альтернативная служба в беларуси что это такое

Альтернативная служба

Альтернативная служба – это общественно-полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы.

Альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, на альтернативную службу не направляются.

Решение о замене (об отказе в замене) воинской службы на альтернативную службу принимается районной (городской) призывной комиссией по месту жительства гражданина при наличии его заявления.

Срок альтернативной службы для граждан:

Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.

Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.05.2016 № 24.

Перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2016 № 497.

Организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы определяет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала. Размер денежного содержания увеличивается: на 20 процентов бюджета прожиточного минимума – с 13-го месяца альтернативной службы; на 40 процентов бюджета прожиточного минимума – с 25-го месяца альтернативной службы.

Граждане, проходящие альтернативную службу, не вправе:

Граждане, уклоняющиеся от прохождения альтернативной службы, несут ответственность в соответствии с законодательными актами (статьи 465-1, 465-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь). К уклонению гражданина от прохождения альтернативной службы относится:

Граждане, уволенные с альтернативной службы, военным комиссаром зачисляются в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь и относятся к запасу военнообязанных второй категории

Источник

Все об альтернативной службе

альтернативная служба в беларуси что это такое. Смотреть фото альтернативная служба в беларуси что это такое. Смотреть картинку альтернативная служба в беларуси что это такое. Картинка про альтернативная служба в беларуси что это такое. Фото альтернативная служба в беларуси что это такое

альтернативная служба в беларуси что это такое. Смотреть фото альтернативная служба в беларуси что это такое. Смотреть картинку альтернативная служба в беларуси что это такое. Картинка про альтернативная служба в беларуси что это такое. Фото альтернативная служба в беларуси что это такое– Андрей Павлович, что такое альтернативная служба, и какая категория граждан может быть направлена на ее прохождение?

– Следует понимать, что альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы.

– В каких сферах деятельности или организациях будут задействованы те, кто не будет служить в Вооруженных Силах?

– Перечень организаций для прохождения альтернативной службы устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь с учетом заявок областных и Минского городского исполнительного комитетов на основании перечня видов работ, определяемого Советом Министров Республики Беларусь. К примеру, пройти такую службу можно будет в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищнокоммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. При этом, местные исполнительные и распорядительные органы на период прохождения альтернативной службы размещают граждан в пригодных для проживания помещениях, соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

– Какова на практике процедура направления на альтернативную службу?

– Для рассмотрения вопроса о прохождении альтернативной службы гражданин имеет право не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве обратиться в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную. В заявлении должны быть указаны причины, побудившие заявить о такой замене. Для подтверждения информации, изложенной в заявлении, к нему следует приложить автобиографию и иные материалы. Данное заявление будет рассматриваться на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. В процессе рассмотрения вопроса призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, других граждан, которые могут дать пояснения по существу заявления. Кроме того, призывная комиссия может запросить характеристику на гражданина, подавшего заявление, с места работы или учебы, а также иную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу. Законом определены основания для принятия решения об отказе в замене воинской службы на альтернативную. В частности, гражданин, в отношении которого было принято решение о замене воинской службы на альтернативную, вправе до дня убытия к месту прохождения альтернативной службы заявить о своем желании пройти военную службу.

– Различается ли срок прохождения альтернативной и воинской службы?

– Срок прохождения альтернативной службы отличается: для лиц, имеющих высшее образование, он составляет 24 месяца, для лиц, не имеющих высшее образование, – 36 месяцев. При этом продолжительность рабочей недели не должна превышать 48 часов. Гражданам, проходящим альтернативную службу, предусмотрен отпуск продолжительностью 30 календарных дней – за 36 месяцев и 20 календарных дней – за 24 месяца альтернативной службы. Исчисление идет за весь срок прохождения альтернативной службы. Причем отпуск предоставляется в течение каждых 12 месяцев прохождения альтернативной службы по 10 календарных дней. Продолжительность отпуска может быть увеличена в виде поощрения: при сроке альтернативной службы 36 месяцев – на срок до 10 календарных дней; при сроке альтернативной службы 24 месяца – на срок до 5 календарных дней.

– Какие еще нюансы регламентирует новый законопроект?

– В законопроекте также регламентированы вопросы медицинского обслуживания и страхования граждан, проходящих альтернативную службу, закреплены гарантии в области жилищных отношений для проходящих ее граждан, а также в сферах трудовых отношений и образования для уволенных с нее. Так, гражданам, уволенным с альтернативной службы, гарантируется: сохранение в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем увольнения с альтернативной службы, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу; предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы; предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы первого рабочего места в соответствии с законодательными актами. Кроме того, гражданам после увольнения с альтернативной службы гарантируется продолжение обучения на прежних условиях в учреждениях образования, в которых они обучались до направления на альтернативную службу.

Во время прохождения альтернативной службы будут выплачивать ежемесячное денежное содержание в размере 150% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала. Его размер будет повышаться: на 20% бюджета прожиточного минимума – с 13 месяца альтернативной службы, на 40% бюджета прожиточного минимума – с 25 месяца альтернативной службы. Законом определено, что время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы.

Предусматриваются и меры взыскания, которые могут налагаться за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возлагаемых на граждан, проходящих альтернативную службу, либо за несоблюдение ограничений, связанных с ее прохождением. Следует отметить, что граждане, проходящие альтернативную службу, не вправе принимать участие в забастовках, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской.

Источник

Зачем в Беларуси альтернативная служба?

В современном мире альтернативная служба существует в странах, где призыв в армию является обязательным.

Суть данной службы сводится к тому, что гражданин может добровольно, исходя их внутренних пацифистских или религиозных убеждений, выбрать вместо обязательной воинской службы службу гражданскую, проходящую в виде трудовой повинности в организациях, где ввиду различных причин не хватает рабочих рук (в больницах, хосписах, лесничествах и т.п.).

У белорусского общества сложилось смешанное представление о данном виде службы. И в преддверии появления в Беларуси «Закона об альтернативной службе» мы бы хотели подискутировать с читателями сайта о пользе и вреде этой службы, а так же ответить на вопросы, а, может быть, и разрушить мифы, которыми этот вид службы оброс.

Немного истории

Автор книги «Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии» Р. Маранов указывает, что на территории СНГ сложилось два подхода к пониманию альтернативной службы: европейский и азиатский.

Европейский подход содержит в себе акцент на терпимость к инакомыслящим, которые выбирают для себя альтернативную службу. Право на альтернативную службу происходит из признания прав человека. Азиатская модель зиждется на нетерпимости к нетрадиционным религиям, рассматривает альтернативную службу как особую меру для отдельных категорий граждан. В европейской модели управление альтернативной службой осуществляется гражданским институтом власти, в азиатской – военным.

Право на альтернативную службу происходит из права на свободу совести и религии, закрепленной в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, где указано, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», а так же во Всеобщей декларации прав человека в статье 18, согласно которой «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии…» и статьи 19, согласно которой «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение…».

Статья 57 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право замены воинской службы альтернативной, однако за последние 20 лет все попытки принятия закона, который бы данный вид службы регулировал, оказывались провальными.

Этому способствовало достаточно сильное лобби Министерства Обороны, которое видело в появлении альтернативной службы конкурента, а так же потенциальную причину подрыва обороноспособности страны. Так, однажды отвечая на вопросы журналистов, Министр Обороны заявил: «Я лично категорически против [альтернативной службы]. Я считаю это надуманным и вредным. В нашем менталитете такого нет. Это способ отлынивать от службы».

В одном Министр Обороны был определенно прав: в нашем менталитете такого не было и привыкание к тому, что подобный закон все же должен появиться, заняло не один год.

Лишь в 2014 году межведомственная рабочая группа под общим руководством Министерства труда и социальной защиты представила проект Закона «Об альтернативной службе».

Разработка проекта Закона велась в полной изоляции от граждан и организаций, которые проявили заинтересованность в участии в его разработке. Ряд общественных объединений, правозащитных организаций подготовили для разработчиков закона рекомендации, основанные на международном опыте. В том числе был подготовлен сборник статей о международной практике реализации альтернативной службы «Подходы к реформированию: сборник статей и документов» [6]. Однако данные материалы отражения в проекте Закона не нашли.

Проект Закона разрабатывался с 2009 по 2014 год. Последние два года на проект закона был наложен гриф для служебного пользования, в результате чего доступ к документу имело ограниченное число лиц.

Как у них…. (опыт России и Молдовы)

Мы не стали ходить далеко и взяли для сравнения две страны:

– Россию как близкого соседа, который ввел альтернативную службу еще в 2002 году и прошел тернистый путь борьбы власти и гражданского общества за ее становление.

– Молдову как страну, которая имеет наиболее демократичное и простое законодательство об альтернативной службе, которую ввели в далеком 1991 году, и, притом, в разгар преднестровского конфликта.

Итак, основные критерии, по которым мы оценивали альтернативную службу в этих странах:

Республика Молдова

Российская ФедерацияРавен сроку воинской(12 и 6 месяцев)Срок службы

В 1,75 раза длиннее воинской

75% от зарплаты гражданского персонала

Равен вознаграждению гражданского персонала

Нельзя иметь дополнительную работу

Нельзя иметь дополнительную работу

Заявительный с разъяснением

Центр альтернативной службы – гражданский специализированный институт властиКоординацию альтернативной службы осуществляет

Министерство труда – гражданский, но не специализированный институт власти

Молдова:

На заре становления, альтернативная служба позволяла обеспечить занятость неохваченных воинской службой призывников, что не только способствовало их социализации, но и отчасти решало кадровую проблему на местах.

В первые годы наблюдался всплеск желающих пройти новый вид службы, так «…в 1992 году около 50 процентов призывников заявили о намерении проходить альтернативную службу, в 1995 году желающих было уже 67 процентов, а в 1998 году заявления об альтернативной службе подали 16 тысяч человек, что в три раза превышает число солдат, проходящих военную службу по призыву.».

Со временем процентное соотношение альтернативнослужащих и проходящих воинскую службу установилось на постоянной отметке. Авторы сборника статей «Подходы к реформированию: сборник статей и документов» указывают, что 2008 году число желающих проходить альтернативную службу остановилось на отметке 900 человек (25% от призываемого контингента).

Проходит альтернативная служба в группах (бригадах), состоящих исключительно их альтернативнослужащих, по профилю деятельности (строительные, экологические и т.п.). Ввиду небольшой территории страны, чаще сохраняется территориальный принцип комплектации групп, то есть служащий чаще всего живет дома.

Зарплата альтернативнослужащего соответствует зарплате гражданского персонала, занятого на подобных работах, но четверть зарплаты служащий отдает на содержание Центра гражданской службы (гражданского института власти, управляющего альтернативной службой в стране) или, по желанию, на благотворительность.

Права и обязанности альтернативнослужащих определяются Трудовым Кодексом. В свободное от службы время не запрещено обучение в учебных заведениях, в год может предоставляться месячный неоплачиваемый отпуск.

Россия:

Министерство Обороны Российской Федерации «всегда говорило о необходимости уравнять АГС [альтернативную гражданскую службу] со службой по призыву по “суммарным” тяготам…» и потому настаивало на большем сроке альтернативной службы по сравнению с воинской, особых условиях труда, сокращении категорий граждан, которым она может быть предоставлена.

Сегодня срок службы на гражданских предприятиях составляет 21 месяц. Подача документов на альтернативную службу должна производиться за пол года до начала призыва, при этом свои убеждения достаточно лишь разъяснять, но не подтверждать документально.

Альтернативнослужащих не объединяют в рабочие бригады, направляют в рабочие коллективы на гражданские предприятия.

В среднем, в год в России на альтернативную службу подают заявления 300 – 350 человек. Относительно небольшое количество заявлений связано с тем, что в 2008 – 2012 годах призывные комиссии активно отказывали призывникам в альтернативной службе без объяснения причин, что привело к падению мотивации подавать заявления. Сейчас данная практика заметно снизилась, тем не менее военкоматы неохотно предоставляют информацию об альтернативной службе, а обособленного института альтернативной службы, который бы занимался организацией службы, а так же ее продвижением, не существует.

В Молдове у альтернативнослужащего есть возможность выбирать профессию из возможных предложенных (например, хочет он быть слесарем или санитаром), в России такой возможности нет. Вместе с тем, ни в одной из этих стран альтернативнослужащим нельзя иметь дополнительную работу.

В Молдове сроки службы равны, в России альтернативная служба в 1,75 раз длиннее воинской. Что из этого справедливо?

Существуют различные мнения о том, какой срок альтернативной службы является справедливым по отношению к сроку воинской службы. Если взять за основу, что справедливым является равенство сроков службы (как, например, в Молдове), то российский вариант с повышающим коэффициентом в 1,75 для альтернативной службы можно расценивать как дискриминационный.

Российские правозащитники Лев Левинсон и Сергей Кривенко приводят свой метод подсчета: «… гражданин, проходящий АГС [АГС – здесь и далее альтернативная гражданская служба], имеет 2 отпуска, продолжительностью около месяца каждый, а также 2 полных выходных каж­дую неделю. И отпуск, и еженедельные выходные засчитываются в срок АГС. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву в течение 12 месяцев …, не имеет ни одного отпуска, а также ему положен только один выходной в неделю. … если руководствоваться принципом равенства количества времени, которое отдают службе во­еннослужащий и гражданин…, то срок АГС должен превышать годичный срок военной службы на 4–5 месяцев. »

Математически данный подход является верным, но следует учитывать, что суть воинской и альтернативной службы в корне отличается.

Альтернативнослужащий же изо дня в день выполняет возложенную на него трудовым контрактом работу, которая предполагает сферу ответственности, итогом чего является полезная деятельность здесь и сейчас.

Таким образом, распространенное выражение «солдат спит – служба идет» к альтернативнослужащему скорее не применимо.

Потому, несмотря на то, что воинская и альтернативная службы идут в одной правовой связке, подобрать объективные критерии их сравнения представляется проблематичным.

Как это хотят сделать у нас… (Беларусь)

Белорусскому проекту закона, представленному в 2014 году, присущи в большей степени черты азиатского, нежели европейского подхода к пониманию сути альтернативной службы:

– исключительно религиозные основания для предоставления службы,

– срок службы в 2 раза больше воинской (36 и 24 месяца для граждан без высшего образования и с высшим образованием соответственно),

– отпуск 10 дней в году,

– 48 часовая рабочая неделя (6 дней по 8 часов),

– запрет на дополнительную работу,

– зарплата (а, точнее, содержание) не связано с местом прохождения службы (работы), выплачивается из республиканского бюджета и составляет 150 % от наибольшей величины базового прожиточного минимума (то есть, в декабре 2014 года содержание примерно составило бы 2.100.000 белорусских рублей).

– общая координация реализации альтернативной службы возлагается на Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и на местные исполкомы, то есть гражданские институты власти,

– крайний срок подачи заявления на альтернативную службу – за 10 дней до конца призыва, что увеличивает вероятность попадания на службу,

– по месту работы предоставляется жилье, в случае если служба проходит вдали от дома,

– хотя о необходимости предоставления подтверждающих религиозные убеждения документов прямо не указывается, но полномочия призывной комиссии определяют получение дополнительной информации самостоятельно, поэтому, вероятно, будут делаться официальные запросы в религиозные общины, указанные в заявлении от призывника.

Учитывая, что призывом альтернативнослужащих будет заниматься на Министерство Обороны, ожидается, что, как и в России, будет иметь место практика отказа в альтернативной службе по формальным причинам, ввиду того, что Министерство Обороны не заинтересовано в поощрении выбора подобного вида службы призывниками.

Министерство Труда и Социальной Защиты предполагает, что максимальное число альтернативнослужащих в год составит около 80 человек.

Особо следует отметить, что права и обязанности альтернативнослужащего не гарантируются Трудовым Кодексом, то есть не признают его субъектом трудовых отношений.

Определенные проектом Закона условия указывают на то, что альтернативная служба рассматривается как вынужденная мера, призванная, с одной стороны, восполнить пробел в законодательстве, с другой стороны, обеспечить минимальные необходимые условия для альтернативнослужащих, при этом никаким образом не поощряя данный выбор.

Частное мнение одного призывника

Попробуем примерить условия службы на себя.

Очевидно, что среднестатистический альтернативнослужащий будет чувствовать себя обделенным по сравнению с другими работниками предприятия, которые вероятнее всего имеют большую зарплату, имеют рабочую неделю и отпуск, гарантированные Трудовым Кодексом.

Учитывая, что максимальный срок службы может составить 3 года, что, например, будет частой практикой в отношении Свидетелей Иеговы, среди которых не поощряется получение высшего образования, можно сделать вывод о том, что к концу службы мы получим гражданина со слабым уровнем мотивации к труду (так как за три года его приучили, что объем выполненной работы на вознаграждение не влияет), низкой гражданской позицией (так как альтернативная служба хоть и проходит вне стен воинской части, но человеку нельзя принимать активное участие в общественно-политической жизни).

С другой стороны, вероятно подобные условия станут для кого-то вызовом и укрепят убеждения и желание после службы развиваться и самореализовываться. Вызывает опасение тот факт, что ставя призывника в подобные условия, его направляют на работу и, вероятно, ожидают от него качественного исполнения своих обязанностей.

Предполагая, что через год-два после начала службы, альтернативнослужащий будет выполнять свое обязанности спустя рукава, я бы побоялся ему доверить, например, свое здоровье или здоровье своих близких.

По сложившейся практике, до вступления в силу Закона «Об альтернативной службе», отказников направляли на службу в транспортные или железнодорожные войска. Это была вынужденная мера, так как представителям ряда религиозных течений проще пойти в тюрьму, нежели быть призванными в армию. В транспортных и железнодорожных войсках их не принуждают принимать присягу, не наседают с военным делом. И это было своеобразным компромиссом.

Сегодня неясно, какой вид службы будут выбирать для себя призывники-отказники, так как в сравнении с условиями прохождения альтернативной службы, транспортные и железнодорожные войска выглядят более привлекательно.

А вы бы выбрали альтернативную службу, если бы она предоставлялась не только по религиозным основаниям?

Источник

16 вопросов об альтернативной службе

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе» (далее – Закон). В журнале «Я – специалист по кадрам», 2016, № 14, мы рассказали об основных положениях этого документа. Данная публикация вызвала у работников кадровых служб множество вопросов о применении норм Закона на практике. Ответы на поступившие в редакцию вопросы вы найдете в статье.

Закон регламентирует общественные отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на прохождение альтернативной службы, и определяет основные требования к прохождению гражданами альтернативной службы.

Альтернативная служба – это общественно-полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан взамен воинской службы (часть первая ст. 1 Закона).

Документ:
перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2016 № 497 «О некоторых вопросах прохождения гражданами альтернативной службы».

В соответствии с Законом Совет Министров Республики Беларусь определил перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, и установил порядок и условия прохождения гражданами альтернативной службы (ст. 9 Закона).

Кто проходит альтернативную службу?

На альтернативную службу направляют граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годных для прохождения службы, если они лично заявили о том, что такая служба противоречит их религиозным убеждениям в той мере, в которой ее прохождение становится невозможным (часть первая ст. 3 Закона).

Справочно:
для лиц с высшим образованием срок службы составит 24 месяца, без высшего образования – 36 месяцев.

На какие работы могут быть направлены граждане, проходящие альтернативную службу?

Перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, состоит из 84 пунктов.

Такими работами, например, являются уборка основных и подсобных помещений; влажная уборка палат, комнат, отделений, операционных, коридоров и др. с применением дезинфицирующих средств; проветривание помещений, смена штор и гардин; чистка и дезинфицирование душевых, ванн, умывальников (раковин) и других мест общего пользования; мытье оконных стекол и переплетов, подоконников; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание, мытье вручную и (или) с помощью моечных машин и приспособлений стен, полов, потолков, лестниц и т.д.

В какие организации могут быть направлены граждане, проходящие альтернативную службу?

Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, устанавливает Минтруда и соцзащиты с учетом заявок областных и Минского городского исполкома.

Законом предусмотрено прохождение гражданами альтернативной службы в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйств, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей (часть первая ст. 4 Закона).

Как оплачивается труд граждан, проходящих альтернативную службу?

Гражданам, проходящим альтернативную службу, из средств республиканского бюджета выплачивается ежемесячное денежное содержание. Его величина составляет 150 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, за 2 последних квартала.

Начиная с 13-го месяца альтернативной службы размер ежемесячного денежного содержания повышается на 20 % бюджета прожиточного минимума, а с 25-го месяца – на 40 %.

Образец приказа о расторжении трудового договора с работником в связи с призывом на военную службу смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

В каких случаях может быть изменен размер денежного содержания?

При наложении на гражданина, проходящего альтернативную службу, мер взыскания (замечание, выговор) выплата ежемесячного денежного содержания в повышенных размерах может приостанавливаться на срок до 3 месяцев.

На период нахождения в отпусках выплата денежного содержания сохраняется, за исключением отпусков в связи с поступлением в учреждения образования или организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, и получением образования.

Какие ограничения предусмотрены Законом для граждан, проходящих альтернативную службу?

При прохождении альтернативной службы на граждан налагается ряд ограничений. В частности, они не имеют права участвовать в забастовках, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять другую (помимо службы) оплачиваемую работу (ст. 23 Закона).

ЭТО ВАЖНО! Альтернативная служба не является видом трудовых отношений. Ограничения, которые накладываются на граждан, проходящих срочную военную службу, распространяются на лиц, поступивших на альтернативную службу. При этом гражданам, проходящим альтернативную службу, предоставлен такой же перечень социальных льгот и гарантий, как и гражданам, проходящим срочную военную службу, например, в области образования, здравоохранения, жилищных, трудовых и пенсионных отношений.

Какие наказания предусмотрены для граждан, проходящих альтернативную службу?

Гражданин, поступивший на альтернативную службу, должен добросовестно выполнять свои обязанности при прохождении службы.

В случае ненадлежащего исполнения обязанностей и несоблюдения установленных ограничений на него могут налагаться меры взыскания в виде замечания или выговора.

За уклонение, повлекшее в период прохождения альтернативной службы наложение трех выговоров, не погашенных в установленном законодательством порядке, предусмотрена ответственность в виде ареста.

По какой статье уволить работника, направленного для прохождения альтернативной службы?

В случае направления работника для прохождения альтернативной службы он увольняется из организации, с которой состоит в трудовых отношениях, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, т.е. по п. 1 ст. 44 ТК, аналогично поступлению на срочную военную службу.

Однако стоит отметить, что военную службу можно проходить по призыву, по контракту и путем поступления в военное учебное заведение. Трудовые договоры (контракты) в связи с призывом на военную службу (п. 1 ст. 44 ТК) должны быть прекращены с теми работниками, которые призваны на военную службу для исполнения конституционной обязанности, а не поступили на военную службу добровольно.

Если гражданин добровольно поступает на военную службу по контракту либо в военное учебное заведение, увольнение такого работника не регулируется нормами ТК, предусматривающими увольнение работника по обстоятельствам, не зависящим от воли и желания сторон. С работником, добровольно поступившим на военную службу по контракту либо в военное учебное заведение, трудовой договор (контракт) может быть расторгнут по требованию (часть первая ст. 41 ТК) или по желанию работника (ст. 40 ТК).

ЭТО ВАЖНО! Прохождение альтернативной службы гражданами на добровольной основе Законом не предусмотрено.

Таким образом, увольнение в связи с направлением гражданина на альтернативную службу предусмотрено только частью первой ст. 44 ТК.

Какие документы должен представить нанимателю работник, направленный для прохождения альтернативной службы?

Для увольнения в связи с призывом на альтернативную службу работник представляет нанимателю документ, подтверждающий направление работника на такую службу. Это может быть направление в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина, выдаваемое военным комиссариатом после принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную. Его выдает военный комиссариат гражданину в случае принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу (часть первая ст. 18 Закона).

ЭТО ВАЖНО! Обязанность подавать нанимателю заявление об увольнении в связи с направлением на альтернативную службу законодательством Республики Беларусь не предусмотрена.

Какие документы должен представить наниматель на работника, направленного для прохождения альтернативной службы?

Призывная комиссия вправе запросить характеристику на гражданина, подавшего заявление, с места работы и иную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу (часть четвертая ст. 16 Закона). Наниматель обязан представить такую информацию призывной комиссии.

Надо ли выплачивать выходное пособие работникам, направленным для прохождения альтернативной службы?

Образец записи в трудовой книжке о прекращении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Работникам, направленным на альтернативную службу, при их увольнении с работы выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48, часть первая ст. 340 ТК).

При увольнении по рассматриваемому основанию необходимо соблюсти процедуру увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Как определить дату увольнения?

В законодательстве нет требования о сроках предупреждения нанимателя либо получении согласия на увольнение. Дата увольнения работника из организации определяется соглашением сторон, однако нанимателю необходимо учитывать сроки, указанные в представленном поступающим на альтернативную службу работником документе.

Наниматель не вправе перенести дату увольнения либо отказать в увольнении по п. 1 ст. 44 ТК, несмотря на уважительность возможных причин, которыми он при этом руководствуется.

Как оформить увольнение?

На основании представленных работником документов наниматель издает приказ об увольнении, с которым работник знакомится под подпись.

Запись о причинах увольнения в трудовую книжку должна точно соответствовать формулировке приказа (распоряжения) (часть третья п. 26 Инструкции о трудовых книжках).

Когда следует произвести окончательный расчет и выдать трудовую книжку?

Все выплаты, причитающиеся увольняемому работнику на день увольнения, должны быть произведены не позднее дня увольнения (часть первая ст. 77 ТК). Трудовая книжка выдается в день увольнения (в последний день работы) (часть шестая ст. 50 ТК). За ее получение работник расписывается в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, собственноручно указав дату получения (часть шестая п. 79 Инструкции о трудовых книжках).

Документ:
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция о трудовых книжках).

Как уволить временного, сезонного работника, направленного для прохождения альтернативной службы?

Трудовой договор с временными работниками может быть прекращен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным ст. 44 ТК и частью второй ст. 294 ТК, а именно: призыв работника на военную службу, направление работника на альтернативную службу (п. 1 ст. 44 ТК).

ЭТО ВАЖНО! При расторжении трудового договора в случае призыва временного работника на военную службу, направления на альтернативную службу ему также выплачивают выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (п. 2 ст. 295 ТК).

Аналогичной будет и процедура расторжения трудового договора с сезонным работником в случае его призыва на военную службу или направления на альтернативную службу. Таким работникам в обязательном порядке следует выплатить выходное пособие в размере
2-недельного среднего заработка (п. 2 ст. 302 ТК).

Какие гарантии предусмотрены законодательством для граждан, уволенных с альтернативной службы?

Законодательно закреплена гарантия предоставления первого рабочего места для уволенных с альтернативной службы граждан (ст. 35 Закона и ст. 281 ТК).

После увольнения с альтернативной службы граждане могут продолжить учебу в учреждении образования или работу в государственной организации, в которых они учились или работали до призыва. Правом поступить на работу к прежнему нанимателю можно воспользоваться в течение 3 месяцев после увольнения либо 3 месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Гражданам, принятым на прежнее место работы, предусмотрена единовременная материальная помощь в размере не менее 1 минимальной заработной платы.

Время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывают в стаж работы.

Александр Пуп, юрист

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *