алтайская принцесса татуировки что означают
Принцесса Укока и ее татуировки
В ходе археологических раскопок в одном из курганов на Плоскогорье Укок в 1993 году, была вскрыта могила, где обнаружили мумию девушки, которая стала известна, как Принцесса Укока. Ещё одно имя этой находки — Алтайская Принцесса, а зарубежные источники часто называют её Сибирской Принцессой.
По мнению некоторых историков, она не была «принцессой» и не принадлежала к правящим династиям. Действительно, её могила была настолько богатой, что вывод о её исключительном общественном положении напрашивался сам собой. Однако специалисты утверждают, что она была лишь зажиточным представителем среднего класса времён расцвета пазырской культуры (III-V век до нашей эры).
Наши предки искренне верили в загробную жизнь и поэтому тех, кто оставил этот суетный мир, готовили к ней со всей тщательностью. Вместе с умершей в возрасте 25 лет Принцессой, были похоронены шесть коней в сбруе и под сёдлами, готовые к тому, чтобы в любой момент отправиться на них в путешествие по миру мёртвых. Тело Принцессы было одето в дорогие одежды, а сбруя и сёдла лошадей представляют из себя уникальные произведения ремесленного искусства того времени.
Принцесса Укока сохранила для нас удивительные образцы тату-искусства тех минувших времён. Её кожа украшена качественно-сделанными рисунками разных фантастических животных. Например, на левом её плече прекрасно сохранилась татуировка, изображающая оленя с птичьим клювом. Историки утверждают, что это первый пример татуировок, которые представляют из себя изображения животных. Более ранние татуировки являются исключительно орнаментальными.
Учёные с маниакальным желанием хотят найти значения этих татуировок, не оставляя шанс тому, что они могли иметь лишь декоративный смысл. Так вот, по одной из версий, татуировки Принцессы Укока являлись неким опознавательным знаком, опять же для мира мёртвых. Предполагалось, что с помощью них на том свете умерший сможет отыскать своих сородичей.
Принцесса Укока находится в Национальном музее Горгно-Алтайска
После многочисленных переездов из музея в музей, а также после зарубежных гастролей, где её тело показывали за деньги, на данный момент Принцесса Укока находится в Национальном музее города Горгно-Алтайск. Старейшины республики давно требуют оставить в покое и захоронить Алтайскую Принцессу, но все попытки добиться этого на данный момент остаются безуспешными.
Загадочная татуировка Алтайской Принцессы.
В 1993 году в кургане на плато Укок на границе Республики Алтай с Монголией была обнаружена мумия молодой женщины с татуировкой на плече, которую местные жители называют «алтайской принцессой». По мнению новосибирских ученых, причина смерти женщины, жившей 2,5 тысячи лет назад, так и останется загадкой.
«Причина смерти остается невыясненной. Думаю, что этого не удастся определить, поскольку внутренние органы и мозг отсутствуют», — сказал Летягин в интервью РИА Новости, добавив, что внутренние органы извлекли перед захоронением.
«Травматической» смерти, скорее всего, не было. Череп более-менее сохранен, кости тоже более-менее сохранны», — сказал ученый. Он также уточнил, что, делая томографию мумии, ученые не ставили цель определить причину смерти «принцессы».
До сих пор не удалось установить не только причину смерти женщины, но и расшифровать татуировку. В то же время ученым сопутствовали и некоторые успехи, в частности, удалось получить ДНК «алтайской принцессы». Это позволило реконструировать этническую историю носителей Пазырыкской культуры, которые обитали в горах Алтая в IV-III веках до нашей эры.
левое плечо
на правой руке от локтя до запястья
Находка погребения Ак-Алаха-3 (так называют ее в научном мире) относится к числу важных открытий последнего времени в археологии. Помимо мумии молодой женщины (приблизительно 25 лет от роду) в шубе и парике, в камере обнаружены шесть оседланных коней игреневой или рыжей масти со сбруей в виде каких-то непонятных знаков, деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения указывало на знатность умершей: одежда из тончайшего шелка обрамлена толстым красным поясом.
Пишут, что такой пояс — знак воина и посвященного, а найденная в ее руках палочка из лиственницы — ритуальный символ. Такие палочки еще в добуддисткие времена считались орудием «сотворения мира» и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе женщины, которая, согласно древним поверьям, хранила тайну бессмертия.
«Принцесса» не относится ни к одной из известных монголоидных рас. У нее европейская внешность, рост около 170 сантиметров, анализ ДНК выявил ее гаплогруппу R1a — арийская кровь. 70 процентов восточных славян, по научным данным, принадлежат к этой гаплогруппе.
Два века спустя после погребения «алтайской принцессы» в кургане был похоронен воин-каракобинец (каракобинцы сосуществовали на Алтае с пазырыкцами, находясь в подчиненном положении). Благодаря этому и сохранилось захоронение «принцессы». Грабители удовольствовались погребением воина или побоялись беспокоить духов, охраняющих «принцессу».
Аборигены Алтая считают мумию своей прародительницей и называют ее принцессой Кадын, или Кыдын, которую почитали с изначальных времен. Руководитель движения за культурное возрождение Алтая «Белая вера» Акай Кыныев рассказал РИА Новости, что в татуировке, которую не смогли разгадать ученые, скрыта важная для человечества информация, но еще не пришло время, чтобы ее прочитать. Кроме того, алтайцы полагают, что женщина была жрицей и добровольно ушла из жизни, чтобы, находясь в погребальном кургане, защищать Землю от злых духов.
Коренные алтайцы убеждены, что «принцесса» является их прародительницей, археологи, потревожив ее прах, разгневали могущественных духов. Произошедшее вскоре после раскопок землетрясение алтайцы напрямую связывают с этим фактом и призывают вернуть мумию, иначе последуют новые катаклизмы. Утверждают, что после того, как ее увезли, участились лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости стал заметно расти. В 2009 году недалеко от места, где нашли могилу принцессы, разбился вертолет с высокопоставленными чиновниками-браконьерами.
Татуировка молодой женщины с плато Укока покрывает обе руки от плеч до кистей. Наколки нанесены на некоторые фаланги пальцев обеих рук. Рисунки синего цвета хорошо выделялись на белой коже, однако сохранились они только на левой руке, на правой — лишь фрагменты на запястье и большом пальце. На левом плече изображено фантастическое животное— олень с клювом грифа, рогами оленя и козерога. Рога украшены головками грифов; подобная же голова помещена на спине животного, которое показано с «перекрученным» туловищем. Ниже в такой же позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног — сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.
Римский поэт Вергилий, которого в античности почитали за мага, писал: «Грифы — дикие птицы, которые водятся в Скифии, или животное, которое водится в гиперборейских местностях, постоянно приманивая к себе лошадей, но с целью вреда; оно имеет клюв, перья и четыре ноги; вид льва, орлиная голова и когти». Столкновение грифонов с лошадьми, по мнению Д.С. Раевского, в космологическом плане соответствует семантике конфликта двух миров: хищник из нижнего, хтонического мира против травоядных, символизирующих средний мир.
Существует также мнение, что на татуировке были изображены Архар и Ирбис — тотемы ее рода. По легенде, Снежные Барсы охраняют дорогу в Шамбалу, страну, которую алтайские аборигены называли Беловодьем. Они считают Ирбиса священным животным и никогда на него не охотились.
В настоящее время мумия хранится в музее Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске.
Месть мумии Алтайской Принцессы Укока
В 1993 году группа российских археологов во главе с Натальей Полосмак обнаружила на Алтае (в Сибири) заключенную в ледяной саркофаг мумию татуированной женщины.
Возраст находки составляет около 2 500 лет. Самой интересной особенностью было то, что у мумии были… прекрасно выполненные татуировки.
Интересно, что изначально могила с мумией выглядела разграбленной, но Наталья Полосмак показала характер, настаивая на раскопках в этом месте.
Действительно, захоронение с мумией сибирской ледяной принцессы Укока оказалось нетронутым; уникальное открытие конца 20-го века состоялось!
Археологи проводили раскопки курганов на Алтае. В этих местах есть земляные курганы и каменные курганы.
Интересно, что в последние годы во всем мире появляются сообщения о множестве обнаруженных курганов, которые были созданы над могилами. Образно говоря, пирамиды, похожие на египетские, сделанные из разных материалов и разных размеров, буквально покрывают всю планету в местах, где люди жили в древние времена. Но до появления археологии никто не обращал внимания на эти массивные курганы.
Как сохранилась мумия
Секрет сохранения принцессы Укока — в особых условиях Алтая. Каменные курганы в течение лета накапливают влагу, которая собирается под ним. Зимой вода замерзает. Замерзшая вода летом не успевает растаять, потому что сверху находится массивный слой камней. В результате возникает вечная мерзлота, которая, как настоящий морозильник, сохраняет все, что находится внутри насыпи.
Но еще ранее тела, размещенные в погребальных камерах из дерева, были специально подготовлены. Недра захоронения были удалены, заменив их специальными растениями. Сверху мумия была покрыта смесью, содержащей воск.
Сибирская Ледяная Дева — Она одна?
С момента открытия в Сибири было обнаружено множество мумий, мужчин и женщин. То есть сегодня мы можем говорить как минимум о двух сибирских ледяных девах. (На самом деле было найдено восемь мумий, но некоторые мумии были обнаружены еще в середине 20-го века, когда возможности их исследований и сохранения были ограничены).
У одной мумии были татуировки, а у остальных — нет. Как так?
Ученые консультировались с экспертами-криминалистами. И действительно, проведенные согласно их советам исследования в инфракрасном диапазоне показали, что все мумии без видимых татуировок все еще имеют татуировки, и они более четкие и красивые, но они не видны обычному глазу!
Невероятные татуировки мумии
У первой сибирской ледяной принцессы Укока были татуировки, изображающие фантастического оленя с клювом грифона и рогами козерога. Под ним — баран с откинутой головой. Ниже барана — пятнистый леопард.
У другой женщины на правой руке была отличная татуировка с изображением сцены нападения диких животных на оленя. И у одного из мужчин была превосходная татуировка тигра.
Животные (настоящие и воображаемые) или борьба с животными была главной темой в татуировках, покрывающих тела обнаруженных мумий как женщин, так и мужчин.
Племя в татуировках
Первоначально считалось, что татуировки носили только лидеры племени в знак особого статуса. Но более поздние татуировки были обнаружены на всех мумиях, что позволяет предположить, что татуировки, вероятно, имели какое-то значение защиты со стороны защитника животных, изображенного на коже человека.
Если это правда, то татуировки сибирских мумий по своему защитному характеру сильно отличаются от значения татуировок-штампов на рабах и гладиаторах в Древней Греции и Риме, представляющих уникальное явление.
Мумии были найдены на высокогорном плато Укок. Первая мумия, найденная в 1993 году, также называется «Принцесса Укок».
Откуда пришло татуированное племя
Анализ ДНК мумий, проведенный группой Вячеслава Молодина (мужа Натальи Полосмак), показал парадоксальный результат: татуированное племя ближе к европейцам, а не к представителям Центральной Азии, к которым принадлежит нынешнее население Алтая. То есть можно сказать, что татуированное племя пришло в Сибирь из европейской части евразийского континента.
Суеверия местных жителей
Местные жители назвали первую добытую сибирскую ледяную деву «Принцесса Алтая». Хотя ученые классифицируют мумию как средний класс. У местных жителей много суеверий, связанных с мумией. Например, они считают, что пока «Алтайская принцесса» находится вне ее захоронения, Алтай будет подвергаться угрозе стихийных бедствий.
Как выглядела сибирская принцесса Укок в реальной жизни
На останках сибирской принцессы Укока обнаружены сложные татуировки, свидетельства древнего употребления каннабиса и признаки рака молочной железы.
Несмотря на эту новую информацию, до сих пор не хватало одной решающей части, которую исследователи должны были решить — а именно, на что была похожа женщина 2500 лет?
Древняя принцесса Укока: модель (на фото) покрыта силиконом и резиновой смолой, после чего были добавлены брови, ресницы и волосы. На бюсте было использовано более 100 000 отдельных прядей волос.
Впервые швейцарский таксидермист создал образ принцессы Укок, используя 3D-модель ее мумифицированного черепа в качестве ориентира.
В течение двух недель, Марсель Ниффенеггер кропотливо создавал слои точных копий лицевых мышц, тканей и кожи, чтобы воссоздать точный бюст королевской ледяной девы.
Сибирская мумия была выкопана из ее погребальной камеры вечной мерзлоты на высоком плато Укок в горах Алтая в 1993 году.
Предыдущий анализ ее останков обнаружил сложные татуировки «великого артистизма» с изображением фантастических существ.
И в ее могиле эксперты обнаружили одежду и головные уборы, косметичку и тайник с марихуаной, что позволило экспертам составить детальную картину ее жизни.
Говорят, что ее татуировки лучше всего сохранились, и это самое сложное древнее искусство из когда-либо найденных.
Плечо принцессы Укок, татуировка фантастического животного и рисунок, сделанный сибирскими учеными.
Но, хотя ее тело хорошо сохранилось, кожа лица и шеи была повреждена, что не позволило археологам определить, как она когда-то выглядела.
Г-н Ниффенеггер был уполномочен создать бюст принцессы в Историческом музее Пфальца в Шпейере, Германия.
Ранее он реконструировал лица неандертальцев, аборигенов, коренных американцев и Homo heidelbergensis.
Сканирование мумифицированного тела было использовано для создания 3D-модели женского черепа.
Исходя из этого, г-н Ниффенеггер нарастил лицевые мышцы, добавил слои ткани и восстановил ее кожу и глаза, используя таксидермические материалы и пластилин.
Модель покрыта силиконом и резиновой смолой, после чего были добавлены брови, ресницы и волосы.
На бюсте было использовано более 100 000 отдельных прядей волос.
«Эти две недели привели меня на грань безумия», — сказал эксперт The Siberian Times.
«Я не тратил больше двух-трех часов в день на эту часть, потому что это было очень скучно, а боль в шее буквально заставляла меня заниматься чем-то другим».
В октябре МРТ 2500-летней мумии показала, что она умерла от острого рака молочной железы.
Отдельно от МРТ ученые также пришли к выводу, что она была девственницей, которая жила сознательно «безбрачной» жизнью.
Высокотехнологичное сканирование принцессы Укока проводилось в Новосибирске российскими учеными Андреем Летягиным и Андреем Савеловым.
Они также показали, что «принцесса» страдала от инфекции кости или костного мозга, известной как остеомиелит, в детстве, а затем от травм, связанных с падением с лошади.
А когда ей было около 20 лет, она заболела раком молочной железы.
«Это мучительно уничтожило ее», возможно, в течение пяти лет, говорится в сводке медицинских данных профессора-археолога Натальи Полосмак, которая впервые обнаружила останки человека.
Оглядываясь назад во времени: швейцарская таксидермистка создала образ принцессы Укок (на фото), используя 3D-модель ее мумифицированного черепа в качестве ориентира. В течение двух недель Марсель Ниффенеггер кропотливо создавал слои точных копий мышц лица, тканей и кожи, чтобы воссоздать точный бюст королевской ледяной девы.
«Во время визуализации молочных желез принцессы Укока мы обращали внимание на их асимметричную структуру и различную асимметрию сигнала МР», — продолжил д-р Летягин.
«Мы имеем дело с первичной опухолью в правой груди и правых осевых лимфатических узлах с метастазами.
«Три первых грудных позвонка показали статистически значимое снижение сигнала и искажение контуров, что может указывать на процесс метастатического рака».
Он заключил: «Я совершенно уверен в диагнозе — у нее был рак.
«Она была очень истощена. Учитывая ее довольно высокий статус в обществе и информацию, полученную учеными, изучающими мумии элитных пазырыкцев, у меня нет другого объяснения ее состояния.
«Только рак может иметь такое влияние».
Ее действительная причина смерти, возможно, была от вторичного фактора, который, как полагают, был травмой от ее падения.
Рак молочной железы был известен человечеству со времен древних египтян, однако считается, что впервые такой диагноз был поставлен мумифицированной древней женщине, чьи останки были сохранены в вечной мерзлоте, замерзшие более двух тысячелетий.
Принцесса Укока была похоронена в середине июня — согласно пище, которая была найдена в желудках лошадей, похороненных рядом с ней.
Ученые считают, что она умерла в январе или даже марте, поэтому после ее падения осталась жива в течение трех-пяти месяцев.
Более ранние доказательства обнаружили контейнер с каннабисом в ее погребальной камере, как если бы она могла потребовать его в загробной жизни.
Эксперты сказали, что препарат, возможно, часто приводил ее в «измененное состояние ума», что могло вызывать экстатические видения.
Это может объяснить, почему она считалась избранным существом.
Она была похоронена в отдельном кургане, а не в ряду семейных гробниц, на видном открытом месте.
Исследователи продолжили, что это может показать, что женщина из укок не принадлежала к какой-либо конкретной семье или семье, но была связана со всеми пазырыками, которые жили в регионе.
На принцессе Укоке обнаружены невероятные 2500-летние татуировки — древняя мумия, чья настоящая личность загадка
В ее хранилище было также «уникальное зеркало китайского происхождения в деревянной раме».
Были также семена кориандра, ранее встречавшиеся только в так называемых «королевских курганах».
И ее мумификация была проведена с огромной осторожностью в сопоставимой манере.
Примечательно, что в Алтайских горах ее сверхъестественные способности продолжаются и по сей день.
«Старейшины здесь проголосовали в августе, чтобы вернуть мумию ледяной девы,« чтобы остановить ее гнев, который вызывает наводнения и землетрясения », — сообщало« Сибирское время ».
«Известная местным жителям, как Оочи-Бала, утверждение, что ее присутствие в погребальной камере было« препятствовать входу в царство мертвых ».
Удаляя эту мумию, старейшины утверждают, что «вход остается открытым».
Они требуют, чтобы ее вывели из специально построенного музея в городе Горно-Алтайск, столице Республики Алтай, и вместо этого перезахоронили высоко на плато Укок.
«Сегодня мы чтим священные верования наших предков, как и три тысячелетия назад», — сказал один из старейшин. «Мы хоронили людей по скифским традициям. Мы хотим уважения к нашим традициям».
Чем болела принцесса Укока, чью мумию обнаружили на Алтае
Первые исследования показали, что мумии около 2500 лет, однако поднявшаяся шумиха не позволила ученым провести изучения находки в полной мере.
Дело в том, что с вывозом мумии принцессы Укока с Алтая в регионе началась череда бедствий – постоянные землетрясения, паводки и прочие катаклизмы измотали людей. Народ стал требовать захоронить найденную мумию, прозванную принцессой Укока.
В прошлой статье я написала, что не так давно народ все же добился того, что бы мумия вернули в её гробницу. Однако, как оказалось, данная информация не является правдой. Принцесса Укока до сих пор исследуется учеными из НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН.
Но что самое интересное, пару лет назад исследователям все же удалось установить и причину смерти принцессы, и некоторые другие, весьма интересные факты о её жизни.
Вероятно, из-за их приема принцесса Укока впадала в некую прострацию, что вызывала к ней интерес как к «избраннице духов». Вероятно, девушка действительно выполняла некоторые обязанности жрицы, хотя, повторюсь, болела она серьезно и мучительно.
В итоге рак молочной железы привел к тому, что у неё отказала правая рука. Но на этом проблемы девушки не закончились.
Еще несколько месяцев принцесса Укока была обездвижена, возможно, находилась в коме.
Но не менее интересно ещё и то, что даже после смерти девушку не похоронили сразу. Умерла она в январе, а тело хранили до середины весны. Это стало понятно по кольцам на срезе веточек, лежавших рядом с мумиями лошадей, располагавшихся перед усыпальницей.
Так долго хранить тело девушки её соплеменники могли лишь по причине веры в то, что она – избранница духов.
Что касается перезахоронения принцессы Укока, то этого жители Алтая требуют по сей день. На пикетах все чаще стали появляться довольно известные в регионе лица, политики. Однако пока что власти остаются безучастными к данному вопросу.
Татуировки и украшения Алтайской принцессы
Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться. Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.
Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске
Алтай — регион с богатейшим историческим прошлым. К концу VI века до н.э. предскифская эпоха Горного Алтая вошла в период своего расцвета. На Алтае возникали и достигали расцвета могущественные племена бронзового и железного веков, проходили войска средневековых кочевников-завоевателей. Свидетельством этого расцвета стали сотни тысяч археологических памятников.
Мумия «алтайской принцессы» в лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН. Фото: Алексей Ефимов/РИА Новости
Первые курганы на Алтае были изучены археологами еще в 1865 году. Описания захоронений пролили свет на многие традиции древних народов, населявших Алтай. Особенно интересны с научной точки зрения раскопки курганов на плато Укок. Именно в этом месте древние люди с почестями хоронили своих предков. На разных языках «укок» означает «слушай небеса», «погребальные носилки» или «сундук».
Географическое положение плоскогорья Укок способствовало длительной изоляции обитавших на нем носителей ярких и самобытных культур, начиная с каменного века до современности… Уникальность природно-климатических условий плоскогорья Укок способствовало тому, что в ряде погребальных комплексов эпохи раннего железа образовались линзы мерзлоты, благодаря чему сохранились изделия из ткани, кожи, войлока, дерева, а также мумифицированные тела людей.
Именно в такой линзе мерзлоты на плато Укок экспедиция новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году нашла мумию древней женщины. Находка, возраст которой оценивается более чем в 2,5 тыс. лет, — одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.
Реконструкция погребального обряда знатной женщины. Экспозиция Национального музея им. Анохина.
Фото: Лидия Васильченко/SmartNews
Курган Ак-Алаха-3 на плато Укок состоял из двух захоронений — пазырыкского и тюркского. Насыпи обоих курганов были варварски повреждены, многие камни местные жители унесли для строительства домов. Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было так называемое впускное погребение знатного кара-кобинца. Его погребение успели ограбить еще в древности. Под могилой знатного мужчины археологи обнаружили нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы сооружены примерно в IV–III веках до н.э. Получается, что воин защитил принцессу от грабителей.
Женщина лежала на боку в позе новорожденного младенца. Она была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шубу. Вся одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Головной убор женщины, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева. Основу тяжелого парика составляла войлочная шапочка, к которой в два слоя пришиты волосы. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка — высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью, на деревянном каркасе, на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой, в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи.
Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки — мумии, прозванной Алтайской принцессой.
Фото: Владимир Зинин/ИТАР-ТАСС
Ученым удалось воссоздать облик Алтайской принцессы, которую они предпочитают именовать «знатной женщиной». Установлено, что она умерла в возрасте примерно 25 лет, возможно, принесла себя в жертву. Некоторые детали указывает на то, что женщина могла быть жрицей или шаманкой. Например, многочисленные татуировки, покрывающие обе руки от плеч до пальцев: олень с клювом грифона и рогами козерога, баран с закинутой назад головой, пятнистый барс с длинным закрученным хвостом, фантастический зверь с когтистыми лапами и тигриным хвостом. К тому же в руках девушки была палочка из лиственницы — орудие «сотворения мира». Такие палочки вкладывали в руки только высшим божественным особам.
Специалисты московской лаборатории Герасимова в 2010 году по костям черепа сумели произвести полную реконструкцию лица и создать скульптуру «принцессы Укока». Анализ ДНК показал, что внешность женщины была вполне европейской.
Почти 20 лет мумия, найденная на Укоке, находилась в музее новосибирского Института археологии и этнографии, где ее исследовали ученые. Они, кстати, неоднократно высказывались в том плане, что никакой принцессой мумия не является, все это плод современного мифотворчества и фантазии журналистов.
Однако коренные алтайцы имеют на этот счет собственное мнение и связывают многочисленные природные катаклизмы на Алтае, в том числе и серьезное землетрясение 1993 года, именно с тем, что потревожен прах принцессы. Все 20 лет с момента находки алтайские шаманы обсуждали вопрос о необходимости возвращения Алтайской принцессы на родину, а некоторые — даже о необходимости снова ее захоронить. И назвали крайний срок — 2014 год. Если прах принцессы не вернется на Алтай, обещали шаманы, то нас ждут еще более страшные катаклизмы — и даже конец света.
Татуировка с изображением фантастического животного на плече мумии женщины, прозванной Алтайской принцессой.
Фото: Владимир Зинин/ИТАР-ТАСС
В это время в музее Горно-Алтайска шла реконструкция, которая позволила бы обеспечить необходимые условия для хранения уникальной находки. Например, был построен специальный саркофаг, в котором поддерживается определенная температура и влажность.
В сентябре 2012 года мумию в бронированном саркофаге перевезли из Новосибирска в Горный Алтай на вертолете и доставили в ее новое жилище. В этот самый момент на плато Укок шаманы Алтая, Тувы и Хакасии проводили специальный обряд — просили дух принцессы простить людей и успокоиться. Говорят, с этого момента жить в республике стало намного легче.
Всю эту историю научные сотрудники музея рассказывают туристам в огромном музейном зале «Комплекс плато Укок». И в финале огорчают посетителей: увидеть саму мумию невозможно. Такое решение принято и из духовных, и из практических соображений. Не стоит тревожить прах умерших. К тому же сохранить мумифицированное тело можно только при соблюдении целого ряда правил. И кем бы ни была эта знатная женщина, для мировой истории и культуры она имеет огромное значение. После визита к принцессе у каждого возникает желание узнать историю алтайского народа чуть подробнее.
Транспортировка саркофага с мумией на вертолете из Новосибирска в Национальный музей им. Анохина. Фото: Александр Тырышкин/ИТАР-ТАСС
Справка
В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб, имитирующий жилище. Его объем был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей, сопровождающих человека в иной мир. Реконструкция погребения с точностью показывает все детали традиционного захоронения. Женщина лежит на правом боку, слегка поджав ноги. Это символизирует, что она уходит в мир иной так же, как и пришла в этот мир, — в позе новорожденного младенца.
Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.
Фантастический зверь — деталь татуировки. Второй Пазырыкский курган. Руденко «Сокровища Пазырыкских курганов».
Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж
Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.
Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2
ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.
Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке «вождя» из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.
ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ
Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их «скрывать» под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.
На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.
Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.
На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.
Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.
По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.
Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.
Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.
Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке. не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.
Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.
УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.
Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.
Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.
Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.
Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.
Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).
Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой Хатхор с Синайского полострова и многочисленными шумерскими зелеными косметическими «тенями» в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.
В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.
В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.