анти дюринг что это значит
«АНТИ-ДЮРИНГ»
Полезное
Смотреть что такое «»АНТИ-ДЮРИНГ»» в других словарях:
“АНТИ-ДЮРИНГ” — “АНТИ ДЮРИНГ” название, под которым вышло русское издание произведения Ф. Энгельса “Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом” (“Herrn Eugen Duehring s Umwaelzung der Wissenschaft”. Lpz., 1878). Первоначально публиковалась … Философская энциклопедия
‘АНТИ-ДЮРИНГ’ — (полное назв. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом ), одно из главных произв. Ф. Энгельса. Эта полемич. работа, созданная в 1876 78, содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма диалектич. и историч.… … Демографический энциклопедический словарь
«АНТИ-ДЮРИНГ» — название, под которым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее изложение … Философская энциклопедия
анти-Дюринг — «АНТИ ДЮРИНГ» сокращенное название книги ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» (Engels F, Herrn Eugen Duehring s Umwaelzung der Wissenschaft). Как серия статей печаталась в немецкой социал… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Анти-Дюринг — «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом» (нем. Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft), общеизвестный как «Анти Дюринг» книга, написанная немецким философом Ф. Энгельсом; опубликована в 1878 году; до… … Википедия
Анти-Дюринг — («Анти Дюринг»,) название, под которым вошло в историю классическое произведение Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». «А. Д.» полемическая работа, направленная против немецкого мелкобуржуазного… … Большая советская энциклопедия
АНТИ-ДЮРИНГ — (назв.; книга Ф. Энгельса, содержащая критику воззрений нем. философа Евгения Дюринга (1833 1921)) Скажите, / не вы ли / автор «Анти Дюринга»? (рфм.: недурненько) РП Ирон. М927 (304) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
«АНТИ-ДЮРИНГ» — название, под к рым вошла в историю книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом», впервые изданная отд. книгой в 1878. Подвергнув критике мелкобурж. эклектич. взгляды нем. философа Дюринга, Ф. Энгельс дал в… … Атеистический словарь
ДЮРИНГ — (Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), нем. философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку построить систему «философии действительности», которая утверждала бы новый… … Философская энциклопедия
ЖИЗНЬ — особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно научный подход к сущности Ж. сосредоточен на проблеме ее происхождения, ее материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции… … Философская энциклопедия
Анти-Дюринг
«Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом» (нем. Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft ), общеизвестный как «Анти-Дюринг» — книга Фридриха Энгельса; полностью опубликована в 1878 году; до этого публиковалась частями в периодической печати.
Работа пользовалась авторитетом у теоретиков марксизма в СССР как одно из основополагающих произведений диалектического материализма.
Содержание
Цитаты [ править ]
Введение [ править ]
…Здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырёх стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. — гл. I: Общие замечания
Отдел I: Философия [ править ]
Жизнь есть форма существования белковых тел, и эта форма существования заключается по существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. — гл. VII (VIII). Натурфилософия. Органический мир (окончание)
…Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности. — гл. X: Мораль и право. равенство
Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости. ‹…› Свобода воли означает… не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определённому вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчинённость тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе. — гл. X. Фразу «свобода есть осознанная необходимость (выбора)» часто приписывают Марксу, Гегелю или Спинозе; однако, у последнего в «Этике» есть лишь такие формулировки: «Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принуждённой называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определённому образу» («Определения», 7) и «…Мудрый как таковой едва ли подвергается какому-либо душевному волнению; познавая с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи, он никогда не прекращает своего существования, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением» (теорема 42).
Отдел III: Социализм [ править ]
Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист. Чем больше производительных сил возьмёт оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать. Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не уничтожаются, а, наоборот, доводятся до крайности, до высшей точки. Но на высшей точке происходит переворот. Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения.
