акунин черный город что дальше

К вопросу о смерти Фандорина

Уже не первый день на ФЛ и в ЖЖ Бориса Акунина читаю сетования по поводу смерти Эраста Фандорина в романе «Чёрный город». Немного удивляет, что настолько много людей поверили в то, что герой погибает. На мой взгляд упоминаний о дальнейшей судьбе Фандорина после 1914 года более чем достаточно, чтобы предположить именно такой исход.

Итак, речь идёт об этом отрывке:

Очнулся и подумал: «Стоп. Это со мной уже было. Недавно. Что за дурацкое дежавю? Только жасмином не пахнет».

Он сидел прикрученный к стулу, совсем как давеча, в страховой конторе. Правда, без подушек, и связан был гораздо основательней: не одни руки, но и колени стянуты веревками.

Перед беспомощным Фандориным появился человек, одетый в черное.

Фандорин посмотрел в сторону, чтобы не видеть в последние мгновения жизни гнусную физиономию предателя. Лучше уж глядеть на черную стену.

«Сочинить бы предсмертное стихотворение, как предписывает «сидзюцу», наука правильной смерти. Что-нибудь про черный цвет. Про то, что из такой черной комнаты совсем не жалко уходить в еще большую черноту. И кто знает – может быть, за нею сияет свет?

Нет, не успеть. Наскоро такое ответственное дело не делается. Нужно было заранее озаботиться. Еще ведь надо слоги считать.

А если без арифметики? Попросту, как получится?

Забираю душу в космос,

Возвращаю Земле взятую напрокат материю.

Спасибо, жизнь, и прощай».

Но человек в черном всё нудил что-то, мешал сосредоточиться на поэзии.

Человек в черном поднял револьвер и выстрелил связанному в голову.

Вдруг голос, очень знакомый, но уже не вспомнить чей, зашептал Фандорину на ухо сказку, под которую когда-то было так страшно засыпать: «В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме…»

Что же нам известно:

Во-первых, из «Алтын-Толобаса» мы знаем, что жена (?) Эраста Фандорина Елизавета Анатольевна в 1920 успела уехать из Крыма, будучи беременной. Речь идёт несомненно об Эрасте Фандорине, упоминаются вывезенные нефритовые чётки, работа чиновником по особым поручениям при московском градоначальнике.

На столе у отца стоял извлеченный оттуда же, из ларца, фотографический портрет умопомрачительной красоты брюнета с печальными глазами и импозантной проседью на висках. Это был дед, Эраст Петрович, персонаж во многих отношениях примечательный.

Историки-слависты встретили публикацию благосклонно, и окрыленный успехом исследователь занялся статским советником Эрастом Петровичем Фандориным, который в 80-е годы прошлого века служил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, а после, уже в качестве приватного лица, занимался расследованием всяких таинственных дел, на которые был так богат рубеж девятнадцатого и двадцатого столетий.

. а вот за то, что Елизавета Анатольевна сохранила старинные нефритовые четки (теперь уж не узнать, кому из предков принадлежавшие).

Во-вторых, на основании «Шпионского романа» мы можем предположить, что майор Октябрьский (Алексей Романов) встречался с Эрастом Фандориным во время Гражданской войны (т.к. никаких упоминаний о встрече Эраста и Фандорина и Алексея Романова до 1917 году в цикле «Смерть на брудершафт» я не нашёл):

– Нос это на ринге сломали. А фамилия у меня по месту рождения, деревня Дорино. Бабушка рассказывала, помещики такие были – Фон Дорены, что ли. От них и деревню назвали.

Октябрьский, собиравшийся прикурить, не донес спичку до папиросы.

– Как ты сказал? Фандорины?

– …Нет, ничего. – Старший майор открыл было рот, но передумал. – Ничего.

В-третьих, в «Алмазной колеснице» есть «предсказание» мастерицы нинсо Мидори (О-Юми) о том, что в следующий раз Эраст женится около шестидесяти лет:

Посмотри, какая у тебя левая бровь. Она идёт полукругом, вот так… И сверху, вот здесь, наметилась маленькая морщинка. Её пока не видно, но лет через пять она проступит.

– При чём здесь морщинка? – таял Эраст Петрович от её прикосновений.

– Она говорит о том, что тебя будет любить очень много женщин, а это мне вряд ли понравится… И ещё вот этот чуть опущенный уголок рта, он свидетельствует о том, что в следующий раз ты женишься не раньше шестидесяти.

Маленький комментарий: брак с актриссой Элизой Альтаирской-Луантэн был гражданским, считается он или нет, не известно. Но я предполагаю, что нет.

Дальнейшая предполагаемая хронология:

— 1914 год, Эраст Фандорин уже точно не участвует в расследовании убийства эрцгерцога Фердинанта.

— около 1917 года, он должен встретить свою будущую супругу (согласно предсказанию О-Юми).

— встреча с Алексеем Романовым и с высокой долей вероятности участие в совместном расследовании какого-то преступления.

— примерно в 1920 году должен успеть зачать ребёнка и пропасть (предположил бы, что как раз в 1919-1920 развернётся действие следующего романа).

Ну и когда-то Фандорин ещё должен добраться до Москвы и забрать чётки.

Как же Фандорин мог уцелеть:

— вариант Рокамболь, т.е. никаких объяснений просто не будет (не думаю, что Акунин на это пойдёт, неинтересно)

— вариант Остап Бендер, несмертельное ранение. Маловероятно. Гасым предпочитает кольт 45 калибра. «Патрон как слива. Бах! Кто стоял – лег, больше стоять не будет».

Источник

Борис Акунин «Чёрный город»

Чёрный город

Язык написания: русский

На этот раз Фандорину достался действительно серьёзный соперник. Уже с первых шагов ему удалось перехитрить сыщика. Однако теперь отделаться от Эраста Петровича будет непросто. Погоня за преступником приводит Фандорина в Баку — город нефти, Чёрный город. Тут другие законы: сотни тысяч рублей — почти не деньги, важность человека определяется уровнем нефтедобычи его компании, а обращаться в полицию не имеет смысла: «Это Баку».

Не отвернётся ли удача от Фандорина на этот раз?

Время действия — 1914 год. Эрасту Петровичу Фандорину — 58 лет.

В марте 2010 в интервью сайту fandorin.ru автор упомянул о том, что «Весь мир — театр» запланирован как дилогия и второй роман не за горами.

Нет, за время пути Скорик успел подрасти. Он, собственно, в «Театре» только запускается в качестве кинопродюсера, а развернуться должен во второй части этой театро-кинематографической дилогии.

Запись в блоге автора 28 марта 2012 года:

В произведение входит:

Обозначения: акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшециклы акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшероманы акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшеповести акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшеграфические произведения акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшерассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: очень высокий (3324 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

Доступность в электронном виде:

Многие из вас знают логическую задачку про козу, волка и капусту. При чтении «Чёрного города» возникает ощущение, что автор не роман пишет, а решает подобную головоломку. Имеется сыщик приятной наружности, развитый духовно и физически, к концу книги данный индивид должен оказаться в литературном «ящике Шрёдингера». Но выглядеть это всё должно не как авторский произвол, а как цепь трагических обстоятельств непреодолимой силы, имя которой рок, что занёс свой меч не только над героем, но и над всей старушкой Европой.

Как же писателю удалось справиться с задачей? Во-первых, благородный муж вместо того, чтобы спокойно поговорить со своей актрисой на тему, что как ты ни крути, но мы не пара, не пара, спокойно ждёт, когда та ему изменит, чтобы с лёгким сердцем идти дальше по жизни, спасая между делом мир. Во-вторых, в свои 58 лет Фандорин вдруг решил завести дневник и записывать туда всё, вплоть до деталей расследования, бросая тот, где придётся. Помните, что Жеглов говорил Шарапову про работу с документами? Вот то-то. Ну а в-третьих, Эраст Петрович Фандорин, прошедший через знакомства с Брилингом, О-Юми, Пожарским и доктором Линдтом, вдруг стал доверчив как домашний котёнок или же человек, открывающий письмо с заголовком «Вы выиграли 609.531 рубль!».

Задачу-то Борис Акунин решил. Вот только в ней оказался не тот Фандорин, которого мы всегда любили и которым по праву восхищались.

P.S. А ещё мы узнали, кто не уступит в смертоносности японским ниндзя. Это персидские евнухи!

акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальше Stalk-74, 24 сентября 2020 г.

Атмосферная половина романа в итоге сваливается в прогон текста. Особенно это заметно в конце, когда Фандорина уговаривают монархи помочь не допустить войну, а он бегает по злачным и нефтяным местам Чёрного города. Повисли к тому времени и сюжетные линии — и Дятла, который стал опереточным злодеем, и Саадат, которая стала очередной неповторимой любовью, и, главное, гочи, без которого вдруг не смог спасти мир Фандорин. Жалко, мог бы получится один из лучших романов цикла.

Ибо кавказская атмосфера, повторюсь, неплохо удалась кавказцу Чхартишвили. Конечно, она в романе лубочная, но удачно вписывающая в канву. Как грозные ассасины добавляли антураж в фильме месье Скорика, так и в тексте колоритны были и армянские маузеристы, и тюрские аборигены, которых грузин Акунин троллит новомодным словом «азербайджанцы». Кстати, те же грузины в многонациональном городе практически не упоминаются. Так, пара больших и маленьких начальников.

Последний роман цикла, который можно назвать качественным.

Предыдущий «последний роман про Эраста Петровича Фандорина». Дело происходит в грозном 1914 году, накануне глобального мирового катаклизма, однако доблестный Эраст, по версии совсем уж зарвавшегося автора, якобы обладал способностью предотвратить войну, ввиду чрезвычайного уважения к нему австрийского императора.

Для молодежи, которая знакомится с историей через Акунина, уточню, что решение о войне принимал германский император, а на мнение императора австрийского, как и на погибшего эрцгерцога, тому было абсолютно параллельно. Но это отступление.

Подытожу. Картинки автор создал хорошие, а вот сюжет — мягко говоря, природа крепко отдохнула в этот раз на авторском детище.

Роман мне показался вполне удачным – на уровне тех, которые Акунин писал до «Нефритовых чёток».

Наконец, четко сформулирована, пожалуй, главная максима всего цикла: «Благородному мужу только кажется, что у него есть выбор. На самом деле выбора никогда нет».

И когда это понимаешь – что, возможно, главное в цикле о Фандорине не детективная составляющая, а попытки ответить на вопрос, что же это за зверь-то такой – «благородный муж» – то и весь цикл может предстать в несколько ином свете.

Весьма хорош, прямо как в лучших романах о Фандорине, и финальный финт.

Финт заключается в словах Гасыма, который сформулировал главную ошибку Фандорина так: «Ты думал, я тупой дикарь. Ты относился ко мне свысока». И в этот момент понимаешь, что и мы, читатели, пойманы Акуниным в ту же самую ловушку, что и Фандорин. Мы тоже относились к Гасыму – нет, ни как к тупому дикарю – мы же толерантные люди – как к дикарю забавному, смотрели на него со снисходительной улыбкой, как на большого толстого котика.

Другими словами, Акунин поставил перед нами зеркало, из которого выглянул наш внутренний маленький националист. Хочется надеяться, что маленький.

Оглядывая ретроспективно цикл про Эраста Петровича Фандорина, я никак не могу отделаться от ощущения, что в финале «Черного города» автор поступил со своим персонажем образом циничнийшим — он его законсервировал.

Бросив Холмса в Рейхенбахский водопад, Конан Дойл пытался поставить точку в своих отношениях с литературным персонажем, затмившим личность автора. Это было негуманно по отношению к читателю, но хотя бы честно.

А Б.Ш. Акунин просто взял и поместил Эраста Петровича в криогенную камеру наших ожиданий. Если у автора будут время и желание, через несколько лет мы узнаем, кто кому выстрелил в затылок. Если дописать цикл почему-то не получиться, то всегда есть оправдание: вы что, читать не умеете? Убили Эраста Петровича выстрелом в затылок, точка. Серия окончена. По поводу сюжетных несоответствий и оборванных сюжетных линий — к Понсону дю Терраю, он объяснит.

Серия про Фандорина — грустный пример того, как на протяжении двух десятков лет достойный ретро-детективный цикл деградировал в математически рассчитанный коммерческий проект. Поначалу романы цикла искрились от авторского азарта, оживлявшего даже самые странные сюжетные конструкции. Но где-то начиная со «Статского советника» появились вопросы к главному герою, а после «Алмазной колесницы» — уже и к автору.

Далее цикл двигался на автопилоте, исключительно за счет ранее завоеванной приязни читателей. И если странность «Весь мир театр», спасая рассудок, объяснили литературным экспериментом, то «Темный город» — одна только инерция без какого-либо участия автора. Впрочем, ни когда не бывает плохо настолько, чтобы не могло стать еще хуже — «Планета вода» вовсе выглядит неким автофанфиком. Цикл обернулся лентой Мебиуса, а идеальный русский герой — пародией на себя самого.

За что так поступил с ним автор? За то, что благородство Фандорина входит в неразрешимое противоречие с либеральным догматизмом Акунина?

Так что единственным оптимистическим вариантом спасения Эраста Петровича остается, видимо, следующий: подоспевший Маса расправляется с автором и освобождает Фандорина от его произвола раз и навсегда.

