андерсен соловей чему учит
Анализ сказки Соловей Андерсена
Сказка Андерсена – очень поучительная и добрая сказка о могущественной силе живой музыки. Настоящее искусство обладает большой силой над злом. Прекрасное способно исцелить человека.
Главная тема заключается в том, что ничто не может заменить подлинное искусство.
Идея произведения отражается в словах и поступках героев. В сказке красивой считалась искусственная бриллиантовая птичка, которая пела с помощью специального механизма. Автор показывает, что не в этом заключается настоящая красота. Красота определяется не внешностью, а добротой, милосердием, умением сострадать, помочь ближнему.
Андерсен сравнивает два образа: искусственную красоту и настоящую в виде поющих пичужек. Он доказывает, что любовь и искусство должны быть настоящими, высмеивает невежество человека в отношении природы. Он считает низменными качествами низкопоклонство и бездушие, ведь нельзя ничего судить по внешнему виду.
Чему научит сказка Андерсена «Соловей»? Конечно, человечности, умению прощать даже самые подлые поступки, хранить в сердце добро и помогать нуждающимся людям в любой ситуации. Сказка учит нас видеть во всем хорошее, даже в самом неприметном искать добро, отличать, где настоящая красота, а где фальшивая. Искусство в гармонии с добром может оказать чудодейственное влияние на людей. Нужно уметь распространять добро, а не печаль.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Соловей Андерсена
Популярные сегодня темы
Мой папа служил в армии с 1996 по 1998 год в Воронеже во внутренних войсках. Он сопровождал поезда, на которых перевозили преступников. Раньше служили 2 года, вернулся он в звании старшего сержанта.
Принося в литературу свой жизненный опыт, Шолохов обогатил традиции своих предшественников выявлением в «Тихом Доне» психологии трудящегося народа, участия и роста народных масс.
Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму.
Мои бабушка и дедушка живут в деревне. Там у них есть огород, на котором дедушка построил две теплицы. Весной, когда заканчиваются заморозки и устанавливается постоянная теплая погода, бабушка высаживает в них рассаду.
Николай Евграфович Алмазов, офицер, вернулся с лекций в Академии генерального штаба в плохом настроении. Поступление в академию далось с трудом: экзамены Николай сдал на третий раз.
«Соловей» — читательский дневник по сказке Андерсена
Сказка «Соловей» написана известным сказочником Гансом Андерсеном в 1843 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Ханс Христиан Андерсен
Название произведения: Соловей
Жанр: сказка
Год написания: 1843
Издательство: Махаон
Год издания: 2007
Главные герои и их краткая характеристика
Соловей, маленькая, свободолюбивая птичка, обладающая волшебной красоты голосом. Ценил только искренность.
Император, любил все красивое, но не понимал, что живой соловей лучше искусственного
Смерть, на первый взгляд жестокая, но оказалась сентиментальной, услышав пение соловья
Краткое содержание и сюжет
В далеком Китае возле императорского дворца стоял чудесный сад, в котором росли волшебные колокольчики. Сад был очень большим и даже садовник не знал где его конец. А за садом в лесу жил соловей. И все иностранцы, которые приходили в сад удивлялись красоте голоса соловья.
Они возвращались домой и писали книги о Китае, в которых говорили, что самое лучшее, что там есть — это соловей.
Однажды император прочитал одну книгу и удивился, ведь он никогда не слышал про соловья. Он приказал министру доставить ему соловья, чтобы послушать его пение.
Министр и придворные оббегали весь дворец, но никто не слышал про соловья. И только маленькая девочка на кухне сказала, что знает, где живет соловей.
Она повела придворных в лес, и те принимали за соловьиное пение мычание коров и кваканье лягушек. Но вот они услышали пение соловья и были поражены. Они пригласили соловья во дворец, спеть императору, и соловей согласился.
Он спел императору и тот был поражен, он даже заплакал, и соловей сказал, что эти слезы для него лучшая награда.
Соловей стал жить во дворце и придворные следили, чтобы он не улетел. И весь народ полюбил соловья.
Но однажды из Японии привезли искусственного соловья, который пел только одну песню. Настоящий соловей улетел, но никто этому не опечалился. Все во дворце полюбили искусственного соловья.Но вскоре искусственный соловей сломался.Часовщик починил его, но теперь соловья разрешали заводить только раз в год.
Соловей пообещал, что будет прилетать к императору и петь ему свои песни, ведь он видел слезы на глазах императора. А император выздоровел и приветствовал ошеломленных придворных.
Очень краткое содержание для читательского дневника
План пересказа
Основная мысль
Притворное восхищение не стоит ничего, а настоящие эмоции ценнее всего на свете.
Чему учит
Сказка эта учит нас любить и ценить красоту природы, учит понимать прекрасное, учит тому, что никогда никакая совершенная машина, сделанная руками человека, не заменит произведения природы. Учит эта сказка и благодарности.
Отзыв и что понравилось
Эта сказка мне очень понравилась. В ней рассказывается о торжестве настоящего соловья, пение которого всегда было разным, над механической игрушкой, которая могла петь только одну мелодию, и которая могла сломаться. Император Китая понял свою ошибку, он мог испытывать искренние чувства и потому соловей простил его и помог, ему когда тот заболел. Это очень красивая сказочная история.
Вывод и мое мнение
Люди часто обманываются, гонятся за внешним блеском и мишурой, не думая о том, что настоящая красота в поступках и делах. Так и настоящий соловей имел неброское оперение, но благодарное сердце и умел дружить и ценить отношение к себе.
Чему учит рассказ Андерсена «Соловей»?
1. Современная социокультурная ситуация детства характеризуется противоречием «между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста». (1) Все шире обсуждаются проблемы детства, растет рынок товаров и услуг для детей, создана огромная индустрия детства. Но все это: и производство товаров (одежда, игрушки, фильмы, компьютерные программы, книги), и производство услуг (а теперь именно этим термином обозначается и образование, и лечение, и развлечение), не учитывает возрастных особенностей и потребностей детей, а нередко и противоречит им, определяясь исключительно требованиями рынка.
Да и сама организация жизни современного дошкольника не только не способствует нормальному психическому развитию ребенка, но нередко тормозит и искажает его.
Утрачиваются отработанные в культуре способы общения ребенка со взрослыми, с ровесниками. Уже почти ушел в прошлое материнский фольклор, помогавший малышу выстраивать, упорядочивать окружающий его мир. Являясь опережающей моделью построения мира для ребенка, он одновременно был первой встречей с поэтической речью.
Взамен традиционной ритуальности детской жизни, повторяемости и предсказуемости событий, делающих мир ребенка устойчивым и безопасным, выстраивающих сознание и поведение ребенка — беготня по обучалкам и развивалкам или сиденье перед экраном телевизора и компьютера.
Не владеющие навыками самообслуживания дети не в состоянии собрать отдельные разрозненные действия в осмысленную деятельность, в осознанное и произвольное поведение.
Сдает свои позиции и детская игра — ведущая деятельность этого возраста, в которой формируются важнейшие психические новообразования. По материалам обследования пятилетних детей (2), у большинства не развито воображение, творческая инициатива, самостоятельность мышления, их речь ситуативна, несвязна, нелогична, эмоциональный тон снижен. А раннее обучение, которое заняло место игры, все эти «Математики» и «Философии» с пеленок, курсы риторики и психологии для пятилеток, подготовка с двух лет к школе и т. п., лишают возможности думать и действовать самостоятельно, изобретать, придумывать, удивляться и искать ответы на свои вопросы. Раннее обучение рождает у ребенка страх сделать или сказать что-нибудь «неправильно», страх, сковывающий воображение, мышление.
Все возрастающий темп жизни, тотальное внедрение телевизора и компьютера, раннее обучение приводят к информационным перегрузкам, снижению собственной познавательной активности ребенка. Быстро меняющиеся теле- и компьютерные картинки не оставляют времени задуматься, осмыслить и пережить увиденное.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА «СОЛОВЕЙ»
Композиция данного произведения типична и содержит все структурные элементы. Повествование начинается с экспозиции. Она заключается в описании дворца китайского императора, огромного цветущего сада при дворце и леса, который простирался до самого синего моря и в котором живет маленькая птичка – Соловей, обладающая прекрасным голосом. Кроме этого, автор в этой части повествует о том, что в это место, куда со всего света приезжали путешественники. Они были в восторге и от дворца, и от сада, и от леса, но, услышав пение Соловья, говорили: «Вот это лучше всего!». В честь Соловья поэты слагали стихи, а ученые упоминали о нем в своих книгах.
Следующая часть произведения – завязка. Она заключается в том, что однажды такая книга дошла до самого китайского императора. Однако он был очень удивлен, прочитав о том, что возле его дворца живет такая птица, которая людей со всего света восхищает своим пением. Он о ней ничего не знал.
После завязки начинается самая большая по объему часть произведения – развитие действий. В этой части автор пишет о том, как китайскому императору принесли птицу по имени Соловей, как он радовался пению этой птицы, как он собирал праздники в честь Соловья. Но однажды императору пришла посылка из Японии с искусственным Соловьем. Он был на много красивее живого и пел он сколько угодно, без устали, правда, только одну песню. Люди перестали обращать внимание на живого Соловья, и он улетел из дворца к себе домой, в лес. Однако, заметив отсутствие Соловья, люди недолго тосковали по нему, потому что они признали искусственную птицу лучшей.
Император все продолжал заводить искусственную птицу, а люди все продолжали слушать ее пение, но искусственный Соловей был уже не тем, что раньше, зубчики шестеренок истерлись, поэтому пришлось его заводить гораздо реже.
Прошло еще пять лет. Император постарел и заболел. Он лежал совсем неподвижно на своем ложе, а рядом, также тихо и неподвижно лежал императорский заводной Соловей.
Эпилог произведения заключается в том, что когда придворные зашли в комнату императора, ожидая увидеть его мертвым, он лежал в кровати живым и полностью здоровым и сказал им: «С добрым утром!».
Итак, рассмотрев композицию данного произведения, охарактеризуем героев произведения – главных и второстепенных. Главными героями являются Соловей и китайский император, второстепенными – первый министр и девочка, которая помогла найти в лесу Соловья.
Соловей – динамический персонаж, так как в произведении нет подробного описания его внешности, оно складывается из отдельных деталей, разбросанных по всему тексту. Соловей – это маленькая серая птичка, невзрачная на вид, но обладающая невероятно красивым голосом. Соловей – воплощение истинного живого искусства. Но искусство требует свободу, поэтому и Соловей свободолюбив. Это особенно проявляется в сцене его разговора с императором после изгнания Смерти. Император просит Соловья остаться, но он отказывается, потому что для его искусства необходима свобода. Кроме этого, Соловей добрый и бескорыстный. Несмотря на то, что он хотел петь в лесу, он согласился полететь во дворец и спеть императору, если только это будет приятно ему. Также его бескорыстность выражается в том, что он отказывается от всех подарков императора, говоря о том, что высшей наградой для него является то, что он видел слезы на глазах императора, когда в первый раз пел перед ним. Соловей не тщеславен. Если бы он был таковым, он бы не улетел из дворца, продолжал бы петь для людей и получал овации. То, что Соловей не тщеславен, проявляется в его просьбе императору не рассказывать никому о том, что у него есть Соловей и что он поет для него. Также Соловей добродушный и незлопамятный. Он не злится на императора за то, что тот изгнал его из государства и даже помогает императору спастись от Смерти.
Следующий главный герой в данном произведении – это император. Император также как и Соловей является динамическим персонажем, так как черты его личности в произведении проявляются через его действия. Он эгоистичный и нетерпеливый. Его нетерпеливость проявляется тогда, когда его министр не смог найти Соловья, и император стал говорить, что, если птицы не будет у него в назначенное время, он прикажет всех министров после ужина отколотить палками по животу. Также в этом эпизоде проявляется жестокость императора. Кроме этого, император неблагодарный. Это проявляется в эпизоде, в котором говорится о том, что император издал указ об изгнании Соловья из китайского государства. Однако в конце произведения император меняется, он становится благодарным Соловью за то, что он спас ему жизнь. Также император становится менее эгоистичным и более терпеливым и даже доброжелательным. Это проявляется в том, что он не держит Соловья и дает ему свободу, соглашается на то, что Соловей сам будет прилетать к императору, когда захочет; при пробуждении после роковой ночи, император говорит слугам «Доброе утро!». Автор к данному герою относится скорее отрицательно, чем положительно, так как пишет о том, что император злых дел в жизни совершал гораздо больше, чем добрых. Но, тем не менее, автор допускает изменение нравственных качеств императора в лучшую сторону.
Рассмотрим второстепенных героев. Одним из них является первый министр при императоре. Он эгоистичный и самовлюбленный, так как с людьми ниже его чином он не разговаривал, а отвечал только: «Пф», что ровным счетом ничего не означало. Он очень высокого мнения о себе. Это проявляется в его словах о Соловье: «…Наверное, он посерел от страха, увидев так много знатных особ». Первый министр также является динамическим персонажем, описания его внешности и характера в тексте нет, черты его личности проявляются через его слова и действия в некоторых эпизодах.
Следующий второстепенный герой – девочка, которая помогла министру найти в лесу Соловья. Она мила и отзывчива. Вероятно, она очень самостоятельна, потому что, несмотря на то, что она еще сама очень мала, она уже ухаживает за своей матерью и работает. Девочка также динамический персонаж, черты ее личности раскрываются через ее действия и образ жизни.
Далее рассмотрим художественное время и художественное пространство, изображаемое автором. Художественное пространство в данном произведении условное, так как это произведение является сказкой, то есть – вымыслом. Также пространство в этом произведении сжатое. Художественное время в данном произведении не соотнесено с историческим, непрерывно, тип времени – эпический, так как все события в произведении происходят в хронологическом порядке. Также время в произведении длительное, так как охватывает несколько лет, конечное, замкнутое, так как все события происходят в рамках одного произведения.
Смысл сказки «Соловей» — Андерсена
Сказки Андерсена всегда были полны простой, но очень важной мудрости. Он всегда пытался донести до людей вполне очевидные истины, о которых человечество порой забывает. Вот и в своей сказке под названием «Соловей» он вновь обратился к животрепещущим вопросам. «Не все золото, что блестит», — так и хочет он сказать своим произведением. К слову, у него это очень доходчиво получается. Давайте же разберемся в смысле этого произведения!
Смысл названия сказки
Название фактически не содержит в себе скрытого смысла. Оно представляет нам персонажа, о котором и будет идти повествование. Именно соловей поможет императору выжить и продолжить править своей империей. Автор решил придерживаться традиционного канона в названиях сказок, ведь те чаще всего не содержат трудного названия, а вместо этого выделяют основную суть произведения. К тому же, эта сказка предназначается детям, поэтому особо тяжелое название будет непонятно ребенку. Именно поэтому в названии красуется лишь одно слово «соловей»!
Смысл произведения «Соловей»
По сути, в самом произведении особого смысла не наблюдается, так как он сконцентрирован в конце. Однако и тут можно уловить некую мораль, спрятанную автором между строк. К примеру, мы видим тут недоверие императора к соловью, быструю замену его на золотой аналог и многое-многое другое. Это показывает нам предвзятость человека к внешнему виду какого-либо объекта. Император, конечно же, выступает тут не с самой лучшей стороны, ведь своим недоверием ставит под сомнение безусловный талант соловья. А это, очевидно, не самый лучший поступок для мудрого человека столь высокой должности.
Также стоит отметить явный мотив о том, что император не превосходит все и вся. Соловей, пусть и является самой обычной птицей, морально побеждает высшее политическое лицо. Он не обижается на императора, да еще и помогает ему избежать смерти. Неужели это нельзя назвать личностной победой? Это тоже важный мотив сказки, ведь он здорово усиливает мысль о том, что каждого нужно судить по его поступкам или умениям, нежели по одному внешнему виду. Важно запомнить то, что нам пытается донести автор, ведь его философия справедлива абсолютно ко всем, а в современном мире это очень важно.
Смысл финала сказки
Соловей помогает императору избежать ужасной смерти. Он в прямом смысле отпугивает ее от тела правителя, чем заслуживает его уважение. Важно отметить тот факт, что красивая и золотая игрушка добиться подобного не смогла, а соловей в своем простом сероватом оперении смог. Смысл заключается в том, что не все хорошее всегда выглядит отлично. Даже самая простая по внешнему виду птица способна быть лучше своего золотого аналога с драгоценными камнями. Автор на достаточно понятном примере пересказывает ту самую поговорку, которая звучит как «не все золото, что блестит». Настоящий соловей в данном случае совершенно не выделяется своим внешним видом, однако голосом превосходит всех, кто существует на нашей планете. Даже самые искусные мастера не смогли повторить его превосходного пения, что уже говорит о многом. И эта действительно мудрая мысль прослеживается с первых строк произведения. Нам сразу же говорят о достаточно невзрачном «одеянии» соловья, о том, что император не верил, что именно соловей так красиво поет, но все же это было так. Вспомнить даже неприятные слуху завывания безумно красивого павлина. Поэтому важно усвоить мысль, изложенную автором, на долгие-долгие годы, ведь в жизни полно случаев, соответствующих данной мудрости.
Вот и все! Уверены, вам было интересно узнать о смысле, который вложил автор в свою сказку «Соловей».