альбом горгород про что
«Горгород» Оксимирона: русский рэп никогда не будет прежним
Как это часто бывает с настоящими вехами, вокруг «Горгорода» немедленно образовалась цепочка конспирологических теорий: набив уже не одну тысячу комментариев, слушатели уверенно приводят аргументы (небезосновательные), что «Горгород» — на самом деле либо половина альбома, либо вообще микстейп; другие уверяют, что Оксимирон так пошутил, а настоящий LP выйдет завтра, послезавтра или в этом месяце. Полнейшая мистификация. Рэпер предстает уже не просто рэпером, а чем-то средним между Линчем и Лавкрафтом. Такого в русской эстраде не было, кажется, никогда.
При этом релиз альбома ждали не то что со скепсисом, но с легким недоверием — последний год Оксимирон последовательно делал все, чтобы отвинтить ту часть фанатского организма, что вскормлена его ранними баттл-треками и «Вечным жидом»: записался с парой крайне странных МС, сделал слащавый летний хит с белорусами и — главное — вечно оттягивал второй альбом, отстреливаясь синглами и микстейпами старых песен. Для среды, где даже самые известные артисты (ну, кроме Тимати) стабильно выпускают по лонгплею в год — жест если не нонконформистский, то, как минимум, наглый.
Мир, затаившись, ждал — а дождавшись, полетел кубарем. Оксимирон сделал то, чего от него не ожидал, кажется, никто. «Горгород» — не альбом и не набор песен, а одновременно роман, кино, видеоигра и пьеса, сделанная в аудиоформате.
Марк — некогда мятежный писатель из подпола Горгорода, ныне выбравшийся наверх: он обитает в престижном районе, объедается омарами на светских раутах, спит с красавицами и, кажется, почти не мучается писательским кризисом. За пределами же его элитного мирка раскинулось людское поле безнадежности: там грузят в черные воронки несогласных, тюрьмы переполнены, а люди за высокими стенами не видят будущего. Писатель все понимает, но своя рубашка ближе к телу — именно так он отвечает дорвавшимся до его телефона фанатам прошлого. Но стройное существование разваливается: придя через постель, а оставшись через сердце, девушка Алиса вновь заражает Марка радикальными идеями — и знаменитый писатель, вспомнив, кем он был, гонит словом массы на главного человека в Горгороде — мэра.
В самой по себе форме сюжетного альбома нет ничего нового — так раньше уже делал Кендрик Ламар в Good Kid, M.A.A.D City или, например, Смоки Мо в своем великом дебюте. Нюанс в том, что Оксимирон не просто рассказал историю — он в 11 песнях-главах замешал все. И замятинско-оруэлловскую антиутопию, и типично нуарную историю про роковую femme fatale, и рассказ про скуксившийся голос поколения, и кафкианские метания простого человека вокруг сильных мира сего. Особо внимательные (и склонные к поиску темной кошки в темной комнате), пожалуй, расслышат пару строчек про современную Россию.
Но даже в этих культурных кусках, в этих бесчисленных ящиках одного гигантского письменного стола все не так просто; в каждом кармане фига. Народ вознес Марка на трон, но так вышло случайно, более того, писатель явно труслив. Даже поддавшись обаянию Алисы, он боится, как бы чего не вышло. Поэтому мэр уже не кажется сумасшедшим тираном — люди, назначившие своим рупором лицемерного труса, непременно имеют ту власть, что заслуживают — даже если она сошла с ума и возомнила себя богом. Кстати, в оригинальном варианте вынесенной на обложке картины Брейгеля была схожая риторика: Вавилонская башня разрушилась не под перстнем господа, а из-за идиотизма и глупости самих строителей — простых людей.
Что важно, «Горгород» можно слушать и по трекам. Оксимирон всегда был заточен на коммерцию ничуть не меньше Тимати, и никогда бы не выпустил единую сорокаминутную песню. Главы, хоть и образуют единый сюжет, самодостаточны — это рассказ в рассказе. «Где нас нет» — идеальный трек для тех, чье детство было чуть сложнее, чем в советских фильмах про подростков. «Девочка п****ц» — уникальный по своей изворотливости реверанс в сторону нарастающей женской аудитории Оксимирона. «Переплетено» — выдающаяся с поэтической и музыкальной точек зрения работа, набитый мешок рифм, готовая иллюстрация терминов «ассонанс» и «аллитерация». «Кем ты стал» — подробный и универсальный список претензий любого смертного, чей кумир уже не тот.
В конце концов, это просто отличный рэп. Отдав на откуп почти весь продакшн своему португальскому битмейкеру, Оксимирон получил связку чудовищно, простите, качающих битов: можно не слушать пулеметный голос, не вникать в сюжетные хитросплетения, а просто сделать погромче — и все вокруг будет неважным.
Оксимирон задал жару сразу на всех уровнях — все та же «Девочка» спешно расползается по вконтактовским плейлистам 15-летних девиц, а писатель Михаил Идов сокрушается у себя в фейсбуке, что, мол, сейчас в рэп нагрянут всякие высоколобые, не имеющие в музыкальном анамнезе хотя бы Bad Balance.
И это прекрасно, что исполнитель, годами оттирающий от русского рэпа клеймо музыки для подъездов, плюнул на спасение репутации чужого жанра, уйдя строить свой — личную Вавилонскую башню. И, будьте уверены, Оксимирон ее закончит — и никакой бог ему не указ.
Читатели The Flow разбирают новый альбом Oxxxymiron
Новая работа Oxxxymiron «Горгород» получилась концептуальной, довольно запутанной и наполненной самыми разными отсылками. Вчера наши комментаторы потратили много сил и времени, разбирая их. Мы попытались вспомнить, какой из отечественных альбомов вызывал такое количество фанатских теорий и трактовок — и не смогли. Поэтому нам показалось интересным опубликовать здесь самые подробные «декодинги». Орфография и пунктуация — авторские.
Йау пипс, это сюжет альбома
1. Не с начала. Всё как в фильмах, когда показывают сюжет «не с начала» флешфорвард, короч. Главный герой писатель Марк в постели с Алисой. Ну а история начинается со звонка.
2. Кем ты стал. Трек от имени фаната который читает Марка с детства, всё-таки дозвонился. Доебался до Марка, мол уже не тот, зажрался.
5. Переплетено. Звонок в начале трека: Кира не может дозвониться до Марка. Говорит о том что его видели с Алисой и эти отношения могут быть опасны. Говорит не ведись на всякую изотерику к которой относится Алиса, типа «Переплетено».
Звонок: Становится понятно, что главарь «Переплетено», некий Гуру и они радикалы. Они вдохновляют Марка, который давно ничего не писал. Кира просит отстаться Марка с её ребёнком на вечер. Спеть Колыбельную, потом он мог бы дописать книгу, в тишине и покое.
6. Колыбельная. Марк поёт ребёнку колыбельную, попутно размышляя о пизеце.
7. «Полигон». Марк дописал книгу, в которой зовёт массы на революцию.
Звонок: Марк написал сильно политизированную книгу, по мнению Киры и нихуёво изменил мировозрение из-за Алисы. Кира переживает за Марка.
8. Накануне. Сцена из «Не с начала» присутствует. Марк вместе с Алисой, Марк пишет новую книгу. Затишье перед бурей.
9. Слово мэра. Звонок: Выясняется, что Марк участвует в заговоре против мэра, никто не может его найти. Кира не обнаружила Марка дома, дверь была открыта. Кира забирает рукопись («Там где нас нет»)
Трек от имени мэра. Марка привели к нему. Мэр говорит, о том, что Гуру запудрил ему мозги, и они давно с ним знакомы, раньше он был влиятельным чиновником, возможно Гуру основал оппозицию Мэру, после того как Мэр убрал его из власти. Мэр симпатизирует писателю и щадит его, даёт последний шанс. Но при условии, он не должен встречаться с Алисой. Она дочь мэра.
Звонок: Кира рада, что его опустили. Собирается прочитать книгу Марка «Где нас нет». Название говно
более подробно декодирую сюжет альбома для тех, кто не разобрал, или не расслышал:
В общем писать сначала ничего не хотел, потому как слишком много СПГС-ного лезет в голову. Но я уверен на 90%, что завтра выйдет вторая часть этой штуки. Я даже не буду сильно офигевать с того, что тут написали люди, приплетающие Лондоград, не понимающие к чему автоответчик и недоумевающе косящиеся на кавычки.
Чекните последнюю запись в инсте Scady. Вспомните все эти шуры-муры Мирона, грамотный подход, а теперь спросите себя: «Действительно ли он поедет с этим всем покорять более широкую аудиторию, плотно наевшуюся его межальбомными (читай, микстейпными) треками?». Вот и я не думаю.
А теперь, по первой части (скорее взывая к дискуссиям излагаю):
Сам визит к гуру (Переплетено) я, признаюсь, не осознал до конца, не стану лезть. Скажу лишь, что данным образом герою в определенной мере внушают некую важность его влияния на социум, ведь «всё переплетено» в этом слоёном пироге. Впишем как сопутствующие процессы в резком переходе к новым взглядам, которые очень явно сформированы в колыбельной, из которой после было изложена львиная доля идей в «Полигон».
Всё. Переворот не за горами города. Возвращаемся немного к началу, которое на самом деле «не начало». Герой осознает, что из этой заварушки вернется далеко не каждый, ровно как и места под солнцем жестко лимитрованы. Созерцая спящий город, Марк переваривает ускользающие остатки сна. На него накатывает волна вдохновения, он остервенело чёркает в тетрадь то, что после получит название «Где нас нет».
«Все говорят о том, что ты замешан в заговоре против мэра. » пока люди этого мэра выволакивают за рубаху и тянут по улицам Горгрода вверх, к самому главе нашего незадачливого писателя.
Далее верхушка этой пирамиды непонятно для чего пытается выставить себя в положительном свете. Он всячески поясняет, что покуда стадо сыто некому возмущаться, что всё вокруг замечательно (без каких либо «но»).
Плен писателя срывает все планы, восстания не случается («глянь на горизонте рассветает»). Ну и как итог мы узнаем, что Алиса является дочерью этого самого мэра.
Малость устал я это всё излагать, к тому же следом идут две самые противоречивые песни, о которых писать много и цельно уже сложно, а мало было бы кощунством. Надеюсь кто-то оценит и будет смысл тогда продолжать эту графоманию вкупе со спорами и домыслами.
Извиняюсь за оффтоп, но я думаю, что куда-более интересна концепция с Башнями и Горгоротом.
Опираясь на географию Средиземья, можно сделать вывод, что Мирон совершает некий, как он его уже обозвал, «Долгий путь домой». Этот путь он начал из Восточного Мордора, далее дошёл до Горгорота. Осмелюсь предположить, что из Горгорота, который находится на западе Мордора, он выйдет к Минас Тириту, который находится аккурат к западу от Тёмных Врат и который, кстати, зовётся Белой Башней/Городом. Тут как раз и отслеживается связь между картинами Брейгеля, что намекает на следующий альбом или на вторую часть нынешнего. Конечно, он может выйти и нескоро, но на более скорый выход намекает обложка, а так же, что альбом писался 4 года и неоднократно откладывался. Возможно он откладывался как раз из-за того, чтобы довести концепцию путешествия до ума.
И нет, я не ОксиДрочер, я просто читал Толкина.
Для всех, кто понял и не понял.
Если попытаться охарактеризовать релиз «ГОРГОРОД» одним словом, то наиболее подходящим будет слово «концептуальность». Причём всё, что в русском репэ называлось «концептуальным» до этого, теперь переходит в раздел «просто альбомы». Предвкушая гневные выкрики «оксидрочер», «пидорас» и прочее, я предлагаю сначала разобраться, есть ли реальные основания так полагать.
Алиса ведёт его к Гуру, который рассказывает Марку про то, как в мире всё переплетено, несправедливо и печально. Мировоззрение Гуру противопоставляется мировоззрению Мэра (власти). Оказывается, что Алиса и Гуру радикалы, жаждущие свергнуть власть Мэра. В главе «Колыбельная» Марк соглашается помочь своему литературному агенту: посидеть с её ребёнком. Популярный писатель поёт достаточно мрачную, но правдивую песню, как бы подгатавливая ребёнка к будущим жизненным трудностям.
Воодушевлённый речью Гуру, Марк дописывает повесть\рассказа «Полигон», пронизанный революционным духом в том смысле, что после прочтенья небезразличный человек захочет что-то изменить. В конце концов, Марк решается присоединиться к революционерам и пойти против власти Мэра «ты прочтёшь обо всём в новостях». Революция терпит неудачу, а Марк попадает в руки к Мэру. Мэр говорит о том, что толпа по своей природе хочет, чтобы ей управляли, она » благоговея, влекома к плахе, петле или колу, страху. оковам» и что если он (Мэр-власть) уйдёт, то будет только хуже. Так же мы узнаём, что радикал Гуру в прошлом сам был чиновником, а Алиса является дочерью Мэра. Мэр на первый раз простил писателя, по глупости связавшегося с плохой компанией, но, выходя из «башни из слоновой кости», помилованного Марка убивают (по всей вероятности, убивает его кто-то из «толпы», всегда ненавидящей умников и выскочек). Об Алисе нам удаётся узнать следующее: её не любили в семье, она росла страптивым ребёнком, которого не могли исправить ни профессора, ни пансионат. Отовсюду она слышала, что её отец «властный социопат». Вскоре Алиса занкомится с Гуру, увлекается революционными идеями и вступает в связь с Марком (против воли отца), но в конце «девочка ушла, предав».