амортизация в такси что это
Амортизация авто в такси
Главный инструмент таксиста, это его автомобиль. При ежедневном использовании транспортное средство существенно изнашивается. Существует такое понятие, как амортизация, благодаря которому стоимость износа автомобиля учитывается по определенной схеме, чтобы в дальнейшем предприятие компенсировало техническое обслуживание машины.
Что такое амортизация?
Как рассчитать амортизацию такси
Прежде чем принять решение о работе частным извозчиком необходимо понять и рассчитать сколько лет может проработать ваше транспортное средство в такси. Для этого водитель должен придерживаться следующих советов:
Следуя этому алгоритму легко вычислить выгодно ли работать на автомобиле конкретной марки и количество денежных средств на амортизацию.
Делаем расчет автоматически
Существует более простой и современный способ определения амортизации – онлайн калькулятор. Достаточно вбить поисковой запрос в интернете, и вы увидите множество аналогичных сервисов. Зайдя в онлайн форму, необходимо ввести данные об автомобиле и нажать кнопку «Рассчитать».
Но и в этом случае не все так просто, так как таксисту предварительно придется вести специальные записи. В них водитель должен записывать все материальные расходы: прохождение технического осмотра, заправка бензином, замена расходных материалов — масла, фильтров, смена шин, в том числе и сезонная. И еще один важный момент – все финансовые затраты должны подтверждаться чеками.
После этого денежные вложения суммируются и разделяются на количество времени эксплуатации автомобиля такси. В итоге, водитель получит точные сведения об амортизации транспортного средства.
Какие автомобили подлежат амортизации
Данную процедуру можно провести с любым транспортным средством, но если речь идет о таксопарках или других организациях, то здесь действуют некоторые исключения. Главным критерием является год выпуска автомобиля, и данная категория подразделяется на три группы: машины до 5лет, от 5 до 7 и от 7 до 10.
Как правило, амортизация рассчитывается для автомобилей старше пяти лет. Примерная стоимость амортизации таких авто около 10-20% от общей стоимости транспортного средства.
Амортизация автомобиля
Что такое амортизация?
Автомобиль таксиста – это его основной рабочий инструмент. И каждый километр этот инструмент изнашивает. Чинить авто со временем, становится все дороже. И через 2-3 года вам потребуется новый автомобиль, на который должны быть деньги.
Стоимость авто «тает на глазах» с каждым днем и пройденным километром. И для того, чтобы купить новую машину, необходимо копить. Если стоимость машины уменьшается – сумма денег в «копилке» должна увеличиваться. Сколько «убыло», столько должно и «прибыть». Амортизация – это способ понять, сколько именно нам нужно откладывать в копилку.
ЧЕМ РАНЬШЕ ВЫ НАЧНЕТЕ КОПИТЬ ДЕНЬГИ НА НОВУЮ МАШИНУ, ТЕМ ПРОЩЕ У ВАС ЭТО ПОЛУЧИТСЯ.
Уменьшение стоимости машины, ее износ – это первое, о чем следует задуматься и новичкам и опытным таксистам. Даже простая прикидка на калькуляторе даст вам ответ на вопрос: «Стоит ли работать в такси на авто вашей модели?». Возможно, это будет невыгодно.
Сколько нужно накопить на покупку новой машины?
Если взять наш автомобиль для примера (Skoda Rapid), то стоимость новой машины в недорогой комплектации около 700 000 рублей.
Если автомобиль проходит в такси 250 километров за смену, а смен в месяце 25, за год машина пройдет 75 000 километров.
При хорошем раскладе, без серьезных вложений «срок жизни» автомобиля 190 000 – 200 000 километров. То есть, при такой эксплуатации его хватит на 2,5 года. После этого начнутся дорогостоящие ремонты.
Продать автомобиль через 2,5 года с таким пробегом мы сможем в лучшем случае за 400 000 рублей. То есть, реальные потери таксиста от износа машины – 300 000 рублей за 2-3 года. Но хватит ли нам этих денег для того, чтобы купить новую машину?
Новые автомобили в России, увы, не дешевеют. Принимая в расчет инфляцию, за 2,5 года нам придется накопить еще 100 000, чтобы взять новый автомобиль того же класса. Такую амортизацию, условно, называют ускоренной.
ИТОГО: 400 000 РУБЛЕЙ НАМ НУЖНО НАКОПИТЬ ЗА 2,5 ГОДА.
Как удобнее копить на новую машину?
Необходимо откладывать деньги «в копилку» после каждой смены работы в такси. Их лучше держать в банке, на специальном счете, отдельно от других заработанных денег. Это даст вам уверенность в том, что вы сможете купить новую машину после продажи изношенной.
С приложениями типа ОНЛАЙН-банк копить на новую машину удобнее всего. Можно создать отдельный вклад и называть его «На новый автомобиль». Это так называемый Амортизационный Счет.
ДЕНЬГИ НА НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ЛУЧШЕ ВНОСИТЬ НА СЧЕТ ПОСЛЕ КАЖДОЙ СМЕНЫ.
Сколько нужно откладывать в «копилку»?
Считаем. 400 000 нужно накопить владельцу Skoda Rapid за 2,5 года. Ровно за 2,5 года машина пройдет: 75 000 (годовой пробег) * 2,5 = 187 500 километров.
Разделим сумму необходимых накоплений на общий пробег автомобиля за весь период его эксплуатации.
400 000 РУБ. / 187 500 КМ. = 2,13 РУБЛЯ ЗА КИЛОМЕТР ПРОБЕГА.
Приведем пример
Если Skoda Rapid прошел за смену 250 километров, то нужно отложить около 550 рублей на покупку следующей машины. То есть пробег за смену смело умножаем на 2 и добавляем еще немного. Это и есть Амортизационные Отчисления.
Если цифра накоплений на счету владельца Skoda равна общему пробегу автомобиля, умноженному на 2,13 – все в порядке. После продажи старого авто он сможет купить новую машину.
СУММА ДЕНЕГ, НАКОПЛЕННЫХ НА НОВЫЙ SKODA RAPID = ОБЩИЙ ПРОБЕГ АВТОМОБИЛЯ УМНОЖЕННЫЙ 2,13.
Как посчитать Амортизационные Отчисления для вашего автомобиля?
Ваша ситуация наверняка отличается от той, которую мы описали в своем примере. Возможно, вы только сейчас задумались об износе своей машины и поняли, что на следующий автомобиль необходимо копить.
Для расчета нужно сделать 7 простых шагов.
1. Подумайте, сколько лет ваш автомобиль еще сможет работать в такси.
Это позволит понять, есть ли у вас достаточный запас времени.
Например, пробег автомобиля 100 000 километров. Продавать вы его будете с пробегом 200 000. Если в год машина проходит 75 000, то ее хватит еще на 1 год и 4 месяца. А если экономить пробег, то на 1,5 года.
ЭКОНОМИЯ ПРОБЕГА МОЖЕТ ВДВОЕ ПРОДЛИТЬ «СРОК ЖИЗНИ» ВАШЕЙ МАШИНЫ.
2. Прикиньте, сколько будет стоить новый автомобиль этого же класса в будущем.
Для этого нужно прицениться к новым автомобилям сейчас и прибавить по 10% к их нынешней стоимости за каждый прошедший год.
Например, новый автомобиль стоит сейчас 650 000 рублей. Мы планируем купить его через 1,5 года. Прибавим грубо 15%. Получаем около 750 000.
3. Определите, за сколько вы сможете продать свой нынешний автомобиль в конце срока его эксплуатации.
Для этого посмотрим цены на машины, которые старше вашей на 1,5-2 года, и с пробегом около 200 000.
Допустим, такие машины стоят сейчас около 400 000 рублей.
ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЛУЧШЕ НЕ УЧИТЫВАТЬ. ЭТО ДАСТ «ЗАПАС ПРОЧНОСТИ» В НАШИХ РАСЧЕТАХ.
4. Вычислите, сколько нужно накопить.
Для этого мысленно перенеситесь на 1,5 года вперед. Отнимите от стоимости нового автомобиля сумму, за которую можно будет продать вашу старую машину.
В нашем примере: 750 000 – 400 000 = 350 000. Это деньги, которые вам нужно накопить за 1,5 года.
ЕСЛИ ПОПОЛНЯТЬ «КОПИЛКУ» КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ТО 350 000 ПОКАЖУТСЯ НЕ ТАКОЙ УЖ БОЛЬШОЙ СУММОЙ.
5. Разделите полученную сумму на пробег.
Ускоренная амортизация = 350 000 руб. / 100 000 километров пробега за 1,5 года.
Получаем: 3,5 рубля за километр пробега.
6. Пополняйте «копилку».
После каждой смены кладите в «копилку» Амортизационные Отчисления.
Например, за смену мы проехали 250 км. Амортизационные Отчисления = 250 * 3,5 = 875 рублей. Эти деньги необходимо класть на счет в банке или «в тумбочку». Практика показывает, что на счете в банке деньги сохраняются лучше.
ДЕНЬГИ НА НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ЛУЧШЕ ХРАНИТЬ НА ОТДЕЛЬНОМ ВКЛАДЕ.
7. Периодически сверяемся, как быстро растут накопления.
При цифре на одометре 200 000 км. на счету должно быть 350 000 рублей.
Если вы уже «докатываете» свой автомобиль и «жить» ему осталось недолго, то постарайтесь накопить хоть какую-то сумму на Амортизационном Счете. Тогда меньше денег нужно будет брать в кредит или занимать у родственников.
На автомобилях некоторых марок/моделей работать в такси не выгодно. Причина – слишком высокие Амортизационные Отчисления. И, соответственно, маленький заработок.
ВЫПОЛНИТЕ РАСЧЕТЫ ПО СХЕМЕ ИЗ 7 ШАГОВ. ЭТО ПОЗВОЛИТ ПОНЯТЬ, ВЫГОДНО ЛИ РАБОТАТЬ В ТАКСИ НА МАШИНЕ ВАШЕЙ МОДЕЛИ.
Экономить пробег вашего автомобиля поможет наша статья «Как правильно работать в такси на личном автомобиле?»
Амортизация автомобиля.Тонкие моменты
Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?
Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.
Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.
Амортизация и регистрация в ГИБДД
Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?
Требования закона…
Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.
Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.
Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).
Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.
…и здравый смысл
Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.
Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.
ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.
Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 36 000 руб. – учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.
В апреле 2008 года:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51
– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»
– 500 руб. – учтены пошлины.
Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.
В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).
Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.
Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.
В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.
Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.
Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.
Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства
Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».
ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).
Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.
Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.
Дорогое авто
Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.
Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.
Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.
В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».
Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов
В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.
Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.
В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1 : 40 Х 100%).
Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:
(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.
В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:
750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.
В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб.
Амортизация автомобиля
Что такое амортизация?
Автомобиль таксиста – это его основной рабочий инструмент. И каждый километр этот инструмент изнашивает. Чинить авто со временем, становится все дороже. И через 2-3 года вам потребуется новый автомобиль, на который должны быть деньги.
Стоимость авто «тает на глазах» с каждым днем и пройденным километром. И для того, чтобы купить новую машину, необходимо копить. Если стоимость машины уменьшается – сумма денег в «копилке» должна увеличиваться. Сколько «убыло», столько должно и «прибыть». Амортизация – это способ понять, сколько именно нам нужно откладывать в копилку.
ЧЕМ РАНЬШЕ ВЫ НАЧНЕТЕ КОПИТЬ ДЕНЬГИ НА НОВУЮ МАШИНУ, ТЕМ ПРОЩЕ У ВАС ЭТО ПОЛУЧИТСЯ.
Уменьшение стоимости машины, ее износ – это первое, о чем следует задуматься и новичкам и опытным таксистам. Даже простая прикидка на калькуляторе даст вам ответ на вопрос: «Стоит ли работать в такси на авто вашей модели?». Возможно, это будет невыгодно.
Сколько нужно накопить на покупку новой машины?
Если взять наш автомобиль для примера (Skoda Rapid), то стоимость новой машины в недорогой комплектации около 700 000 рублей.
Если автомобиль проходит в такси 250 километров за смену, а смен в месяце 25, за год машина пройдет 75 000 километров.
При хорошем раскладе, без серьезных вложений «срок жизни» автомобиля 190 000 – 200 000 километров. То есть, при такой эксплуатации его хватит на 2,5 года. После этого начнутся дорогостоящие ремонты.
Продать автомобиль через 2,5 года с таким пробегом мы сможем в лучшем случае за 400 000 рублей. То есть, реальные потери таксиста от износа машины — 300 000 рублей за 2-3 года. Но хватит ли нам этих денег для того, чтобы купить новую машину?
Новые автомобили в России, увы, не дешевеют. Принимая в расчет инфляцию, за 2,5 года нам придется накопить еще 100 000, чтобы взять новый автомобиль того же класса. Такую амортизацию, условно, называют ускоренной.
ИТОГО: 400 000 РУБЛЕЙ НАМ НУЖНО НАКОПИТЬ ЗА 2,5 ГОДА.
Как удобнее копить на новую машину?
Необходимо откладывать деньги «в копилку» после каждой смены работы в такси. Их лучше держать в банке, на специальном счете, отдельно от других заработанных денег. Это даст вам уверенность в том, что вы сможете купить новую машину после продажи изношенной.
С приложениями типа ОНЛАЙН-банк копить на новую машину удобнее всего. Можно создать отдельный вклад и называть его «На новый автомобиль». Это так называемый Амортизационный Счет.
ДЕНЬГИ НА НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ЛУЧШЕ ВНОСИТЬ НА СЧЕТ ПОСЛЕ КАЖДОЙ СМЕНЫ.
Сколько нужно откладывать в «копилку»?
Считаем. 400 000 нужно накопить владельцу Skoda Rapid за 2,5 года. Ровно за 2,5 года машина пройдет: 75 000 (годовой пробег) * 2,5 = 187 500 километров.
Разделим сумму необходимых накоплений на общий пробег автомобиля за весь период его эксплуатации.
400 000 РУБ. / 187 500 КМ. = 2,13 РУБЛЯ ЗА КИЛОМЕТР ПРОБЕГА.
Приведем пример
Если Skoda Rapid прошел за смену 250 километров, то нужно отложить около 550 рублей на покупку следующей машины. То есть пробег за смену смело умножаем на 2 и добавляем еще немного. Это и есть Амортизационные Отчисления.
Если цифра накоплений на счету владельца Skoda равна общему пробегу автомобиля, умноженному на 2,13 – все в порядке. После продажи старого авто он сможет купить новую машину.
СУММА ДЕНЕГ, НАКОПЛЕННЫХ НА НОВЫЙ SKODA RAPID = ОБЩИЙ ПРОБЕГ АВТОМОБИЛЯ УМНОЖЕННЫЙ 2,13.
Как посчитать Амортизационные Отчисления для вашего автомобиля?
Ваша ситуация наверняка отличается от той, которую мы описали в своем примере. Возможно, вы только сейчас задумались об износе своей машины и поняли, что на следующий автомобиль необходимо копить.
Для расчета нужно сделать 7 простых шагов.
1. Подумайте, сколько лет ваш автомобиль еще сможет работать в такси.
Это позволит понять, есть ли у вас достаточный запас времени.
Например, пробег автомобиля 100 000 километров. Продавать вы его будете с пробегом 200 000. Если в год машина проходит 75 000, то ее хватит еще на 1 год и 4 месяца. А если экономить пробег, то на 1,5 года.
ЭКОНОМИЯ ПРОБЕГА МОЖЕТ ВДВОЕ ПРОДЛИТЬ «СРОК ЖИЗНИ» ВАШЕЙ МАШИНЫ.
2. Прикиньте, сколько будет стоить новый автомобиль этого же класса в будущем.
Для этого нужно прицениться к новым автомобилям сейчас и прибавить по 10% к их нынешней стоимости за каждый прошедший год.
Например, новый автомобиль стоит сейчас 650 000 рублей. Мы планируем купить его через 1,5 года. Прибавим грубо 15%. Получаем около 750 000.
3. Определите, за сколько вы сможете продать свой нынешний автомобиль в конце срока его эксплуатации.
Для этого посмотрим цены на машины, которые старше вашей на 1,5-2 года, и с пробегом около 200 000.
Допустим, такие машины стоят сейчас около 400 000 рублей.
ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЛУЧШЕ НЕ УЧИТЫВАТЬ. ЭТО ДАСТ «ЗАПАС ПРОЧНОСТИ» В НАШИХ РАСЧЕТАХ.
4. Вычислите, сколько нужно накопить.
Для этого мысленно перенеситесь на 1,5 года вперед. Отнимите от стоимости нового автомобиля сумму, за которую можно будет продать вашу старую машину.
В нашем примере: 750 000 – 400 000 = 350 000. Это деньги, которые вам нужно накопить за 1,5 года.
ЕСЛИ ПОПОЛНЯТЬ «КОПИЛКУ» КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ТО 350 000 ПОКАЖУТСЯ НЕ ТАКОЙ УЖ БОЛЬШОЙ СУММОЙ.
5. Разделите полученную сумму на пробег.
Ускоренная амортизация = 350 000 руб. / 100 000 километров пробега за 1,5 года.
Получаем: 3,5 рубля за километр пробега.
6. Пополняйте «копилку».
После каждой смены кладите в «копилку» Амортизационные Отчисления.
Например, за смену мы проехали 250 км. Амортизационные Отчисления = 250 * 3,5 = 875 рублей. Эти деньги необходимо класть на счет в банке или «в тумбочку». Практика показывает, что на счете в банке деньги сохраняются лучше.
ДЕНЬГИ НА НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ЛУЧШЕ ХРАНИТЬ НА ОТДЕЛЬНОМ ВКЛАДЕ.
7. Периодически сверяемся, как быстро растут накопления.
При цифре на одометре 200 000 км. на счету должно быть 350 000 рублей.
Если вы уже «докатываете» свой автомобиль и «жить» ему осталось недолго, то постарайтесь накопить хоть какую-то сумму на Амортизационном Счете. Тогда меньше денег нужно будет брать в кредит или занимать у родственников.
На автомобилях некоторых марок/моделей работать в такси не выгодно. Причина – слишком высокие Амортизационные Отчисления. И, соответственно, маленький заработок.
ВЫПОЛНИТЕ РАСЧЕТЫ ПО СХЕМЕ ИЗ 7 ШАГОВ. ЭТО ПОЗВОЛИТ ПОНЯТЬ, ВЫГОДНО ЛИ РАБОТАТЬ В ТАКСИ НА МАШИНЕ ВАШЕЙ МОДЕЛИ.
Экономить пробег вашего автомобиля поможет наша статья «Как правильно работать в такси на личном автомобиле?»