерлік жабдығы бар машина. Ол орташа қиялы жерлерде, бұтақтар мен кіші ормандар арасымен лек жүретін жолдарды төсеу кезіндегі әр түрлі кедергілерді жою мен жер жұмыстарын орындау үшін, тау баурайларында жол салу үшін, өзен… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
«Ак Жол» против «коммунистов»: зачем расшатывать лодку?
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», а также в закон «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» по вопросам парламентской оппозиции». Напомним, в данном законе впервые в Казахстане вводится понятие «парламентской оппозиции», которая будет выражать мнение народа и поднимать волнующие население вопросы.
Согласно принятым поправкам, оппозиции в парламенте право выступать на парламентских слушаниях, инициировать тематику парламентских слушаний, выступать на заседаниях Сената, на заседаниях комитетов, на совместных заседаниях парламента. В «парламентскую оппозицию» войдут политические партии, представленные в Мажилисе и не входящие в парламентское большинство, выступающие, как правило, с иной позицией по социальным-экономическим и общественно-политическим вопросам.
Сегодня в казахстанском парламенте представлены три партии — Nur Otan (партия власти, председателем которой является первый президент республики, Лидер нации Нурсултан Назарбаев), демократическая партия «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК).
В количественном выражении от Nur Otan в парламенте представлены 84 депутата, по 7 депутатов у «Ак жол» и КНПК, еще 9 – так называемых нефракционных депутатов – это выдвиженцы от Ассамблеи народа Казахстана.
На фоне новостей о рассмотрении и принятии данного закона в Казахстане прошли еще несколько немаловажных событий, которые, как кажется, являются пазлами одной картины.
Во-первых, президент Казахстана поручил создать Государственную комиссию по реабилитации жертв политических репрессий для восстановления исторической справедливости.
3 июня депутат партии «Ак жол» Берик Дюсембинов обратился с официальным запросом к заместителю премьер-министра Ералы Тугжанову, в котором от лица партии призвал начать работу по признанию «Ашаршылык» (Великого голода 1932-1933 гг.) фактом геноцида.
«В целях исторической справедливости, «Ак жол» призывает дать организованному тоталитарной властью большевиков на казахской земле Великому голоду (Ашаршылық) правовую оценку, как факту геноцида против нашего народа», – говорится в запросе Дюсембина.
«В последние годы некоторыми «деятелями» делаются попытки мифологизировать и пропагандировать сталинизм. В этой связи Демократическая партия «Ак жол» считает, что принцип декоммунизации должен стать составной частью государственной политики», – даже отметил Дюсембин.
Параллельно с этим в казахстанских СМИ стали появляться откровения историков и экспертов. В интервью агентству КазТАГ доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета имени Гумилева Гульнар Мусабалина отметила, что в Казахстане нужно запретить советскую символику.
«Использовать в качестве символики серп и молот – это неправильно. Это была другая коммунистическая партия, это были другие люди, у нее были другие цели. Пусть символы будут другие. Я считаю, что нужно запретить советскую символику», – пояснила профессор.
Здесь следует сделать небольшое отступление. На сегодняшний день коммунистическая и/или советская символика запрещены в некоторых постсоветских странах — в Грузии, Латвии, Литве, Украине. Но Казахстана в этом списке нет. Пока нет. Однако следует предположить, что, если работа по декоммунизации, предлагаемая партией «Ак жол» и историками будет продолжена, это может изменится. Что до «Ак жол», то мотивы понять можно — они уже сейчас отстреливают своего политического конкурента КНПК на дальних рубежах – за год до парламентских выборов.
И если так дело пойдет и дальше, то в числе парламентской оппозиции вполне могут оказаться исключительно депутаты «Ак жола».
Но есть ли действительно связь между всеми этими событиями? Мы обратились к двум известным политологам – лидеру формирующегося коммунистического движения Казахстана «Мемлекет» Альжану Исмагулову и главному редактору энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияру Ашимбаеву с просьбой дать оценку новым поправкам в законы и ответить на наши вопросы:
– Что вы думаете о законе о парламентской оппозиции?
Данияр Ашимбаев (Д.А.): Закон о парламентской оппозиции расширяет возможности непарламентского большинства по выражению своей позиции. Мы видим, что депутатские запросы по экономике, которые инициирует партия «Ак жол», мы видим депутатские запросы по экономике и социальной сфере, которые инициирует КНПК; депутаты поднимают в своих запросах достаточно серьезные темы. И в условиях, когда в Нур-Султане достаточно серьезно реагируют на любую критику, а в последнее время почему-то стало считаться, что любая критика – это вообще «подрыв устоев», возможность более широкого выражения двумя нынешними партиями парламентского меньшинства своих позиций – это уже шаг вперед. Да, по многим вопросам с «Ак жол» и КНПК можно не соглашаться, но по вопросам экономики – а это, на мой взгляд, сейчас самые больные вопросы – нам нужен плюрализм мнений.
Альжан Исмагулов (А.И.): Впервые появляется слово «оппозиция» в законодательном поле и определены случаи, когда оппозиция может выдвигать своих депутатов на должности председателей и секретарей постоянных комитетов Мажилиса парламента, а также право выступления на заседаниях и проведение парламентских слушаний по инициативе оппозиции. Получается, все эти 29 лет оппозиция не имела доступа к выступлениям, не могла выдвигать своих кандидатов на должности председателей и секретарей постоянных комитетов? И других путей, кроме как ввести два новых закона – не было? Может, всё-таки нужно было просто обновить регламенты парламента? В любом случае, уточнение взаимоотношений между определенными группами лиц письменным путём это хорошо, если не работает благоразумие.
– Как вы расцениваете вбросы о том, что коммунистические партии и символику надо запретить?
Данияр Ашимбаев (Д.А.): Тема репрессий, на мой взгляд, чрезмерно политизирована. И с каждым годом она все больше становится пространством для политических игр и заявлений. Серьезного исторического анализа периода коммунизма у нас никто не делал. Хочется напомнить, что даже партия «Алаш» и правительство Алаш-Орды, к которым частенько апеллируют, не выступали за государственную независимость, что пытаются им приписать. Но «Алаш» выступал за автономию в составе России. То есть реальные исторические оценки мало кого интересуют. Возьмем, к примеру, фигуру Жумабека Ташенова — председателя Совета Министров КазССР, который якобы боролся против передачи казахских районов Узбекистану, Туркмении и Целинного края — в пользу России. Но если смотреть документы, картина возникает совершенно иная. К примеру, Ташенов делал доклад по передаче Бостандыкского района Узбекистану и по его докладу район и передали. Что касается Целинного края, то вопрос не стоял о выделении его из состава КазССР с дальнейшей передачей РСФСР. Напомню, что освоение целины было одним из важнейших проектов экономической политики Хрущева. Но финансирование шло через Алма-Ату. И, естественно, какая-то значительная часть денег до целины попросту не доходила. И идея создания Целинного края прежде всего преследовала цель, чтобы финансирование шло напрямую из Москвы, минуя Алма-Ату, которая на бюджетные потоки, как всегда, имела свои планы. Против этого Ташенов и возражал, но сильно сомневаюсь, что он грозил Хрущеву «обращением в ООН». Борьба с так называемым «целинным сепаратизмом» имела место быть только через три года после отставки Ташенова, и он был жестко подавлен республиканским руководством. То же самое можно сказать и о вопросе передачи Мангышлака Туркмении. На самом деле вопрос стоял о передаче нефтегазовых месторождений в подчинении «Туркменнефти» в рамках создания межреспубликанских «кластеров», как бы их назвали сейчас. Разговоры эти были тоже много после отставки Ташенова. Вот и получается, что из советского чиновника сделали эдакого «борца за независимость». И это ж не единственный пример!
Или взять тему «голодомора». Сначала было 10 миллионов погибших, потом 20 миллионов. Сейчас уже кто-то про 60 миллионов заговорил. И объясняют тем, что у Сталина якобы были антиказахские и антитюркские взгляды. Но если посмотреть на другие тюркские республики, где проходила коллективизация, то там таких перегибов не было. Один уважаемый историк, анализируя документы того периода, обращал внимание на то, что для проведения коллективизации в казахские районы отправляли казахов, а в русские – русских с тем, чтобы не было национальных конфликтов. И те перегибы, которые привели к плачевным последствиям, были, собственно, нашими же кадрами и организованы.
Голод был обусловлен не только политикой центра, но в значительной степени самодеятельностью на местах. В одном исследовании отмечалось, что Москва выделяла в начале голода значительные средства на восстановление поголовья скота, но – цитирую – «средства эти были использованы не по назначению». Проблема в том, что те казахские политические деятели, которые проводили ускоренную коллективизацию, сами стали жертвами репрессий 1937–1938 гг., что как бы сняло с них политическую ответственность. Но любой, кто будет работать с документами тех лет, поймет, что проблема была вызвана радикализмом казахских же партийных работников.
Известно, что казахи из-за коллективизации и голода вынуждены были бежать в Туркмению, Узбекистан и Киргизию. Но ведь эти же регионы также подвергались коллективизации, но таких перегибов в других республиках не было. Никто не говорит о голоде или «голодоморе» в Туркмении, Киргизии или в Башкирии.
Для понимания проблем политической борьбы в Казахстане в те годы нужно знать и проблемы социального расслоения в казахском ауле, и фактор родовой борьбы в казахской элите, и идейные конфликты по социально-политической модернизации республики. Но у нас, как вы знаете, структура традиционного общества сильно мифологизирована. В современной литературе сам термин «социальное расслоение» вообще пропал: были только ханы, султаны, бии и батыры. Даже термин «бай» практически перестал употребляться. Как пишет наш видный историк, бывший аким Жамбылской области Омирбек Байгельди: «История свидетельствует, что наш народ был чрезвычайно богат, носил одежду, расшитую золотом, ел из золотых блюд, ездил в золотом седле, а правители восседали на золотом троне. Собрания проводились в золотых дворцах. А мы – потомки того великого народа. Это никакое не преувеличение, это есть историческая правда».
Про родовую борьбу в казахском руководстве писать сейчас вообще не принято. Идет чрезмерная идеализация и исторического прошлого, и отдельных исторических персонажей, и их взглядов. События, происходившие в республике, вырываются из контекста не только общестрановой, но даже региональной истории, что создает не только путаницу, но и ведет к откровенной фальсификации причин и последствий.
Кстати, отмечу, что так называемые «антиказахские взгляды» Сталина можно сопоставить с такими фактами, что казах Турар Рыскулов был одним из высших руководителей российского правительства с 1926 по 1937 г., а главным органом национальной политики в РСФСР – отделом национальностей ВЦИК – руководили опять-таки казахи Санджар Асфендияров, Абильхаир Досов и Нигмет Нурмаков.
Когда пишут, что казахские «батыры» отстаивали границы республики и ее территорию, не нужно забывать, что такую же борьбу вели и представители других республик и национальностей, у которых были свои представления об этих границах. Забывается, какая борьба была вокруг разделения Туркестана в 1924–1925 гг., которая привела к объединению казахских районов в рамках одной республики. Повышение статуса Казахстана до союзной республики в декабре 1936 г., которое предопределило в том числе и современную историю республики, было инициировано Сталиным, а не сделано по просьбе Алма-Аты.
Но декоммунизация в Казахстане, на мой взгляд, невозможна. Или давайте сносить памятники или давайте снесем все то, что было построено в советское время. Правда, многие наши ведомства исходят как раз из этого принципа. К примеру, инициатива нашего Минздрава снести 40 старых больниц и построить 15 якобы «новых и современных» – вписывается в этот оборот.
А что касается сноса памятников. Несколько лет назад возник скандал, когда был опубликован документ об увеличении квоты репрессированных за подписью первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Левона Мирзояна. Сразу возникла тема, что «подлый армянин» хотел уничтожить всех казахов. И сразу же улицы имени Мирзояна срочно были переименованы и в Астане, и в Алматы. Но на оригинале этого документа присутствует полтора десятка подписей, половина из которых казахские. Но о переименовании их улиц я нигде разговоров не слышал. Вырывание фактов из контента и насаживание их на либерал-националистические концепты — как правило, очень плохо заканчивается. Неумение делать выводов из собственной истории и трактовка фактов в угоду политическим маневрам — всегда заканчивается плохо.
– Нет ли связи между этими вбросами и законом о парламентской оппозиции? Не идет ли все к тому, чтобы на следующих выборах в парламент коммунистам вход туда будет заказан?
Д.А.: Нынешняя КНПК не является наследником Компартии Казахстана. Прежняя Компартия была переименована в Социалистическую партию и в таком качестве примерно в 1996 году умерла окончательно. КНПК же является отпочкованием от той партии, поскольку Косарев и его соратники посчитали, что Абдильдин движется в фарватере Аблязова, что подрывало идейные основы коммунистов. КНПК как партия состоялась. Даже если в Казахстане запретят слово «коммунистический», она может переименоваться в Социал-демократическую партию и спокойно участвовать в выборах с той же программой. КНПК – это партия, имеющая свой электорат, и которую перед выборами многие хотели бы утопить. Так что здесь может быть элемент партийно-электоральной борьбы. Но я считаю, что запрет коммунистической символики – просто глупость.
А.И.: Законы о парламентской оппозиции никак не связаны с запретом на советскую символику, так как в тексте ничего не говорится об этом, и это никак не влияет на то, будет ли запрещена советская символика или нет. Скорее, от активности КНПК, которая присутствует в парламенте, зависит то, будет ли в Казахстане т.н. декоммунизация или нет. Как она будет защищать советские символы, советскую историю, считает ли она себя наследником Компартии Советского Союза, Советского Казахстана, наследником коммунистов. Ну и конечно же, от нас – неравнодушных граждан, которые защищают советскую Историю Казахстана.
– Какова вероятность того, что в Казахстане будет введен запрет на коммунистическую/советскую идеологию и символику?