акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Акафист за единоумершего

Можно ли читать Акафист за единоумершего

fpm_start("true");

Кондак 1

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, давый нам власть чадами Божиими быти и обитати в невечернем дни Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о немже с мольбою взываем Ти: Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Икос 1

Господом данный Ангеле хранителю святый, прииди помолиться о рабе твоем, егоже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еcи, воззови с нами ко Спасу Всещедрому.

Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имярек).

Иисусе, уврачуй его язвы душевные.

Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о нем.

Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им.

Иисусе покрый его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.

Иисусе, возвесели его милосердием Твоим.

Иисусе неизреченный, великий и чудный, явися ему Сам.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 2

Яко безутешная горлица носится душа над юдолию земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшаго пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы, но помилуй раба Твоего, Владыко, да внидет он в покой Твой, взывая: Аллилуиа.

Икос 2

Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшаго. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего.

Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим.

Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцем.

Иисусе, всех призываяй в виноградник Твой, не забуди озарити его светом Твоим.

Иисусе, щедрый Раздаятелю вечных наград, яви его светом чертога Твоего.

Иисусе, верни душе его благодатныя силы первозданныя чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя его добрыя дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 3

Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости, ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа его превыше солнца к Тебе Всесвятому и воспоет песнь избавления: Аллилуиа.

Икос З

Верховный апостол Твой в холодную нощь у костра трижды отрекся от Тебе и Ты спасл еси его. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имярек) многовидныя отпадения от воли Твоея.

Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.

Иисусе, избави его от тягостных терзаний совести.

Иисусе, да сгинет навеки память грехов.

Иисусе, соблазнов юности его не помяни.

Иисусе, от тайных беззаконий очисти его.

Иисусе, осени его тихим светом спасения.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, безсильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Ты без числа милосерд к нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.

Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носити.

Иисусе, союз любви положивый между мертвыми и живыми.

Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имярек).

Иисусе, услыши его вопль сердечный, возносимый нашими устами.

Иисусе, в наших слезах приими его покаяние.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 5

Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, якоже мольба благоразумнаго разбойника. Он угас на жизненном кресте, дай наследовать ему Твоя обетования, якоже тому: «Аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в раю», где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуиа.

Икос 5

За нас Распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоея безследно смой излитыя согрешения его, благообразною Твоею наготою согрей обнаженную осиротевшую душу.

Иисусе, Ты знал его жизнь до рождения и возлюбил его.

Иисусе, Ты видел его из далече с высоты Креста Твоего.

Иисусе, Ты простирал ему в даль грядущему изъязвленные объятия Твои.

Иисусе, Ты Взывал о прощении его на кровавой Голгофе.

Иисусе, Ты кротко умирал за него в тяжких муках.

Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти его могильный покой.

Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром и Тобою спасенную душу.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 6

Спит он вечным сном могилы, но душа его не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя вечного Жениха. Да исполнятся на умершем слова Твои: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный». Дай ему ясти от манны сокровенныя и пети у Престола Твоего: Аллилуиа.

Икос 6

Смерть разлучила со всеми ближними, стала дальше душа, знаемии сокрушаются, и токмо Ты Един остался близок. Разрушились преграды плоти и Ты открылся в неприступном величии Божества с ожиданием ответа.

Иисусе, Любовь превыше всякого разумения, помилуй раба Твоего.

Иисусе, удаляясь от Тебя, он тяжко страдал.

Иисусе, прости неверность его сердца. Иисусе, обманутые надежды рождали тоску по Тебе.

Иисусе, вспомни те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим.

Иисусе, дай скончавшемуся неземную радость и покой.

Иисусе, единый верный, неизменный, приими его.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 7

Веруем, что недолгой будет разлука наша. Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрые там просияют, где семена добра приносят нетленные плоды, где души святые поют: Аллилуиа.

Икос 7

Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нем, тогда Ты не остави его, дай отраду одинокой душе.

Иисусе, Твоя любовь не охладевает.

Иисусе, неистощимо Твое благоволение.

Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкви да омоются грехи его приношением Жертвы Безкровной.

Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых.

Иисусе, во дни испытаний наших приими его ходатайство о нас.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 8

Будем молиться со слезами, когда память об усопшем мучительно свежа, будем поминать имя его в нощи и во дни, раздавая милостыню, питая гладных, из глубины души взывая: Аллилуиа.

Икос 8

Тайнозритель Иоанн Богослов созерцал у Престола Агнца Божия великое множество людей, облеченных в белые ризы: это те, кто пришел от великой скорби. Они радостно служат Богу день и ночь, и Бог обитает с ними, и не коснется их мука.

Иисусе, причти к ним и раба Твоего (имярек).

Иисусе, он много страдал и томился.

Иисусе, известны Тебе все горькие часы и тягостные минуты его.

Иисусе, на земли он имел печали и скорби, дай на небе отраду.

Иисусе, услади его от источников живыя воды.

Иисусе, отыми всяку слезу от очей его.

Иисусе, всели его, где не опаляет, но живит солнце правды Твоея.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 9

Кончено странствование земное, какой благодатный переход в мир Духа, какое созерцание новых неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в отечество свое, где светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Если отблеск и след Твой полагает сияние на лице смертных, то каков же Ты Сам. Если плоды Твоих рук так прекрасны, и земля, отражающая только тень Твою, полна невыразимым величием, то каков же невидимый лик Твой. Открой славу Твою усопшему рабу Твоему (имярек).

Иисусе, обостри его слух к восприятию Твоего Божества.

Иисусе, обостри его слух к разумению небесных.

Иисусе, да будет его радость преисполненная.

Иисусе, подкрепи его надеждою встречи в обителях блаженных.

Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 10

Отче наш, скончавшагося в Царствие Твое приими, где нет греха и зла, где нерушима Святая воля, где в сонмах чистейших душ и непорочных ангелов святится Твое благодатное имя и благоухает хвала: Аллилуиа.

Икос 10

В тот день ангелы поставят Престол Твой, Судие, и Ты возсияеши во славе Отца Твоего, неся воздаяние всякому человеку. О, воззри тогда милостиво на смиреннаго раба Твоего (имярек), рцы ему: «Прииди одесную Мене».

Иисусе, яко Бог власть имаши оставляти грехи.

Иисусе, прости его согрешения забытыя или стыдом утаенныя.

Иисусе, отпусти беззакония немощи и неведения.

Иисусе, избави его от несвятимых глубин адскаго отчаяния.

Иисусе, да унаследует он Твои животворящия обетования.

Иисусе, сопричти его благословенным Отца Твоего.

Иисусе, дай ему во веки нескончаемое блаженство.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 11

Владыко Всеблагий, да отверзятся усопшему солнцевидные врата райские, да встретят его с ликованием соборы праведных и святых, сонмы близких и любящих его, да возрадуются о нем светоносные ангелы Твои, да узрит он и Присноблаженную Матерь Твою там, где победно звучит: Аллилуиа.

Икос 11

Под дыханием Твоим оживают цветы, воскресает природа, пробуждаются сонмы мельчайших тварей, Твой взор светлее весенних небес, Твоя любовь, Иисусе, теплее лучей солнечных. Ты из праха земного воскресил бренную плоть человеческую к расцвету вечной нетленной жизни весны, тогда озари и раба Твоего (имярек) светом милостей Твоих.

Иисусе, в Твоей деснице благоволение и жизнь.

Иисусе, во взоре Твоем свет и любовь.

Иисусе, избави усопшего от вечныя смерти духовныя.

Иисусе, он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой.

Иисусе, пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности.

Иисусе, да не омрачит ничто земное его последнего сна.

Иисусе, Счастье Неизменное и цель нашего бытия.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 12

Христе! Ты — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — обитель многих, Ты — питие совершенно новое, Ты — одеяние и венец преподобных, Ты — ложе упокоения святых, Ты — Сладчайший Иисусе! Тебе подобает хвала: Аллилуиа.

Икос 12

Под образом тихих садов неземной красоты, и светлых как солнце обителей и в великолепии небесных песнопений Ты открыл нам блаженство любящих Тя.

Иисусе, да внидет раб Твой в радость Твою.

Иисусе, облеки его сиянием славы Отца.

Иисусе, просвяти его озарением Духа Святаго.

Иисусе, да услышит он неизреченную песнь Херувимов.

Иисусе, да будет он восходить от славы в славу.

Иисусе, да узрит он Тебя лицем к лицу.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Кондак 13

О, Женише Безсмертный, в полночь греха и неверия грядый с небес со ангелами судити миру всему. Отверзи двери славного чертога Твоего рабу Твоему (имярек), да в безчисленных сонмах святых во веки поет: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Господом данный Ангеле…» и 1-й кондак «Избранный Ходатаю».

Источник

Акафист за единоумершего

17 декаб­ря 2019 года в акто­вом зале Изда­тель­ско­го Сове­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви состо­я­лась тра­ди­ци­он­ная встре­ча с пред­ста­ви­те­ля­ми издательств.

В выступ­ле­нии помощ­ни­ка пред­се­да­те­ля Изда­тель­ско­го Сове­та иеро­мо­на­ха Мака­рия (Комо­го­ро­ва) были при­ве­де­ны при­ме­ры изда­ний, кото­рые наме­рен­но выпус­ка­ют­ся для рас­про­стра­не­ния в цер­ков­ной сети без обра­ще­ния за полу­че­ни­ем гри­фа. Это, в част­но­сти, каса­ет­ся ака­фи­стов, в том чис­ле таких как «ака­фист о еди­но­умер­шем» и «ака­фист жен, чад сво­их во утро­бе загу­бив­ших». Этим изда­ни­ям было отка­за­но в предо­став­ле­нии гри­фа, поэто­му их рас­про­стра­не­ние в цер­ков­ной сети недопустимо.

Что не так в акафисте за единоумершего

Не пер­вый год сре­ди пра­во­слав­ных име­ет хож­де­ние «Ака­фист за еди­но­умер­ше­го». Его мож­но най­ти в цер­ков­ных лав­ках — как отдель­ным изда­ни­ем, так и в сбор­ни­ках заупо­кой­ных молит­во­сло­вий. При этом важ­но заме­тить, что дан­ный ака­фист рас­про­стра­ня­ет­ся без Гри­фа Изда­тель­ско­го Сове­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, с 2011 года обя­за­тель­но­го для всех печат­ных изда­ний, пред­на­зна­чен­ных для сети цер­ков­ной кни­го­тор­гов­ли. Более того, в Изда­тель­ском сове­те кон­крет­но это­му ака­фи­сту было отка­за­но в при­сво­е­нии Гри­фа, там же заяви­ли о недо­пу­сти­мо­сти его рас­про­стра­не­ния сре­ди верующих.

И это не уди­ви­тель­но, так как в тек­сте «Ака­фи­ста за еди­но­умер­ше­го» содер­жат­ся про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­но­му веро­уче­нию выска­зы­ва­ния, а так­же про­сле­жи­ва­ют­ся явные заим­ство­ва­ния из древ­не­еги­пет­ской рели­ги­оз­ной мифологии.

Но преж­де чем начать раз­бор содер­жа­ния «Ака­фи­ста за еди­но­умер­ше­го», сто­ит заме­тить, что вооб­ще ака­фист как жанр пра­во­слав­ной цер­ков­ной гим­но­гра­фии – это хва­леб­но-бла­го­дар­ствен­ное пение, посвя­щён­ное Богу, Бого­ро­ди­це, анге­лу или свя­тым, и дан­ный фор­мат никак не может соче­тать­ся с молит­вой об усоп­шем. Уже само назва­ние «Ака­фист за еди­но­умер­ше­го» вызы­ва­ет неко­то­рое удив­ле­ние и настороженность.

Кто автор дан­но­го ака­фи­ста неиз­вест­но, но мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что он име­ет не толь­ко невер­ное пред­став­ле­ние о неко­то­рых сто­ро­нах пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, но и в той или иной сте­пе­ни зна­ком с древ­не­еги­пет­ской рели­ги­оз­ной мифо­ло­ги­ей, зна­ния о кото­рой не пре­ми­нул исполь­зо­вать. Так что в ито­ге в ака­фи­сте мы нахо­дим, поми­мо про­ти­во­ре­ча­щих уче­нию Церк­ви тек­стов, обра­зы и рече­вые обо­ро­ты из древ­не­еги­пет­ских мифов, и даже неоязы­че­ских сла­вян­ских заговоров.

Теперь обо всем по порядку.

И нач­нем с заим­ство­ва­ний из древ­не­еги­пет­ской мифологии.

Ака­фист содер­жит очень стран­ные стро­ки, боль­ше похо­жие на закли­на­ния: «Да не будет на зем­ли горь­ких вос­по­ми­на­ний о нем» (Икос 1), «Да сги­нет наве­ки память гре­хов» (Икос 3), «Да погиб­нут в моги­ле пле­ве­лы гре­хов тво­их» (Кондак 7). Схо­жие обо­ро­ты речи мож­но най­ти в древ­не­еги­пет­ских язы­че­ских заго­во­рах из «Кни­ги мерт­вых», состав­лен­ных язы­че­ски­ми жре­ца­ми с целью помочь умер­ше­му обре­сти покой и бла­го­по­лу­чие в ином мире. Вот неко­то­рые цита­ты из нее: «Да не про­го­нит меня никто от вождей-татау», «Да не сде­ла­ет никто так, что­бы ты (серд­це) выпа­ло из меня в при­сут­ствии Хра­ни­те­ля весов», «Да не будут мне нане­се­ны смер­тель­ные раны, и да не буду я вспо­рот рогами».

Сти­ли­сти­ка закля­тий типа «да сги­нет», недо­пу­сти­ма в пра­во­слав­ной гим­но­гра­фии и в молит­вах. Сло­во «сгинь» харак­тер­но для оккульт­ных заго­во­ров, а не для пра­во­слав­ных молитв. Подоб­ный под­ход исполь­зу­ют так­же совре­мен­ные неоязыч­ни­ки, состав­ляя заго­во­ры типа: «Огнём очи­щая, мощь душ отво­ряя, спа­си чадо Бога, да сги­нет хво­ро­ба». Надо чет­ко пони­мать, что пра­во­слав­ные про­сят у Бога и Свя­тых, а не заклинают.

Автор ака­фи­ста, фор­ми­руя в тек­сте образ спя­ще­го в моги­ле покой­ни­ка, поме­ща­ет такие при­зы­вы обра­щен­ные к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту: «Освя­ти его могиль­ный покой» (Икос 5), «Спит он веч­ным сном моги­лы» (Кондак 6). И далее в ико­се 11-ом: «Про­бу­ди его, когда тер­ния зем­ли обле­кут­ся цве­том веч­но­сти». Воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что в этих стро­ках гово­рит­ся не про­сто о брен­ном теле умер­ше­го как об остав­лен­ной душой телес­ной обо­лоч­ке, но в целом о нем самом, а зна­чит и о его душе. В ито­ге соглас­но ака­фи­сту полу­ча­ет­ся, что как тело умер­ше­го, так и его душа засы­па­ют «веч­ным сном моги­лы» до вре­ме­ни про­буж­де­ния в день все­об­ще­го вос­кре­се­ния. Но в пра­во­слав­ном уче­нии нет тако­го. Цер­ковь учит, что душа про­дол­жа­ет жить, чув­ство­вать и мыс­лить, и она соеди­нит­ся с телом в назна­чен­ное вре­мя. И хотя автор ака­фи­ста в конда­ке 3‑ем пишет об остав­ля­ю­щей тело душе, все же выше­при­ве­ден­ные цита­ты спо­соб­ны создать у чита­ю­ще­го ака­фист невер­ное пред­став­ле­ние о посмерт­ном бытии чело­ве­ка. При­зыв ака­фи­ста про­бу­дить покой­но­го так­же некор­рек­тен и вновь напо­ми­на­ет еги­пет­ские рели­ги­оз­ные мифы, в кото­рых допус­ка­лось про­буж­де­ние мертвых.

В ака­фи­сте есть еще одна очень стран­ная строч­ка, свя­зан­ная с загроб­ным сном: «Да не омра­чит ничто зем­ное его послед­не­го сна» (Икос 11). Нигде в пра­во­слав­ном уче­нии не гово­рит­ся о том, что про­ис­хо­дя­щее на зем­ле может омра­чить суще­ство­ва­ние тех, кто нахо­дит­ся в мире ином. А древ­ние егип­тяне вери­ли в то, что неко­то­рые зем­ные собы­тия могут омра­чить суще­ство­ва­ние умер­ших. Поэто­му, види­мо, автор ака­фи­ста исполь­зо­вал дан­ное «закли­на­ние» в сво­ем произведении.

Затем в ака­фи­сте мы встре­ча­ем обра­ще­ние моля­ще­го­ся к умер­ше­му, кото­рое нель­зя най­ти ни в одном дру­гом пра­во­слав­ном заупо­кой­ном молит­во­сло­вии. И вновь в свя­зи с этим воз­ни­ка­ют пря­мые ассо­ци­а­ции с древ­не­еги­пет­ски­ми рели­ги­оз­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, а имен­но с «риту­аль­ным погре­баль­ным пла­чем», где подоб­ные обра­ще­ния присутствуют.

Вполне веро­ят­но, что неко­то­рые, про­чи­тав выше­при­ве­ден­ные дово­ды, усо­мнят­ся в пря­мой свя­зи ука­зан­ных цитат из ака­фи­ста с древ­не­еги­пет­ски­ми рели­ги­оз­ны­ми закли­на­ни­я­ми. Но автор ака­фи­ста, воз­мож­но не желая того спе­ци­аль­но, сам дает нам понять, что связь его рас­суж­де­ний с древ­не­еги­пет­ской мифо­ло­ги­ей самая что ни на есть пря­мая. В ико­се 11-ом об умер­шем напи­са­но так: «Он уснул с надеж­дою, подоб­но Нилу-реке пред холод­ной зимой». С какой ста­ти пра­во­слав­но­му соста­ви­те­лю нуж­но было исполь­зо­вать образ реки Нил, боль­ше свой­ствен­ный древ­не­еги­пет­ской рели­гии? Поче­му имен­но Нил? Не есть ли это резуль­тат сме­ши­ва­ния обра­зов и поня­тий древ­не­еги­пет­ской рели­гии с пра­во­сла­ви­ем, допу­щен­ный авто­ром акафиста?

Но конеч­но, самое важ­ное, на что сле­ду­ет нам обра­тить вни­ма­ние — это то, что в ака­фи­сте встре­ча­ют­ся про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­но­му веро­уче­нию выражения.

Вот, к при­ме­ру, цита­та из «ака­фи­ста»: «…Иису­се, пред­ста­тель­ством всех свя­тых даруй ему бла­го­дать молит­вы о живых. Иису­се, во дни испы­та­ний наших при­ми его хода­тай­ство о нас» (Икос 7). Соглас­но цер­ков­но­му пре­да­нию после сво­ей зем­ной кон­чи­ны толь­ко свя­тые люди могут молить­ся о живу­щих, пред­ста­тель­ство­вать за них пред Богом. Чело­век после смер­ти не может изме­нить свое внут­рен­нее состо­я­ние. Если он свят, то он помо­лит­ся о нас живу­щих. Если же его душа повре­жде­на и исто­ще­на гре­ха­ми, то как раз наобо­рот, он сам нуж­да­ет­ся в наших о нем молитвах.

Обра­ща­ют на себя вни­ма­ние отзы­вы людей, читав­ших «Ака­фист за еди­но­умер­ше­го». Они жалу­ют­ся на то, что он про­во­ци­ру­ет меч­та­тель­ность во вре­мя молит­вы — чув­ства опас­ные и чуж­дые пра­во­слав­ным и более свой­ствен­ные като­ли­кам и оккуль­ти­стам. При­ме­ром про­во­ци­ро­ва­ния таких чувств вполне может слу­жить сле­ду­ю­щий при­зыв из ака­фи­ста: «Иису­се, дай нам почув­ство­вать бла­го­дат­ную силу заупо­кой­ной молит­вы» (Икос 9).

Под­во­дя итог, сле­ду­ет ска­зать, что дан­ный ака­фист в силу содер­жа­щих­ся в нем отступ­ле­ний от уче­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви спо­со­бен сфор­ми­ро­вать у чита­ю­щих невер­ное пред­став­ле­ние о пра­во­слав­ной вере, от чего всю исто­рию Цер­ковь Хри­сто­ва стре­ми­лась огра­дить сво­их вер­ных чад. Пра­во­слав­ные при­об­ре­та­ют этот ака­фист и начи­на­ют читать по сво­им умер­шим кре­ще­ным род­ствен­ни­кам про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­но­му уче­нию молит­во­сло­вия с явны­ми заим­ство­ва­ния из язы­че­ства. Что ни в коем слу­чае недопустимо!

Поэто­му, всем жела­ю­щим помя­нуть усоп­ших близ­ких или зна­ко­мых сле­ду­ет обра­тить­ся к непре­ре­ка­е­мо­му молит­вен­но­му пра­ви­лу — Кано­ну за еди­но­умер­ше­го.

Яра­сов А.В., заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Источник

Акафист за единоумершую когда и как читать?

акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть картинку акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Картинка про акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Добрый обычай молиться за усопших появился на заре христианства. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господа, была вознесена молитва за почивших. Об их спасительной пользе свидетельствуют многие Святые Отцы и учителя церкви.

В молитвенной памяти проявляется любовь к почившему, желание спасти его душу, очистить от греха. Усопшему уже не требуются земные материальные блага. Сытные поминки и дорогие памятники не есть помощь покойному. Душа не может сама освободиться от горькой участи и получить Благодать Божью. Только в неустанных молитвах родных и близких проявляется забота об усопшем, духовная помощь ему.

Акафист за единоумершую поможет мятущейся душе обрести покой на том свете. Молитва за покойную — это молитва и о себе. Спаситель, за милость к усопшей, посылает свою милость молящемуся. Никакое добро, даже самое тайное, не пропадает даром. Загробная участь покойного зависит и от усердия живых.

Поминовение усопших

Покаяние перед смертью, отпевание усопшего помогут душе очиститься от грехов. После смерти умершие также нуждаются в благотворении за их души. Молитвы за усопшего помогут не только его душе. Они принесут успокоение, мир в сердце близких и родственников. Существует специальная молитва — акафист за единоумершего (или единоумершую). Чтение его поможет обрести покой душе усопшего.

Молитвы за единоумершего — это молитвы только за одного человека. Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь — он является словом Божьим. В то время как акафист — народное творчество. Родственники и близкие в домашних поминовениях опираются на свои ощущения во время молитвы. Акафист за единоумершую — это проникновенные слова, которые помогут утешить живых и примирят их с кончиной любимого человека.

Что такое акафист

Акафист — гимн, песнопение, которое читается стоя. Самый первый акафист в христианстве посвящен Богородице. Он был создан в VII веке в благодарность Божьей Матери за освобождение Константинополя от войска персов. Именно этот акафист назван Великим. По Уставу он включен в церковное богослужение.

Все остальные акафисты (переводы или оригинальные славянские изложения) появлялись повсеместно в течение всей истории христианства на Руси. Позднее начали издавать целые сборники таких текстов. Они представляют собой хвалебные песнопения святым, Спасителю, Богородице. Авторами являются священнослужители, духовные писатели или преподаватели духовных школ, семинарий.

Для того чтоб акафист вошел в богослужение, его направляют на рассмотрение в Комитет духовной цензуры. Решение Комитета перенаправляется в Святейший Синод. После чего гимн, соответствующий требованиям, может войти в богослужение и, таким образом, будет напечатан в официальном духовном сборнике.

Структура акафиста об единоумершем

Структура гимна состоит из 25 песней — 13 кондаков и 12 икосов. Они чередуются. Непарный, 13-й кондак поизносится трижды. После него читается первый икос и еще раз первый кондак.

Слово «акафист» в переводе с греческого означает «неседальная песнь». То есть во время исполнения гимна нельзя сидеть.

Первый кондак и все икосы заканчиваются призывом «Радуйся». Остальные 12 кондаков заканчиваются словом «аллилуйя». Читается гимн чаще всего дома. Поэтому вполне возможно произносить его без специального благословения батюшки.

Мытарства души после смерти

По церковному преданию, душа после смерти начинает мытарства. Они длятся 40 дней, поэтому молитвы об единоумершем в это время считаются наиболее действенными.

После смерти в первые 3 дня душа находится у гроба, рядом со своими родственниками. С 3 по 9 день она облетает райские обители. С 9 по 40 день она созерцает ад и мучения в нем. Становятся ненужными для души все материальные блага — дорогой гроб, памятник. Она соединяется с миром духов, где важнее очищение от земной греховности.

акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть картинку акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Картинка про акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Покаяние перед смертью помогает начать новый путь. Молитвенная помощь близких, их добрые дела в память об умершем — это необходимый духовный, жертвенный труд. Святые Отцы говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Никому не известно, какие страдания уготованы сей бессмертной субстанции после земной жизни, какие страсти будут ее терзать. Именно поэтому стоит просить об отпущении грехов и прощении усопшего.

В земной жизни мы сталкиваемся с малыми искушениями и не всегда стремимся побороть их. Мытарства — проверка силы души, испытание добром и злом. Покаяние перед смертью способно изменить внутренний настрой человека. Молитвы после его смерти помогут душе пройти испытания.

Зачем читать акафист?

Усопшие уже не могут молиться за себя. Поэтому близкие и родственники должны молить о прощении грехов отошедших в мир иной. Только на 40 день заканчиваются мытарства души. Все это время близкие люди должны непрестанно просить Всевышнего о помиловании почившего. Часто родственники интересуются у священнослужителей: «Где можно найти акафист за единоумершего? Когда читать его?»

акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть картинку акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Картинка про акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Не существует установленных канонов по прочтению молитв об умерших. Доподлинно неизвестно, попадет ли душа в рай, если родственники неустанно просят о прощении грехов усопшего. С помощью молитв нельзя купить благодать Божию. Но можно добрыми делами, словами, милостыней поминать умершего или умершую.

Молитвенная помощь за самоубийц, некрещеных людей допускается только в личной молитве. Текст акафиста, как уже упоминалось, можно найти в церковной литературе. Существуют разные слова гимна. Лучше всего выбрать тот вариант, который придется по душе и будет соответствовать внутреннему настрою.

Как читать акафист

Прихожане часто интересуются у священнослужителей: «Акафист за единоумершую… Как читать его? Обязательно ли стоять во время молитвы?»

Акафист — самодостаточная молитва. Его можно читать в церкви на молебне или дома. В некоторых случаях его соединяют с каноном святому или сочетают с заупокойной литией. Но чаще всего священнослужители советуют читать сам акафист и молитву после него. Платок для женщин обязателен только во время посещения храма. В домашних условиях допускается молитвенное чтение без покрытия головы.

Молитвы перед акафистом за единоумершего читаются на усмотрение родственников. Например:

Не обязательно стоять во время чтения гимна. Если существуют проблемы со здоровьем, то допускается произнесение слов сидя или даже лежа. Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян.

В какие дни читается акафист?

Акафист за единоумершую читается:

Единоумерший — это один усопший, по которому произносятся молитвенные слова. Весь текст гимна представлен в единственном числе.

Можно ли читать акафист за единоумершего в Светлую седмицу? Святые Отцы предупреждают, что в некоторые праздники Уставом запрещено чтение гимна. Так, эти тексты не произносятся в Страстную и Светлую седмицу.

Еще один распространенный вопрос: «Надо ли читать акафист за единоумершего в Пасху?» Поскольку праздник приходится на Светлую седмицу (она длится от Воскресения Господня до субботы включительно), упомянутая молитва не возносится. Но можно произносить слова Пасхального канона или читать Деяния святых апостолов всю неделю — это такая же молитвенная помощь усопшему, как и гимн.

Как правильно читать акафист за единоумершего дома?

Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян. Не обязательно стоять перед иконостасом. Акафист допускает прочтение без образов. В этом случае важнее внутренний настрой. Ленивое, расслабленное состояние души не принесет пользы усопшему. Благочестивый, смиренный настрой на молитву будет свидетельством любви к поминаемому. Усердие в чтении утешительно и для души почившего, и для души поминающего.

акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть картинку акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Картинка про акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Как читать акафист за единоумершего дома? Четких определений Устав не дает в этом случае. Все зависит от личного настроя и усердия. Акафист читается полностью, от начала до конца, после него идет специальная молитва.

Еще раз повторимся: если в доме нет иконостаса — не беда. Допускается чтение молитв перед окном или с закрытыми глазами. Поза просящего зависит от состояния здоровья. Если трудно долго стоять на ногах или на коленях — можно молиться сидя.

Чтение акафиста за единоумершего дома можно приурочить к ежедневным обращениям к Господу. Например, прочитать утреннюю молитву, поле нее — сам акафист, затем молитву после акафиста. По тому же принципу читаются вечерние церковные тексты.

Родственники усопших, переживая, спрашивают священнослужителей: «Можно ли записать на лист бумаги акафист за единоумершую? Как читать его — вслух или про себя?» Гимн можно читать по книжке или наизусть. Существуют даже специальные аудио- и видеозаписи — их допустимо включать во время домашней молитвы. Что касается вопроса о том, как молиться — вслух или шепотом, то ответ на него определяет каждый человек самостоятельно. Как вам удобнее.

Позволяется молиться за умершего своими словами. Не обязательно заглядывать в брошюру или учить акафист наизусть. Если слова идут от души — они будут услышаны.

Как помочь усопшему?

Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.

Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.

акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть картинку акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Картинка про акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия. Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.

Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид. Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего.

Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами. Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками. Утрата близкого человека — большое горе. Добрые дела помогут справиться с отчаянием. Ежедневные молитвы успокоят сердце поминающих и принесут пользу усопшему.

Духовная милостыня

Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?

акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть картинку акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Картинка про акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.

Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.

Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.

Можно ли читать акафист на могиле?

Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.

Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читать его на могиле?»

акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Смотреть картинку акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Картинка про акафист за единоумершего что это такое простыми словами. Фото акафист за единоумершего что это такое простыми словами

Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.

Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.

Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.

Мнения священнослужителей об акафисте

Святые Отцы не всегда приветствуют чтение акафистов об единоумершем. Некоторые из них допускают, что поминовение усопших можно сочетать с этим гимном. Суть акафиста — радостная, хвалебная песнь. В православии смерти как таковой нет. А есть преставление души в вечную жизнь. Победа Спасителя над смертью, бессмертие души и соединение ее с Господом — это радость для христианина. Поэтому и акафист за единоумершего следует читать с таким настроем.

Есть и другое мнение на этот счет. Так, некоторые священнослужители уверяют, что акафист за единоумершую (единоумершего) имеет сомнительное происхождение. Это утверждение основано на некоторых фактах.

Поэтому решение вопроса мирян о том, как правильно читать акафист за единоумершего, следует начать с согласования его со своим батюшкой. Только с его одобрения допустимо читать этот гимн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *