акустическая дальность микрофона что это

4 мифа о «дальности» микрофона

Shure часто спрашивают: «Как далеко мой микрофон заберёт звук?» Или «Какой микрофон имеет наилучшую дальность работы?» Оба вопроса основаны на неправильном понимании того, как работают микрофоны. В этой заметке мы попытаемся развенчать миф о дальности микрофона.

Миф: микрофон «добивает» до источника, чтобы захватить звук.

Миф: направленный микрофон усиливает звуковые волны, которые приближаются спереди.

Факт: Направленный микрофон просто «отклоняет» звуки с направлений, отличных от передних. Всенаправленный микрофон «слышит» одинаково хорошо во всех направлениях. Он не отклоняет звук, так как он нечувствителен к направлению проходящей звуковой волны. Однонаправленный микрофон хорошо слышит в определенных направлениях и не очень хорошо в других. Например, кардиоидный микрофон не отклоняет звуковые волны, которые приближаются спереди; слегка «глухой» к звукам, доносящимся слева или справа; и очень «глух» к звукам, доносящимся сзади. Поэтому нам кажется, что кардиоидный микрофон усиливает звуковые волны спереди, но на самом деле он просто гораздо менее чувствительный к звуковым волнам слева, справа и сзади.

Миф: Микрофон имеет характеристики дальности, которые могут быть измерены в футах или метрах.

Миф: Принцип действия микрофона-пушки похож на работу зум-объектива камеры.

Факт: Использование пушки скорее похоже на фотографирование с объективом, обёрнутым картонной трубкой (или с применением бленды). Сфотографированное изображение не приближается, но нежелательные элементы изображения по бокам уменьшаются или удаляются. Нам кажется, что пушка приближает желаемый источник звука, потому что нежелательные звуки сбоку и сзади ослаблены. Здесь очень хочется сравнить звук со светом, но это не совсем правильно. Световые и звуковые волны имеют сходства, но гораздо больше различий. Самое важное различие заключается в длине волны. Длина волны света измеряется в миллионных долях сантиметра. Длина волны звука измеряется в сантиметрах, дециметрах и метрах. Чтобы зум-объектив был эффективным, его диаметр должен быть в сотни тысяч раз больше длины волны. Типичный зум-объектив камеры составляет около 8 см в диаметре. Но «зум-объектив» для звуковых волн (использующий такое же соотношение) должен был бы иметь диаметр в десятки и даже сотни километров! Существует акустическое устройство, называемое параболическим отражателем, которое можно комбинировать с микрофоном для удалённого считывания звука. Тем не менее, он будет ограничен нежелательным окружающим шумом. Чтобы быть эффективным на низких частотах, параболический отражатель должен иметь диаметр около двух метров. Именно чрезвычайно длинные волны делают звук таким сложным для контроля, манипулирования и фокусировки.

Источник

Разделы сайта

Направленные микрофоны: мифы и реальность.

Абалмазов Эдуард Иванович, доктор технических наук, профессор

Статья перепечатана из журнала «Системы Безопасности» №4 1996 г.

О возможностях направленных микрофонов ходят самые разные слухи. Одни искренне верят в их большое дальнодействие, называя дистанции 100, 200 и более метров, другие, наоборот, считают, что имеет место неоправданная реклама, граничащая с дезинформацией. попробуем с помощью несложных математических расчетов выяснить реальное положение вещей.

Вместо введения

Говоря о направленных микрофонах, подразумевают прежде всего ситуации акустического контроля источников звуков на открытом воздухе, когда эффектами так называемой реверберации акустических пален можно пренебречь. Для таких ситуаций решающим фактором оказывается удаленность источника звука от направленного микрофона, что приводит к значительному ослаблению уровня контролируемого звукового поля (Кроме того при большой дистанции становится заметным ослабление звука из-за разрушения пространственной когерентности поля, вследствие наличия естественных рассеивателей энергии, например средне- и крупномасштабных турбулентностей атмосферы, создающих помехи при ветре).

