ангелы престолы что делают
Ангелы: девять чинов. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?
Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.
По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.
Первый лик
Серафимы
Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6:2
Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.
Херувимы
Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;
Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.
Престолы
Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.
Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Второй лик
Господства
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти
Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Третий лик
Начальства (Начала)
Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.
Архангелы
Упоминание: Откр 12:7 и др.
Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.
Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.
Ангелы
Упоминание: Откр 1:7 и др.
Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.
В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.
Ангел-хранитель
Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.
В статье сказано: «Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства».
Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?
а в чем противоречие?
Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?
Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.
Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?
Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?
Ангелы престолы что делают
Этим Ангелам дана власть оказывать влияние на судьбы очень большого количества людей. Они часто символизируют коллективный дух различных этносов либо типов человеческих цивилизаций, нередко они являются покровителями отдельных мест и даже континентов.
Престолы
Сербия, Грачаница, 1-ая пол. 16 века
Откр. 4, 6-8
4.6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
4.7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
4.8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
Ангел Бытия изображается в виде символа единства и совершенства Вселенной – мандалы. Два сосуда представляют два источника энергии человеческого существования – духовный и материальный мир. Изображение мужчины и женщины напоминает о том, что всякая душа двойственна и в то же время целостна и неделима. Око является символом Небес Райских.
НЕБЕСНЫЕ ФУНКЦИИ: выполнение функции ока Божьего.
ЗЕМНОЕ ВЛИЯНИЕ: он помогает нам соприкоснуться с первоосновами Бытия, ощутить себя сотворцами Вселенной, найти необходимое равновесие и точку опоры во взаимоотношениях с окружающим миром.
Ангел Бытия ниспосылает нам дар жизни как величайшую милость и любовь Господа. Его сила и могущество способны преобразить нашу слабость и сомнения в безграничную энергию созидания и радости. Но в то же время он напоминает нам, как беспредельно велика и сложна в своём многообразии наша жизнь.
Мы не имеем права ни на миг забывать, что являемся не отдельными затерянными в пустоте созданиями, но частью всего, что существует и будет существовать вечно. Ангел Бытия побуждает нас осознать то, чем мы являемся по своей сути, и обрести способность учитывать не только цели собственного развития, но и то, как они согласуются с законами существования мира. Избирая путь добра, а не разрушения, мы становимся деятельными соучастниками воплощения Божественного Замысла и получаем помощь и поддержку Ангела Бытия. Мы обретаем возможность достичь желаемого, реализовать свой духовный потенциал, удовлетворить потребность в выражении любви в творчестве.
Возможно, мы редко задумываемся над тем, что ни одно наше движение, ни одна мысль не проходят и не исчезают бесследно, всё несёт в себе либо созидательный, либо разрушительный заряд энергии, делая наш опыт светлее и богаче или же, напротив, всё сильнее отягощая и отравляя нашу душу.
Ангел Бытия является для нас покровителем и наставником на самых высоких уровнях служения Божественной идее добра. Он наделяет нас в первую очередь способностью к самопониманию и даром любви. Самопонимание в его истинном свете всегда связано с постижением своей духовной связи с Богом, точно так же, как любовь всякий раз возвращает нас к пониманию того, что мы – часть великого и бесконечного её источника. Опыт любви и опыт самопознания дают нам возможность вспомнить о том, что мы и сами являемся Ангелами, чей дух ограничен физической оболочкой.
Ангел Бытия помогает нам ощутить радость уже оттого, что мы существуем. В те минуты, когда мы теряем вкус к жизни и утрачиваем способность чувствовать себя счастливыми, нет более сильной и могущественной защиты, чем та, что даёт Ангел Бытия. Наша жизнь – это дар духа, абсолютный и безусловный по природе своей. И Ангел Бытия благословляет в нас этот дар, напоминая нам о нашем бессмертии.
НЕБЕСНЫЕ ФУНКЦИИ: прославление Господа как Творца и Начала Всех Начал.
ЗЕМНОЕ ВЛИЯНИЕ: он ниспосылает самую благословенную радость и восторг человеческой душе, понимание красоты и тайны Бытия, призывает нас возблагодарить Господа за всё, что было создано Им.
Этот Ангел дарует нам понимание того, что частица силы и мощи Создателя заключена в каждой человеческой душе. И лишь от нашей доброй воли зависит, реализуем ли мы их на благо себе или же употребим во зло. Помощь Ангела Силы поддерживает нас даже тогда, когда нам кажется, что все наши возможности исчерпаны и нам не на что больше положиться. В этот момент благодаря его благословению и милости мы получаем доступ к энергии Божественного Начала.
Каждый человек стремится по-разному реализовать силу Божественной любви и потребность в творчестве: одни избирают духовный или интеллектуальный путь, другие – опыт познания и преображения материальных форм. Однако чем больше мы пытаемся противопоставить духовное начало материальному, тем больше усугубляем конфликт, который искажает и усложняет наше существование. Ибо смыслом нашего бытия является не разделение, но, напротив, гармоничное равновесие двух этих энергетических планов. Нам следует искать помощи и покровительства Ангела Силы, когда мы хотим преодолеть своё негативное настроения, состояние отчаяния и бездействия, когда стремимся привести свою жизнь в согласие с теми Божественными принципами, которые заложены в нашей душе, а также когда мы жаждем освободиться от внутренних противоречий и вызываемых ими страданий.
Ангел Силы становится в этом случае наставником и указывает нам способ, которым мы можем восстановить свои силы. Мы располагаем самыми разнообразными методами достижения равновесия и духовного обновления, начиная от медитативных практик и заканчивая такими простыми вещами, как любимая работа или дружеское общение. И нельзя забывать, что только то, что мы делаем с любовью и по доброй воле, может принести нам радость и быть по-настоящему ценным в окружающем мире.
Дар творческой силы и способность к преображению мы можем обрести благодаря Ангелу Силы. Получая его благословение, мы соприкасаемся с красотой Творения, осознавая, что являемся с ним единым целым. Искреннее и благоговейное отношение к своей душе всегда помогает человеку с большим вниманием и состраданием относиться и ко всем прочим творениям, дорожить самим счастьем существования и чувствовать себя свободным.
Этот Ангел представлен на изображении как сфера, наполненная Светом Славы Небесной. Атрибуты его – радуга, восходящее солнце и танцующие дети – символизируют бесконечное величие и милость Господни. Ангел Славы является гимном красоты и совершенства творения.
НЕБЕСНЫЕ ФУНКЦИИ: прославление Господа как Творца и Начала Всех Начал.
ЗЕМНОЕ ВЛИЯНИЕ: он ниспосылает самую благословенную радость и восторг человеческой душе, понимание красоты и тайны Бытия, призывает нас возблагодарить Господа за всё, что было создано Им.
Ангел Славы помогает нам сохранять радость и умение наслаждаться бесконечным многообразием мира. Следуя его принципам, мы не должны забывать о чувстве благодарности за ту красоту, которая радует наше сердце, за простоту жизни и одновременно за её непостижимую тайну. Только искренне переживая восторг перед всем творением, мы становимся по-настоящему свободными и гармонично развитыми. И этот восторг может не угаснуть на протяжении всего нашего земного существования, если наше сердце открыто прекрасному и вечно звучащему гимну Ангела Славы. Жизнь человека, познавшего радость и восторг перед Божественной славой и совершенством, становится подобной зеркалу любви, в котором отражаются блеск и сияние Небесного Начала.
Ангел Славы покровительствует всем, кто возносит свои благодарственные молитвы Господу, всем, кто создаёт произведения, прославляющие величие Творца. Мы заслуживаем его поддержки и помощи, даже когда просто произносим слово «спасибо», испытывая чувство признательности за всё, что нам посылается в жизни, и за сам дар жизни. Благодарение наполняет душу покоем и Светом, без которых мы не можем ощутить себя во всей первозданной чистоте детьми Божьими. Когда-то давно один очень мудрый человек сказал: «Благодарите Бога за всё то прекрасное и светлое, что сопровождает вас в жизни».
Ангел Славы обладает столь беспредельной мощью, что возносит наши души над всеми уровнями земного бытия непосредственно к Славе Престола Божьего, дабы мы получили возможность почерпнуть в соприкосновении с нею радость, которой нет равных,- радость осознавать себя частью этого совершенства. Жизнь каждого из нас является гимном милости и щедрости Творца и любви, в которой не существует разделения на временное и вечное.
Ангелы – девять чинов
Ангельские лики[1] | Ангельские чины[2] | Описание | Ссылки |
Первый лик | | Шестикрылые Ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название (ивр. сараф – «пылающий», «огненный») получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю. | Ис.6:2 |
| Четырехкрылые и четырехликие Ангелы. Их главное служение – просвещение (ивр. керубим – «умы», «распространители познания, мудрости»). | Исх.25:18–20 ; Исх.37:7–9 и др.; Евр.9:5 | |
| Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд. | Иез.1:18 ; Кол.1:16 | |
Второй лик | | Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими. | Кол.1:16 ; Еф.1:21 |
| Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим. | Рим.8:38 ; Еф.1:21 | |
| Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями. | Кол.1:16 ; Еф.1:21 | |
Третий лик | | Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны. | Кол.1:16 ; Еф.1:21 |
| Начальники Ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения. Особое место в ангельской иерархии занимают Архангелы – Архистратиги Небесных воинств. К ним относятся Архангелы Михаил (верховный Архангел, покровитель всего Небесного воинства), Гавриил, Иеримиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгодиил, Варахиил. | 1Фес.4:16 и др. | |
| Ангелы наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом «Ангел» обозначается именно чин Небесных Сил. В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики. | Быт.19:15 и др. |
[1] Ангельский лик – собрание Ангелов, принадлежащих к одной иерархической степени.
[2] Ангельский чин – иерархическая степень Ангелов.
Православная Жизнь
В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого – Ангелов. О православной ангелологии – ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).
Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».
Само наименование «Ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», – говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах Ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование Ангелов указывает на их связь с Первым Светом – Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.
Природа ангелов
В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» – и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух. Желаешь знать его должность? Это – ангел. По существу своему он – дух, а по деятельности – ангел».
Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет В. Лосский (2).
Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая – нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).
Служение ангелов
Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16–26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.
О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.
Святые отцы – свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский – в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.
Ангельские чины
Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2–6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.
В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.
Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы, херувимы, престолы; вторая триада: господства, силы, власти; и третья триада: начала, Архангелы, Ангелы.
Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.
Ангел Хранитель
Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел–наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),
«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».
По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).
К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».
Епископ Сильвестр (Стойчев)
1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).
3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам. А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».
6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 534; Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54