акт мви газ что это
Метрологическая экспертиза узлов учета газа и поверка
Экспертиза узла учета газа распространяется на действующие, новые и узлы учета газа после реконструкции. Метрологическая экспертиза проводится с выездом на узел учета газа.
С 01.01.2013 года взамен Правил ПР 50.2.019-2006 «Объем и энергосодержание природного газа. Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков» введен в действие стандарт ГОСТ Р 8.740-2011 «Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков».
Все расчеты, связанные с процессом измерения расхода газа и определением неопределенности этих измерений, выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.740-2011 независимо от времени ввода в эксплуатацию узлов учета газа.
Для проведения метрологической экспертизы узла учета газа необходимо предоставить следующие документы:
По результатам проведения метрологической экспертизы выдаются следующие документы:
Паспорт узла учета с расчетом относительной расширенной неопределенности (производится при помощи аттестованной программы);
Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011.
В случае несоответствия узла учета требованиям стандарта необходимо устранить несоответствия в согласованные с поставщиком газа сроки.
Учет расхода газа, узлы учета газа, метрология
Учет расхода газа организуется с целью:
— осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком газа, газораспределительной организацией и потребителем газа;
Требования к узлам учета и средствам измерений расхода газа:
Средство измерений — техническое средство, предназначенное для измерений.
1. При учете расхода газа к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона об обеспечении единства измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений
*Следовательно, все узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа.(узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком газа (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа).
Проверку соответствия средств измерений узла учета газа проводит аккредитованная в соответствующем порядке организация, результатом проверки является «Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений».
Поверка средств измерений
2. Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.
4. В добровольном порядке владельцы СИ могут представлять на периодическую поверку СИ чаще установленного межповерочного интервала.
5. Сведения о результатах поверки вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Неисправность узлов учета газа:
2. При отсутствии либо неисправности средств измерений у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерений, либо иным методом по согласованию Сторон.
3. В случае неисправности средств измерений организациям и лицам, которым принадлежат средства измерения необходимо обратиться в отдел метрологии и АСКУГ по тел. 40-20-41.
Согласование проектов газоснабжения в части узлов учета газа:
2. Учет расхода газа должен осуществляться при входе на газопотребляющий объект (по единому узлу учета).
3. ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Согласование проектов в части узлов учета газа необходимо производить ДО закупки оборудования по спецификации.
Приемка средств измерений в эксплуатацию:
1. Документы, которые необходимо предоставить при приемке в эксплуатацию:
— Копии паспортов на средства измерения с отметками о поверке;
— Копии свидетельств о поверке;
— Паспорта на газоиспользующее оборудование (котлы, плиты и т.д.);
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! при использовании турбинных, ротационных, вихревых и ультразвуковых расходомеров и счетчиков:
Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений. Для получения акта необходимо обращаться в территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или иному юридическому лицу, аккредитованному на право аттестации методик (методов) измерений.
2. Согласование проекта в отделе метрологии;
3. Закупка средств измерений (счетчика, корректора и т.д.);
4. Монтаж средств измерений специализированной организацией;
5. Опломбировка средств измерений, приемка в эксплуатацию узла учета газа.
По вопросам, связанным с согласованием проектов, приемкой узлов учёта газа в эксплуатацию необходимо обращаться к сотрудникам отдела метрологии и АСКУГ по телефонам:
Заместитель начальника отдела Алешина Наталья Викторовна – телефон – (4922) 40-20-41
Учет расхода газа, узлы учета газа, метрология
Учет расхода газа организуется с целью:
— осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком газа, газораспределительной организацией и потребителем газа;
Требования к узлам учета и средствам измерений расхода газа:
Средство измерений — техническое средство, предназначенное для измерений.
1. При учете расхода газа к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона об обеспечении единства измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений
*Следовательно, все узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа.(узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком газа (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа).
Проверку соответствия средств измерений узла учета газа проводит аккредитованная в соответствующем порядке организация, результатом проверки является «Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений».
Поверка средств измерений
2. Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.
4. В добровольном порядке владельцы СИ могут представлять на периодическую поверку СИ чаще установленного межповерочного интервала.
5. Сведения о результатах поверки вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Неисправность узлов учета газа:
2. При отсутствии либо неисправности средств измерений у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерений, либо иным методом по согласованию Сторон.
3. В случае неисправности средств измерений организациям и лицам, которым принадлежат средства измерения необходимо обратиться в отдел метрологии и АСКУГ по тел. 40-20-41.
Согласование проектов газоснабжения в части узлов учета газа:
2. Учет расхода газа должен осуществляться при входе на газопотребляющий объект (по единому узлу учета).
3. ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Согласование проектов в части узлов учета газа необходимо производить ДО закупки оборудования по спецификации.
Приемка средств измерений в эксплуатацию:
1. Документы, которые необходимо предоставить при приемке в эксплуатацию:
— Копии паспортов на средства измерения с отметками о поверке;
— Копии свидетельств о поверке;
— Паспорта на газоиспользующее оборудование (котлы, плиты и т.д.);
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! при использовании турбинных, ротационных, вихревых и ультразвуковых расходомеров и счетчиков:
Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений. Для получения акта необходимо обращаться в территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или иному юридическому лицу, аккредитованному на право аттестации методик (методов) измерений.
2. Согласование проекта в отделе метрологии;
3. Закупка средств измерений (счетчика, корректора и т.д.);
4. Монтаж средств измерений специализированной организацией;
5. Опломбировка средств измерений, приемка в эксплуатацию узла учета газа.
По вопросам, связанным с согласованием проектов, приемкой узлов учёта газа в эксплуатацию необходимо обращаться к сотрудникам отдела метрологии и АСКУГ по телефонам:
Заместитель начальника отдела Алешина Наталья Викторовна – телефон – (4922) 40-20-41
Организация учета газа
Цели и задачи организации учета газа
Учет газа должен осуществляться по узлу измерений расхода (объема) газа (далее — УИРГ) установленного, как правило, на трубопроводе объекта газоснабжения в непосредственной близости от места врезки в газораспределительную систему.
Технические условия на проектирование УИРГ (далее – ТУ) выдаются Поставщиком на основании письменного запроса Заявителя/потребителя газа (скачать образец запроса на выдачу ТУ для проектирования УИРГ) и содержат требования, предъявляемые к месту установки, режиму работы, составу УИРГ, а также к комплекту технической документации, предъявляемой при сдаче УИРГ в эксплуатацию.
Технические условия на УИРГ разрабатываются и утверждаются Группой метрологии Поставщика.
При выборе средств измерений (далее – СИ) для УИРГ Заявитель/потребитель газа руководствуется требованиями обеспечения единств измерений, ТУ, действующих нормативных документов. Средства измерений согласуются с Поставщиком.
Разработанный на основании полученных ТУ проект рабочей документации УИРГ, направляется заявителем/потребителем газа сопроводительным письмом в адрес Поставщика на согласование (скачать шаблон запроса согласования проекта на УИРГ).
Монтаж СИ осуществляется в присутствии представителя Поставщика на основании письменного запроса Заявителя /потребителя газа.
При наличии в составе УИРГ корректора (вычислителя) объёма газа Заявитель/потребитель газа согласовывает с Поставщиком базу данных.
Заявитель/потребитель газа обеспечивает настройку средств передачи данных по GSM/GPRS – каналу в диспетчерскую службу Поставщика.
Приёмка УИРГ осуществляется по заявке (скачать образец заявки на приемку в эксплуатацию УИРГ). При положительном заключении комиссии о соответствии УИРГ требованиям обеспечения единств измерений, соответствующей методике измерений и ТУ оформляется акт приёма в эксплуатацию коммерческого узла измерений расхода (объёма) газа (см. образец акта приёма в эксплуатацию коммерческого узла измерений расхода (объёма) газа объекта газопотребления).
При отсутствии либо неисправности СИ у потребителя количество поданного газа поставщиком определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности СИ.
Установка и снятие УИРГ на объектах производится по заявке (скачать шаблон заявки о направлении представителя Поставщика для опломбирования средств измерения), в присутствии представителя поставщика, и оформляется актом опломбировки средств измерений (см. образец).
Проверка (очередная, внеочередная) технического состояния УИРГ на объектах Владельца УИРГ производится представителями Группы метрологии поставщика и оформляется актом проверки технического состояния узла измерений расхода (объема) газа (см. образец акта)
Споры с монополистом из-за неповеренного счетчика газа, или Когда своё слово скажет Верховный суд?
Есть в нашей жизни такие споры, которые затрагивают огромное число организаций и предпринимателей. К таким спорам, относятся и споры о безучетном потребление энергии, в том числе споры, вызванные во время не поверенным прибором учета. В данной статье я хотел бы остановиться только на «газовой» тематике.
Ситуация у моего клиента заключалось в следующем: 30 января 2019 года был составлен Акт, согласно которому выявлено, что газовые счетчики не прошли поверку.
После составленная данного Акта организация прошла поверку данных счетчиков, а именно 05.02.2019 года.
После прохождения поверки счетчиков был составлен Акт 14.02.2019 года о допуске к учету данных приборов учета.
Никаких замечаний и возражений относительно достоверности полученных с помощью спорного измерительного комплекса данных об объемах поставляемого газа со стороны газораспределительной организации не имелось.
Далее, газовая компания обращается с иском на сумму 1 050 736 рублей за период январь-февраль 2019 года, хотя в реальности компания потребила всего на сумму 75 464 рублей. Разница, что называется, впечатляет. Понятно, что не один клиент, понимая, что счётчик у него по сути один и тот же, не исправлен он не был, не может понять, откуда такая сумма. Ведь её нарисовали буквально из бумаги, все понимают, реально такие объемы не были потреблены, более того, всем известны и реальные объемы потребленного газа, так как счётчик никто не снимал.
При подготовке иска я обнаружил две противоложные судебные практики по данному вопросу.
Первый подход, который условно, можно назвать подходом здравого смысла основан на следующем:
При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Если после выявления факта истечения межповерочного интервала Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по результатам поверки подтвердило пригодность средств измерения общества к применению и достоверность передаваемых им сведений, что подтверждается отметками в технических паспортах, то, считается, что презумпция неисправности прибора учета опровергнута.
Такой подход можно найти в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2019 N Ф06-50034/2019 по делу N А12-36609/2018, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 № Ф09-293/17 по делу №А60-9343/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7583/16 по делу № А76-12045/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 309-ЭС16-16075 отказано в передаче дела № А76-12045/2015), Постановлениее Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7117/16 по делу № А76-16212/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 309-ЭС16-13725 отказано в передаче дела № А76-16212/2015).
Однако, мы судились в Арбитражном суде Тульской области, который ориентируется на противоложном подходе, который условно можно назвать формальным подходом.
Логика таких судов следующая и основана, как ни странно, на тех же самых нормах:
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.
В силу пункта 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Из системного толкования положений Закона об обеспечении единства измерений (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Такой подход, например, отражен в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4039/2019 по делу N А64-9559/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 310-ЭС19-26270 отказано в передаче дела N А64-9559/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2017 N Ф10-3612/2017 по делу N А09-16262/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2018 N Ф01-4062/2018 по делу N А43-27238/2017.
При этом, как это часто бывает, Верховный суд РФ отказывает в передаче кассационных жалоб на судебные акты, с диаметрально противоположными подходами. Естественно, эти «отказные» определения нисколько не отражают реальной позиции высшей судебной инстанции. Между тем, таких споров в судах первой инстанции, довольно много (просто до окружных судов доходят единицы), и каждый областной суд ориентируется на свой округ. С точки зрения единства судебной практики, это нельзя признать правильным. Да, и чисто по человеческому, непонятно, почему организация в Тульской области должна платить в 50 раз больше, чем организация, например, в Челябинской области. Кроме того, наконец, подход первой группы мне представляется просто отвечающей логике. Ни одному предпринимателю невозможно объяснить, почему он должен платить в десятки раз больше за один и тот же потребленный объем газа при том, что счетчик в действительности исправлен.