аманатная изба что такое
Аманатная изба что такое
coloniam deductam запись закреплена
Аманатские избы в Сибири XVII века.
Аманатские избы (дворы) ― часть построек острога в Сибири конца XVI ― начала XVIII в. Они находились внутри острожного пространства. Аманатские избы известны с самого начала освоения русскими Сибири. Уже первые остроги конца XVI ― начала XVII в. включали в себя помещения для размещения аманатов из числа ясачного населения Сибири.
Аманатские дворы, если их рассматривать вместе с острогом, имеют матрешечную структуру. Это ограждения в ограждениях. Если это была не отдельная изба, а целый аманатский двор, то дополнительно к острожным он имел собственные стены, делавшиеся в заплот или частоколом. Вход во двор был через ворота, запиравшиеся на замок. В небольших или в только что построенных острогах аманатская изба располагалась внутри острожной стены. Как, например, было в Теленбинском остроге в 1670-е гг.; Козельчатом острожке на Колыме в 1678 г.
Кроме этого, на территории аманатного двора могли хранить запасы провизии и различные бытовые принадлежности и снасти для обслуживания аманатов. Для этого ставили амбары и выкапывали погреба. Вместе с провизией хранили и котлы для приготовления пищи.
В больших городах была специальная должность аманатского кошевара.
Инструкции по охране аманатов были строгими. Предписывалось держать их не только в отдельной избе, но и внутри отдельной, запираемой на замок комнаты. Ноги или руки при этом должны быть скованными. У избы должны стоять круглосуточно вооруженные караулы.
Воеводская наказная память якутскому сыну боярскому Матвею Ярыгину в Олекминский острог 1674 г. предписывала «в зимовьях караулы были б дневные и ночные безпрестанно, и аманатов держать в аманатских избах, в большей крепости, в казенках, за запором и в железах, за крепкою сторожею». В царском наказе якутскому воеводе М. Лодыженскому
1651 г. говорилось о том, чтобы «аманатов их в остроге велети кормити государевыми запасы и беречи накрепко, посадя их на особном дворе, где пригоже за сторожи, чтоб они из ocтрогу никуды не ушли. ».
Случаи нападения на караульщиков аманатских изб были не редки. Например, в 1684 г. на подведомственное якутскому воеводе Тонторское зимовье было совершено нападение тунгусов: «Казака Ваську мельника убили до смерти, да казаков же 4 человек ранили, и двери
избные с надворья заперли, и против аманатцкие казенки стену вырубили два бревна, и аманатов своих 7 человек отбили, и пожитки и хлебные их запасы пограбили все без остатку». В 1685 г. в Тугирском острожке «аманаты, три человека, убили до смерти в карауле казака Тимошку Данилова, а сами из острожку ушли».
В небольших избах содержались десятки аманатов. Если в больших острогах ситуация была не столь критичной (там существовали аманатские дворы со всеми необходимыми постройками), то в маленьких острожках, особенно в Восточной Сибири, условия были же-
стокими. В Охотске сидело 64 аманата в 1682 г., в Якутск набирали по шестьдесят
46 аманатов на год, порой аманатов отдавали на дворы служилых людей, поскольку в аманатских избах не было места: «И он Алеулко отдан Евдокимку на сбереженье, что посадить его негде, аманацкие избы аманатов насажены полны».
Впрочем, некоторые аборигены порой даже требовали постройки аманатного двора. Наличие аманатного двора позволяло добиваться каких-то минимальных норм содержания аманатов в остроге. Многие аманаты пытались жаловаться на условия и склонить администрацию к постройке более просторного аманатского двора. Противопоставлением аманатскому двору в челобитных аманатов была тюрьма. Она воспринималась ими как пустое место, намного более привольным считался амантский двор. В челобитной аманата князца Поси Хулеева 1652 г. говорилось: «Переимали нас, сирот твоих, в оманаты в твоей государеве избе трех человек. И как привезли нас, сирот твоих, на Березов, и твой государев воевода Михайло Лодыженской засадил нас, сирот твоих, в тюрьму пустую и поморил было нас голодною смертью безвинно.
Фото: Экспозиция «Караульная изба Илимского острога».Тальцы
#Сибирь #Аманаты #реконструкция_cd
Словесница Искусств
Проекты
Друзья и партнеры
Устаревшие термины и выражения
Абориген — местный, коренной житель.
Азям — верхняя одежда, сходная по крою с кафтаном.
Аманаты — заложники из числа местного населения. Как правило, в аманаты землепроходцы брали «лутших людей».
Аманатная изба — изба для содержания заложников (аманатов), см. «казенка».
Вож — проводник из числа местного населения.
Волок — участок между двумя судоходными реками, через который перетаскивали суда (лодки) для продолжения пути. В Сибири и на Дальнем Востоке иногда было целесообразно оставлять судно (суда) перед волоком, а на другом его конце делать новое. Груз в этом случае землепроходцы переносили на себе.
Гулящие люди — свободные люди, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью; разряд населения, не причисленный ни к какому сословию.
Дощаник — большая парусная плоскодонная лодка, судно, на котором, согласно документам XV — XVII веков, перевозили людей и грузы по сибирским рекам. Такое судно имело высоко поднятый нос и широкую корму, посередине — мачту, от которой к корме и носу были протянуты веревки.
Десятинная соболиная казна — пушнина, полученная с торговых и промышленных людей в качестве пошлины, которой облагалась как добытая, так и покупная мягкая рухлядь. Десятину обязаны были выплачивать и служилые люди.
Закаменная сторона — Сибирь и вообще все, что восточнее Уральских гор.
Зимовье — помещение, где зимуют люди. В Сибири и на Дальнем Востоке в XVII — XVIII вв. это изба, где экспедиции пережидали зиму.
Зимовье «по-черному» — зимовье, в котором топились печи без труб-выводов дыма из жилого помещения. Дым попадал в избу и выходил через отверстия в небольших окнах, потому потолок и стены были черными от сажи, в избе — большая задымленность.
Казенка — специальное помещение в остроге (городке), комната или отдельный дом, где содержались заложники (аманаты). См. «аманатная изба».
Камень — 1. старое русское название Уральских гор. 2. Каменный, скальный выступ или гора, не поросшая растительностью. 3. Скала.
Колодки — деревянные оковы, состоящие из двух досок или брусьев с вырезанными отверстиями-полукружьями. Одевались на шею, руки, ноги пленного, чтобы затруднить возможность побега.
Коч — судно, приспособленное для плавания в северных морях. На Руси они появились в XVI веке, их родина — Поморье. Отличительной особенностью является вторая (двойная) обшивка в районе ватерлинии. От ладьи и дощаника, имеющих прямоугольные бока, коч отличает яйцеобразная форма корпуса.
Кошка — 1. Колючее растение, репейник, который цепляется за одежду. 2. Отмели, мешающие продвижению судов; участки моря или реки, периодически пересыхающие во время отлива. Именно в таком значении использовалось это слово в XVII веке.
Кыргызы — многочисленные монголоязычные и тюркоязычные племена, обозначенные в старых документах.
Лама — эвенкийское название Охотского моря.
Лама-река — река Амур на языке тунгусов.
Ламуты — от «Лама», так землепроходцы называли эвенков и другие народы, жившие на берегах Охотского моря.
Лутшие люди — местная знать.
Острог — 1. Укрепленный населенный пункт. 2. Частокол или палисадник из свай, заостренных сверху. 3. Поселение, укрепленное острогом. 4. Тип крепости. 5. Тюрьма.
Охочие люди — добровольцы, которые шли рядом с землепроходцами за свой счет, на свой страх и риск; в списки участников экспедиции не вносились.
Подволошная река — река, с которой начинается волок.
Полуденная сторона — юг, южная сторона.
Полуказачье — особая категория добровольцев, «охочих людей», которые несли государственную службу наравне с казаками, хотя и не числились в послужных списках.
Промышленные люди — 1. Люди, занимающиеся каким-либо промыслом, например, охотой на зверя, промысловики, охотники. 2. Люди, занимающиеся организацией какого-либо производства.
Разсоха — старорусское слово, обозначающее сухое, точнее, полусухое русло, ключ или ручей, дающий начало любой реке. Во время долгой суши ручей исчезает, отсюда и название — разсоха. В наречии у сибиряков XVII века — развилка, рогулька речки; слияние двух рек, речек.
Расческа — низко нависшие над водой деревья, сухие сучья.
Рухлядь — промысловые меха. В Сибири и на Дальнем Востоке рухлядью или мягкой рухлядью называли соболиные меха.
Служилые люди — люди, несущие военную службу, казаки.
Струг — речное деревянное плоскодонное гребное и парусное судно.
Тын — частокол из свай, заостренных сверху, которым ограждали зимовья, остроги.
Уставщики — специалисты по строительству кочей.
Уезд — административно-территориальная единица в составе губернии.
Целовальник — в России XV — XVII веков должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами.
Ясак — натуральный налог, которым облагались некоторые народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Обычно это были меха. Установившаяся практика взимания ясака — одна шкурка соболя с охотника в сезон.
Ясачные люди — люди, уплачивающие натуральный налог.
Сибирскую крепость ожидает второе рождение
История Илимского острога, древнего русского города, начинается с 1630 года, когда на берегу Ангары было построено первое зимовье будущей крепости. Уже к середине 17 века острог стал центром огромного воеводства с территорией, немногим уступавшей современной территории Иркутской области. Три века спустя, в 80-х годах прошлого столетия, город постигла печальная участь: при строительстве Усть-Илимской ГЭС более двухсот его усадеб было сожжено. Спасская проезжая башня 1667 года и Казанская церковь 1678 года – единственные постройки Илимского острога, которые удалось спасти, – были перенесены на территорию музея деревянного зодчества «Тальцы».
Воссоздание рубленого сибирского города и создание экспозиции древнерусской крепости Илимского острога – такова задача совместного проекта музея «Тальцы» и ОАО «Иркутскэнерго».
«Кроме единственного схематичного рисунка 1701 года, принадлежащего перу картографа Ремезова, других изображений древнего города до наших времён не дошло, – рассказывает директор «Тальцов» кандидат культурологии Владимир Тихонов. – В этой ситуации наибольшую ценность имеют подробные описания строений острога, которые сохранились в книгах и актах того времени. В них есть не только обрисовки самих строений, но и детальные описания этнографической обстановки тех времён».
В настоящее время на средства, выделенные ОАО «Иркутскэнерго», научные работники музея проводят историко-архивные и библиографические исследования в архивах Москвы, по крупицам собирая редчайшую информацию, дошедшую до нас. Это только первая часть совместной работы историков и энергетиков: на основе исследований будет определено, какие постройки Илимского острога имеют наибольшую историко-культурную ценность и будут реконструированы.
«Илимский острог располагался на оживлённом пути из Руси на Восток. Здесь начинался «Илимский волок», и отсюда осуществлялось дальнейшее передвижение русских в глубинные территории Сибири и Дальнего Востока, – описывает исторические события того времени Владимир Тихонов. – Здесь скапливался весь ясак, то есть оброк, получаемый с народов, живших по рекам Лене, Ангаре и её притокам. Отсюда шло снабжение хлебом всего северо-востока континента».
В 1667 году Илимский острог был перенесён на новое место и отстроен заново с основными сооружениями внутри, а в 1672-м получил статус города. Сама крепость состояла из тыновых стен и включала восемь башен, три из которых были проезжими. Воеводский двор, церковь во имя Спаса, колокольня, приказная изба, гостиный двор, соболиный, соляной и оружейный амбары, погреба, тюремный двор – вот основные постройки древнего города.
В ходе реконструкции планируется восстановить все тыновые стены, окружавшие крепость, а также галереи для стрелков, откуда велись наблюдение и защитный огонь из мушкетов. Реконструированы будут и торговые ряды – интереснейшие сооружения, представляющие собой двухъярусные строения. На первом этаже торговых рядов располагались лавки, где торговали всяческой снедью – мукой, картошкой, репой. Второй ярус занимали жилые помещения торговцев.
В планах историков воссоздать и караульную избу, которая исторически пришла на смену аманатной. Аманатная изба – это своего рода мини-тюрьма, в которой держали старших сыновей местных князьков в случае неуплаты общинной дани. Так как юноши являлись наследниками княжеского рода, это служило мощным стимулом для того, чтобы вся община их поила, кормила и вовремя платила дань. Позднее аманатную избу заменила караульная, которая вначале выполняла ту же функцию, а затем в ней стали держать и временно заключённых под стражу до решения их судьбы. Вокруг караульной избы располагался небольшой дворик для прогулок арестантов.
Будут реконструированы амбары: соболиный, где хранили отборные шкурки лис, соболей; оружейный, где держали ружья; и солевой, в сусеках которого хранили соль. Планируется не только восстановить сами строения, но и полностью воссоздать этнографическую обстановку, присущую тому времени.
Воеводский двор – ещё одна деталь того времени. Историческую значимость фигуры воеводы сложно переоценить. В 17 веке северные территории Иркутской области были краем земли Российской, а воевода, руководящий всем илимским войском, считался весьма крупным правителем. Что представляло из себя воеводство, как оно выглядело, выясняют сейчас историки, которые работают в архивах Москвы.
Когда-то действующее кладбище конца 19 века, которое находится на территории «Тальцов», также планируется вписать в историческую об-
становку древнего города: погост располагался обычно в непосредственной близости к церкви, обязательным дополнением которой была колокольня. Пятикупольная Спасская церковь и колокольня также будут построены в соответствии со своими историческими прототипами. Заключительным штрихом архитектурной композиции будет служить глубокий ров, когда-то окружавший древние крепости и выполнявший охранную функцию. Его так же, как и в былые времена, наполнят водой. Стоит отметить, что позднее остроги перестали выполнять функцию крепости и превратились в тюрьмы – они вполне были для этого пригодны.
«Ни у кого не возникает сомнений, что сохранение историко-культурного наследия – святой долг потомков, – считает Владимир Тихонов. – Отрадно, что сегодня мы можем не только сохранять дошедшее до наших времён, но и каким-то образом реконструировать утраченное». На восстановительных работах по возрождению Илимского острога будет трудиться специальная реставрационная бригада из числа работников музея, что позволит существенно снизить стоимость предстоящих работ. После завершения реконструкции регион получит уникальный для России историко-архитектурный деревянный объект – аналог древнего сибирского города с элементами оригиналов в виде башни Илимского острога 17 века. Первые восстановленные объекты будущего города планируется показать посетителям уже через год.
Аманатная изба что такое
3. Познакомьтесь с планом жилища, данным на рисунке. Изучив его, постарайтесь сами составить план того деревенского дома, который вы хорошо знаете.
Плещут облаком косматым По полям седым Избы, роем суковатым Изрыгая дым. |
1) Ой, избы, избы новые! Нарядны вы, да строит вас Не лишняя копеечка, А горькая нужда. | 2) Сплошная туча черная Висела над деревнею, Темны дома крестьянские |
Как синонимы употребляются слова избушка и домик у уроженца Тверской губернии
1) Отдохну-ка, сяду у лесной опушки: Вон вдали соломой крытые избушки 2) У лесной опушки домик небольшой Посещал я часто прошлою весной. |
1) Гой ты, Русь, моя родная, Хаты в ризах образа | 2) Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. |
Внутренняя планировка севернорусского жилища (Пошехонский уезд Ярославской губ.): а входная дверь, б стол, в божн и ца, г лавки, д посудник, е рукомойник.
Объяснения слов:
божница полка для икон
г о лбец снаружи род шкафа с дверцей, а внутри лестница, ведущая под пол;
пос у дник полка, шкафчик для посуды;
пол а ти высокий помост, на котором спала семья;
пов е ть крыша над скотным двором, сеновал.
1 Официальное название страны Беларусь, однако в книге это название приводится в соответствии с принципами русской орфографии: Белорусь.
2 Под знаком * («звездочкой») дается праформа слова древнейшая форма слова, которая обычно восстанавливается лингвистами (подробнее см. Словарь лингвистических терминов).
3 Этимолог специалист в области этимологии (греч. etymologia из etymon истица, основное значение слова + logos понятие, учение). Этимология изучает происхождение и историю слов.
Как на Руси выбирали, где дом построить, а Какие места называли «нехорошими» и обходили стороной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что советовали Банник и Домовой, а также почему следовало избегать дорог
Когда крестьяне выбирали участок, они ориентировались в первую очередь на практические аспекты. Дом у реки — прекрасно, но стоит задуматься о затоплении. Солнце светит и нагревает избу — а как насчет сильного ветра? Но существовали приметы, которые объяснить с практической точки зрения очень непросто. Например, дорога. Наши предки считали, что в домах, построенных на дорогах, богатство и везение не задержатся. При постройке не рекомендовалось использовать деревья, которые росли на забытых дорогах. Этот материал относили к смертельно опасному. Говорили, что такое дерево может высасывать из людей все силы, притягивать тяжелые недуги и даже усиливать риск смертельного исхода.
Нельзя было ставить дома на месте бывших бань. Это объясняли тем, что Банник, которого согнали с насиженного места, будет злиться, проникнет в дом и будет мстить. То есть жителям нового дома грозят постоянные споры, раздоры, в общем, о хорошей жизни придется забыть.
Не строили избы и на месте старой церкви. Объяснение простое: существовал обряд, который должен был умаслить Домового. Его совершал, когда был уложен первый ряд бревен. Нужно было поставить на ночь миску с молоком для этого разборчивого и вредного духа. А звать его на то место, где ранее находилась церковь и прославляли других богов, строго запрещалось. Лишиться защиты Домового, который занимал свой пост за печкой, никто не хотел.
Сгоревшая церковь как вывеска «Здесь не строить»
Раньше нередко возникали пожары. Ведь все строения были деревянными. Не избегали этой участи и церкви. Любой пожар воспринимался как суровое наказание за совершенные грехи. Говорили, что после того, как люди нагрешили, огонь проникал с небес, потому что открывались врата Ада.
Следовательно, на пепелище, особенно там, где сгорела церковь, строить дома было нельзя. Это была территория, которую Господь пометил своим гневом. Лучше всего на этом месте возвести новую церковь. Это воспринималось как способ принести раскаяние, искупить грехи. Еще один момент: рядом с храмом находился погост, и при строительстве люди могли растревожить ушедших предков.
А что тут было раньше и принцип обязательной оценки места
К разряду нехороших относили те места, которые были покинуты вследствие эпидемий, наводнений и других бед. Те места, где произошли трагедии, следовало обходить стороной, и уже тем более не строить там дома. Это касалось любых катастроф, а также различных неурядиц. К недобрым относились те территории, где, например, медведь задрал скот, какой-то человек сильно расшибся и даже те, где просто поломалась повозка. Избу здесь никто никогда не ставил. Людям было важнее спокойствие семьи и уверенность, что все сделано правильно.
Отдельно стоит сказать про плотницкие артели. В древности мастерство плотников относили к сакральному, а артели подразделялись на «нечистые» и «святые». Те плотники, которые занимались рубкой избушек и хозяйственных построек, были «нечистыми». Более того, народ наделял их особыми колдовскими способностями. А вот те, что занимались возведением церквей, считались святыми.
Если в избе находили так называемое «злыднево древо» (такое название давали природному наросту на бревнах, который плотники не убрали «специально»), то дом называли проклятым. Говорили, что работники использовали свои колдовские силы и провели заговор, что сулило различные беды и несчастья. Например, жильцы такой избы не могли иметь детей или даже уходили в мир иной по непонятным причинам.
Как пауки помогали проверить место, где изба строится
Недостаточно было просто выбрать место, следовало как следует проверить его, чтобы уберечься от воздействия злых сил. Способы для этого существовали самые разные, от простых до весьма трудоемких. Например, можно было установить на нужное место чугунок и посадить в него паука. В том случае если насекомое начинало вязать паутину, можно было расслабиться — все хорошо, изба будет счастливой.
Иногда применяли хлеб. Когда караваи сажали в печь, один из них условно «закреплялся» за будущей постройкой. Ждали, когда хлеб будет готов, и если нужный каравай был красивым, высоким, ровненьким, то говорили о благословении Господнем. В случае если хлеб вяло поднимался, а готовый каравай был покрыт трещинами или вообще разваливался, проверяемое место относили к неудачным. Строить на нем дом не рекомендовалось — жильцы подвергались опасности.
Еще один интересный обряд для проверки «строительного» места. Хозяину нужно было тайно принести четыре камня, причем брать их следовало обязательно в разных местах, и разложить их по углам будущей избы. После этого крестьянин вставал в центр и произносил молитву, в которой просил у предков благословения на постройку нового дома. Все, можно было уходить на три дня. Когда отпущенное время истекало, хозяин возвращался и проверял оставленные камни. Все, как и было, на своем месте? Прекрасно. Можно смело приступать к строительству. Нередко брали не камни, а зерно. Его надо было насыпать небольшими горками в углах дома и разложить тонкими полосами по всему периметру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: