аннотации и рецензии что общего

Тема 4.1. Рецензия, отзыв, аннотация

Основными видами учебно-исследовательской работы студентов являются отзывы, рецензии, аннотации, доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы[13].

Рецензия (от лат. «рассмотрение») – это разбор и оценка научного, художественного, педагогического и т. п. произведений, указывающие на достоинства и недостатки, содержащие оценку, мнение при детальном анализе. Отзыв, в отличие от рецензии, – это мнение, впечатление о произведении без детального анализа, но содержащее общую оценку.

Основу рецензии составляет критический анализ конкретного произведения. Анализ выступает средством, позволяющим дать правильную оценку, выстроить систему аргументов «за» и «против».

Типовой план рецензии (отзыва):

1) вступление: предмет анализа, актуальность темы, структура текста;

2) основная часть: краткое содержание, общая оценка, недостатки, недочеты;

3) заключение – выводы: итоговая оценка, пожелания (рекомендации) автору.

Составными частями рецензии являются: характеристика, оценка и рекомендации.

Характеристика представляет собой описание произведения, прежде всего, раскрытие его содержания и формы (используется во вступлении и основной части рецензии).

Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения и общий вывод. Между характеристикой и оценкой нет резкой грани: характеристика содержит элемент оценки, оценка – элемент характеристики.

В рекомендациях формулируются советы, для чего и кем может быть использовано произведение; содержатся рекомендации автору.

Работа над рецензией состоит из 2-х этапов:

1. Подготовительный: тщательное изучение и предварительный анализ текста. Основное условие подготовительного этапа – вдумчивое чтение, умение приспосабливать способ чтения к цели, умение делать записи, выписки; составлять конспекты. Задача предварительного анализа состоит в том, чтобы оформить возникшие мысли и впечатления, составить мнение.

2. Основной этап – это написание рецензии: составление плана (круг вопросов, осветив которые можно убедительно и полно обрисовать рецензируемое произведение; последовательность изложения), продумывание содержания и построения рецензии. В процессе написания рецензии ее замысел уточняется и углубляется, вносятся поправки и изменения. Качество рецензии определяется ее содержанием.

Основные требования, предъявляемые к содержанию рецензии:

1) научная и правильная трактовка вопросов, обсуждаемых рецензентом;

2) принципиальность и объективность суждений;

3) взыскательность и объективность оценки;

4) обоснованность выводов и рекомендаций;

5) точность характеристик;

6) достоверность исходных данных.

Требования к форме рецензии – доходчивость и убедительность выражения мыслей, четкость структуры (последовательность изложения, целенаправленность построения, которая предполагает выявление главного).

Какие вопросы обсуждает рецензент?

1. Актуальность темы, соответствие материала поставленным целям и задачам.

2. Соответствие заявленному жанру.

3. Степень рассмотрения теоретического материала в соответствии с гипотезой исследования.

4. Теоретическая обоснованность с опорой на современные факты (концепции, стандарты и т. п.).

5. Уровень обоснованности выдвигаемых положений.

6. Доступность и грамотность изложения материала.

Рецензент должен определить, о чем написано рецензируемое произведение, какой основной вывод следует из его анализа. Не уяснив, чему посвящена работа, какой круг вопросов она освещает, то есть, не определив темы произведения, не6возможно разобраться в нем, дать ему оценку. Не уяснив идеи, невозможно решить вопрос о позиции автора, о соответствии замысла и исполнения, о воспитательной роли работы и т. п.

В рекомендациях важно охарактеризовать и оценить наиболее существенные темы и идеи произведения, его проблематику. Если читатель не знаком с произведением, то рецензия должна ввести его в круг «событий», кратко изложить содержание. Но описание не должно подменять собой анализа и характеристики. Рекомендации призваны помочь автору увидеть свои удачи и ошибки.

Итак, рецензирование – большая, разносторонняя работа, которая учит логике и стройности анализа, обоснованности суждений, доказательности выводов[14].

Аннотация – краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения названия, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе.

1) по содержанию и целевому назначению

— справочные(дают характеристику текста без критической оценки);

-рекомендательные(дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории потребителей);

2) по полноте охвата содержания

— общие (дают характеристику текста в целом с расчетом на широкую аудиторию);

— специализированные (дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов);

— групповые (дают характеристику нескольких текстов, близких по тематике).

Структура аннотации включает:

1) библиографическое описание в соответствии с ГОСТ: Ф.И.О. автора, название труда, издательство, год издания, сведения о переиздании, количество страниц;

2) собственно текст аннотации: сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором; методах; описание структуры аннотируемого труда, предмета и темы, основных положений текста.

Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации:

1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста.

2. Отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации.

3. Язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью.

4. Средний объем – 500 печатных знаков (около 8-ми строк), реже – 800 –1000 (примерно 13-16 строк).[15]

Источник

Аннотация и рецензия

Составление аннотации и рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные аннотации и рецензии позволяют читателям экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор литературы. Аннотация – это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.

Виды и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования аннотации подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация характеризует произведения печати в целом. Аналитическая – характеризует отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более произведений, близких по тематике.

В соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций- справочные и рекомендательные.

Цель справочной аннотации – дать краткую информацию (справку) о содержании и специфике произведения печати. Такие аннотации составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации различен – от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации используются в научно-вспомогательных пособиях, библиографических указателях, адресованных специалистам.

Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели: заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги или статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная отличительная особенность рекомендательной аннотации – педагогическая направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий, а также произведений художественной литературы.

План аннотации включает в себя:

1. Библиографическое описание работы.

2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

3. Выводы автора, его мнение, оценка.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

1. Разбейте текст на смысловые части.

2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.

3. Сформулируйте основную мысль своими словами.

4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

5. Определите значимость работы.

Например: И. Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. Автор книги в популярной форме рассматривает педагогические и психологические проблемы индивидуализации, различные формы дифференциации обучения. Предлагается оригинальная методика индивидуализированной внутриклассной учебной работы в школе. Особое внимание уделяется углубленному изучению отдельных предметов, массовому использованию рабочих тетрадей для самостоятельной работы учащихся.

Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от конкретных задач и читательского адреса подготавливаемой библиографической информации, от вида самой аннотации и т. д. В справочной аннотации возможны такие элементы, как уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о форме, содержании, жанре, назначении и структуре издания и других особенностях произведения печати, отсутствующих в библиографическом описании.

Сведения об авторе, научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения – все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.

Характеристика научной и художественной ценности произведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры.

Краткая характеристика содержания произведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме.

Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики.

В аннотациях на учебные, справочные, научно-популярные издания вместо характеристики содержания разделов можно просто их перечислить.

Характеризуя форму изложения материала, следует отметить, как он подан – детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо. Указывается литературная форма произведения.

Методические советы призваны помочь в изучении и использовании произведений печати, определяют систему чтения при изучении какой-либо темы, устанавливают последовательность изучения вопросов темы.

Сведения о целевом и читательском назначении позволяют читателю сделать вывод о конкретном использовании произведения в научной или производственной деятельности, учебной работе или в самообразовании. В одних случаях читательских адрес называется точно, в других он формулируется очень широко.

Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления книги включает данные о количестве и виде иллюстраций, наличии схем, чертежей; о художниках-иллюстраторах; о полиграфическом исполнении. Кроме того, в аннотациях отмечается наличие элементов научно-справочного аппарата, списка литературы. Основные этапы аннотирования

Процесс аннотирования можно разделить на нескольких этапов:

· анализ текста произведения;

· изучение дополнительных источников;

· отбор сведений, характеризующих существо данного произведения;

· литературное оформление и

Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания). Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки посвящено произведение. Обращается внимание на структуру издания, выявляется принципы группировки материала.

Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой целью изучает, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы. При анализе отмечается особенности полиграфического исполнения и редакционно-издательского оформления, в частности наличие элементов научно-справочного аппарата. Помимо текста самого произведения библиограф просматривает предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, следует обратиться к дополнительным источникам.

Изучение дополнительных источников. Такими источниками могут быть рецензии, критические статьи, критико-биографические, историческо-литературные работы. Выявить эти источники можно с помощью справочных и библиографических изданий.

Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения библиографы должны быть объективными, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случаи цитируются слова автора, в другом – действующего лица, в третьем – отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников.