За основу взят очередной исторический виток — канун первой мировой и азербайджанский-армянский конфликт. И в самую гущу южного кризиса отправляют советника по особо-важным делам Фандорина. В то время это был один из самых сложных районов империи — коррупция, махинации с нефтью, местная олигархия, революционеры на каждом шагу. Как и во многих романах, тут его встречает давний враг и ведет с ним игру в духе шахматной партии, т.е. с подставными пешками, гамбитами и т.д. Но не обманывайтесь, роман плохой. Единственное что может зацепить — это именно «фандоринская интонация», то по чему мы так скучаем, когда ждем очередную книгу Акунина. Ну и финал хорош, ничего не скажешь.

акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальше Manowar76, 15 сентября 2016 г.

ЧЁРНЫЙ ГОРОД Акунина.

Последний из непрочитанный романов про Фандорина.

ЧЁРНЫЙ ГОРОД оставил совершенно другое послевкусие, нежели ПЛАНЕТА ВОДА.

Во-первых, весьма и весьма неожиданный твист в конце. Ну никак я этого не ожидал. За весь цикл романов второй раз Акунину удалось полностью ввести меня в заблуждение. Причём на этот раз даже изящней, чем, если я не ошибаюсь, в ДЕКОРАТОРЕ.

Очень колоритно показан Баку начала 20-го века, этакий среднеазиатский Клондайк или Техас времён нефтяной лихорадки, но под российским патронажем.

Очень обаятелен Кара-Гасым, бакинский бандит-гочи, новоявленный помощник Фандорина со своей простейшей, но такой клёвой особенностью речи. Я, допустим, все реплики Гасыми читал домашним вслух. Просто прелесть!

«– Прошлый год тюрьма сидел. Браиловская замок, знаешь? Плохая место. А люди хорошие. Хотя русские, но сильно хорошие. Шесть месяцев с ними одна камера сидел. Мог тысяча раз убежать – не хотел. Сидел бы так год, два. Но начальник хотела меня Сибирь везти. Я Сибирь не хотел. Там холодно, урюк и изюм нету (я урюк и изюм сильно люблю). Мне скучно стал, я немножко камера ломал. Сбежал. Хорошие русские люди меня много полезное учили. Теперь я умный стал. Никакая шпик не найдет, никакая городовой не поймает.

Субъект был занятный. Эраст Петрович слушал его всё с большим интересом.

– Слушай, ты по-русски говоришь хорошо, только мужской и женский род все время путаешь. Это что, самое трудное?

– Зачем трудное? Хорошее слово всегда «он», плохое слово – «она». Я женщины не уважаю. Вся зло от них.

«Интересная идея. Не про женщин – про отношение к словам. Сразу видно, что человеку нравится, а что нет. Например, говоришь: «Милостивая государь, могу ли я доверять ваша честная слово?» – и собеседник сразу понимает, что надуть тебя не удастся… Господи, что за чушь лезет в голову!»»

В принципе, отличный завершающий аккорд для эпопеи о Фандорине. Несколько обесценивается тем, что после ЧЁРНОГО ГОРОДА вышел сборник ПЛАНЕТА ВОДА и планируется ещё один, на этот раз якобы совсем завершающий роман в 2018 году.

Как детектив «Чёрный город» получился на обычном для Б.Акунина уровне. Вспомним, Фандорину никогда не удаётся найти преступника с первого захода. Выпадают из этого правила только несколько небольших рассказов из «Нефритовых чёток». Во всех остальных случаях сюжет развивается примерно по одной схеме — куча ложных следов, погоня за непричастными, и озарение в самом конце. Эта схема наполнена приключениями, рассуждениями и подражаниями, ради которых и стоит читать книгу. Точно так же и на этот раз. Только в «Чёрном городе» не сыщик поймал злодея, а злодей поймал сыщика. Всё-таки разнообразие.

Интереснее всего получился образ самого Чёрного города. Если кто был в Баку, наверное, запомнил дворцы нефтепромышленников эпохи первого нефтяного бума. Те, что выстроились вдоль будущей, а ныне, полагаю, бывшей Коммунистической улицы и соседних улиц. Смотришь на эти здания и понимаешь — их обитатели не боялись никакой полиции. Они сами строили полицию, как хотели.

Истинно говорю вам, в следующей книге Эраст Петрович будет поднимать и допрашивать мертвых и передвигать предметы взглядом. Может быть немного лазера из глаз, кто знает?

С каждым десятком лет Фандорин становится все меньше похожим на человека, все больше на кибернетический организм, посланный к нам из будущего. Нередко случается, что автор начинает с графоманских мэрисьюшных упражнений и дорастает до вполне сносных рассказов. В данном случае мы наблюдаем уникальную картину — писатель перерождается в графомана-написателя фанфиков по собственным книгам!

Очень любопытный роман с интригующим началом, интересным героем.

Меня привлекла щедро и густо показанная экзотика, множество небольших, но увлекательных сведений о Баку, о проживающих в этой местности народах, о их быте, традициях, отношениях.

Сюжет в данной книге играл уже второстепенную роль. Просто листая страницы видишь эти жаркие степи, знойные улицы, серебристую воду заливов, где в местах выхода нефти вспыхивают огненные фонтанчики.

Да, скучной эту книгу не назовешь!

Не знаю, ставил ли перед собой Акунин такую задачу, но за неудачный «Весь мир театр» он достаточно реабилитировался «Черным городом»:)) По крайней мере, в моих глазах.

На мой взгляд, не самое удачное произведение мэтра. Сначала, как обычно, о плохом.

Слабой стороной романа мне показался сам сюжет, и ведущая его интрига. Увлёкшись историческим антуражем, как самоцелью романа, Акунин не находит время для более тщательной отработки сюжетной линии. А поскольку эта линия крайне сложна, получаем ряд нестыковок, и сомнительных связок, свойственных скорее творчеству Александра Бушкова, нежели Бориса Акунина. Интрига, таким образом, выходит непривычно мелковатой и неубедительной. Ход событий, будучи выстроен по привычной «акунинской» схеме, чрезмерно предсказуем.

Сильнейшей стороной романа являетя исторический колорит событий, отработанный Акуниным идеально. Сценизм, образы героев, моральные линии — всё очень цельно и по акунинский увлекательно. Проигрывая остальному творчеству мэтра, роман прочёлся с интересом и легко.

Обожаю читать романы, написанные историками по профессии. Богатая фантазия может, конечно, компенсировать отсутствие увесистой поклажи теории, но все-таки по-настоящему пропитать колоритом произведение получается только у человека, для которого закоулки истории — место обитания, а дела давно минувших дней отложены в памяти не менее ярко, чем вчерашний променад. Романы о Фандорине я, пусть не в первую очередь, но люблю именно за это. Главным магнитом эпопеи Акунина является все же сам главный герой — яркий, харизматичный, а важнее всего — не перестающий удивлять. В «Черном городе» Эраст Петрович именно таков и этого мне достаточно. Пыл и задор первых романов уже не вернуть, на смену им пришли мудрость и самокопание (хотя про старый добрый экшн никто забывать при этом не собирается, нет), но эта метаморфоза отнюдь не кажется притянутой за уши или фальшивой, а даже наоборот, ведь автор наконец сравнялся по возрасту со своим героем и теперь со спокойной совестью может предаться любимому занятию всех писателей — лепке из протагониста себя, родимого. Некоторые в процессе слишком увлекаются, но Акунин, будем надеяться, меру знает.

Что до последней сцены романа, то, выражая по этому поводу собственное мнение, я просто приведу цитату из самого произведения:

Источник

Борис Акунин «Чёрный город»

Чёрный город

Язык написания: русский

На этот раз Фандорину достался действительно серьёзный соперник. Уже с первых шагов ему удалось перехитрить сыщика. Однако теперь отделаться от Эраста Петровича будет непросто. Погоня за преступником приводит Фандорина в Баку — город нефти, Чёрный город. Тут другие законы: сотни тысяч рублей — почти не деньги, важность человека определяется уровнем нефтедобычи его компании, а обращаться в полицию не имеет смысла: «Это Баку».

Не отвернётся ли удача от Фандорина на этот раз?

Время действия — 1914 год. Эрасту Петровичу Фандорину — 58 лет.

В марте 2010 в интервью сайту fandorin.ru автор упомянул о том, что «Весь мир — театр» запланирован как дилогия и второй роман не за горами.

Нет, за время пути Скорик успел подрасти. Он, собственно, в «Театре» только запускается в качестве кинопродюсера, а развернуться должен во второй части этой театро-кинематографической дилогии.

Запись в блоге автора 28 марта 2012 года:

В произведение входит:

Обозначения: акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшециклы акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшероманы акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшеповести акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшеграфические произведения акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальшерассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: очень высокий (3324 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

Доступность в электронном виде:

Многие из вас знают логическую задачку про козу, волка и капусту. При чтении «Чёрного города» возникает ощущение, что автор не роман пишет, а решает подобную головоломку. Имеется сыщик приятной наружности, развитый духовно и физически, к концу книги данный индивид должен оказаться в литературном «ящике Шрёдингера». Но выглядеть это всё должно не как авторский произвол, а как цепь трагических обстоятельств непреодолимой силы, имя которой рок, что занёс свой меч не только над героем, но и над всей старушкой Европой.

