американский исследователь г оверстрит отмечал что на формирование нашего сознания
Тест по обществознанию 4
Тест по обществознанию 4
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-Л20) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1 К элементам общества как системы относится(-ятся)
1) плодородные почвы
2) производительные силы
3) окружающая природная среда
4) климатические особенности страны
А2 Какой признак характеризует житейское знание?
1) достоверно обобщает факты
2) связано с рациональным мышлением
3) констатирует факты и описывает их
4) облекает реальность в форму общих принципов и законов
A3 Американский исследователь Г. Оверстрит отмечал, что «на формирование нашего сознания постоянно оказывают влияние четыре общественных института – пресса, радио, кино и реклама. Все перечисленные четыре вида составляют неотъемлемую часть культуры, которая отличается высокой технической совершенностью». Какая дополни-тельная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о массовой культуре?
1) накапливает и транслирует социальный опыт
2) представлена в продуктах материального и духовного труда
3) характеризуется единством традиций и обновления
4) распространяет стандартизированные духовные блага
А4 Верны ли следующие суждения о регрессе общества?
А. Регресс – глобальный процесс, характеризующий движение человеческого обще¬ства на всём протяжении исторического времени.
Б. Регресс – попятное движение общества, отступление от завоёванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А5 Одна из главных проблем экономики состоит в том, что
1) человеческие потребности ограничены
2) экономические ресурсы безграничны
3) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов
4) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита
А6 Фискальная политика государства регулирует
1) зарплату в частных компаниях
2) размеры дивидендов акционеров
3) расходы на военные (оборонные) программы
4) товарообмен между предприятиями
А7 К последствиям инфляции не относится
1) увеличение расходов государственного бюджета, направляемых на реализацию социальных программ
2) обесценение всего фонда накопления в сфере производства
3) снижение покупательной способности денежной единицы
4) повышение доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным про-центам
ГА8 На рисунке отражена ситуация на рынке планшетных компьютеров: линия предложения S переместилась в новое положение Si (Р – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть обусловлено в первую очередь
1) стихийным бедствием в стране, где находятся основные заводы по производству планшетных компьютеров
2) введением новых технологий производства планшетных компьютеров
3) снижением ввозных таможенных пошлин на компьютерную технику Q
4) ростом доходов потребителей
А9 Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рыночной экономики выступает как предприниматель на
основе государственной собственности и проведения определённой политики. Б. Государство в условиях рыночной экономики создаёт относительно равные условия для взаимного соперничества предпринимательских фирм.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А10 Репродуктивная функция семьи проявляется в
1) организации потребления 3) воспитании детей в традициях семьи
2) моральной регламентации поведения 4) биологическом воспроизводстве
All Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила
в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?
1) социальную мобильность 3) социальную дифференциацию
2) социальную стратификацию 4) социальную адаптацию
А12 Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?
А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами. Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А13 К внешним функциям государства не относится
2) обеспечение мира и поддержка мирового порядка
3) обеспечение правопорядка
4) сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем
А14 Партия, не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется
1) закрытой 2) оппозиционной 3) открытой 4) кадровой
1) авторитарный 3) диктаторский
2) тоталитарный 4) демократический
Верны ли следующие суждения о структурных компонентах политической системы общества?
А. Политическая система общества включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности.
Б. Политическая система общества включает политическую идеологию и политическую культуру.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Органом защиты прав человека, учреждённым Советом Европы, является
1) Комитет по правам человека
2) Европейский суд по правам человека
3) Экономический и социальный совет
4) Международный уголовный суд
К участникам гражданского процесса не относится
1) переводчик 2) истец 3) эксперт
На основании результатов проведённой экологической экспертизы решением краевой Думы разработки месторождения нефти были запрещены, несмотря на их экономичес-кую значимость для развития региона. Один из депутатов так прокомментировал это ре-шение: «Необходимая производственная деятельность не должна ухудшать экологичес-кую ситуацию в крае». Какой принцип охраны окружающей среды иллюстрирует дан-ный пример?
1) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов
2) ответственность за экологические правонарушения
3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов
4) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду
Верны ли следующие суждения об уголовном процессе?
А. Главная задача уголовного процесса состоит в деятельности по расследованию и
разрешению уголовных дел. Б. Уголовный процесс охватывает только судебное разбирательство.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов М 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государство».
1) Гражданство; 2) власть; 3) гимн; 4) традиция; 5) герб; 6) свободный индивид.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между видами социальных конфликтов и основаниями их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ
A) ненасильственный 1) длительность
Б) объективный 2) используемые средства
B) краткосрочный 3) источник возникновения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке неценовые факторы спроса. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) число продавцов на рынке 4) технология производства
2) потребительские предпочтения 5) доход потребителей товаров и услуг
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Тоталитарный политический режим впервые возник в Италии. (Б) Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. (В) Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку. (Г) По мнению политологов, формировалась иллюзия возможности перехода к рационально организованной тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. (Д)Ядро, стержень этой тотальной организации – всесильная и всепроникающая государственная власть
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Исторический (А) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные
этапы развития человеческого (Б) вплоть до наших дней. Он интегрирован в
социальные факторы, являющиеся неотъемлемой его сущностью: шаги, направленные
человеком на реализацию поставленных целей,-____________________ (В) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой _____________________(Г) (материальные, духовные),
суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Его основу составляют__________________ (Д), т. е. те или иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и ______________________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
8) деятельность 9)структура
1) отношение 4) процесс
3) общество 6) действие
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | д | Е |
В7 13 марта 2003г. был издан Приказ Министерства внутренних дел России «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях». Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного акта и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) акт органа исполнительной власти 4) гражданский акт
2) акт правительства 5) подзаконный акт
В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Технический прогресс; 2) социальный прогресс; 3) социальная реформа; 4) неолитическая революция; 5) модернизация.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, C2 и т. д. ), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.
«Наука как способ рационального освоения действительности, воспроизводства и накопления знаний является одной из трёх основных форм деятельности в духовной жизни или трёх основных её языков – наряду с искусством и нравственностью. Первоначальный анализ позволяет увидеть, что формально-логическое соотношение научной, духовной и социальной жизни отражает принцип включения – первой во вторую, второй – в третью. Духовное выступает как элемент структуры социального, а научное – как элемент структуры духовного. Каждый элемент сложной системы возникает вследствие необходимости выполнять определённую функцию. Соответственно социальная роль науки может быть определена через выявление её основной социально значимой функции, той * главной задачи», которую «ставит» перед ней общество.
В узком смысле научной жизнью называют, как известно, специфический способ воспроизводства знаний внутри институционально оформленного научного (академического) сообщества.
При всём этом объективно научная жизнь не может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром» (О. Н. Козлова. Научная жизнь и социокультурное воспроизводство // Социально-гуманитарные знания. 2002. №3. С. 114, 116. ).
С1 I Какие три основные формы деятельности в духовной жизни выделены в тексте?
С2 I На основании текста раскройте соотношение научной, духовной и социальной жизни.
СЗ Автор утверждает, что социальная роль науки может быть определена через выявление её основной социально значимой функции. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте функцию науки.
С4 I Научная жизнь, по мнению автора, не может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром. Привлекая обществоведческие знания, приведите три подтверждения данного суждения.
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие * международное разделение тру-
да»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.
С6 I Раскройте на трёх примерах цели деятельности институтов гражданского общества в современной России.
С7 I Разъяснение Верховного суда было положено в основу решений по конкретным юридическим делам нижестоящих судов. О каком виде источников права идёт речь? Укажите признак, по которому вы это определили. Используя обществоведческие знания, пере-числите три других источника права.
С8 I Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (С9. 1-С9. 5).
С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек» (А. Гельб).
«Умеренность – это богатство бедняков, алчность бедность богачей» (Публий Сир).
Социология, социальная психология
«Политический организм так же, как и организм человека, начинает умирать с самого своего рождения и несёт в себе самом причины своего разрушения». (Ж. Ж. Руссо)
«Защита дурного деяния хуже самого деяния» (Б. Грасиан)
Н. А. Хлевная, МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отд. предметов им. Героя Советского Союза В. И. Фадеева, г. Самара
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Тест на тему «4»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 4
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Технический прогресс; социальный прогресс; социальная реформа; неолитическая ре% волюция; модернизация.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «государство».
1) гражданство; 2) власть; 3) гимн; 4) традиция; 5) герб; 6) свободный индивид.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Государства в условиях глобализации получили возможность защитить националь ные экономики от нежелательных внешнеэкономических последствий.
2)Глобализация представляет собой объективную тенденцию мирового развития.
В условиях глобализации страны, не имеющие возможности осуществлять собствен ные научнотехнические исследования, не могут воспользоваться плодами НТР.
Одним из последствий глобализации является процесс взаимопроникновения культур.
5)Глобализация выступает как реальный многоплановый процесс.
Установите соответствие между признаками и видами деятельности, которые они ил люстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) односторонность действий
Б) обогащение, дополнение, видоизменение, уточнение информации
В) активная обратная связь
Г) субъектобъектные отношения
Д) восприятие информации с потерями или без них
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Американский исследователь Г. Оверстрит отмечал, что «на формирование нашего сознания постоянно оказывают влияние четыре общественных института — пресса, ра дио, кино и реклама. Все перечисленные четыре вида составляют неотъемлемую часть культуры, которая отличается высокой технической совершенностью».
Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о массовой культуре? За пишите цифры, под которыми они указаны.
распространяет стандартизованные духовные блага
представлена исключительно в продуктах материального труда
характеризуется частой повторяемостью сюжетов
отличается традиционностью, коллективностью, пассивностью
определяет пути дальнейшего культурного развития
адресована всем, без различия классов, наций, пола
Выберите верные суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Государство в условиях рыночной экономики организует необходимые гражданам общественные работы, за которые изза отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
2)Государство в условиях рыночной экономики устанавливает цены на основные про дукты питания.
3)Государство в условиях рыночной экономики обычно увеличивает количество де нег в период подъёма экономики и сдерживает его рост в условиях её спада.
4)Государство в условиях рыночной экономики заинтересовано в защите экономичес ких интересов предпринимателей и потребителей.
5)Государство в условиях рыночной экономики через бюджет перераспределяет со зданные обществом блага от непосредственных производителей к другим социаль ным группам.
Установите соответствие между примерами и функциями рынка, которые они ил люстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) гражданка, планирующая приобрести новый автомобиль, нашла фирму, где нужный ей автомобиль был в наличии и по устраивающей её цене
Б) предприятие, стремясь расширить свои позиции на рынке, внедрило новейшую технологию производства, снизило из держки
В) агентство по найму прислуги в богатые дома не смогло при способиться к условиям кризиса и закрылось
Г) фирма, долго искавшая нового поставщика комплектую щих деталей, наконецто нашла нужного производителя в соседней области
Д) в результате выхода на рынок коммуникаторов, айфонов многие интернеткафе и интернетцентры вынуждены были перепрофилироваться
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В государстве А. ожидание населения роста цен на товары и услуги привело к повы шению спроса на них. Какие существуют иные неценовые факторы спроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
число продавцов на рынке
число покупателей на рынке
доход потребителей товаров и услуг 6) цены на ресурсы
На графике отражено изменение предложения на рынке план P шетных компьютеров: кривая предложения переместилась из поло жения S в положение S1. (На графике P — цена товара, Q — количе ство товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
стихийное бедствие в стране, где находятся основные заводы Q по производству планшетных компьютеров
внедрение новых технологий производства планшетных компьютеров
снижение ввозных таможенных пошлин на компьютерную технику
рост доходов потребителей
увеличение стоимости транспортировки компьютерной техники
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Возникновение в обществе социальных групп связано с переходом в индустриаль ную фазу развития.
2)Деятельность любой социальной группы официально регламентирована.
3)Основанием для объединения людей в социальную группу является социально зна чимый признак.
4)Отношения в социальных группах обязательно регулируются нормативными доку ментами.
5) В социальной группе некоторые её члены могут иметь большее влияние, чем другие.
В стране Д. в 2004 и 2012 годах проводились опросы общественного мнения, в ходе которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Что в настоящее время больше всего осложняет жизнь Вашей семьи?» Гражданам была дана возможность выбрать не сколько вариантов ответа. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представ лены в виде таблицы.
Низкие доходы, нехватка денег
Опасения потерять работу
Плохое здоровье, трудности с лечением
Невозможность дать детям хорошее образование
Плохие отношения в семье
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
За 8 лет значительно снизился процент тех, кто рассматривает в качестве основной трудности семейной жизни плохое жильё.
В 2012 г. опрошенные называли плохие отношения в семье в качестве основного фактора, осложняющего их жизнь.
Низкие доходы, нехватка денег остаются наиболее отрицательными факторами в жизни семей страны Д.
Трудности со здоровьем являются вторым по значению фактором, осложняющим семейную жизнь людей.
Опасения потерять работу как фактор, осложняющий семейную жизнь, значитель но усилились среди населения страны Д. в 2012 г.
Выберите верные суждения о политических партиях и запишите цифры, под которы ми они указаны.
1)В отличие от других институтов общества политические партии нацелены на завое вание и осуществление власти.
2)Политические партии являются одним из главных элементов гражданского обще ства.
3)По сравнению с общественнополитическими движениями политические партии не столь долговременны.
4)Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством, представляет собой отличительный признак политических партий.
5)Политические партии имеют более широкую, аморфную, пёструю социальную ба зу, чем общественнополитические движения.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) назначение на должность Генерального прокуро ра РФ
Б) помилование осуждённых за уголовные преступ ления
В) представление отчёта о выполнении федерально го бюджета
Г) назначение на должность Уполномоченного по правам человека в РФ
Д) обеспечение проведения в Российской Федера ции единой финансовой политики
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В государстве К. политическая элита характеризуется сплочённостью, поскольку преследует свои эгоистические цели. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о политической элите недемократического общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Отношения между политической элитой и массами — это отношения представи тельства.
Важные государственные посты занимаются по принципу назначения «сверху».
Размытость границы между политической элитой и массами.
Политическая элита формируется из собственной среды.
Забота об общественном благе осуществляется постольку, поскольку это необходи мо для удержания власти.
Основной механизм, позволяющий политической элите стать правящей, — это вы боры.
В статье 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть правовое государство. Какие признаки раскрывают сущность этого конституционного положения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
децентрализация государственной власти
избрание высших органов государственной власти на определённый срок
установление верховенства закона в общественной жизни
осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп насе ления
наличие эффективных механизмов, обеспечивающих использование личностью конституционных прав и свобод
Выберите верные суждения о праве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Право в своём развитии опережает мораль, которая более консервативна.
Право служит для упорядочения общественной жизни.
Право никогда не вступает в противоречие с моралью.
Право основывается на свободе индивида.
Право представляет собой разновидность социальных норм.
Установите соответствие между признаками и отраслями права, которые они иллюс трируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую по зицию из второго столбца.
А) применяется только в период вооружённых конфлик тов
Б) направлено на защиту личности
В) регулирует отношения между государством и его гражданами
Г) действует в системе правовых норм
Д) используется в любое время, однако некоторые права человека могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях
международное гума нитарное право
право прав человека
и международное гу манитарное право и право прав человека
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
13 марта 2003 г. был издан приказ Министерства внутренних дел России «Об утверж дении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правона рушениях». Выберите из приведённого списка термины, которые могут быть использова ны при характеристике этого акта, и запишите цифры, под которыми они указаны.
акт органа исполнительной власти
гражданский акт 5) подзаконный акт
6) общефедеральный акт
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Исторический (А) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития человеческого (Б) вплоть до наших дней.
Он интегрирован в социальные факторы, являющиеся неотъемлемой его сущностью: ша ги, направленные человеком на реализацию поставленных целей,—
(В) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой
(Г) (материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Его основу составляют (Д), т. е. те или иные прошедшие или проходя щие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономичес кие, социальные, политические и культурные связи и (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Наука как способ рационального освоения действительности, воспроизводства и на копления знаний является одной из трёх основных форм деятельности в духовной жизни или трёх основных её языков — наряду с искусством и нравственностью. Первоначаль ный анализ позволяет увидеть, что формальнологическое соотношение научной, духов ной и социальной жизни отражает принцип включения — первой во вторую, второй — в третью. Духовное выступает как элемент структуры социального, а научное — как эле мент структуры духовного. Каждый элемент сложной системы возникает вследствие не обходимости выполнять определённую функцию. Соответственно социальная роль науки может быть определена через выявление её основной социально значимой функции, той «главной задачи», которую «ставит» перед ней общество.
В узком смысле научной жизнью называют, как известно, специфический способ вос производства знаний внутри институционально оформленного научного (академическо го) сообщества.
Замкнутость научной жизни внутри своих институционализированных рамок явля ется, с одной стороны, способом сохранения знания, его обособления от искажения. С другой стороны, замкнутость научной жизни выступает и как «способ самообороны» работников науки, стиль воспроизводства научной жизни, обеспечивающий её участни кам сохранение относительно комфортного места в жизни.
При всём этом объективно научная жизнь не может воспроизводить себя как закры тую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром» (Козлова О. Н. Научная жизнь и социокультурное воспроизводство // Социальногуманитарные знания. 2002. № 3. С. 114, 116.).
Какие три основные формы деятельности в духовной жизни выделены в тексте?
На основании текста раскройте соотношение научной, духовной и социальной жизни.
Автор утверждает, что социальная роль науки может быть определена через выявле ние её основной социально значимой функции. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте функцию науки.
Научная жизнь, по мнению автора, не может воспроизводить себя как закрытую сис тему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром. Привлекая общество ведческие знания, приведите три подтверждения данного суждения.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение тру да»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствии международного разделения тру да между странами, и одно предложение, раскрывающее связь международного разделе ния труда и научнотехнического прогресса.
Раскройте на трёх примерах цели деятельности институтов гражданского общества в современной России.
Разъяснение Верховного суда было положено в основу решений по конкретным юри дическим делам нижестоящих судов. О каком виде источников права идёт речь? Укажи те признак, по которому вы это определили. Используя обществоведческие знания, пере числите три других источника права.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек» (А. Гельб).
«Умеренность — это богатство бедняков, алчность — бед ность богачей» (Публий Сир).
Социология, социальная психология
«Нации — это богатство человечества, это обобщённые лич ности его; самая малая из них несёт свои особые краски. » (А. Солженицын).
«Политический организм так же, как и организм человека, начинает умирать с самого своего рождения и несёт в себе самом причины своего разрушения» (Ж.Ж. Руссо).
«Защита дурного деяния хуже самого деяния» (Б. Гра сиан).