анатомия человеческой деструктивности о чем

анатомия человеческой деструктивности о чем. Смотреть фото анатомия человеческой деструктивности о чем. Смотреть картинку анатомия человеческой деструктивности о чем. Картинка про анатомия человеческой деструктивности о чем. Фото анатомия человеческой деструктивности о чем

Фундаментальный труд по проблеме человеческой агрессивности с точки зрения философии, психологии, истории. 18+

Этот отзыв будет серьезным, в чем-то тяжелым. Поэтому чувствительным натурам читать не рекомендую.

📚 ВСТУПЛЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Раздумывая над заголовком, я обратилась к сервису Wordstat (показывает самые частые запросы в Яндексе по заданному слову или фразе). Я хотела сделать заголовок вроде «Как решить проблему насилия?», или «Насилие в семье и обществе» — что-то в этом духе. Мне показалось, что люди часто делают такие запросы и, соответственно, мой отзыв будет выше в поисковых системах. Как же я ошибалась! Но результат, как ни что другое, наглядно демонстрирует актуальность проблемы. Смотрите сами:

Страшно? Вот истинные интересы нашего общества, то, что ищут наши сограждане, когда думают, что никто не видит, не узнает. Человеческая агрессивность — это не какие-то там абстрактные войны, которые идут не у нас (хотя и они тоже). Это то, что может коснуться каждого: преступления, жестокость, садизм.

Меня на прочтение книги о человеческой деструктивности натолкнула недавняя волна шокирующих новостей. Когда человек с хорошей репутацией и без психических заболеваний внезапно (?) жестоко расправляется со своей семьей, ребенком или возлюбленной(-ым), это не просто страшно, это не понятно. Особенно ввиду того, что у преступников находится масса защитников в сети. Находят «разумные» оправдания, начиная от «жертва сама виновата», и до «это просто мужская природа». Сколько же вокруг таких людей, для которых убийство слабогодопустимо? И что ими движет? Это отклонение, или все же естественная природа человека? Можно ли изменить эту ситуацию, и если можно, то как?

Итак, книга, о которой пойдет речь:

«Анатомия человеческой деструктивности» (The anatomy of human destractiveness)

Автор — Эрих Фромм, немецко-американский психолог, социолог и выдающийся философ ХХ в. Отечественному читателю он наиболее известен по работе «Искусство любить».

📚 ИЗДАНИЕ. КАКОЕ ВЫБРАТЬ?

Впервые книга была издана в 1973 г. Это одна из поздних работ Фромма и результат его многолетних размышлений. У меня — электронная версия русскоязычного издания 2015 г.

Издательство: АСТ. Перевод: Телятникова Э. М., редактор Веснина Г.

К качеству скана нареканий нет, гиперссылки работают. Так что, могу смело рекомендовать этот вариант.

📚 СОДЕРЖАНИЕ

В книге 624 страницы, достаточно объемная, но читается быстро. Текст хорошо структурирован, разбит на множество маленьких глав.

Оглавление:

Часть первая. УЧЕНИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ И ВЛЕЧЕНИЯХ; БИХЕВИОРИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ

Часть вторая. Открытия, опровергающие инстинктивистов

Часть третья. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ

ЭПИЛОГ: О ДВОЙСТВЕННОСТИ НАДЕЖДЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ: ФРЕЙДОВА ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ

📚 СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Эрих Фромм принадлежит к американской школе психологии, для которой характерен простой и понятный стиль изложения. Эта книга не стала исключением: читается легко и просто, на одном дыхании. Это не узкоспециальная литература для психологов и социологов, а рассчитана скорее на широкую публику. К слову, Фромм был великолепным лектором, возможно поэтому его текст так легко воспринимается.

📚 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Первая и вторая части книги посвящены полемике с популярными в то время идеями о врожденной жестокости человека.

Последовательно и обстоятельно автор доказывает, что именно социальные условия вызывают в людях и целых народах агрессивное поведение. Как вам тот факт, что в первобытном обществе практически не было войн, хотя не было и понятия о морали? Необходимость в войнах появилась вместе с развитием централизованной власти, и навязывали ее именно правители (речь не идет о тех случаях, когда нападение реально было нужно для выживания — это вынужденная агрессия, но такие случаи редки).

Учение о страстях в противовес инстинктам кажется мне чем-то совершенно не научным, зато понятным и логичным. Совершенно согласна.

К слову, еще один врожденный инстинкт — сексуальный — вовсе не так прост, как кажется.

Откуда же берутся эти «страсти»? У животных их нет. Почему человек не может жить просто инстинктами? Фромм связывает это с самосознанием, исключительно человеческим свойством, которым он обязан своему сложному мозгу. Самосознание ведет к осознанию конечности жизни, чего, опять же, лишены животные. Свобода выбора ведет к чувству потерянности без ориентиров. Для каждого человека (и древнего, и современного) это серьезное потрясение, к которому психика должна адаптироваться.

Совсем другая картина наблюдается в современном цивилизованном обществе. Органы власти и простые граждане — враги, их истинные интересы противоположны. Каждая сторона стремится обмануть другую, получить для себя больше выгод. Человек живет в постоянном напряжении, с ощущением угрозы отовсюду.

То есть, пока не будет построено справедливое общество, в котором члены социальных систем имели бы стабильные связи (не основанные на денежном интересе, потребительстве и враждебности), разделяли бы одни идеи и цели, деструктивность не исчезнет.

Кстати, Фромм рассматривает проблему коллективного нарциссизма (как личный нарциссизм — фиксация на себе — только коллективный), которая, на мой взгляд, очень актуальная сейчас. Человек превозносит свою социальную группу (класс, народ, нацию и т.д.), приписывая ей самые замечательные свойства, и перенося их на себя, как члена этой группы. Проблема в том, что такой человек глубоко неудовлетворен собой, его личная самооценка близка к нулю. Но выход из положения он находит не в изменении себя, а в групповом нарциссизме, эта вера держится на иллюзиях. Любое критическое замечание в адрес группы вызывает неадекватно бурную агрессивную реакцию. Обществом с развитым групповым нарциссизмом легко манипулировать.

В конце книги дается анализ нескольких исторических личностей с точки зрения теорий характеров: Иосифа Сталина (как случай несексуального садизма), Генриха Гиммлера (анально-накопительский садизм) и Адольфа Гитлера (некрофилия). Под некрофилией Фромм понимает не сексуальные извращения (хотя и их тоже), а широкое понятие тяги к неживому, желание уничтожать живое.

«Анатомия человеческой деструктивности» — книга не узкоспециальная, она рассчитана скорее на широкую публику. Будет интересна тем, кто стремится расширять свой кругозор. Данные из нейробиологии (новейшие для 70-х годов) сегодня, я думаю, во многом устарели. Но, в остальном, поднятые в книге темы более чем актуальны.

📚 Мои отзывы на книги по психологии:

Источник

Анатомия человеческой деструктивности о чем

Анатомия человеческой деструктивности. Фромм Э.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.

Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением (1914 г.).

Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая женщина, художница, друг семьи, совершила самоубийство после смерти своего старого, больного отца. Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним (даже в смерти) она предпочла всем радостям жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения.

В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения.

Другим важнейшим источником личных и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма была Фрида Райхман — образованная женщина, психолог; и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под ее влиянием увлекся клинической практикой психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю жизнь сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству.

Третьим духовным источником для Фромма был малоизвестный автор Иоганн Якоб Бахофен. Его учение о материнском праве впоследствии стало для Фромма важным аргументом, опровергающим фрейдовскую теорию «либидо».

В 20-е гг. Фромм познакомился с учением буддизма, которое воспринял как озарение, и был верен ему до глубокой старости.

В 1927-1929 гг. Фромм начинает много печататься. Известность ему принесло выступление с докладом «Психоанализ и социология», а затем публикация статьи под названием «О методе и задачах аналитической социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме».

Почти десять лет (1930-1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований,

который возглавлял Макс Хоркхаймер. Фромм руководит здесь отделом социальной психологии, проводит серию эмпирических исследований среди рабочих и служащих и уже к 1932 г. делает вывод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера. В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре перебазируется и Хоркхаймер со своим институтом. Здесь ученые вместе продолжают исследование социально-психологических проблем авторитарности, а также выпускают периодическое издание «Журнал социальных исследований».

В 40-е гг. конфронтация с Адорно и Маркузе приводит к отходу Фромма от франкфуртской школы. Оторвавшись от «немецких корней», он полностью оказывается в американском окружении: работает во многих учебных заведениях, участвует в различных союзах и ассоциациях американских психоаналитиков. Когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт психологии, психиатрии и психоанализа, Фромм активно включается в систематическую подготовку специалистов в области психоанализа. Но Фромм никогда не был ординарным профессором какой-либо кафедры, он всегда читал свой курс на «междисциплинарном» уровне и, как никто, умел не только связать воедино данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать их фактами из своей клинической практики.

В 50-е гг. Фромм отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию личности, которую сам назвал «радикальным гуманизмом».

Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты — это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе.

«Невозможно перечислить всех радикальных гуманистов со времен Маркса, — говорит Фромм, — но я хотел бы назвать следующих: Торо, Эмерсон, Альберт Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич; югославские философы из группы «Праксис»: М. Маркович, Г. Петрович, С. Сто-янович, С. Супек, П. Враницки; экономист Э. Ф. Шумахер; политический деятель Эрхард Эпплер, а также многие представители религиозных и радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке XX века».

Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:

— производство должно служить человеку, а не экономике;

— отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;

— антагонизмы повсюду должны быть заменены отношениями солидарности;

— высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;

— не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека;

— каждый человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее.

После окончания второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэрно-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США.

50-е годы примечательны интересом к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам. Труды этих лет: лекции «Психоанализ и религия», анализ эпоса «Сказки, мифы и сновидения» (1951), две философские работы — «Здоровое общество» (1955) и «Современный человек и его будущее» (1959), а также много публичных выступлений, докладов и статей. Он участвует в политической деятельности, в разработке программы американской социал-демократической федерации (СДФ), в которую вступил ненадолго, пока не убедился, что социал-демократия сильно «поправела».

Трудно поверить, что в самом начале 60-х гг. (т. е. задолго до того, как кто-либо из политиков заговорил о возможности разрядки в отношениях между двумя сверхдержавами) Фромм писал о «деструктивном потенциале американского антикоммунизма» и о необходимости «здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире». Кто-то, быть может, помнит, что осенью 1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению.

Анализ «кибернетического общества», проделанный Фроммом в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной «типологии социальных характеров»: общество отчуждения «опредмечивает» человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать гигантскую машину вооружения… Такое общество, без сомнения, создает особый «деструктивный тип личности», который становится угрозой для самого существования человечества.

Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой.

70-летний ученый не только не чувствует себя стариком, но и в жизни и в творчестве переживает подлинный расцвет. Он пишет в эти годы свою «интеллектуальную биографию» под названием «По ту сторону от иллюзий»; две важнейшие работы, которые сам он называл «труды моей души»: «Психоанализ и дзэн-буддизм» и «Душа человека». В конце 60-х гг. он завершает работу над книгой «Революция надежды» и вплотную берется за исследование проблем агрессивности. Труд оказался безмерным, но спустя пять лет он принес весьма зримый результат: книгу объемом 450 страниц, которой автор намеренно дал очень строгое и точное название «Анатомия человеческой деструктивности». Непосредственно над книгой Фромм работал с 1968 по 1973 г., но подготовка к ней шла более трех десятилетий, ибо исходным пунктом своих научных размышлений об истоках агрессии сам автор считает собственные первые исследования авторитарности, а также изучение и описание характера Гитлера («Бегство от свободы», 1941). Позднее в ученом мире большая работа Фромма была оценена как оригинальная теория личности. Эта книга еще больше усилила интерес европейцев к творчеству Фромма, особенно после выхода в свет его книги «Иметь или быть». Последней публикацией при жизни стала давно задуманная книга о Фрейде.

Когда Фромма не стало, его ассистент подготовил к изданию в Германии Полное собрание сочинений в 10 томах, а швейцарский журналист Ханс Юрген Шульц воспроизвел запись 10 радиобесед с Фроммом и издал их в книге под названием «О любви к жизни».

Это издание представляет собой первый том обширного исследования в области теории психоанализа. Я занялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что подобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость.

Более шести лет назад, когда я начинал писать эту книгу, я недооценивал возможные трудности и препятствия. Вскоре мне стало ясно, что, оставаясь в профессиональных границах собственно психоанализа, я не смогу адекватно оценить проблемы человеческой деструктивности. Хотя такое исследование и имеет в первую очередь психоаналитический аспект, мне были необходимы данные из других областей знания, особенно нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Я был вынужден сравнивать свои выводы с важнейшими выводами других наук, чтобы убедиться, что эти выводы не противоречат моим гипотезам.

Поскольку в то время еще не было обобщающих работ по проблеме агрессивности, не было ни отчетов, ни обзоров, я был вынужден сам проделать эту работу. Так что я попытался оказать услугу моим читателям и рассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точки зрения отдельной научной дисциплины. Такая попытка, естественно, небезопасна. Ведь ясно, что я не мог быть достаточно компетентным во всех областях; меньше всего знаний у меня было в области неврологии. А теми знаниями, которые я приобрел, я обязан не столько своим собственным трудам, сколько дружескому участию нескольких специалистов по неврологии, которые дали мне ценные советы, ответили на многие мои вопросы, а

Источник

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ

Полезное

Смотреть что такое «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ» в других словарях:

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии доброкачественной филогенетически заложенного импульса к атаке (или бегству) в ситуации, когда возникает… … История Философии: Энциклопедия

Иметь или быть? — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Иметь или быть — «Иметь или быть?» (нем. «Haben oder Sein») изданная в 1976 поздняя работа психоаналитика и философа фрейдомарксиста Эриха Фромма, исследующая вопросы духовной сферы человека. Эрих Фромм так характеризует область интересов психоаналитика:… … Википедия

Фромм Э. — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия

Фромм Эрих — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия

Эрих Фромм — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 1980) нем. амер. философ, психолог, реформатор психоанализа, основоположник неофрейдизма. Если традиционная культурология опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, то… … Философская энциклопедия

Психическое здоровье Сталина — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Источник

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ

Полезное

Смотреть что такое «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ» в других словарях:

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — ’АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ’ (‘The anatomy of human destractiveness’, 1973) произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии ‘доброкачественной’… … История Философии: Энциклопедия

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии доброкачественной филогенетически заложенного импульса к атаке (или бегству) в ситуации, когда возникает… … История Философии: Энциклопедия

Иметь или быть? — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Иметь или быть — «Иметь или быть?» (нем. «Haben oder Sein») изданная в 1976 поздняя работа психоаналитика и философа фрейдомарксиста Эриха Фромма, исследующая вопросы духовной сферы человека. Эрих Фромм так характеризует область интересов психоаналитика:… … Википедия

Фромм Э. — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия

Фромм Эрих — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия

Эрих Фромм — Запрос «Фромм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эрих Фромм, 1900 1980 Эрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт на Майне, 18 марта 1980, Локарно) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель… … Википедия

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 1980) нем. амер. философ, психолог, реформатор психоанализа, основоположник неофрейдизма. Если традиционная культурология опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, то… … Философская энциклопедия

Психическое здоровье Сталина — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Источник

Рецензии на книгу « Анатомия человеческой деструктивности » Эрих Фромм

анатомия человеческой деструктивности о чем. Смотреть фото анатомия человеческой деструктивности о чем. Смотреть картинку анатомия человеческой деструктивности о чем. Картинка про анатомия человеческой деструктивности о чем. Фото анатомия человеческой деструктивности о чем

анатомия человеческой деструктивности о чем. Смотреть фото анатомия человеческой деструктивности о чем. Смотреть картинку анатомия человеческой деструктивности о чем. Картинка про анатомия человеческой деструктивности о чем. Фото анатомия человеческой деструктивности о чем

Фромм в этом отношении сделал все так, как нужно. Книга, посвященная такому явлению как деструктивность, написана основательно, с подробным разбором необходимых теоретических основ и сопутствующих явлений. Представленный материал изложен вполне доступно для среднестатистического читателя. И даже если вы до этого совсем ничего не слышали о бихевиоризме, а о теории Фрейда имеете вполне стереотипное представление, то ничего страшного. Уже с первых страниц вас введут в курс дела и все подробно объяснят. Теоретические размышления основательно дополнены практическими примерами и наблюдениями. Но, не смотря на это, книга все же остается философской (а это значит не маленькой и с кучей непонятных слов) и требует вдумчивого чтения.

Эриха Фромма очень удобно и легко конспектировать. Сперва точка зрения, потом отличия или сходства ее с ранее рассмотренными мнениями, авторские «за» или «против» и потом собственная точка зрения. Но не просто, мол, дядя Фрейд, ты был неправ, тут тебе и обоснование, и примеры, и полемика. Если что-то непонятно, или ты просто потерялся (несмотря на удобство для конспектирования, потеряться можно легко), то просто можно вернуться на пару страниц назад и повторить тему прошлой главы, благо, лектор терпелив и никуда не спешит.

Для неспециалиста эта книга – находка. Кроме действительно убедительной аргументации на тему «а волк ли человек человеку», в книге представлен критический подход к основным теориям психоанализа и бихевиоризма. Я понимаю, что со времени написания книги прошло сорок лет, но так как и Фрейда, и Скиннера не перестают читать, я не считаю книгу Фромма неактуальной. Хотя во многом «Анатомия человеческой деструктивности», конечно, отдает дань своему времени: от примеров Второй мировой войны до упоминая о дзэн-буддизме (в Америке 70-х на эту тему не молчал никто).

В третьей части рассматриваются виды агрессии и с точки зрения психоанализа анализируются наиболее яркие их носители. В книге использованы детали личных бесед с тем же Шпеером, что сейчас уже точно никто не повторит. С этим можно не соглашаться, но увидеть Гиммлера, склонного к анально-накопительному садизму, или Гитлера-некрофила, которому вовсе не были чужды светлые качества души, а потом ужаснуться, приметив кое-какие общие черты в своем характере или характере своего друга, весьма любопытно, конечно. Так что описания Гитлера и Гиммлера написаны со знанием материала и, тем не менее, как это ни странно, с уважением к человеческому в человеке. Да, Фромм называет Гитлера «чудовищем», но сам текст корректный, без фанатических лозунгов. И касается это не только портрета главного некрофила эпохи. Фромм не унижает женщин, но и не впадает в перегибы феминизма. Хотя великолепием теоретического сооружения Фрейда можно восхищаться, вряд ли кто-то будет отрицать, что допущение, согласно которому одна половина человечества — это ущербный вариант другой, не что иное, как абсурд, объяснимый разве что глубиной предубеждения против одного пола (не слишком отличающегося от расового или религиозного предубеждения). Фромм корректен по отношению к другим расам и национальностям. Цвет кожи производит такое впечатление лишь в сочетании с беспомощностью и отсутствием власти. Когда к началу века японцы превратились в мощную нацию, они сразу стали личностями. Здесь критерием человеческого начала стало обладание прогрессивными технологиями. Это произвело бы впечатление даже в отрыве от его концепции, но тем не менее, эта книга в первую очередь о том, что злокачественная агрессия – характерологический признак, а не филогенетический. Человек не рождается деструктивным, он таким становится или не становится. Короче говоря, утверждение, что «человек от природы зол», ни на йоту нельзя считать более истинным, чем утверждение, что «человек от природы добр». Но все же первое сказать гораздо легче; и если кто-то пожелает доказать «дурное начало в человеке», он всегда найдет благодарных и поддакивающих слушателей, ведь он каждому из них создает алиби — отпущение грехов — и ничем не рискует. Я думаю, все, кто получал соответствующее образование, эту книгу давно прочитали и не нуждаются в рекомендациях. Но есть же ещё те, кто наткнулся на «Так называемое зло» Лоренца раньше, чем на Фромма. Те, кто Фрейда читал, но системного представления о теории в целом не вынес. Те, кому просто интересна психология, причем не только прикладная в духе НЛП. Ну вот, именно им я и говорю: не бойтесь, эта книга не кусается, не требует для своего прочтения словаря и не оставляет после себя морального дискомфорта. Скорее, наоборот, иногда нужно, чтобы кто-то сказал

«… люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода».
И также, хочется отметить понравившееся еще в начале замечание Фромма по поводу искажения самой сути психологии:

Поведение само по себе, а не человек, ведущий себя так или иначе, стало предметом главного психологического направления. «Наука о душе» превратилась в науку о манипулировании поведением — животного и человека.
А ведь это продолжает происходить. Сейчас очень часто психологию применяют именно для манипулирования и внушения. НЛП становится все популярнее. Фромм напоминает нам, что задача психологии вовсе не в том, чтобы контролировать других, но чтобы познать себя, в том числе самые темные уголки нашей души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *