амбивалентности в привязанности что это
Амбивалентный тип ненадежной привязанности
Вася соскучился по Маше, он рад ее видеть, он «голоден» по любви и вниманию и он начинает критиковать, агрессировать, всячески «кусать» Машу.
В какой-то момент она или проявляет агрессию к нему в ответ, и тогда он немного успокаивается, как будто бы получив подтверждение того, что его заметили и ценят.
Либо, в большинстве случаев, Маша уходит. Вася страдает и агрессирует еще больше.
Что происходит? Почему Вася так себя ведет? Как это сказывается на его отношениях?
Давайте попробуем разобраться более детально.
Основные стили привязанностей ребенок получает в детском возрасте.
Это как колея, дорога для отношений и чувств, которую прокладывают для него мама и папа, дедушка и бабушка.
Значимые взрослые передают малышу то, что умеют делать сами. Он вырастает, и у него в наборе « по умолчанию» оказывается несколько привычных типов поведения с близкими людьми.
Амбивалентный тип привязанности – это когда человек выражает негатив, критику, обесценивает и кошмарит того, в ком он нуждается.
«Бьет, значит любит» и «утонешь, домой не приходи» — яркие иллюстрации амбивалентного (противоречащего импульсу) отношения к значимому человеку.
Какой человек заинтересуется и останется в предложенном стиле отношений?
Тот, у кого достаточно выражен мазохистический радикал.
Тот, кто очень низко ценит себя: кому еще я нужна кроме него?
Тот, кого вырастили как нарциссическое расширение родителя с аналогичным стилем привязанности.
Тот, кто не будет участвовать в отношениях эмоционально, а продолжит в них оставаться ради какой-то своей выгоды, по необходимости.
Если описанные типы личности не являются мечтой для человека с амбивалентным типом привязанности, то у него есть выбор:
— оставаться в одиночестве,
— менять свои представления о том, с кем он хочет быть в отношениях (сильно снижать свои притязания),
— менять свой привычный стиль близких отношений.
Если вы узнали себя как человека с амбивалентным типом привязанности, то, наверное, легко ответите на вопрос: от кого вы ему научились?
Кто так же себя вел: мама? Папа? Любимый дед?
Теперь обратите внимание на его партнера – то есть, того человека, который терпел (или не терпел) негативное отношение к себе, обесценивание и вечное недовольство.
Как на ваш взгляд, какие причины были, чтобы оставаться в таком стиле отношений?
Хотите ли вы для себя партнера, который будет похож по некоторым личностным качествам на того, кто примет и выдержит негатив, недовольство, обесценивание, критику?
Если да – то каким дополнительным ресурсами нужно обладать, чтобы такого человека привлечь и удержать его интерес в отношениях?
Люди с амбивалентным (негативным) стилем привязанности, как правило, сами очень плохо относятся к любому недовольству в свой адрес.
Они хотят получать восторг, признание, любовь, поддержку, понимание, сочувствие и заботу.
Но не готовы ценить их, и тем более не желают искренне и открыто показывать свое теплое отношение к близкому человеку.
Видео по теме амбивалентного типа привязанности:
Особенности амбивалентной привязанности, развитие, есть ли у вас лечение?
Эти исследователи обнаружили, что примерно 10% детей показали очень необычную модель поведения. Во все времена они проявляли симптомы неуверенности, такие как поиск матери и попытка иметь постоянный контакт с ней; и когда это ушло, они были очень расстроены и не могли быть утешены.
Однако, когда мама вернулась, у этих детей появились признаки гнева. Таким образом, они пытались убежать от нее и заметно отвергли ее. Таким образом, дети были изменены как в случае отсутствия опекуна, так и во время их пребывания с ним..
Стиль амбивалентной привязанности обычно сохраняется на протяжении всей взрослой жизни человека. Люди, которые представляют это, показывают большую потребность остаться со своими любимыми; но в то же время им плохо, когда они с ними. В этой статье мы расскажем вам все характеристики этого реляционного стиля.
черты
Низкая самооценка
Когда мы рождаемся, людям нужна помощь наших опекунов, чтобы выжить; Но родители ребенка, у которого развился этот тип привязанности, не смогли адекватно удовлетворить их потребности. Таким образом, лица, осуществляющие уход, время от времени действуют в тесной манере, а в другое время игнорируют.
Таким образом, ребенок с амбивалентной привязанностью приобретает веру в то, что другие не будут постоянно заботиться о своих потребностях; но в то же время он думает, что ему нужно, чтобы другие люди были здоровы.
Это, что верно в детстве, перестает быть таковым во взрослой жизни, но человек все еще думает так неосознанно.
Из-за этого и дети, и взрослые с двойственной привязанностью основывают свою самооценку на том, как к ним относятся другие. Их самооценка, как правило, ниже, чем у других; и по этой причине они принимают неуместное поведение своих близких, так как считают, что больше ничего не заслуживают.
Амбивалентность по отношению к другим людям
Дети, у которых развивается паттерн тревожной привязанности, вскоре обретают уверенность в том, что их родители не будут должным образом заботиться о них.
Поэтому с самого раннего детства разрабатывают стратегии, которые стремятся привлечь их внимание и поддерживать контакт со своими опекунами; но в то же время они обижаются на них и показывают симптомы гнева к ним.
Так, например, ребенок с таким стилем привязанности будет плакать безутешно, когда его разлучают с родителями, в поисках возвращения и внимания..
Однако, когда опекун попытается связаться с ним, ребенок будет иногда далеким и злым, а в другое время будет цепляться за взрослого..
Этот непостоянный способ поведения сохраняется и во взрослой жизни человека. Таким образом, человек с амбивалентным стилем привязанности будет всеми силами пытаться держаться за своего партнера, часто пытаясь контролировать свои движения и заставляя его чувствовать себя виноватым за то, что он не уделил ему должного внимания..
Однако, даже когда партнер амбивалента пытается угодить ему, он обычно сталкивается с признаками недоверия и гнева. Фактически, одна из фраз, наиболее часто используемых для описания поведения этих людей, звучит так: «Ни с тобой, ни без тебя».
Скудный эмоциональный контроль
Как мы уже видели, люди с двойственным стилем питают веру в то, что им нужны другие, чтобы быть здоровыми..
В результате они, как правило, несут ответственность за свои собственные проблемы и эмоциональные состояния. Это приводит к тому, что их чувства обычно изменчивы, и вызывают у них сильный дискомфорт.
Например, человек с амбивалентной привязанностью имеет тенденцию быть легко расстроенным из-за поведения других, чего не случается с людьми, которые представляют другие стили отношений. Кроме того, они считают, что для улучшения своего настроения необходимо, чтобы остальные изменили свой образ действий..
Часто это приводит к попыткам манипулировать другими людьми, чтобы они действовали так, как они считают правильным. Если они не преуспевают, они часто злятся или пытаются заставить других чувствовать вину.
Формирование токсических отношений
Следовательно, люди с амбивалентным стилем имеют тенденцию формировать эмоциональные отношения с людьми с избегающей привязанностью..
Тип взаимодействия, который формируется, называется «взаимозависимостью»; и вообще, это отмечено ревностью, неуверенностью и большим эмоциональным расстройством.
В своих романтических отношениях люди с амбивалентной привязанностью очень сильно боятся, что их партнер оставит их. Вследствие этого они обычно стараются удовлетворить все свои потребности, забывая о своих. С другой стороны, они также пытаются манипулировать своими эмоциями, чтобы чувствовать себя виноватыми и не позволять им.
С другой стороны, люди с двойственной привязанностью также очень ревнивы. Это потому, что они очень боятся, что их партнер найдет кого-то лучше, чем они, и бросит их. В самых крайних случаях ваша ревность может проявиться даже у друзей или родственников вашего партнера.
Попытки контроля
Чтобы люди, близкие к ним, не бросали их, люди с двойственной привязанностью сделают все возможное, чтобы диктовать свое поведение..
Будучи детьми, это означает, что они все время пытаются застрять у родителей; и у взрослых, появятся всевозможные установки и действия, направленные на это.
В то же время, эти люди будут стараться сделать своего партнера максимально счастливым, забывая о своих собственных потребностях; но при малейшем признаке того, что другому человеку нужно пространство, начнутся угрозы и попытки эмоциональной манипуляции.
В очень экстремальных случаях эти люди могут пытаться контролировать поведение своих партнеров более прямыми способами, например, заходить в свои профили в социальных сетях, чтобы узнать, с кем они разговаривают..
Даже для этих людей характерно угрожать причинить вред себе, если их партнер не действует, как они хотят.
развитие
Как мы уже видели, основной причиной формирования стиля тревожной привязанности является амбивалентное поведение родителей в первые годы жизни человека. Опекуны этих детей по разным причинам способны лишь периодически удовлетворять их потребности..
Маленький мальчик скоро узнает, что, если он хочет, чтобы они позаботились о нем, он должен приложить большие усилия, чтобы привлечь внимание своих опекунов.
Однако, поскольку внимание его родителей является прерывистым, ребенок приобретает уверенность в том, что в любой момент он может отказаться от него. Такой способ видения мира сохраняется во взрослой жизни и вызывает все последствия, которые мы видели в предыдущем разделе.
В некоторых случаях человек может обрести веру в то, что ему нужно, чтобы другим было хорошо, а остальное уйдет в юности, обычно в результате особенно травмирующих романтических отношений..
Есть ли у вас лечение?
Большинство исследований стилей привязанности показали, что практически все люди сохраняют то, что приобрели в детстве на протяжении всей своей жизни..
Тем не менее, в настоящее время мы также знаем, что при достаточных усилиях и настойчивости можно приобрести более безопасную модель отношений.
По сути, есть три способа изменить тревожный стиль на более здоровый способ понимания отношений: пройти психологическую терапию, поддерживать романтические отношения с человеком с надежной привязанностью или выполнять важную работу по личностному развитию..
Независимо от того, какой из трех маршрутов выбран, человек должен будет научиться самостоятельно отвечать за свои потребности, контролировать свои эмоциональные состояния и больше доверять остальным людям. Часто этот процесс очень сложен и требует больших сознательных усилий.
Тем не менее, люди, которые разрабатывают так называемую «безопасную привязанность», утверждают, что результаты того стоят..
Амбивалентность
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Для обозначения двойственного и даже взаимоисключающего характера чувств, переживаемых человеком в одно и то же время по одному и тому же поводу, в современной психологии и психоаналитике существует термин амбивалентность.
В первые десятилетия XX столетия определение амбивалентности в более узком понимании применялось в психиатрии для обозначения доминирующего симптома шизофрении – немотивированного противоречивого поведения. И авторство данного термина, а также названия «шизофрения», принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлеру.
Позже, благодаря его ученику К. Юнгу, который – в противоположность З. Фрейду – стремился доказать единство сознательного и бессознательного и их компенсаторное балансирование в «механизме» психики, амбивалентность стали понимать шире. Но сейчас амбивалентностью называют возникновение и сосуществование в человеческом сознании и подсознании диаметрально противоположных (часто конфликтующих) чувств, представлений, желаний или намерений по отношению к одному и тому же объекту или субъекту.
Как отмечают специалисты, амбивалентность – очень распространенное субклиническое состояние. Более того, учитывая изначальную двойственную природу психики (то есть наличие в ней сознательного и подсознательного), ситуативная амбивалентность присуща практически всем, ведь недаром в случаях, требующих выбора и решительных действий, мы говорим о смятении чувств, замешательстве и путанице мыслей в голове. Мы постоянно находимся во внутреннем конфликте, и моменты, когда возникает чувство внутренней гармонии или единства цели, относительно редки (и могут быть иллюзорными).
Самые яркие примеры амбивалентности проявляются, когда есть конфликты между моральными ценностями, идеями или чувствами, в частности – между тем, в чем мы отдаем себе отчет, и тем, что вне нашего сознания («гложет червь сомнения» или «нашептывает внутренний голос»). Много мыслей приходит и уходит, но некоторые застревают в подсознании человека, и именно там существует целый пантеон захороненных ценностей, предпочтений, скрытых мотивов (хороших и не очень), симпатий и антипатий. Как говорил Фрейд, эта чехарда импульсов в задней части нашего мозга и заставляет нас одновременно хотеть или не хотеть чего-то.
Кстати, именно Фрейд сформулировал принцип амбивалентности, смысл которого состоит в том, что все человеческие эмоции изначально имеют двойственный характер, и если на сознательном уровне побеждают симпатия и любовь, то антипатия и ненависть не исчезают, а скрываются в глубинах подсознания. В «подходящих случаях» они поднимаются оттуда, приводя к неадекватным реакциям и непредсказуемым поступкам человека.
Но учтите: когда «чехарда импульсов» происходит постоянно, налицо симптом, который может свидетельствовать о затяжной депрессии, невротическом состоянии или развитии навязчиво-непреодолимого (обсессивно-компульсивного) расстройства личности.
[1], [2], [3]
Причины амбивалентности
На сегодняшний день основные причины амбивалентности связывают с неспособностью делать выбор (на проблеме выбора сосредоточены философы-экзистенциалисты) и принимать решения. От принятия обоснованных решений во многом зависит здоровье, благополучие, отношения и социальный статус личности; человек, избегающий принятия решений, сталкивается с внутренними психоэмоциональными конфликтами, которые формируют амбивалентность.
Есть мнение, что амбивалентность часто является результатом конфликта социальных ценностей, связанных с различиями культуры, расы, этнической принадлежности, происхождения, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста и состояния здоровья. Социальные конструкции и воспринимаемые нормы и ценности в рамках данного общества формируют противоречивые чувства многих людей.
Но большинство психологов усматривают причины амбивалентности в неуверенности людей, их подсознательном страхе совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональной и интеллектуальной незрелости.
Также не стоит забывать, что возникновение любых чувств, представлений, желаний или намерений не всегда подчиняется логике. Важную роль играет интуиция и тот самый «внутренний голос», который трудно заглушить.
Исследования выявили некоторые нейробиологические особенности медиации сигналов, связанных с выражением эмоций: у здоровых людей, испытывающих положительные чувства, активнее структуры левого полушария головного мозга, а если эмоции отрицательные – правого. То есть, с точки зрения нейрофизиологии, люди способны испытывать положительные и отрицательные аффективные состояния одновременно.
Изучение мозговой активности с помощью МРТ продемонстрировало участие в амбивалентности принятия решений когнитивных и социально-аффективных областей мозга (в вентролатеральной префронтальной коре, в передней и задней части поясной извилины коры головного мозга, в зоне островка, височных долей, височно-теменного стыка). Но эти области по-разному связаны с последующими процессами, так что еще предстоит выяснить, где находятся нейронные корреляты аффективных компонентов амбивалентности.
[4], [5], [6]
Формы
В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.
Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.
Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.
У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).
У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.
Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).
Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.
[7], [8], [9], [10]
Амбивалентность в привязанности
В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.
Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).
Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.
Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.
При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии. Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей.
[11], [12], [13], [14], [15]
Примеры амбивалентности
Многие источники, со ссылкой на З. Фрейда, приводят пример амбивалентности чувств из трагедии В.Шекспира. Это большая любовь Отелло к Дездемоне и жгучая ненависть, охватившая его из-за подозрения в супружеской измене. Чем завершилась история венецианского ревнивца, всем известно.
Примеры амбивалентности из реальной жизни мы видим, когда люди, злоупотребляющие алкоголем, понимают, что пить вредно, но они не в состоянии принять меры, чтобы раз и навсегда отказаться от спиртного. С позиции психотерапии, такое состояние может быть квалифицировано, как амбивалентное отношение к трезвости.
Или вот такой пример. Человек хочет бросить работу, которую он ненавидит, но за которую неплохо платят. Это сложный вопрос для любого человека, но людей, страдающих от амбивалентности, постоянные раздумья над этой дилеммой, парализующее сомнение и страдания практически стопроцентно загонят в депрессию или вызовут состояние невроза.
Интеллектуальная амбивалентность относится к неспособности или нежеланию давать однозначный ответ и формировать определенное умозаключение – из-за отсутствия у человека логического или практического обоснования для определенная своей позиции. Основная проблема интеллектуальной амбивалентности в том, что она (согласно теории когнитивного диссонанса) является предпосылкой отсутствия четкого руководства или ориентации действий. Эта неопределенность парализует выбор и принятие решений, а в итоге выражается в несоответствии между тем, что человек думает, и тем, как он себя ведет в реальности. Эксперты называют такое состояние – амбивалентность поведения, двойственность поступков и действий, амбивалентность мотивации и воли или амбитендентность.
Следует отметить, что термин эпистемологическая амбивалентность (с греч epistеmikоs – знания) в психологии не применяют. Он имеет отношение к философии познания – эпистемологии или гносеологии. Известно также такое философское понятие как гносеологический дуализм (двойственность познания).
А химическая амбивалентность относится к характеристикам полярности углеродных структур органических молекул и их связей в процессе химического взаимодействия.