аничков мост чем знаменит
Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга
Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга, который находится в Центральном районе города, проходит через реку Фонтанку и соединяет Спасский и Безымянный острова. Мост расположен по оси Невского проспекта. Выше по течению находится мост Белинского, ниже — мост Ломоносова.
Название моста
Мост был назван в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей батальон во времена правления Петра I дислоцировался за Фонтанкой в, так называемой, Аничковой слободе.
Якобы народное происхождение имени моста в честь некой Анне или Анечке не имеет под собой никакой исторически правдивой основы.
Скульптуры Аничкова моста
Знаменитые «Укротители коней» были созданы скульптором Петром Клодтом. Первые две скульптуры были отлиты в бронзе: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Они появились на западной стороне в 1841 г.
На восточном берегу скульптуры повторяли западные, но были выполнены из гипса, покрашенного под бронзу. Бронзовых коней буквально горячими прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.
В 1844 году восточные гипсовые скульптуры заменили на бронзовые. Но простояли они недолго, через 2 года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. В 1846 году они оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Судьба статуй
Судьба «Укротителей коней» была непростой и изменчивой. Их каждый раз снимали с моста и заменяли гипсовыми копиями. В 1851 году мост был вполне оформлен. Скульптор Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции. В итоге, статуи стали изображать 4 разных стадии покорения коня.
Скульптуры ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца. В 2000 году они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
Интересные факты
История Аничкова моста
Сначала на этом месте был построен деревянный мост. До 1712-1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Тогда прокладывали Невский проспект, который был одним из важных путей новой столицы. А на пересечении 2-х путей было необходимо устроить постоянную переправу. В 1715 году Пётр I издал указ:
За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост.
К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.
В XIX веке проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. И средняя деревянная часть моста оказалась непригодной. Работы по перестройки начались декабре 1840 года и проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.
Здесь устроили чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок, выполненные по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Современный вид мост приобрёл в 1841-42 годах. Мост был расширен, но исчезли башни. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом.
Появились гранитные пьедесталы, на которые воздвигли знаменитые скульптуры «Укротители коней». Архитектурную композицию создал скульптор П. К. Клодт во время украшения Адмиралтейской набережной.
Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.
Аничков мост: топ-10 фактов и легенд о строительстве, слонах и шедеврах Клодта
© Фото: Sergey Louks / 500px
Темы дня
Откуда взялось название моста, как он строился, ходили ли по нему слоны, в чем смысл скульптур коней и почему «там» видно лицо? На эти и другие вопросы отвечает «Санкт-Петербург.ру».
Аничков, Анечкин, Невский
В начале 18 века Невский проспект уже был одной из важнейших улиц Петербурга, а Фонтанка (тогда именовалась Безымянным Ериком) была существенной преградой между правым и левым берегом прокладываемого проспекта – ее ширина составляла около 200 метров.
Неудобство решил исправить Петр I в 1715 году. За год по приказу императора был возведен первый Аничков мост (ударение на «и»). Название деревянная переправа получила благодаря Михаилу Аничкову. Именно его инженерный батальон строил мост.
Аничков дворец, построенный в 1740-х годах, так назван из-за своей близости к мосту, к подполковнику-инженеру он никакого отношения не имеет.
Позже в народе появился «миф об Анечке». Ее считали любовницей то ли архитектора, то ли одного из строителей переправы. Мост какое-то время даже стали называть «Анечкиным».
В 1739 году комиссия по Петербургским строениям вообще постановила именовать мост «Невским», однако название не прижилось.
Мост то разбирали, то собирали обратно
Мост получился вполне внушительным: большая длина, несколько пролетов, крепкие опоры, облицовка под камень. Все как надо. Вот только он не разводился.
Когда Фонтанку очистили и углубили (раньше она была сильно болотистой) и по ней начали ходить суда, Аничков мост приходилось то разбирать, то собирать обратно. К тому он был узким – даже два экипажа с трудом могли на нем разъехаться.
В 1721 году мост значительно расширили (он стал 18-пролетным), а его середину сделали подъемной. Автором проекта реконструкции выступил голландец Герман ван Болес, работу выполнил итальянец Доменико Трезини. В одном из документов того времени говорилось: «Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъемного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей». Затем мост ремонтировали – в 1726 и 1742 годах. Еще через пару лет Фонтанка обзавелась деревянной набережной.
Мост перестраивали ради слонов
По одной из версий, в 1749 году переправа была полностью перестроена Семеном Волковым. Архитектору пришлось отказаться от разводного пролета, чтобы сделать мост более крепким: он должен был выдержать торжественно прошедших по Невскому слонов, подаренных Елизавете Петровне шахом Ирана. Тогда же у моста поставили деревянные столбы с фонарями.
Есть и другая версия: чертеж 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса представляет мост в виде простой балочной системы с подъемными устройствами-«журавлями» в середине. При реконструкции сохранились 18 пролетов и «представительная» облицовка. Ограда у моста была не особо броской: деревянные балясины (невысокие столбики в виде колонн) стояли между тумбами, украшенными вазами или шарами.
Фонтанка до конца 18 века была границей Петербурга, и Аничков мост выполнял функцию пропускного пункта. То есть Невский проспект не просто был одной из главных артерий города, он еще соединял его с внешним миром. Настолько вот важный был участок.
Из дерева в камень
В 1780-1789 годах Фонтанку в очередной раз хорошенько расчистили и углубили, набережные «одели» в гранит, соорудили спуски к воде. Все работы выполнялись по проекту архитектора Андрея Квасова. С тех пор ее облик особо не изменялся.
Мосты через реку оформили однотипно по проекту француза Жан-Родольфа Перроне. Аничков мост тоже перестроили: он стал гранитным, трехпролетным и разводным. В начале 19 века вместо парапетов установили решетки с тумбами в духе оград речных набережных, каменными стали и фонарные столбы.
Все было чудесно, если бы не одно «но»: к 1840-му стало ясно, что мост слишком узок для разросшегося города (он был значительно уже, чем Невский проспект). Поэтому в 1841 году под руководством генерал-лейтенанта Андрея Готмана по проекту инженер-майора Ивана Буттаца (при участии инженера Александра Редера) и с одобрения Николая I старый мост разобрали и возвели новый. Работы длились семь месяцев. Именно тогда Аничков мост и обрел свой современный вид. Позже его лишь ремонтировали и частично реконструировали, например, в 1906-1908 годах.
Аничков мост в 1830-х годах (коней еще не было). Фото: wikimedia.org
Сначала коней было два
Аничков мост был крепок и широк. Однако чего-то все же не хватало – украшений. Сначала быки (опоры, между которыми проплывают судна) хотели украсить декоративными вазами, своды (чем соединены быки) – бронзовыми накладками, а устои (на них мост опирается на берегах) – конными группами. В итоге ограничились лишь последней идеей.
Как раз в то время петербуржец Петр Клодт работал (пока что только создал макеты) над двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии. Они должны были украсить Университетскую набережную.
Но спустя некоторое время планы поменялись – на набережной установили древние изваяния двух сфинксов 13 века, доставленных из столицы Египта.
Тогда же над ансамблем Дворцовой площади работал скульптор Карл Росси. Он предложил Николаю I украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конными группами, однако император идею не оценил – на пристани разместили львов с шарами и вазы.
Коням Клодта нашли иное применение по инициативе самого автора: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил скульптуры из литейной мастерской на Васильевском острове к Аничкову мосту. Их установили на правом берегу реки (со стороны Дворцовой и Адмиралтейства). На другом берегу временно поставили их гипсовые копии, окрашенные под бронзу. Наконец, 20 ноября состоялось торжественное открытие моста после реставрации.
Аничков мост в 1840-х годах. Фото: wikimedia.org
Клодт – буквально мастер на все руки
Вернемся немного назад во времени, в 1838-ой, когда первые две скульптуры (из запланированных четырех) были реализованы в натуральном размере и готовы к переводу в бронзу. Тогда же скоропостижно умер, не оставив преемника, руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Без него отливка скульптур была невозможна.
Клодт не отчаялся и решил взяться за работу самостоятельно, тем более, что у него был необходимый опыт после артиллерийского училища и уроков Екимова.
Мастер возглавил Литейный двор, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы. Все было сделано настолько качественно, что большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки (чеканки или исправлений).
Такого результата удалось достичь благодаря работе над восковым оригиналом с воспроизведением мельчайших деталей и целиковой отливкой композиции (до этого момента столь крупные скульптуры отливались по частям).
Между 1838 и 1841 годами Клонд изготовил в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур.
Памятник Петру Клодту в саду Академии Художеств. Скульптор Владимир Горевой. Фото: hellopiter.ru
Другие копии коней всем раздаривали
За год Клодт изготовил две бронзовые копии своих скульптур, однако Николай I подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони отправились в Берлин, где и были установлены.
Тем временем обер-полицмейстер, следивший за состоянием моста, сообщал, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной». Одна из гипсовых копий настолько обветшала, что у нее отвалился хвост.
В октябре 1843-го мастер изготовил другие две бронзовые копии. Они простояли на постаментах Аничкового моста три года, затем были подарены королю Сицилии Фердинанду II и отправлены в Неаполь.
После всех этих раздариваний у Клодта появилась идея: не делать больше копий, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом. Эскизы были готовы в 1848 году, а в 1850-м солдаты того же Саперного батальона водрузили бронзовые фигуры на пьедесталы. Аничков мост был готов.
Еще три пары таких же скульптурных групп позже были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.
Кони Петра Клодта перед Берлинским замком. Фото: wikimedia.org
Смысл композиции из коней
Скульптуры Клодта отражают этапы покорения коня человеком и символизируют борьбу человека с силами природы. Фигуры специально расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки не получится. Их следует изучать, постепенно переходя от одной к другой. Более того, в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.
В первой группе изображен человек с кордой в руках и напряженное животное, борьба между ними нарастает; во второй – попытка коня вырваться; в третьей – конь почти одолевает человека, от свободы коня отделяет лишь узда в руках юноши (сам он лежит); в четвертой – человек укрощает коня, падая на колено и сжимая обеими руками узду.
Фонтанка у Аничкова моста (не позже 1915 года). Фото: wikimedia.org
Подкованы только два коня
Кони, что стоят ближе к Дворцовой площади, подкованы. Другие два – нет. Объясняют эту особенность так: в 19 веке на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому оттуда движутся уже подкованные лошади.
Есть легенда, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»
Почему «там» лицо?!
Став по правой стороне моста (спиной к Дворцовой), многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничкову дворцу.
Есть легенда, что Клодт специально вылепил вместо гениталий коня лицо то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. Правда это или нет – неизвестно. Но звучит и выглядит довольно интересно.
Аничков мост
Аничков мост
Аничков мост — один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта.
Сэкономь на путешествии!
История Аничкова моста
В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.
В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.
Указатель Аничков мост в 18 веке
Перед Аничковым мостом размещалась застава, — в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, — они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.
В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.
В 1721 году переправу снова перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.
Перестройка моста в 1841 году Аничков мост на Невском проспекте в сумерки. Художник Паоло Сала (1859-1924) Бонштедт, Людвиг-Франц-Карл Людвигович.Аничков мост на Невском проспекте.
В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.
Аничков мост в 19 веке
В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали — теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.
Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией — укрощение коня, победа человека над дикой силой.
Аничков мост. Фото 1912-1914гг Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)
Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя — в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.
Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы — «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.
К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.
След от немецкого артиллерийского снаряда
Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.
Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел — для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть — цвет расчищенной бронзы, — именно такими и создал их Клодт.
Аничков мост в наши дни
После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.
Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, — если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, — композицию из снежинки и ядра с протонами.
Скульптуры
В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.
Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.
В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.
Четвёртая композиция — самая спокойная, — жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.
Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.
На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».
Скульптурная композиция Аничкова моста
О скульпторе
Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».
Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, — до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.
Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.
Аничков мост зимой
Интересные факты
Клодт ваял лошадей с натуры — ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.
Лицо на гениталиях конях
Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.
После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.
Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж — немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.
Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле — список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».
Кони Марли в Париже
Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить — АнИчков, делая ударным второй слог.
Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».
Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.
В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — почти 40 метров.
Как добраться
От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.
Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.