акселератор в образовании что это
5 российских EdTech инкубаторов и акселераторов
В этой статье я привёл краткий обзор российских акселераторов в сфере EdTech.
Целью обзора является попытка выявить акселератор, специализирующийся на EdTech и предлагающий своим проектам финансирование за долю в компании. Такой эталонный акселератор, в который хотят попасть лучшие EdTech проекты, зная, что там лучшая для них среда и лучшие условия.
Список получился коротким, потому что я внёс только те проекты, которые хотя бы отдалённо соответствуют описанным требованиям, а также, по ним достаточно много информации в открытом доступе.
Это не рейтинг акселераторов, не берусь выделять кто из них лучше, кто хуже, так как в разных ситуациях будут разные приоритеты.
Буду благодарен за дополнения в комментариях.
ФРИИ выбирает самые перспективные проекты в сфере и инвестирует в них от 2,5 млн рублей, в течение трёх месяцев, обучая команду и помогая с развитием бизнеса.
Объём инвестиций на последующих раундах может достигать более 300 млн рублей.
Акселератор ФРИИ работает с IT-проектами.
EdTech входит в одну из десяти приоритетных областей.
Предоставляется интенсивная программа по развитию технологических стартапов ранних стадий, нацеленная на подготовку проекта к привлечению инвестиций до 30 млн руб.
Требование к стартапу для участия — наличие прототипа продукта или готовность технологии к созданию продукта в течение 2 месяцев.
Общая продолжительность программы составляет 12 недель.
Участие возможно по одному из двух условий:
1. 20 тыс рублей за программу плюс опцион в 3% компании, который может быть выкуплен за 100 тыс рублей.
2. Оплата 200 тыс рублей и никаких долей.
Инкубатор работает практически со всеми технологическими компаниями.
Ed-
Tech+
Уже разработан MVP, есть первые продажи и клиенты.
6 млн рублей инвестиций за 5% компании (в форме конвертируемого займа).
Акселератор от Сбербанка и 500 Starups работает с 12 отраслями:
Наличие MVP или готового для продажи продукта.
Наличие бизнес-модели и подтвержденные продажи (начало продаж).
Инновационная составляющая проекта в сравнении с уже существующими решениями на рынке.
Ценность предлагаемого решения для образовательной среды.
Участие для стартапов бесплатное и без отчуждения доли акселератору.
Акселератор работает с компаниями в сфере образования и HR-технологий.
Ed+
Любопытно, что Максим Спиридонов раскрывает некоторые внутренние детали проекта. Например стало известно, что инвестиции в проект составили «несколько миллионов рублей» и что планируется их окупить в течение одного года.
Проект должен иметь оформленное юридическое лицо.
Ежемесячная выручка проекта должна составлять не менее 300 000 руб./месяц и более (как минимум единожды за последние 6 месяцев).
Лучшие и перспективные проекты получат инвестиции до 10 млн. руб. и шанс войти в состав Нетологии-групп.
Вероятно наиболее всех по этим параметрам приблизилась Нетлогия Групп, в описании их требований есть намёк на то, что это может быть Tech проект связанный с образованием, но всё же у них явный фокус на Ed. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Итог можно будет подвести после дополнений в комментариях.
Айдар, Нетология Групп контролируется структурами Алексея Мордошова и думаю, что им действительно важно найти нормальные проекты в которые можно инвестировать.
Сайт заблокировали спустя 2,5 года после решения суда, который признал запрещённой информацией страницу с репликами Gucci.
Какими бывают акселераторы и зачем они нужны стартапам
Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online
Если вы стартап, вам почти наверняка не хватает двух вещей — ресурсов и экспертизы. Ресурсы — это рабочие руки и деньги. Экспертиза — знания и опыт, которых может не хватать начинающему бизнесмену.
За полгода проект детского дошкольного образования Happy Nappy Online прошел ряд акселераторов, включая Сбер 500, StartHub от Департамента инноваций города Москвы и главный EdTech акселератор ED2, а также стал финалистом EdTech Challenge.
Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online Андрей Гречкин на собственном опыте рассказывает о том, какими бывают акселераторы и как правильно выбрать подходящий.
Что такое акселераторы и какими они бывают
Акселератор для бизнеса — это место, где быстро дадут экспертизу, что позволит эффективно расти даже с небольшими ресурсами. С помощью акселератора можно привлечь ресурсы — как в виде инвестиций, так и в виде партнеров, членов команды. Акселератор помогает сконцентрироваться на самом важном в кратчайшие сроки и помочь избежать тех ошибок, которые проект сделал бы самостоятельно.
Бизнес-акселератор — это программа по ускорению развития стартапов от различных фондов, корпораций и институтов развития. Ускорение развития происходит через обучение, менторство, финансовую и экспертную поддержку и создание катализирующей среды. Чаще всего программа акселератора длится 3 месяца, но иногда 2 или 6. В основном акселераторы для стартапов бесплатные, но бывают и те, где за участие надо платить.
Алексей Черныш, руководитель трекинга проектов акселератора «Спринт»
«Все акселераторы можно условно разделить на три типа. Чтобы попасть в классический венчурный акселератор, направленный на выявление жизнеспособных бизнес-моделей и дальнейшее инвестирование (например, Y Combinator), важна сильная команда — на ранних стадиях минимальная, хороший трекшен, быстрый рост по выручке и пользователям, устойчивые конкурентные преимущества команды или технологическое ноу-хау.
Для корпоративных акселераторов, направленных на решение более узких задач внутри компании-заказчика (например, Build UP), определяющим будет соответствие сферы проекта бизнес-целям корпорации, зрелость команды и ее готовность к работе с крупным бизнесом.
К третьему типу относятся формы поддержки стартапов, которые развивают экосистему инноваций в целом. Такие акселераторы могут иметь отраслевую или региональную специфику и включать более глубокую образовательную программу, чем первые два типа.
RED — первая открытая база данных о самых выдающихся предпринимателях России.
Пример — недавно запущенный акселератор „Спринт“, разработанный ФРИИ при поддержке Минцифры. Требования к проектам здесь обычно близки к требованиям венчурных акселераторов, но могут быть особенности связанные со спецификой программы. Также они чаще доступны проектам более ранних стадий».
Что вы получите в акселераторе
В большинстве случаев:
В некоторых случаях — доступ к площадке коворкинга.
Акселератор — это классная история про нетворкинг. Там можете найти единомышленников, связи, контакты, экспертов и тех, кто прошел путь, как вы, и может поделиться опытом. Если не получите инвестиции сразу, как минимум попадете на радары инвесторов и фондов.
Есть мнение, что акселератор может зарабатывать на том, чтобы показывать проект инвесторам — мы с этим не сталкивались.
Кому и зачем стоит идти в акселератор
Акселераторы при инвестфондах ищут в первую очередь технологические проекты с большими рынками и потенциалом масштабирования до «единорога», ну или хотя бы «кентавра». Все остальные также заинтересованы в технологичных решениях. Если у вас маленький кирпичный заводик, и вы хотите сделать из него пять заводиков, это не ваш вариант.
Как правило, в акселераторы отбирают стартапы, у которых есть рабочий MVP и первые продажи — Problem Solution Fit, доказательство того, что продукт решает проблему пользователя. Акселератор помогает сфокусироваться уже на том, чтобы под продукт, решающий проблему пользователя, найти рынок и быстро масштабироваться на нем.
Это не должно останавливать тех, кто еще не сделал ни одной продажи, но имеет обоснование своей идеи на данных. Например, вы провели исследование и получили результат, что ваш продукт сможет решить проблему клиентов и его будут покупать с большой вероятностью. Готовьтесь продемонстрировать, что команда провела работу — идея без проактивных действий по разведке ее целесообразности ничего не стоит.
Как оценить жизнеспособность идеи
Изучите масштаб рынка и подтвердите, что количество людей, имеющих эту проблему, велико. Измерьте это количество в людях и деньгах по методике PAM, ТАМ, SAM, SOM.
Олег Баранник, эксперт фонда «Сколково», трекер GVA
«Зачем идти в акселератор? Чтобы что-то поменять в проекте.
Акселератор — это не школа, где вы просто последовательно выполняете задания и отчитываетесь за них в формате еженедельного звонка. Поставьте для себя какую то сверхзадачу, которая в режиме текучки в силу тех или иных причин казалось нереальной, и попробуйте ее решить. Отнеситесь к этому как к эксперименту, в какой-то степени — как к игре. Эксперимент должен быть проведен основательно и честно, а игра предполагает отдачу и понимание того, что не все и всегда могут выигрывать. И научитесь извлекать пользу из любого результата
А вот чего точно не стоит делать — относиться к акселератору потребительски-ресурсным способом: у меня крутой проект, мозги мне не того-разэтого, просто дайте денег и связи. Во-первых, не дадут, а во-вторых, впустую потратите время».
Наиля Замашкина, трекер EdMarket, предприниматель
«Если вы стартап-команда — определитесь со своей целью, что для вас сейчас важно. Синхронизируйте свои цели и возможности акселератора — вы сможете решить свои задачи в акселераторе?
Добавлю — сжатая по срокам, насыщенная акселерационная программа — это еще и стресс для всей команды. Программа создаст давление снаружи: у вас будут образовательные мероприятия, нетворкинг, работа с трекером — все эти мероприятия направлены на то, чтобы ускорить команду и все процессы внутри продукта и команды. Будьте готовы к дополнительной нагрузке. Удостоверьтесь, что ваша команда тоже готова к нагрузкам».
Какие основные акселераторы есть в России
В России на данный момент насчитывается больше 200 акселераторов. Как найти акселератор под вас? Попробуйте загуглить «акселератор» и пройтись по корпорациям — у многих есть акселераторы, а если нет, то скоро будут — это определенно тренд. Вот список основных.
Акселераторы фондов
Акселераторы институтов развития
Корпоративные акселераторы
Другое
Ольга Елина, HRTech-эксперт, трекер программы StartHub.Moscow
«Чтобы выбрать акселератор, нужно учитывать следующие критерии:
1. Совпадение целей акселератора и целей стартапа
Если вы в поиске инвестиций для масштабирования бизнеса, выбирайте акселератор, который на входе в программу или по ее результатам собирается инвестировать в лучших выпускников.
Обычно размер и условия инвестиций обозначаются на лендинге стартового набора в программу. Если же в инвестициях прямо сейчас вы не нуждаетесь, но для роста бизнеса и увеличения портфолио кейсов вам нужны пилоты — идите в корпоративные и коллаборативные акселераторы, целью которых как раз и являются пилотирование технологий в корпоративных и государственных заказчиках.
2. Профильная сфера
Выбирайте акселератор из нужной вам индустрии: банковский, промышленный, транспортный и другие. Институты развития делают отдельные отраслевые треки.
Есть акселераторы, специализирующиеся только на одной технологической сфере (FinTech, EdTech, BuildTech). Как правило, в узкоспециализированных программах собирают профильных экспертов, заказчиков, трекеров и менторов, которые помогают быстрее разобраться в отрасли и получить нужный нетворкинг и экспертизу.
3. Соответствие требованиям акселератора
Обычно к стартапам предъявляются требования по сфере и классу решений (например, LMS в EdTech, алгоритмы для прогнозирования цен в ритейле), стадии (например, наличие продаж и первых пользователей), готовности продукта (как минимум MVP, способное выдержать рост клиентов и пользователей), размеру команды (минимум два человека с бизнес- и технологической компетенциями).
4. Подходящий формат участия
С началом пандемии постоянное очное присутствие на площадке в рабочее время перестало быть необходимым. Есть возможность взаимодействовать дистанционно и приезжать на ключевые встречи с клиентами, монтаж и интеграцию системы, Demo Day. Тем не менее, лучше уточнить и рассчитать свое время и бюджет, особенно, если вы из другого города или региона.
5. Согласие с условиями пилота в случае акселераторов корпораций и госзаказчиков
А именно — готовности сделать бесплатный (в случае госзаказчиков) или условно бесплатный пилот (в случае корпораций — за небольшой fix). Особенно, если у вас hardware продукт, требующий ресурсов и специалистов на монтаж устройств, пуско-наладку системы, доработок на интеграцию с ИС заказчика.
Если вы понимаете, что не потянете пилот по ресурсам, то лучше отказаться в начале, чем испортить себе репутацию, договорившись с заказчиком, а потом понять, что вы не сможете выделить ресурсы и реализовать пилот».
Зачем вузам создавать акселерационные программы: опыт Московского университета им. С. Ю. Витте
Как университеты создают акселераторы, для чего это нужно и кому стоит в них участвовать.
Сегодня многие программы, которые предлагают помощь стартапам, создаются в университетах. Один из таких примеров — MUIV.LAB, бизнес-акселератор, созданный Московским университетом им. С. Ю. Витте. 10 июня состоится демо-день, завершающий очередную программу MUIV.LAB — я поговорила с вице-президентом университета им. Витте Павлом Бронфманом, чтобы узнать, что такой акселератор дает участникам и самому вузу.
Меня достаточно давно (с тех пор, как я впервые столкнулся с этим во время учебы в бизнес-школе в Швейцарии) интересовал венчурный бизнес. Я искал возможность поработать в этой сфере, и несколько лет назад мы внутри университета стали прорабатывать этот вопрос. Нам показалось, что открытие акселератора будет иметь синергетический эффект с образовательной деятельностью университета: студенты во время обучения получают возможность начать свое дело, они создают свой бизнес, развивают проект и идут с ним в большую жизнь, а другие студенты, которые еще только начинают учебу в университете, видят это и вдохновляются примером.
Мы надеемся, что акселератор внутри университета положительно скажется на уровне наших абитуриентов. Мы хотим, чтобы наш университет был не вторым или третьим выбором для сильных абитуриентов (как это обычно бывает с частными вузами), а чтобы поступающие целенаправленно выбирали нас, зная, что учеба в нашем университете открывает двери в будущее для предпринимателей и бизнесменов.
Кроме того, стартапы-резиденты акселератора могут предлагать работу нашим студентам в качестве практики или с частичной занятостью. Так еще во время обучения студенты смогут начинать трудовую деятельность, получать бесценный опыт.
Да. К тому же, сейчас начинает внедряться федеральная программа «Стартап как диплом», суть которой в том, что студенты смогут защищать дипломную работу через создание стартапов. Это тоже влияет на решение университетов использовать механизмы, помогающие в развитии стартапов. Сейчас для участия в этой программе отобрано порядка 40 вузов (в основном, конечно, государственных), и мы также стремимся войти в число ее участников.
Плюс есть такое понятие как тренд. Для каких-то университетов создание акселератора — это желание идти в ногу со временем и не отстать от конкурентов.
Конечно. Например, во всех наших программах есть трек для EdTech-стартапов. Мы в каждом наборе обязательно выбираем проекты, которые работают с образованием. Со многими из них впоследствии заключаем партнерские соглашения, делаем пилотные проекты, давая им возможность обкатывать технологии в нашем университете. Более того, мы можем создавать новые курсы и даже целые направления обучения на базе их наработок.
Другое преимущество университетских акселераторов заключается в том, что у нас есть условия для доукомплектования команд. Это плюс для студентов, которым обычно бывает тяжело сразу найти всех необходимых участников, и они могут вначале поработать с разными командами и приобрести нужные знания, навыки и компетенции.
Мы, не имея еще достаточного опыта, понадеялись, что сразу сможем сформировать воронку, полностью состоящую из студенческих стартапов. Провели массированную и продолжительную по времени информационно-рекламную кампанию в университете, призывали студентов объединяться в команды и организовывать проекты, потратили на это массу усилий. В результате осознали, что это практически невозможно.
Уже после этого мы много общались с коллегами из МФТИ, МГУ, других университетов. И все в один голос говорили, что у них был такой же печальный опыт. Они не смогли запустить программу, состоящую только из студенческих проектов, так как просто не нашлось достаточного количества таких проектов, чтобы можно было оказать им полноценную акселерационную помощь.
Зато мы поняли, что это долгий и кропотливый процесс — укоренение в студенческой среде предпринимательского духа. Что невозможно просто так его студентам навязать, и сам по себе из ниоткуда он также не появится. Мы начали двигаться постепенно и принимать внешние проекты, чтобы у студентов был какой-то пример. Уже потом стали привлекать студенческие проекты. В последних треках участвовали выпускники нашего университета со своими проектами, что очень приятно.
Помимо этого, огромное значение имел выбор исполнителя — команды, которая будет организовывать акселерационную программу. В самом начале при выборе партнера мы совершили ошибку, из-за которой наша первая программа (в конце 2018 года) получилась не такой успешной, какой могла бы. Сейчас нашим главным партнёром по организации и наполнению акселерационных программ выступает команда Startech.vc, которая также является оператором многих других крупных акселераторов. Мы очень довольны этим сотрудничеством: чувствуем, что находимся с ними «на одной волне» и одинаково смотрим на то, как должна быть выстроена программа.
Как и для всего мира, все, что связано с пандемией и сопутствующими ей ограничениям, для нас явилось полной и неприятной неожиданностью. Много сил и времени ушло на то, чтобы перестроить бизнес-процессы работы самого университета, чтобы продолжать бесперебойно оказывать образовательные услуги нашим студентам. Вместе с тем, этот вынужденный период затишья предоставил возможность порефлексировать над тем, какие тренды и веяния будут актуальны в ближайшее время, и соответствующим образом перестроить нашу акселерационную программу, ее тематику и содержание.
Мы решили не делать онлайн-акселерационную программу, как многие из наших коллег, а вместо этого взяли паузу. Мы уверены, что полностью онлайновые программы менее эффективны, чем традиционные — когда люди могут смотреть друг другу в глаза, вживую общаться, обмениваться опытом и мыслями. В результате возникает какая-то особенная «химия», из которой и рождаются успешные проекты. Поэтому мы приняли непростое на тот момент решение пропустить один сезон, чтобы подумать, что будет более востребовано в ближайшие несколько лет, и уже на основе этих выводов сделать программу осенью 2020 года, когда ограничения станут менее суровыми. Эта программа получилась очень качественной, в ней участвовали сильные проекты. Мы увидели тренд на онлайнизацию всего, что только возможно, и составили программу, ориентируясь на это.
У нас в любой акселерационной программе одним из основных направлений является EdTech — мы всегда рады видеть образовательные проекты. Также сейчас очень востребовано все, что связано с MedTech и BioTech, например, онлайн-медицинские услуги. Безусловно, также важны проекты в сфере логистики и транспортных потоков: не так давно нам посчастливилось приобрести нового партнера в лице Российского университета транспорта, у которого есть большой опыт работы в этой области и который может дать нашим проектам возможности выхода на прямых заказчиков и на пилотные проекты в этой сфере.
У нас нет четких критериев того, на какой стадии должен находиться проект: это может быть стадия seed или pre-seed. Главное, чтобы в стартапе была хорошая работоспособная команда с решимостью развивать бизнес и не останавливаться в случае трудностей, возникающих на пути каждого нового проекта.
Кроме этого, у проекта должен быть уже готовый продукт, а не просто абстрактная идея, с которой пока никто не знает, что делать. Это действительно важно, чтобы был сам повод для акселерации, для выведения проекта на новый уровень. Акселерационная программа помогает проекту вырасти быстро и сильно, а если расти пока нечему, то мы и помочь не сможем. Речь здесь идет о том, чтобы мы могли принести реальную пользу каждому проекту, участвующему в программе.
Мы занимаемся бизнесом более 25 лет и за это время приобрели достаточно много связей и партнеров, которые имеют отношение к венчурным инвестициям и работают в разных отраслях. У наших партнеров, в свою очередь, тоже есть большое количество знакомств, по сути такие комьюнити, многие члены которых готовы вкладывать средства в развитие стартапов в России.
При этом, с нашей точки зрения, это должны быть не просто инвесторы, которые дают деньги, а так называемые smart money — когда кроме денег инвестор привносит в проект связи, экспертизу, помогает советом и личным временем. В этом случае польза от инвестиций будет реально ощутимой: как для проекта, так и для самого инвестора.
Мы уже детально думаем над следующей программой, которая откроется, если ничто не помешает, в сентябре-октябре. Рассчитываем тогда же начать выводить проекты за рубеж, давать им международное признание и предоставлять площадки для выхода на глобальных институциональных инвесторов — это может быть реализовано при условии, что к этому времени мир будет уже открыт.
Также мы планируем дальнейшее развитие нашего комьюнити, сообщества людей, которые непосредственно связаны с предпринимательством. Будем проводить нетворкинги и другие мероприятия с нашими стартапами и стартапами других акселераторов-партнеров (например, с акселератором Физтех.Старт), чтобы начинающие предприниматели могли встречаться, обмениваться опытом, делиться проблемами и способами их решения. Такое взаимодействие поможет избежать каких-то банальных ошибок, встречающихся на пути каждого бизнеса на этапе становления.
Конечно, хотим привлекать еще больше студенческих проектов к участию в наших акселерационных программах. Мы осознаем, что пока еще они не могут составить всю программу, но надеемся, что общими усилиями с нашими партнерами сможем привлечь больше таких стартапов. Это будет хороший кейс и показатель для всех студентов (как нашего университета, так и партнерских вузов) того, что реально создавать проекты и начинать добиваться успеха прямо со студенческой скамьи. Мне кажется, что для студентов, которые только начали образование, очень важно видеть, что уже через пару лет они смогут открыть свое дело, заниматься чем-то большим и полезным.
Что еще за «Education 4.0» — как изменится сфера образования и что для этого могут сделать стартапы
На днях мы запустили «Актион Акселератор», поддерживающий специалистов и предпринимателей в области корпоративного обучения. В него входят пять тематических программ: от «Education 4.0» до взаимодействия в команде. Сегодня — сосредоточимся исключительно на первом направлении и подробно обсудим, как продвигается эволюция образовательной среды, и чего стоит ждать от технологических стартапов в этой области.
Фотография: Science in HD. Источник: Unsplash.com
Почему «четверка»
Деление на версии в этом случае — не что иное как оммаж промышленным революциям и вехам развития сетевого пространства. Как и «Web 1.0» с личными сайтами и статическими страничками, образовательная среда «первого поколения» обладала скромными возможностями для интерактивного взаимодействия. Уроки и лекции посещали лично, чтобы сделать конспект. Коммуникация была по большей части односторонней. Общение во время занятий ограничивали. Повлиять на содержание учебников было достаточно сложно.
На втором шаге — и там, и там — активизировалось «сетевое» взаимодействие. Вертикаль «преподаватель–студент» дополнили горизонтальные связи между учащимися. Их помогли сформировать те же самые веб-технологии: форумы, соцсети и тематические «вики» с общим доступом к редактированию. В эпоху «Web 2.0» учеба стала открытой, а общение в этом контексте — структурированным. Ученики смогли эффективнее систематизировать материалы, обмениваться ими и [пусть незначительным образом] влиять на то, как и что им преподают.
Третью итерацию образовательной среды и веба характеризовал качественный рывок с точки зрения контента и сервисов. На рынок вышли MOOC-платформы известных вузов, а крупные компании запустили корпоративные онлайн-университеты. Преподаватели получили больше цифровых инструментов для подготовки материалов и управления ходом учебного процесса, а ученики — свободу выбора и возможность дополнять «классический диплом» и специальность сторонними курсами, которые стали как никогда доступными. Инициатива [где и что учить, если хочешь работать в той или иной сфере] практически полностью перешла от организаций в руки преподавателей и студентов. Горизонтальные связи между ними укрепились, а наиболее актуальные знания и компетенции они начали формировать прямо в процессе занятий.
Фотография: Mika Baumeister. Источник: Unsplash.com
Персонализация, сетевое взаимодействие и технологическая инфраструктура, выстроенные на предыдущем шаге, сегодня становятся базой для так называемого «Education 4.0», призванного подготовить специалистов для «четвёртой промышленной революции». Она подразумевает апгрейд средств производства и связи, изменения в экономической и социальной парадигмах, плюс — еще большую индивидуализацию того, чем занимается и что потребляет человек.
Однако ключевым препятствием для масштабного развертывания «индустрии 4.0» [помимо текущей эпидемиологической нестабильности] является нехватка квалифицированных специалистов — тех, кто должен разрабатывать новые технологические решения. Причем речь идет об обладании не только определенными «hard skills» [например, знаниями в области автоматизированных систем управления — абсолютного тренда по оценкам аналитиков McKinsey], но и гибкими навыками [мы пишем о них на Хабре], которые необходимы для адаптации к меняющемуся «ландшафту профессий». Запрос на комплексный подход тянет за собой трансформацию всего образовательного стэка: от методов обучения и сопутствующего инструментария [для работы с информацией] до физического окружения — пересмотра принципов организации инфраструктуры и пространств, где проходят занятия со студентами.
Другое дело, что мало кто может с точностью сказать, как это все следует осуществлять.
На свой лад
В силу экономических и социокультурных особенностей разные страны вкатываются в «индустрию 4.0» по-своему, а значит и пересматривают подходы к государственному, частному и корпоративному образованию в зависимости от ситуации. Если бюджет и уровень развития позволяют это сделать, стараются максимально быстро интегрировать в процесс обучения уже имеющиеся технологические новшества. В частности, так поступают в Китае, где действуют десятки тысяч образовательных учреждений. Там делают ставку на персонализацию учебных программ за счет работы с большими данными, рекомендательными алгоритмами и системами ИИ, что весьма разумно при подобном масштабе. Одно из таких решений позволяет преподавателям отслеживать комментарии и реакцию ученика на те или иные сегменты лекции, чтобы понять, какие моменты стоит повторить еще раз для лучшего закрепления материала.
В свою очередь, в Абу-Даби в этом году открыли специализированный Университет ИИ, который уже принял более трех тысяч студентов в рамках программ магистратуры и аспирантуры. Само собой, им доступна современная технологическая инфраструктура и стажировки, а еще в стипендию включили страховку и расходы на проживание. И вообще, эта затея — часть государственной стратегии по внедрению систем ИИ во все сферы деятельности страны.
Фотография: Peter Gombos. Источник: Unsplash.com
Однако это — лишь точечные примеры. Комплексный подход включает в себя не только решения для поддержания мотивации учащихся и персонализации контента. Целый спектр дополнительных возможностей должен быть заложен в новых подходах к преподаванию, вспомогательных сервисах и в проектах самих зданий, где будут впитывать знания учащиеся.
Чего ждут от стартапов
Для полноценного обучения требуется нечто большее, чем статьи и квизы, даже если контент качественный и актуальный. Сегодня перед разработчиками массовых онлайн-курсов стоит проблема «отсутствующего преподавателя», возникшая из-за перекоса в сторону автоматизации и упорной работы по исключению человеческого фактора из образовательного процесса.
Стартапы могли бы сосредоточиться на решении этой задачи или взглянуть на так называемое «student’s journey» с точки зрения завершаемости и других аналитических метрик, позволяющих вносить точечные улучшения в содержание курсов.
Помимо этого есть спрос на интеллектуальных помощников с голосовым и текстовым интерфейсом. Такие сервисы способны информировать учеников не только о значимых изменениях в расписании и мерах по предотвращению распространения вирусов, но и выступать в качестве ассистентов в процессе прохождения всего курса или программы — аккуратно мотивировать, помогать повторять пройденное [например, в виде карточек] и подтягивать свежие данные из корпоративных справочно-образовательных систем в зависимости от выбранной специализации, практического задания или запроса.
Отдельная тема — организация жизнедеятельности. Здесь речь может идти как о редизайне помещений для проведения лекций и семинаров, так и о проектировании смешанных пространств — для учебы и практики — с нуля. В корпоративной среде реорганизацией офисов и опенспейсов уже занимаются proptech-стартапы. Их фокус — эпидемиологическая безопасность, «информационная гигиена», менеджмент парка устройств и материальной базы компаний.
Последний аспект имеет особую ценность для образовательных организаций, обладающих высокотехнологичными лабораторными установками и робототехническими системами.
Фотография: Patricio Davalos. Источник: Unsplash.com
Если говорить о корпоративном обучении и переподготовке персонала [training and development, T&D] к «индустрии 4.0», то здесь задач нисколько не меньше. Предприятия заинтересованы в том, чтобы выстраивать образовательные программы в связке с существующими бизнес-процессами и планами, плюс — задействовать в образовательном процессе максимальное число сотрудников: от менеджеров до генеральных директоров, которым всегда есть, чему поучиться.
Для всего этого необходимы аналитические инструменты, которые могли бы отслеживать изменения в показателях эффективности во время и после прохождения обучения, взаимодействовать с системами управления контентом и корпоративными базами знаний.
Как помогаем мы
Спрос на микс образовательных и рабочих процессов, корпоративной культуры и новых технологий становится нормой. Другое дело, что предложение серьезно отстает. Далеко не в каждой ИТ-компании могут свести все эти компоненты в единую систему повышения конкурентоспособности за счет прокачки навыков и переквалификации сотрудников. Что уж говорить об организациях из других сфер деятельности, которые просто не обладают необходимыми компетенциями для движения в сторону «четвёртой промышленной революции».
Помочь им способны стартапы, которых мы готовы поддерживать финансами и экспертизой. Для этого мы запустили «Актион Акселератор» по теме корпоративного обучения. Он включает пять направлений: от «Обучения 4.0» до организации информационного взаимодействия внутри коллективов предприятий. Мы принимаем заявки, закрепляем менторов, делимся инфраструктурой «Актион-МЦФЭР» со всеми участниками, а победителям каждого трека — выделяем по 500 тысяч рублей.
Если вы уверены в своих силах и знаете, как повысить эффективность корпоративных тренингов и обучающих курсов, помочь руководителям предприятий оценивать результаты и эффективность образовательного процесса, мы ждем ваши заявки для участия в программе акселерации. Первый этап отбора продлится до 3 февраля, а финальная часть пройдет в мае 2021 года.