Это разрешение может состоять лишь в том, что общественная природа современных производительных сил будет признана на деле и что, следовательно, способ производства, присвоения и обмена будет приведен в соответствие с общественным характером средств производства. А это может произойти только таким путем, что общество открыто и не прибегая ни к каким окольным путям возьмет в свое владение производительные силы, переросшие всякий другой способ управления ими, кроме общественного. — гл. II: Очерк теории
Государство было официальным представителем всего общества, оно объединяло его в одной видимой организации, но оно исполняло эту роль лишь постольку, поскольку было государством того класса, который сам являлся представителем всего современного ему общества: в древности — государством граждан — рабовладельцев; в средние века — феодального дворянства; в наше время — буржуазии. Сделавшись, наконец, действительным представителем всего общества, оно станет излишним. Когда не будет общественных классов, которые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за существование, коренящейся в современной анархии производства, когда будут устранены вытекающие отсюда столкновения и насилия, тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию. Первый акт, в котором государство выступит действительным представителем всего общества, — обращение средств производства в общественную собственность, — будет его последним самостоятельным действием в качестве государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения станет мало-по-малу излишним и прекратится само собою. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Государство не «отменяется», оно отмирает. — гл. II
Всё более и более превращая громадное большинство населения в пролетариев, капиталистический способ производства создает силу, которая под угрозой гибели вынуждена совершить этот переворот. Заставляя все более и более превращать в государственную собственность крупные обобществленные средства производства, капиталистический способ производства сам указывает путь к совершению этого переворота. Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство как государство. — гл. II
Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. — гл. III: Производство
…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. — гл. V: Государство. Семья. Воспитание
Литература [ править ]
О книге [ править ]
Всю борьбу с Дюрингом Энгельс провёл целиком под лозунгом последовательного проведения материализма. Он обвинял путаника Дюринга в том, что он, прикрываясь фразами и извращая суть дела, делал уступку идеализму и становился в ряды противников материализма. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма», — вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе Анти-Дюринга. [1]
Анти дюринг — классический труд Ф. Энгельса, в котором излагаются и обосновываются все три составные части марксизма: марксистская философия — диалектический и исторический материализм, — марксистская политическая экономия и теория научного коммунизма. В соответствии с этим «Анти-Дюринг» делится на три отдела: «Философия», «Политическая экономия», «Социализм». В «Анти-Дюринге» «разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук. Это удивительно содержательная и поучительная книга»
Книга была написана Энгельсом в защиту марксистской теории от нападок мелкобуржуазного идеолога Евгения Дюринга (см.), который вместе с группой своих сторонников пытался подчинить мелкобуржуазному влиянию немецкое рабочее движение и молодую в то время германскую социал-демократическую партию. Как и все мелкобуржуазные философы, Дюринг был эклектиком, путаником, примирявшим в своих взглядах самые противоположные учения. Вульгарный материализм и механицизм сочетались у него с идеализмом, заимствованным у Канта (см.), Гегеля (см.) и др.
Писания Дюринга были с восторгом встречены оппортунистами, в частности Вернштейно.ш (см.).
В целях разоблачения реакционных претензий Дюринга Ф. Энгельс выступил против него сначала с рядом статей, а затем в 1878 г. выпустил в свет эти статьи в виде книги под ироническим названием «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». Эта книга и получила название «Анти-Дюринг» (против Дюринга). Энгельс разоблачил и высмеял Дюринга как типичного представителя заносчивой и невежественной лженауки, оторванной от жизни, высокопарной и пустозвонной, самодовольно претендующей на «вечные» и «окончательные истины в последней инстанции». Маркс познакомился с книгой Энгельса в рукописи, а X главу второго отдела («Из «Критической историй»») написал сам.
Во «Введении» и в отделе «Философия» Энгельс, критикуя философскую мешанину Дюринга, излагает основы диалектического и исторического материализма. Он даёт материалистический ответ на основной вопрос философии (см.), обосновывает важнейшие положения марксистского философского материализма о первичности материи и вторичности сознания, о материальности мира и объективных законах его развития, о познаваемости мира и т. д. На ярких примерах из естествознания и истории Энгельс показывает диалектический характер развития природы, общества и познания. Применив диалектический материализм к изучению природы и общества, он осветил множество вопросов естествознания и общественных наук.
