активный и пассивный словарь дошкольника что это
Пассивный и активный словарь ребенка
Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова
Каждого родителя волнует вопрос, правильно ли развивается его ребенок. Если Вы с нетерпением ждете первых слов малыша или он уже начал потихоньку осваивать речь, знание о понятиях пассивного и активного словаря и их роли в развитии ребенка помогут вам правильно оценить речевой уровень и подобрать оптимальные упражнения для крохи.
Что такое активный и пассивный словарный запас?
Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.
Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.
Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.
Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?
Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.
А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?
1. Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».
2. Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».
3. Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.
4. Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.
5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).
Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, родителям рекомендуется завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.
Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?
Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
Таким образом, если в 1 год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет – около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален, и развивается в своем темпе. Есть детки, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.
Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Как правило, включение определенных игр на развитие словарного запаса в совместное времяпровождение достаточно, чтобы малыш догнал и даже перегнал сверстников.
Баланс активного и пассивного словаря или зачем развивать речь?
Как говорилось ранее, пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?
В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей взрослой жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.
Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.
Именно поэтому основная задача родителей состоит в том, чтобы способствовать максимальному раскрытию природного потенциала ребенка и стимулировать развитие умственных способностей.
Активный и пассивный словарь дошкольника что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Организация своевременной коррекционной работы является значимой для формирования речевых предпосылок успешного обучения в школе.
Статья:
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для формирования речевых предпосылок успешного обучения в школе.
Важнейшим фактором овладения чтением, письмом, счетом является достаточный уровень сформированности лексики. Развитие лексических операций, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский [1], Н.И. Жинкин [2], А.Р. Лурия [3] и др.).
Как отмечает Л.Г. Парамонова [4], на основании специально проведенных исследований, что более половины детей (55,5%) приходят в первые классы массовых школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.
Одной из главных составляющих этой несформированность является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.
Для практического применения грамматических правил необходимо умение быстро и к тому же безошибочно подбирать проверочные слова, чего не может сделать ученик с отставанием в развитии словарного запаса. Такие ученики практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, то есть не знают точного смыслового значения многих слов и тем более не чувствуют их смыслового «родства».
В исследовании ряда авторов (Р.И. Лалаева [5], Р.Е. Левина [6], Н.В. Серебрякова [7], Т.Б. Филичева [8] и др.) отмечается своеобразие развития словарного состава при общем недоразвитии речи. Авторы подчеркивают, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая.
Учитывая значимость достаточного уровня развития лексики для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребенка, а также недостаточную разработанность проблемы изучения и преодоления нарушений пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР III уровня следует считать данную тему актуальной.
Психолингвистический подход к изучению нарушения лексики во многом проясняет сложный феномен слова как результата взаимодействия когнитивных процессов и коммуникативной деятельности, его семантику, место в лексической системе языка и функционирование в речи. Функциональный аспект лексической семантики особенно важен при коррекции речевого недоразвития, поскольку общение предполагает не только знание слов, но и умение составлять из них в ходе коммуникации высказывания, адекватно отражающие информацию, которую говорящий хочет передать. Психолингвистический подход к изучению нарушений лексики и их коррекции является наиболее перспективным, позволяющим исследовать специфические особенности недоразвития лексики, о характере нарушений лексических операций в процессе порождения речи у дошкольников с речевой патологией[9].
Развитие лексической стороны речи в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности.
Важнейшим фактором обогащения словаря выступает социальная среда, речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
В настоящее время, как отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [10].
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
У детей данной группы в большей или меньшей степени имеются нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры, фонематической системы, нарушения лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Общее недоразвитие речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценного общения. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [11].
Сравнительный анализ развития словаря при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5, 7].
Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент направлен на выявление количественных и качественных нарушений в словарном запасе у детей с нормальным речевым развитием и у их сверстников с общим недоразвитием речи.
Для проведения исследования уровня развития словаря у старших дошкольников с ОНР применялись методические разработки Н.В. Серебряковой [7]. Р.И. Лалаевой [5], И.А. Смирновой [12], Т.Б. Филичевой [8]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [13,14,15].
Исследование проходило в два этапа.
Второй этап – поисково-аналитический, на котором разрабатывались методы изучения пассивного и активного словаря у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР. Реализация этих методов осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента. Проводилось логопедическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп; анализировались анамнестические данные; затем – изучалась степень выраженности нарушений пассивного и активного словаря у детей.
Проведенный анализ анамнестических данных, психолого-педагогических особенностей детей позволил сделать следующие выводы:
— у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной имеет место: сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка;
В констатирующем эксперименте детям было предложено II серии заданий. I серия заданий
С целью исследования объема пассивного словаря детям предлагалось показать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по предметным и сюжетным картинкам
С целью исследования объема активного словаря детям предлагалось назвать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по сюжетным картинкам.
Данные проведенного эксперимента показали, что актуализация словаря у дошкольников старшего возраста с ОНР вызывают большие затруднения.
По всем заданиям методики у дошкольников ЭГ отмечается низкий уровень выполнения заданий, особенно при исследовании активного словаря по сравнению с детьми КГ.
На фоне сравнительно развернутой речи у детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня наблюдается неточное понимание и употребление многих, даже обиходных слов. Дошкольники с ОНР понимают значение большинства слов, тогда как актуализация словаря вызывает у них выраженные затруднения.
Дифференциальные различия между двумя группами детей с ОНР и нормальным развитием речи проявляются не только в количественном, но и в качественном аспектах.
Специфические трудности, допущенные детьми с ОНР III уровня, сводились к неточному показу следующих картинок: обозначающих времена года, посуду, домашних животных, время суток, явлений природы, части предметов, фрукты, дикие птицы, средства транспорта; к неточному пониманию прилагательных, обозначающих признаки высоты, длины, ширины; глаголов, обозначающих голосовые реакции животных, семантически близкие действия людей, способы передвижения.
Наиболее существенными признаками недоразвития пассивного словаря у детей с ОНР является недостаточная сформированность:
— развития представлений об окружающей действительности;
— несформированность высших психических функций, что не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, действий и явлений.
Пассивный словарь дошкольников с ОНР преобладает над активным. Состояние активного словаря у детей с ОНР характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети с ОНР не знают или не точно употребляют многие слова. Среди них существительные, обозначающие части тела, части предметов, явления природы, время суток, средства транспорта, фрукты, диких птиц и др.
У старших дошкольников с ОНР ограниченность объема активного словаря затрагивает, прежде всего, предикативный словарь. В активном словаре при исследовании прилагательных ошибки, встречающие больше в ЭГ, были связаны с заменами слов, входящих в одно родовое понятие. Дети с ОНР не точно употребляли прилагательные характеризующие, прежде всего, ширину, длину, толщину, высоту, величину, вес предметов.
В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок выполняет или наблюдает (мыть, пить и т.д.).
Дети с ОНР затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов.
Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Совместно реализуемая по этим двум направлениям работа опирается на ряд ключевых положений:
На основе указанных выше методологических положений, можно определить следующие задачи:
имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей, на формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).
Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи.
На основании материалов исследования целесообразно составить перспективное планирование логопедической работы, выбор темы, речевого материала, последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна тесно увязываться с программой детского сада, при этом также учитывается частотный словарь детей шестилетнего возраста.
Определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей). Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели.
Занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно Перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку.
При составлении перспективного плана необходимо учитывать, что организация, содержание и методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников старшего возраста имеют специфические особенности. Прежде всего, здесь требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при максимальных затратах времени. Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов.
Учет принципов, разработка этапов, направлений, а также конкретные рекомендации направленные на развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня позволяет оптимизировать логопедическую работу по преодолению нарушения пассивного и активного словаря у данной категории детей.
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психолингвистические исследования. – М.: Лабиринт, 1966. – 416 с.
2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/д.; 1998. М., 1967.
7. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография. СПб: Наука–Питер, 2006. – 196 с.
8. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.
10. Ренёва Е. Н., Быкова С. С. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (март). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16055.htm.
12. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. – СПб.: «Детство-Пресс»,2006.
13. Елецкая О. В., Кузьмина Л. А. Особенности фонематических процессов учащихся младших классов общеобразовательной школы с дизорфографией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75283.htm.
14. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
15. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников. Эта тема выступает предметом многочисленных исследований на протяжении многих десятилетий, и не теряет своей актуальности и сейчас. В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их словаря. Причинами такой плачевной ситуации выступают и наследственность, и врожденные патологии развития, и несовершенство образовательной системы, и недостаточность компетентности педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Обычно, словарная работа наиболее интенсивно ведется в раннем и младшем дошкольном возрасте, но она должна продолжаться и в более старших возрастных группах детского сада.
Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби). На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.
Перед поступлением в школу в обязательном порядке проводится тестирование, которое включает в себя оценку речевого развития. И в последнее время статистика оказывается неутешительной, потому что у большинства первоклассников наблюдаются признаки задержки речевого развития. Это серьезная проблема, которая приводит к тому, что такие дети оказываются элементарно не готовы к обучению в школе. И в первую очередь это сказывается на овладении грамотой – детям просто не хватает знаний, чтобы подобрать проверочные слова.
Чтобы этого не допустить, необходимо предпринять действенные меры для обогащения словарного запаса ребенка, чтобы он знал как можно больше слов перед поступлением в школу.
Виды словарного запаса
Словарный запас ребенка бывает двух видов – пассивный и активный. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.
Таким образом, основная задача – это расширение пассивного словаря, а также помощь в активизации активного словаря. Наиболее активным периодом, когда ребенок начинает осваивать наибольшее количество слов, является возраст от 1 года. Если в 12 месяцев ребенок знает порядка 12 слов, то к 4 годам он уже осваивает до 2000 слов.
Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. И работа должна проводиться каждый день – только так можно добиться хороших результатов. Огромную роль в этом процессе играют родители, от участия которых напрямую зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.
Есть ряд рекомендаций, позволяющие сформировать и увеличить словарный запас у детей дошкольного возраста. Выполнение большинства из них не требует особых усилий со стороны родителей.
Норма развития словарного запаса
Все дети находятся в разных условиях развития речи, поэтому количество слов, которые они знают, отличается в каждом конкретном случае. Но есть определенный перечень терминов и понятий, которые дети должны знать к 5-7 годам:
Формирование и расширение словарного запаса: основные рекомендации
Существуют множество способов, которые позволяют сформировать пассивный и активный словарь ребенка. Ниже мы перечислим основные рекомендации, соблюдение которых позволит достаточно быстро достичь результата.
Больше общайтесь с ребенком
Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает.
Во время общения нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, вроде «маленький», «большой», «хороший» и т.д. Вводите в речь синонимы, которые делают речь более красочной, используйте метафоры и эпитеты.
Важно понимать, что речь дошкольников преимущественно состоит из существительных и глаголов, поэтому нужно как можно чаще употреблять прилагательные. Дети с трудом их запоминают, поэтому нужно знакомить ребенка с формой и цветом, запахом, материалом, назначением предметов.
Читайте книги
Нужно не просто читать книги вслух, а делать это медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны. Это очень важно, потому что даже при прочтении самой простой книги, у ребенка может возникнуть уйма вопросов, о которых вы даже не догадываетесь. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.
Метод наблюдения
Наблюдать с ребенком можно практически за всем. Проводите осмотр помещений, в которых вы бываете (во время похода в гости, посещения поликлиники и т.д.), наблюдайте с ним за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами.
Но не оставайтесь просто наблюдателем – комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка, поэтому если он не хочет рассматривать играющих детей на детской площадке, а хочет сам принимать в этом участие, то не препятствуйте ему в этом.
Рассматривание картин
Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку.
Очень полезным оказывается составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.
Проводите больше времени с ребенком за каким-нибудь делом
Здесь можно совмещать приятное с полезным. К примеру, возьмите с собой ребенка на кухню, где вы можете вместе приготовить семейный ужин. Здесь просто огромное количество новых предметов, названия и назначения которых могут быть ему неизвестны. Демонстрируйте и называйте ему имеющиеся кухонные предметы, рассказывайте ему, для чего именно они нужны.
Можно обсуждать с ним классификацию продуктов. Так он будет понимать, что растительное масло нужно для жарки, а не чтобы его пить, что ложкой удобнее есть суп и т.д. Наверняка ребенок захочет вам помочь, поэтому можно доверить ему какое-то простое и безопасное занятие (перемешивать ложкой салат, перебирать гречку и т.д.).
Игры и упражнения на развитие активного словаря
Игра – это та форма обучения, которая оказывается наиболее эффективной именно в детском возрасте. При этом вам не понадобится каких-то специальных приспособлений, поэтому играть можно практически в любом месте.
Вот несколько примеров таких игр:
Игры очень сильно влияют на увеличение слов, которые ребенок в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Важно использовать как можно больше сложных и незнакомых ему терминов, понятий, подробно объясняя, что они обозначают. Помните о том, что все занятия следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны.