анатомическая особенность что это

Почему пластический хирург может отказать в операции?

анатомическая особенность что это. Смотреть фото анатомическая особенность что это. Смотреть картинку анатомическая особенность что это. Картинка про анатомическая особенность что это. Фото анатомическая особенность что это

Решившись на пластическую операцию, пациенты порой даже не подозревают о том, что пластический хирург может отказать им в этом. Придя на приём, они вдруг узнают, что им противопоказана пластическая операция. Чтобы вы не попали в такую ситуацию, мы решили подробно рассказать о причинах, по которым нельзя делать пластическую операцию, и на каком основании хирург может отказать вам.

Здоровье

На первом приёме врач проводит консультацию и выясняет, какие заболевания имеются у пациента. Далее врач назначает анализы и исследования, чтобы составить полную картину состояния здоровья. При выявлении соматических заболеваний, пациент к операции не допускается. К соматическим заболеваниям относятся:

Видео в инстаграм нашей клиники, где наш врач эндокринолог подробно рассказывает о подготовке к пластической операции.

Такие заболевания, как красная волчанка, ВИЧ-инфекция, сахарный диабет, препятствуют нормальному заживлению ран. У курящих пациентов, кстати, раны тоже заживают намного дольше, а рубцы становятся грубее, чем у некурящих.

Ожирение

Когда индекс массы тела превышает норму – это тоже является противопоказанием к операции. Такие пациенты часто хотят избавиться от лишнего жира с помощью липосакции и абдоминопластики. Но, такая операция не принесёт желаемого результата, так как не лечит ожирение, а лишь корректирует контуры тела. Поэтому, таким пациентам для начала нужно сбросить вес другими способами, проконсультировавшись со специалистами в области диетологии. Сбалансированное питание и правильно подобранные физические нагрузки приведут тело в норму, а липосакция и абдоминопластика скорректируют оставшиеся недостатки тела.

Наркоз

Наркоз можно делать не всем. Пациенты в возрасте и пациенты, имеющие избыточную массу тела, страдающими сопутствующими патологиями, находятся в группе риска. Риск от наркоза в таких случаях может превысить пользу от операции.

Анатомические особенности

Очень часто пациент находит красивое фото и просит хирурга сделать ему также. Но, хирург может отказать ему, если:

Завышенные требования пациента

Бывают случаи, когда пациент не понимает, что можно сделать, а что нельзя. Например, просит увеличить грудь, но при этом, она у него растянутая. Если вставить в неё имплант, то он сползёт и эффект не принесёт желаемый результат. Или хочет помолодеть на 20 лет с помощью блефаропластики верхних век. Одна лишь коррекция век не даст желаемого эффекта.

У каждого пациента свои исходные данные, с которыми либо можно работать, либо нет, чтобы не сделать ещё хуже. Поэтому, выбирая пластического хирурга, главное, чтобы он был квалифицированным, и чтобы у пациента и пластического хирурга возникло взаимопонимание и доверие.

Источник

Анатомические и физиологические особенности человека

Обзор научных исследований анатомии и физиологии человека. Уровни организации организма и иммунологической реактивности человека. Анализ факторов влияющих на развитие ребенка. Виды костей и суставов. Возрастные особенности черепа, сердца и сосудов.

РубрикаБиология и естествознание
Видкурс лекций
Языкрусский
Дата добавления23.10.2013
Размер файла63,8 K

анатомическая особенность что это. Смотреть фото анатомическая особенность что это. Смотреть картинку анатомическая особенность что это. Картинка про анатомическая особенность что это. Фото анатомическая особенность что это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анатомия и физиология человека

Физиология изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных структур, процессы их жизнедеятельности. Она исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях меняющейся внешней среды.

Необходимо отметить, что невозможно понять функции организма без знания строения тела человека, его анатомии. Также нельзя представить себе все особенности, закономерности его развития без изучения функций. Прогресс анатомии и физиологии как наук связан с развитием молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии).

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, потому что любое структурное преобразование органов и систем (морфогенез) в процессе онтогенеза обязательно приведет к изменению функций, к усложнению характера взаимодействия организма с внешней средой.

В результате организм становится более устойчив к постоянно меняющимся ее факторам, особенно неблагоприятным. Это означает, что организм лучше приспосабливается к новым изменениям.

Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают те стадии развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Взаимодействие организма с образовательной средой изучает школьная гигиена.

Школьная гигиена, прежде всего, исходит из задач коллектива в целом, не всегда учитывая индивидуальные особенности ребенка. Но, тем не менее, изучение организма гигиенистами проводится дифференцированно, при этом выделяют три уровня здоровья ребенка:

1. Общий уровень, когда определяются гигиенические требования жизнедеятельности организма для практически здоровых детей и учитываются возрастные периоды.

2. Особенный уровень, когда в пределах одной возрастно-половой группы учитывается уровень здоровья ребенка, и с его учетом определяются гигиенические нормы жизнедеятельности для каждой определенной группы здоровья. При этом гигиенисты выделяют среди детей следующие уровни здоровья:

а) практически здоровые дети (10-14%);

б) дети с некоторыми функциональными или морфологическими отклонениями (40-45%);

в) хронически больные дети, но дееспособные (40-45%);

г) хронически больные дети, но не способные к труду (3-6%);

Чтобы определить соответствующий уровень здоровья для каждого конкретного ребенка, педагог и врач-гигиенист должны изучить историю болезни, индивидуальную медицинскую карточку.

3. Индивидуальные и рабочие возможности каждого конкретного ребенка.

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ И ЕГО УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ

— понятие об организме и уровнях организации. Основные свойства организма;

— понятие функциональной системы по П.К. Анохину. Системный принцип регуляции физиологических функций;

— диалектико-материалистические основы физиологии. Физиологическая функция.

Понятие об организме и уровнях организации.

Основные свойства организма.

Организм состоит из множества клеток, функционально взаимосвязанных тканей, органов.

На любое воздействие из окружающей среды организм реагирует как единое целое.

Основой жизнедеятельности организма являются:

Основные свойства организма:

— иммунологическая реактивность (выработка антител).

Учение о гомеостазе было предложено французским физиологом Клодом Бернаром в 1878 г., а сам термин был введен в 1932 г., американским физиологом Уолтером Кэнноном. Постоянство внутренней среды организма поддерживается нервным и гуморальным механизмами, а также непрерывной работой внутренних органов.

Физико-химические и физиологические процессы поддержания гомеостаза на клеточном уровне направлены на устранение или существенное изменение возмущающих влияний внешней и внутренней среды.

— уровень питательных веществ, рН крови;

Пластические константы могут отклоняться от гомеостатического уровня на некоторое время. Температура тела равна 36,6-37 С, однако, человек может выносить и температуру 40-42 С.

С возрастом, по мере роста и развития ребенка, а также в процессе его закаливания, трудовой и спортивной деятельности, границы гомеостаза изменяются, и это делает организм устойчивым к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Согласно представлениям П.К. Анохина, адаптацию следует рассматривать как формирование новой функциональной системы, в которой заложен приспособительный эффект.

Срочные. Эволюционно механизмы адаптации генетически выработаны и параллельно заключены в каждом индивидууме и проявляются с первых дней жизни ребенка. Организм ребенка приспосабливается к колебаниям окружающей среды и другим, постоянно меняющимся факторам, благодаря готовым генетическим программам. Любое изменение окружающей или внутренней среды организма воспринимается соответствующими рецепторами, например, термо-баро-механорецепторами. Информация передается в центральную нервную систему (ЦНС), а затем к исполнительным внутренним органам (вегетативная регуляция), работа которых перестраивается в направлении сохранения гомеостаза.

Биологическая надежность обеспечивается рядом принципов:

1. Принцип избыточности обеспечивается наличием большего числа элементов, чем требуется для реализации функции.

4. Принцип взаимозаменяемости и замещения. В случае отказа или повреждения какой-либо функции ее роль берут на себя другие элементы организма, или же он начинает работать в новом режиме, чтобы не нарушались гомеостаз и процессы жизнедеятельности.

6. Принцип смещения в ряду сопряженных функций обеспечивает достижение приспособительного результата при нарушении одной из функций за счет активизации другой. Например, при нарушении внешнего дыхания и поступлении кислорода в кровь активируется образование эритроцитов, изменение функции кровообращения, вследствие чего доставка кислорода к тканям не страдает.

7. Принцип усиления. Для получения регуляторного эффекта необходимо посылать большое количество сигналов или же небольшое количество гормонов, что вызывает изменение функций. Организм стремится повысить свою надежность различными способами:

а) путем усиления регенеративных процессов, восстанавливающих погибшие клетки;

б) разделением клеток на резервные и дежурные, по мере нарастания функции включаются резервные клетки;

в) использованием охранительного торможения;

г) достижением одного и того же результата разными поведенческими реакциями.

Уровни организации организма.

Понятие функциональной системы по П.К. Анохину.

Системный принцип регуляции физиологических функций.

Впервые понятие о функциональной системе разработал физиолог П.К. Анохин.

— полезный результат поведенческой деятельности, который бы удовлетворял следующие биологические потребности: пищевые, оборонительные, половые;

— результат социальной деятельности, который бы удовлетворял социальные потребности или идеальные потребности человека.

При получении гомеостатического результата подключаются все физиологические системы, а нервная система координирует их работу.

В ней происходит интеграция информации, поступающей от различных раздражителей. Нервная система получает информацию о состоянии гомеостатических параметров и путем ее интеграции создается программа по достижению полезного результата. На основе этой программы изменяется деятельность всех физиологических систем, работа эндокринных желез, характер энергетических и пластических процессов в клетке.

Все эти изменения направлены на достижение полезного приспособительного результата.

Любое отклонение гомеостаза от нормы изменяет интенсивность обменных процессов, в крови накапливаются обменные продукты.

В организме непрерывно идет обмен веществ, поэтому различные показатели внутренней среды могут постоянно отклоняться от нормы, т. е., от гомеостатического уровня. А быстрота восстановления этих показателей и норма определяются скоростью самостоятельной регуляции каждой функции. Если жесткая константа гомеостаза отклоняется от нормы, это приводит к быстрому включению организма к самостоятельной регуляции.

Если изменяется пластическая константа, то механизмы самостоятельной регуляции долго не включаются, и процессы жизнедеятельности не нарушаются.

Поведение с позиции теории функциональных систем рассматривается как приспособительный акт любой степени сложности, в основе которого лежат следующие процессы:

1. В организме идут обменные процессы, которые оказывают свое влияние на результаты показателей внутренней среды организма. Они отклоняются от нормы.

5. Как только показатель результата возвращается к норме, это улавливается рецепторами, и процессы возбуждения прекращаются. Таким образом, процессы регуляции в сложной системе, каковой является организм, совершаются автоматически.

ТЕМА 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

— понятие роста и развития;

— общие закономерности роста и развития;

— состояние и здоровья детей и подростков и пути его укрепления средствами физического воспитания;

— этапы развития ребенка;

— факторы, влияющие на рост и развитие.

Понятие роста и развития.

Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой. Между тем биологическая природа этих процессов различна, различны их механизмы и последствия.

К экзогенным факторам, оказывающим влияние на рост и развитие организма, относятся социально-экономические, психологические, климатические, экологические.

Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей Европейской расы это около 48 кг.), активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно.

Общие закономерности роста и развития.

Гетерохронный характер развития организма выдвигает много медико-биологических и педагогических проблем. Прежде всего, необходимо знать критические периоды в онтогенезе ребенка, и возникает сидром школьной дезадаптации, когда он быстрее утомляется, теряет интерес к занятиям на фоне плохого самочувствия и здоровья. Как правило, это происходит в периоды интенсивных скачков роста длины и массы тела, наблюдается резкое отставание развития внутренних органов от общего развития. Сердце отстает в своем развитии от бурного соматического развития, а сосуды отстают от развития сердца.

Понятие о «скачке роста». В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В постнатальном онтогенезе человека такие «скачки» наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5 кратное увеличение длины и 3-4 кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет удлинения туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемые «полу ростовой скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост преимущественно за счет удлинения конечностей), а также в 13-15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей).

Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра, который в 1759-1777 гг., наблюдал за развитием своего сына, взвешивая его каждые полгода. Эти результаты были впервые опубликованы Бюффоном в приложении к его «Естественной истории».

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения, выражающиеся в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны «настроиться» на работу в условиях новой морфологической ситуации.

Ребенок до рождения должен иметь готовый запас избирательно созревших функциональных систем, чтобы после рождения приспособиться к новым условиям. Другие функциональные системы находятся в состоянии неполной или недостаточной зрелости. Те функциональные системы, которые поддерживают гомеостаз, дыхание, кровообращение, пищеварение, созревают очень рано.

После рождения ребенка происходит дозревание одних функциональных систем и формирование тех, которые находились в состоянии неполной зрелости. При этом каждая функциональная система проходит следующие этапы:

1) она включает в свою работу те звенья, которые созрели на текущий момент;

2) включаются дополнительные структуры по мере роста и развития организма;

3) система начинает функционировать, то есть она обогащается за счет приобретенных функций. Важно приобретение индивидуального опыта, что обеспечивает сложные поведенческие акты.

Мальчики при рождении имеют более высокие антропометрические показатели, процесс роста у них заканчивается на 1-3 года позднее. Длина тела у мужчин в среднем на 8-11 см больше, чем у женщин. Причина заключается в развитии генетических программ, определяющих разную скорость в онтогенезе. Из этой картины выпадает только период полового созревания. В связи с тем, что у девочек пубертатный период и пубертатный скачок роста наступает на 2-3 года раньше, чем у мальчиков, антропометрические показатели у них в этот период более высокие.

Акселерация оказывает положительное влияние на рост и развитие, обеспечивая:

а) гармоничность физического развития, а именно соблюдение пропорций тела;

б) гармоничность соматического и функционального развития, когда происходит высокое внешнее развитие и высокое развитие функциональных систем и органов;

в) гармоничность биологическую и социальную.

В связи с явлением социальной акселерации и более раннем начале обучения приобретают важное значение проблемы школьной зрелости, а именно морфофункционального и психологически-эмоционального уровня развития ребенка.

О школьной зрелости судят по следующим признакам:

— по количеству постоянных зубов;

— по антропометрическим показателям (длина и масса) тела;

— по функциональному состоянию организма (ЧСС, ЧД, АД, и их соответствие нормативным показателям);

— по уровню заболеваний (не более 4);

— по умственной работоспособности.

Таким образом, акселерация должна учитываться при организации учебно-воспитательного процесса, режима труда и отдыха.

1) от рождения до 5 лет;

В эти периоды повышена чувствительность зрительной и слуховой функций, и организм становится более восприимчивым к процессу обучения.

Акселерация физического развития, проявившаяся в мире в последние 50 лет, практически не затрагивала темпов ментального и духовного развития, и это создавало определенные трудности в сфере обучения и воспитания. В частности, раннее достижение половой зрелости привело к массовому раннему вступлению подростков в половые отношения, что до сих пор представляет собой не малую социально-культурную, педагогическую и медицинскую проблему.

Этапы развития ребенка.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Начиная со 2-го года жизни, скорость роста ребенка быстро снижается. На смену интенсивным ростовым процессам приходят процессы клеточных дифференцировок, что обеспечивает качественное изменение свойств детского организма, постепенно приближая его к зрелому состоянию. Пропорции тела продолжают изменяться, уменьшается относительный размер головы. Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте связаны, прежде всего, с дальнейшим созреванием коры больших полушарий.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Происходят дальнейшие ростовые процессы в организме. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные преобразования мозговых механизмов организации познавательной деятельности и целенаправленного поведения ребенка, которые во многом определяют его готовность к систематическому обучению в школе (т. е., школьную зрелость).

Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет). Этот период характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную динамику психического развития. Завершается дифференцировка клеток больших полушарий, создаются условия для высших форм деятельности мозга.

Продолжается смена молочных зубов на постоянные. Абсолютные черепа фактически уже не отличаются от размеров черепа взрослых. Позвоночник продолжает расти, завершается формированием его изгибов.

Подростковый юношеский возраст (пубертатный период).

Факторы, влияющие на рост и развитие.

При нормальном развитии ребенка выделяют характерные и индивидуальные особенности. Они могут меняться в зависимости от состояния здоровья, условий жизни и других факторов.

В настоящее время известно около 1000 наследственных заболеваний. В их основе лежат мутации, которые развиваются под влиянием мутагенов. Физические мутации, связанные с солнечным излучением, вызывают болезнь Дауна, при которой дети имеют неправильную форму лица, языка, губ.

Лучистая энергия повреждает хромосомный аппарат половой клетки, вследствие чего дети рождаются мертвыми или имеют значительные отклонения в развитии.

Факторы внешней и внутренней среды могут в равной степени отрицательно воздействовать на потомство не только через материнский организм, но и через отцовский.

Двигательная активность способствует морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию. Движение является биологической потребностью организма, незаменимым фактором жизнедеятельности организма. Двигательная активность влияет на физическое и умственное развитие человека.

Гиподинамия возникает при чрезмерных занятиях спортом, может сопровождаться серьезными нарушениями в деятельности организма. Выделяют благоприятные социальные факторы, влияющие на двигательную активность: рациональный суточный режим, правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы.

ТЕМА 3. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

— строение и функции опорно-двигательного аппарата;

— строение и классификация костей;

— развитие и рост костей. Возрастные изменения костей;

— соединение костей скелета;

— возрастные и функциональные изменения соединения костей;

— скелет туловища. Возрастные особенности позвоночника и грудной клетки;

— строение черепа. Череп новорожденного. Возрастные и половые особенности черепа;

— скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей. Развитие и возрастные особенности скелета конечностей.

Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

Опорно-двигательный аппарат (аппарат опоры и движения) объединяет кости, соединения костей и мышцы. Основной функцией аппарата является не только опора, но и перемещение тела и его частей в пространстве. Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относятся кости и соединения костей. Активную часть составляют мышцы, которые, благодаря способности к сокращению, приводят в движение кости скелета.

Опорная функция скелета состоит в том, что кости вместе с их соединениями составляют опору всего тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы. Мягкие ткани в виде связок, фасций, капсул и стромы органов называют мягким скелетом, так как они также выполняют механические функции (прикрепляют органы к твердому скелету, поддерживают строму органов, защищают их).

Функции опоры и передвижения скелета сочетаются с рессорной функцией суставных хрящей и других конструкций (сводов стопы), смягчающих толчки и сотрясения.

Защитная функция выражается в образовании костных вместилищ для жизненно важных органов: череп защищает головной мозг, позвоночный столб защищает спинной мозг, грудная клетка защищает сердце, легкие и крупные кровеносные сосуды. В полости таза располагаются органы размножения. Внутри костей находится костный мозг, дающий начало клеткам крови и иммунной системы.

Функция опоры и движения возможна благодаря строению костей в виде длинных и коротких рычагов, подвижно соединенных друг с другом и приводимых в движение мышцами, управляемых нервной системой. Кроме того, кости определяют направление хода сосудов, нервов, а также форму тела и его размеры.

Кости являются депо и для солей фосфора, кальция, железа, магния, меди и других соединений, сохраняют постоянство минерального состава внутренней среды организма.

В состав скелета входит 206 костей (85 парных и 36 непарных).

У взрослых людей отношение массы скелета к массе тела до пожилого, старческого возраста сохраняется на уровне до 20%, затем несколько уменьшается.

Строение и классификация костей.

Каждая кость как орган состоит из всех видов тканей, однако главное место занимает костная ткань, являющаяся разновидностью соединительной ткани.

У каждой кости выделяют плотное (компактное) и губчатое вещество. Распределение компактного и губчатого вещества зависит от места в организме и функции костей.

Компактное вещество находится в тех костях и в тех их частях, которые выполняют функции опоры и движения, например, в диафизах трубчатых костей.

В местах, где при большом объеме требуется сохранить легкость и вместе с тем прочность, образуется губчатое вещество, например, в эпифизах трубчатых костей.

Губчатое вещество находится также в коротких (губчатых) и плоских костях. Костные пластинки образуют в них неодинаковой толщины перекладины (балки), пересекающиеся между собой в различных направлениях. Полости между перекладинами (ячейки) заполнены красным костным мозгом. В трубчатых костях костный мозг находится в канале кости, называемом костномозговой полостью. У взрослого человека различают красный и желтый костный мозг. Красный костный мозг заполняет губчатое вещество плоских костей и эпифизов трубчатых костей. Желтый костный мозг находится в диафизах трубчатых костей.

Вся кость, за исключением суставных поверхностей, покрыта надкостницей, или периостом. Суставные поверхности кости покрыты суставным хрящом.

Различают кости трубчатые (длинные и короткие), губчатые, плоские, смешанные и воздухоносные.

Губчатые (короткие) кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Губчатые кости имеют форму неправильного куба или многогранника. Такие кости располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с большой подвижностью. Это кости запястья, предплюсны.

Плоские кости построены из двух пластинок компактного вещества, между которыми расположено губчатое вещество кости. Такие кости участвуют в образовании стенок полостей, поясов конечностей, выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина, ребра). Смешанные кости имеют сложную форму. Они состоят из нескольких частей, имеющих различное строение. Например, позвонки, кости основания черепа.

Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Например, лобная, клиновидная, решетчатая кость, верхняя челюсть.

Развитие и рост костей. Возрастные изменения костей.

Перихондральное окостенение заключается в том, что надхрящница постепенно превращается в надкостницу. Внутренний слой надхрящницы начинает продуцировать не хрящевые, а молодые костные клетки (остеобласты). Остеобласты накладываются на хрящевую модель и образуют костную манжетку, которая постепенно замещает разрушающийся под нею хрящ.

Периостальное окостенение (образование кости) наблюдается тогда, когда сформировавшаяся надкостница продуцирует молодые костные клетки, которые методом аппозиции накладываются на лежащую под ними кость. Таким способом костная пластинка компактного вещества постепенно утолщается.

Энхондральное окостенение имеет место, когда костная ткань образуется внутри хряща. В хрящ из надкостницы прорастают кровеносные сосуды и соединительная ткань. Хрящ в этих местах начинает разрушаться. Часть клеток проросшей в хрящ соединительной ткани превращается в клетки, которые разрастаются в виде тяжей, формирующих в глубине кости ее губчатое вещество.

Диафизы трубчатых костей окостеневают во внутриутробном периоде. Появившиеся в них точки окостенения называют первичными. Эпифизы трубчатых костей начинают окостеневать или перед самым рождением, или уже во вне утробном периоде жизни человека. Такие точки, образовавшиеся в хрящевых эпифизах, получили название вторичных точек окостенения. Костное вещество эпифизов образуется энхондральным, перихондральным и периостальным способами.

На рост и развитие костей влияние оказывают социальные факторы, в частности питание. Любой дефицит питательных веществ, солей или нарушение обменных процессов, влияющих на синтез белка, сразу же отражается на росте костей. Так, недостаток витамина С сказывается на синтезе органических веществ костного матрикса. В результате трубчатые кости становятся тонкими и хрупкими. Рост кости зависит от нормального течения процессов обызвествления, который связан с достаточностью уровня кальция и фосфора в крови и тканевой жидкости, с наличием необходимого организму количества витамина D.

Таким образом, нормальный рост кости зависит от нормального и сбалансированного течения процессов обызвествления и синтеза белка. Обычно эти два процесса протекают в теле человека синхронно и гармонично.

Нарушение нормального питания и обмена веществ вызывает изменения в губчатом и компактном веществе костной системы взрослого человека. На протяжении всей жизни в костях происходят процессы обновления остеонов (гаверсовых систем).

Соединение костей скелета.

Все соединения костей делятся на три большие группы. Это не прерывные соединения, полу суставы, или симфизы, и прерывные соединения, или синовиальные соединения.

Непрерывные соединения костей образованы с помощью различных видов соединительной ткани. Эти соединения прочные, эластичные, но имеют ограниченную подвижность. Непрерывные соединения костей делятся на фиброзные, хрящевые и костные.

К фиброзным соединениям относятся синдесмозы, швы и «вколачивания».

К хрящевым соединениям (синхондрозам) относятся соединения с помощью хрящей. Например, соединения тел позвонков друг с другом, соединения ребер с грудиной.

Костные соединения (синостозы) появляются по мере окостенения синхондрозов между эпифизами и диафизами трубчатых костей, отдельными костями основания черепа, костями, составляющими тазовую кость, и др.

Симфизы также являются хрящевыми соединениями. В толще образующего их хряща имеется небольшая щелевидная полость, содержащая немного жидкости. К симфизам относится лобковый симфиз.

Внутренний тонкий слой суставной капсулы образован синовиальной мембраной, образующей складки, ворсинки, увеличивающие ее свободную поверхность, обращенную в полость сустава.

Фиброзный слой суставной капсулы местами утолщен, образует внутри капсульные связки. Связки могут быть вне капсулы, рядом с нею (вне капсульные связки).

Связки укрепляют сустав и направляют его движения, они также ограничивают движения суставов.

В зависимости от количества суставных поверхностей, участвующих в образовании сустава, суставы делятся на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух суставных поверхностей), комплексные и комбинированные. Если два или более анатомически самостоятельных суставов функционируют совместно, то они называются комбинированными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *