алабама 68 что это одежда
Жизнь в Алабаме
Кредитная история, обязательная страховка и плавленый сыр
Наш переезд в США никогда бы не состоялся, если бы не решение моего мужа строить карьеру на Западе.
Два года мы жили на два континента: я вела дела в Москве, он — в Балтиморе. Подобную жизнь сложно назвать совместной, поэтому в августе 2016 мы с мужем и двумя детьми воссоединились на юге Алабамы.
В отличие от небольших европейских государств, Америка — совсем не однородная страна: в каждом штате своя история, этнический состав и климат. По-разному чувствует себя бизнес. По-разному стоит жизнь.
Все штаты объединены общей Конституцией, что совсем не гарантирует одинаковый уровень благосостояния населения. В стране очень неодинаковый спектр финансовых услуг и характер и размер расходов граждан. Соединенные Штаты Америки — название, очень точно отражающее суть государства: соединенные, но разные, внутри единой страны.
Мобил — третий по величине город в Алабаме. Это порт в бухте Мобил Бэй Мексиканского залива и квинтэссенция Юга. Здесь идеальный климат — не жарко и не холодно, летом в среднем 30°C, зимой где-то +15°C, иногда холодает до +2°C. Я ни разу не видела снега или даже льда на утренних лужах, а на улицу я выхожу в 7 утра.
Южане — особый народ, традиционно очень милы, гостеприимны, приветливы. Незнакомые люди в парке или кинотеатре могут похвалить мою сумочку, просто проходя мимо, сказать: «Какой у вас классный комбинезон». Симпатичная традиция: незнакомые люди могут подарить детям небольшую сладость — конфету или пакетик изюма.
Налоги
в месяц наша семья тратит на продукты
Подоходные налоги составляют треть зарплаты — 32% — и делятся на три основных: федеральный, налог штата Алабама и пенсионный. Самая высокая ставка у федерального налога — 11%. Это стандартный расход на вооружение государства, зарплату госслужащим, образование и медицину.
В пенсионный фонд идет 5%, остальное — это налоги штата Алабама и графства Мобил, которые идут на уборку улиц, вывоз мусора и прочие расходы на правопорядок и работу муниципальных служб.
Алабама входит в десятку самых недорогих для проживания штатов
При аккуратных и своевременных налоговых выплатах часть можно получить обратно. Это примерно сумма зарплаты за месяц. То есть ты вроде как получаешь 13-ю зарплату от государства, если ведешь себя как образцовый налогоплательщик. Налоговая ставка может быть снижена при наличии иждивенцев (но только если они граждане США) или усыновленных детей.
Медицина
стоит вызвать скорую помощь без медицинской страховки
Медстраховка обязательна. Без нее лечение будет гораздо дороже
Абстрактно выражаясь, мне нравится болеть в Америке — я наблюдаю безупречную работу системы. Был случай, что к нам приезжали 911. Приехали примерно через 10 минут после вызова. Пока мы ждали, перезванивал диспетчер и проверял состояние пациента, спрашивал о самочувствии, говорил, какую позу принять, что выпить. Приехали пять рослых парней. Служба 911 — универсальные солдаты: могут и пожар потушить, и котенка с дерева снять, и сделать дефибрилляцию, и принять роды. Их задача — на месте диагностировать ситуацию и вызвать при необходимости подмогу, например пожарных.
Пока едешь в машине скорой помощи, если в сознании, подписываешь на планшете согласие на реанимационные действия.
Жилье
минимальная цена аренды дома
Наш дом
Мы искали район по детским школам с самым высоким рейтингом. Нам повезло: удалось найти в таком районе новый, только что построенный дом.
Большинство недавно построенных домов не только просторны, но и очень функциональны. Как и в квартирах, гостиная, столовая и кухня — это одна большая зона. Их могут разделять небольшие функциональные перегородки, но никаких сплошных стен и дверей тут нет.
Сушильная машинка в доме обязательна. Никто не сушит белье на улице или в ванной
Отдельные комнаты — это спальни и ванные, их, как правило, 2—3 (взрослая, детская и гостевая). В доме много кладовок — у нас их четыре. Кладовки используются для хранения продуктов, бытовой техники, пляжных принадлежностей типа зонтов и шезлонгов.
штраф за не убранный вовремя мусорный ящик
Кроме стиральной, сушильной и посудомоечной машин, в доме была микроволновка (считается встроенной техникой) и подключенный к водопроводу холодильник. В дверце холодильника — фильтр воды и три режима: вода, лед кубиками и лед мелкими опилками. Можно пить воду из-под крана, можно из кулера в дверце.
Расходы на ЖКХ и связь
Траты на ЖКХ, телефон и интернет в доме с тремя спальнями следующие.
У американцев не принято проветривать жилье. В домах обычно установлены кондиционеры
У американцев не принято открывать окна, но мне не нравится идея гонять один и тот же, пусть и замороженный воздух, поэтому я фанат проветривания. В этом плане мы живем как русские — кондиционирование на режиме обогрева и открытые окна.
в месяц мы платим за домашний безлимитный интернет
Кредитная история
Это важнейший пункт в жизни жителя любого штата. Кредитная история демонстрирует благонадежность гражданина. Это его доказанная способность брать и возвращать средства.
Если у вас все стабильно с доходом и нет нужды использовать кредитную карту, машину и дом вы купили за наличку, а сигару раскуриваете стодолларовой купюрой — поздравляем, у вас отвратительная кредитная история, и вы не проявили себя как порядочный гаситель платежей.
в месяц я трачу на бензин
Карты, чеки, наличные
Как выглядит пятидолларовая купюра — я не знаю. Как и пятидесятидолларовая. Я вообще не в курсе, какие номиналы есть у купюр, потому что за полгода не держала в руках наличные, кроме банкнот по доллару. По пятницам дети в школе могут купить мороженое, вот я и выдаю им по доллару. Это все мои наличные расходы с августа прошлого года.
Всё остальное: покупки, бензин на заправках, ЖКХ, фитнес, лекарства, детский спорт — оплачивается картой либо в интернете. Даже чаевые в ресторанах списываются с карты. Официант приносит счет, в котором посчитаны три суммы чаевых: 10, 15 и 20%.
Все покупки и услуги принято оплачивать картой. Наличными вообще никто не пользуется
Ты выбираешь подходящий вариант либо пишешь свой. Можно оставить любую сумму или не оставить вообще. Эти деньги и спишутся с карты.
Другой удобный вариант оплаты — чеки. Школа часто предлагает купить униформу с символикой школы, книжки, экскурсии. Чтобы ребенок не потерял деньги и не забыл, за что именно принес оплату, мы используем чеки, это очень удобно. В чеке пишется сумма, получатель и назначение платежа, а школа чеки обналичивает.
Можно гасить кредит досрочно, без штрафов, но покупателя ничего не мотивирует на досрочную оплату. Разумеется, есть ограничения — возраст, текущие доходы, статус в стране и так далее. Кредиты не раздают направо и налево, но важнее всего пресловутая кредитная история.
Беспроцентные кредиты стимулируют покупку. Дилер выигрывает, потому что получает покупателя, банк выигрывает, потому что получает комиссию от дилера за выданный кредит. Покупатель получает авто и кредит без грабительских процентов.
Ипотека построена по такому же принципу. В цепочке «застройщик — банк — покупатель» выигрывают все. Но с учетом повышенных рисков банк всё же берёт процент по ипотеке: от 1 до 3% в зависимости от уровня вашего дохода, количества иждивенцев, возраста и прочих факторов.
Веганы здесь — двигатель прогресса. Благодаря им даже в неспециализированных магазинах продается 8 видов лука и 20 видов зелени (ботва свеклы и горчичная трава, например). Недавно я нашла «веганские яйца» — от кур, вскормленных травой, потому что веганы не едят ни мяса, ни молока, ни яиц. Еще тут много аллергиков на арахис и глютен, поэтому упаковки маркируются: Gluten free, contains peanut. У моего сына в школе нельзя приносить еду с арахисовым маслом или арахисом.
Сыр. Про него расскажу отдельно. Никакие тонкости вкуса, аромата, цвета, корочки, плесени не существуют для американского потребителя и кухни Юга США. Главное качество сыра одно — плавкость.
Главное качество хорошего сыра на Юге — плавкость
Любая еда хороша, если ее покрывает слой тянущейся, слегка подпаленной корки из расплавленного сыра. Корка должна быть как коньяк — толщиной в три пальца.
Как сэкономить на еде. Способов много. В любом продуктовом магазине есть листовки текущих распродаж и акций. Акции можно найти на сайте, там же и оформить заказ. Забрать покупки можно в любом магазине сети.
Есть и совсем неправдоподобные способы. Например, «Волмарт» практикует политику самых низких цен. Можно взять пачку печенья, показать кассиру фото такой же пачки из другого магазина, но по более низкой цене, и оплатить по цене конкурента. Звучит безумно, но так и есть.
Большинство ретейлов производят товары под собственной маркой. Например, у «Волмарта» это продукты «Сэмз Чойс», бытовая химия «Грейт Вэлью» и «Иквейт» — витамины, добавки. При нулевых затратах на маркетинг и гарантированном месте на полке товар, как правило, имеет цену значительно ниже, чем у конкурентных продуктов. Плюс ретейл имеет полную статистику продаж товаров и запускает в производство самые популярные категории.
Все товары в крупных супермаркетах — высокого качества, такие сети тщательно выбирают поставщиков. Часто указана стоимость за унцию или фунт продукта.
Известные бренды вроде «Орео», «Старбакса» или «Данона» никогда не будут продаваться со скидками, потому что на них стабильно высокий спрос. Кстати, название «Данон» в Штатах американизировали, поэтому тут оно пишется не Danone, а Dannon.
Шопинг
На любой дефект вещи при продаже обязательно укажут
Эконом-магазины. В Мобиле несколько сетей эконом-класса: «Доллар Дженерал», «Доллар Три», «Фэмили Доллар». Они меньше, чем супермаркеты, но ассортимент такой же: продукты, бытовая химия, игрушки, немного одежды и обуви. В отличие от крупных сетей, такие магазины не особо придирчивы в выборе поставщиков, поэтому тут много китайского барахла. Эконом-магазины хороши, чтобы купить ворох цветных заколочек для девочки, которая теряет их каждый день, или детские книжки-раскраски. В остальном я бы не стала покупать тут даже бумажные полотенца.
Политика возврата товара немыслима. Одежду примут после пары месяцев активного использования и вернут деньги. Знакомая купила подгузники для малыша, использовала три штуки и решила, что они не подходят — у ребенка появились раздражения. Магазин принял открытую коробку без трех подгузников и вернул полную сумму.
Школа
Система образования — одна из самых логичных, практичных и результативных структур, которые я встречала в жизни. Все наслышаны, что американцы непроходимо тупы и не могут назвать четыре стороны света. Видимо, из прекрасных школ студенты попадают в чудовищные колледжи, где превращаются в полных баранов, а может, это только в Алабаме всё так лучезарно и уникально.
Мне сложно комментировать стереотипы и монологи Задорнова, я вижу великолепно организованную и работающую систему, которая очень сильно отличается от российской в лучшую сторону. Я часто посещаю школу и вижу, как учителя общаются с детьми — уважительно, твердо и без сюсюканий.
Пятилетние дети выполняют проекты раз в месяц, и это не считая ежедневных заданий по математике, правописанию, чтению. Ученикам объясняют не только природные явления, но и общественные понятия: что такое расизм, кто такой Мартин Лютер Кинг, для чего нужны социальные профессии и как пользоваться деньгами.
Пятилетним детям в школе объясняют, что такое расизм и как пользоваться деньгами
Раз в месяц дети получают местную школьную валюту (сумма зависит от успеваемости) — на нее на школьной ярмарке можно купить сладости или игрушки.
Разное
Расизм. Мобил — небольшой город, вместе с пригородами чуть меньше полумиллиона населения. Это юг, поэтому темнокожих горожан много, точно больше половины.
Расизм в Штатах и особенно на Юге — это очень многослойная история, и рубануть однозначный вывод «есть или нет» — это поверхностно и плоско. При обсуждении людей выдается оценка личных или рабочих качеств, но не цвета кожи. Никому в голову не придет сказать: помнишь Джона, того самого, черного? Скажут: помнишь Джона, у него еще дети-двойняшки? Или Джона с такой-то улицы?
Проявление расизма на бытовом уровне не то чтобы карается законом или влечет разборки на партсобрании. Это просто проявление невоспитанности или непонимания рамок. Расистом тебя не заклеймят, но про себя отметят: товарищ берегов не видит. В некоторых глухих селениях пожилые люди могут не подать темнокожему руки. Или в магазине положить сдачу на тарелочку, а не в руку — и такое бывает.
Сексизм. В этом вопросе Америка глобально отличается от России. Сексизм порицается. Приставания жестко наказываются. Здесь я чувствую себя очень защищенной. Знаю, что нигде меня не обидят ни словом ни взглядом.
в год стоит лицензия на ведение малого бизнеса
Парковки. Все парковки бесплатны, исключение — парковки в центре города, но это всего несколько улиц. Припарковаться на них стоит 15, 25 или 30 центов в час, в зависимости от зоны. При этом запрещено парковать машину в центре больше чем на два часа.
Итоги
Что еще почитать об эмиграции
В Т—Ж вышли десятки статей о жизни в других странах. Мы собрали их на одной карте:
Мы ищем людей, которые переехали из России в другую страну. Если вы эмигрант и хотите рассказать о переезде, поисках жилья, сложностях адаптации и ценах в вашем городе — поделитесь с нами опытом.
USS Alabama (1942)
1 февраля 1940 года Заложен |
16 февраля 1942 года Спущен на воду |
16 августа 1942 года Выход на испытания |
1 июня 1962 года Выведен из боевого состава |
37970 / 44500 т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
207,1 / 32,95 / 11,0 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
4 ГТЗА Westinghouse / 135000 Главная ЭУ (тип/мощность) |
7 ТГА + 2 дизель-генератора / 7000+400 Вспомогательная ЭУ (тип/мощность) |
4 ед. Количество валов |
27,8 / 15 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
6400 / 17000 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
7319 т. Запас топлива |
Артиллерия:
9 × 406-мм/45 Mk.VI (2 носовые, 1 кормовая трёхорудийные башни)
20 × 127 мм/38 Mark 12 (10 двухорудийных башен)
Авиационная группа
2-3 двухместных гидросамолета-разведчика Vought OS2U Kingfisher
Содержание
Общие сведения
USS Alabama (ВВ-60), последний линкор типа South Dakota. Заложен 1 февраля 1940 года на военно-морской верфи в Норфолке. Проект представлял собой улучшенные линкоры типа North Carolina, с более совершенной схемой бронирования, лучшими ходовыми характеристиками и усовершенствованными электронными средствами. Внутренние системы корабля имеют более компактное размещение.
Окончание войны линкор встретил в Токийском заливе (через 3 дня после капитуляции Японии 2 сентября 1945 года).
15 октября 1945 года заслуженный корабль прошел под мостом Золотые Ворота в заливе Сан-Франциско, а 29-го прибыл к месту базирования в Сан-Педро. Там он оставался до февраля 1946 года, а затем был переведен в Сиэтл. 9 января 1947 года линкор вывели в резерв, и он числился в нем до момента исключения из списков флота 1 июня 1962 года.
16 июня 1964 года США передали старый корабль в собственность штата Алабама и 14 сентября он прибыл к месту своей последней стоянки в заливе Мобил. Сейчас линкор Alabama является центром мемориального парка и открыт для посетителей.
Постройка и испытания
USS Alabama (ВВ-60) стал последним кораблем в серии линкоров типа South Dakota. Его заложили 1 февраля 1940 года на военно-морской верфи в Норфолке. Спуск корабля на воду состоялся 16 февраля 1942 года, крестной матерью стала Генриетта Маккормик Хилл (Henrietta McCormick Hill, жена J. Lister Hill — первого сенатора от штата Алабама).
Реалии начавшейся вскоре Второй мировой войны диктовали свои правила. Новые корабли проходили испытания по ускоренному циклу. Уже в 1942 году в строй вступили сразу четыре «большие дубинки» (прозвище линкоров ВМС США) «дяди Сэма». Линкору Alabama, как и его однотипным кораблям, предстояло предстояло сыграть большую роль в морских баталиях Второй мировой войны.
USS Alabama вошел в состав флота 16 августа 1942 года. Первым командиром корабля стал кэптен Джордж Б. Уилсон (George B. Wilson). 11 ноября, после первых выходов в море и завершения испытаний, линкор отправился в свой первый учебный поход в Чесапикский залив, где экипаж осваивал новый корабль.
Описание конструкции
Энергетическая установка
Вооружение
С 1939 года ВМС США начали использовать 406-мм тяжелые бронебойные снаряды АРС (Armor Piercing Capped — бронебойный с «макаровским» наконечником) Мк.8. Благодаря огромной массе и навесной траектории они отлично пробивали палубную броню на дальних дистанциях. При этом внутрь снаряда, в полость между бронебойным и баллистическим наконечником засыпалось 0,68-1,36 кг специального вещества, окрашивающего разрыв. Это позволяло группе кораблей вести пристрелку в светлое время суток, идентифицируя именно свои попадания по разноцветным всплескам. В 1945 году разрывы USS South Dakota были синими, USS Indiana — красными, USS Massachusetts — зелеными, USS Alabama — бесцветными.
Также линкор нес 20 127-мм универсальных орудий )в 10-ти двухорудийных башнях двойного назначения ( англ. Dual purpose- DP ). Подобные орудия также использовались на эсминцах США, например, USS Farragut (DD-348).
В начале 1943 года на USS Alabama число счетверенных 40-мм автоматов увеличили до 10, а в ноябре — до 12. Число «эрликонов» к маю 1943 года достигло 60 стволов, но впоследствии было уменьшено до 52 (декабрь 1944 года).
Средства управления огнем и радиоэлектронное вооружение
Ремонты, модернизации и переоборудования
C 9 по 20 августа 1943 года корабль проходил ремонт и модернизацию на военно-морской верфи в Норфолке. Одним из пунктов модернизации была установка новейшей РЛС обнаружения воздушных целей типа SK. Однако за короткое время пребывания на верфи РЛС установить не успели, [1] поэтому командир линкора кэптен Фред Киртленд (Fred D. Kirtland) приказал просто погрузить ящики с компонентами радара на борт корабля, в надежде, что его смонтируют на военно-морской верфи в Перл-Харборе, куда кораблю было приказано срочно перейти. Однако через несколько часов после форсирования Панамского канала, когда линкор уже находился в водах Тихого океана, поступило новое указание — следовать на передовую базу в Гавана-Харбор (о. Эфате) на Новых Гебридах. Линкор прибыл туда 14 сентября. Этот передовой пункт базирования не имел никакой технической возможности для завершения монтажа РЛС. Учитывая, что монтаж антенного поста должен был происходить на высоте не менее 40 метров над уровнем моря, произвести его без соответствующего кранового оборудования было очень затруднительно. В обычных условиях подобные операции производились при помощи береговых кранов. Однако экипаж линкора справился своими силами, используя только временные крановые стрелы, укрепленные на рубке, лебедки и тали, а также мускульную силу матросов. Работы были произведены при участии плавмастерской USS Medusa, которая также ошвартовалась на Эфате.
С 12 января по 17 марта 1945 года прошел ремонт и модернизацию в Пьюджет Саунд (Бремертон).
История службы
1943 год
К моменту спуска корабля на воду (16 февраля 1942 года) битва за Атлантику была в самом разгаре и после прохождения коротки ходовых испытаний, в ходе которых экипаж осваивал оборудование и системы корабля, новый линкор отправили в Портленд (штат Мэн), где он обеспечивал прикрытие авианосца Ranger, занимавшегося противолодочным патрулированием.
После этого, в компании с USS South Dakota и пятью эсминцами, USS Alabama два месяца действовал совместно с Королевским флотом, базируясь на Скапа-Флоу (Оркнейские острова). В тот момент английские линкоры сосредотачивались для активных операций в Средиземном море, где планировался захват Сицилии. А в Норвегии все еще оставались немецкие тяжелые корабли, задача по нейтрализации которых и была возложена на USS Alabama и USS South Dakota. Они составили ядро соединения TF-22, обеспечивавшего проводку северных конвоев в Мурманск и обратно. В начале июня англо-американский флот захватил береговые объекты на Шпицбергене. В июле USS Alabama принял участие в диверсионном рейде к берегам Южной Норвегии с целью отвлечения внимания противника от Средиземного моря и Сицилии. Что касается надежд американских экипажей померяться силами с немецкими линкорами Tirpitz и Scharnhorst, то им не суждено было сбыться. Немцы не принимали вызова и оставались в своем скалистом логове.
Вскоре для линкора настала пора первых боев. Он присоединился к авианосной группе, готовящейся к захвату островов Гилберта. Операция, получившая название «Гальваник», проходила с 19 ноября по 8 декабря 1943 года. Кроме прикрытия авианосца Yorktown линкор осуществлял бомбардировку береговых укреплений и аэродромов противника. Американские морские пехотинцы с благодарностью вспоминали USS Alabama, когда обнаружили, что сделали ее 16-дюймовые снаряды с японскими бункерами на Тараве в ходе обстрела 20 декабря. Затем корабль входил в группу прикрытия авианосца Bunker Hill. 26-го сказали свое первое слово его зенитные батареи, отразившие вражеский налет.
1944 год
После захвата островов Гилберта USS Alabama перебросили на запад, чтобы 8 января 1944 года вместе с пятью другими быстроходными линкорами бомбардировать Науру. Во время обстрела линкором было израсходовано 535 снарядов главного калибра. Повреждений к этому времени корабль не имел, но для текущего ремонта был направлен на Гавайи, забрав попутно девять японских военнопленных. Проведя около недели в Жемчужной гавани, USS Alabama получил новые бортовые винты, а подводная часть корпуса была очищена и покрашена.
21 января 1944 года линкор вошел в группу новейшего авианосца Essex, которая готовилась к вторжению на Маршалловы острова. Предстояла масштабная операция. К ней привлекалось 11 авианосцев, 8 линкоров, 6 крейсеров и 36 эсминцев. Начиная с 26 января USS Alabama обстреливал аэродромы на острове Рой, на атолле Кваджелейн, склады горючего и боеприпасов на Намюре и т. д. По неприятелю было выпущено 330 16- и 1562 5-дюймовых снарядов. 4 февраля линкор ушел на Маджуро для пополнения боезапаса и краткого отдыха экипажа.
Затем 16-17 февраля были бои за Трук. USS Alabama участвовал в них в составе группы авианосца Bunker Hill. Следующей целью линкора стали Сайпан, Тиниан и Гуам. Здесь в ночь с 21 на 22 февраля корабль получил свое первое повреждение. При ведении огня по японским самолетам у одной из 5-дюймовых башен не сработал механизм отслеживания допустимого угла обстрела. В результате два снаряда поразили другую установку среднего калибра. Один из них пробил броню и взорвался внутри башни. Второй зацепил левый край башни и сдетонировал снаружи. В результате погибли 5 человек, 11 получили ранения. Тем не менее линкор остался в строю и продолжал сражаться. Проведенное позже расследование выявило производственный дефект предохранительных систем.
После завершения активных боев в этом районе корабль 26 февраля пришел на Маджуро. Некоторое время линкор был флагманом адмирала Митчера, а затем с 8 марта вошел в состав группы авианосца Lexington. Последовали бои у островов Палау, Яп, Улити и Волеан. 29 марта Алабама доподлинно уничтожила свой первый самолет.
6 апреля корабль опять посетил Маджуро для пополнения запасов, ремонта и дооснащения. Неделей позже линкор присоединился к авианосцу Enterprise. В составе соединения TF-58 USS Alabama принял участие в боевых действиях в районе Новой Гвинеи, залива Гумбольдта, в ударах по Труку, Понапе и других операциях. На Маджуро корабль вернулся 4 мая. Опять были служба вместе с «Биг Э» и подготовка к вторжению на Марианские острова. В этой операции корабль под командованием кэптена Мерфи входил в состав TG-58.7 все того же «линкорного» адмирала Ли. Кроме USS Alabama, в соединении находились два ее однотипных линкора: USS South Dakota и USS Indiana, а также линкоры USS Washinghton, USS North Carolina, USS Iowa, USS New Jersey, четыре тяжелых крейсера и 14 эсминцев.
Битва при Марианских островах
В десятом часу утра 19 июня 1944 года новейший SK-paдар USS Alabama, один из немногих на флоте, захватил воздушную цель на очень большом расстоянии. Самолеты были обнаружены в 190 милях (306 км)! Командир линкора усомнился в достоверности сообщений радиолокатора и потребовал перепроверить показания. Ответ — цель в 150 милях! Это было тут же сообщено командующему американским соединением. Адмирал Спрюэнс не поверил и приказал линкору Iowa подтвердить контакт. Около 10.00 поступило подтверждение с USS Iowa — воздушная цель в 130 милях! Через десять минут на перехват японских самолетов были подняты все имевшиеся палубные истребители.
Вклад линкора USS Alabama в успех в битве при Марианских островах трудно переоценить. Дальнее обнаружение воздушного противника локатором корабля стало исключительно важным моментом, позволившим хорошо организовать «марианскую охоту на индеек» и избежать больших потерь. Сам линкор не получил в ходе битвы никаких повреждений. После боя командующий передал по радио, так чтобы приняли все корабли: «Айова — хорошо сделано. Алабама — очень хорошо сделано».
Линейный корабль Alabama еще много дней обеспечивал охрану американских амфибийных сил в боях за Марианские острова. В июле он принял участие в операции по взятию старой базы флота США на Гуаме, захваченной японцами в начале войны. Затем линкор ушел на атолл Эниветок для получения снабжения.
С баз на Каролинах началось наступление на Филиппинский архипелаг. В сентябре в составе TF-38 USS Alabama участвовал в атаках на Себу, Лейте, Негрос и другие острова, также в операциях против центральной части Филиппин и действиях в Манильском заливе. В конце месяца линкор зашел на Сайпан для пополнения запасов, а 1 октября вернулся на Утили.
Дальше были Окинава, Пескадоры и Формоза. Затем USS Alabama опять действовал в районе Филиппинского архипелага. 14 октября линкор вошел в состав авианосной группы, нацеленной на Лусон. Атака началась четырьмя днями позже. В этих боях огнем зенитчиков USS Alabama были сбиты три самолета и один поврежден. Настала очередь Лейте. Американский десант высадился на острове 20 октября. USS Alabama прикрывал авианосцы, наносившие многочисленные удары по Себу, Негросу, Панаю, северному Минданао и Лейте.
Вскоре японцы предприняли последнее отчаянное усилие, чтобы остановить американское продвижение. Они собрали практически все силы ВМФ, которые еще у них остались. 25-26 октября японские корабли и самолеты третьего и пятого флотов, а также южной группы атаковали ВМС и амфибийные силы США. USS Alabama входил в группу авианосца Enterprise и, как обычно, надежно «закрывал» воздух в ближней зоне. Метание американских ударных соединений между проливами Суригао и Сан-Бернардино и нерешительность адмирала Куриты не позволили быстроходным линкорам померяться силами с IJN Yamato. Тем не менее для японцев сражение завершилось потерей четырех авианосцев у мыса Энганьо и кардинальным ослаблением всего флота.
После кратковременного захода в базу на Улити линкор вступил в состав группы нового АВ Hornet (типа Essex) и участвовал в ударах по Лусону и Миндоро. 30 октября Алабама опять пополнила запасы в тылу (о. Улити), а с 3 ноября постоянно находилась на переднем крае. 24-го — очередной заход на Улити. Около двух недель заняли учения, обслуживание и мелкий ремонт. Затем — снова действия в районе Филиппин.
В середине декабря между Лусоном и Улити USS Alabama застиг сильный тайфун. Утром 18-го линкор оказался в области его «глаза», где ветер достигал 80 узлов, а волны — 20-метровой высоты. Корабль выдержал удары стихии, хотя временами размах его качки доходил до 30°. Были лишь смыты за борт оба гидроплана и катер. Другим повезло меньше. Входившие в группу охранения линкора эсминцы USS Hull, Монахан и Спенс перевернулись и затонули с большими жертвами. Получили повреждения, по крайней мере, восемь авианосцев. 19 декабря шторм утих, и потрепанные корабли смогли двинуться к базам для исправления повреждений.
Рождество 1944 года USS Alabama встретил на Улити, а затем направился в Бремертон (штат Вашингтон) для ремонта и модернизации на местной верфи.
1945 год
Последний год войны корабль встретил в заводе на ремонте и модернизации, который продлился более двух месяцев (12.1-17.3.1945), включая почти 40 дней, проведенных в сухом доке (с 18 января по 25 февраля). Пройдя небольшой тренировочный курс у берегов Калифорнии, 4 апреля линкор двинулся из Сан-Диего на запад к театру завершающейся войны. 28 апреля корабль присоединился на Улити к TF-58.
В течение еще четырех месяцев американский флот вел боевые действия в районе Филиппин, Индокитая, Тайваня, Иводзимы, Окинавы и островов японской метрополии. В операцию «Айсберг» (захват Окинавы) линкор Alabama включился 9 мая, когда он оставил базу на Улити в составе группы авианосца Enterprise. Американский флот в ходе боев подвергся массовым атакам камикадзе. Немногие суда закончили эту операцию невредимыми. Среди счастливчиков оказался и USS Alabama. Его зенитчики уничтожили два самолета и повредили третий. Линкор в компании с USS Indiana и USS Massachusetts несколько раз обстреливал береговые цели. 11 июня американский контроль над островом был, наконец, установлен, и USS Alabama ушел в базу Сан-Педро в северной части залива Лейте. До того (4-5 июня) линкор еще раз угодил в жесточайший шторм. Впрочем, и на этот раз ущерб был незначительным, хотя другие корабли отделались не столь легко (30 из них были сильно повреждены). Тяжелый крейсер Pittsburgh, например, лишился носовой части.
Следующей целью стали острова японской метрополии. С 10 по 14 июля USS Alabama прикрывал авианосцы, наносившие массированные удары по Хонсю, Кюсю и Хоккайдо. Затем линкор присоединился к группе кораблей британского флота и участвовал в обстреле промышленного района в восьми милях к северо-востоку от Токио (18-19 июля).
5 сентября 1945 года USS Alabama бросил якорь в Токийском заливе, после чего в рамках операции «Мэджик Карпет» («Волшебный ковер»), принял на борт 700 демобилизованных американских солдат с Окинавы. 15 октября заслуженный корабль прошел под мостом Золотые Ворота в залив Сан-Франциско, а 29-го прибыл к месту базирования в Сан-Педро. Там USS Alabama оставался до 27 февраля 1946 года, а затем перебазировался в Сиэтл. 9 января следующего года корабль вывели в резерв, где он и числился вплоть до исключения из списков флота 1 июня 1962 года.
Алабамa сегодня
В это время многие линкоры пошли в утиль. Но USS Alabama судьба пощадила. Группа энтузиастов штата, имя которого носил корабль, организовала сбор средств для создания мемориала. Его местом был выбран залив Мобил в устье одноименной реки в Алабаме на побережье Атлантического, океана.
Стоимость работ по извлечению старого линкора из «нафталина», его транспортировке на расстояние 5600 миль и оборудованию мемориала составляла 1 млн долл. Деньги нашли интересным способом. Был создан добровольный «флот штата Алабама». Каждый из волонтеров, кто пожертвовал 100$, получал чин контр-адмирала. Вклад в 500 и 1000 долларов давал звания соответственно вице- и полного адмирала. Нужная сумма была собрана довольно быстро. Теперь в этом «флоте» только один линкор, но больше адмиралов, чем в любом другом (возможно, за исключением аналогичных «ВМС» штата Техас).
16 июня 1964 года США передали старый корабль в собственность штата Алабама. Вскоре с него удалили винты, чтобы не создавать сопротивления при буксировке, и линкор в последний раз отправился в поход. 14 сентября он достиг места своей последней стоянки. Сейчас USS Alabama является центром мемориального парка и открыт для посетителей, на которых он производит неизгладимое впечатление своей мощью.
Награды
За участие во Второй мировой войне USS Alabama удостоен 9 боевых звезд.
Командиры корабля
Корабли, носившие имя Alabama
Этот корабль в искусстве
Корабль представлен в игре World of Warships в виде трех премиум линкоров VIII уровня:
В качестве линкора Missouri использовался в съёмках фильма «В осаде».
См. также
Литература и источники информации
Литература
Ссылки
Примечания
Галерея изображений
Установка плит нижнего бронепояса USS Alabama, 16 сентября 1940 г.
Линкор USS Alabama на стапелях.
Расписание подготовки к спуску USS Alabama на воду.
Спуск USS Alabama на воду 16 февраля 1942 г.
Торжественная церемония принятия USS Alabama на службу в ВМС США 16 августа 1942 г.
Командно-дальномерные посты и радары USS Alabama.
Американские линкоры USS Alabama (на переднем плане) и Южная Дакота следуют к Маршалловым островам.
USS Alabama производит учебные стрельбы в Атлантике.
Жилые отсеки USS Alabama.
На линкоре USS Alabama: контроль главного парового котла(слева) и опреснителя в носовом отсеке(справа).
USS Alabama в камуфляже, декабрь 1942 г.
USS Alabama в Норфолке, август 1943 г.
USS Alabama в Мобил Бэй.
USS Alabama в Тихом океане, в составе TF.58.2. 1943-44 гг.