Как же писателю удалось справиться с задачей? Во-первых, благородный муж вместо того, чтобы спокойно поговорить со своей актрисой на тему, что как ты ни крути, но мы не пара, не пара, спокойно ждёт, когда та ему изменит, чтобы с лёгким сердцем идти дальше по жизни, спасая между делом мир. Во-вторых, в свои 58 лет Фандорин вдруг решил завести дневник и записывать туда всё, вплоть до деталей расследования, бросая тот, где придётся. Помните, что Жеглов говорил Шарапову про работу с документами? Вот то-то. Ну а в-третьих, Эраст Петрович Фандорин, прошедший через знакомства с Брилингом, О-Юми, Пожарским и доктором Линдтом, вдруг стал доверчив как домашний котёнок или же человек, открывающий письмо с заголовком «Вы выиграли 609.531 рубль!».

Задачу-то Борис Акунин решил. Вот только в ней оказался не тот Фандорин, которого мы всегда любили и которым по праву восхищались.

P.S. А ещё мы узнали, кто не уступит в смертоносности японским ниндзя. Это персидские евнухи!

акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальше Stalk-74, 24 сентября 2020 г.

Атмосферная половина романа в итоге сваливается в прогон текста. Особенно это заметно в конце, когда Фандорина уговаривают монархи помочь не допустить войну, а он бегает по злачным и нефтяным местам Чёрного города. Повисли к тому времени и сюжетные линии — и Дятла, который стал опереточным злодеем, и Саадат, которая стала очередной неповторимой любовью, и, главное, гочи, без которого вдруг не смог спасти мир Фандорин. Жалко, мог бы получится один из лучших романов цикла.

Ибо кавказская атмосфера, повторюсь, неплохо удалась кавказцу Чхартишвили. Конечно, она в романе лубочная, но удачно вписывающая в канву. Как грозные ассасины добавляли антураж в фильме месье Скорика, так и в тексте колоритны были и армянские маузеристы, и тюрские аборигены, которых грузин Акунин троллит новомодным словом «азербайджанцы». Кстати, те же грузины в многонациональном городе практически не упоминаются. Так, пара больших и маленьких начальников.

Последний роман цикла, который можно назвать качественным.

Предыдущий «последний роман про Эраста Петровича Фандорина». Дело происходит в грозном 1914 году, накануне глобального мирового катаклизма, однако доблестный Эраст, по версии совсем уж зарвавшегося автора, якобы обладал способностью предотвратить войну, ввиду чрезвычайного уважения к нему австрийского императора.

Для молодежи, которая знакомится с историей через Акунина, уточню, что решение о войне принимал германский император, а на мнение императора австрийского, как и на погибшего эрцгерцога, тому было абсолютно параллельно. Но это отступление.

Подытожу. Картинки автор создал хорошие, а вот сюжет — мягко говоря, природа крепко отдохнула в этот раз на авторском детище.

Роман мне показался вполне удачным – на уровне тех, которые Акунин писал до «Нефритовых чёток».

Наконец, четко сформулирована, пожалуй, главная максима всего цикла: «Благородному мужу только кажется, что у него есть выбор. На самом деле выбора никогда нет».

И когда это понимаешь – что, возможно, главное в цикле о Фандорине не детективная составляющая, а попытки ответить на вопрос, что же это за зверь-то такой – «благородный муж» – то и весь цикл может предстать в несколько ином свете.

Весьма хорош, прямо как в лучших романах о Фандорине, и финальный финт.

Финт заключается в словах Гасыма, который сформулировал главную ошибку Фандорина так: «Ты думал, я тупой дикарь. Ты относился ко мне свысока». И в этот момент понимаешь, что и мы, читатели, пойманы Акуниным в ту же самую ловушку, что и Фандорин. Мы тоже относились к Гасыму – нет, ни как к тупому дикарю – мы же толерантные люди – как к дикарю забавному, смотрели на него со снисходительной улыбкой, как на большого толстого котика.

Другими словами, Акунин поставил перед нами зеркало, из которого выглянул наш внутренний маленький националист. Хочется надеяться, что маленький.

Оглядывая ретроспективно цикл про Эраста Петровича Фандорина, я никак не могу отделаться от ощущения, что в финале «Черного города» автор поступил со своим персонажем образом циничнийшим — он его законсервировал.

Бросив Холмса в Рейхенбахский водопад, Конан Дойл пытался поставить точку в своих отношениях с литературным персонажем, затмившим личность автора. Это было негуманно по отношению к читателю, но хотя бы честно.

А Б.Ш. Акунин просто взял и поместил Эраста Петровича в криогенную камеру наших ожиданий. Если у автора будут время и желание, через несколько лет мы узнаем, кто кому выстрелил в затылок. Если дописать цикл почему-то не получиться, то всегда есть оправдание: вы что, читать не умеете? Убили Эраста Петровича выстрелом в затылок, точка. Серия окончена. По поводу сюжетных несоответствий и оборванных сюжетных линий — к Понсону дю Терраю, он объяснит.

Серия про Фандорина — грустный пример того, как на протяжении двух десятков лет достойный ретро-детективный цикл деградировал в математически рассчитанный коммерческий проект. Поначалу романы цикла искрились от авторского азарта, оживлявшего даже самые странные сюжетные конструкции. Но где-то начиная со «Статского советника» появились вопросы к главному герою, а после «Алмазной колесницы» — уже и к автору.

Далее цикл двигался на автопилоте, исключительно за счет ранее завоеванной приязни читателей. И если странность «Весь мир театр», спасая рассудок, объяснили литературным экспериментом, то «Темный город» — одна только инерция без какого-либо участия автора. Впрочем, ни когда не бывает плохо настолько, чтобы не могло стать еще хуже — «Планета вода» вовсе выглядит неким автофанфиком. Цикл обернулся лентой Мебиуса, а идеальный русский герой — пародией на себя самого.

За что так поступил с ним автор? За то, что благородство Фандорина входит в неразрешимое противоречие с либеральным догматизмом Акунина?

Так что единственным оптимистическим вариантом спасения Эраста Петровича остается, видимо, следующий: подоспевший Маса расправляется с автором и освобождает Фандорина от его произвола раз и навсегда.

За основу взят очередной исторический виток — канун первой мировой и азербайджанский-армянский конфликт. И в самую гущу южного кризиса отправляют советника по особо-важным делам Фандорина. В то время это был один из самых сложных районов империи — коррупция, махинации с нефтью, местная олигархия, революционеры на каждом шагу. Как и во многих романах, тут его встречает давний враг и ведет с ним игру в духе шахматной партии, т.е. с подставными пешками, гамбитами и т.д. Но не обманывайтесь, роман плохой. Единственное что может зацепить — это именно «фандоринская интонация», то по чему мы так скучаем, когда ждем очередную книгу Акунина. Ну и финал хорош, ничего не скажешь.

акунин черный город что дальше. Смотреть фото акунин черный город что дальше. Смотреть картинку акунин черный город что дальше. Картинка про акунин черный город что дальше. Фото акунин черный город что дальше Manowar76, 15 сентября 2016 г.

ЧЁРНЫЙ ГОРОД Акунина.

Последний из непрочитанный романов про Фандорина.

ЧЁРНЫЙ ГОРОД оставил совершенно другое послевкусие, нежели ПЛАНЕТА ВОДА.

Во-первых, весьма и весьма неожиданный твист в конце. Ну никак я этого не ожидал. За весь цикл романов второй раз Акунину удалось полностью ввести меня в заблуждение. Причём на этот раз даже изящней, чем, если я не ошибаюсь, в ДЕКОРАТОРЕ.

Очень колоритно показан Баку начала 20-го века, этакий среднеазиатский Клондайк или Техас времён нефтяной лихорадки, но под российским патронажем.

Очень обаятелен Кара-Гасым, бакинский бандит-гочи, новоявленный помощник Фандорина со своей простейшей, но такой клёвой особенностью речи. Я, допустим, все реплики Гасыми читал домашним вслух. Просто прелесть!

«– Прошлый год тюрьма сидел. Браиловская замок, знаешь? Плохая место. А люди хорошие. Хотя русские, но сильно хорошие. Шесть месяцев с ними одна камера сидел. Мог тысяча раз убежать – не хотел. Сидел бы так год, два. Но начальник хотела меня Сибирь везти. Я Сибирь не хотел. Там холодно, урюк и изюм нету (я урюк и изюм сильно люблю). Мне скучно стал, я немножко камера ломал. Сбежал. Хорошие русские люди меня много полезное учили. Теперь я умный стал. Никакая шпик не найдет, никакая городовой не поймает.

Субъект был занятный. Эраст Петрович слушал его всё с большим интересом.

– Слушай, ты по-русски говоришь хорошо, только мужской и женский род все время путаешь. Это что, самое трудное?

– Зачем трудное? Хорошее слово всегда «он», плохое слово – «она». Я женщины не уважаю. Вся зло от них.

«Интересная идея. Не про женщин – про отношение к словам. Сразу видно, что человеку нравится, а что нет. Например, говоришь: «Милостивая государь, могу ли я доверять ваша честная слово?» – и собеседник сразу понимает, что надуть тебя не удастся… Господи, что за чушь лезет в голову!»»

В принципе, отличный завершающий аккорд для эпопеи о Фандорине. Несколько обесценивается тем, что после ЧЁРНОГО ГОРОДА вышел сборник ПЛАНЕТА ВОДА и планируется ещё один, на этот раз якобы совсем завершающий роман в 2018 году.

Как детектив «Чёрный город» получился на обычном для Б.Акунина уровне. Вспомним, Фандорину никогда не удаётся найти преступника с первого захода. Выпадают из этого правила только несколько небольших рассказов из «Нефритовых чёток». Во всех остальных случаях сюжет развивается примерно по одной схеме — куча ложных следов, погоня за непричастными, и озарение в самом конце. Эта схема наполнена приключениями, рассуждениями и подражаниями, ради которых и стоит читать книгу. Точно так же и на этот раз. Только в «Чёрном городе» не сыщик поймал злодея, а злодей поймал сыщика. Всё-таки разнообразие.

Интереснее всего получился образ самого Чёрного города. Если кто был в Баку, наверное, запомнил дворцы нефтепромышленников эпохи первого нефтяного бума. Те, что выстроились вдоль будущей, а ныне, полагаю, бывшей Коммунистической улицы и соседних улиц. Смотришь на эти здания и понимаешь — их обитатели не боялись никакой полиции. Они сами строили полицию, как хотели.

Истинно говорю вам, в следующей книге Эраст Петрович будет поднимать и допрашивать мертвых и передвигать предметы взглядом. Может быть немного лазера из глаз, кто знает?

С каждым десятком лет Фандорин становится все меньше похожим на человека, все больше на кибернетический организм, посланный к нам из будущего. Нередко случается, что автор начинает с графоманских мэрисьюшных упражнений и дорастает до вполне сносных рассказов. В данном случае мы наблюдаем уникальную картину — писатель перерождается в графомана-написателя фанфиков по собственным книгам!

Очень любопытный роман с интригующим началом, интересным героем.

Меня привлекла щедро и густо показанная экзотика, множество небольших, но увлекательных сведений о Баку, о проживающих в этой местности народах, о их быте, традициях, отношениях.

Сюжет в данной книге играл уже второстепенную роль. Просто листая страницы видишь эти жаркие степи, знойные улицы, серебристую воду заливов, где в местах выхода нефти вспыхивают огненные фонтанчики.

Да, скучной эту книгу не назовешь!

Не знаю, ставил ли перед собой Акунин такую задачу, но за неудачный «Весь мир театр» он достаточно реабилитировался «Черным городом»:)) По крайней мере, в моих глазах.

На мой взгляд, не самое удачное произведение мэтра. Сначала, как обычно, о плохом.

Слабой стороной романа мне показался сам сюжет, и ведущая его интрига. Увлёкшись историческим антуражем, как самоцелью романа, Акунин не находит время для более тщательной отработки сюжетной линии. А поскольку эта линия крайне сложна, получаем ряд нестыковок, и сомнительных связок, свойственных скорее творчеству Александра Бушкова, нежели Бориса Акунина. Интрига, таким образом, выходит непривычно мелковатой и неубедительной. Ход событий, будучи выстроен по привычной «акунинской» схеме, чрезмерно предсказуем.

Сильнейшей стороной романа являетя исторический колорит событий, отработанный Акуниным идеально. Сценизм, образы героев, моральные линии — всё очень цельно и по акунинский увлекательно. Проигрывая остальному творчеству мэтра, роман прочёлся с интересом и легко.

Обожаю читать романы, написанные историками по профессии. Богатая фантазия может, конечно, компенсировать отсутствие увесистой поклажи теории, но все-таки по-настоящему пропитать колоритом произведение получается только у человека, для которого закоулки истории — место обитания, а дела давно минувших дней отложены в памяти не менее ярко, чем вчерашний променад. Романы о Фандорине я, пусть не в первую очередь, но люблю именно за это. Главным магнитом эпопеи Акунина является все же сам главный герой — яркий, харизматичный, а важнее всего — не перестающий удивлять. В «Черном городе» Эраст Петрович именно таков и этого мне достаточно. Пыл и задор первых романов уже не вернуть, на смену им пришли мудрость и самокопание (хотя про старый добрый экшн никто забывать при этом не собирается, нет), но эта метаморфоза отнюдь не кажется притянутой за уши или фальшивой, а даже наоборот, ведь автор наконец сравнялся по возрасту со своим героем и теперь со спокойной совестью может предаться любимому занятию всех писателей — лепке из протагониста себя, родимого. Некоторые в процессе слишком увлекаются, но Акунин, будем надеяться, меру знает.

Что до последней сцены романа, то, выражая по этому поводу собственное мнение, я просто приведу цитату из самого произведения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *