аккредитация контрагента что это
Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширение, сокращение области аккредитации, подтверждение компетентности аккредитованных лиц, прекращение аккредитации, внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставление сведений из реестра аккредитованных лиц
С 07.08.2015 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц» (Зарегистрирован Минюстом России 22.07.2015 г., регистрационный № 38145) (далее – Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.
С 30.07.2018 г. процедура внесения изменений в сведения об аккредитованном лице в части изменения места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица (часть 4 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ) проводится только в рамках процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона.
С 30.07.2018 г. предоставление государственных услуг по выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе (по выдаче дубликата аттестата аккредитации) прекращено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 262-ФЗ. Указанным Федеральным законом введено понятие «выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации)» – документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
Глава 5. Порядок аккредитации поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Наличие действующей аккредитации дает участнику закупки право предоставлять при участии в закупках упрощенный комплект документов.
5.2. Процедура аккредитации для участия в закупках Банка России проводится Департаментом закупок Банка России.
5.3. Аккредитации не подлежат поставщики (подрядчики, исполнители), отношения с которыми не являются предметом регулирования настоящего Положения, и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Департаментом закупок Банка России не проводится аккредитация поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для участия в закупках, проводимых неконкурентными способами.
Физические лица могут принимать участие в закупках Банка России без прохождения процедуры аккредитации.
5.4. Аккредитация Банка России действительна в течение 24 месяцев с даты внесения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр аккредитованных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Банка России.
По истечении срока аккредитации для участия в закупках Банка России необходимо повторное прохождение аккредитации.
Реестр аккредитованных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Банка России является информационным ресурсом, который формируется посредством внесения в него сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), аккредитованных для участия в закупках Банка России, и подлежит размещению на официальном сайте Банка России и на ЭТП.
5.5. Для прохождения аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют заявку на аккредитацию Банком России с приложением формуляра поставщика (подрядчика, исполнителя), подавшего заявку на аккредитацию (приложение 1 к настоящему Положению), и комплекта документов в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.
5.6. В целях недопущения действий коррупционного характера при осуществлении закупок Банка России и подтверждения отсутствия конфликта интересов между участником закупки и Банком России поставщики (подрядчики, исполнители) в обязательном порядке представляют письменные обязательства о недопущении участником закупки действий коррупционного характера и отсутствии конфликта интересов между участником закупки и Банком России:
5.7. Аккредитация поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть проведена в процессе закупки.
При отсутствии аккредитации на момент подачи заявки на участие в закупке поставщик (подрядчик, исполнитель) проходит процедуру аккредитации при условии направления полного пакета документов на аккредитацию совместно с заявкой на участие в закупке.
В случае принятия решения об отказе в аккредитации Банка России поставщика (подрядчика, исполнителя), подавшего заявку на аккредитацию в процессе закупки, заявка на участие в закупке такого участника отклоняется.
5.7.1. В случае проведения аккредитации в процессе закупки, проводимой в электронной форме, заявка на аккредитацию с приложением комплекта документов в электронной форме представляется одновременно с заявкой на участие в закупке с использованием функционала ЭТП.
5.7.2. В случае проведения аккредитации в процессе закупки, проводимой в бумажной форме, заявка на аккредитацию с приложением комплекта документов направляется совместно с заявкой на участие в закупке по адресу, указанному в извещении о проведении закупки (приглашении к участию в закупке) и документации о закупке, с приложением электронного носителя информации со сканированными копиями всех направляемых документов, а также заполненным формуляром поставщика (подрядчика, исполнителя), оформленным в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.
Срок рассмотрения заявок на участие в закупке приостанавливается на время проведения аккредитации поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших заявки на аккредитацию в процессе закупки.
5.8. Аккредитация поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть проведена отдельно от процедуры закупки.
В случае проведения аккредитации отдельно от процедуры закупки заявка на аккредитацию с приложением формуляра поставщика (подрядчика, исполнителя) и комплекта документов направляется в электронной форме с использованием функционала ЭТП в соответствии с Регламентом работы ЭТП.
5.9. Аккредитованным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является поставщик (подрядчик, исполнитель), в отношении которого по результатам аккредитации принято решение о его соответствии единым требованиям, установленным к участникам закупок Банка России, и о внесении сведений о таком лице в Реестр аккредитованных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Банка России.
5.10. Аккредитованный поставщик (подрядчик, исполнитель) при подаче заявки на участие в закупке Банка России в течение срока действия аккредитации имеет право не представлять в составе заявки на закупку документы, подтверждающие соответствие требованиям аккредитации, при условии отсутствия изменений в указанных документах.
5.11. Для участия в закупках Банка России поставщик (подрядчик, исполнитель) должен иметь статус аккредитованного лица в течение срока действия заявки на участие в закупке, установленного в документации о закупке. Данное требование не применяется к физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
5.12. Аккредитация проводится в срок, не превышающий десять рабочих дней с даты поступления заявки на аккредитацию с приложением комплекта документов при подаче заявки в электронной форме или с даты вскрытия Комиссией по закупкам конвертов с заявками участников закупки при прохождении аккредитации в процессе закупки, проводимой в бумажной форме.
5.13. Департамент закупок Банка России не рассматривает заявку на аккредитацию и принимает решение об ее отклонении при наличии следующих обстоятельств:
представлен неполный комплект документов;
форма представления документов не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением.
5.14. Департамент закупок Банка России направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление об отклонении его заявки на аккредитацию по форме, предусмотренной приложением 5 к настоящему Положению, не позднее срока, отведенного для проведения аккредитации.
5.15. В случае несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) любому из единых требований, предъявляемых к участникам закупки Банка России, Департамент закупок Банка России принимает решение об отказе в аккредитации и направляет уведомление об отказе в аккредитации по форме, предусмотренной приложением 6 к настоящему Положению, не позднее срока, отведенного для проведения аккредитации.
5.16. В случае соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) единым требованиям, устанавливаемым к участникам закупок Банка России, Департамент закупок Банка России принимает решение об аккредитации поставщика (подрядчика, исполнителя) и вносит сведения о нем в Реестр аккредитованных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Банка России в пределах сроков, установленных пунктом 5.12 настоящего Положения.
5.17. При изменении сведений об аккредитованном поставщике (подрядчике, исполнителе), представленных в заявке на аккредитацию, до истечения срока действия решения об аккредитации аккредитованному поставщику (подрядчику, исполнителю) для последующего участия в закупках Банка России требуется уведомить Банк России о произошедших изменениях не позднее даты подачи заявки на участие в закупке.
Аккредитованный поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомляет Банк России о произошедших изменениях в той форме (электронной или бумажной), в которой была подана заявка на аккредитацию.
5.17.1. В случае направления заявки на аккредитацию в электронной форме поставщик (подрядчик, исполнитель) с целью уведомления Банка России об изменениях сведений об аккредитации заново направляет заявку на аккредитацию с приложением формуляра поставщика (подрядчика, исполнителя) и полного комплекта подтверждающих документов.
5.17.2. В случае направления заявки на аккредитацию в бумажной форме поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью уведомления Банка России об изменениях сведений об аккредитации для последующего участия в закупках Банка России требуется направить информационное письмо с приложением комплекта документов, подтверждающих произошедшие изменения. При этом информация и документы о произошедших изменениях могут быть направлены как в составе заявки на участие в закупке, так и отдельно от нее.
5.18. Отмена аккредитации поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется по следующим основаниям:
обнаружение фактов несоответствия аккредитованного поставщика (подрядчика, исполнителя) любому из единых требований, предъявляемых к участникам закупки в ходе мониторинга, осуществляемого Департаментом закупок Банка России;
подача аккредитованным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заявления об отмене аккредитации по собственному желанию;
внесения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр недобросовестных поставщиков Банка России.
5.19. В случае принятия решения об отмене аккредитации поставщика (подрядчика, исполнителя) Департамент закупок Банка России:
направляет такому поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление об отмене аккредитации;
вносит сведения об отмене аккредитации такого поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр аккредитованных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Банка России.
Информация об отмене аккредитации поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается на официальном сайте Банка России и на ЭТП в течение двух рабочих дней с даты принятия решения.
5.20. Единые требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) для прохождения аккредитации, порядок ее прохождения, срок действия аккредитации и информация о необходимости уведомления Банка России об изменении сведений об аккредитованном поставщике (подрядчике, исполнителе), представленных в заявке на аккредитацию, для участия в закупках Банка России размещаются на официальном сайте Банка России и на ЭТП.
Аккредитация на электронных торговых площадках
Аккредитация на электронных торговых площадках (ЭТП) и в ЕИС нужна для обеспечения безопасности проводимых операций для всех участников торгов. Можно пройти аккредитацию на ЭТП самостоятельно либо с помощью специалистов Удостоверяющего центра.
Каков срок аккредитации на электронной площадке?
Пройти аккредитацию или регистрацию требуется на любой электронной торговой площадке (ЭТП) и в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Это подтверждение того, что участник закупки соответствует установленным требованиям законодательства, регламенту площадки и может участвовать в электронных торгах. Срок аккредитации зависит от вида площадки, на площадках госзаказа аккредитация действует три года.
Аккредитация на федеральных торговых площадках госзакупок
На этих площадках проводят торги государственные и муниципальные бюджетные организации по закону 44-ФЗ «О контрактной системе». Госплощадок всего восемь:
Чтобы получить аккредитацию на этих площадках, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru) и попасть в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Аккредитация бесплатна. Участие в торгах на этих площадках также бесплатно.
Чтобы получить аккредитацию на восьми федеральных ЭТП, нужно:
Все этапы получения аккредитации формально занимают до 16 дней. На практике срок можно сократиться до 1-2 дней, если у компании уже есть профиль на Госуслугах, собраны необходимые для регистрации в ЕИС документы и все системы будут работать без сбоев.
Регистрация на ЭТП для закупок компаний с госучастием, коммерческих организаций, реализации торгов банкротов
У компаний с госучастием и у коммерческих компаний нет ограничений по выбору ЭТП. Сейчас активно работают более 300 таких площадок, и заказчик может использовать любую из них. Самые популярные — OTC.ru, Фабрикант, УТП Сбербанк-АСТ, В2В-center и другие.
Иногда крупные госкомпании создают свою электронную торговую площадку для закупок товаров и услуг для своих нужд — например, такие площадки есть у группы компаний «ВТБ», Роснефти, РЖД.
Принципиальное отличие этих ЭТП в том, что оператор сам устанавливает регламент работы, и, соответственно, условия регистрации. Например, на некоторых требуется электронная подпись со специальным расширением — OIDом, нужно заплатить за регистрацию или оплатить тариф для допуска к участию в закупках. Но такие площадки более клиенториентированы, имеют быструю техподдержку, и регистрация на них занимает в среднем от нескольких часов до пары рабочих дней.
Какие документы нужны для аккредитации?
Пакет документов на каждой ЭТП может незначительно отличаться, поэтому его состав стоит уточнить в регламенте площадки непосредственно перед аккредитацией. Например, юридическому лицу для аккредитации в ЕИС понадобятся:
Для ИП потребуются только сканы паспорта (все страницы).
Как проходит аккредитация?
Получите сертификат электронной подписи
Если у вас нет сертификата для торгов, его надо получить в аккредитованном удостоверяющем центре. Электронной подписью вы будете подписывать все документы для участия в тендерах и подтверждать свои действия на электронных торговых площадках:
Подготовьте документы
Аккредитация в ЕИС или на ЭТП проходит удаленно. На площадке в разделе «Регистрация» нужно заполнить заявку, указав нужные сведения компании и приложив сканы документов, которые требует ЭТП. Перед регистрацией в ЕИС также потребуется создать профиль компании на Госуслугах.
Отправьте заявку
Все документы перед отправкой нужно подписать электронной подписью в интерфейсе ЕИС или ЭТП. После этого заявка уйдет на рассмотрение. Если документы в порядке, аккредитацию дадут. Если документы предоставлены неверно (по форме или содержанию), в аккредитации откажут и пояснят причину отклонения.
С какими проблемами можно столкнуться, если проходить аккредитацию самостоятельно?
Подготовить документы и отправить заявку на аккредитацию в ЕИС или на ЭТП можно самостоятельно. Но у ЕИС и площадок по 223-ФЗ, коммерческих заказчиков и банкротов разные требования к составу и форматам документов, а также скорость решения возникших проблем. У одного и того же поставщика ЕИС или ЭТП могут отклонить заявку несколько раз по разным причинам: выписка их ЕГРЮЛ не подтягивается на сайт, устаревшие учредительные документы или некачественная скан-копия документов.
Если не готовы самостоятельно получать аккредитацию на площадках, то можете обратиться к специалистам по сопровождению. Они знают проблемные места каждой площадки и смогут их обойти.
Сколько стоит услуга «Помощь в аккредитации на ЭТП или ЕИС»
Консультационные услуги в период прохождения аккредитации | |
---|---|
Регистрация в ЕИС | 6 000 руб. |
Регистрация в ЕИС Премиум | 9 900 руб. |
На 1 ЭТП | 4 000 руб. |
Нужна ли доверенность на получение аккредитации и как ее сделать?