Все процессы библиографирования органически взаимосвязаны, одни основываются на результатах других, а те, в свою очередь, являются базой для последующих операций. Так без процесса библиографического выявления и поиска невозможен библиографический анализ, а без него – отбор произведений печати; не составив библиографические описания и аннотации, нельзя осуществить библиографическую группировку, а без нее – разработать даже самую простейшую схему организации библиографической информации и т. д. К выполнению всех этих процессов библиограф должен подходить творчески.

Как составить рецензию?

Рецензия – это оценочный критический анализ работы (книги, статьи, рефераты, курсовой, дипломной работы и т.п.). В рецензии главным является краткое объективное воспроизведение взглядов автора работы и развернутое научно-обоснованное отношение рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с взглядами и убеждениями рецензента.

Структура рецензии может быть различной.

В одном случае рецензент, последовательно изложив позиции автора, дает общую оценку работы в целом.

В другом, излагая идеи автора, высказывает свое отношение, дает критическую оценку.

Действия при написании рецензии:

1. Определите актуальность работы.

2. Определите степень новизны, поднятых в роботе проблем.

3. Выделите моменты, которые вызывают критическое отношение.

4. Сформулируйте вопросы, недостаточно раскрытые в работе.

5. Укажите на недостатки, недочеты, допущенные в работе.

6. Определите практическое значение работы.

на дипломную работу выпускницы 252 группы ФИЯ Алексеевой Т.И. «Использование личностной идивидуализации при обучении иноязычному общению в 7 классе». Рецензент д.п.н., профессор Иванова Н.В. «Дипломная работа Алексеевой Т.И. посвящена одной из наименее исследованных проблем в методике обучения иностранным языкам – проблеме индивидуализации обучения иноязычному общению в средней школе.

На основе изучения достаточно большого объема научно-педагогической литературы в дипломной работе обобщены результаты педагогических и методических исследований по проблеме индивидуализация обучения. Разведены понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация», «дифференциация» обучения.

В качестве теоретической основы исследования в дипломной работе принята психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, методистов Е.И. Пассова, В.П. Кузовлева.

Т.И. Алексеева исходит из представлений о структуре индивидуальности, включающей индивидную, субъектную и личностную подструктуры.

Несомненным достоинством дипломной работы является разработанная автором программа МХК для группы учащихся 7 класса, сбор материала для МХК проведен на основе разнообразных психологических и педагогических исследовательских методик, что свидетельствует о владении автором методологией научно-педагогического исследования. Проведенное автором экспериментальное обучение, построенное с учетом личностной индивидуализации на основе МХК по теме «Спорт», подтвердило выдвинутую гипотезу.

Работа свидетельствует об умении автора ставить методический эксперимент, интерпретировать полученные результаты и формулировать методические рекомендации.

Однако интерпретация полученных результатов вызывает ряд сомнений. Обобщая результаты экспериментальной работы, автор констатирует, что «использование личностной индивидуализации способствует повышению и качественных показателей речи», в то время как количественные сдвиги по таким критериям, как грамотность, количество предложений и целенаправленность, очень незначительны, и вряд ли могут быть основанием для подобного вывода. Думается, что основной эффект личностно-ориентированного обучения состоит в повышении мотивационного аспекта речевого поведения, активизации речемыслительной деятельности учеников. Поэтому необходимо было уделить больше внимания качественному анализу результатов проведенной экспериментальной работы.

В целом работа отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным работам».

10.05.04 Иванова (подпись, печать) _________________________________

Как сделать библиографическое описание публикации?

При написании аннотации или рецензии на публикацию обязательно делается библиографическое описание работы. К элементам библиографического описания публикации относятся:

• фамилия, инициалы автора;

• порядковый номер издания /если книга издается впервые, то не указывается/;

• порядковый номер тома, части, выпуска;

1. Библиографическое описание книг:

• Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. – М.: просвещение, 1989.-240с.

2. Переводные издания:

• Древс У. Фурман Э. Организация урока /в вопросах и ответах/: Пер. С нем. : Пособия для учителя М.: Просвещение, 1984.-128 с.

3. Библиографическое описание статьи:

• фамилия, инициалы автора;

• название статьи, подзаголовок;

• наименование журнала /газеты, сборника/;

• год выхода журнала /число выхода газеты/;

• страницы журнала, сборника занимаемые статьей.

В описании допускается некоторые сокращения слов. Сокращения не касается названия работы. Например, дет. лит.; иностр. лит.; учебн. пособие; метод. пособие ср.шк.; ин-т; биб-ка; ма-тер. /материалы/; лит. /литература/; высш.шк.; сб.науч. тр. и др.

Источник

Рецензия

аннотации и рецензии что общего. Смотреть фото аннотации и рецензии что общего. Смотреть картинку аннотации и рецензии что общего. Картинка про аннотации и рецензии что общего. Фото аннотации и рецензии что общего аннотации и рецензии что общего. Смотреть фото аннотации и рецензии что общего. Смотреть картинку аннотации и рецензии что общего. Картинка про аннотации и рецензии что общего. Фото аннотации и рецензии что общего аннотации и рецензии что общего. Смотреть фото аннотации и рецензии что общего. Смотреть картинку аннотации и рецензии что общего. Картинка про аннотации и рецензии что общего. Фото аннотации и рецензии что общего аннотации и рецензии что общего. Смотреть фото аннотации и рецензии что общего. Смотреть картинку аннотации и рецензии что общего. Картинка про аннотации и рецензии что общего. Фото аннотации и рецензии что общего

аннотации и рецензии что общего. Смотреть фото аннотации и рецензии что общего. Смотреть картинку аннотации и рецензии что общего. Картинка про аннотации и рецензии что общего. Фото аннотации и рецензии что общего

аннотации и рецензии что общего. Смотреть фото аннотации и рецензии что общего. Смотреть картинку аннотации и рецензии что общего. Картинка про аннотации и рецензии что общего. Фото аннотации и рецензии что общего

Аннотация

Переходим к следующему малому жанру – аннотации. Возможно, для вас это будет сюрпризом, но, по сути, чуть раньше мы уже проговорили о том, что такое, аннотация, когда разбирали анонс.

Дело в том, что непосредственное отношение к жанру аннотации имеет один из жанровых признаков анонса. А именно — краткое изложение сути события. Аннотация — это и есть краткое изложение сути события или явления: книги, музыкального альбома, фильма, спектакля. Давайте подтвердим нашу точку зрения авторитетными источниками.

Словарь реклама и полиграфия: «А. – краткая характеристика печатного издания, дающая представление о его содержании, назначении и направленности».

Издательский словарь-справочник: «А. – 1. Краткая характеристика тематического содержания издания (произведения), его социально-функционального и читательского назначения, формы и других особенностей».

Я бы обратил внимание на две важные составляющие, которые есть во всех определениях, что я привел выше. Во-первых, краткость формы. Во-вторых, раскрытие содержания. Если вы хоть раз читали разные форумы и блоги в интернете, наверняка натыкались на комментарии типа «тема раскрыта». Так вот, главное назначение аннотации — это раскрытие темы художественного произведения. Наверняка, каждый из вас хоть раз открывал любую книгу на третьей странице или на предпоследней странице обложки, смотрел на оборотную сторону DVD-диска. Вот то краткое изложение сюжета или содержания, которое там публикуется, и есть пример аннотации, на которые мы натыкаемся чаще всего.

Самая главная ловушка, которая подстерегает любого человека, пишущего рецензию или аннотацию — это так назывемый «спойлер» (от английского глагола «to spoil» — гадить, портить). «Спойлером», применительно к рецензии или аннотации, называют текст, который не просто сообщает тему произведения, но и впрямую раскрывает сюжетную интригу. Портит впечатление, удовольствие от просмотра фильма или прочтения книги. Написать «спойлер» — значит на первой же странице детектива указать имя убийцы. В Википедии есть отличный пример титров, которыми заканчивался триллер «Дьяволицы» 1955 года: «Не уподобляйтесь дьяволицам! Не лишайте удовольствия своих друзей, которые могут проявить интерес к этому фильму. Не рассказывайте им то, что вы видели. Спасибо вам от их имени».

Классический учебник жанров, по которому учат в МГУ, книга Александра Алексеевича Тертычного «Жанры периодической печати» вообще не рассматривает аннотацию в качестве самостоятельного жанра. Тем не менее, в современной журналистике, а особенно в журналах-гидах вроде «Афиши», Time Out, «Ваш досуг», «Что читать?» и книжном приложении к «Независимой Газете» «НГ-Exlibris» — они занимают очень важное место. Если возвращаться к определению из БСЭ, то они помогают «ориентироваться в выборе»: какую книгу почитать, какой спектакль посмотреть, на какую выставку сходить. И тут, естественно, возникает вопрос: а чем аннотация отличается от рецензии?

Главное отличие рецензии от аннотации — это оценка. Если аннотация — это, скорее и прежде всего, «краткое содержание», то рецензия — это журналистское произведение, которое ставит своей целью не столько рассказать о содержательной стороне, сколько дать оценку произведению, обозначить его важность в общем контексте, помочь вам как читателям определиться с приоритетами.

Вот, как формулирует отличительные особенности жанра рецензии Александр Алексеевич Тертычный (я процитирую достаточно большой отрывок из него, но, поверьте, он этого заслуживает):

Слово «рецензия» латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Можно сказать, что рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всегокритический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. В какой бы форме ни был бы дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других (…) жанров состоит, прежде всего, в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

аннотации и рецензии что общего. Смотреть фото аннотации и рецензии что общего. Смотреть картинку аннотации и рецензии что общего. Картинка про аннотации и рецензии что общего. Фото аннотации и рецензии что общего

Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения выдвигает какие-то общественно-значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей, обозрением или искусствоведческим исследованием…

Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для адресатов разной категории, читателей, слушателей, зрителей, Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения.

Но основная задача рецензента — увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере (литературе, театральной жизни, искусстве и пр.) Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом знаний обладает журналист, тем больше у него шансов подготовить действительно профессиональную рецензию.

Я процитировал такой большой отрывок специально. Потому что в нем обозначены основные принципы написания любой рецензии. Давайте повторим их отдельно:

1. Краткость формы. Конечно, ничто кроме внутренних требований нашего издания не ограничивает нас в объеме специально. Но, как правило, для рецензии достаточно небольшого объема. «Небольшой объем» — конечно, понятие относительное для любого издания, но, тем не менее, для того чтобы изложить внятно взгляд журналиста или издания на то или иное явление культурной жизни, небольшого объема достаточно. Если же под рецензию выделяют большую площадь, то это означает, что журналисту либо нужно уходить в другие жанры. Например, в литературно-критическую статью, как говорит Тертычный. Либо использовать симбиоз различных журналистских жанров, в котором рецензия будет лишь составной частью.

2. Ясность изложения. Вообще-то этот пункт должен относиться к любому журналистскому тексту, но к рецензии – особенно. Дело в том, что рецензия – жанр, который должен помогать читателю, а не быть текстом, написанным ради красоты самого текста. Мы уже говорили о том, что задача рецензии – помочь читателю определиться со своим отношением к явлению, сделать выбор. Я искренне люблю журнал «Афиша» и считаю его школу музыкальной журналистики одной из самых сильных, но, к сожалению, их рецензии часто не соответствуют данному тезису. Понятно, что пример моей жены не самый верный социологический показатель, но она, например, именно поэтому перестала читать «Афишу» и переключилась на английский «New Musical Express».

3. Доступность для аудитории. Аудитория должна понять и тот предмет, о котором вы хотите высказаться, и вашу мысль, и вашу оценку. Опять же, данный тезис, по-хорошему, должен относиться к любому журналистскому тексту. Но для рецензии это особенно важно. Вас должен понять человек, который может не разбираться, скажем, в нотной грамоте. Или в тенденциях современной электронной музыки. Или передовых театральных постановках. Чем понятнее вы расскажете про то, что вы описываете, дилетанту, тем лучше написана ваша рецензия. Правда, не стоит забывать про то, что у каждого издания есть своя целевая аудитория. И в рамках разных целевых аудиторий разные дилетанты. У «Афиши» — одни. У «Комсомольской правды» — другие.

4. Аргументация. Опять же, аргументировать свою точку зрения нужно в любом тексте. Но, пожалуй, в рецензии, как ни в каком другом жанре, нужно уметь подтверждать свою точку зрения грамотно сформулированными аргументами. Фанаты различных музыкальных коллективов очень любят ругать музыкальных критиков за отсутствие аргументации. И, довольно часто, бывают правыми. Точку зрения надо уметь объяснять и доказывать.

5. Оценка — в обязательном порядке. На это мы уже обратили внимание. Просто подчеркнем это еще раз.

Поскольку оценка в рецензии должна содержаться в обязательном порядке, давайте подумаем, как мы можем ее выразить. Кто, что может сказать по этому поводу?

На самом деле есть два способа выражения оценки — вербальный и невербальный. Вербальный — это когда мы прописываем нашу оценку с помощью слов. Например, в журнале Empire № 10 за октябрь 2009 года про фильм «Крамер против крамера» в подрубрике «Вердикт» прямо говорится: «Один из лучших феминистских фильмов в истории кинематографа» или, например, в журнале «Афиша» № 19 (259) за 2009 год об игре «S.T.A.L.K.E.R: Зов припяти»: «Когда появилось с чем сравнивать, «Сталкер» моментально стал провинциальной, неряшливой и не очень интересной игрой».

Невербальный способ — это когда мы прописываем нашу оценку при помощи некой визуальной символики, так называемой «инфографики». Например, звездочками или нотками. Мы, например, делали это в журнале BRAVO или журнале «YES!-Звезды».

В прессе есть еще один достаточно эффектный способ выражения оценки тому или иному произведению — это объем, который выделяется на странице или полосе. Например, в журнале «YES!-Звезды» или в свое время в журнале BRAVO мы выдели наибольшую площадь на полосе под наиболее значимую и интересную на наш взгляд пластинку или фильм. В случае с «YES!-Звездами» это была пластинка месяца, в случае с BRAVO – пластинка недели.

Кстати, учитывая огромную плотность потока продуктов, который индустрия развлечений практически в ежедневном режиме обрушивает на голову «простого слушателя», сам факт отбора пластинки, фильма или книги для рецензии в том или ином журнале может быть своеобразной оценкой. Пластинка, которая удостоилась нескольких строк в журнале GQ означает, что эту пластинку так или иначе не грех послушать успешному, состоятельному и модному джентльмену из целевой аудитории журнала. И пластинки, которые, соответственно, лучше не слушать, на страницах издания не упоминаются. Это тоже своего рода оценка, которая выражается вот таким вот образом.

Опять же — с плотностью потока индустрии развлечений связана еще одна очень важная роль рецензий. Рецензии играют роль своеобразного гида — проводника по темному лесу десятков тысяч фильмов, сотен тысяч книг и музыкальных дисков. Рецензент, выбирая и отмечая те или иные диски, рассказывает своему читателю про то, что действительно важно и интересно. Естественно, на его вкус и взгляд. Рецензии, таким образом, отчасти похожи на потребительского гида, хотя не на 100%, естественно.

Еще один важный момент, на котором мне бы хотелось остановиться особо. Если журналист, согласно определению Тертычного, должен обладать некоторым запасом знаний в той области, в которой он пишет свою рецензию, то читатель таким запасом обладать не обязан. Вспомните, что я говорил по поводу доступности изложения.

То есть если вы пишите музыкальную рецензию, то не стоит злоупотреблять музыковедческими терминами или кинематографическими понятиями в случае кинорецензии. Особое внимание этому моменту стоит уделить в том случае, если вы пишите рецензию в глянцевой, популярной прессе. Если речь идет о прессе специализированной, — скажем, журнале «Искусство Кино», — то, естественно, там можно позволить себе большую свободу, оперируя специальными терминами.

В популярной прессе нужно говорить, прежде всего, об эмоциональной составляющей (то, кстати, ради чего музыку и слушают). О соотношении, скажем, нынешнего альбома исполнителя с его предыдущими работами и так далее, а не о том, что нынешние его песни на две октавы сложнее предыдущих. Поэтому еще одно правило всякой хорошей рецензии: излагайте свои мысли без злоупотребления специализированной терминологией.

В истории отечественной журналистики новейшего времени было несколько примеров создания и выпуска изданий, целиком основанных на рецензиях. Например, журнал PLAY, который писал исключительно про свежие компакт-диски. Или киношные журналы – ТotalFilmили ТotlDVD. К сожалению, я немного хуже знаю журналы о компьютерной индустрии, поэтому ничего не могу сказать об изданиях вроде PC Gamer. Но и там – рецензии на компьютерные игрушки – основная часть содержательной модели журнала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *