актуальные ранее учтенные что это значит квартира
Как будет действовать закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: разъяснения Росреестра
keport / Depositphotos.com |
29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (подробно о нем мы рассказывали ранее).
В связи с этим Росреестр разъяснил следующее (Информация Росреестра от 29 июня 2021 г.).
Реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.
Муниципалитеты самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, ПФР России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом по электронной почте и самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.
Росреестр подчеркивает, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в отношении правообладателей ранее учтенных объектов, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей. В частности, поясняет ведомство, правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Госпошлина за государственную регистрацию возникшего до 31 января 1998 г. права гражданина на объект недвижимости не взимается.
Действие нового закона распространяется в том числе на ранее учтенные объекты недвижимости на территориях Республики Крым и города Севастополя, где действуют определенные особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Ведомство отмечает, что причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него. Это, как ранее поясняли разработчики рассматриваемого закона, затрагивает интересы как самих правообладателей, так и государства, поскольку отсутствие соответствующих сведений препятствует уплате имущественных налогов.
Росреестр разъяснил, как будет действовать закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Процедура реализации закона
Реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.
Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.
Информация для правообладателей ранее учтенных объектов
Правообладателям ранее учтенных объектов необходимо понимать, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.
Наоборот, наличие таких сведений в ЕГРН обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести в ЕГРН контактные данные правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса). Это позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.
При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 права на объект недвижимости, не взимается.
Ранее учтенными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Причиной отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него.
Действие нового закона в том числе распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости на территориях Республики Крым и города Севастополя, где действуют определенные особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений.
Органы госвласти и местного самоуправления будут выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
После этого сведения о правообладателях внесут в реестр недвижимости. Но что делать, если вас приняли за собственника, только это не так?
Какие объекты недвижимости признаются ранее учтенными?
К таковым относятся две категории объектов:
Такие объекты недвижимости из-за неполноты имеющихся данных трудно идентифицировать. Это касается, например, земельных участков, поставленных на учет без описания границ. То же самое относится и к правообладателям этих объектов. Даже если права на ранее учтенный объект зарегистрированы в ЕГРН, часто о собственнике объекта можно узнать только его фамилию, имя и отчество. При отсутствии иных данных (дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя, и т.д.) действительного правообладателя объектов невозможно достоверно установить. Государственная регистрация прав и кадастровый учет объектов недвижимости осуществляются по желанию правообладателей, поэтому обязать их внести в реестр соответствующие сведения нельзя.
Сведения о правообладателях внесут в ЕГРН, даже если они не просили об этом?
Согласно новым правилам органы исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также органы местного самоуправления (местная администрация) будут проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и объектов, которые могут быть признаны ранее учтенными. Данные органы вправе обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) за внесением сведений о правообладателях в ЕГРН. При этом в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и Севастополя, указанные мероприятия проводятся в том случае, если документы на объекты были оформлены до 1 апреля 2014 г.
Новые нормы не требуют каких-либо действий от правообладателей, все функции возложены на органы власти. Но правообладатели вправе самостоятельно обратиться в Росреестр для внесения сведений о ранее учтенных объектах и регистрации своих прав на такие объекты.
Что даст выявление правообладателей?
Основной целью реформы можно назвать создание достоверной базы данных о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, доступной широкому кругу лиц. Чтобы получить информацию, достаточно будет заказать выписку из ЕГРН в отношении ранее учтенного объекта.
Возможность выявления правообладателей ранее учтенных объектов важна как для государства, поскольку позволит расширить круг налогоплательщиков, так и для граждан и других участников гражданского оборота, поскольку поможет, например, разыскать имущество должника, упростить оформление наследства в отношении ранее учтенных объектов и т.д.
Как будут выявлять правообладателей?
Проведение мероприятий по выявлению правообладателей можно разделить на несколько этапов.
1. Сбор информации.
Уполномоченный орган анализирует данные из архивов. Для этого он наделен правом запрашивать информацию в органах и организациях, ранее осуществлявших учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (например, в архивах органов БТИ, земельных комитетов местной администрации и т.д.), у нотариусов, в органах МВД, ЗАГС, Пенсионном фонде РФ, налоговых органах и пр. Если полученная информация противоречива, то дальнейшие мероприятия до появления новых данных не проводятся. Также сведения о ранее учтенных объектах могут быть представлены их правообладателями и другими заинтересованными лицами (например, собственник земельного участка может сообщить о ранее учтенном здании на его территории).
В отношении ранее учтенных зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства уполномоченным органом проводятся осмотры. Если натурный осмотр показал, что объект прекратил свое существование, уполномоченный орган вправе обратиться за снятием его с учета.
Если ранее учтенным объектом является земельный участок, то при необходимости уполномоченный орган вправе инициировать проведение кадастровых работ по установлению границ такого участка и внесение сведений о его границах в государственный кадастр недвижимости (при условии, что от правообладателя участка не поступили возражения).
2. Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, его опубликование и направление правообладателю.
Проект размещается на сайте города федерального значения или муниципального образования, а также направляется предполагаемому правообладателю. Предполагаемый правообладатель или иные заинтересованные лица (например, его наследники) в течение 30 дней со дня получения проекта вправе направить свои письменные возражения с приложением документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта. В этом случае решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается. Обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе уполномоченный орган сможет не ранее чем через 1 год.
3. Принятие решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и внесение в ЕГРН сведений об объекте и его правообладателе.
Если в течение 45 дней со дня получения письма правообладателем в уполномоченный орган не поступят возражения, принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, информация вносится в ЕГРН, правообладателю направляется уведомление.
К чему приведет выявление правообладателей по новым правилам?
Можно ожидать, что после проведения указанных выше мероприятий из ЕГРН исключат информацию о несуществующих объектах недвижимости, а сведения о существующих объектах и их правообладателях будут проверены и дополнены, что положительно скажется на гражданском обороте.
Безусловно, результаты введения новых правил во многом будут зависеть от уполномоченных органов. При этом в самом механизме выявления правообладателей можно усмотреть недостатки.
Во-первых, реализация мероприятий полностью возложена на органы местного самоуправления, которые не вполне знакомы с системой регистрации и учета прав на объекты недвижимости. Например, законодатель поручает им проводить осмотры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства для установления существования этих объектов. Тем не менее на практике вопрос о том, прекратил ли объект существование, может быть довольно сложным и требующим специальных знаний. Особенно это касается объектов незавершенного строительства. Представляется, что в осмотрах должны участвовать кадастровые инженеры. В этом случае процесс станет менее оперативным, но будут исключены проблемы в будущем.
Во-вторых, вопросы вызывает процесс уведомления правообладателей. На практике они редко обращаются к сайту местной администрации, а иногда даже не получают почту по адресу регистрации. Поэтому процедура принятия решения о выявлении правообладателя объекта при неполучении от него возражений представляется довольно жесткой.
Учитывая важность регистрации прав на объекты недвижимости, правообладателям рекомендуется самостоятельно обратиться в Росреестр для внесения сведений о ранее учтенных объектах и регистрации своих прав на них.
(Что такое регистрация права на участок, для чего она нужна и что будет, если право не зарегистрировать, – читайте в статье «Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.»).
1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статус записи об объекте недвижимости и «Особые отметки» в выписке из ЕГРН
Нам часто задают вопросы: «Что означает записи «актуальные», «актуальные незасвидетельствованые», «временные», «актуальные, ранее учтённые» и т.п. Эти записи указываются в выписке из ЕГРН разделе 1 в графе «Статус записи об объекте недвижимости».
В этой статье раскроем все существующие на сегодняшний день статусы объекта недвижимости. Итак, начнём!
Важно! Чтобы проверить статус записи на свою недвижимость — нужно заказать выписку из ЕГРН.
Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные»
Статус «актуальные» сведения означает, что данные кадастрового учёта действительны на сегодняшний день, с кадастровым учетом недвижимости всё в порядке.
Что с этим делать?
Ответ: ничего, с недвижимостью всё в порядке.
Актуальные ранее учтённые
Запись «актуальные, ранее учтённые» ставятся объектам недвижимости, которые ранее были учтены в ГКН (государственном кадастре недвижимости) и имели статус «ранее учтенные», а потом были перенесены в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
Справка: С 1 января 2017 г. вместо Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН) появился Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Что с этим делать?
Ответ: ничего, с недвижимостью всё нормально.
Актуальные незасвидетельствованные
Статус «актуальные незасвидетельствованные» присваиваются при несовпадении данных ЕГРП и ГКН об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения об объекте недвижимости, которые включаются в раздел ЕГРН.
Внимание: Наличие статуса «актуальные незасвидетельствованные» о характеристике объекта недвижимости в случае, когда в ЕГРН по такой характеристике отсутствует техническая ошибка, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.)
Что с этим делать?
Ответ: Нужно обратиться в МФЦ или Росреестр. Возможно, потребуется помощь кадастрового инженера, чтобы он произвёл обмеры актуальных технических данных недвижимости и составил техплан или кадастровый план. Далее потребуется написать заявление по форме, предусмотренной приложением № 2 к Приказу № 920 Минэкономразвития, в котором указывать:
Это заявление подготовит сотрудник МФЦ. Можете также подготовить его заранее по этой форме.
Временные сведения
Что с этим делать?
Ответ: до 1 марта 2022 г. обратиться в МФЦ или Росреестр и поменять статус.
Объект недвижимости снят с кадастрового учета
Эта запись говорит сама за себя. Если недвижимость снята с кадастрового учёта она перестает быть недвижимостью под тем кадастровым номером, который был ранее. Старый кадастровый номер преобразуется с новые и появляются новые объекты недвижимости.
Особые отметки: Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства
Такая запись ставится в 2-х случаях:
Что с этим делать?
Ответ: обратиться к кадастровым инженерам, чтобы провели межевание земельного участка в соответствии с нормами современного земельного законодательства.
• Чтобы заказать отчёт о недвижимости – заполните эту форму
Актуальные ранее учтенные что это значит квартира
29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Процедура реализации закона
Реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.
Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.
Информация для правообладателей ранее учтенных объектов
Правообладателям ранее учтенных объектов необходимо понимать, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.
Наоборот, наличие таких сведений в ЕГРН обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести в ЕГРН контактные данные правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса). Это позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.
При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 права на объект недвижимости, не взимается.
Ранее учтенными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Причиной отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него.
Действие нового закона в том числе распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости на территориях Республики Крым и города Севастополя, где действуют определенные особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений.