алалия рас у детей что
Дифференциальная диагностика алалии и расстройств аутистического спектра в практике логопедического сопровождения
В статье рассматривается проблема дифференциальной диагностики алалии и расстройств аутистического спектра (РАС) в процессе логопедического сопровождения. Проблема актуальна в связи с увеличением количества детей, имеющих в структуре дефекта сложный комплекс нарушений, затрудняющих постановку психологопедагогического и логопедического заключения и выбор образовательного маршрута. Поскольку алалия у детей зачастую осложняется расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения, а расстройства аутистического спектра выраженным недоразвитием речи и артикуляционной апраксией, особое значение приобретает выделение критериев, на которые логопед может ориентироваться в процессе обоснования логопедического заключения. Особое значение приобретают оценка средств невербальной коммуникации, характер эхолалии, соотношение диалогической и монологической форм связной речи, состояние просодической стороны речи. Данные критерии оказываются значимыми для других специалистов (психологов, неврологов, педагогов) и обеспечивают подбор эффективных методов и путей коррекционно-развивающей работы.
В последние десятилетия в практике логопедического сопровождения отмечается изменение контингента детей. Увеличилось количество детей, для которых характерно сочетание нескольких речевых нарушений первичного характера. Так значительный процент детей с алалией имеет смешанную ее форму моторную с сенсорным компонентом. В то же время все больше обращений с целью проведения логопедической диагностики и коррекции связано с наличием у ребенка сложной структуры дефекта, в которой нарушения речи сочетаются с другими отклонениями развития. В частности для ряда детей с расстройствами аутистического спектра характерно недоразвитие речи в сочетании с артикуляционной апраксией. Дети обеих обозначенных групп в раннем и младшем дошкольном возрасте имеют ряд сходных проявлений: не понимают или плохо понимают обращенную речь, не владеют экспрессивной речью, имеют признаки полевого поведения, склонны к агрессии и негативным эмоциональным проявлениям.
Описанные выше случаи отклоняющегося развития у детей вызывают у логопедов, психологов, неврологов ряд трудностей в определении ведущего дефекта (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте) в процессе первичной диагностики. Эти трудности определяются, во-первых, невозможностью установления контакта с ребенком за ограниченное количество времени, во-вторых, выраженными затруднениями ребенка во включении в целенаправленную деятельность. Как у детей со смешанной алалией, так и у детей с РАС к указанным выше трудностям приводят: несформированность регулирующей функции речи в связи с недоразвитием не только экспрессивной, но и импрессивной речи; дефицит функций внимания; эмоциональная лабильность; импульсивность поведения. Таким образом, дифференциальная диагностика двух указанных выше форм отклоняющегося развития становится возможна только в процессе динамической диагностики в процессе реализации коррекционно-развивающей работы. Сроки возможности получения объективной информации о ребенке зависят от его индивидуальных особенностей и возможностей. В среднем в процессе систематических занятий на протяжении одного – трех месяцев удается оценить основные критерии, значимые для дифференциальной диагностики.
Остановимся на описании тех критериев дифференциальной диагностики, качественная характеристика которых составляет профессиональную компетентность логопеда и позволяет разграничить на начальных этапах логопедического сопровождения проявления смешанной алалии и РАС.
Первым таким критерием является раннее речевое развитие ребенка. При РАС раннее речевое развитие у разных детей протекает вариативно. Отмечается и нормальное по срокам раннее речевое развитие, и задержанное, и с опережением. В большинстве случаев РАС родители говорят о наличии в раннем речевом развитии ребенка остановки с последующим регрессом речевых навыков. При алалии раннее речевое развитие (особенно переход к мелодическому лепету, накопление первоначального словаря и овладение фразой) всегда задержано.
Первые слова и фразы аутичного ребенка являются по сути эхолаличным повторением слов и фраз из мультфильмов, детских стихов и песен, компьютерных игр [1]. Такие слова и фразы не несут коммуникативной направленности и оторваны от потребностей маленького ребенка. Эхолалии ребенка с РАС практически всегда являются отсроченными во времени и носят характер аутостимуляции. В процессе логопедической работы аутичный ребенок постепенно переходит к повторению слов и фраз за логопедом, этот этап можно считать прорывом и обязательным условием для дальнейшего речевого развития, но использование слов, которые ребенок начал повторять, в целях коммуникации процесс длительный и сложный. Первые слова ребенка с алалией хоть и появляются с задержкой относительно сроков нормативного речевого развития, всегда используются в коммуникативных целях. У ребенка со смешанной сенсомотороной алалией также может наблюдаться эхолалия, но она имеет качественное отличие от эхолалии ребенка с РАС. Алалик чаще воспроизводит за взрослым слова из непосредственно воспринимаемых в данный момент фраз (или саму фразу, или вопрос) и использует их в коммуникативных целях. Такая эхолалия является следствием нарушения операций восприятия и порождения речи и компенсирует выраженные трудности ребенка в выборе и комбинировании речевых единиц.
Вторым значимым критерием является использование невербальных средств коммуникации. Дети с РАС в раннем и младшем дошкольном возрасте не используют жесты и мимику в целях коммуникации, а обучение детей данной категории кивку головой с целью выражения согласия, поворотам головы из стороны в сторону с целью выражения несогласия и указательному жесту требует длительного времени и постоянного закрепления в различных ситуациях. Дети с алалией, как правило, самостоятельно и в короткие сроки переходят к использованию не только естественных жестов, но и создают собственные изобразительные жесты с целью компенсации дефицита речевых средств. Например: ребенок с алалией хочет попросить у логопеда игрушечную овечку, но вследствие артикуляционной апраксии вместо звукоподражания «бе» воспроизводит «ме». Логопед дает ребенку игрушечную козу, ребенок в знак несогласия поворачивает головой из стороны в сторону и начинает вращательными движениями указательного пальца над головой изображать кудряшки, из чего становится понятно, что он просит овечку.
В процессе длительного логопедического сопровождения (как правило, в течение года логопедической работы) у детей, способных овладеть активной речью (дети, относящиеся к 3 и 4 группе аутичных детей по классификации О.С Никольской, и все дети с сенсомоторной алалией, не осложненной интеллектуальной недостаточностью), становится возможным оценить традиционные для логопедической диагностики критерии. Такие как: состояние словарного запаса, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, звукослоговую структура слова, просодическую сторону речи. Необходимо остановится на качественном своеобразии названных критериев у детей рассматриваемых категорий.
У детей с сенсомоторной алалией словарный запас формируется медленно, как и способность к овладению обобщающими понятиями. Дефицит словарного запаса проявляется в большом количестве словесных замен в собственных высказываниях детей [2]. Стойкие и грубые ошибки звукослогового оформления всегда характерны для детей с алалией. В словах сложного звукослогового состава дети данной категории всегда допускают больше ошибок, чем в простых словах.
Овладение грамматическим строем речи представляет выраженные трудности как для детей с РАС, так и для детей с алалией. Поэтому проследить специфические особенности каждой категории детей можно на характере допускаемых ошибок. Для обеих категорий детей характерны разнообразные аграмматизмы синтаксического и морфологического характера. Специфической же особенностью аутичных детей являются ошибки в употреблении личных местоимений и категории рода: «арбуза зеленая», «мальчик съела горькое лекарство», «Катя завязал шарф, а Дима одела сапоги». Еще одной особенностью детей с РАС является длительный период использования стереотипных фраз, являющихся эхолалиями [1].
В период овладения фразовой речью становятся очевидны и различия в использовании просодических средств речи детьми с РАС и алалией. Дети с РАС, используя стереотипные фразы, копируют интонацию, темп, ритм и даже тембр того человека, у которого данная фраза заимствована. В собственных высказываниях может отмечаться замедление или ускорение темпа речи, скандированность, повышение голоса к концу фразы. У детей с алалией, несмотря на речевые трудности в построении фраз, интонационное оформление адекватно цели высказывания.
Фонематическое восприятие у детей с РАС, как правило, не имеет грубых нарушений, в то время как у детей с сенсомоторной алалией фонематический дефект выражен в значительной степени.
У детей с РАС встречаются различные варианты нарушенного произношения (отсутствие, искажения, замены и смешения звуков), что может быть обусловлено различными причинами: позднее развитие речи, артикуляционная апраксия, нерезко выраженные нарушения тонуса артикуляционных мышц. Для детей с сенсомоторной алалией, не осложненной другими нарушениями речи (дислалия, дизартрия), в большей степени характерны замены звуков по артикуляционным и акустическим признакам, что обусловлено сочетанием артикуляционной апраксии с нарушениями фонематического восприятия [2]. Овладение связной речью также имеет специфические различия у детей с РАС и сенсомотороной алалией. Дети с РАС при достаточном уровне речевого развития способны многократно пересказывать любимые сказки или рассказы, строить монологические высказывания на аффективно значимые темы. Но такие монологи не направлены на собеседника и носят характер аутостимуляции. К гибкому диалогу такие дети не способны. У детей с алалией отмечается противоположная тенденция, диалогической формой речи эти дети овладевают значительно раньше и активно пользуются в целях общения.
Овладение полноценной монологической речью детьми с алалией, процесс, требующий длительной и систематической работы.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить следующее: дифференциальная диагностика сенсомоторной алалии и РАС бывает затруднена на этапе первичной диагностики, но динамическая оценка в процессе логопедического сопровождения качественных особенностей овладения речевыми средствами и их использования в коммуникации позволяет разграничить у детей первичную речевую недостаточность и нарушения аутистического спектра.
[1] Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 208 с.
[2] Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Е.В. Долганюк, И.И. Васильева, Е.А. Конышева, М.Е. Касаткина, Н.В. Филиппова, Е.С. Платонова. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
Ответственный за размещение материала — М.Ю.Спичак, методист
Алалия у детей — симптомы, методы коррекции и лечения
Алалия у детей – это системное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями функции речи, недостаточной степенью ее развития или полным отсутствием. При этом слух у больного не нарушен, снижение интеллектуального уровня изначально не наблюдается и может иметь вторичный характер.
Алалия должна быть дифференцирована от афазии. При афазии ребенок утрачивает речевую функцию, но ранее речь присутствовала. При алалии экспрессивная или импрессивная речь отсутствует или значительно ограничена изначально. Такое нарушение выявляется примерно у каждого сотого ребенка до 6-7 лет, у старших детей диагностируется крайне редко. Причем патология у мальчиков выявляется в два раза чаще, чем у девочек.
Алалия у детей – классификация заболевания:
Алалия у детей диагностируется с привлечением широкого круга специалистов. Это, в частности, невролог, отоларинголог, логопед и психолог. Все врачи должны специализироваться на особенности детских заболеваниях. В процессе диагностики патология дифференцируется с тугоухостью, аутизмом и некоторыми другими нарушениями. Для этого применяют такие методы:
Ранняя диагностика патологии – это залог успешности лечения, точнее, коррекции заболевания. Если выявить нарушение в 3 или 4 года, врачи дают благоприятный прогноз.
Причины и симптомы алалии у детей
Причины возникновения заболевания кроются в особенностях внутриутробного или раннего (до трех лет) развития ребенка:
Неблагоприятная обстановка в семье, неудовлетворительные социальные условия усугубляют вред, нанесенный основными этиологическими факторами.
Алалия симптомы:
Данные статистика свидетельствуют о том, что алалия моторная или сенсорная в чистом виде встречается не часто. Диагностируется преимущественно сенсомоторная форма патологии.
Коррекция и лечение детей с алалией в Хабаровске
Если у ребенка диагностирована алалия лечение должно быть комплексным. То есть включать методы психолого-медико-педагогической направленности. Применяются такие способы терапии:
В центре Неокортекс применяются самые эффективные передовые методики коррекции алалии у детей. У нас есть современное оборудование, с нами сотрудничают ведущие психологи, педагоги, врачи, реабилитологи. Применяются тщательно разработанные программы лечения.
Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки
Алалия – полное или частичное нарушение речевых функций из-за мозговых заболеваний или травм. Алалия у детей может возникнуть вследствие патологии беременности или гипоксии плода при родах, а также из-за некоторых заболеваний перенесенных самим ребенком.
При заболевании требуется ранняя диагностика алалии. Постановку диагноза ставят в 2,5-3 года, когда дети начинают активно пополнять словарный запас, склонять слова и изменять по родам. Самое оптимальное время начала занятий – четыре года.
При алалии наблюдается нарушение умственного развития ребенка. Часто оно является вторичным и вызвано неспособностью малыша общаться со сверстниками, низкого восприятия учебного материала и плохой памяти. После коррекции алалии, у детей происходит восстановление интеллекта, позволяющее обучаться по школьной программе и жить полноценной жизнью.
Симптомы алалии у детей
Симптомы алалии зависят от формы недуга.
Сенсорная алалия. При ней ребенок не различает речь, поэтому сам может произносить только простые слова, а его речь неразборчива. Для общения он использует жесты и мимику.
Моторная алалия. Ребенок слышит и понимает разговор, но сам либо не разговаривает, либо выговаривает слова тихо и невнятно.
Сенсомоторная алалия. Неспособность к пониманию речи и её воспроизведению.
Коррекция (лечение) алалии в логопедическом центре в Москве
Для того чтобы отделить алалию от других возможных заболеваний, детскому логопеду может понадобиться провести несколько сеансов с малышом. В основном 5-6 занятий, в течение которых ребенок привыкает к специалисту и занятиям, и раскрывается. Коррекция алалии начинается после диагностики заболевания, определения формы и степени недуга.
В зависимости от результатов назначается индивидуальное лечение алалии. Один из важных факторов при этом выполнение рекомендаций специалиста родителями. Без этого сложно говорить об успехе. При работе с детьми с алалией, логопед уделяет внимание не только становлению речи, но и развитию внимания, памяти, мышления.
Лечение включает занятия с логопедом-дефектологом. Они могут совмещаться с лекарственной терапией, логопедическими массажами и физиотерапией.
Дети с РАС и сенсорной алалией: как начать бороться за осмысленную речь
Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра и сенсорной алалией, признаки
Все чаще родители дошкольников сталкиваются с диагнозами «сенсорная алалия» (F80.2) и «расстройство аутистического спектра» (F84.0). Эти нарушения — одни из самых сложных в коррекции. Как признаки сенсорной алалии и РАС могут заметить родители и какая помощь в развитии речи детей в их силах? Рассказывает Надежда Алексеевна Сайфуллина, логопед, магистр в сфере дефектологического образования, ведущий специалист центра речевого развития LOGOLAND.
Каковы причины нарушений речи при сенсорной алалии и РАС? Однозначного ответа про причину возникновения расстройств аутистического спектра нет. Все исследователи отмечают генетическую природу аутизма, однако наследственность наблюдается только в 15% случаев. Тот, кто найдет причины аутизма, получит Нобелевскую премию.
Что же касается сенсорной алалии, ее основные причины — внутриутробные патологии, поражение центральной нервной системы при родах и органические поражения коры головного мозга.
Признаки сенсорной алалии и РАС у детей
Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?
Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.
Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?
Коррекция эхолалии у ребенка в домашних условиях
Многие родители приходят в отчаяние из-за отсутствия понимания речи ребенком. Как же помочь ему на начальных стадиях развития?
Старайтесь всегда демонстрировать ребенку то, что он проговаривает бессмысленно. Например, он произносит не к месту «Иди спать!». Важно именно в этот момент взять ребенка за руку, подойти к кровати и, откинув одеяло, улечься вместе с ним, проговаривая «Иди спать!».
Или ребенок вдруг произносит невпопад «Ой, упала!» — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами «Ой, упала!». Желательно все это продемонстрировать несколько раз, бросая и поднимая игрушку и проговаривая снова и снова этот процесс в точности так, как произнес это ребенок несколько секунд назад.
Важно, чтобы ваша демонстрация всего того, что будет беспорядочно проговаривать ребенок, была мгновенной. Да, это довольно изнурительно, по сто раз в день, а главное — как можно быстрее демонстрировать, показывать все, что ребенок произносит эхолалично.
Но! Это работает! Рано или поздно ребенку просто надоест по несколько раз в день смотреть, как вы проделываете одно и то же действие, «заставляя» его смотреть на это, и проделывать все действия, которые он бессмысленно перечисляет, и ребенок начнет «осекаться», начиная очередную свою фразу-эхолалию. То есть он начнет останавливать сам свое бессмысленное проговаривание, которое снова и снова вовлекает его в проделывание одного и того же действия.
Дети очень любознательны и ненавидят рутину. И понятие того, что каждая проговоренная ими фраза имеет визуальное решение, рано или поздно заставит вашего ребенка говорить только по делу.
Какие занятия нужны ребенку с РАС и сенсорной алалией
Важно помнить, что самостоятельная работа родителя с ребенком не является заменой специализированной логопедической коррекции. При возникновении специфических проявлений, описанных выше, необходимо обратиться к неврологу и логопеду. Невролог проведет необходимый комплекс диагностических исследований, а логопед установит характер речевого нарушения и составит коррекционный маршрут.
В среднем продолжительность логопедической работы с детьми с сенсорной алалией варьируется в пределах 1-2 лет. Коррекционная помощь ребенку с расстройством аутистического спектра продолжается на протяжении всего школьного обучения.
От чего зависит длительность коррекции речевого нарушения? Во-первых, от степени выраженности речевой патологии, во-вторых, от систематики посещения коррекционных занятий и, в третьих, от наличия комплексной помощи специалистов коррекционного профиля. Комплексная помощь, как правило, включает в себя занятия с логопедом, занятия с дефектологом, занятия с психологом и продолжительное наблюдение невролога с отслеживанием динамики устранения речевого нарушения.
Именно вы можете стать проводником своего ребенка в абсолютно новый мир — мир понятных ему инструкций, маминого ласкового слова и доброй отцовской похвалы.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Что такое алалия
Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.
Виды алалии
В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.
Выделяют следующие формы алалии:
Основные симптомы алалии
Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.