Так, на дистанции 100 м давление звука ослабляется на величину не менее 40 дБ (по сравнению с дистанцией 1 м), и тогда степень громкости обычного разговора в 60 дБ окажется в точке приема не более 20 дБ. Такое давление существенно меньше не только уровня реальных внешних акустических помех, но и пороговой акустической чувствительности обычных микрофонов. Итак, в отличие от обычных, направленные микрофоны должны иметь:

— высокую пороговую акустическую чувствительность как гарантию того, что ослабленный звуковой сигнал превысит уровень собственных (в основном тепловых) шумов приемника. Даже при отсутствии внешних акустических помех это является необходимым условием контроля звука на значительном расстоянии от источника;

2. Виды направленных микрофонов.

Существует по меньшей мере четыре вида направленных микрофонов:

— параболические;
— плоские акустические фазированные решетки;
— трубчатые, или микрофоны «бегущей» волны;
— градиентные.

Параболический микрофон представляет собой отражатель звука параболической формы, в фокусе которого расположен обычный (ненаправленный) микрофон. Отражатель изготавливается как из оптически непрозрачного, так и прозрачного (например, акриловая пластмасса) материала.

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это
Рис. 1 Параболический микрофон.

Величина внешнего диаметра параболического зеркала может быть от 200 до 500 мм. Принцип работы этого микрофона поясняется на рис. 1. Звуковые волны с осевого направления, отражаясь от параболического зеркала, суммируются в фазе в фокальной точке А. Возникает усиление звукового поля. Чем больше диаметр зеркала, тем большее усиление может обеспечить устройство. Если направление прихода звука не осевое, то сложение отраженных от различных частей параболического зеркала звуковых волн, приходящих в точку А, даст меньший результат, поскольку не все слагаемые будут в фазе. Ослабление тем сильнее, чем больше угол прихода звука по отношению к оси. Создается, таким образом, угловая избирательность по приему. Параболический микрофон является типичным примером высокочувствительного, но слабонаправленного микрофона.

Плоские фазированные решетки реализуют идею одновременного приема звукового поля в дискретных точках некоторой плоскости, перпендикулярной к направлению на источник звука (рис. 2). В этих точках (А1, А2, А3. ) размещаются либо микрофоны, выходные сигналы которых суммируются электрически, либо, и чаще всего, открытые торцы звуководов, например трубки достаточно малого диаметра, которые обеспечивают синфазное сложение звуковых пален от источника в некотором акустическом сумматоре.

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это
Рис. 2 Плоская фазированная решетка.

К выходу сумматора подсоединен микрофон. Если звук приходит с осевого направления, то все сигналы, распространяющиеся по звука- водам, будут в фазе, и сложение в акустическом сумматоре даст максимальный результат. Если направление на источник звука не осевое, а под некоторым углом к оси, то сигналы от разных точек приемной плоскости будут разными по фазе и результат их сложения будет меньшим. Чем больше угол прихода звука, тем сильнее его ослабление. Обычно число приемных точек Аi в таких решетках составляет несколько десятков. Конструктивно плоские фазированные решетки встраиваются либо в переднюю стенку атташе-кейса с последующим камуфляжем, либо в майку-жилет, которая надевается под пиджак или рубашку. Необходимые электронные блоки (усилитель, элементы питания, магнитофон) располагаются соответственно либо в кейсе, либо под одеждой. Таким образом, плоские фазированные решетки с камуфляжем визуально более конспиративны по сравнению с параболическим микрофоном.

Трубчатые микрофоны, или микрофоны «бегущей» волны, в отличие от параболических микрофонов и плоских акустических

решеток, принимают звук не на плоскости, а вдоль некоторой линии, совпадающей с направлением на источник звука. Принцип их действия поясняется на рис. 3.

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это
Рис. 3 Трубчатый микрофон.

