аманат что это значит фото

Неумение хранить тайны – черта лицемера

аманат что это значит фото. Смотреть фото аманат что это значит фото. Смотреть картинку аманат что это значит фото. Картинка про аманат что это значит фото. Фото аманат что это значит фото

Всё, что даётся человеку на хранение, на арабском языке называют общим словом «аманат», которое в этом или похожем значении перекочевало в некоторые языки мусульманских народов.

Аманат в переводе с арабского означает верность данному слову, преданность, надёжность и честность. А учёные-богословы дают этому термину следующее определение: «Аманат – это чужие права, которые обязан соблюдать и охранять каждый человек».

Чаще всего аманатом служит какая-нибудь вещь, имеющая ценность, будь то деньги, драгоценности или другое имущество. Но нередко аманатом могут стать тайна или секрет человека, которыми он поделился с другим человеком.

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا حَدَّثَ الرَّجُلُ الحَدِيثَ ثُمَّ التَفَتَ فَهِيَ أَمَانَةٌ

«Если человек что-то рассказывает и при этом смотрит по сторонам (показывая, что не желает, чтобы об этом кто-то слышал), то сказанное им становится аманатом (тайной, доверенной на хранение)». (Имам Ахмад, 14474; Абу Давуд, 4868; Тирмизи, 1959)

По различным причинам человек делится с родными, близкими, друзьями, приятелями и даже с первым встречным своими самыми сокровенными мыслями. Когда человек разбрасывается в прямом смысле этого слова своими секретами, он и не думает, что эта информация через некоторое время может стать достоянием общественности. Это происходит, потому что каждый человек по своей натуре доверчив. Кто-то доверяет всем подряд, а кто-то верит только своим близким людям, и то не всегда и не всем. В любом случае человек, раскрыв свою тайну кому-то, оказывает ему безграничное доверие.

Если вам доверили тайну, она является аманатом, который вам отдали на хранение. Следовательно, вы должны беречь эту тайну, как зеницу ока.

Тот, кто является для всех нас примером – Пророк Мухаммад ﷺ – никогда не позволял себе нарушать аманат, всегда возвращал доверенное и никогда не раскрывал тайны тех, кто доверился ему, ведь он является обладателем всех благородных качеств.

Мухаммаду ﷺ в Мекке безгранично доверяли не только его последователи, родные и близкие, но даже его идеологические противники, которые находились с ним практически в состоянии войны.

аманат что это значит фото. Смотреть фото аманат что это значит фото. Смотреть картинку аманат что это значит фото. Картинка про аманат что это значит фото. Фото аманат что это значит фото

А что представляет собой тайна? Чужая тайна?

Практически каждый человек имеет секреты, которые он хотел бы хранить в тайне от всех или почти от всех за исключением определённого круга лиц. Иногда человек добровольно рассказывает нам свои тайны, иногда мы узнаём о них случайно. Но вне зависимости от того, как нам стало известно о них, эта информация остаётся чужой тайной, на разглашение которой мы не имеем права.

К великому сожалению, мы не всегда можем хранить чужие секреты, а порою мы не умеем делать это. Некоторые люди хронически не способны сохранить тайну и просто не могут ничего с собой поделать. Эти люди необдуманно выдают и чужие, и свои тайны. Они делают это автоматически, а после часто сожалеют о содеянном. Что поделаешь, они просто не умеют вести себя согласно предписаниям нашей религии.

С точки зрения Ислама категорически запрещено раскрывать любую тайну, особенно если это может нанести кому-либо вред. Раскрыть секрет того или иного человека разрешается лишь тогда, когда человек уже умер, но даже после его смерти нельзя рассказывать о том, что может унизить или опозорить его.

Если человек рассказал вам о сокровенном и доверил вам свою тайну или вы где-то услышали её, подслушали или случайно узнали, будьте добры, держите эту тайну при себе, как ценную вещь, отданную вам на хранение, ибо за её разглашение вы будете спрошены в Судный день.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَأَوْفُوا بِالْعَهْدِ ۖ إِنَّ الْعَهْدَ كَانَ مَسْئُولًا

(смысл): «И исполняйте договор [свои обязательства как перед Аллахом, так и друг перед другом], ведь, поистине, о договоре будет спрошено». (сура Аль-Исраъ: 34)

Всевышний Аллах спросит об исполнении обещания в День Суда, и если человек исполнил взятые на себя обязательства, то Аллах вознаградит его, а если нарушил, то Аллах накажет его.

Как мы упомянули выше, чужие тайны являются доверенными нам аманатами. А если человек не хранит аманат, то это является признаком лицемера, ибо он предаёт того, кто ему доверился.

От Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا ، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا : إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а тому, кому присуще одно из них, будет свойствен признак лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, рассказывая о чём-либо; поступает вероломно, договариваясь; и преступает границы дозволенного, враждуя с кем-либо». (Бухари, 34; Муслим, 58)

Одним из важнейших адабов поведения в семье и в обществе является умение хранить тайны. Неумение держать язык за зубами является скверной чертой характера, и не менее скверной является откровенность с такими людьми.

Основной причиной того, что человек нарушает обещание и не умеет хранить доверенные ему тайны (аманат), является слабость его веры, а также отсутствие богобоязненности и дружба с теми, кто не соблюдает чужие права.

Каждый мусульманин должен отречься от этой лицемерной черты, и для этого ему следует стараться укреплять свою веру, быть богобоязненным и остерегаться дружбы с теми, кто не соблюдает чужие права.

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Источник

Виды аманата у мусульман

Одной из важнейших потребностей человека в социуме считается общение и взаимодействие с другими людьми. У всех нас есть родственники, друзья, коллеги по работе, соседи, братья и сёстры по вере, к которым мы обращаемся за помощью или же сами её оказываем. Одним из таких видов помощи мы можем назвать аманат, под которым понимается некий объект, отдаваемый на хранение.

В исламском мировоззрении аманатом может быть не только конкретный предмет, но и определённая мысль, знание, тайна. Например, если кто-то раскрывает Вам свой секрет и берёт с Вас обещание о нераспространении, то это тоже считается аманатом.

Соблюдение аманата – обязанность мусульман

Подтверждение фразе, вынесенной в подзаголовок, мы можем найти в суре «Женщины»:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам…» (4:58)

Исходя из этого, следует, что человек должен, согласно договоренностям, вернуть то, что ему было доверено, в полном объёме. Шариат запрещает присвоение чужого имущества, даже если доля присваиваемого незначительна. Например, если Вам предоставили на хранение свою квартиру, то следует вернуть её в таком же виде, в каком она и была принята. Если же человек по неосторожности испортил чужое имущество, то следует эти потери компенсировать хозяину.

За ответственное отношение к аманату верующие, по воле Всевышнего, смогут обрести саваб (награду), которая может оказаться у них как в земной жизни, так и в мире ином. В своей Книге Аллах говорит:

«Преуспели верующие… которые оберегают вверенное им на хранение» (23:1,8)

Т.е. в Коране рассматриваемый в статье аспект перечисляется рядом с намазом, закятом и считается фактором успеха мусульманина.

При этом несоблюдение требований аманата в исламе считается настолько тяжким грехом, что в Писании оно сравнивается с предательством Господа и его Посланника (с.г.в.). Подтверждение тому – 27-й аят суры «Добыча»:

«Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество» (8:27)

В одном из хадисов, который приводит Абу Дауд, сказано: «Соблюдай аманат того, кто тебе его доверил…». В данной части слов Пророка (с.г.в.) внимание акцентируется на необходимости придерживаться договоренностей стороной, принявшей на хранение что-либо. Во второй части хадиса оговаривается ситуация, когда некто поступил несправедливо по отношению к вам самим. «…И не твори несправедливость в отношении того, кто был с тобой несправедлив» (т.е. следует категорический запрет на месть человеку, который не сберёг ваш аманат).

Тот же, кто нарушает свои обещания, согласно одному изречению Посланника Всевышнего (с.г.в.), считается лицемером: «Существует три признака мунафика: когда он что-то утверждает, но лукавит, когда обещает и не выполняет, а когда ему верят – предаёт» (Бухари, Муслим).

Разновидности аманата

Каждый мусульманин, появившись на этот свет, уже становится хранителем множества обязательств. Их исламские богословы обычно подразделяют на 2 категории: аманаты Создателя и аманаты общества.

Под первыми понимается то, что Он даровал Своим творениям. Вверенное Им люди обязаны беречь до Судного дня и не предавать каким-либо искажениям.

Аманаты Аллаха:

1. Душа считается основным аманатом, который Господь дарует каждому творению. Человек появляется на этот свет, имея чистую и безгрешную душу. Со временем люди начинают грешить и, тем самым, очернять её своими негативными поступками. В день Великого суда верующий должен предстать перед Создателем с чистой душой, а для этого необходимо в течение земной жизни очищать её посредством намаза, закята, садака, поста, послушания родителей, хорошего отношения к своим жёнам и детям – всего того, что велит делать нам Всевышний. В суре «Шамс» говорится:

«Преуспел тот, кто очистил еЁ (душу), и понес урон тот, кто опорочил еЁ» (91:9-10)

2. Тело, дарованное человеку Господом, которое мы обязаны беречь и отказаться от вреда самому себе. Для сохранения физического здоровья верующий обязан соблюдать требования гигиены и безопасности, а при возникновении болезни – лечить её всеми дозволенными способами. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Всевышний не посылал ни одной болезни, не дав при этом от неё исцеления» (Абу Дауд). Исходя из этого следует, что мусульманин должен бороться за своё здоровье и жизнь даже в ситуациях, когда врачи говорят, что лечение бесполезно.

3. Ислам – ещё один аманат Всевышнего, дарованный всем Его рабам. В суре «Трапеза» об этом сказано:

«Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3)

Ислам был послан в качестве милости людям, и верующие обязаны оберегать его вплоть до наступления Судного дня. Прежде всего, на мусульман возложена обязанность прививать единобожие своим детям, чтобы они продолжили эту цепочку и передавали все необходимые знания и навыки из поколения в поколение. Правоверные не должны искажать религиозное учение в угоду собственным желаниям или корыстным целям, так как это приводит к заблуждению. В качестве аманатов нам также были переданы столпы ислама – иман, намаз, закят, ураза и хадж, которые мусульманам предписано блюсти и обучать им других людей.

4. Время. Увы, этот ценный ресурс, дарованный Милостивым и Милосердным, многие расходуют впустую. В одном из хадисов сказано: «Есть два богатства, которыми люди пренебрегают: это здоровье и свободное время» (Бухари, Ибн Маджа). Каждый человек должен грамотно планировать свой режим дня, чтобы удавалось и выполнять религиозную практику, и заниматься общественно полезными делами, и уделять внимание своей семье. Расходуя собственное время нерационально, мы совершаем грех, который в исламе именуется расточительством (исраф). При этом благодаря грамотному распределению времени верующий, по воле Всевышнего, сможет справиться со всеми возложенными на него обязанностями, а значит, обрести счастье в обоих мирах.

5. Богатство. Источник всех материальных благ для людей – это Аллах. Многие полагают, что они собственным трудом зарабатывают деньги и сами вправе решать, куда их тратить. Но считающие так люди забывают, что всё в этом мире происходит по воле Всевышнего, и каждый заработанный рубль – это так же Его воля. Именно Господь дарует богатство кому пожелает, и Он же может его лишить. По этой причине человеку следует рационально расходовать свои средства, обеспечивая себя и свою семью, помогая нуждающимся, раздавая милостыню и выплачивая закят. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Лучшие деньги – это средства, которые человек тратит на семью, на транспорт, а также на людей, занятых богоугодными делами» (Тирмизи, Насаи).

Аманаты общества:

1) Семья служит главным общественным аманатом человека – он обязан оберегать и соблюдать все свои обязанности перед ней. Мужчине надлежит содержать семью, а женщине – быть хранительницей домашнего очага. Кроме того, супруги обязаны создавать в доме гармоничную атмосферу не только друг для друга, но и своих детей. Они оба обязаны участвовать в их воспитании и помогать им в трудных ситуациях. В одном из хадисов сказано: «Каждый из вас – пастырь, отвечающий за свою паству» (Бухари, Муслим). В данном случае под пастырем понимается мужчина, который несёт ответственность за свою семью, а также женщина, которая в большей степени принимает участие в воспитании детей. Благополучие и любовь в доме приведёт человека к счастью как в земной жизни (поскольку у него будут любящие жена и дети), так и в мире ином (ибо за это человек обретает саваб).

2) Долги. Беря деньги взаймы, человек возлагает на себя обязанность вернуть их в установленный срок. При этом сумма долга должна быть возвращена в таком же размере без начисления процентов. Кроме того, желательно отдавать в той же платежной единице, в какой и брал. Например, если взял в долг 100 долларов, то обязан вернуть 100 долларов, несмотря на скачки курса и инфляцию. Кроме того, одолженная сумму следует возвращать в установленный срок. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Невозвращение долга вовремя для человека, имеющего деньги, есть несправедливость» (Муслим). Исключением же из правила может стать ситуация, в которой должник по объективным причинам не может вернуть долг вовремя. В таком случае ему дозволено вернуть занятые средства позже, ну а другой стороне за каждый день отсрочки будет копиться саваб, по воле Аллаха.

3) Тайна. Мусульмане, вне зависимости от пола, обязаны хранить тайны, которые ему доверяют другие люди. Хранение секретов – это тот же аманат, и человек должен его беречь. Здесь речь идёт также о тайнах супружеской жизни, которые не должна выходить за стены дома или квартиры. Пророк (с.г.в.) говорил: «Среди наихудших в Судный день будет тот, кто имел связь с женщиной, а на следующий день раскрыл её секреты» (Абу Дауд, Ахмад).

Стоит отметить, что существуют и форс-мажорные обстоятельства, при которых верующий обязан раскрыть ту или иную тайну. Во-первых, если сокрытие секрета может привести к негативным последствиям как для самого человека, так и для окружающих. Например, если кто-то узнал о планируемом преступлении, то он обязан сообщить об этом. Во-вторых, человек вправе выдать определённую тайну, если он подвергается пыткам. (Однако дискуссионность такой ситуации заключается в том, что, спасая свою жизнь, человек может погубить другие).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Аманат что это значит фото

аманат что это значит фото. Смотреть фото аманат что это значит фото. Смотреть картинку аманат что это значит фото. Картинка про аманат что это значит фото. Фото аманат что это значит фото

Некоторые виды аманата:

1. Величайший аманат. Это религия, приверженность и преданность ей.
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность («аманат»), но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (Аль-А’раф, 72)
Имам Аль-Къуртуби в толкование этого Аята сказал: “Амана охватывает все сферы религии” (См. «Тафсир аль-Къуртуби», 14/253)

2. Все милости, что Аллах даровал тебе. Это так же аманат. Следует беречь это и не расточать попусту, а так же использовать так, как доволен будет этим Тот, кто дал тебе этот аманат – Аллах, Велик он и Возвышен. Зрение – это аманат, слух, руки, ноги, язык, имущество – все это также является аманатом и не подобает использовать их кроме как в том, чем доволен Аллах.

3. Дело, которое было поручено – аманат, его провал – хъиянат.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда аманаты будут утеряны – ждите Часа». Его спросили «Как оно будет утеряно, о Посланник Аллаха?» На что он ответил: «Когда дела будут поручаться тем, кто этого не заслуживает – ждите Часа» (Аль-Бухари, 6131)

Так же он, да благословит его Аллах и приветствует, когда Абу Зарр попросил его назначить его на должность, в частности ответил: «… поистине, это аманат. » (Муслим, 1457)

4. Секреты.
И если случилась между тобой и твоим другом ссора, это не причина для того, чтобы разглашать его секреты, потому что это будет проявлением подлого нрава и низости.

Посланник Аллаха сказал: «Если человек сообщил что-то, а затем оглянулся (вокруг себя), то это аманат» (Аль-Бейхакъи, 21693)

Что еще хуже этого – это разглашение супружеских секретов! Передано от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Величайшим [нарушением] аманата в Судный День перед Аллахом будет [то, как] человек вступает в близость со своей женой, а затем распространяет ее секреты» (Муслим, 1437)

5. Вещь, отдаваемая на хранение.
Ее следует беречь, а затем вернуть в таком виде, в котором брал.

Веление сохранения аманата и запрет ее нарушения

Слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах велит вам возвращать аманаты владельцам» (Ан-Ниса, 58)
Ибн Касир указал, что упомянутые в Аяте аманаты относятся ко всем видам аманатов, являющихся обязательством на человеке, которые делятся на две категории: ― Права Всевышнего Аллаха, как например молитва, пост и т.д. ― Права Его Рабов, как например вверенное на хранение имущество и т.д. (См. «Тафсир Ибн кассир», 4/41)

Аллах, описывая качества верующих, сказал: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не поступайте вероломно по отношению к аманатам сознательно» (Аль-Анфаль, 27)
Сказал Ибн Касир: “Хъияна (вероломство, предательство) охватывает все виды грехов –маленькие и большие. От Ибн Аббаса передается об аманате, что он сказал: “Это все, что было поручено рабам Аллаха” (См. «Тафсир Ибн кассир», 4/41)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Соблюдайте аманаты, которые вверены тебе, и не предавай того, кто предал тебя» (Ат-Тирмизи, 323 и др.)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, описывая подлость лицемеров:
«Признаков лицемера три: когда говорит что-то – лжет, когда заключает договор – нарушает, когда ему вверяют что-то – предает» (Аль-Бухари, Муслим)

Достоинство сохранения аманатов

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Верный хранитель [чужого имущества], который подает милостыню [из хранимого] так, как это велел сделать [хозяин], в полной мере и в сохранности, так что его душа спокойна, отдает [милостыню] тому, кому велено было отдать – тот один из двух подающих милостыню» (т.е. получит награду как тот, кто отдал милостыню из собственного кармана) (Аль-Бухари, 1348)

Вероломство и нарушение аманатов – из числа больших грехов

Хъияна – вероломство и обман – один из больших грехов. Сказал Имам Аз-Захаби:
“Вероломство в любом деле является мерзким, и в одних случаях она бывает хуже, чем в других. Тот, кто обманул тебя с монеткой не равен тому, кто поступил с тобой вероломно по отношению к твоей семье и имуществу, он совершил великое преступление”
(См. «Китабуль-Кабаир», 92)

Посланник Аллаха сказал:
«Нет Имана у того, кто не соблюдает аманата, и нет религии у того, кто не соблюдает договоры» (Бейхакъи, 12470, Ахмад, 12567)
(Имеется ввиду, что Иман и религия такого человека не будут полноценными, а не то, что они будут отсутствовать. (См. «Баяну мушкиль аль-Асар», 12/15. ― прим. пер.)

Источник

аманат что это значит фото. Смотреть фото аманат что это значит фото. Смотреть картинку аманат что это значит фото. Картинка про аманат что это значит фото. Фото аманат что это значит фотоСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

аманат что это значит фото. Смотреть фото аманат что это значит фото. Смотреть картинку аманат что это значит фото. Картинка про аманат что это значит фото. Фото аманат что это значит фото

Аманаты – это политические заложники. В словаре русского языка Владимира Даля читаем: «аманат (арабск.) – заложник; человек, взятый в залог, в обеспечение чего-либо, верности племени или народа, подданства покоренных и пр. Казаки говорят: аманатчик. Аманатов, ему принадлежащий, аманатский, к ним относящийся».

Обычай отдавать или забирать аманатов был частью политической практики при взаимоотношениях российских властей с народами, либо вступающими в ее подданство, либо уже проживающими на ее южных границах.

Аманатов забирали или выдавали на протяжении XVII-XIX веков. Кабардинцы, ногайцы, калмыки, чеченцы, осетины, казахи и башкиры отдавали представителей своих аристократических фамилий российским властям на несколько лет в знак подтверждения достигнутых политических договоренностей. Получить аманата – это значит поставить символическую точку во взаимоотношениях, ведь часто подписанных сторонами документов было недостаточно, чтобы соглашения соблюдались, и аманаты считались наиболее надежной гарантией.

Аманаты, однако, были не просто заложниками, а полномочными представителями феодальной аристократии народов, входящих или уже вошедших в подданство России. Аманаты – дети или родственники горских князей или ногайских мурз – обладали высоким социальным статусом, поэтому им оказывались особые знаки внимания.

Историк Илья Торопицын, исследовавший институт аманатства в XVII-XIX веке, в своей работе приводит инструкцию коменданту Кизлярской крепости, в которой предписывалось «обходиться с ними осмотрительно, осторожно, справедливо, приветливо, с умеренною ласкою, но не раболепно». В источниках отмечается, что аманаты производили впечатление гордых, честолюбивых, высокомерных и даже коварных молодых людей. Поэтому, например, кизлярскому или терскому воеводам не рекомендовалось идти у них на поводу, не допускать по отношению к ним уступок и послаблений.

Аманатов содержали в крепостях – в Уфе, Астрахани, Терской или Кизлярской крепостях. Государство содержало аманатов за свой счет – в XVII веке такой пансион был недешев и обходился казне в среднем в 60 рублей в год.

Отношение к аманатам – размер их содержания – менялось в зависимости от политической конъюнктуры. Если какие-то «горские владельцы» вдруг нарушали свои договоренности о верности, то расходы на содержание аманатов снижались.

Количество аманатов от каждого народа было неодинаковым – в разное время в качестве аманата мог быть либо один человек, иногда каждая аристократическая группа от какого-то народа могла посылать свого представителя.

Весной 1829 года из печати вышли “Записки во время поездки из Астрахани на Кавказ и в Грузию в 1827 году” Николая Александровича Нефедьева – астраханского чиновника, путешественника. Он был здесь, на Кавказе, с одним из друзей А. С. Пушкина Н. В. Всеволожским и его супругой. В начале своего описания автор отмечает, что через Терек построен “на каменных столбах длинный и высокий мост. …Ров и земляной вал составляют здесь цитадель. Внутри ее помещаются каменные казармы, церковь, дом коменданта и много других казенных зданий; в том числе дома для приезжающих и для аманатов. Местоположение Владикавказа весьма приятное. В форштадте дома офицеров и солдат окружены цветущими палисадниками. В самой крепости есть небольшой садик и липовая аллея, заменяющая бульвар, где видел я гуляющих аманатов. Это маленькие дети владельцев или старшин горских народов, залог их верности. Несмотря, однако же, на сих заложников, здесь небезопасно; все живут, как в блокаде, и никто не смеет отлучаться отсюда на самое близкое расстояние”.

Статья “Поездка из Москвы на Кавказ”, опубликованная в “Тифлисских ведомостях” (№ 56, 1830 г.) содержит такие сведения: “В крепости небольшой деревянный домик с железными решетками наполнен аманатами, данными горскими народами. Это оборванные, грязные ребятишки, обреченные вечному невежеству, ибо во Владикавказе их ничему не учат, а содержат, как пленников. Какая была бы польза, если бы учредить для них училище и по окончании курса учения отпускать в домы, а вместо их набирать других: сколько от этого выиграло и правительство, и человечество вообще”.

Аманаты были ограничены в свободе передвижения – они не имели права покидать без разрешения местных властей города и крепости, где их содержали. За ними постоянно надзирали – либо специальный караул, либо особые доверенные лица. В исключительных случаях аманатов могли переводить в города, находящиеся на большом расстоянии от их родных мест. Торопицын, анализируя смысл таких перемещений, пишет, что это был способ давления на феодалов, проявляющих попытки самостоятельной внешней политики, даже несмотря на то, что их родственники находились в аманатах.

Если аманат умирал, а его родственники отказывались выдавать нового в заложники, то в инструкциях рекомендовалось захватить какого-нибудь влиятельного представителя этой фамилии.

Школы для аманатов – особое явление в истории Северного Кавказа. Впервые они стали открываться во второй половине ХVIII века. В таких школах аманаты учились русскому языку, русской грамоте, а сами школы являлись одним из способов формирования имперской лояльности. Известный исследователь Жан Шарль де Бесс писал об одной из аманатских школ: “Легкость, с которой учатся эти дети, необычайна, самый старший из них читал предо мною русскую книгу очень бегло и внятно, хотя пробыл в школе всего один год – срок, после которого родители забирают своих детей, чтобы прислать на их место других”.

О судьбе самых знаменитых кавказских аманатов, об аналогах аманатства в истории советского Кавказа – читайте в следующем посте

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *