акафистное пение что это
Что такое акафист, когда и сколько дней его читают, предначинательные молитвы
Верующим может быть не понятно, что такое акафист, его отличие и когда читают. Тожественный молебен в честь Господа, Пресвятой Богоматери на церковных празднованиях нельзя повторить в домашних условиях. Для келейного исполнения гимна существуют специальные песнопения/чтения, называемые акафистами. В христианском мире создано около 180 акафистов, в том числе в русской православной церкви – около 40.
Понятие и значение акафиста в православии
Акафист – это церковный гимн Господу, Богородице, святым, исполняемый стоя. Традиция исполнения хвалебных песнопений зародилось в древней Греции в византийский период. Первая песенная молитва, известная до настоящего времени, – Великий акафист Пресвятой Божьей Матери.
Он был написан после осады Константинополя в 626 году. Свидетель осады Синкелл утверждал, что Святая Дева показала свою власть, вмешавшись в битву на море. Варвары на лодках потерпели крушение возле Влахернского Богородичного храма.
После божественного избавления от набега варваров, император Восточной римской империи считал Божью Матерь Покровительницей своей столицы. Молебен исполнялся во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Святой Девы, ее пояс и риза. Впоследствии обряд распространился на всю православную церковь.
Последующие песнопения составлялись по аналогии с первоначальным образцом, что сделало гимн особым жанром, формой церковной поэзии. Поэтический текст имеет особую структуру. В него входит 25 песен, расположенных по греческому алфавиту.
Имеется основной кондак, у которого определенное окончание или припев, и 12 кондаков, перемежающихся с икосами. В конце каждого икоса произносится «Радуйся!», кондаки заканчиваются «Аллилуйя!». 13 кондак повторяется трижды, затем поется первый ирмос.
Сочинителями текстов были богословы, святые отцы, православные поэты. В русской православной церкви гимны написаны не только Божьей Матери, Иисусу Христу, но и каждому прославляемому святому, а также некоторым праздничным датам. Первая русская торжественная молитва была посвящена Сергию Радонежскому.
Особенность исполнения гимна заключается в том, что его можно исполнять в домашних условиях, без священника и хора.
Зачем нужно читать акафист
Акафист, как и любая другая молитва, – это способ обращения к Богу, Божьей Матери, святому. Хвалебную песнь читают в случаях, когда благодарят за чудо или просят о помощи в жизненных затруднениях.
Когда правильно читать акафист в домашних условиях
Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.
Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.
Молитва читается по особому порядку.
Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:
После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:
«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».
Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:
Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.
Расписание по дням недели
В домашнем богослужении принято придерживаться церковного правила: в течение недели вспоминать те же события и святых, что и в храме.
Понедельник
В первый день недели поминают Небесных защитников (личного и всехристианского). Акафист поют или ангелу-хранителю, или архангелу Михаилу.
Вторник
На следующий день вспоминают Иоанна Крестителя, предсказателя прихода Спасителя, призывавшего иудеев раскаяться в своих грехах. В торжественном гимне пророка восхваляют, как предшественника Христа в земной жизни и аду, введшего обряд крещения водой, крестившего Иисуса в реке Иордан.
Среда
В середине недели поют акафист в честь Иисуса (Иисусу Сладчайшему) или Богоматери. Гимны посвящены жизни Христа и памяти Пресвятой Девы.
Четверг
В этот день торжественно поминают ближайших учеников Иисуса Христа, Петра и Павла, а также их продолжателей в распространении христианства: Николая Чудотворца и святых апостолов.
Пятница
Пятница – день, когда Христос был распят на кресте. Читают акафист, посвященный крестным страданиям Иисуса и чудотворному Кресту Господню.
Суббота
В субботний день поют гимн Собору новомучеников и исповедников русской церкви или Божьей Матери. Значение акафиста – поминовение всех усопших.
Воскресенье
В воскресенье поют гимн-воспоминание о Воскресении Христа.
Правила чтения молитвенной книги
Для чтения торжественных молебнов приобретаются сборники соответствующей тематики. Например, акафистники «От недугов и горьких болезней», «Исцели и помилуй», «Молитвы ангелу-хранителю», молитвословы. Молитвенное правило православного верующего должно состоять из утренней и вечерней молитвы, которые совершаются каждый день.
Перечень православных акафистов
В православном молитвослове имеется перечень всех акафистов русской православной церкви.
Богородице
Акафисты Богоматери читаются в честь ее икон:
Обращение к Богородице умиротворяет душу верующего, дает надежду на исцеление или решение проблемы.
Ангелам и святым
Ангелы и святые, которым можно отслужить молебен с чтением акафиста в домашних условия:
Акафист поют в любой день недели, на утренней или вечерней молитве.
Господу и Кресту
В домашних условиях читают акафисты:
К этой же категории относятся гимны Святому Духу, Пресвятой и Животворящей Троице. Кресту Господню читают 3 акафиста (Честному Животворящему).
Акафистное пение что это
Акафисты на потребу
Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.
Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».
Акафистное пение
Субботой Акафиста называет Святая Церковь субботу Пятой седмицы Великого поста. По традиции за вечерним богослужением в православных храмах поется акафист Божией Матери.
Предание гласит о том, что при вражеской осаде столицы Византии Константинополя, в 626 году, Патриарх Сeргий, взяв христианские святыни, в том числе и ризу Богоматери, обошел с ними город, совершил молебен, окунув ризу в море. Неожиданно на море разразилась сильнейшая буря, потопившая вражеские корабли, а на суше было уничтожено множество врагов. В память избавления Константинополя от аваров предстательством Пресвятой Богородицы, в память еще двух других побед (в 673 и 716 гг.) был установлен праздник Похвалы Богородице с пением вдохновенного гимна – Акафиста. Тогда во Влахернском храме впервые прозвучал акафист Божией Матери.
Древнейшим акафистом считается акафист, написанный в VII веке. Но еще раньше (в V-VI веках) новая кондакарная система богослужения (с преобладанием стихир) явилась переходной ступенью от прежнего типа богослужения (с преобладанием псалмов). К древнейшей и единственной песне на богослужении – тропарю – стали присоединять такое же краткое песнопение, исполнявшееся независимо от псалма, за которым имел место целый ряд подобных же песен – кондак с рядом икосов. И здесь мы должны вспомнить о св. Романе-Сладкопевце. Св. Роман – знаменитый творец кондаков второй половины V века, рожденный и воспитанный в Эмесе (Сирия), считается и первым сочинителем икосов (об этом извещает нас блаженный Марк Ефесский). Св. Роман имел обыкновение проводить ночи в бдении: в «одних прекрасных покоях» (отсюда произошло и название «икос») он вместе с кондаками составлял и пел «икосы». Св. Роману-Сладкопевцу принадлежит более 1000 кондаков (первый из них – рождественский – «Дева днесь»).
И только с появлением канонов кондаки Св. Романа стали уступать свое место этим новым песням. Так зарождалось акафистное пение, которому суждено было стать жанром церковного песнопения лишь в VII веке.
На основе стихир св. Ефрема Сирина из 13 кондаков и 12 икосов создал акафист Григорий Писида, диакон константинопольской церкви (VII век). Ему принадлежит знаменитое акафистное пение Богоматери.
И только спустя столетия слово «акафист» из обозначения конкретного хвалебно-догматического текста, прославлявшего Божию Матерь, стало обозначением жанра церковных песнопений в честь и похвалу Господа Иисуса Христа и многих святых.
По первому образцу строятся все другие акафисты, состоящие из 25 песнопений – последовательно чередующихся кондаков и икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилyия», а все икосы – возгласом «Радуйся». (Икос и кондак – церковные песни, в которых в сжатом виде выражается жизнь святого или история священного события.)
Как пишет святитель московский Филарет: «богословский дух Святой Церкви усмотрел, что было бы несообразно, если бы во славу Христа Спасителя не было бы такого же необыкновенного и величественного песнопения, как акафист Божией Матери. И был составлен акафист Господу Иисусу, исполненный духом покаяния, молитвы, любви и умиления». Этот акафист, именуемый у нас еще акафистом Иисусу Сладчайшему, впервые встречается в греческой рукописной традиции в XIII веке, а славянский перевод его был осуществлен в XIV столетии.
На Руси благочестивые христиане всегда ценили и любили акафисты Спасителю, Божией Матери и святым именно за дух покаяния, любви, молитвы, который свойствен этим службам. Знаменательно, что первый отечественный акафист был написан в честь игумена земли Русской преподобного Сeргия Радонежского.
Всего же ныне нам известно более 200 акафистов. Имена творцов музыки акафистов (кроме св. Романа-Сладкопевца) по сути нам не известны. Надо предполагать, что распевы акафистов рождались в народном пении и за стенами монастырских обителей. Так, известны распевы акафистов – Киевский, Саровский, Оптинский.
Известный исследователь-гимнограф А.В.Попов писал: «Акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души. В каждом акафисте найдется несколько сильных выражений, вылившихся из глубины сердца автора, и они благодатным лучом западут в глубину сердца молящихся, особенно – жаждущих утешения и ободрения».
А вот как сказал старец Зосима (духовник Троице-Сергиевой Лавры) много лет назад: «Акафисты – это восторг и умиление души человеческой пред величием святости и подвига»
В одном из монастырей Афона находится древняя чудотворная икона, именуемая «Акафистная». Она является даром императора Алексия III Комнина основателю монастыря преподобному Дионисию. На ее серебряной ризе и на древе и поныне сохраняются надписи, свидетельствующие о том, что этот образ Богоматери является тем самым, который патриарх Сeргий обносил вокруг стен града Константинополя, что и спасло город от персов и аваров в 626 году. Именно перед этой иконой впервые пропели акафист, благодаря за спасение Пресвятую Богородицу, наши предки-христиане.
По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.
Среди многих акафистов, составленных духовным писателем А. Ф. Ковалевским, назовем следующие гимны: преподобному Александру Свирскому (1875), преподобному Алексию, человеку Божию (1884), преподобному Антонию Печерскому (1888), преподобному Арсению Великому (1888), преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому, преподобному Иакову Боровичскому (1885), преподобному Кириллу Белоезерскому (1882), святителю Леонтию, епископу Ростовскому (1885), преподобному Мефодию, игумену Пешношскому (1885), преподобному Прокопию Устюжскому, святителям Феодору и Иоанну Суздальским, преподобному Феодосию Печерскому (1888), а также Божией Матери в честь Ее икон «Неопалимая Купина» (1884), «Троеручица» (1884), «Скоропослушница» (1887), Смоленской, Толгской (1884) и другие.
Священнослужителями созданы следующие Акафисты: Илии Пророку (священник С. Соловьев, 1888), преподобному Нилу Сорскому (иеросхимонах Нил), великомученице Параскеве (священник К. Семенов, 1860), преподобному Серафиму Саровскому (Иннокентий (Беляев), епископ Тамбовский, 1904), святителю Иоасафу Белгородскому (протоиерей Иоанн Слободской, 1911).
Процесс вхождения акафиста в состав богослужения происходил следующим образом: автор или заинтересованное лицо (настоятель монастыря, священник или староста храма) направляли гимн и прошение о его разрешении в Комитет духовной цензуры; цензор выносил свое суждение и предлагал его Комитету; Комитет делал донесение в Святейший Синод, где акафист рассматривали снова, исходя, как правило, из отзыва архиерея, и выносили определение о возможности напечатания гимна, доводившееся до сведения цензурного комитета. К 1901 году на 158 разрешенных приходилось 291 (или более) неразрешенных акафистов. Это могло быть связано с несоответствием требованиям, предъявляемым к духовной литературе, или с существованием уже одобренного ранее акафиста с тем же посвящением.
После восстановления патриаршества продолжали печататься новые Акафисты: Архангелу Гавриилу, священномученику Ермогену, Патриарху Московскому (1917; составлен протопресвитером Неофитом Любимовым), благоверному князю Даниилу Московскому (1918), мученику Вонифатию (1919).
Авторами новых акафистов стали выдающиеся церковные деятели. Так, митрополит Вениамин (Федченков) составил Акафисты Трем святителям и святителю Иоасафу Белгородскому (в составе службы). Святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому (или его кругу) относят авторство Акафиста Святому и Животворящему Духу. Акафисты новейшего времени написаны в новом гимнографическом стиле, к особенностям которого относятся стихотворный размер (Акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (1927), написанный в заключении митрополитом (впоследствии Патриархом) Сергием (Страгородским); приближение церковнославянского языка к русскому [Акафист «Слава Богу за всё» (1929) митрополита Трифона (Туркестанова)].
Что такое акафист и когда его читают?
Среди многих жанров и типов христианских молитвословий особое место в культуре православной церкви занимают акафисты — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Корни хвалебного гимна уходят далеко в прошлое. Первоначальное восхваление было написано в честь Богородичного Собора, примерно в VI веке, а следующий акафист воспевал Благовещение. Различие между акафистом и прочими песнопениями состоит в том, что первый в хвалебном тексте воспевает события Нового Завета. Уникален факт — жанр акафиста сохранился до современников практически в неизменном виде.
Значение акафиста
Хвалебное пение воспевает благодарность человека Творцу, Деве Марии, Ангелу-хранителю, либо определенному святому. Чтобы более понять и вникнуть в суть и смысл благого текста, желательно изучить житие святого, которому идет восхваление, ознакомиться со знаменательными, радостными и скорбными событиями в его жизни.
К чтению акафиста люди прибегают по разным причинам. Это может быть сердечное почитание любимого святого (в этом случае молитвенник возносит благодарственную хвалу святителю, а не испрошает милости Божией). Обычно при чтении (пении) акафистов люди молят об исцелении от тяжких недугов, просят помощи в семейных неурядица, просят защитить от врагов, избавить от душевных мук, испрашивают благословения на совершение добрых дел.
В православной культуре акафисты имеют глубокий религиозный смысл. При молитвенном пении человек стремится и движется навстречу Всевышнему, его сердце наполняется божественной благодатью, исчезают мучительные сомнения, а разум «сигнализирует», что молитвенник выбрал верный путь и сворачивать с него нельзя.
Если человек ощущает сильное желание прочесть акафист, то ему не обязательно идти в храм Божий. Хвалебную песнь он может совершить у себя дома. Но необходимо знать, что читать ее следует стоя, тем самым выражая почтение и уважение к Господу, Его Матери или святому угоднику. Если же молитвенник состоит в преклонном возрасте или имеет тяжкий недуг, ограничен в физической активности — он обладает исключительным правом молиться сидя. Это же правило касается непраздных женщин на больших сроках беременности.
Зачем читают акафист?
Обычно христиане восхваляют или благодарят Иисуса Христа, Его Пресвятую Мать, просят милости и защиты в жизни у Небесных угодников:
Верующие замечают, что после чтения акафиста с ними происходят «волшебные» вещи:
В разы усиливает обращение к Небу молитва по соглашению — коллективное исполнение акафиста. Родные и близкие люди, да и просто знакомые, живущие в разных городах страны и далеких уголках планеты в строго определенное время начинают читать (петь) определенный акафист.
Правила песнопения
Акафист следует читать стоя, лицом к иконостасу и молитве того святого, кому возносится молитвенная песнь. Если на иконостасе нет лика святителя, то нужно пойти в храм. В случае, если нет иконы и нет возможности посетить церковь, то следует встать лицом на восток и прочесть акафист.
Перед началом чтения необходимо прочитать предначинательную молитву. Это может быть «Отче наш» или другая (рекомендуется пользоваться молитвословом, приобрести который можно в церковной лавке прихода).
В каждом акафисте имеется 25 песен (13 кондаков — хвалебных, 12 икосов — пространных). Они объясняют людям сущность праздничного события. Все икосы заканчиваются словом «Радуйся», а по окончании кондаков мы слышим «Аллилуйя» — «хвалите Бога». Последний кондак — это обращение святому, кому посвящен акафист, он читается он трижды. Затем следует прочесть молитву.
Клирики рекомендуют читать акафист тогда, когда душа просит. Но в Великопостные дни восхвалять Небо не принято.
Акафист есть песнопение, но пропевать его не обязательно, достаточно текст просто прочитать, с любовью и благоговейно.
Акафист – это вечная и пламенная песнь сердца. И каждый верующий благодатно чтит её и хранит в своей душе, как самое драгоценное сокровище.
Акафист
Что такое Акафист?
История Акафиста: происхождение, история развития
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Акафист Пресвятой Богородице
Структура Акафиста: Кондаки и икосы
Какие акафисты читать в житейских нуждах
О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.
Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.
Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.
Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.
Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.
Примечания:
Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.
Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.
Слушать акафисты:
Акафист
Ака́фист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.
Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.
«Акафист, или «неседальная песнь» – поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него и существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного «кондака» с определенным окончанием; или припевом и 24‑х за ним следующих строф, но не икосов только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуиа». Первый из известных «акафистов» написан, вероятно, в царствование импер. Ираклия или, точнее, к 626 году, то есть освобождению Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафисте: «Радуйся, огня поклонение угасившая»…
Акафист по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припевами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся».
Акафист
Акафист – (греч. üμνος àκáθιστος, букв. «Гимн, при слушании которого нельзя сидеть», слав. «неседальный», в противоположность кафизмам, которые можно слушать сидя) – «жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы). Акафист – сложное по композиции песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626 г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.
Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5‑й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».
По образцу этого блестящего в литературном отношении Акафиста Богородице позднее были составлены многочисленные подражания, а в России, где акафисты пишутся каждому вновь прославляемому святому, даже само слово «акафист» из обозначения одного конкретного памятника превратилось в обозначение жанра. «Но всё бесчисленное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист» При этом «замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием», – так строго оценивает эти опыты, потакающие народному вкусу, известный русский богослов (Киприан (Керн).
Художественное изложение принципов сочинения Акафиста Богородице смотрите в рассказе А. П. Чехова «Святою ночью».
Тексты акафистов помещены в «Акафистнике» и многочисленных изданиях отдельных акафистов. Перевод отрывков «Акафиста Богородице» размером подлинника см.: Памятники византийской литературы IV–X веков.
Из рассказа А. П. Чехова “Святою ночью”:
— А разве акафисты трудно писать? — спросил я.
— Большая трудность… — покрутил головой Иероним.
— Тут и мудростью и святостью ничего не поделаешь, ежели Бог дара не дал. Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для этого нужно только знать житие святого, которому пишешь, да с прочими акафистами соображаться. Но это, господин, неправильно. Оно, конечно, кто пишет акафист, тот должен знать житие до чрезвычайности, до последней самомалейшей точки. Ну и соображаться с прочими акафистами нужно, как где начать и о чем писать. К примеру сказать вам, первый кондак везде начинается с «возбранный» или «избранный»… Первый икос завсегда надо начинать с ангела. В акафисте к Иисусу Сладчайшему, ежели интересуетесь, он начинается так: «Ангелов Творче и Господи сил», в акафисте к Пресвятой Богородице: «Ангел предстатель с небесе послан бысть», к Николаю Чудотворцу: «Ангела образом, земнаго суща естеством» и прочее. Везде с ангела начинается. Конечно, без того нельзя, чтобы не соображаться, но главное ведь не в житии, не в соответствии с прочим, а в красоте и сладости. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил. В богородичном акафисте есть слова: «Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима!» В другом месте того же акафиста сказано: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози!»
Иероним, словно испугавшись чего-то или застыдившись, закрыл ладонями лицо и покачал головой.
— Древо светлоплодовитое… древо благосеннолиственное… — пробормотал он.
— Найдет же такие слова! Даст же Господь такую способность! Для краткости много слов и мыслей пригонит в одно слово и как это у него всё выходит плавно и обстоятельно! «Светоподательна светильника сущим…» — сказано в акафисте к Иисусу Сладчайшему. Светоподательна! Слова такого нет ни в разговоре, ни в книгах, а ведь придумал же его, нашел в уме своем! Кроме плавности и велеречия, сударь, нужно еще, чтоб каждая строчечка изукрашена была всячески, чтоб тут и цветы были, и молния, и ветер, и солнце, и все предметы мира видимого. И всякое восклицание нужно так составить, чтоб оно было гладенько и для уха вольготней. «Радуйся, крине райскаго прозябения!» — сказано в акафисте Николаю Чудотворцу. Не сказано просто «крине райский», а «крине райскаго прозябения»! Так глаже и для уха сладко.