алтайская принцесса что известно
Алтайская принцесса
Алтай не раз восхищал археологов удивительными историческими артефактами, ведь горные захоронения прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте. Наиболее известной находкой стало погребение «Принцессы Укока», которое, как говорят на Урале, охранялось древним проклятьем.
В 1993 году новосибирские археологи исследовали курган Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, Республика Алтай. Курган был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии, и ничего сенсационного ученые не ожидали. Сначала они вышли на разоренное захоронение железного века, но под ним неожиданно обнаружили другое, более древнее. Погребение было не тронутым, его внутреннее пространство было заполнено льдом. Теперь археологи поняли: курган, вопреки их ожиданиям, может преподнести немало сюрпризов. Весть о находке моментально разлетелась по миру: вскоре на место раскопок прибыли ученые из Швейцарии, Бельгии, Японии и США, а также журналисты “National Geographic”.
Опытных членов экспедиции во главе с доктором наук Натальей Полосьмак разбирало любопытство, однако, чтобы не повредить содержимое кургана, действовать приходилось очень аккуратно. Несколько дней ушло на то, чтобы с помощью горячей воды растопить огромную ледяную глыбу. Когда дело было сделано, под слоем льда ученые обнаружили шесть лошадей с седлами и сбруей, а также деревянную колоду, внутри которой находилась хорошо сохранившаяся мумия.
Это была молодая женщина примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока. Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской Пазырыкской культуре, распространенной на Алтае две с половиной тысячи лет назад.
Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога – сакральный алтайский символ.
Конечно же находка вызвала немалый общественный резонанс. Пресса тут же окрестила девушку «Алтайской принцессой» или «Принцессой Укока». Однако ученые посчитали такие заявления опрометчивыми: ни размеры кургана, ни вещи умершей (за исключением дорогой шелковой рубашки) не указывали на ее знатное происхождение. Хотя и простолюдинкой алтайскую девушку назвать нельзя. Судя по всему, это была обладательница неких «тайных знаний» – например, целительница и ворожея.
Мумия была срочно доставлена в Новосибирск, где и продолжилось ее изучение. К местным специалистам присоединились гости из Москвы – сотрудники НИИ при Мавзолее В.И. Ленина. Анализ останков показал, что «принцесса» принадлежала к европеоидной расе. Девушка была погребена через несколько месяцев после смерти – в марте-апреле, когда оборвалась ее короткая жизнь. Для мумификации тела использовались специальные бальзамы, воск и ртуть.
Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Кыдын (другое имя – Очы-Бала). Тело, стало быть, нужно вернуть из Новосибирска на Алтай и больше не тревожить. Доводы археологов о том, что генетически «Кыдын» не имела никакого отношения к современным жителям республики, не подействовали. Даже со временем шумиха вокруг «алтайской принцессы» не стихала.
Некоторые политики и партии перед выборами в Республике Алтай обещали в случае своей победы непременно вернуть святыню. В 1998 году местный Курултай, не имея на то никаких полномочий, объявил Укок «зоной покоя» – отныне раскопки здесь стали запрещены. Многочисленные СМИ продолжили тиражировать информацию о «проклятии алтайской принцессы» – дескать, нарушение покоя мумии вызвало многочисленные беды и катаклизмы. В их числе – произошедшее на Алтае в 2003 году землетрясение и даже монетизация льгот.
Решение местных парламентариев о «зоне покоя» впоследствии было отменено. А в сентябре этого года наконец сбылись чаяния тысяч алтайцев: в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину».
Теперь саркофаг с «Принцессой Укока» хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Здание музея основательно отреставрировали, а для «принцессы» соорудили отдельную пристройку. Спонсором всего этого выступила компания «Газпром».
Алтайская принцесса Укока. Загадки и предположения
На самом юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии, среди скалистых гор затерялось плоскогорье Укок. Плато стало особенно известным после того, как на нем были открыты скифские курганы с замерзшими погребениями.
Укок суров.Высота более 2000 м над уровнем моря, резкие суточные перепады температуры, каждодневный дождь с ветром, иногда снег даже в июле. Район здесь безлюдный — лишь изредка можно встретить стоянку чабана или отару овец. Можно сказать — забытое богом и людьми пространство.
Высокогорное плато давно привлекало к себе внимание археологов, но искали тут в первую очередь скифские стоянки, захоронения и уникальные каменные алтари древней кочевой цивилизации.
И вот летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН в скифском захоронении на высокогорном плато Укок начались раскопки, как предполагалось рядового каменного кургана, расположенного в бассейне реки Ак-Алаха. Однако, как показали дальнейшие события, раскопки не только не были рядовыми, а напротив привели к череде уникальных открытий.
Первое, что обнаружили ученые в вечной мерзлоте, оказалось захоронение скифского мужчины. Как было принято в древности, в мир иной уважаемого и очевидно богатого скифа сопровождали «предметы первой необходимости»: три лошади, железные ножи и глиняная утварь.Погребение датировано(примерно IV-III вв. до н.э., то есть 2300-2400 лет назад).
Ученые, стали бережно вынимать содержимое гробницы, и тут неожиданно под первым захоронением показалось второе, и вот тут ученых ждала настоящая сенсация, под настилом находились останки 6 лошадей в богатейшей сбруе, а под ними в саркофаге лежала женщина европейской внешности, не свойственной местным жителям.
Но не это поразило исследователей, перед ними была самая настоящая мумия, причем прекрасно сохранившаяся. Удивлению не было предела, ведь раскопки велись не в Египте, Индии или Тибете, а на трудно доступном плато горного Алтая. На теле принцессы «Кадын», как ее окрестили ученые, была изображена татуировка грифона, выполненная в скифском зверином стиле.
Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям.
Девушки, переходя в статус женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир.
В основном в погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м, высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен.
В колоде на правом боку, головой на восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги.
Голова женщины находилась на войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура.
На юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены отдельно.
По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше).
Шею «принцессы Укока» украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных, скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека — его шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.
Несомненно, что шелковая рубаха была роскошью, доступной очень немногим, так как изготавливалась из привозной ткани, и это свидетельствует о высоком статусе пазырыкской женщины. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами (обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы)
Мы не знаем, почему древние пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии, мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало или встречало душу в ином мире.
Мы также не знаем, почему набор помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые, керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли (керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в свое время бежали пазырыкцы.
Вся утварь располагалась у восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька, возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила «уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые даже имели следы починки.
За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту.
Какой статус имела эта женщина? Татуировка, парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных украшениях не являлась чем-то особенным.
А вот бальзамирование, сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда.
Добавим к этому найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в «царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с мужчинами.
Возможно, «принцесса Укока» действительно была «шаманкой» в своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно — найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем племени.
Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина.
Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе.
Местные жители, были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, справедливо считая, что археологи потревожили покой богов. И правда вскоре после находки принцессы Кадын, в 2003 году по Алтаю прокатилась волна землетрясений, которые местные жители связывают с перевозом праха принцессы в Новосибирск и Москву.
В сентябре этого года Алтайскую принцессу вернули обратно на Алтай в Национальный музей им. Анохина. Мумию поместили в специально подготовленный для этого саркофаг. Для ее хранения созданы все условия, в том числе изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.
Многие жители края до сих пор считают,что принцессу нужно вернуть на место прежнего захоронения.Но пока вопрос о захоронении остаётся открытым.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info
Принцесса Укока — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.
Анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение, следовательно она не может быть прародительницей монголоидных алтайцев. Знаки на теле, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов.
В 1993 году археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством кандидата исторических наук Натальи Полосьмак, работавшая на горном плато Укок близ китайской границы, вскрыла три древних захоронения. В двух из них тела погребенных сохранились поразительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло несколько тысячелетий.
В одной было мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия «принцессы». По словам директора новосибирского Института археологии и этнографии Анатолия Деревянко, это произошло в силу стечения счастливых для ученых метеорологических обстоятельств. Могилы попали в условия так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый же снег, выпавший на них, превратился следующим летом в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни потом.
Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.
Плоскогорье Укок
Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. Монгольское ухэг – буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».
Мумия среднего класса
Сейчас уже не установить, кто первый назвал выкопанную в 1993 году древнюю алтайку принцессой. Академик Анатолий Деревянко рассказал обозревателю РИА Новости, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.
Мужская и женская мумии оправились в Новосибирск, где ими занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак.
В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию «Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений», где последовательно описала мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальную посуду и роль женщины в пазырыкском обществе.
Только зная это, можно в полной мере оценить дипломатические способности мужа доктора наук Полосьмак – академика Вячеслава Молодина «Действительно, в нашем первом договоре (с правительством РА. – РИА Новости), который был подписан еще в 90-е годы, было прописано, что мы передаем и часть коллекция и мумию в Республику Алтай. Но после ее изучения!», – подчеркнул академик на пресс-конференции в Новосибирске на этой неделе.
Женщина была похоронена в склепе из лиственницы, установленном на дне ямы. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Крышка колоды была забита медными гвоздями с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной гальки и камней был постелен черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочной подстилке, с подушкой под головой, на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. В ушах «алтайской княжны» были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом. Есть на Земле места подернутые пологом тайны. Про них слагают мифы и легенды, уфологи говорят о аномальных зонах, а народ передает странные и жутковатые истории. В сердце Алтайских гор, за высокими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что звучит как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе.
Место, с богатыми пастбищами, но очень суровым климатом (снег бывает и в июле месяце) издревле считалось священным. Камни с изображениями почитаемых животных и духов, петролиглифы, оленьи камни — идолы оставленные кочующими племенами, скифами, жившими здесь за 5 веков до н.э, многочисленные курганы, с погребениями знатных воинов, это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики этой земли. Последние исследования аэрофотосъемки привели к новому открытию гиганских рисунков — геоглифов, различимых с большой высоты. Послание ли неведомых жрецов или, знаки для инопланетников, никто сказать не может, земля продолжает хранить свои тайны. Ведь именно здесь по преданиям находятся восточные врата в мифическую Шамбалу, страну богов и героев, страну, куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка, в поисках любви. Под сенью священной горы Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола, стоящей на стыке четырех границ, Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато огорожено со всех сторон горными хребтами, с двумя перевалами одноименным Укок, ведущим в Казахстан и Теплый Ключ в Россию. На плато берут начало реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу.
Грунтовая дорога идущая от Теплого Ключа к перевалу Укок и пересекающая плато с востока на запад, контролируются двумя пограничными заставами — на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха «Челябинская казачья». Неподалеку от которой, и была найдена «скифская принцесса». В последние два десятилетия плоскогорье Укок попало под пристальное внимание СМИ. Все началось в 90-х гг., когда археологи в одном из курганов в ледяной линзе нашли хорошо сохранившуюся мумию молодой девушки, в богатых одеждах и с татуировкой – изображением грифонов — на плече. Версии о том, кем при жизни была юная дева, получившая тут же «титул» Принцессы Укока, выдвигались самые неожиданные и невероятные: от жрицы скифов – до посланницы небес. Что, впрочем, совершенно не мешает алтайцам считать ее своей прародительницей по имени Кыдым и иметь свои планы относительно ее дальнейшего пребывания на Земле. При первой же возможности они закапали бы ее обратно, чтобы успокоить ищущий пристанище дух и таким способом прекратить участившиеся в последнее время на алтайской земле катаклизмы – от землетрясений до монетизации.
Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию найденной древней культуры. Обнаруженные факты просто ошеломляют — найденные захоронения принадлежат скифам, именно об этом говорят учёные. Все детали открытия – и реконструкция внешнего вида людей по черепу, и генетические анализы, и особенности захоронения, характерные только для скифов, и традиционные скифские украшения, предметы быта – все эти мелочи укладываются в единую картину и подтвержают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысячи лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют «пазырыкцами». Это название происходит от названия урочища Пазырык, где ещё в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации, таких же людей, которые жили в Причерноморье.
Находки на Укоке принадлежат этой же материальной культуре, поэтому людей, живших на Пазырыке и Укоке обобщённо называют «пазырыкцами». Но для нас важно, что они скорее относились к русским, чем к алтайцам. Не будем сейчас подробно останавливаться на причинах усиленного навязывания обществу точки зрения об обратном. Скорее всего, дело в том, что сейчас «история» Алтая «пишется» публицистами, краеведами и политиками. Представители национальной науки в этом «процессе» не участвуют, но к их голосу никто не прислушивается. Вряд ли захоронение мумии способно защитить Алтай от отголосков землетрясений, которые происходят на другой стороне земного шара. После обнаружения принцессы Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок было объявлено «зоной покоя».
По ленинскому пути
Причину не отдавать мумию ученые выдвинули вескую. По словам Молодина, сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук.
Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года, по словам Молодина, они приезжали в Новосибирск и обрабатывали «принцессу» одними им известными препаратами, от чего она прекрасно себя чувствовала. В Республике Алтай таких условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано, говорит академик.
Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата.
Премиальные от мумии
В 2004 году академику Вячеславу Молодину и доктору исторических наук Наталье Полосьмак была присуждена Государственная премия РФ за «Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая».
«Государственная премия в новом формате», – мимоходом подчеркнул Вячеслав Молодин на нынешней пресс-конференции в Новосибирске, не уточняя этот формат. А формат, между тем, был замечательный.
Раньше Госпремии в размере 300 тыс рублей присуждались по десяткам номинаций и, как правило, не персонально ученым, а авторским коллективам. В итоге, каждому фактически доставался только значок лауреата и сумма, которой хватало лишь на то, чтобы этот значок как следует обмыть.
Так своеобразно «принцесса Укока» отблагодарила своих исследователей. Чего нельзя было сказать о главе Комитета по культуре РА Владимире Кончеве.
Судя по его официальной биографии на сайте республиканского Минкульта, в 1999 году он оказался на должности художественного руководителя «Алтайской студии мальчиков» детской музыкальной школы № 1 Горно-Алтайска.
Результаты исследований заставляют по-новому взглянуть на вещи, связанные с историей Евразии. Фактически речь идет об открытии высококультурной евразийской цивилизации, которая существенно раздвигает наше представление о древнем мире вообще», — сказал глава РАН, который в понедельник на церемонии в Кремле назвал имена лауреатов Госпремии. Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак открыли и исследовали уникальные комплексы пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая. На счету археологов — обнаружение скифских мумий, в частности, мумии “принцессы Укока”.
Кстати, самим ученым это название не очень нравится. Вячеслав Молодин даже как-то сказал в интервью нашей газете, что это вовсе не принцесса, обычная женщина, а миф о принцессе раздули журналисты. Открытие интересно тем, что дало возможность многое узнать о предках азиатских и американских народов. В 1998 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении плато Укок в список объектов всемирного наследия. Напомним, что одно из самых ярких археологических открытий прошлого века произошло в 1990 году, когда на плато Укок были обнаружены курганы с “замерзшими” могилами древних людей. В захоронениях были найдены многочисленные предметы: лиственничные колоды и ложа, деревянные подушки, вырезанные из кедра украшения, конская амуниция, детали предметов вооружения, одежда, войлочные ковры, посуда, красящие вещества, остатки растений и семян и многое другое. Были также обнаружены хорошо сохранившиеся мумии людей — женщин и мужчин, на плечи и руки которых нанесена великолепная татуировка. Вмёрзшие в лед, они лежали в полном облачении: в меховых шубах, войлочных головных уборах, париках, шерстяных штанах и юбках, войлочных чулках, деревянных и золотых украшениях. Мумии и по сей день считаются наиболее ценными находками сибирских учёных.
Кадровая политика принцессы
В том же 2004 год известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года Горный Алтай потрясли мощные подземные толчки. О первого из них сейсмографы на единственной в республике зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом выяснилось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера.
Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. Жертв, к счастью, не было даже в эпицентре, в Коч-Агачском районе РА.
Однако афтершоки, повторные толчки после главного, продолжались необычно долго. За последующие полгода в Коч-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Кто-то вспомнил про потревоженную учеными принцессу с плато Укока, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения.
Весной 2004 года сначала в районе, а затем и в республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные горы. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул «принцессы». Одно дело, когда гневается дух принцессы, совсем другое – когда скандалит представительница среднего класса.
В апреле 2004 года глава Коч-Агачкой администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть «принцессу» на родину и отправил полпреду президента в Сибирском округе Леониду Драчевскому.
Полпред Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть «принцессу Укока» на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должен был отмечаться в 2006 году. К этому времени в столице республики должны были создать условия для мумии не хуже, чем у Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске.
Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс рублей на семью сбили накал страстей.
Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки.
Мавзолей «Газпрома»
«Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения, – говорит министр Кончев.
Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн дал «Газпром». Сейчас все готово к приему «принцессы».
«Сруб и колоду уже перевезли из Новосибирска, саму мумию планируется доставить на вертолете в конце августа, а открытие музея запланировано «ориентировочно на 15 сентября», – сообщил министр.
В новосибирском Академгородке говорят, что расставаться принцессой им «не жалко». Но в тоне явно сквозит раздражение. «Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь», – рассказали в Академгородке.
Хорошо сохранившийся «хипстер Укока»
Ученые ошибаются. Министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев помнит и о «хипстере Укока», и о других мумиях, найденных в республике в тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов, которые хранятся в Эрмитаже, и еще о многом другом, что хранится там же.
Он заявил, что поднимет вопрос о возвращении на родину уникальных сокровищ горно-алтайской культуры. На открытие экспозиции «принцесса Укока» в национальном музей имени А.В. Анохина, по словам министра, приглашены Валентина Матвиенко с комиссией Совета Федерации и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Мы намерены договориться с Эрмитажем о приезде к нам экспозиции с нашими уникальными экспонатами, которые хранятся в Эрмитаже».
На вопрос, будет ли Горный Алтай добиваться возврата из Санкт-Петербурга на родину мумий и других археологических находок в Горном Алтае, министр сказал: «Сначала мы договоримся о приезде экспозиции, а дальше будет видно. Там есть уникальные вещи».
Перспективу возвращения в Горный Алтай части экспонатов обозревателю РИА Новости прокомментировал заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов.
«Я против слова «вернуть». Оно неправильное в данном случае. Нас, бывает, просят «передать» те или иные экспонаты Эрмитажа, – говорит Георгий Вилинбахов.
«Люди не понимают последствий таких передач. В Эрмитаже видна соразмерность того или иного экспоната древнеегипетским, греческим, римским и другим образцам мировой культуры. А если эти экспонаты попадут туда, куда их просят передать, то они приобретут местечковость, – считает Георгий Вилинбахов.
«Готовы ли эти люди к тому, что мы отдадим древнеегипетские мумии Египту, полотна голландских живописцев Голландии, Франции – импрессионистов, и так далее, и Эрмитаж превратится в Русский музей или Третьяковку, а Россия лишится сокровищницы мировой культуры?» – задает риторический вопрос замдиректора Эрмитажа и сам отвечает на него: «Это даже не обсуждается».
Последнее предупреждение принцессы
Свое мнение о происходящем высказала и «принцесса Укока». Недвусмысленный знак она подала, когда министр Кончев в этот вторник собирался на пресс-конференцию в Новосибирск.
«Только выехал из дома в четыре часа, сразу начало трясти. 5,6 балла! Эпицентр в Акташе, это примерно тот регион, где было у нас землетрясение в 2003 году».
Министр предупреждению не внял. «Парадоксальная вещь: буквально на границе Новосибирской области получилась, что нас «боднула» машина. Пришлось вызвать ГАИ», – признался он.
При этом горно-алтайский министр еще не знал всего. В НИЦ биомедицинских технологий ВИЛАР сохранность мумии «принцессы Укока» курировали два специалиста. Сейчас один лежит в больнице, второй уволился, сообщили в институте.
Возвращение принцессы:
В 2012 году “Принцессу Ууока” ждали на аэродроме города Горно-Алтайска дольше, чем предполагали, так как вертолёт, который её доставлял из Новосибирска, задержался на несколько часов из-за нелётной погоды. И вот, наконец, вертолёт приземлился в аэроплрту города Горно-Алтайска. Вертолет встречали представители власти во главе с и. о. председателя правительства Республики Алтай Юрием Антарадоновым и работники музея.
Затем мумию транспортировали на автомобиле медслужбы в Национальный музей имени Анохина, который был недавно отстроен. “Принцессу Укрка” поместили в специальный саркофаг, который сделали для этой цели. Мумия будет храниться в специальных условиях, которые создаст изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.
[ источники ] источники
http://ria.ru/analytics/20120803/715845723.html
http://zvercorner.com/?p=9077
http://alacatiantikemlak.com/eb3697c5a68defcc18e2b5cea3a87956
А я вам напомню еще интересные и местами загадочные места России, вот например : Патомский кратер: «Гнездо орла » в иркутской области или вот Мансийские Болваны