Основой микрофона является звуковод в виде жесткой полой трубки диаметром 10-30 мм со специальными щелевыми отверстиями, размещенными рядами по всей длине звуковода, с круговой геометрией расположения для каждого из рядов. Очевидно, что при приеме звука с осевого направления будет происходить сложение в фазе сигналов, проникающих в звуковод через все щелевые отверстия, поскольку скорости осевого распространения звука вне трубки и внутри нее одинаковы. Когда же звук приходит под некоторым углом к оси микрофона, то это ведет к фазовому рассогласованию, так как скорость звука в трубке будет больше осевой составляющей скорости звука вне ее, вследствие чего снижается чувствительность приема. Обычно длина трубчатого микрофона от 15-230 мм до 1 м. Чем больше его длина, тем сильнее подавляются помехи с боковых и тыльного направлений.

Градиентные микрофоны высоких порядков на рынке открытых предложений практически не представлены. Исключением является градиентный микрофон первого порядка.

В отличие от фазированных приемных акустических решеток, использующих операцию сложения акустических сигналов, градиентные микрофоны основаны на операции вычитания по направлению прихода сигнала. Это ставит их априори в невыгодное положение по пороговой чувствительности, поскольку каждое вычитание ослабляет сигнал, но статистически суммирует внутренние помехи. В то же время сама по себе операция вычитания позволяет конструировать направленные системы малых размеров. Простейшим градиентным направленным микрофоном является микрофон, реализующий градиент первого порядка (рис. 4).

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это
Рис. 4 Простейший градиентный микрофон.

3. Как сравнивать и оценивать направленные микрофоны?

Основной пользовательской характеристикой направленных микрофонов является дальность их действия в конкретных условиях. Для открытого пространства и изотропных и независимых по угловым направлениям внешних акустических помех дальность действия R связана:

а) со спектральным отношением сигнал/помеха q на выходе направленного микрофона,

б) со спектральным уровнем речи Вр;

в) со спектральным уровнем внешних акустических помех Вш соотношением вида:

Входящий в формулу (1) коэффициент G направленного действия характеризует степень относительного подавления внешних акустических помех: чем он больше, тем сильнее это подавление. Теоретически он связан с нормированной диаграммой направленности микрофона F (Q, j ) соотношением вида:

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

перпендикулярной оси. Например, для трубчатого микрофона, когда

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Аналогично выводится приближенная формула для коэффициента направленного действия параболических микрофонов и фазированных плоских решеток:

при оптимальной обработке сигналов

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это
Рис. 5. Дальность действия направленного микрофона R по сравнению
с дальностью R» слышимости звука неоснащенным органом слуха.

Таковы оценки ситуаций использования направленных микрофонов в условиях открытого пространства. Но возможно применение направленных микрофонов и в закрытых помещениях, для которых обязателен учет реверберации, то есть отражений звуковых сигналов от стен помещений и предметов интерьера.

Формально в этих условиях соотношение (7) остается справедливым, если вместо G использовать приведенный коэффициент направленного действия G 0 :

4. Размышляя о будущем

Говоря о будущем данной специальной отрасли можно выделить по крайней мере три направления возможного совершенствования направленных микрофонов. G одной стороны, следует ожидать (по аналогии с адаптивной временной фильтрацией) появления приборов, способных к адаптивной пространственно-временной фильтрации акустических помех. Объективной основой таких приборов являются достижения в области цифровой многоканальной обработки данных. Вторая возможность совершенствования направленных микрофонов связана с прогрессом с области высокочувствительных акустических сенсоров, что принципиально позволяет создавать микрофоны с пороговой чувствительностью минус 10 – минус 15 дБ и предельной дальностью контроля при отсутствии внешнего шума. И, наконец, нельзя исключить появления принципиально новых направленных микрофонов, использующих нелинейные и параметрические эффекты для реализации органолептических скрытных антенн большого размера и способных обеспечивать к.н.д. 20-25 дБ и более.

Источник

ТЕСТ Активные микрофоны для систем видеонаблюдения

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что этоЗвуковая информация зачастую бывает необходима наряду с изображением от телекамер систем видеонаблюдения, так как она позволяет точнее восстановить последовательность событий, идентифицировать их участников, а также определить их намерения. Наличие звукового канала нередко позволяет получить информацию о событиях, не попавших в поле зрения камер.

Встроенными микрофонами снабжаются многие типовые телекамеры наблюдения, причем как бескорпусные модульные варианты, так и модели со встроенным или сменным объективом. Однако практически всегда эффективнее использовать микрофоны отдельно от камер. Это обусловлено тем, что оптимальные места установки камеры и микрофона принципиально различны. Камеры наблюдения (за редким исключением) располагаются на значительном расстоянии от объектов наблюдения. В помещениях они чаще всего размещаются в верхней части его объема или даже под потолком. Встроенный микрофон в таких случаях попадает в зону суммирования звуков от всех источников в помещении и их максимальной реверберации, что ведет к плохой разборчивости звуков и не позволяет без специальной и сложной обработки провести селекцию их источников. При этом весьма проблематично использовать направленные системы из-за их больших размеров и высокой стоимости. Типовые телекамеры наблюдения никогда не комплектуются подобными устройствами. Существенно улучшить разборчивость и селекцию звучащих объектов позволило бы применение стереофонического микрофона, но отсутствие готовых стереофонических аудиоканалов и двух-канальных систем записи звука в видеорегистраторах делает этот метод малоприменимым

Из вышесказанного следует, что удовлетворительное качество звукового сигнала проще получить, разместив микрофон на максимально близком расстоянии от места расположения объекта наблюдения. Это обусловило широкое распространение активных микрофонов, устанавливаемых отдельно от систем видеонаблюдения. Активный микрофон предполагает по меньшей мере наличие в нем предусилителя в случае длинной линии связи и для минимизации потерь, искажений и помех.

Определяемые характеристики

Используемое оборудование

1. Звуковой генератор Г3-36А.
2. Милливольтметр В3-38
3. Милливольтметр среднеквадратичный В3-55А.
4. Электронный осциллограф С1-94
5. Мультиметр MASTECH MY-60T.
6. Громкоговоритель KEF Q35
7. Усилитель низкой частоты KENWOOD KA-7090.
8. Тюнер KENWOOD KT-2040
9. Наушники Sennheiser HD-55
10. Колонки активные Genius SP-P110
11. Блок питания стабилизированный БП-1А.

Методика испытаний

Измерения проводились при стандартных лабораторных условиях, в помещении площадью 18 м2, предназначенном для прослушивания музыкальных записей. Помещение снабжено звукопоглащающими панелями, натяжным потолком и ковровым покрытием на полу.

2. Относительная чувствительность оценивалась как различие выходного сигнала микрофонов в сравнении с сигналом в 50 мВ на частоте 1 кГц аудио-канала SK-1004, эквивалентного громкости нормального разговора на расстоянии 2-3 м от микрофона.

3. Отношение сигнал/шум определялось для максимального неискаженного значения выходного сигнала и нормированного сигнала (см. п. 2) Среднеквадратичное напряжение шума определялось при размещении микрофонов в виброизолированный и звукозащитный бокс. Характер шума контролировался осциллографом С1-94 и на слух (с помощью наушников HD-55, подключенных через усилители активных колонок SP-P110 в режиме «моно»). Для некоторых моделей потребовалась дополнительная экранировка микрофона, чтобы устранить помехи от промышленной сети.

4. Диапазон регулировки усиления определялся относительно максимального неискаженного значения выходного сигнала.

5. Глубина автоматической регулировки усиления (АРУ) определялась как диапазон изменения интенсивности звука на частоте 1 кГц при изменении выходного сигнала не более 6 дБ.

6. Максимальный выходной сигнал на номинальную нагрузку определялся путем увеличения интенсивности звука до возникновения ограничения выходного сигнала, отображаемого на экране осциллографа. Номинальная нагрузка была выбрана 47 кОм как типичное значение для звуковых входов аппаратуры видеосистем.

8. Энергопотребление определялось измерением потребляемого тока мультиметром MY-60T. Работоспособность микрофонов не проверялась в диапазоне питающих напряжений, превышающих + 10%, ввиду незначительной важности этого параметра для систем видеонаблюдения с типовым питанием 12 В.

9. Разборчивость и общее качество звука оценивалось в ходе прослушивания дикторского текста из передач радио ФМ (радиостанции «Маяк», «Радио России», «Культура»). Для контроля использовался испытательный комплект, упомянутый выше, с тюнером KT-2040.

Не проверялись ввиду неопределенности параметров такие характеристики, заявленные некоторыми производителями, как акустическая дальность и длина соединительной линии Акустическая дальность, даже при заданном отношении сигнал/шум и акустической мощности (интенсивности) источника звука сильно зависит от расположения микрофона, окружающей акустической обстановки, наличия посторонних шумов и т.д. Например, в помещении со сложной архитектурой благодаря переотражению и сложению звуковых волн можно осуществить прослушивание на значительном расстоянии, но одновременно в таком помещении могут иметься мертвые зоны в непосредственной близости от источника звука. На открытом пространстве при спокойной атмосфере отчетливо прослушивается разговор с высоты 200 м и более, но на приземной трассе в результате поглощения ландшафтом звука сделать это иногда затруднительно даже в нескольких метрах от его источника.
Длина соединительной линии на всем ее протяжении не может быть гарантирована без определения типа этой линии, а также интенсивности и характера электромагнитных помех. Некоторую информацию о способности работы микрофона на длинной линии связи дает выходное сопротивление. Во всяком случае, при выходном сопротивлении 100 Ом и менее, а также в случае квазисогласованной нагрузке (низкоомный вход) можно надеятся на минимум помех и максимальную полосу частот при передаче. При особо сложной электромагнитной обстановке целесообразно переходить на симметричные методы передачи (типовое оборудование для передачи по «витой паре») Для микрофонов серии «Шорох» производитель дает значения коэффициента нелинейных искажений в диапазоне 0,3-0,5%. По всей видимости, в этом случае приведены данные на усилительные тракты устройств. Микрофоны, как малосигнальные устройства, весьма редко нормируются по этому параметру. В особенности сомнительна целесообразность этого для речевых микрофонов. Названный параметр не проверялся, поскольку остальные звенья измерительного тракта, и особенно громкоговорители, имеют эти искажения как минимум одного порядка с упомянутыми выше.
При измерениях в микрофонах с регулировками были установлены максимальные значения параметров (усиление и глубина АРУ)

Аудиоканал бескорпусной модульной телекамеры SK-1004A

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что этоПроизводитель: SUNKWANG (концерн HUVIRON), Ю. Корея

Технические характеристики

Источник

Направленность микрофонов: как это устроено

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Содержание

Содержание

Микрофон кажется простым девайсом, пока не доходит до практики. Какой стороной его направлять на источник звука, под каким углом и на каком расстоянии? Как выбрать микрофон исходя из ситуации? Все это определяет его направленность. Из всех характеристик именно она вызывает больше всего вопросов. О ней и пойдет речь.

Вот основное, что нужно знать для выбора микрофона, подходящего ситуации:

Направленность — один из главных определяющих факторов при выборе микрофона. На сцене нужен кардиоидный, чтобы он не ловил лишнего — только вокал, для интервью подойдет двунаправленный, с записью целой группы в комнате или эмбиентных звуков типа шелеста листвы и шума дождя лучше всего справится всенаправленный. Легко запутаться, поэтому о направленности нужно рассказать подробнее.

Всенаправленные

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Первые угольные и конденсаторные микрофоны были всенаправленными. Они ловят всё вокруг в горизонтальной плоскости. Такие микрофоны по сути представляют собой очень чувствительный барометр, который состоит из коробки с тонкой диафрагмой внутри. Даже незначительное звуковое давление с любой стороны колеблет диафрагму. Речь на всенаправленные микрофоны можно писать только в хорошо заглушенном помещении, иначе вместе с голосом запишется шум авто за окном и стук соседа по трубе.

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

И все же иногда их применяют для записи вокала в студии. Благодаря своей конструкции они меньше других микрофонов восприимчивы к взрывным согласным «п» и «б», а также к завываниям ветра. Также в них отсутствует эффект приближения — большинство других микрофонов выдает больше низких частот с приближением источника звука к диафрагме. Всенаправленные же записывают одинаковый тембр на разном расстоянии.

Всенаправленные микрофоны меньше всего окрашивают звук, поэтому записанные на них сэмплы и инструменты звучат натурально и естественно. Лучше всего они подходят для записи:

Двунаправленные

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Всенаправленные микрофоны хороши для записи музыки в студии, но для радиоведущих круговая диаграмма не очень удобна. Микрофон ловит все вокруг, а должен — только речь диктора. Поэтому вскоре после релиза всенаправленных микрофонов компания RCA изобрела двунаправленный микрофон — он ловил только спереди и с тыла.

Двунаправленные микрофоны одинаково чувствительны к звукам спереди и сзади, но имеют участки абсолютной тишины по бокам. Их конструкция основана на принципе разницы давления. Диафрагма открыта с обеих сторон, а девайс определяет разницу в давлении между одной стороной и другой. Если говорить в мембрану спереди, сигнал будет с положительной полярностью, если сзади — с отрицательной. Диаграмму двунаправленного микрофона иногда называют восьмеркой.

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Такие микрофоны обычно не воспринимают звуки по сторонам — на 90 и 270 градусах.
Звук с этих позиций ложится на мембрану одновременно спереди и с тыла, получаются два одинаковых сигнала с разной полярностью, что в итоге дает ноль. Так образуется купол тишины, который удобно использовать на практике — в студии или полевых условиях. Некоторые микрофоны для видеокамер двунаправленные — так можно записать чистый звук для репортажа в сложных условиях.

Довольно узкий угол приема сигнала полезен для изоляции голоса или инструмента, окруженного другими источниками звука. Двунаправленность полезна для захвата двух источников, когда они друг напротив друга. Но стоит помнить, что на двунаправленных микрофонах сильнее, чем на других, проявляется эффект приближения. Также они очень чувствительны к взрывным согласным.

На практике такие микрофоны используются:

Кардиоидные

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

На самом деле первый двунаправленный микрофон был закрыт с тыла крышкой, а потому был как бы однонаправленным. Вскоре появился другой подход к созданию однонаправленного микрофона: в одном устройстве умещалось два капсюля — двунаправленный ленточный и всенаправленный динамический. Их диаграммы настроены так, что при объединении они усиливают друг друга спереди и взаимовычитаются сзади. Так получился настоящий кардиоидный микрофон.

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Микрофоны с кардиоидной направленностью — самые популярные и используются повсеместно:

Суперкардиоидные и гиперкардиоидные

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Суперкардиоидная диаграмма отличается узконаправленностью. По бокам ее чувствительность снижена — до 10 Дб на 90 и 270 градусах, плюс она имеет глухие участки с тыла.

Ее часто путают с гиперкардиоидной диаграммой, которая весьма похожа. Но в отличие от суперкардиоидной, гиперкардиоидная еще более узконаправленная — чувствительность по бокам снижена на 12 Дб, при этом она имеет более широкий тыловой участок приема сигнала.

Обе диаграммы хорошо прижились в микрофонах для кино. Наверняка все видели кадры со съемочной площадки, где над актером висит большой мохнатый микрофон на длинном шесте. Мохнатая оболочка — это защита от ветра, она натягивается на полый каркас, внутри которого находится микрофон типа «шотган» — в форме трубки. Их конструкция серьезно усиливает эффект прямой направленности.

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Это позволяет без лишних шумов записать голос актера с расстояния — так, чтобы микрофон не попал в кадр (хотя иногда все же попадает). Такие же монтируются на некоторые видеокамеры.

Ультранаправленными бывают также микрофоны для сцены и подкастов. Однако с ними сложнее работать, чем с обычными кардиоидными. Шотган-микрофоны и вовсе настолько чувствительны к направлению, что их сигнал нужно постоянно мониторить в наушниках, чтобы держать их по курсу источника звука.

Мультинаправленные

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Мультинаправленные микрофоны позволяют переключаться между несколькими паттернами. Обычно их делают из двух диафрагм с кардиоидной направленностью, соединенных вместе. Разные направленности достигаются комбинированием двух сигналов с разной полярностью. Поэтому дефолтный выбор будет следующим:

Встречаются и другие пресеты, но все они легко достигаются игрой с фазой и амплитудой сигнала двух диафрагм. При этом нужно помнить, что кардиоидные диафрагмы подвержены взрывным согласным и эффекту приближения. Также всенаправленный режим будет лишь имитацией всенаправленности, поскольку та основана на капсюле с другим принципом действия. Тем не менее, мультинаправленные микрофоны очень удобны и универсальны.

Стерео, бинауральные, амбисоник

Стереомикрофон представляет собой минимум две диафрагмы в одном девайсе — обычно двунаправленные или кардиоидные. Классические сочетания:

акустическая дальность микрофона что это. Смотреть фото акустическая дальность микрофона что это. Смотреть картинку акустическая дальность микрофона что это. Картинка про акустическая дальность микрофона что это. Фото акустическая дальность микрофона что это

Профессиональные стереомикрофоны используются в записи аудио для кино и игр. Они также популярны в видеоблогинге, особенно в ASMR-видео. В некоторых настольных микрофонах для подкастов и стриминга есть стереорежим, к примеру, в Blue Yeti X он реализован в сочетании X-Y.

Сочетание нескольких диафрагм используется в спикерфонах — микрофонах для конференций. Они улавливают звуки во всех направлениях, позволяя целой дюжине собеседников использовать лишь один микрофон.

Бинауральные микрофоны — особый вид стереомикрофонов. Это целая конструкция — в макет головы или ушных раковин микрофоны монтируются по всенаправленной диафрагме. Звук преломляется и отражается от макета подобно тому, как он ведет себя с живым слушателем.

В результате получается запись с феноменальным эффектом присутствия, но слушать ее нужно только в наушниках. Многие музыканты и некоторые игровые студии экспериментируют с бинауральным аудио, также на ютубе есть целые жанры с записями в этом формате.

Амбисоник — система трехмерного пространственного звука. Ее часто комбинируют с видео на 360 градусов — вместе с поворотом камеры изменяется угол восприятия источников звука в реальном времени. Это достигается записью аудио на амбисоник-микрофоны.

Они состоят из 4–8 кардиоидных диафрагм и захватывают все вокруг во всех трех плоскостях. В итоге получается несколько дорожек, которые можно микшировать с помощью специального софта, указывая лишь направление, куда смотрит виртуальный слушатель. Как и бинауральное аудио, технология амбисоник находит применение в контенте для очков виртуальной реальности.

Большинство микрофонов уязвимы к взрывным согласным и к расстоянию до мембраны. Бороться с обоими эффектами нужно с помощью поп-фильтра — это главный аксессуар к любому микрофону.

Настольные USB-микрофоны уже идут с подставкой, но для профессиональных студийных девайсов понадобится микрофонная стойка. Получить более ясный звук в неподготовленном помещении поможет акустический экран с креплением на стойку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *