аниме спящая принцесса о чем
«Сказка — ложь, да в ней намёк!» или эклектизм сна и реальности в «Спящей принцессе» и вашем сердце
О нём, а также небольшом ONA-довеске к нему «Ancien to Mahou no Tablet: Mou Hitotsu no Hirune Hime», про который, возможно, не всем известно, но который расширяет сказочную сторону истории и способен углубить понимание произошедших в основном фильме событий, и поведает данная статья, ставящая перед собой цель проанализировать отдельные детали «Спящей принцессы», касающиеся взаимного влияния сна и реальности, и рассмотреть некоторые особенности фильма в российском прокате в сравнении с оригиналом.
Старшеклассница и почти уже выпускница Коконэ Морикава, сколько себя помнит, скромно живёт с отцом-автомехаником в японской глубинке, строя планы о дальнейшей учёбе в Токио. Сколько себя помнит, видит она и сны о сказочном государстве Хартлэнд, Королевстве Сердец, в котором юная принцесса Энсьен Харт, из лучших побуждений стремясь подарить миру магию, оказывается в опале и заточении, ведь у главного советника короля — коварного инквизитора Бевана — совсем иные планы на королевство и магию. И вот однажды, в минуту опасности, два мира начинают сливаться друг с другом, и только сказка подскажет ответ на загадку реальности и прольёт свет на тайны прошлого!
Начать хотелось бы с российской локализации фильма, и о ней найдутся слова как хорошие, так и не очень. С одной стороны, до сих пор не приходилось сталкиваться с трудом «Студийной Банды», но тот оставил после себя лишь приятное послевкусие: подходящие персонажам голоса, хорошо написанные и временами даже по-литературному остроумные словца, обороты, выражения и ни одной режущей слух интонации или ударения — уровень более чем достойный! Для многих не будет откровением, что в оригинальном озвучении фильма была сделана ставка на разницу диалектов главных героинь истории и в том даже была своя интрига. Да, этот милый и интересный элемент истории в русском дубляже действительно был упущен. Да, возможно, получилось в итоге менее аутентично и не удалось сохранить соответствующие частичку японских реалий и описываемого менталитета. Но, справедливости ради, хотелось бы заметить, что связанный с диалектами поворот сюжета таков, что даже без такой вот тонкой детали зрителю будет абсолютно очевидно всё то, что он должен был понять о героинях. Напротив, для него обсуждаемый поворот окажется даже большим сюрпризом. Так что, наверное, даже к лучшему, что команда дубляжа решила подойти к вопросу по-простому и просто всё сделала хорошо. А, впрочем, судите сами:
И хотя в пресс-релизе «Спящей принцессы», который можно свободно скачать на страничке фильма на сайте прокатчика, и говорится о том, что фильм задумывался авторами таковым, «чтобы его с удовольствием могла посмотреть маленькая дочка» одного из них, тут, наверное, сказывается ещё и отличие японских менталитета и подхода к воспитанию детей от тех, что сложились у нас. Потому как сказка сказкой, а сложные темы не только в фильме, но даже в трейлере к нему лежат на поверхности: «Ты уже сходил к маме на могилу?», «Хотела бы и я в Токио поступить. », «Только лапать меня не надо!» — и вряд ли что-то из перечисленного будет сильно понятно и интересно русскому ребёнку не то что шести лет, даже двенадцати. А вот зрителю постарше и по-искушённей, в том числе в «японском вопросе», то же самое вполне придётся по вкусу. Видимо, детям в Японии настолько с ранних лет прививают понимание таких вот довольно непростых концепций, традиций и социальных явлений — удивительно, сколько об этом ни размышляй…
Да, русское название фильма — «Спящая принцесса» — можно предположить, тоже выбрано с учётом маркетинговой необходимости, ведь созвучие со «Спящей красавицей» и подчёркивание таким образом сказочной составляющей картины закономерно скажется на расширении потенциальной аудитории фильма. И не важно, что точнее был бы перевод оригинального названия как «Дремлющая принцесса» — так бы он и звучал интереснее. В этом плане американское название «Napping Princess» вышло куда удачнее.
Что же касается русских перевода и адаптации остального фильма, то к ним нет никаких особенных нареканий — это чувствуется уже по нашему трейлеру, переведён и озвучен который с чувством и старанием. Местами перевод «Спящей принцессы» в своих вольностях оказывается даже остроумен, например, насмешливо называя хитреца Ватанабэ / Бевана «злым усатым мужиком», что лишь как бы насмешливо подчёркивает в том суть скользкой личности и малодушной натуры. В то же время скучные «bad guy» или «beard man» в английских субтитрах звучат как-то слишком нейтрально и функционально, оказываясь лишены всякого эмоционального окраса. И только один момент русского перевода показался спорным, ведь он значительно меняет посыл и мораль всей истории. На всём протяжении фильма зритель будет наблюдать в убранстве помещений и слышать из уст самых разных персонажей девиз и по совместительству волшебное заклинание: «На силе своих чувств человек и в небо воспарит!» Звучит оно складно и, казалось бы, ничуть не противоречит тому, что происходит в фильме. Тем не менее, в английском варианте эта фраза звучит как «With hearts united, we can fly!» («Взлетим, сердца объединив!»), и в таком виде она гораздо ближе к оригинальной японской по смыслу. За уточнение смыслов отдельная благодарность Андрею Гудину.
В принципе, оба варианта подчёркивают превозмогающую любые преграды и преобразующую мир иррациональную силу мечты и искреннего чувства. Вот только японский и английский вариант при этом подчёркивают социальный, общинный аспект достижения целей, взаимопонимание и единство идеологии, тогда как русский вариант, такое ощущение, списывает то же самое лишь на индивидуальные заслуги, и в этом теряет ещё одну важную частичку японского менталитета, в котором общественное традиционно сильнее индивидуального.
И хотя мечта Икуми на первый взгляд выставляет её бунтаркой относительно целей компании в глазах отца (похоже, отсюда и пиратский образ из снов), при ближайшем рассмотрении оказывается, что дочь никогда не забывала его заветов: даже в рамках нового своего совместного с Момотаро, отцом Коконэ, предприятия действовала в соответствии с ними, лишь только проецируя их на будущие перспективы отцовской компании и заботясь об актуальности и конкурентоспособности той в новых реалиях. Этот момент подчёркивается как вербальными средствами в сцене со спором отца и дочери, так и посредством визуального повествования, ведь в огромном белом зале взлетевших в небеса небожителей за спиной первого торжественный барельеф, отражающий лишь величие и статус автомобильной компании, тогда как за спиной второй тот самый изначальный отеческий девиз, который позволил её когда-то построить. Выходит, Икуми оказывается даже ближе к пониманию сути предприятия, нежели изначальный его основатель, глаза которого за яркой мишурой былых достижений словно бы потеряли из виду главное и действительно имеющее значение: магию единения сердец, ведущую к всеобщему процветанию. Отсюда и спорность «индивидуального» в русском варианте девиза. И хотя перемены в нём не так существенны и вполне понятны, так ли требовалось что-то менять.
Спящая принцесса
Napping Princess
Автомобили — сплошной обман. Какие же они «самодвижимые», если ими нужно управлять, крутить руль, жать на педали. Однако технический прогресс спешит на помощь: сейчас беспилотниками занимаются как минимум 86 компаний из разных стран мира, в том числе российские «КамАЗ», «Яндекс», КБ «Аврора Роботикс», МАДИ и другие.
Но фильм «Спящая принцесса» сосредоточен на одной-единственной компании и одной семье. Не то чтобы это мало — но ощущение мелковатости всё же возникает. Несмотря на размах сеттинга, преодолеваемое путешественниками расстояние почти не ощутимо, а королевство Хартлэнд кажется игрушечным: по сюжету это мегаполис, по ощущению — картонные декорации, которые не жалко разрушить во время боя гигантских мех против не менее гигантского монстра. Гражданское население? Какое такое гражданское население?
При этом битвы масштабны и зрелищны — словно авторы фильма насмотрелись «Тихоокеанского рубежа», «Евангелиона», «Годзиллы» и заполировали «Я убиваю великанов». Впрочем, последнее — почти спойлер.
Не блещут оригинальностью и прочие компоненты: так, мотоцикл Харт смахивает на дитя роболюбви Бэймакса из «Города героев» и тачиком из «Призрака в доспехах». Подобным ассоциациям способствует то, что режиссёр-сценарист Кендзи Камияма ранее успел поработать над фильмами и сериалами «призрачного» франчайза. Увы, здесь у него призрак не в доспехах, а под рамой, весь такой незатейливый.
Прост и антагонист — почти карикатурный, гримасничающий, проговаривающий свою мотивацию. Почему на своём злодейском пути он не плюхается в первую же попавшуюся лужу (а только в третью попавшуюся, ну и потом ещё в парочку)? Потому что героиня не шибко лучше: наивность Коконе зачастую граничит с недалёкостью. Если кому хочется посмотреть на сильную, деятельную и самоотверженную принцессу-уточку, лучше уж выбрать «Принцессу Тютю».
Кстати, в фильме есть не только принцесса, но и магия. Как это сочетается с техникой? На удивление, неплохо. Махо-меха здесь не заклинание, а жанр.
А вот сочетание снов с реальностью опять-таки подкачало. Камияма — отнюдь не Кристофер Нолан с его «Началом» или Сатоши Кон с «Паприкой». Обонная Олимпиада тоже не ахти какой микс. Во-первых, в 2020 году Олимпиада продлится с 24 июля по 9 августа, а Обон — с 13 августа по 15-е, так что приготовления в начале фильма выглядят преждевременными. Во-вторых, сам конфликт вокруг транспорта атлетов смотрится натяжкой даже при нынешнем развитии технологий (см. первый абзац про 86 компаний; да что там, беспилотники уже вовсю колесят по дорогам общего пользования не только в прогрессивных США, но и в более консервативной России), не говоря уж про сеттинг фильма с его 2020 годом и продвинутыми шлемами виртуальной реальности. Какое-то устаревшее будущее.
Зато сочетание реальности и сатиры удалось лучше, особенно насмешка над автомобильным бумом и консьюмеризмом. Да и метафорическое изображение скандала в соцсетях и СМИ весьма эффектно.
Серьёзная реальность хороша, например, в раскрытии темы дочери — наследницы своего отца, которая сталкивается с большими трудностями. Для японской аудитории это особенно актуально: в императорской семье долгое время не было мальчика-наследника, начали выдвигаться робкие предложения сделать правительницей принцессу Аико, но на них обрушилось цунами скепсиса.
Также в плюсы можно записать красоту: камера смакует даже простые вещи вроде приготовления завтрака, а уж в экшен-сценах и вовсе едва не причмокивает от удовольствия. Правда, отсюда проистекает очередной минус: сцены показываются даже чересчур подробно, отчего хронометраж распухает до почти двух часов, а над зрителями нависает угроза заразиться от протагонистки сонливостью.
«Спящая принцесса» не пытается усидеть на двух стульях — это для неё слишком мелко. Вместо этого она понаставила чёртову уйму стульев, табуреток и тронов и носится между ними, чтобы ни один не остался обойдён её седалищем. В результате она походит на множество других проектов, в том числе хороших и отличных, но выступает в роли догоняющей, а ещё никак не может показать собственное лицо: из-за этой беготни оно расплывается, смазывается, будто на фотоснимке с неподходящей выдержкой. И никакими спецэффектами и прочей техномагией не исправить проблемы с сердцем фильма — его сценарием, который отнюдь не пламенный мотор.
«Спящая принцесса»: Рецензия Киноафиши
Аниме с недостатком фантазии и приятной атмосферой, где явь и сон тесно переплетены друг с другом.
Япония 2020 год. Совсем немного остается до начала XVII летних Олимпийских игр, и вся страна живет ощущением скорого праздника. Подобное далеко от простой школьницы Коконэ, обладающей странной способностью – стоит ей уснуть, как она переносится в волшебное королевство. В этом удивительном мире, сочетающем в себе магию и современные технологии, она принцесса по имени Ансьен, единственная, кто обладает волшебством. Творить чудеса ей удается при помощи планшета, который исполняет любое желание. В реальном мире ее жизнь не столь интригующая. После смерти матери она ведет скромную жизнь вместе с молчаливым отцом, тяжело переживающим потерю жены. Днем он работает автомехаником, единственным в округе позволяющим расплачиваться за свои услуги едой. Все меняет неожиданный арест отца и странные люди в костюмах, вломившиеся в их дом, чтобы найти простой семейный планшет. Путешествуя между сном и реальностью, девочка пытается узнать секреты, хранящиеся на устройстве, и разгадать причины ареста отца. Это приводит девочку к страшной тайной связи большой корпорации и летней Олимпиады.
На первый взгляд идея «Спящей принцессы», пытающейся совместить мир киберпанка и буквально завтрашнего будущего, выглядит интересно. Здесь и гигантские роботы, говорящие куклы, королевские порядки, реальная олимпиада, до которой остался год, разнообразные технологии и всесильная крупная корпорация, пытающаяся оказывать мировое влияние на ключевые жизненные процессы. Это позволяет воплотить массу оригинальных идей связи двух непохожих миров в цельную систему, где каждое решение будет отдаваться эхом в судьбе всех героев. На деле все рушиться из-за банального недостатка фантазии.
Почти все элементы позаимствованы ото всюду и не получили дальнейшего развития. Роботы охранники и битва с монстром моментально рождают в воспоминаниях гигантских Егерей из «Тихоокеанского рубежа», лишенных должной изобретательности, робот-мотоцикл главной героини напоминает Беймакса из «Города героев», а само королевство смахивает на мир игры Final Fantasy XV, также совмещающей в себе сложные модели королевского социального устройства, магию и передовые технологии. Даже рисовка ощущается очень знакомой, напоминая все популярные полнометражные аниме последних лет. Копнув глубже в сам жанр, можно найти еще больше нелестных сравнений, не ограничивающихся примитивными ассоциациями. Из-за этого «Спящая принцесса» выглядит типовым конструктором, в котором попытались взять самые лучшие детали, но забыли добавить хоть каплю самобытности.
Несмотря на заданный масштаб истории полной тайн и неизвестных чудес, авторы побоялись полностью воплотить столь объемное приключение. История постоянно старается сковать героев узкими рамками, пытаясь создать более компактное путешествие. Королевство выглядит фэнтезийным придатком, отвечающим за разнообразие. До самого конца персонажи не понимают, как с ним взаимодействовать, превращая случайные вылазки в небольшие эпизоды лишенные логики, но радующие визуальной красотой. Реальный мир тоже не прибавляет стройности повествованию. Персонажи незаметно преодолевают сотни километров, стоит им закрыть глаза. Подобное стирает ощущение путешествия, которое больше похоже на набор не всегда связанных сцен. Здесь же окончательно теряется сама идея взаимосвязи между сном и явью, так и не получающая должного воплощения на экране. Глобальная корпорация не позволяет почувствовать опасность, превращая местные шпионские игры в простые подростковые шалости. Многое заслуга карикатурного злодея, напоминающего Джафара из «Аладдина», харизму которого заменили примитивным кривлянием. Даже на случайной фотографии он всем своим видим кричит, что ему нельзя доверять. Цели у него излишне банальны, как и в мультфильме 1992 года, захватить власть над королевством/корпорацией. Это соседствует с простым сюжетом, которому не достает свежего дыхания и по-настоящему ярких поворотов.
Все это придирки человека, смотрящего лишь эталонных представителей жанра, до которых «Спящей принцессе» слишком далеко. Несмотря на это внутри вас ждет теплая семейная атмосфера, трогательные открытия и настоящая дружба, помогающая преодолеть любые трудности. Если подобное для вас важнее излишне примитивного сюжета и непроходящего ощущения наивности, то картина может вас приятно удивить как минимум визуальной красотой и мелкими деталями (как всегда превосходно вышла еда). Поклонникам японской культуры и анимации мультфильм также может подарить приятный вечер, если не пытаться разбирать его на мелкие детали. Остальным, особенно ценителям работ Studio Ghibli и желающих познакомиться с жанром, лучше пройти мимо, здесь вас ждет только разочарование.
«Спящая принцесса» и другие аниме про сны наяву
В мире аниме, как и в кино, сновидения играют огромную роль, часто они буквально неотличимы от действительности или кажутся важнее и привлекательнее, чем она. 29 августа в российский прокат выходит анимационный фильм «Спящая принцесса» о таинственной взаимосвязи между сном и реальностью в жизни одной очень забавной девушки. Самое время вспомнить аниме, которые так же приглашают зрителя в царство Морфея.
«Спящая принцесса» и другие аниме про сны наяву
Спящая принцесса
Трейлер аниме «Спящая принцесса»
Несносные пришельцы: Прекрасная мечтательница
Кадр из аниме «Несносные пришельцы: Прекрасная мечтательница»
Евангелион нового поколения
Трейлер аниме «Евангелион нового поколения»
Паприка
Трейлер аниме «Паприка»
За облаками
Дебютный фильм Макото Синкая, самого кассового режиссёра аниме после Миядзаки, тоже обращается ко сну как к отражению наших мыслей и чувств. Это аниме чем-то напоминает сказочный сюжет «Спящей красавицы». Двое юношей и девушка Саюри счастливы и увлечены дружбой друг с другом. Япония после Второй Мировой войны разделена на две части и символом этого раскола является странная башня, вид на которую открывается из их префектуры. Ребята мечтают смастерить самолёт и на нём долететь до башни, чтобы узнать, наконец, что она из себя представляет. Но их планы срываются из-за странной сонной болезни их подруги. Интервал между сном и бодрствованием у Саюри становится всё меньше, обречённая на одиночество, она всё глубже погружается в бесцветные грёзы. Остановить этот процесс может только тот, кому она до сих пор дорога. У Синкая весь мир способен уместиться в сон одного человека, а реальностей может быть бессчётное множество. Может, он и прав.
Трейлер аниме «За облаками»
Измерение 18
Кадр из аниме «Измерение 18»
Меланхолия Харухи Судзумии
Полнометражка Спящая принцесса: Неизвестная история обо мне | Napping Princess: The Story of the Unknown Me | Hirune Hime: Shiranai Watashi no Monogatari онлайн
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Информация об аниме
Продолжительность : 110 мин. / 01:50
Кадры
Трейлеры и дополнительные материалы
Взято c youtube.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c youtube.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c vk.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c youtube.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c youtube.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c youtube.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c youtube.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c youtube.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c vimeo.com. Пожаловаться, не открывается
Взято c vk.com. Пожаловаться, не открывается
Смотреть полнометражное аниме Спящая принцесса: Неизвестная история обо мне онлайн
Статьи
«Принцесса и волшебный планшет» выйдет в российский прокат
© Автор текста S_M
Littles’ Anime
В далеком будущем люди живут в околоземном пространстве, вокруг Солнца раскинулась огромная сфера Дайсона, а человечество все так же рвут на части междоусобицы. Главными силами конфликта являются германская империя Доруссия, Атлантическая Федерация Арус и экономически успешный, но не богатый военными ресурсами Джиор, наследник маленькой, но гордой островной нации. Доруссия вторгается во владения Джиора в Сфере, торгаши из Аруса бросают бывших союзников, атакованные модули падают в руки врага, как спелые яблоки… кроме одного. А там в чем дело?
Дело в том, что в модуле-77 расположена старшая школа Сакимори, а с японскими… то есть, джиорскими школьниками шутки плохи! Это в мирное время старшеклассник Харуто Токисима – мягкотелый пацифист, мечтающий со всеми жить в дружбе и согласии. Стоит же тронуть пальцем его страну, друзей и близких – и Харуто превращается в смесь берсерка и хитроумного Одиссея, который может одинаково использовать и невесть откуда взявшегося боевого робота, и собственные мозги. Если же к повстанцам по всем законам жанра присоединить перековавшегося шпиона, местного хулигана и школьного идола, то «новые нибелунги» еще сто раз пожалеют, что затеяли свой «дранг нах сферен»!
Новая линия эпопеи.
2345 год с начала заселения космоса. Жители Земли вследствии большой войны потеряли все былые познания в технике, и планета погрузилась в болото феодальных войн. Колонисты на Луне решили вернуться на Землю. Вопреки мирным настроениям лидеров лунариан, из-за действий враждебно настроенных активистов, разгорается вялотекущая, но тем не менее жестокая и бессмысленная война. Не смотря на попытки переговоров на высших уровнях, самовольные действия военных подталкивают войну к продолжению раз за разом, не смотря на видимую возможность мирного решения.