алые паруса это символ чего
«Алые паруса»: как в России появился символ романтической любви и трогательного выпускного
До выпускного «Алые паруса» осталось меньше месяца. «Пятый канал» опубликовал очередной экскурс в его историю. О том, как Александр Грин создавал свою повесть-феерию, вдохновившую на создание зрелищного шоу.
Над своим первым крупным произведением Александр Грин работал шесть лет. За это время несколько раз появлялись и исчезали разные герои, менялось место действия и даже цвет знаменитых парусов. Писатель задумал повесть еще до революции, в 1916 году, а дописывал уже после окончания гражданской войны. Все происходящее перед его глазами закономерно отразилось и в его тексте.
Сам Александр Грин рассказывал, что идея повести пришла к нему случайно. Он остановился перед витриной с игрушками и там увидел лодочку с шелковым парусом. Правда тот парус был не алого, а белого цвета. Писательская фантазия самостоятельно дорисовала образ. Грин задумался, что мог бы ему рассказать корабль с красным парусом. В поисках ответа на этот вопрос он и написал свою самую известную книгу.
Кстати, именно «Красные паруса» – первое название повести. А первое место действия – революционный Петроград. Писатель вдохновенно встретил февральскую революцию, но к революции октябрьской его настроение резко изменилось. К большевистским идеям он был равнодушен. В конце концов Грину начало казаться, что паруса слишком густо окрашены политическими красками. Красный цвет он заменил на алый, что, впрочем, не спасло книгу от спекуляций советской пропаганды, которая много лет пыталась делать из литературного корабля революционный символ, а самой книге приписывало удобные для власти смыслы.
«Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее – сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования», – писал Александр Грин.
По этой же причине Грин меняет и место действия. Из революционного, голодного и нищего Петрограда герои переезжают в сказочную Гренландию, в прибрежную деревушку Каперна. Писатель страстно любил природу морских городов – именно её он считал самой привлекательной. Он и сам долго жил у моря – в Крыму. Поэтому в своих произведениях он описал почти все порты в акватории Черного моря.
Были в повести «Алые паруса» ещё два героя, которые со временем исчезли из черновиков Грина. Герой-рассказчик и летающий человек Мас-Туэль, который обрёл свой дар благодаря силе желания.
По задумке Грина герой-рассказчик видит корабль с парусом, но из-за необычного солнечного эффекта парус кажется ему не белым, а почти алым. Он рассказывает эту историю Мас-Туэлю, а тот в свою очередь делится с ним историей Ассоль. Позже автор принял решение отказаться от второстепенных героев, оставив только две сюжетные линии – Ассоль и Грея. Кстати, в многочисленных черновиках Александра Грина можно найти и совсем другое имя главной героини – Аюта.
Работа над повестью происходила на фоне трагических событий не только в стране, но и в жизни самого писателя. В 1919 году Грина призвали в Армию, где он подхватил сыпной тиф и надолго оказался в больнице. Он дважды дезертировал из армии, потому что не разделял тех идей, за которые ему предстояло сражаться. В какой-то момент он оказался на грани нищеты и скитался по друзьям в поисках ночлега. И всё это время Александр Грин делал заметки и писал черновики будущей повести. Естественно, всё разочарование происходящим и надежда на то, что и в его жизни, и в жизни Петрограда наконец появится тот самый корабль с алыми парусами, выплеснулись на страницы повести.
В привычный нам текст «Алые паруса» сложились к 1920 году. Все дальнейшие правки были уже стилистического характера.
В мае 1922 года в газете «Вечерний Телеграф» опубликовали одну главу из повести – «Грей». Целиком произведение вышло в 1923 году. Свою книгу Александр Грин посвятил любимой жене Нине, которая была рядом с ним до самой смерти.
Символ победы, символ надежды: «Алые паруса» признаны лучшим праздником в мире
Лучший выпускной, которому может позавидовать вчерашний школьник с любой точки планеты (а если уж быть честным, то и давно вышедший из-за парты взрослый), проходит в России: «Алые паруса – 2019» взяли главную награду конкурса The Best Event Awards World и две серебряные статуэтки. Праздник, вдохновленный образом мечты, уже несколько лет как перестал быть главным выпускным Санкт-Петербурга и даже России. Как идея «Алых парусов», зародившаяся более 50 лет назад в Ленинградском дворце пионеров, выросла в лучший мировой праздник, читайте в материале «Известий».
Показательный пример
О том, что проект Пятого канала победил на The Best Event Awards World, стало известно в субботу, 23 ноября. «Алые паруса» взяли главную награду в номинации ICONIC EVENT AWARD 2019, а также серебряные награды в номинациях BEST MUSICAL EVENT 2019 и BEST BEA WORLD EVENT AGENCY 2019. Выпускной убедителен по всем критериям: креативность, технологические инновации, вовлеченность участников, целостность бренда и многие другие. И опередил порядка 160 заявок из 30 стран, победив в основной номинации главного международного мероприятия в индустрии.
Сейчас «Алые паруса» — мероприятие, внесенное в реестр мирового событийного туризма. The Telegraph в 2015 году включил шоу «Алые паруса» в десятку самых посещаемых туристических событий мира наряду с Октоберфестом и Бразильским карнавалом. Репортажи с петербургского выпускного с международным статусом занимают полосы The Times, транслируются телеканалом Euronews и попадают в сводки крупнейших мировых информационных агентств, в том числе Синьхуа. Но еще совсем недавно этот романтический праздник оставался грустным воспоминанием для многих жителей Санкт-Петербурга.
Символ надежды
Первый городской выпускной «Алые паруса» организовывали в Ленинградском дворце пионеров, где с 1940-х проходили все выпускные балы. Тогда, в 1968 году, Дворцовую набережную расчертили мелом: в разных точках читали стихи, пели песни и устраивали конкурсы. А по Неве прошел адмиралтейский катер «Ленинград» с выпускниками Суворовского и Нахимовского училищ на борту, двое из которых высокими факелами зажгли Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова — это стало одной из традиций «Алых парусов».
По словам Лидии Буланковой, которая в те годы занимала пост замдиректора Ленинградского дворца пионеров, первым делом на ум всем пришло название «Аврора», но оно не совсем подходило: «В результате долгих споров вдруг кто-то сказал даже только первую букву: «А что если а. » И все хором: «Ой, Алые паруса!»
«Петербург возник как результат и символ победы России, ее утверждения на Балтийском море. «Ногою твердой встать при море» — помните, да, эти замечательные фразы? Вот поэтому это символ победы и символ надежды одновременно, надежды на развитие страны в ее новом великом качестве, — говорил глава государства. — Я думаю, что и этот праздник примерно имел такое же значение. Символ победы одного этапа жизни молодого человека, который заканчивает школу, и символ надежды на интересную, интересное будущее, полноценное будущее».
«Алые паруса» оставались грустным воспоминанием вплоть до 2005 года. С предложением возобновить его проведение выступил президент.
«Фактически, идея идея о возрождении «Алых парусов» пришла от Путина», — рассказал он в документальном фильме Андрея Кондрашова, посвященном истории праздника.
За воплощение идеи взялся акционерный банк «РОССИЯ», правительство Санкт-Петербурга и Пятый канал. Уже в 2007 году праздник, театрализованное представление на котором ставил итальянский дизайнер Валерио Фести, установил европейский рекорд посещаемости в 1 млн человек. Был побит рекорд по фейерверкам — за полчаса в небо запустили 25 т пиротехнических разноцветных зарядов с площадки у Петропавловской крепости и барж на реке.
Год спустя праздник отличился тем, что алые паруса поднял самый быстроходный в мире трехмачтовый парусник «Мир». В 2010 году шоу побило свой же рекорд посещаемости, собрав 3,5 млн зрителей. Еще спустя четыре года «Алые паруса» проводили во взрослую жизнь 80 тыс. школьников, и тогда полноправными российскими выпускниками стали ребята из Крыма. Всех их с окончанием школы помимо высокопоставленных гостей поздравил российский экипаж МКС. А в прошлом году «Алые паруса» привлекли к себе еще болельщиков, приехавших на чемпионат мира по футболу, — более миллиона иностранных гостей.
Ворох сюрпризов
«Алые паруса – 2019» снова собрали все характеристики «самый». 29 июня 1,5 млн человек с набережной Санкт-Петербурга провожали белоснежное судно под алыми парусами, идущее по Неве под залпами фейерверков — 60 тыс. залпов за 22 минуты! Для подростков, которые готовятся войти во взрослую жизнь, это сказочный момент прощания с детством, а для взрослых — напоминание о том, что детство всегда остается рядом. Взрослых, наблюдающих за волшебством в небе и на воде, ощутимо больше. Из 1,5 млн человек выпускников — 40 тыс. Это ребята из Петербурга и еще 16 субъектов страны, а также из Армении, Киргизии, Молдавии, Сербии и Южной Осетии. Каждый выпускник получает два пригласительных, чтобы отправиться на праздник вместе с другом или членом семьи.
Над организацией театрализованного представления, участником которого становится каждый житель и гость Северной столицы, трудится более 7 тыс. человек.
Всего за праздником вживую, онлайн и в эфире следили более 10 млн гостей — это на 1,8 млн больше, чем годом ранее. Но организаторы не собираются останавливаться на достигнутом.
На воду в этом году сошла «Россия» — первый отечественный парусник, созданный специально для праздника с многолетней историей, с портом приписки Санкт-Петербург. Он идет с парусами размером около 900 кв. м, подсвеченными таким образом, чтобы его можно было видеть издалека. До этого несколько лет в празднике участвовало шведское судно Tre Kronor af Stockholm.
Весь город благодаря «Алым парусам» превращается в сцену. Шоу захватывает сразу несколько площадок: Дворцовую площадь, Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова, акваторию Невы. В этом году вживую воспроизвели выход из воды «в чешуе, как жар горя, 33 богатыря» — не все зрители верили, что это взаправду, а не мастерство иллюзионистов. В действительности актеры, дайверы и каскадеры часы напролет репетировали под водой у стен Петропавловки эту сцену. Участники шоу, чеканившие тяжелые шаги под водой, признавались, что и сами под впечатлением от праздника. «После салюта я приходил в себя часа три, наверное. Первый раз в жизни такое. Мы стояли в эпицентре взрывов, и я такие эмоции искренние испытал, как ребенок радовался», — поделился актер Алан Томаев.
А на уникальной многоуровневой сцене-трансформере, за минуту сменяющей декорации, сменялись лучшие артисты России: певцы Сергей Лазарев, Полина Гагарина, #2МАШИ, Зара, Lera, группа «Марсель» и другие.
«Каждый год прихожу сюда с семьей и выпускниками, всё нравится. Несмотря на то что они у нас такие взрослые, всё уже видели и путешествовали, но этот момент прощания с детством их пробивает и такое единение», — рассказала учитель английского языка Ася Саттарова.
Главные участники
Главные участники праздника российские выпускники из года в год делятся восторгом и заваливают соцсети фотографиями, в первую очередь — «Я и корабль».
«От счастья хотелось просто плакать, так как было невероятно. Я стояла на берегу Невы и видела этот парусник!» — радовалась в этом году выпускница, убедившаяся в правильности своего решения поступать в санкт-петербургский университет.
А петербургский выпускник Давид Карапетян предложил ввести новую традицию — загадывать желания при приближении парусника: «Символом нашей взрослой жизни стал именно этот корабль, который прошел под алыми парусами. Этот корабль шел очень уверенно и быстро, поэтому он олицетворяет наше будущее».
Класс: 6
Презентация к уроку
Анализ 1 главы «Предсказание» (слайд 1)
Стадия вызова (слайды 2-3)
Вопрос: были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело одно только желание чего-то необычного, прекрасного?
Задание: прослушайте песню «Алые паруса» (исп. Е Осин и ансамбль «ДоМиСольки»)
– Сформулируйте тему урока, используя текст песни и данную иллюстрацию (слайд 4)
Тема урока: «Алые паруса – символ надежды…» (по произведению А.Грина «Алые паруса»)
Осмысление содержания (слайд 5)
Эпиграф:
Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.
Биография писателя (доклад ученика + презентация: Слайды 6-13): Дом-музей А. Грина. Рабочий кабинет писателя, Филиал Дом-Музей А.Грина (Старый Крым), Здесь с 1930г. жил А. Грин. Здесь он и умер, Мемориальная доска на набережной имени Грина, д. 21, г. Кирове, Бюст на набережной имени Грина в г. Кирове, Александр Грин на почтовой марке Украины, 2005)
Из истории создания произведения (слайд 14-15)
Мечтами об «ослепительном случае и радости» полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» – произведение, утверждающее силу человеческого духа, просвеченное любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.
1. Работа с литературоведческими терминами (слайд 16)
Феерия (франц. feerie, от fee – фея, волшебница),
1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 веке
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
3) Волшебное, сказочное зрелище.
Символ – слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык».
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор.
+ Предсказание
2. Работа с текстом (слайд 17)
3. Самостоятельная работа – составление характеристики героини (сверяем с данными на слайде 17)
Характеристика героини (ключевые слова): девочка, маленькое существо, «несмышлёныш, без которого скучно», «доброе личико», росла без подруг.
Иллюстрации героев (слайд 18)
Анализ эпизода «Встреча с волшебником» (слайд 19)
Продолжим составление характеристики героини (сверяем с записью на слайде 19)
Характеристика героини: «стиранное много раз платье, худенькие загорелые ноги, тёмные густые волосы», «каждая черта была выразительна, чиста и легка, как полёт ласточки», «тёмные с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи», «полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
«Растение, крошка, милая, «имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины», «Прекрасная неизвестность».
«Тут только он (Эгль) уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы. », – решил он.»
Иллюстрации героев (слайд 20)
Анализ эпизода «Ассоль после встречи с волшебником» (слайд 21)
Рефлексия (слайд 22)
Смотрим иллюстрацию и прослушаем песню «Алые паруса» (слайд 23)
Составление синквейна (слайды 24-25)
Мечта.
Далёкая, манящая.
Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.
Паруса.
Алые, загадочные.
Манят, радуют, приближаются.
Надо верить в чудеса.
Любовь.
Иллюстрации (слайд 26)
Домашнее задание (слайд 27)
1. Ответить на вопрос: Как вы думаете, сбудется ли мечта Ассоль?
2. Прочитать феерию А. Грина «Алые паруса» до конца.
3. Составить рассказ о главных героях произведения: Ассоль и Грее.
Итог урока (слайд 28)
Заканчивается урок словами А.Грина: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя»
Как «Алые паруса» стали символом прекрасной эпохи?
Начало XX века в российском искусстве было поистине волшебным. Это тяжело отрицать, особенно на контрасте с тем, что ожидало всех художников – в широком смысле слова – спустя всего пару десятилетий. Пока весь мир упивался зарождающимся постмодернизмом, деконструкцией всего, что так долго развивалось в Европе, но так и не спасло ее от Первой мировой войны, в России шли иным путем. Да, безусловно, базисом была вся та же предпосылка о несостоятельности современной культурной парадигмы, но цель была другая. Не разрушить, а создать что-то новое сверх.
На протяжении всего XIX века Россия будто накапливала свой интеллектуальный капитал. Каждое десятилетие дарило все более совершенных художников, музыкантов, но в первую очередь, конечно, писателей и поэтов. Первые два десятилетия новой столетки благодаря этому взорвались невиданным ранее обилием талантливых людей. Им было тесно в существующих рамках. Ведь никто не называет Сергея Есенина «новым Пушкиным», а Максима Горького «вторым Достоевским». Они – другие. Акмеисты, футуристы, имажинисты, младшие и старшие символисты, не важно. Главное, что у них получалось проложить дорожку к сердцу читателя в совершенно новых формах.
Впрочем, новых, да не совсем. Если положить перед человеком, который никогда не слышал об Александре Грине, книгу «Алые паруса», сможет ли он определить, когда повесть была написана? Что это, романтизм начала XIX века? Символизм начала XX-го? Может, новая искренность, которая разрослась ближе к концу прошлого века? Наверное, все вместе. Грин написал вневременную книгу, которая покажется актуальной человеку из любой эпохи. В конце концов, что может быть более современным каждому веку, чем мечта?
Посмотреть советскую экранизацию «Алых парусов» можно будет в пятницу, 17 сентября, в 17:05 и в воскресенье, 19 сентября, в 7:05 на телеканале «Мир».
Так почему же все-таки «Алые паруса» и что они символизируют? Чтобы ответить на этот вопрос, придется углубиться в черновики писателя. Он называл повесть «феерией». И не просто так. Эта книга должна была стать его откровением, главным произведением в жизни. Сначала она вообще была посвящена конфликту автора с собственным литературным талантом. В поисках какого-то синонима ликованию от творчества, Грин отправился в город, где на одной из витрин и обнаружил ту самую лодочку с парусом. Правда, белый шелк показался писателю слишком скучным. Нет, полотно непременно должно быть красным. Вернее – алым.
Первоначально в книге главный герой должен был рассуждать о тонкостях восприятия и о том, как писатель продумывает сюжет и реализует свой замысел, где находит образы. Алые паруса должны были стать катализатором творческого процесса для главного героя. У этого есть интересная подоплека: на самом деле полотнище корабля, по замыслу Грина, оставалось белым. Просто персонажи книги видят его на закате, когда Солнце багровеет на самом горизонте, окрашивая все вокруг в кроваво-алый цвет. Приглушенный шум моря, яркий свет, переливающиеся красным паруса – все это должно было помочь герою начать работать над своими произведениями.
А затем Грину пришла в голову еще более интересная мысль. Ведь действительно, никто и никогда алые паруса на свои суда не ставит. Это дорого и непрактично. Зато красиво и захватывающе. Главный герой хотел увидеть что-то подобное, что-то столь же потрясающее, вот и принял эффект от заката за настоящие алые паруса. Это великолепная метафора исполнимости мечты, которая в конечном итоге в глазах смотрящего и в руках делающего. Так изменилась тема повести.
Главный герой феерии, несмотря на то, что кажется на первый взгляд, вовсе не девочка Ассоль. И даже не Артур Грэй. Их ветка, пусть и занимает большую часть страниц, является побочной. На самом деле это повесть о старике Эгле, собирателе песен, легенд, преданий и сказок. То есть, по сути, авторе. Вспомните, ведь именно он рассказывает Ассоль о некоем корабле с алыми парусами, который он якобы придумал и обманул бедную девочку. Ничего он, конечно, не придумывал. Это он должен был стоять на берегу моря по первоначальному замыслу Грина. Это он видел судно с белыми полотнами, которое озарялось солнцем и казалось кроваво-красным. И в первую очередь ему нужно, чтобы Ассоль действительно забрал принц на таком корабле. Потому что только тогда его произведение, пересказанное девочке в лесу, обретет хоть какой-то смысл, подарит хотя бы одному человеку счастливую жизнь. Можно ли автору мечтать о большем?
Впрочем, конечно, речь вовсе не о судах и принцах. Ассоль просто дарят смысл жизни. С самого начала повести читателю показывают, как несчастно она живет. Никому не пожелаешь такой жизни, как у дочки моряка, которого ненавидит весь город. В результате с детства у нее вырабатывается защитный механизм. Героиня живет в мире сказок, она постоянно о чем-то мечтает и переносит себя из жестокого мира в собственные сны. Чтобы выйти из этого состояния, ей просто необходим некий образ из жизни, которыми и становятся алые паруса, а вернее, само Солнце. Всю дальнейшую жизнь, с момента встречи с Эглем, она посвящает стремлению к нашей звезде. Недаром Грин дал ей столь символичное имя – Ассоль. Будто «к солнцу» по-латински. Мечта о счастливой жизни, которой она никогда не знала, мечта о солнце, мечта о принце – все это двигало главную героиню день за днем, пока она трудилась, собирая игрушки на продажу, пока выживала в том мире, в котором она родилась, но не хотела бы рождаться.
Артур Грэй, в свою очередь, стал для Ассоль проводником в новый, счастливый мир. И сделал это максимально правильным способом. Да, он действительно просто влюбился в девушку и хотел забрать ее себе в жены, но ведь принцу ничего не стоило просто снарядить красивый королевский корабль, приехать к возлюбленной и попросить у нее руки и сердца. Или, в конце концов, прийти к ней домой пешком. Нет, Грэй подслушивает разговор о мечтах девушки, о ее вожделенных алых парусах, и намеренно покупает красную ткань, чтобы водрузить ее на свой небольшой корабль. Он хочет не столько жениться на девушке, не столько увезти ее с собой в страну, где он наследный принц, сколько реализовать ее мечту, ее желание. Довезти Ассоль до Солнца. Он становится вторым элементом в паззле, который дарит душевный покой главному герою Эглю. Ассоль была той, кто искренне поверил в его сказку и сделал ее смыслом своей жизни, спасительной веточкой из серого мира, а Артур Грэй не просто сам спас девушку. Он воплотил сказку. И это главный итог произведения.
Грин считает, что человека от его мечты отделяет толстое и мутное стекло реальности. Через него очень тяжело увидеть то, что делает нас по-настоящему счастливыми. И Ассоль, и Грэй, и Эгль сумели в какой-то момент посмотреть сквозь эту линзу, пусть и каждый со своего особого ракурса. Алые паруса – это не просто символ мечты. Это чудо. А, как мы знаем из повести Грина, «чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя».