альт котельная что это
«Альтернативная котельная»: как это будет работать
Подорожает ли тепло для красноярцев?
Подорожает ли тепло для красноярцев?
Что изменится с принятием «альтернативной котельной»?
Поправки в закон «О теплоснабжении» предполагают новую модель рынка тепловой энергии. А именно — отказ от ежегодного государственного регулирования тарифов организаций, входящих в систему теплоснабжения: производителей и продавцов тепла, и сетевых компаний.
Вместо этого цена на тепло будет устанавливаться по соглашению сторон в рамках предельного уровня, контролируемого государством. Этот предельный уровень будет рассчитываться по тому самому методу «альтернативной котельной»: он позволяет определить такую стоимость гигакалории, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла. Собственно, отсюда и термин — «альтернативная котельная».
«Проще говоря, „альтернативная котельная“ — это формула, которая позволяет нам рассчитать стоимость строительства некоего „виртуального“ источника тепла, и таким образом определить, во сколько нам будет обходиться его тепловая энергия. К примеру, мы хотим построить котельную для одного микрорайона: закладываем в формулу стоимость нового оборудования и котлов, рассчитанных на жилой фонд, больницу, школу и детский сад. Также забиваем в нее расходы на строительство, зарплату рабочих, стоимость земельного участка, количество дней отопительного сезона и т. д. Затем, исходя из итоговой суммы, рассчитываем стоимость одной гигакалории и сопоставляем ее с ценой гигакалории центрального источника теплоснабжения», — поясняет директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.
К слову, на сайте Минэнерго РФ уже существует так называемый «калькулятор», где каждый гражданин может посчитать стоимость конечной цены на тепло в случае перехода на «альтернативную котельную» в своем регионе.
Подорожает ли тепло для потребителя?
Расчеты, произведенные СГК совместно с Минэнерго, показали, что стоимость одной гигакалории «альтернативной котельной» в регионах Сибири будет составлять 2,3-2,6 тыс. руб. Это в два раза выше нынешних цен — 1,2-1,3 тыс. руб. Однако в СГК подчеркивают, что причин для паники нет — речь идет о предельной цене, рассчитанной по стоимости «альтернативной котельной», и это не значит, что стоимость тепла в регионах автоматически подскочит до этого уровня.
«Мы исходим из того, что нам нет необходимости продавать тепло по максимуму. Поэтому совместно с Минэнерго подготовили поправку в законодательство о том, что можем продавать тепло намного дешевле цены „альтернативной котельной“, скажем, по текущим ценам. Сейчас в законопроекте есть формулировка, которая гласит, что по соглашению между администрацией региона, города и единой теплоснабжающей организацией может быть установлена сниженная цена по отношению к цене „альтернативной котельной“.
К примеру, тепловая энергия торгуется по цене „альткотельной“ с применением коэффициента 0,7 или 0,5 в зависимости от региона. Мы понимаем, что у нас объекты уже стоят, их не надо строить заново, и с нашей стороны будет неправильно брать с потребителя плату по стоимости „альтернативной котельной“. В принципе, сейчас примерно найдена та цена, которая нас устраивает и при которой мы готовы вкладывать в систему теплоснабжения в наших регионах значительные инвестиции», — заявила Екатерина Косогова.
В Минэнерго также не прогнозируют резкого скачка цен на тепло при вводе «альтернативной котельной». Так, по данным министерства, 20% потребителей не почувствуют никаких ценовых изменений, для 40% цены вырастут на инфляцию плюс 1-2%, для 36-37% — на инфляцию плюс 4-5%, и только для 3-4% потребителей цена вырастет на 10%.
В чем необходимость «альтернативной котельной»?
Возникает естественный вопрос: если текущие тарифы устраивают участников системы теплоснабжения, более того, и в дальнейшем плата за тепло фактически не изменится, в чем необходимость перехода на новую модель ценообразования?
Как поясняют в СГК, текущий механизм формирования тарифа не дает возможности долгосрочных инвестиций. Дело в том, что по нынешнему тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает деньги в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа. Иначе говоря, законодательство сейчас не гарантирует инвесторам возврата инвестиций, что делает невозможным развитие отрасли.
«То регулирование, которое на данный момент сложилось, сдерживает наши инвестиционные возможности. Создана абсолютно нерациональная искаженная среда, которая не дает нам реализовывать длинные проекты», — констатирует основной акционер СГК Андрей Мельниченко.
При этом участники системы теплоснабжения подчеркивают, что требуют немного — единожды посчитать тариф и зафиксировать его. Именно такую возможность предоставляет схема «альтернативной котельной». При ней установленный тариф ежегодно будет изменяться только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций.
«По регионам нашего присутствия могу с уверенностью сказать — для того чтобы решить наболевшие проблемы теплоснабжения и улучшить ситуацию в этой сфере, нам не нужно как таковое повышение тарифа — тот, что есть, достаточен. Все, что нам нужно — чтобы он рос вместе с инфляцией и не более того. При этом мы принесем миллиарды инвестиций, решим застарелые проблемы, не повышая тарифов, а в некоторых случаях можем снизить действующие тарифы. Это произойдет потому, что у нас будут гарантии возврата вложенных средств. У нас будет уверенность, что тариф будет расти по инфляции, а не так, как захочется руководителю РЭК, или губернатору, или кому-то в ФАС», — заявил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов.
В Минэнерго РФ признают, что отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объем вложений в модернизацию, однако существующие механизмы управления делают ее непривлекательной для инвесторов. В то же время, как отметил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры.
По предварительным оценкам переход на «альтернативную котельную» позволит привлечь в теплоснабжение 2,5 трлн руб., увеличит ВВП не менее чем на 600 млрд руб., даст более 35 тыс. новых рабочих мест и более 800 млрд руб. налоговых отчислений.
Что думают в регионах?
Как уже было сказано, поправки в закон «О теплоснабжении» относительно «альтернативной котельной» были приняты Госдумой в первом чтении в декабре 2016 года. Ожидается, что второе чтение пройдет до осени 2017 года. Законопроектом предполагается, что переход на новую модель рынка будет добровольным — решение будут принимать региональные и муниципальные власти — и постепенным — в течение 5-10 лет.
В Минэнерго РФ говорят, что ряд регионов уже вызвались в качестве пилотных для внедрения у себя модели «альтернативной котельной». В их числе Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Алтайский край. В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил о том, что край также готов в числе первых начать отрабатывать у себя новую модель определения стоимости тепла. Он подчеркнул, что изменения должны быть направлены на то, чтобы при тех же тарифах, потребители получали лучшее качество.
«Переход на новую модель не только привлекает инвестиции, но меняет серьезно тарифную политику. Если ориентироваться на тариф преобладающего производителя энергии, не было бы никаких вопросов, тогда как на отдельных котельных тариф в три раза выше», — отметил Толоконский.
В СГК заявляют, что никаких препятствий для внедрения «альтернативной котельной» в регионах своего присутствия не видят.
«Мы прогнозируем, что успешная реализация одного проекта, предположим, в Хакасии, потянет за собой другие регионы. В том числе, Красноярск», — заметила Екатерина Косогова.
В целом, ожидается, что потребители в регионах выиграют от введения новой модели рынка тепла. Расчеты станут понятными и прозрачными, каждый покупатель сможет прогнозировать свои затраты на тепло на долгосрочный период. А в случае реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению объемов потребления у него появится возможность реальной экономии — при новой системе будет регулироваться только предельный уровень цены, при этом платеж за счет снижения объемов потребления может оказаться ниже, чем при нынешней системе тарифного регулирования.
Переход на альтернативные котельные
На законодательном уровне принят пакет документов о новом методе, по которым российским городам предлагается рассчитывать тарифы на тепло. Его неофициально называют «альтернативной котельной» (или АК). Строительство теплоснабжающих объектов законами не предусмотрено, хотя возможно.
Что такое альтернативная котельная
Новый принцип регулирования тарифов предусматривает, что вопросом будут заниматься местные органы власти. Цена будет рассчитываться исходя из того, что выгоднее: построить новый теплогенерирующий объект или продолжать пользоваться услугами существующего.
Теплоснабжающая отрасль испытывает хронический дефицит финансирования. Минэнерго считает, что требуется 2,5 трлн руб. против ежегодных 250 млрд. Инфраструктура устарела, физически изношено оборудование. Для модернизации или строительства новых объектов требуются инвесторы. Они придут, если получат государственные гарантии на возврат средств и прибыль в будущем.
Этим целям служат федеральные законы и Постановления Министерства энергетики о переходе на «альткотельные». Даже если инвестор по каким-то причинам откажется от поставок тепла в будущем, модернизированный или новый объект теплоснабжения, его инфраструктура навсегда останутся в городе и будут служить людям.
Трудно найти город без проблем с поставками тепла. Инфраструктуры изношены, везде необходимы финансы. Более ранняя модернизация потребует меньше затрат, что отразится на замедленном росте тарифов в дальнейшем.
Новая модель позволит повысить качество теплоснабжения. Она дает возможность прогнозировать деятельность вперед. Вместо решения локальных проблем, которые дают временный эффект, предусматривается работа над стратегическими вопросами.
Законодательные инициативы
Пути реформирования теплоснабжающей отрасли экономики изложены в ряде документов, среди которых:
В соответствии с законодательством на местах разрабатывают схемы теплоснабжения. После принятия закона «О теплоснабжении» обеспечение населения теплом стало органичной частью экономики страны. Проблемы остаются, но отрасль приобрела права, равные с угольной, электроэнергетической промышленностью.
На теплоснабжение стали смотреть не только как на проблемную отрасль, но и на способную в будущем принести доходы. За короткое время появилась необходимость внести некоторые коррективы в законодательную базу, касающуюся АК. Идет обсуждение вопроса среди специалистов, подготовлен законопроект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 г.».
Министерство энергетики также активно работает в этом направлении. По его инициативе предложено создать единые теплоснабжающие организации (ЕТО) на базе крупных теплогенерирующих организаций. Они должны работать по принципам «альткотельной». Контроль за деятельностью ЕТО предусмотрено усилить. Этим поручено заниматься антимонопольной службе и местным властям
Предусмотрены наказания ЕТО:
Разработаны правила перехода города на АК. Инвестор подает органу местной власти свою программу, в которой указаны пути решения проблем с теплоснабжением.
При положительном решении готовятся документы, среди которых наиболее важные касаются:
Дальше идут регламентные процедуры, необходимые для заключения окончательного соглашения.
Разница нынешних расчетов и тарифов для «альткотельной»
Теперешние тарифы формируются по методу «Затраты +». Теплопоставщик предоставляет сведения о сумме своих затрат. Их делят на количество выработанного тепла, добавляют проценты для получения прибыли.
Самые неэффективные организации с каждым годом получают все больше средств. Нет смысла заниматься модернизацией, деньги тратятся на ликвидацию аварий, локальные ремонты. Население и власть компенсируют потраченное, еще и будет прибыль. Тарифы у твердотопливных и газовых котельных намного выше, чем у ТЭЦ на электрической энергии.
В СМИ много известий об «альтернативных котельных». Специалисты особое внимание уделяют формированию тарифов по новой методике. Единого мнения о стоимости нет.
Законодательство об АТ предусматривает единую цену на тепло для всех производителей. Тариф устанавливается 1 раз, в последующем он увеличивается на уровень инфляции. Если тарифы не компенсируют затраты, нет прибыли, для ЕТО есть 2 пути: повысить эффективность или уйти с рынка. Полученные от внедрения новшеств средства разрешается использовать для инвестиций.
Существующая сегодня схема тарифообразования предусматривает ежегодный пересмотр цен. По методу АТ цены устанавливают на много лет вперед и не меняют.
В Минэнерго подсчитали, что после перехода на АТ цены на тепло отразятся на потребителях таким образом:
На сайте Минэнерго есть калькулятор, доступный для всех. Его каждый может использовать для расчета тарифов на тепло при переходе региона на АК.
Если местная власть решила перейти на режим «альткотельной», населенный пункт переносится в ценовую зону теплоснабжения, предусматривающую предельные тарифы.
Чтобы войти в ценовую зону, муниципалитет должен:
Предусмотрена возможность продавать тепло по цене ниже предельной. Между снабженцем и местной властью в таких случаях подписывается соглашение о понижающем коэффициенте.
Если установленный предельный уровень выше существующего тарифа, резкого скачка цен не будет. Их повысят постепенно на протяжении 5-10 лет согласно графику, утвержденному губернатором. При его разработке учитывается инфляция с небольшой процентной надбавкой.
До выхода на максимальные цены будет применяться понижающий коэффициент. После этого рост тарифов возможен только до уровня инфляции и не больше. Если ресурсоснабжающая организация предъявит счета с более высокими тарифами, она лишится статуса ЕТО.
«Альткотельная — это лучший вариант для всех»
О потенциальной готовности перейти на «альткотельную» в последние месяцы так или иначе заявляли три десятка больших и малых российских городов. Среди них — Казань, Екатеринбург, Самара, Оренбург, Красноярск, Новокузнецк, Пермь, Владивосток, Бийск. «Главный результат, который почувствует на себе город, — уменьшение количества аварий на теплосетях, поскольку у инвесторов появится реальный инструмент возврата сделанных инвестиций, в том числе – в современные энергоэффективные технологии. В конечном счете, это должно привести к снижению издержек и, соответственно, тарифов на тепло для потребителя», – отметил, например, в ходе подписания соглашения с губернатором Тюменской области Александром Моором генеральный директор ПАО «Фортум» Александр Чуваев.
Но, несмотря на все очевидные плюсы, и появление все большего количества заявок, о массовом переходе муниципалитетов в ценовую зону говорить пока не приходится. Более того, новая модель теплоснабжения до сих пор реально заработала всего в двух небольших сибирских муниципалитетах — моногороде Рубцовске Алтайского края с населением 144 тыс. человек, и рабочем поселке Линево в Новосибирской области, где проживают порядка 18,5 тыс. человек. В первом случае проект реализует межрегиональный энергохолдинг СГК, во втором — локальный игрок — «СибТЭК» известного в энергетике Сибири бизнесмена Корнея Гиберта. Между тем по территории России рассредоточено около 50 тыс. не связанных между собой систем теплоснабжения (СТС). Правда, порядка 40 тыс. из них – это мелкие системы, с потреблением менее 0,5 млн Гкал в год.
Вне зависимости от масштабов таких систем ключевые проблемы в них типовые – профицит тепловой мощности на объектах генерации тепла, порой чрезвычайно избыточных для муниципалитета, а также крайняя степень износа тепловых сетей (по данным Минстроя РФ, наибольший износ фиксируется в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, «сложная ситуация с коммунальной инфраструктурой сложилась в регионах Сибири, особенно в Красноярском крае и Томской области, и в ряде территория ДФО). «Замена сетей проходит в объеме один процент в год. Это значит, что мы за 100 лет поменяем наши сети, а они рассчитаны на 25 лет. Ситуация очень серьезная и она требует решения», — рассказывает губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Почему же «альткотельная», которая вроде бы и является таким решением, внедряется столь медленно?
Алтайский пионер
До сих пор в России господствует лишь одна модель формирования тепловых тарифов — на основе суммы затрат ресурсоснабжающих организаций с небольшой надбавкой («затраты плюс»). При таком подходе тариф каждый год пересматривается — и регулятор имеет право вычесть из него затраты, которые может посчитать необоснованными. Такое тарифообразование не дает возможности инвестировать в модернизацию тепловой системы, указывают эксперты.
«Простой пример. В одном из южных шахтерских городов Кузбасса тариф на тепло составлял 1,8 тыс. рублей за гигакалорию. Но из-за того, что собственник котельной не успел вовремя оформить документы и подать их в РЭК, тариф был снижен до 1,2 тыс. рублей. Теперь это предприятие банкрот, — рассказывает бывший заместитель губернатора Кемеровской области по жилищно-коммунальному и дорожному комплексу, а ныне независимый консультант Дмитрий Кудряшов. — Ситуация, когда всего через два-три года локальные энергокомпании уходит с рынка, для региона не редкость. Этот бизнес не благодарный. Ответственность огромная, а доходность ничтожная. Ведь десятилетиями в коммунальную энергетику никто не вкладывал. Пока в города не придет серьезный собственник, имеющий возможности инвестировать значительные средства в модернизацию теплосистемы, отрасль будет деградировать».
Чтобы завлечь такого собственника, в 2017 году президент России Владимир Путинподписал федеральный закон об «альтернативной котельной», которым ввел новую модель регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Суть ее в том, что цена на тепловую энергию определяется на долгосрочный период (на 10 лет и более). Анализируя будущие затраты и вложения в инфраструктуру, инвестор и местные власти устанавливают цену, ограниченную предельной планкой. Которая рассчитывается исходя из того, сколько могла бы стоить 1 Гкал тепла для потребителей, если бы для ее производства они построили собственную котельную. Фактически новая цена может оказаться даже ниже нынешней. Новая модель предполагает усиление и роли Единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая теперь сможет полностью отвечать за качество теплоснабжения и обновление сетей – то есть стать тем самым «серьезным инвестором».
По словам экспертов, механизм «альткотельной» позволяет привлекать крупные инвестиции в теплоснабжение и гарантировать инвестору возврат вложенных средств. Жители же получают надежное теплоснабжение без резкого роста цены. «Альткотельная — это лучший вариант для всех. Потребители получают современную инфраструктуру без тарифных скачков, в регион приходят дополнительные инвестиции, а бизнес может планировать на годы вперед», — говорит предправления ПАО «Т Плюс» Андрей Вагнер.
Рубцовск стал первым российским муниципалитетом, переведенным в ценовую зону рынка тепла. Для этого третьего по количеству жителей города Алтайского края метод «альткотельной» оказался единственным способом решить многолетнюю проблему стабильного обеспечения теплом и горячей водой. Многомиллионные долги бюджетных организаций и управляющих компаний, хроническое недофинансирование теплосетевого хозяйства из-за длительного сдерживания тарифов, полный коллапс единственной ТЭЦ поставили Рубцовск на грань коммунальной катастрофы. «Когда в 2016 году власти Алтайского края обратились к нам с просьбой взять на себя обеспечение теплом и горячей водой Рубцовска, мы к этому городу не имели никакого отношения. Но так как СГК реализовала на территории края несколько проектов ДПМ на сумму 6,3 млрд рублей, и уже был разработан федеральный закон об «альткотельной», мы согласились, — вспоминает директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова. — Правда, подстраховались. Поскольку закон об «альткотельной» к тому времени еще не вступил в силу, мы согласовали тариф по методу RAB, который гарантировал нам возврат инвестиций».
На сегодня компания инвестировала в модернизацию теплосетевой инфраструктуры Рубцовска около 2,1 млрд рублей (подробнее об этом кейсе «Кислород.ЛАЙФ» рассказывал вот здесь).
Больше 10 лет потребуется, чтобы окупить затраты в аналогичные проекты и в других городах присутствия СГК. «Мы сделали расчеты по Барнаулу, Бийску и Яровому в Алтайском крае, Красноярску и Канску в Красноярском крае, Черногорску в Хакасии. Везде закладываем срок окупаемости 15 лет», — констатирует топ-менеджер СГК.
Дорогие инвестиции
Несмотря на ограничения роста тарифа на тепло в условиях «альткотельной», ряд экспертов опасается, что энергетики будут стремиться продавать гигакалории как можно дороже. «Мы это уже видели. Например, тариф в Казани за 10 лет вырос в 4,3 раза при инфляции 72,8%. Тариф в Иркутске за это же время вырос в 2,5 раза. Рост тепловых тарифов только за последние десять лет не стимулировал развитие систем теплоснабжения городов, а привел лишь к оттоку потребителей из крупных централизованных систем и сооружению ими собственных источников тепловой энергии», — констатирует директор Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН из Иркутска Валерий Стенников.
По его мнению, тарифы на тепло в городах могли бы быть меньше, если бы в схемах теплоснабжения не завышались объемы перспективной застройки, которые не подтверждаются реальными темпами строительства и роста населения. По расчетам ученого, в десятилетней перспективе тарифы на тепло в рамках «альткотельной» вырастут в полтора — два раза, в зависимости от города. Однако независимый эксперт Сергей Бухаров уверен, что «альтернативная котельная» — это, фактически, бизнес-история: «Компании, работая в этой модели, вынуждены применять те же инструменты удержания и привлечения клиентов, что и при организации хлебопекарного бизнеса. Стоит только энергетикам приблизиться к предельному уровню тарифов, как потребитель тут же уйдет. Зачем платить за горячую воду и тепло ТЭЦ, если выгоднее построить собственный теплоисточник?».
В целом же рост тарифов – это, видимо, неизбежность. И плата за десятилетия гигантского недоинвестирования созданной еще в годы СССР инфраструктуры. «Отрасль [теплоснабжения] важная, требует инвестиций. Цифры, которые мы обсуждали при принятии закона, составляли порядка 2,5 трлн рублей в течение 10 лет. Это порядка 250-300 млрд рублей в год, требующиеся в системе ЖКХ именно в централизованное теплоснабжение, модернизацию сетей», – заявил на прошедшем недавно в МШУ «Сколково» заседании рабочей группы «Энергетика» при Госсовете России министр энергетики РФ Александр Новак.
По его словам, «нам бы хотелось, чтобы механизм «альткотельной» более активно внедрялся в практическую жизнь». Уже в этом году Минэнерго, Минстрой, ФАС и Ассоциация «Совет производителей энергии» проведут обучающие семинары для регионов с обсуждением новой модели рынка тепла, в том числе с учетом опыта регионов, реализовавших переход в ценовые зоны теплоснабжения. Метод «альткотельной» окажется наиболее эффективным в городах с тотально изношенными теплосетями, считает заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев: «В России несколько сотен муниципалитетов, где стоимость гигакалории исчисляется чуть ли не в десятках тысяч рублей. И бюджетам приходится компенсировать выпадающие доходы».
Дело, как обычно, за малым — найти тех самых «серьезных инвесторов», готовых к работе в новых условиях в городах и поселках.
«Вряд ли есть другие способы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, способные кардинально изменить ситуацию. Любой инвестор заинтересован в получении прибыли, и нужно сделать так, чтобы он мог получить ее и при оказании коммунальных услуг», — говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.