антидор в православии что это такое простыми словами
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Просфора своим происхождениемуходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует отнести в церковь.
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Антидор
История о пропавших деньгах и угнанном автомобиле
Банк выставил наш дом на аукцион
История, которую я вам расскажу, покажется невероятной, но это действительно правда. Было начало декабря 2007 года. Каждодневные заботы, и особенно кое-какие семейные дела, очень сильно меня беспокоили. Ну, ничего, думала я, это жизнь. Но в то утро, так думалось мне тогда, я почувствовала – это конец! Старые задолженности очень тревожили меня. На службе, в кассе взаимопомощи сотрудников, я получила 20.000 евро, чтобы рассчитаться с банком. Банк выставил наш загородный дом на аукцион и приступил к процедуре конфискации. Я была подавлена, ибо дом этот был результатом наших трудов. В нём каждое лето я проводила с детьми свой отпуск. Не хотелось его терять ни в коем случае, хотя финансовое положение было тяжёлым, рассчитывать приходилось только на зарплату. Поэтому и пришлось взять на службе заём, с условием удержания из зарплаты 250 евро ежемесячно. Взяв наличные, первым делом перевела 6.000 евро моему дяде – он внёс эту сумму как гарантию, чтобы отсрочить конфискацию. А остальные собиралась положить на счёт в банк. Номера счёта у меня с собой не оказалось, надо было позвонить и узнать.
Пока я возилась со всем этим, банк закрылся. Решила оставить деньги и бумаги в машине, в кармане двери со стороны водителя. Всё равно завтра с утра пораньше надо ехать в банк. Никогда из машины ничего не пропадало. Всё положила в конверт. В эти конверты кассир на службе клал деньги, выдавая нам зарплату. Я всегда ворчала, считая это пережитком, но кассир продолжал следовать своей системе. Так конверты собирались и часто к чему-нибудь да пригождались. Наверное, я вас утомляю всеми этими подробностями, но ниже вы поймёте, для чего я это делаю.
Дом я теряю, потому что деньги на счёт не внесены. Ни машины, ни денег
Утром собралась ехать в банк внести сумму. Обычно я паркую машину около дома, но накануне вечером кто-то занял место моей парковки, и машину пришлось оставить неподалёку. Подхожу к месту – машины нет. Ноги подкосились. Это было невероятно. В нескольких метрах от дома. Ни разу я не слышала об угонах, район у нас спокойный. Я была близка к умопомешательству. Пропажа автомобиля сама по себе большая проблема. Как его найти, да и возможно ли это вообще? И другое: как теперь добираться до работы, как возить сына в школу почти каждое утро? Денег на приобретение новой машины нет, в украденной – 14.000 евро!! Ум не мог со всем этим справиться! Дом я теряю, потому что деньги на счёт не внесены. Ни машины, ни денег. К тому же из зарплаты будут удерживать 250 евро ежемесячно, в счёт кредита. Появился холодный пот и одышка. Вернувшись домой, села, чувствуя онемение во всём теле. Что делать? Позвонила в полицию.
«Что я могу вам сказать? – ответил полицейский. – В Афинах каждый день угоняют около ста автомобилей. Мы передадим все данные, и если машина будет обнаружена – вам повезло. И сходите в полицейский участок, напишите заявление о пропаже».
Всё в чёрном цвете! Пошла в наш полицейский участок, там тоже самое. Один паренёк, молодой полицейский, видя моё состояние, принёс мне воды.
– Не волнуйтесь, может быть, и найдётся.
Вернулась домой и стала ждать. Стала думать о произошедшем. Как это случилось, почему? Для чего Бог дает мне это испытание? Вспомнился давний разговор с одним старцем. Я очень беспокоилась о детях, о жизни моей. Плакала, говорила и плакала. Тогда он мне сказал: «Не плачь. Бог посылает нам испытания не без цели. Он наш Отец и любит Своих детей, желает нам только добра! Мы должны довериться Ему. Не напрасно посылает Он нам всё это. Не плачь, грех это. Этим ты показываешь, что не доверяешь Ему. Молись, и да будет на всё воля Его!»