Доверенность для аккредитации на ЭТП нужна, только если электронная подпись выпущена не на директора. Образец можно скачать здесь. В ЕИС нужно регистрироваться без доверенности — только через профиль руководителя на Госуслугах и с его подписью.
Каков срок действия аккредитации?
По 44-ФЗ аккредитация в ЕИС действует три года. Причем в закупочных процедурах нельзя участвовать уже за три месяца до ее окончания. Поэтому продлевать аккредитацию нужно заранее, но не раньше, чем за шесть месяцев до ее окончания.
Срок аккредитации на других ЭТП зависит от условий самой площадки.
В ответе за того парня: проверка контрагентов по-новому
А что, ФНС — молодец! Это надо так хитро придумать — за каких-то несколько лет создать такую систему налогового контроля – где все следят за всеми.
Встроены в систему контроля банки и финансовые компании. Аудиторы и нотариусы получили методику по выявлению неблагополучных клиентов. Юридические и бухгалтерские фирмы тоже обязаны участвовать. Проявлять бдительность — выявлять подозрительных, пресекать незаконные действия и сообщать куда следует. За бездействие — прилетит ответственность.
Н о самый гениальный ход – это проверка бизнеса самим же бизнесом!
Речь о проверке потенциальных контрагентов, которая — по новым правилам — стала обязанностью. Причем с суровой платой за неисполнение – 1) обвинение в соучастии и 2) отказ в уменьшении налоговой базы при расчете налогов.
В соответствии с новыми правилами проверки — привычная тактичная должная осмотрительность трансформировалась в жесткий контроль.
Вопрос важный. И статья получилась большая. Разделила ее на две части.
Проверка контрагента по новым правилам
С 2017 года в налоговом праве действуют антиуклонительные нормы, введенные поправками в Налоговый кодекс общеизвестной статьей 54.1.
Из логики статьи 54.1 Налогового кодекса следуют три основных правила налоговой безопасности:
Первое. Не допускать искажений отчетности. (доказательство отсутствия умысла).
Второе. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть. Неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.
Третье. Сделка должна быть реальна и исполнена лицом, с которым заключен договор. Или иным лицом, которому было передано обязательство по договору или закону.
Первые два правила по сути это отказ от агрессивных схем минимизации. Налоговая оптимизация – как цель вне закона!
А третье правило направлено на то, чтобы пресечь взаимодействие бизнеса с фирмами- однодневками и «техническими» посредниками.
Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнения — нужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.
Знаю, что некоторые компании не заморачиваются и поразительно спокойны в этом плане: запрашивают у потенциального контрагента (или готовят сами) пакет из учредительных и регистрационных документов, в лучшем случае поручают бухгалтеру заполнить небольшую анкету контрагента – и хранят так называемое досье на случай проверки.
Создание видимости проверки в современных реалиях потеряло всякий смысл. ФНС неоднократно комментировала это: истребование у контрагента регистрационных документов носит справочный характер и не указывает на принятие мер разумной осмотрительности. Одно из писем ФНС — от 18 мая 2918 г. № ЕД-4-2/9521@.
Цель проверки контрагента по новым правилам: проверить и понять, что перед вами – добросовестный бизнес. Обеспокоиться не только тем, уплачивает ли контрагент налоги, но и по ряду критериев убедиться в том, что сотрудничество с ним не влечет для вашей компании глубоких разочарований и рисков в виде негативных налоговых последствий.
Проверка контрагентов по новым правилам превратилась в беспокойную аналитическую работу. В которой выделяются этапы, цель которых — «обеспечить-проверить-подтвердить»:
Этап 1. Проверить деловую репутацию и благонадежность.
Этап 2. Убедиться в достаточности ресурсной базы и оценить риск неисполнения обязательств по договору.
Этап 3. Дать оценку коммерческого преимущества контрагента.
Этап 4. Составить грамотный договор. С гарантиями и условием возмещения убытков.
Этап 5. Обеспечить исполнение договора, отслеживать ход процесса и подтвердить результат.
Этап 6. Собрать документы.
Этап 1. Изучаем контрагента
Как правило, выбирая контрагента — исполнителя, компания с большой долей вероятности понимает, что за поставщик перед ней и стоит ли идти на риск.
Есть разные категории контрагентов, к ним разный подход и разный объем доказательств их благонадежности.
Есть мелкие неопасные компании — поставщики – за воду, канцтовары. Вряд ли кто оспорит сделку с ними. Есть крепкие госкомпании – монополисты с безупречной репутацией. На них тоже не стоит тратить время. Их проверка на добросовестность по сути формальна.
Есть и крепкие партнеры, с которыми вы работаете не один десяток лет. Здесь стоит подстраховаться. Мало ли что.
И, конечно, особое внимание требуется при выборе новых настойчивых незнакомцев – потенциальных контрагентов, «темных лошадок».
Для начала стоит пробежаться по признакам компаний-однодневок. Симптомы «однодневок» — давно не новость. О них в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-6/333 и письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247. Письмо ФНС утратило силу в части указания аннулирования налоговых деклараций, но перечень порочных признаков – актуален и сейчас.
Под ряд подозрительных критериев могут попасть совершенно обычные компании. Важно взвешенно оценить данные о контрагенте и – главное — свои риски.
Даже при реальной сделке — недобросовестность контрагента может повлечь негативный результат проверки. Поэтому собираем доказательства, что контрагент добропорядочен, договороспособен и ему можно доверять.
Сведения из официальных источников
Советую необходимые для проверки контрагента документы не запрашивать, а получать самостоятельно из официальных источников в Интернете.
Какие сведения добываем в первую очередь:
Запрос документов у потенциального контрагента
Кроме сведений из открытых источников запросите у контрагента документы, которые самостоятельно получить не можете:
Объем доказательств проявления осмотрительности и осторожности ничем не ограничен. Быть может только принципом разумной достаточности.)) Без фанатизма.))
Ч ем больше соберете документов – тем вернее примете решение. И тем меньше ваш риск.
Состав доказательств может зависеть от вида сделок и особенностей бизнеса. К примеру, при покупке дорогостоящей недвижимости целесообразно отследить все предыдущие с ней сделки по данным Росреестра.
Интернет-поиск
Проверьте деловую репутацию потенциального контрагента в сети Интернет:
Не полагайтесь, что сможете распечатать в любой момент при проверке. К моменту проверки можете не успеть — контрагент может исчезнуть, не заплатить за хостинг, провайдер может продать его сайт.
Неработающая страница, устаревшая информация, отсутствие рекламы – тревожные признаки.
Если сайта у контрагента нет – это плохой знак. В наше время? Нет сайта? И лендинга нет? Бизнес-страничка в соцсетях может? Или реклама?
Предвижу резонный вопрос проверяющих: как вы его нашли? Из каких публичных источников о нем узнали? Он – о вас? Или вы – о нем? – Соберите такие данные. Как познакомились (физически)? Встречались или нет?
Если сведения личные и не хочется их раскрывать — продумайте вариант знакомства на специализированной выставке, не предусматривающей регистрацию участников. Но эта выставка должна реально состояться (тема, город, дата) — эти данные проверяемы. Ответы вашего контрагента на подобные вопросы должны совпадать с вашими ответами.
И немаловажно: зафиксируйте контактные данные для связи с должностными лицами — их телефоны, адрес электронной почты. Сохраните деловую переписку.
И еще. Все полученные данные и сведения советую фиксировать на бумаге или дополнительно хранить в электронном виде. С проставленной датой. Чтобы не забыть по прошествии времени и не потерять. Меняются персонажи, забываются многие темы — поэтому все документы должны быть здесь! и сейчас!
Этап 2. Оценка потенциала контрагента и риска неисполнения им обязательств по договору
Для анализа наличия и достаточности ресурсной базы контрагента:
1. Запрашиваем бухгалтерскую и налоговую отчетность. Оцениваем финансовую состоятельность контрагента- какие активы на балансе, что с обязательствами. Бизнес растет или стагнирует? Уточняем – что в собственности, что в аренде, лизинг – на какой срок. Интересует все — производственные мощности, служебные помещения –складские, офисные, торговые — технологическое оборудование, оборудование, транспорт.
2. Выясняем особенности работы и технологического процесса – откуда поставки, есть ли импорт, кто основные поставщики, кто покупатели, есть ли экспорт. Транспортное обеспечение – за чей счет.
3. Привлекаются ли соисполнители. По какой причине — например, недостаток производственных мощностей, ограниченный автопарк, отсутствие квалифицированного персонала. Прочность и долгосрочность деловых связей с ними. Как вы проверяете их деловую репутацию.
4. Есть ли штатные сотрудники, квалифицированный персонал. Какие данные в справке о среднесписочной численности.
5. Информация о наличии опыта исполнения договоров подобного рода. Есть ли отзывы и рекомендации от прежних партнеров, как исполнены договоры и какие результаты достигнуты. Были ли претензии и споры.
Для оценки фактической дееспособности контрагента и достаточности ресурсной базы налоговики советуют посетить офис потенциального контрагента, а также его торговые площадки, производственные и складские помещения. С осмотрами подобного рода я не встречалась. Как правило — данных насторожиться и отклонить контрагента по подозрительным признакам – хватает и без этого. Но отрицать не буду – видимо да, это действенно. Фотофиксацию в этом случае – если пойдете на осмотр — сохраните.
Само по себе отсутствие склада, транспорта не означает нереальности сделок – например, перепродажей товаров можно заниматься и без них. Но логика любого бизнеса должна присутствовать, внятно разъяснена и вам понятна.
Если вы не видите показателей отчетности компании и не можете оценить ее потенциал, если контрагент не хочет представлять документы и уклоняется от пояснений — с таким контрагентом лучше не работать!
Как видим, на бизнес возложена полноценная ревизионная функция. Подозрительный контрагент – вне закона. Договор с ним заключать опасно. Сама бизнес — среда отправит его в коммерческий бан.
Этап 3. Оценка коммерческого преимущества
В крупных компаниях работает система закупок или тендеров. Именно система. В средних и мелких – как правило – все гораздо проще. Контрагента выбирают по приемлемым ценовым показателям и по удобным условиям работы.
Но налоговую будут интересовать вопросы, к которым надо быть готовым. Проведен ли мониторинг рынка аналогичных товаров (работ, услуг), анализ других вариантов: в чем преимущества выбранного контрагента? По каким критериям он выбран? Как происходила процедура выбора? Конкурс, тендер?
Еще такие на такие вопросы готовьте ответы: Кто подбирает контрагентов? Участвует ли учредитель в процессе выбора? Как происходит общение? Где заключен договор «физически» ( вы к ним, или они к вам)? Знакомы ли лично руководители? Как он выглядел? Блондин он?
Каков порядок корпоративного одобрения сделок? Как организована в компании работа по проверке и выбору контрагента? Кто ответственный за сбор документов, что с процедурой согласования и утверждения внутри компании.
Зачастую на практике – как правило, в малых и средних компаниях- выбором контрагента и заключением договора с ним, занимаются специалисты – ответственные за закупку, а оформление документации полностью — или в большей ее части – это зона ответственности бухгалтера.
Нередко бывает, что документы оформляются постфактум, когда вопрос о выборе контрагента уже решен. И бухгалтер расценивает эту обязанность как дополнительную нагрузку, формально «для галочки», по сути ничего не решая, а «маскируя» сделку документами. Если в вашей компании дела обстоят именно так — вы сильно рискуете.
Как переломить эту практику? Как перезагрузить сознание директора?
К сожалению, не все руководители принимают меры. Несмотря на факты полного разорения компаний после выездных проверок и суровые судебные решения о субсидиарной ответственности должностных лиц.
Систематизировать эту работу поможет Регламент проверки контрагентов и выбора исполнителя договора. Этот локальный нормативный акт регулирует порядок проведения проверок по категориям контрагентов. Определяет алгоритм действий ответственных лиц, движения документов, процедуры их анализа, согласования, выбора контрагента. По результатам проверки формируется отчет и подшивается в досье контрагента.
Будьте уверены, что, если работа по проверке контрагента проведена грамотно и основательно – ее результат не оставит налоговой шансов усомниться в достаточности мер и разумности ваших действий. И обезопасит ваш бизнес от случайных партнеров, рисков и потерь.
И да, на проверку контрагента и оценку рисков придется потратить и время, и силы сотрудников. Это большая планомерная работа. Но есть огромный плюс — вы будете понимать, что этот риск минимален.
А продолжение следует…
Подписывайтесь, обещаю в скором времени залить вторую часть статьи.
Обсудим этапы 4, 5 и 6 : какие налоговые оговорки следует включить в договор с контрагентом, чтобы снизить свои риски. Как отследить и зафиксировать фактическое исполнение договора. Как действовать в случае проведения проверки контрагента. И по арбитражной практике пробежимся по теме.
А пока вам удачи! Надежных партнеров! И до скорой встречи!