амплуа инженю что это
Значение слова «инженю»
ИНЖЕНЮ́, нескл., ж. Устар. Одно из актерских амплуа — роль простодушной, наивной девушки. || Актриса, играющая такие роли.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В конце XVIII — XIX веках это амплуа в русском театре часто именовалось «простушка» и «простак». Яркими примерами ролей для инженю могут служить Агнес в «Школе жён» Мольера и вольтеровский Кандид, — на амплуа указывают уже сами «говорящие» имена персонажей: agnès (разг. фр.) — «простушка»; candide — «чистосердечный», «правдивый», «искренний». Другое произведение Вольтера так и называется — «L’Ingénu».
Первоначально амплуа инженю утвердились на сцене как частный случай более широкого амплуа «влюблённых» (фр. amoureuses), распространённого во французских пьесах XVII века (у того же Мольера). К концу XVIII века амплуа инженю усложняется. Так, французская театральная практика того времени различает несколько типов инженю: по характеристикам персонажей — «скромница» (rosière), «девственница» (vierge), «добродетельная» (vertueuse); по жанрам — «инженю лирик», «инженю комик», «инженю драматик» и др.
Обычно актриса в роли инженю непременно должна была иметь определённый набор физических данных и особую манеру исполнения: небольшой рост, стройность, нежный голос, сдержанность в проявлении чувств, специфическая манера декламации и т. п. Одной из самых известных в амплуа инженю была Мадмуазель Марс (Анн-Франсуа-Ипполит Буте; вошла в труппу Комеди Франсэз в 1799 году). Критики того времени отмечали, что в этом амплуа ей нет равных: «Восхитительная во всём, что связано с чистотой, простодушием, с нежной и робкой впечатлительностью, с весёлостью, скромной, наивной и невинной…». В театральной практике XVIII — начала XIX веков стало необязательным соблюдение возрастного соответствия между ролью и возрастом актрисы. Так, Мадемуазель Марс и в возрасте после 60 лет играла 18-летних девушек.
ИНЖЕНЮ’, нескл., ж. [фр. ingénue] (театр.). Роль неопытной наивной девушки. || Актриса, специализировавшаяся на исполнении этой роли. Комическая и.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
инженю́
1. театр. актёрское амплуа: роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, наделённых глубиной чувств (инженю-лирик, инженю-драматик), лукаво озорных, шаловливо кокетливых (инженю-комик) ◆ Если стайка сельских инженю, допустим, облепит нас, центровых, мы не ответим негативно. Игорь Мартынов, «Дерибрюхово», 1997 г. // «Столица» (цитата из НКРЯ) ◆ Серафима Валентиновна, всегда так ловко изображавшая беззащитную инженю, которая погибнет без крепкой мужской руки, впервые в жизни почувствовала себя по-настоящему беспомощной. Марианна Баконина, «Девять граммов пластита», 2000 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пребольшой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ИНЖЕНЮ
В русской сценической практике конца 18–19 в. это амплуа (в мужском и женском варианте) часто называли «простак» и «простушка». Классическими образцами ролей для инженю могут служить Агнес в Школе жен и Кандид Мольера, чьи имена впрямую указывают на их амплуа: agnés (разг.) – простушка; candide – чистосердечный, правдивый, искренний. В 18 в. амплуа инженю являлось конкретизацией более обобщенного амплуа «влюбленных» (amoureuses), распространенного в драматургии 17 в. (например, у Мольера). К концу 18 в. амплуа инженю само начинает дифференцироваться. Так, во французской сценической практике того времени различали несколько типов инженю: по характеристикам персонажей – «скромница» (rosiére), «девственница» (vierge), «добродетельная» (vertueuse); по жанрам – инженю лирик, инженю комик, инженю драматик и др.
Амплуа инженю соответствовали определенные физические данные и манера исполнения: небольшой рост, отсутствие полноты, «серебристый голос», сдержанность в проявлении чувств, особая манера декламации и т.п. Одна из самых известных исполнительниц на роли инженю – французская актриса мадемуазель Марс (Анн-Франсуа-Ипполит Буте) (вошла в труппу «Комеди франсэз» в 1799). Современная критика отмечала, что в этом амплуа ей нет равных: «Восхитительная во всем, что связано с чистотой, простодушием, с нежной и робкой впечатлительностью, с веселостью, скромной, наивной и невинной. » В сценической практике 18 – начала 19 вв. не обязательно соблюдалось возрастное соответствие между ролью и актрисой. Так, мадемуазель Марс и после 60 лет играла 18-летних девушек.
Амплуа инженю часто смыкается с амплуа «молодой героини» и «субретки».
Инженю
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Ingenue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Инженю — наивная, добродетельная и красивая девушка. Она совершенно лишена жизненного опыта и не умеет приспосабливаться к обстоятельствам. Часто — религиозная девственница.
Инженю является лакомым куском для повесы, пресыщенного охотой на светских львиц. Он стремится завоевать её сердце, а она ошибочно принимает его за романтического героя, а иногда даже верит, что может его перевоспитать. Также инженю часто оттеняет женщину-вамп.
Из-за несамостоятельности и неприспособленности к жизни инженю живет вместе с отцом или опекуном (иногда с матерью). Нежная, милая и беспомощная, она является классическим участником ситуации «дева в беде».
Типичные инженю — Офелия из «Гамлета» и Белоснежка: они совершенно не понимают, что происходит вокруг, добродетельны и до неприличия наивны.
Актерское амплуа Инженю
Как часто в жизни мы играем роли!
Случается, что даже не свои.
Зависит всё от обстоятельств:
то мы — рабы, то — короли!
Легко ли вжиться в чужой образ? Трудно сказать, о таком, пожалуй, стоит спросить людей, чья профессиональная деятельность напрямую связана с перевоплощением и лицедейством. То есть, актёров. Но и для них придумали такое понятие, как амплуа, что в переводе на более доходчивый язык звучит — актёрский типаж, располагающий к исполнению ролей согласно внешним данным и внутренним возможностям.
В старину в театрах весьма строго следили за распределением ролей в постановках в зависимости от амплуа артиста. Оно же существенно сказывалось на положении в труппе и материальном вознаграждении за участие в спектаклях.
Возьмём, к примеру, одно из основных женских актёрских амплуа — инженю. Хотя, почему только женских? Иногда подобным термином «награждали» молодых мужчин с небогатым жизненным опытом.
История развития амплуа Ingenue (в переводе с французского — наивная) отсылает нас к 18 веку, когда, появившись сперва для разнообразия ролевого типа «влюблённая», оно сумело обосноваться в театрах и даже обрасти характерностью и жанровой спецификой.
Классическая инженю — очаровательное существо, трогательное в своей убеждённости, что мир создан исключительно для неё, жизнь прекрасна и любовь правит всем сущим на Земле.
Желательно, чтобы девушка была невысокого роста, с щебечущим голоском, стройная и скромная.
Дальше, по усмотрению режиссёра, фантазия творца направит актрису по комической, драматической либо лирической стезе. Кстати, в российских театрах 18-19 веков чаще использовалось выражение «простушка» для определения этого амплуа. Или же «простак», когда дело касалось мужского персонажа.
Говоря об инженю, нельзя обойти вниманием знаменитую французскую актрису 19 столетия Анн-Франсуа-Ипполит-Буте из труппы легендарного «Комеди Франсэз». Мадемуазель Марс — таков был сценический псевдоним этой женщины, которая и в 60 лет искромётно играла роли 18-летних чудачек, являясь, по мнению современников, самой яркой представительницей данного амплуа.
Литературные барышни, наделённые достоинствами инженю, это, прежде всего — Элиза Дулитл из «Пигмалиона» Б. Шоу и Лиза из произведения Карамзина «Бедная Лиза». Сказочными простушками, но с зачатками дворянских замашек, вполне могут считаться Золушка, Дюймовочка и Белоснежка.
Многие писатели любили в тексте собственных творений щегольнуть этим словом. Причём, часто для придания соответствующей понятию окраски какому-либо поступку или жесту героев.
А как же не вспомнить о кинематографе?! Сколько нетленных образов создано признанными мастерицами амплуа инженю на большом экране. Одной из ранних «звёзд» была, конечно, Мэри Пикфорд, чей беззащитный взгляд просто-таки заставлял мужчин отдать девице всё на свете, лишь бы она была счастлива. Убедительны в своих ранних работах Катрин Денёв и Анни Жирардо.
В советском кино чемпионками по количеству фильмов, где героиня носила маску простодушной строительницы светлого будущего, являлись Надежда Румянцева и Людмила Целиковская. Просто преступление — забыть блистательную Елену Кореневу в картинах «Сватовство гусара» и «Покровские ворота» — вот уж там на персонаже в смысле амплуа пробы ставить негде!
Формат шоу-бизнеса также предполагает создание исполнителем сценического образа, будь то герой-любовник, трагик или травести. Среди зарубежных певиц в рамки инженю вполне «укладываются» Ванесса Паради, Милен Фармер и Бритни Спирс. На отечественной эстраде в молодости аналогичное амплуа примеряли на себя Анжелика Варум, Наталья Сенчукова, Лариса Черникова и ещё немало, когда-то, «наивных» девушек.
Инженю – что это такое, определение
Значение слова «инженю»
Как часто одно слово может легко охарактеризовать незнакомого человека. Такие слова могут стать ярлыком на всю жизнь, а могут создать нестираемый образ чего-то прекрасного.
Многие из этих слов заимствованы из других языков. Некоторые из них стали почти интернациональными. Одним из таких слов является инженю.
Инженю в переводе с французского языка – наивная. Впрочем, в зависимости от контекста это прилагательное может приобретать иные оттенки: глупая, многообещающая, искушенная и др.
Несведущие люди по созвучию части слова считают инженю изображением обнаженного тела. В целом, слово ассоциируется с открытостью и натуральностью.
История театрального шествия
«Весь мир – театр, и люди в нем актеры!». Мысль великого Шекспира продолжает жить и в 21 веке. Драматургия знаменитого англичанина заложила основы многих человеческих типажей. Как много актерских амплуа дал миру французский театр: субретка, периметр, конфидент, наперсница, кокетка, грандам и другие.
Театральные образы характеров стали некоим шаблоном для психологии и социологии. Внимательный и рефлектирующий человек даст небольшую характеристику любому психотипу. Самым приятным из сонма служителей Мельпомены является образ инженю.
Французское происхождение слова наряду с современным значением демонстрирует прямую связь с французским театром. Первоначально считается, что термин имел отношение к освещению и оснащению сцены (софиты, бордовые занавеси и т.д.). Впоследствии роли юных, неискушенных и наивных девушек получили свое самостоятельное название амплуа – инженю.
Со временем образ наивной юной героини плавно перекочевал с подмостков сцены на широкие экраны. В обиходе инженю называли актрис, исполняющих роли нежных и трепетных героинь.
Черты инженю
Это классическое амплуа прочно связано с образом Мэри Пикфорд. Нежная, чистая и скромная девушка, не познавшая мирских соблазнов. Как правило, по внешним данным это миниатюрная, не высокая, молодая, если не юная, девушка.
Ее стройная девичья, еще не сформировавшаяся фигура отличается изяществом и хрупкостью. Искренние, широко открытые глаза взирают на мир без страха и с восторженным любопытством. Голос инженю должен был быть нежным и ранимым.
Не каждая представительница прекрасного пола способна изобразить почти подростковую невинность помыслов и мироощущений. Легкую и утонченную героиню способна сыграть эмоционально открытая натура, обладающая яркой выразительностью мимики и тела.
Однако при всей своей юной эмоциональности и порывистости исполнительница должна была уметь сдерживать чувства.
Трансформации образа
Как следует из вышесказанного, амплуа инженю претерпело за время своего существования ряд изменений. Первоначально это была ниша исключительно молоденьких, очень наивных и не знающих жизни девушек. Классическим примером этого амплуа для российского человека является Лиза, героиня повести Карамзина.
Позже, в русской театральной интерпретации были прорисованы образы «простушки» и «простака», которые были не от мира сего и часто становились героями нелепых ситуаций.
С течением времени и социально-экономическим развитием амплуа инженю ранжируется. Выделяются несколько типов, как по личностным чертам, так и по жанру пьес. «Скромница», «девственница», «добродетельница» – это амплуа характеров.
Не секрет, что все имеет причину. Так и образ наивной девушки рождался в силу разных обстоятельств: от безысходной бедности до излишней воспитанности и богобоязненности. «Лирик», «комик», «драматик» – образы инженю в рамках определенного стиля пьесы. В зависимости от текста героиня имела наивность, доводившую зрителя до веселых, грустных или трагических слез.
Впрочем, юность не главный атрибут этого амплуа. В истории известен случай, когда 60-летняя Мадемуазель Марс играла 18-летних девушек.
Сегодня образ невинной чистоты и наивности прочно укрепился в сериалах. В российском кинопрокате это женщины – Елена Корикова и Екатерина Гусева.
Несмотря на укоренившуюся ассоциацию инженю с представительницами женского пола, этот типаж всегда был востребован и мужчинами. Ведь еще в самом начале своей карьеры инженю были одним из примеров более широкого амплуа «влюбленных».
Самым ранним примером мужского инженю стал Кандид Вольтера. С тех пор повелось, что неопытных и простодушных героев, как правило, вовлеченных в отношения, включали в список этого амплуа.
Наивность двух юных душ многократно служила причиной написания романов, пьес, а позже и сценариев. Вспомните, в русском театре XVIII века роль простака была актуальна и востребована не менее других ролей. Также как женщины, мужчина должен был обладать красотой, благородством и чувственностью.