Я человек мирской. Конечно же, я ищу духовные тропы, но невелика вера моя. Вспомнив слова старца, постаралась посмотреть на эти события другими глазами. Почему происходит всё это? Для чего-то же Бог посылает нам испытания. Это продолжалось недолго, снова безысходность овладела мной. И снова я начала думать о словах старца. Внезапно я вспомнила: он дал мне одну молитву, чтобы я читала её в горе и радости. Куда я её дела? Прошло лет 8–9 с тех пор. Всё-таки молитва нашлась, и я прочла её много раз. Это была молитва оптинских старцев:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Снова позвонила в полицию. Ничего. Позвонила в участок – то же самое. Наступил полдень. Дети вернулись из школы. Я рассказала им всё подробно, и они очень расстроились. Меня не отпускало, но потихоньку я начала думать, что жизнь надо принимать такой, какая она есть. Доверюсь Богу. Но это происходило вынужденно, ничего другого сделать было нельзя. Всё же разговор со старцем не выходил у меня из ума. Во всём происходящем есть своя цель. Всё происходит не напрасно. «Значит, нужно задуматься, почему это происходит?» – говорила я себе. Это была привычная тактика, искать на всё объяснения. Но некоторые вещи превыше моих сил. Так прошёл день. Звонила, волновалась, снова и снова читала молитву.
Около 23:30 неожиданно зазвонил телефон.
– Полицейский участок района Като Патисиа. Вы владелица белого автомобиля такой-то марки и с такими-то номерами?
У меня чуть не случился разрыв сердца.
– Да, я. Что случилось?
– Здесь у нас двое, они ехали на вашей машине. Мы их остановили для проверки и обнаружили ваши права и документы. Немедленно приходите.
Я не пошла, я просто побежала. Это были два молодых человека, на вид неплохие ребята, глядящие себе под ноги.
– Госпожа, – обратился ко мне полицейский, – что у вас было в машине, кроме документов?
– Как же вы оставляете такую сумму в машине?
Что мне было ответить, он был абсолютно прав. Достав из ящика стола конверт, именно мой конверт, говорит: «Посчитайте».
У меня подкосились ноги. Разве такое бывает? Деньги на месте, до последнего евро
У меня подкосились ноги. Разве такое бывает? Стала считать. Все деньги на месте, до последнего евро.
– Этого не может быть, как такое возможно?
Тогда полицейский спросил у молодых людей:
– Как так получилось, что вы не тронули деньги? Не нашли, что ли?
– Нет, – ответил один из них. – То есть мы нашли конверт, но не открыли его.
– Почему? – спросил полицейский.
– Когда мы обыскивали машину, то в «бардачке» нашли права и документы на машину. Ещё нашли точно такой же конверт, в котором был кусок сухого хлеба из церкви.
– Антидор, болван, – подсказал друг.
– Да, антидор. Ну, стали искать дальше и в водительской двери нашли такой же точно конверт. Подумали, что и в этом лежит антидор – видимо, хозяйка очень верующая, – и не стали его открывать.
Все онемели. Полицейские стояли вокруг ошеломлённые. Никто не произнёс ни слова.
Не буду утомлять вас другими подробностями. Через некоторое время пришли родители молодых людей, очень хорошие люди. Я забрала заявление и пошла домой. Дети не могли поверить, что машина нашлась в целости и сохранности. И деньги. Только вот бензина в баке не было. Это было потрясающе. Маленький кусочек антидора смог изменить весь ход событий! Если бы они нашли деньги, все пошло бы совсем по-другому. Главное, я не помнила, как антидор оказался там. «Бардачок» я открывала крайне редко. Скорее всего, антидор этот был ещё с лета. Иногда я посещаю паломнические места. Но как антидор оказался в конверте? Ни за что не вспомню!
Эта молитва отпечаталась в уме и сердце
Значение имеет то, что это событие заставило меня совершенно иначе смотреть на жизнь. С уважением и благодарностью воспринимать всё, что происходит в жизни. Даже самое плохое. Этот случай повлиял на многих людей. Во-первых, на меня. Во-вторых, на моих детей. Обычно у нас были разногласия, но сейчас они постоянно ведут разговоры на духовные темы. А младший, выпускник лицея, в этом году первый раз постился. В то время я участвовала в последипломной программе и в тот день не пошла на занятия, объяснив причину преподавателю. На следующий день, выслушав продолжение истории, он задумчиво покачал головой и посоветовал пойти причаститься. Я причастилась в день памяти Николая Угодника. Излишне рассказывать, какое впечатление все это произвело в полицейском участке, все смотрели на меня с удивлением. Мать одного из молодых людей, угнавших машину, позвонила мне после Рождества и сказала, что её сын решил поститься и пойти к Причастию. На него произвел большое впечатление случай с антидором. И главное, что их злодеяние не повлекло последствий. Он горько во всём раскаялся. Коллеги на работе обо всем узнали. Кто-то забыл. Но с некоторыми мы часто говорим о существовании высших сил, которые устраивают нашу жизнь. И ещё. Это происшествие очень сблизило меня с моей подругой, которая помогает мне более уверенно шагать по духовному пути. Её зовут Ангелики. Слова старца, слова молитвы я помню всегда, когда всё плохо и когда всё хорошо. Эта молитва отпечаталась в уме и сердце. Я часто повторяю её про себя, можно сказать, каждый день.
«Господи. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано тобой. Научи меня, что ничего не происходит без твоего на то позволения. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня. И научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Ведь в этой ежедневной суете не может человеческий ум представить, что будет и что может случиться завтра.
Антидор
Антидор (от греч. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие) — в Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец.
Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их. |
Появление обычая раздавать после литургии антидор относится к периоду, когда прекратилась древняя практика причащать всех присутствующих на литургии. [2] К первому свидетельству о возникновении этой традиции относится упоминание о ней в правилах Девятого Камнетского собора в Галлии (VII век). На востоке первые упоминания об антидоре относятся к XI веку: «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского (список XI века), свидетельство Феодора Вальсамона в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку (XII век). [3] Уставы литургий XIII—XIV веков предписывают священнику раздавать антидор после заамвонной молитвы или после заключительной молитвы «Исполнение закона и пророков».
Современный Типикон указывает на раздачу антидора как на полной, так и на преждеосвященной литургии, после заключительной молитвы во время пения 33 псалма. При этом отмечается, что причащавшиеся за литургией вкушают антидор сразу после причастия. [4]
Кроме просфоры из которой изымался Агнец Номоканон разрешает при её недостатке использовать для приготовления антидора просфору в честь Богородицы. Номоканон не разрешает вкушать антидор не христианам и лицам находящимся под епитимиею. Антидор подаётся в руки верующих, которые складывают ладони крестообразно, правую на левую, и, получив антидор, целуют руку подавшего его священника. [1] Антидор вкушают в храме натощак.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Антидор» в других словарях:
АНТИДОР — (греч. antidoron, от anti против, вместо, и doron дар). Разрезанная на части просфора, которую раздают народу, по окончании литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИДОР греч. antidoron, от anti … Словарь иностранных слов русского языка
АНТИДОР — муж., церк. благословенный хлеб; большая просфора, раздаваемая частицами народу; из нее вынут агнец для служения. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
антидор — сущ., кол во синонимов: 2 • просфора (9) • хлеб (75) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Антидор — (греч. «вместодарие») части той просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец (см. Агнец), раздаваемые народу в конце литургии. «Антидор, – говорит св. Симеон Солунский (XV в.), – освященный хлеб, который был принесен в… … Православие. Словарь-справочник
Антидор — (с греческого вместодарие) это части просфоры, из которой был вынут Агнец для совершения Таинства Причащения, раздаваемый молящимся по окончании литургии. В древности все присутствовавшие при служении литургии приобщались Св. Даров… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Антидор — (от греч. άντί вместо и δωρον дар вместодарие) так называются раздаваемые народу в конце литургии части той просфоры, из которой на проскомидии вынимается агнец. Возникновение обычая раздавать А. относят к тому времени, когда исчезла древняя,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Антидор — В христианстве части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
Антидор — вместо дара; просфора, из которой на проскомидии вынут Святой Агнец … Краткий церковнославянский словарь
антидор — антид ор, а … Русский орфографический словарь
антидор — і антидора, антидори мн. Залишки агничної просфори після вирізування Агнця, які наприкінці Літургії священнослужитель роздає вірним; заст. анафора; дора; розм. дарник … Словник церковно-обрядової термінології
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брест
приходской сайт
О священном хлебе. Просфора, Артос, Антидор
Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.
Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах «хлеб» также означает все нужное и для тела, и для души.
Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. «И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно» (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был позлащен.
Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать вышеестественный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить. А ведь и сами же христиане могут стать и становятся хлебом духовным для мира сего.
Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово «просфора» означает «приношение». В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).
Просфора в нынешней Церкви — это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NI.KA», означающими «Иисус Христос побеждает». Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский. В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.
Итак, просфора — это церковный хлеб, употребляемый для Богослужения и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по-церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая — поминая — их, вынимают при этом частицы из просфор. В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре — большая святыня. Эта святыня — наша маленькая жертва Господу Богу нашему — приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.
Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» — «вместо» и «ди орон» — «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».
Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем оставляли Божественную Литургию, а из тех, кто приходил, большей частью не принимали участия в Божественной Вечери.
Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.
В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимиею.
Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. Затем он окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.
Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.
О вкушении просфоры, антидора и артоса
Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.
По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.
Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте. И все же — прости нас, Господи! — как часто по небрежности, забывчивости или этакой «привычке» к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме. Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.
Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют «просфорницами» или «просфорничками», изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.
Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.