анскулинг что это такое
Анскулинг и хоумскулинг: что нужно знать про альтернативное образование. Часть 1
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Родители не очень довольны школой, дети не очень ее любят. Это, кажется, вечная ситуация. Но у сегодняшних родителей больше альтернатив, чем раньше, и все чаще семьи ими пользуются, выбирая для своих детей альтернативные формы обучения. Что это значит? Что семьи на самом деле выбирают, когда речь идет об «альтернативных формах обучения» или «альтернативных школах»?
Пожалуй, альтернативная школа — это все, что не массовая школа. Кадетский корпус — да. Православная школа — да. Частная школа — да. В каждой из них жизнь организована иначе, чем в обычной школе во дворе: по-другому набраны классы, или иначе устроен учебный день, или по-другому ведется преподавание.
А вот гимназии или лицеи? Четкой грани между обычной и необычной, массовой или «штучной» школой нет. Многие школы, которые начинали как авторские, альтернативные, со временем приблизились к обычным школам. И, наоборот, некоторые государственные, вполне себе массовые школы под руководством умных интересных директоров стали резко выделяться на фоне других.
В среде людей, которые давно интересуются альтернативными формами обучения, давно уже пользуются терминами «анскулинг» (нешкольное образование) и «хоумскулинг» (семейное образование). В чем разница — объясняет Лара Покровская, шеф-редактор журнала «Семейное образование»:
«В отличие от Канады или США, в нашей стране анскулинг не разрешен законодательно.
Анскулинг означает, что ребенок вообще не учится по школьной или даже самостоятельно составленной родителями программе, и государство не регламентирует его обучение.
Ребенок развивается в своем темпе и своим путем, исследует мир так, как его ведет собственная тяга к познанию. Изучает то, что ему интересно в каждый конкретный момент времени, здесь и сейчас. Без какой-либо системы. Анскулинг — это, можно сказать, образ жизни всей семьи. Максимальная свобода — самовыражения, исследования, передвижения, образования. Дети в результате обычно способны поступить в выбранный ими вуз, потому что у них есть внутренняя мотивация. Их желания, их усилия, их воплощение. Не навязанные никем и ничем.
Хоумскулинг (законодательно закрепленный термин «семейное образование») — это обучение дома по программе общеобразовательной школы, со сдачей аттестаций (как минимум итоговых — ОГЭ и ЕГЭ). То есть школа как бы переносится на дом.
Часто встречается средний между хоумскулингом и анскулингом вариант: «семейники» обучаются по любой альтернативной методике, а параллельно готовятся к сдаче аттестаций. Аттестации в данном случае служат формой контроля соответствия знаний ребенка требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). То есть ребенок параллельно обучается по двум программам — обучается «для себя» по альтернативной методике и сдает аттестации «для галочки», доказывая знание программы общеобразовательной школы.
Есть в нашей стране и настоящие анскулеры, но их не много, обычно такие люди стараются не афишировать свой выбор.
Что касается альтернативных школ, на наш взгляд, любая школа, которая отличается от обычной школы, — альтернативная. Это и Монтессори-школы, и вальдорфские, и школы, работающие по авторским методикам. Государство лицензирует школы, но альтернативная школа может не иметь аккредитации, не выдавать аттестат установленного образца; в ней может не быть классно-урочной системы, дети могут быть собраны в разновозрастные группы.
Часто альтернативные школы договариваются о централизованной сдаче экзаменов: прикрепляются к аккредитованной и лицензированной школе, и дети сдают экзамены вместе с ее учениками.
Иногда несколько семей принимают решение учить своих детей вместе. При этом, учителями могут выступать либо сами родители (каждый — в той области, в которой он хорошо разбирается), либо нанятые преподаватели. Дети при этом числятся на семейном образовании, а объединение семей в своеобразную семейную школу происходит без лицензии, и уж тем более без аккредитации.
Одним словом, при семейном образовании дети учатся дома (с родителями или репетиторами) или в малых группах в альтернативных или семейных школах — в дружелюбной «семейной» обстановке. Все это делается ради интересов ребенка и семьи, ради того самого индивидуального подхода, которой не учитывает общеобразовательная школа.
Разумеется, существуют интересные школы, государственные и частные, работающие в рамках государственной программы, аккредитованные и лицензированные. И реальный, не на словах, индивидуальный подход подразумевает, что если ваш ребенок хочет в школу, то он идет в школу. Но не потому что «так надо» и «все так делают», а потому что ребенок сам захотел».
Сразу поясним: лицензия — это документ, дающий школе право вести образовательную деятельность. Аккредитация — свидетельство о том, что она дает образование на уровне государственных стандартов (на каждом из уровней образования: начальная школа, средняя, старшая). Иногда у школы может быть лицензия, а аккредитацию не получает — например, потому, что в ней нет учителя какого-то предмета или особо оборудованных кабинетов. Школа не может официально работать без лицензии, а без аккредитации может — только не может выдавать аттестаты; в этом случае ее ученики сдают экзамены в другой школе. Отдавая ребенка в альтернативную школу, надо хорошо понимать, что это за форма работы, где ребенок будет сдавать экзамены и получать документы об образовании.
Анскулинг вместо школы. Юридическая сторона такого вида образования
Анскулинг – метод обучения, разительно отличающийся от привычной школьной пятидневки. Тем не менее у него много поклонников.
📚 Что собой представляет анскулинг
Анскулинг происходит от английского слова «unschooling» («школьное обучение» с отрицательной частицей «не»). Это метод обучения без строгой программы. При анскулинге дети не учатся целенаправленно тем или иным навыкам – образование строится на интересах самого ребенка, которые возникают у него в определенный момент времени.
От традиционного школьного обучения анскулинг отличается тем, что в нем нет подготовленного плана уроков и нормы знаний, которую обязан усвоить ребенок. Конечно, при анскулинге ребенок может пользоваться школьными учебниками. Но весь процесс формируется на том, что нужно задавать интересующие тебя вопросы и самостоятельно (или с помощью родителей) отыскивать на них ответы – это и будет обучением. Например, ребенок увлекся химией. Родители помогают ставить ему химические опыты и покупают подходящие энциклопедии.
Любое обучение ребенка будет анскулингом, если процесс учитывает его интересы, а не родительские «хотелки» или обязательный школьный план.
✅ Возможен ли в России?
Согласно ст. 63 Семейного Кодекса РФ, родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Иными словами, 9 школьных классов – это необходимый минимум для каждого ребенка по закону. Если родители не выполняют свои обязанности, ими могут заинтересоваться прокуратура и опека.
При этом в ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» указано, что ребенок имеет право обучаться вне образовательной организации (школы) в форме самообразования или семейного образования. При этом такие ученики имеют право на прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации наравне с остальными.
На практике это означает, что закон допускает возможность не зачисляться в школу и не сдавать экзамены до государственной итоговой аттестации – ОГЭ в 9 классе. Но, чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно сначала сдать промежуточную аттестацию за 9 класс. То есть не ходить девять лет в школу, а потом просто прийти на итоговый экзамен невозможно. На промежуточной аттестации придется доказать, что ребенок знает хотя бы минимум, требуемый школьной программой.
В этом заключается проблема анскулинга. С одной стороны, родители не должны, да и не могут заменить дома ребенку всех учителей. Ведь главная цель анскулинга – уход от традиционных школьных рамок. Родители могут на первых порах помогать ребенку учиться, планировать занятия, но альтернативное образование чаще всего ориентировано на самостоятельных и любознательных детей. Предполагается, что ребенок большую часть времени должен учиться сам. Но значимый взрослый наставник ему все-таки нужен.
Ребенок может заниматься тем, что ему интересно, учить то, что нравится. При анскулинге нет и не может быть никаких ограничений. Но при этом в 9 классе ребенку все-таки придется сдавать экзамены в рамках школьной программы.
Поэтому формально анскулинг в России возможен, но требует от семьи серьезного, четко проработанного плана.
✨ Плюсы и минусы такого образования
Как у любой альтернативной формы образования, у анскулинга есть преимущества и недостатки.
К плюсам можно отнести:
К минусам можно отнести:
👇 С какими трудностями сталкиваются родители и дети
Некоторым кажется, что основные трудности – бюрократические, но это далеко не так. Во-первых, в органах опеки попадаются весьма продвинутые, ориентированные на ребенка инспекторы. Во-вторых, даже если опека и начнет задавать какие-то вопросы, то всегда можно сослаться на то, что прямого запрета на анскулинг в законодательстве не существует. Поэтому бюрократические моменты должны решиться довольно быстро.
Самое главное – при анскулинге в образовательный процесс включена вся семья. Методика требует от самих родителей хорошего образования, ведь если ребенок не пошел в школу, они должны предложить ему что-то взамен.
Кроме того, родителям и детям придется столкнуться с каждодневной необходимостью строить планы, формулировать задачи, ставить себе дедлайны и выполнять задуманное. Это требует большой самодисциплины и организованности, причем в течение долгого времени.
Анскулинг что это такое
Наш человек aphika перевела статью с сайта «Жизнь без школы» (The Life Without School) о том, что такое анскулинг в понимании американских анскулеров. Грозится ещё и про социализацию перевести.) Enjoy.
Добро пожаловать в жизнь без школы!
Образ жизни в каждой семье, живущей без школы, очень разный. Мы все по-своему реализуем нашу потребность и право нести ответственность за свою жизнь, семью и собственных детей. Образ жизни нельзя подогнать под какой-то стандарт. Жизнь можно сравнить со шведским столом, предлагающим огромный выбор и многообразные возможности. Каждый проживает собственную жизнь и учится по-своему. Как описала свою жизнь с детьми одна мама-хоумскулер: «Это что-то живое и дышащее».
Что такое анскулинг?
«В чем нуждается ребенок? Не в новых улучшенных учебных планах, а в доступе к настоящему живому миру; в большом количестве времени и пространства, чтобы осмыслить собственный опыт, чтобы фантазировать и играть, наделяя этот опыт тем или иным значением; в добром совете, в картах и путеводителях, чтобы легче добраться туда, куда он хочет, (а не туда, куда он, по нашему мнению, должен идти) и отыскать то, что он хочет. «
— Джон Холт
Холт, дав название новому явлению, сфокусировал внимание на его концепции и на общественном движении. Он говорил и писал о хоумскулинге, издавал первую газету, журнал, в которых поддерживал родителей, решивших обучать детей вне институциональных и философских рамок образовательной системы, которую мы знаем по сей день. Он сумел проникнуть в суть явления, основываясь на своем практическом опыте педагога, осветил путь, на который многие уже готовы были ступить. Холт вдохновлял людей на переосмысление образования.
По словам Хегенер, деятельность Холта «придала невозмутимую уверенность» уже существующему сообществу анскулеров, которые прежде называли себя хоумскулерами. Многие из них до этих пор не имели нужды или желания заявлять о себе, как об анскулерах.
В ноябре 1977 г. Холт впервые употребил термин «анскулинг» во втором выпуске «Растем без школы». Он писал, что этот термин уместен в том случае, когда мы говорим «об изъятии ребенка из школы». Сюзанна Шеффер, редактор «Растем без школы», говорила, что изначально Холт использовал термин «анскулинг» как синоним понятия, которое мы сейчас называем «домашнее обучение». К 1979 году оба понятия используются попеременно, а к началу 80-х годов «хоумскулинг» становится термином-обозначением всего сообщества, тогда как понятие «анскулинг» начинает ассоциироваться с особым видом домашнего обучения. В это же время стало набирать обороты христианское движение за домашнее обучение, спровоцированное изменениями в налоговом законодательстве, из-за которых закрылись многие приходские школы. Под влиянием христиан-фундаменталистов, мечтающих о возрождении приходских школ в домашних стенах, в устоявшемся сообществе хоумскулеров появились методисты с учебными планами. Хорошо организованное движение христиан за «школу на дому», стало доминировать в хоумскулинге, как внутри самого сообщества, так и за его пределами. Для несведущего человека хоумскулинг стал ассоциироваться с фундаментальным христианством и с копированием школы в домашних условиях. Уникальное восприимчивое сообщество, которое когда-то стало основой движения хоумскулеров, в глазах общественности растворилось в христианском движении, которое в то время занимало доминантное положение. Хоумскулинг стали воспринимать, как движение христиан, которые выступают против влияния секуляризации на их семьи, но не отрицают стандартную образовательную модель государственной или частной школы; как движение фундаментальных христиан за «школу на дому».
Анскулинг: учеба без обязательств
Эти дети не ходят в школу и овладевают знаниями самостоятельно. Причем только теми, которые им по-настоящему интересны. Как жизнь вне школы сказывается на развитии ребенка-анскулера? Наша героиня поделилась нетипичным опытом свободного воспитания.
Анскулинг у нас в стране мало кому знаком. Что это за образовательный формат?
Оксана Туркина, мать троих детей и консультант по вопросам семейного образования: В российском законе об образовании такой формы обучения нет. Анскулинг — это скорее образ жизни, который основан на простом убеждении: ребенка не нужно заставлять учиться. Он сам нацелен на обучение и развитие. Образование для него — естественный процесс, а не следование школьной программе.
Анскулеры не ходят в школу. Как же они строят взаимоотношения с системой образования?
Все по-разному. Кто-то аттестуется дистанционно, кто-то числится на семейной или заочной форме. Но в отличие от тех детей, которые тесно связаны со школой (учатся по программе, регулярно пишут контрольные и сдают экзамены), ребенок-анскулер учится тому, чему хочет, идет туда, куда ведет его любопытство.
А в школу он может прийти лишь в девятом классе, чтобы сдать экзамены по всем предметам и получить допуск к ОГЭ. В законе об образовании указано, что ежегодные аттестации — наше право, но они не обязательны. Мои старшие дети юридически находятся на семейной форме обучения. Мы живем в Черногории, но остаемся гражданами России.
Мы уведомили наше управление образования о выборе семейной формы получения детьми образования. Это законно
Старшая дочь Марина как раз недавно успешно сдала ОГЭ, и мы планируем, что дальше она будет учиться в свободной форме. Среднему ребенку, Валере, 11 лет, он с самого начала учится по собственной программе. А младший Виталик только приближается к школе — ему 6 с половиной, и он тоже будет заниматься самостоятельно.
Самостоятельно — это значит, с родителями?
Я не учитель, я лишь помогаю детям получать знания, которые им интересны, обеспечиваю подходящую среду, покупаю книги, вожу в кружки и секции.
Как вы пришли к этой идее?
Началось все, когда мы еще жили в Москве. В пятом классе мы забрали дочь из школы и перевели на семейное обучение. Тогда она занималась дома, но по школьной программе, у нее были учебники, тесты, списки тем для подготовки к экзаменам, дедлайны.
Но тогда же у нее появилось довольно много свободного времени, ее не утомляли ранние подъемы, и скоро я заметила любопытную вещь: она стала больше читать, много рисовать, у нее возникло сильное желание заниматься чем-то своим, изучать что-то самостоятельно.
А среднего ребенка, Валеру, мы даже не стали отдавать в школу. В пять лет у него диагностировали аутизм, и мы с мужем поняли, что обязательную школьную программу он не потянет, даже в облегченном формате семейного обучения.
Его нервная система просто не выдержит гонки, этих бесконечных «надо»
И мы решили, что до девятого класса дадим ему возможность учиться так, как хочется. И он сразу стал проявлять любопытство к самым разным вещам.
Знаете, как он учился писать? Мы даже не давали ему прописи. Однажды он захотел написать письмо Деду Морозу и посадил меня рядом с собой. Заметьте, не я его посадила. Он совсем не знал, как пишутся буквы. Я принесла ему фломастер и тетрадку с ламинированной поверхностью, чтобы можно было стирать.
В первый день, после нескольких часов стараний, он написал только букву «д». На второй — слово целиком: «д-е-д». На третий день он написал сразу все письмо, очень длинное.
Такой прогресс типичен для анскулера: когда ребенку действительно что-то очень нужно, он глубоко погружается в тему и невероятно быстро продвигается к цели. Интерес Валеры к письменной речи не утихал полгода. Он строчил письма каждый день: сначала Деду Морозу, потом бабушке и дедушке, потом другой бабушке.
Если, например, в 9 вечера он обнаруживал, что не успел написать письмо, то садился за стол, сажал меня рядом с собой и мог писать до часу ночи. Я сама уговаривала его: давай спать, я устала. «Мама, не отвлекайся», — говорил он.
И счет он тоже освоил сам?
Это случилось еще до того, как он научился писать. Я как-то по наитию купила тетрадь Kumon с упражнениями по математике и просто положила ее Валере на стол. Он охотно считал от 1 до 10, но дальше этого не продвигался. Однажды он заметил тетрадку и захотел заниматься математикой. Предпочел делать это только с папой. За две недели они прошли всю тетрадь, взяли следующую, на нее ушел примерно месяц.
Учиться его никто никогда не заставлял, это всегда его инициатива, запрос. Часто бывает так: мы просыпаемся, встаем, завтракаем, а Валера уже проснулся и прыгает вокруг нас: «Мама, может быть, позанимаемся?»
А как быть, если запрос не возникает?
Чтобы он возник, нужно создать определенные условия, среду, в которой ребенку будет интересно. Нужна книга, которая его заинтересует. Точнее, самые разные книги. Вот, например, «кумонами» из троих наших детей заинтересовался только средний, Валера. Старшую увлекает все, что связано с рисованием.
А младшего Виталика привлекают энциклопедии, он увлечен наукой, и ему этот формат больше подходит. У него есть коробочка, в которую он складывает свои инструменты: циркуль, микроскоп и много всего другого.
Он и читать научился сам в 6 лет, потому что ему нужно добывать информацию в интернете и в книгах
Он задает много вопросов: почему мусор называется мусором, а жираф — жирафом? Почему на русском языке слово звучит так, а на сербском по-другому? В Черногории помимо сербского многие названия и вывески дублируются на английском или русском. Как только Виталик научился читать по-русски, тут же начал учиться читать по-сербски. Его не смущают разные шрифты, длинные и сложные слова.
Мы с ним недавно зашли в аптеку, он потом двадцать вопросов задал про перекись водорода: почему на латыни так, а на русском иначе, а какая у нее формула, а из чего она состоит, а почему она пузырится…
Но ведь не на каждый вопрос вы можете дать обстоятельный ответ.
Я не учитель, не справочник, но я могу облегчить ребенку поиски ответа на интересующий вопрос. Если я не знаю ответ, я так и говорю: я не знаю, дружок. Давай посмотрим в интернете, в словаре.
Каждый вопрос ребенка — это поле для совместных поисков
Одно время Виталик просто болел неньютоновской жидкостью, и мне пришлось искать ее рецепт в интернете. К счастью, это не такая сложная вещь, которую нельзя сделать в домашних условиях, нужны всего лишь крахмал и вода. А со сложными химическими соединениями можно экспериментировать в кружке, который он недавно стал посещать.
У ваших детей есть режим, распорядок дня, расписание?
У нас достаточно свободный распорядок дня. Естественно, день структурируется сном, приемами пищи, когда за столом собирается вся семья, и теми занятиями, которые дети себе выбирают. Что происходит между, большей частью на совести ребенка.
Валера больше склонен к постоянному распорядку дня. Утром сразу после завтрака он идет кататься на велосипеде. Потом возвращается, что-то делает: пишет, рисует или занимается математикой. После обеда у него ролики, а вечером перед сном он обязательно читает вслух с папой.
Он сам так решил и придерживается этого графика почти неизменно. А старшая и младший менее склонны к таким ритуалам.
Как вы узнаете, что пришло время знакомить ребенка с чем-то новым?
Когда у него созрел запрос. Я никогда не предлагала младшему: а давай-ка займемся экспериментами. Нет, он сам нашел где-то на YouTube ролик, где мальчик проводит эксперимент, и сказал: я тоже хочу.
И моя задача как родителя заключается в том, чтобы не растеряться и придумать эксперимент, который покажется ему занимательным в 6 лет. С содой и уксусом мы проводили, наверное, полтора десятка экспериментов: наливали их в разные емкости, и это было страшно интересно, он неоднократно повторял опыты.
Ответить на запрос полноценно и вовремя — это то, на чем родителю анскулера нужно заострить особое внимание
И это непросто, учитывая, что у взрослых есть работа и домашние обязанности. Впрочем, ребенок тоже должен понимать, что иногда надо подождать или найти другие способы удовлетворить свое любопытство. Например, пойти к старшей сестре или поискать ответ в интернете.
Кстати, об интернете — ограничиваете ли вы доступ детей к нему?
Я крайне дружелюбно отношусь к девайсам, и ограничений по времени у нас нет. У такого подхода есть один минус: когда мне приходится попросить детей подождать или вести себя потише, чтобы дать мне возможность поработать, я не могу отвлечь их смартфоном, как большинство родителей, — через 15 минут телефон будет забыт.
Из-за того, что искусственно созданного дефицита девайсов нет, этот рычаг воспитания у нас не работает
Зато я точно могу сказать: интерес ребенка к тому, что можно найти в интернете, не перевешивает его любопытства к окружающему миру. Как только появляется занятие в реальном мире: приходят друзья или пора идти на занятия — дети тут же отрываются от мониторов и экранов планшетов.
Недавно младший увидел в интернете секундомер, и ему тут же понадобилось протестировать его в реальных условиях. Он схватил какую-то игрушку, которая заряжается от солнечного света, побежал на улицу и ждал, глядя на секундную стрелку, когда игрушка зарядится.
Для обычных школьников уроки и домашние задания становятся работой, обязанностями. А у ваших детей есть обязанности?
Да, у всех по возрасту. Старшая моет посуду, убирает со стола, гуляет с собаками, средний выносит мусор, готовит простую еду, а младший сам ходит в магазин, покупает хлеб, молоко, разговаривает с продавцом по-сербски — не понимаю, как, но они находят общий язык.
Это их работа, которую делать необходимо: например, если не вынести мусор, в доме будет плохо пахнуть
И мне важно показать ребенку, что он должен что-то делать не потому, что я так сказала, и не потому, что это его обязанность, а потому что у этого действия есть смысл.
Но рано или поздно свободное развитие придется прервать. Им придется садиться и зубрить все эти теоремы и формулы, иначе они не сдадут ОГЭ и ЕГЭ. Формальность, в которой, вроде бы, нет смысла. Что вы ответите ребенку на вопрос «зачем мне это»?
Действительно, такой вопрос я уже слышала от старшей дочери, которая сдавала весной всю программу за девятый класс, а потом четыре экзамена ОГЭ. Она беспрерывно повторяла: «Я не понимаю, зачем мне это нужно! Зачем я все это учу? Почему я должна так мучиться?»
Понятно, что на этот вопрос оригинального ответа быть не может. Она не спрашивает: зачем мне английский. Он ей нужен, потому что у нее есть англоговорящие друзья, потому что она читает и пишет на английском.
Но вот зачем ей нужна алгебра — этот вопрос возникал у нее почти ежедневно
И раз за разом приходилось отвечать: «Тебе нужно сдать эти экзамены, потому что это твоя обязанность по закону страны, гражданином которой ты являешься. Освободить тебя от этих неприятностей можно лишь одним способом, еще менее приятным, — нелегально укрываться от законов своей страны.
Но для нас нарушать закон неприемлемо. Поэтому я сделаю все, что от меня зависит, чтобы помочь тебе подготовиться и сдать экзамены».
Лично я убеждена, что аттестация имеет отдаленное отношение к реальному образованию. Но я понимаю, что чиновники от образования должны быть уверены в том, что права ребенка не нарушены, что родители о нем заботятся и выполняют свои обязанности.
Чем анскулеры отличаются от других детей? Как свободное развитие сказывается на их понимании мира и отношениях с окружающими?
Мои наблюдения, конечно, ограничены: среди знакомых таких детей не очень много. Но я замечаю, например, что у ребенка, который воспитывается вне системы, нет страха перед взрослыми.
В школе дети очень быстро усваивают одну вещь: взрослый всегда прав, на его вопросы необходимо отвечать, а спорить и отстаивать свое мнение бесполезно. Анскулер же, если начать задавать ему вопросы типа «А знаешь ли ты таблицу умножения?» или «Назови столицу Зимбабве», может просто проигнорировать их.
Он просто не привык к общению в стиле допроса. Он может сказать: «Мне неинтересно об этом разговаривать» и уйти
Такие дети свободно общаются с людьми разного возраста и разных культур. Быть взрослым недостаточно для того, чтобы завоевать уважение анскулера. Для него авторитетен тот, кто знает по интересующей его теме больше, чем он сам.
Мне кажется, что такое свободное воспитание будет иметь успех только при одном условии: когда родители испытывают абсолютное доверие к детям, их природным способностям. Как избавиться от страха, что ребенок вообще не захочет ничего делать? Как убедиться в том, что он сможет инициировать образовательный процесс?
Такой страх возникает у взрослых, которые не видели свободных детей. Понятно, что большинство школьников от нагрузок так устают, что даже в каникулы не хотят ничего делать, а взрослым кажется, что апатия — их естественное состояние. И что, если их не заставлять, они так и будут лежать на диване, уткнувшись в девайс.
Как разглядеть в них эту энергию любопытства? Условия, в которых ребенок живет, очень сильно его меняют
Например, я обратила внимание на то, что у дочери, пока она еще училась в школе, в летние каникулы проявлялось любопытство, желание что-то делать. А потом бац — и новый учебный год. Надо-надо, побежали, график, обязаловка, а вдруг не успеем… И ее энергия снова шла на спад.
Мы прошли несколько таких периодов. А когда она перешла на семейное обучение, то изменилась: у нее появилось желание узнавать, пробовать новое, пропал страх перед неудачей. Постепенно я уверилась в мысли, что ребенок сам хочет учиться, это его внутренняя потребность.
В конце концов, это же не мои придумки. Идея приспособления среды к ребенку, а не ребенка к среде появилась еще у Льва Выготского. И Мария Монтессори писала о том, как важно создать среду свободного развития, в которой ребенок сможет сам что-то познавать.
Потом эти идеи развил британский педагог Александр Нилл, который открыл свободную школу Саммерхилл. Он писал, что дети внутренне мудры и, если оставить их в покое, они сами разовьются настолько, насколько способны. У ребенка, который следует за своими интересами, всегда есть чем заняться.