противоположность идеалистам, которые считают, что идеи, теории порождаются сознанием независимо от внешнего мира, Энгельс на основе данных науки, в частности на примере математических понятий, доказывает, что все человеческие знания есть отражение материального мира. «Как понятие числа, так и понятие фигуры заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления. Должны были существовать вещи, имеющие определенную форму, и эти формы должны были подвергаться сравнению, преждечем можно было дойти До понятия фигуры». Критикуя Дюринга, Энгельс указывает, что мир един не потому, что мысль объединяет все явления, а потому, что мир материален, что все явления и процессы природы суть проявления движущейся материи. Действительное единство мира состоит в его материальности. Материя существует в пространстве и времени, которые являются формами её бытия. Энгельс глубоко вскрывает диалектический характер связи материи, пространства и времени, показывает бесконечность пространства и времени.
Огромную ценность представляют развиваемые в «Анти-Дюринге» положения марксистской философии об органическом мире. Энгельс высоко оценивает дарвинизм как материалистическое учение о живой природе. Вместе с тем он прозорливо подметил недостатки дарвиновского учения, заключающиеся в некритическом отношении Дарвина (см.) к мальтузианству (см.) и в том, что Дарвин отвлёкся от исследования причин, вызывающих изменения в организмах. Энгельс не только указал на этот пробел, но и наметил путь, по которому Должна пойти наука, чтобы устранить его. В «Анти-Дюринге» Энгельс даёт определение жизни, указывая, что «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». В наше время мичуринская биология преодолела отмеченные Энгельсом недостатки и пробелы в учении Дарвина и пошла по пути, предвиденному Энгельсом.
В следующих главах первого отдела «своего произведения Энгельс подвергает критике догматические, метафизические представления о познании и истине, о морали, о равенстве, о свободе и необходимости и т. д. Опровергая дюринговские метафизические представления о вечных истинах, Энгельс раскрывает диалектику познания. Он утверждает существование объективной истины, отмечает относительность научных истин и вместе с тем доказывает способность человеческого мышления постигать абсолютную истину. Впоследствии Ленин развил эти взгляды Энгельса в стройную теорию о соотношении относительной и абсолютной истины.
В «Анти-Дюринге» глубоко раскрывается марксистское материалистическое положение об объективном характере законов природы и общества и показано, что свобода есть познанная необходимость. Развивая эти положения Энгельса, И. В. Сталин в своём труде « Экономические проблемы социализма в СССР» (см.) неоднократно ссылается на «Анти-Дюринг».
Во «Введении» и в последних главах отдела «Философия» Энгельс даёт яркое и глубокое изложение основ марксистской материалистической диалектики.
Излагая вопросы исторического материализма, Энгельс объясняет происхождение частной собственности, классов и государства, вскрывает роль классовой борьбы в развитии общества и классовую сущность государства. Он показывает, что государство и право, мораль и религия не вечны и не неизменны, они изменяются под влиянием развития экономического базиса общества.
Отвергая абстрактное понятие равенства, Энгельс доказывает, что «реальное содержание пролетарского требования равенства сводится к требованию уничтожения классов».
Вместе с тем он со всей силой подчёркивает огромное прогрессивное значение революционного насилия по отношению к эксплуататорским классам. В отделе «Социализм» Энгельс даёт яркий очерк теории научного социализма, выясняет отношение марксистского научного социализма к утопическому социализму и излагает марксистское учение по ряду коренных вопросов социализма: о производстве, распределении, государстве, семье, школе и т. п. Энгельс показал, что в отличие от утопического социализма пролетарский социализм опирается на познание объективных законов развития общества, на материалистическое понимание истории. Социализм с объективной необходимостью идёт на смену капитализму: внутренние противоречия капитализма обрекают строй частной собственности и эксплуатации человека человеком на неминуемую гибель. Капиталистические производственные отношения из формы развития производительных сил общества превращаются в тормоз развития.
Капитализм сам создаёт ту силу, которая уничтожает его, — класс наемных рабочих, промышленный пролетариат. Энгельс указывает, что путь от капитализма к социализму идёт через пролетарскую социалистическую революцию через завоевание государственной власти пролетариатом, т. е. через диктатуру пролетариата. Исходя из предположения, что социалистическая революция может победить одновременно во всех странах, Энгельс сформулировал положение о том, что после победы социалистической революции государство аачнёт отмирать. Положение Энгельса об отмирании государства правильно лишь для таких условий, когда социализм победит во всех или в большинстве стран. Но оно неприменимо тогда, когда социализм победил в одной стране, ибо в втих условиях страна победившего социализма должна не ослаблять, а всячески укреплять социалистическое государство, в частности армию, органы разведки и т. д. в этих условиях роль социалистического государства в построении коммунизма, в защите завоеваний социалисти-*ерК0И Революции огромна.
Рисуя будущее коммунистическое общество, Энгельс указывает, что одной из характерных его черт будет отсутствие противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Однако Энгельс был неправ, полагая, что противоположность между городом и деревней будет ликвидирована путём «гибели больших городов». На деле, как показал опыт строительства социализма в СССР, при социализме появляются новые большие города, являющиеся центрами наибольшего роста культуры, центрами крупной индустрии и т. д. Груд Энгельса «Анти-Дюринг» является образцом коммунистической партийности, последовательной защиты научного мировоззрения и интересов революционного. пролетариата, образцом марксистской непримиримости к извращениям науки и к оппортунизму в политике. Вооружая рабочий класс диалектико-материалистическим мировоззрением, научным пониманием законов экономического развития общества, теорией научного коммунизма, Энгельс в своей книге ведёт беспощадную борьбу против врагов марксизма. Книга «Анти-Дюрипг» является образцом марксистской полемики. Энгельс поражает врагов марксизма неопровержимыми фактами из всех областей знания, с неотразимой логикой доказывает силу и непобедимость марксизма.
Анти-Дюринг
Полезное
Смотреть что такое «Анти-Дюринг» в других словарях:
“АНТИ-ДЮРИНГ” — “АНТИ ДЮРИНГ” название, под которым вышло русское издание произведения Ф. Энгельса “Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом” (“Herrn Eugen Duehring s Umwaelzung der Wissenschaft”. Lpz., 1878). Первоначально публиковалась … Философская энциклопедия
‘АНТИ-ДЮРИНГ’ — (полное назв. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом ), одно из главных произв. Ф. Энгельса. Эта полемич. работа, созданная в 1876 78, содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма диалектич. и историч.… … Демографический энциклопедический словарь
«АНТИ-ДЮРИНГ» — название, под которым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее изложение … Философская энциклопедия
анти-Дюринг — «АНТИ ДЮРИНГ» сокращенное название книги ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» (Engels F, Herrn Eugen Duehring s Umwaelzung der Wissenschaft). Как серия статей печаталась в немецкой социал… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Анти-Дюринг — «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом» (нем. Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft), общеизвестный как «Анти Дюринг» книга, написанная немецким философом Ф. Энгельсом; опубликована в 1878 году; до… … Википедия
АНТИ-ДЮРИНГ — (назв.; книга Ф. Энгельса, содержащая критику воззрений нем. философа Евгения Дюринга (1833 1921)) Скажите, / не вы ли / автор «Анти Дюринга»? (рфм.: недурненько) РП Ирон. М927 (304) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
«АНТИ-ДЮРИНГ» — название, под к рым вошла в историю книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом», впервые изданная отд. книгой в 1878. Подвергнув критике мелкобурж. эклектич. взгляды нем. философа Дюринга, Ф. Энгельс дал в… … Атеистический словарь
ДЮРИНГ — (Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), нем. философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку построить систему «философии действительности», которая утверждала бы новый… … Философская энциклопедия
Дюринг — Дюринг, Евгений Евгений Дюринг Eugen Dühring Дата рождения: 12 января 1833(1833 01 12) Место рождения: Берлин Дата смерти: 21 … Википедия
Фридрих Энгельс
Анти-Дюринг
Серия «Философия – Neoclassic»
Перевод Ю. Айхенвальда
Дизайн обложки В. Воронина
© ООО «Издательство АСТ», 2019
Анти-Дюринг
Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом [1]
Написано Ф. Энгельсом в сентябре 1876 – июне 1878 г.
Напечатано в газете «Vorwarts» с 3 января 1877 по 7 июля 1878 г.
Издано отдельной книгой в Лейпциге в 1878 г.
Печатается по тексту издания 1894 г.
Перевод с немецкого
Предисловия к трем изданиям
Предлагаемая работа отнюдь не есть плод какого-либо «внутреннего побуждения». Напротив.
Несмотря на все это, прошел целый год, пока я смог решиться отложить в сторону другие работы и приняться за этот кислый плод. А плод этот был такого свойства, что, отведав его, пришлось поневоле съесть его целиком. К тому же он был не только очень кислый, но и изрядной величины. Новая социалистическая теория выступила как конечный практический результат некоторой новой философской системы. Нужно было поэтому исследовать ее во внутренней связи этой системы, а вместе с тем подвергнуть разбору и самоё эту систему. Нужно было последовать за г-ном Дюрингом в ту обширную область, где он толкует о всех возможных вещах и еще кое о чем сверх того. Так возник ряд статей, которые печатались с начала 1877 г. в лейпцигском «Vorwarts», преемнике газеты «Volksstaat», и предлагаются здесь в связном виде.
Таким образом, характер самого предмета принудил критику к такой обстоятельности, которая крайне непропорциональна научному содержанию этого предмета, т. е. содержанию дюринговских сочинений. Впрочем, еще два других соображения могут оправдать эту обстоятельность. С одной стороны, она дала мне возможность в положительной форме развить в весьма различных затрагиваемых здесь областях знания мое понимание вопросов, имеющих в настоящее время общий научный или практический интерес. Это имело место в каждой отдельной главе, и как бы мало это сочинение ни преследовало цель противопоставить «системе» г-на Дюринга другую систему, все же, надо надеяться, от читателя не ускользнет внутренняя связь в выдвинутых мной воззрениях. У меня уже теперь имеется достаточно доказательств, что в этом отношении мой труд оказался не совсем бесплодным.
Когда я заканчивал это предисловие, мне попалось на глаза составленное г-ном Дюрингом объявление книгоиздательства о выходе в свет нового «руководящего» сочинения г-на Дюринга «Новые основные законы рациональной физики и химии». Вполне сознавая недостаточность своих знаний в области физики и химии, я все же думаю, что знаю достаточно нашего г-на Дюринга, и потому, даже не видя названного сочинения, могу предсказать, что установленные в нем законы физики и химии по своей несуразности или тривиальности достойны того, чтобы занять место рядом с прежними законами политической экономии, мировой схематики и т. д., открытыми г-ном Дюрингом и разобранными в моем сочинении, и что сконструированный г-ном Дюрингом ригометр, или инструмент для измерения очень низких температур, послужит не для измерения температур, высоких или низких, а единственно только для измерения невежественной заносчивости г-на Дюринга.
Для меня явилось неожиданностью, что настоящее сочинение должно выйти новым изданием. Объект его критики в настоящее время уже почти забыт; само оно не только печаталось частями для многих тысяч читателей в лейпцигском «Vorwarts» за 1877 и 1878 гг., но появилось и отдельным изданием в большом количестве экземпляров. Кого же еще может интересовать то, что я писал несколько лет назад о г-не Дюринге?
Замечу мимоходом, что так как излагаемое в настоящей книге миропонимание в значительнейшей своей части было обосновано и развито Марксом и только в самой незначительной части мной, то для нас было чем-то само собой разумеющимся, что это мое сочинение не могло появиться без его ведома. Я прочел ему всю рукопись перед тем, как отдать ее в печать, а десятая глава отдела, трактующего о политической экономии («Из “Критической истории”»), написана Марксом, и только по внешним соображениям мне пришлось, к сожалению, несколько сократить ее. Таков уж был издавна наш обычай: помогать друг другу в специальных областях.
А во-вторых, мне хотелось бы изменить ту часть, которая трактует о теоретическом естествознании. Здесь много неуклюжего в изложении, и кое-что можно было бы выразить в настоящее время более ясно и определенно. И если я не считаю себя вправе вносить в данном случае улучшения, то именно поэтому я обязан подвергнуть здесь критике самого себя.