антрополог маргарет мид с чего начинается цивилизация
Антрополог маргарет мид с чего начинается цивилизация
«Помогать другому человеку во время трудного периода,– это тот поступок, с которого и начинается цивилизация», – сказала антрополог Маргарет Мид. Эта фраза особенно актуальна в такие сложные периоды, как сейчас, когда весь мир находится на карантине.
Только помогая друг другу мы можем победить эпидемию и вернуться к привычному ритму жизни. Насколько для элементарного выживания важна поддержка, Маргарет Мид показала на простом примере.
Много лет назад учёный спросила студентов, что они считают первым признаком цивилизации. В ответ она услышала о рыболовных крючках, глиняных горшках и обработанных камнях. Однако, по мнению антрополога, студенты оказались не правы.
Маргарет привела такой пример: если животное ломает ногу, оно погибает, потому что не может больше убежать от опасности, охотиться для добычи еды, дойти до водоема.
«Если же человек сломал бедренную кость, а она затем срослась, то о нем кто-то заботился. Часть тела была перевязана, обработана, травмированного перенесли в безопасное место, охраняли, кормили, помогали восстановиться», – привела пример Маргарет Мид.
Поэтому первым признаком цивилизации учёный считает взаимопомощь, без которой не обойтись в трудные времена.
Отметим, что Маргарет Мид – американский антрополог. Широкую известность она получила, благодаря исследованиям по специализации детей и подростков Полинезии.
Также ученый исследовала отношение между представителями различных возрастных групп в современных обществах. В течение карьеры Маргарет пришла к выводу, что в традиционном обществе нет конфликта поколений и трудности социализации подростков.
Также ей удалось опровергнуть теорию о том, что подростковые протесты, беспорядочное поведение биологически необходимы для молодежи. Рассмотрела она это на примере молодёжи самоанского народа. Она опросила 68 девушек и спросила, есть ли у них какие-либо ограничения и запреты на связи с противоположным полом. Как выяснилось, никаких запретов нет и необходимости бунтовать у них тоже нет. Поэтому в самоанском обществе беспорядке неизвестны.
Материал подготовлен в рамках проекта «Русской инициативы» «Держимся вместе!»
Маргарет Мид и свободные нравы Самоа: Грандиозный обман или нечто более вредное для антропологии?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Новый взгляд на подростков
1925 год. В России революция уже свершилась; во всём мире молодые социалисты, коммунисты и анархисты грезят о революции, угрожают ею или устраивают беспорядки на улицах. В обществе идут горячие споры, отчего молодёжь уходит в радикальные движения, не слушается родителей и вообще непочтительна и агрессивна. Основных предположений два: по законам биологии юному поколению положено входить в конфликт со старшим, и никаких конфликтов не было бы, если бы не коммунистическая пропаганда.
Но есть и третья теория, которая, во многом, базируется на предположении международной звезды психоанализа Зигмунда Фрейда о том, как сильно подавляется в нашем обществе сексуальность и какие она в случае подавления может находить выхода. Грубо говоря, часть участников общественной дискуссии вокруг радикальной молодёжи заявляет, что если бы молодёжь занималась любовью, ей не нужна была бы война. Да, хиппи ещё не было, а идея уже прозвучала.
Таких идей придерживался и Франц Боас, научный руководитель молодой Маргарет Мид. Доказать это можно было бы, только найдя общество, в котором подростки не устраивают беспорядков и при этом живут свободной и активной половой жизнью. По крайней мере по первому параметру Боасу подходило Самоа; Мид предстояло найти присутствие второй составляющей теории. С этим настроем она и приехала на Самоа.
Книга о взрослении тихоокеанских подростков буквально взорвала американское, да и не только, информационное пространство. Данные, собранные Мид, говорили, что общество коренных самоанцев не знает не только беспорядков, но и изнасилований, и не удивительно — ведь, по местным обычаям, под покровом ночи подростки покидают родительские дома, чтобы встретиться с возлюбленными, и этих возлюбленных до брака может быть множество. Какая уж тут агрессия, когда любовь кипит!
Долгие годы борцы за свободу нравов, за свободу молодёжи вообще, против ханжеских традиций напирали на наблюдения и выводы, сделанные Маргарет Мид. Трудно переоценить место, которое получила её работа в американской культуре и истории.
Разоблачение
В 1983 году разразился скандал. Новозеландский антрополог Дирек Фриман обвинил Маргарет в фальсификации результатов исследования. Согласно его собственным исследованиям, частично полевым и частично опирающемся на многочисленные письменные источники, вроде заметок очевидцев и газетных новостей, общество самоанцев было далеко от того полного секса райского сада, который нарисован был в знаменитой книге Мид.
Прежде всего, по описаниям Дирека, Маргарет занесла в примеры свободного поведения некоторые формы того самого изнасилования, которого, как она писала, на Самоа нет. Это, во-первых, брак через кражу невесты (кража именно что не подразумевает никакой добровольности), во-вторых, изнасилование во сне: когда юноша ночью влезает в дом, где есть девушка, и овладевает ею, это вовсе не значит, что девушка его с радостью ждала. Ведь потом достанется от родителей именно ей, и традиционные наказания для подростков в самоанском обществе очень жестоки. Иногда после них юноши и девушки совершают самоубийство!
Фриман обращает внимание на то, что разница в половом поведении между американцами и самоанцами действительно есть, но… увы, не в пользу самоанцев. Те же изнасилования во сне происходят так часто, потому что жители Самоа живут обычно не в хорошо охраняемых домах. Похожая ситуация была у североамериканских индейцев, в чьи типи было легко влезть, так, что матерям приходилось на ночь связывать бёдра дочерям, чтобы спасти их от насилия: долгая возня перебудила бы всех, закрывай девочке рот или не закрывай. Кроме того, насильники на Самоа предпочитают девственниц, в то время, как в США или не видят разницы, или предпочтут изнасилование взрослой женщины, поскольку общество сочтёт его не таким предосудительным.
Поскольку в свадебный обряд на Самоа в обязательном порядке входила, по крайней мере прежде, публичная дефлорация пальцем, от девочек ожидалось, что они будут сохранять до свадьбы свой гимен нетронутым. О какой можно в таком случае говорить свободе нравов?
И всё же — не фальсификация
Хотя, благодаря высококачественным следующим работам Мид, она на потеряла свой вес и репутацию из-за разоблачения Фримана, научное сообщество озадачилось — как Мид могла получить данные, которые получила? Сама Мид переиздавала ту же книгу в 1979 году, чего вряд ли стала бы делать, не верь она, что это исследование было честным — ведь иначе ей выгодно было бы забыть об этой ошибке юности. В чём же дело, если не было сознательного обмана?
Это подвело научное сообщество к признанию второго факта полевых исследований. Опрашиваемые могут врать, в том числе — ориентируясь на вопросы собеседника-исследователя, которые, будучи сформулированы не слишком тщательно, могут подталкивать к тому или иному ответу. Почти каждый человек так устроен, что хочет нравиться. Выбор ответа на вопрос из соображений того, какой вариант ответа больше понравится собеседнику — нередкая вещь.
Кроме того, над чужаком во многих культурах, угнетаемых или нет, подшучивают, и основным направление шутки становятся разные скабрёзности. Вспомните, каким словам норовят обучить иностранцев в России? Так вот, Россия не одинока.
Уже в девяностых Фриман отказался от самых резких своих слов в сторону Мид, продолжая настаивать, что приведённые ею данные неверны. Однако после тщательного изучения вопроса он также, как и многие коллеги Мид, пришёл к выводу, что она не делала намеренных фальсификаций. Скорее, местные охотно шутили над американкой, которая задавала нелепые неприличные вопросы. Так с имени Мид сошло последнее пятно сомнения в нечестности.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Антрополога Маргарет Мид однажды спросили о первом признаке цивилизации. Ее ответ стоит прочитать каждому из нас
Маргарет Мид была, пожалуй, самым известным антропологом XX века. Она прославилась своими исследованиями в области социализации детей и подростков в Полинезии, написав нашумевшую работу «Взросление на Самоа». Широкое признание ей принесли не только сила личности, но и беспрецедентная откровенность в изложении фактов и широта взглядов.
Маргарет являлась не только антропологом, философом и исследовательницей, но и тонким психологом. Однажды ей задали вопрос о признаке цивилизации, и Мид ответила нетривиально, поразив окружающих мудростью и глубиной мысли.
Мы недавно наткнулись на эту историю и с тех пор не можем прийти в себя от осознания того, насколько пылко ученая прошлого века верила в нас всех. Теперь мы точно знаем, как понять, что у человечества все еще есть надежда.
Маргарет родилась в 1901 году, когда женщины носили длинные юбки, а карьера была нужна им только в случае, если не удалось выйти замуж и вручить себя в заботливые руки супруга. Сложно было представить, что через пару десятков лет дамы смогут покорять небо на самолетах, обнажать ноги и добиваться признания в различных областях наук.
Увлечение Маргарет антропологией нельзя было назвать случайным: она выросла в семье профессора финансов и энергичного социолога. Как и ее мать, Маргарет интересовалась вопросами взаимодействия общества в целом и отдельных людей.
К 22 годам девушка стала бакалавром психологии, в 23 получила степень магистра. Кроме того, Маргарет не было и 30, когда ей присудили степень доктора философии (эквивалент кандидата наук в России, странах СНГ и некоторых других странах).
После защиты магистерской диссертации неугомонная Мид с легкой руки своего преподавателя отправилась за океан, в Полинезию, изучать поведение подростков Самоа и их взаимоотношения с предыдущими поколениями. В результате поездки родилась неоднозначная книга: утверждения и выводы, изложенные в ней, подвергали сомнению многие антропологи XX века.
Несмотря на все нападки, слава Маргарет лишь разгоралась. Мид приобрела ощутимый вес в научном сообществе и написала еще несколько работ, ценность которых не оспаривается. Свои ошибки Маргарет учла и использовала в развитии карьеры и научной мысли. В общем, профессиональная жизнь Мид не ограничилась одной поездкой в Полинезию.
В книге «Лучший вид помощи из возможных» доктор паллиативной медицины Ира Бёк приводит историю, которая однажды случилась с умницей Маргарет Мид.
Студент спросил Маргарет, что, по ее мнению, можно считать первым признаком цивилизации. Юноша ожидал, что антрополог подойдет к вопросу исключительно с научной точки зрения и назовет, например, глиняные горшки или инструменты для охоты. Но Маргарет в очередной раз удивила окружающих: она применила психологический и философский подходы.
Первым свидетельством цивилизации, по ее мнению, являлась бедренная кость, которая была сломана, а потом срослась. Останки были найдены во время археологических раскопок и принадлежали человеку, жившему 15 000 лет назад. Бедренная кость — самая большая в теле, она соединяет тазобедренный аппарат и колено. Чтобы такой перелом сросся, требуется 3–6 месяцев.
Свой ответ Мид пояснила следующим образом:
«В животном мире, если существо ломает ногу, оно погибает, потому что не может охотиться, убежать от опасности, найти воду. Раненый зверь — первая добыча для хищников.
Залеченное человеческое бедро говорит о том, что на протяжении длительного времени рядом с этим человеком был кто-то, кто перевязал его рану, отнес в безопасное место, кормил и поил. Кто-то, заботившийся о нем и охранявший его, пока тот не поправится. Сросшаяся бедренная кость — доказательство того, что человек помог своему ближнему, не бросил его, спасая собственную шкуру.
Оказать помощь кому-то в сложный период — это тот поступок, с которого и начинается цивилизация».
А что вы думаете об ответе Маргарет Мид студенту?
Антрополог Маргарет Мид: «Когда я осознала, что преуспела, я почувствовала свободу»
В 1979 году американский президент Картер посмертно наградил Маргарет Мид (1901-1978) одной их двух высших гражданских наград в США — Президентской медалью свободы. При этом президент сказал: «Маргарет Мид — одновременно исследователь цивилизации и ее прекрасный представитель. Она сумела донести до миллионов главную мысль культурной антропологии: разнообразные модели культуры отображают лежащее в их основе единство человечества».
— Жизнь в XX веке напоминает прыжок с парашютом: с самого начала надо все сделать правильно.
— Если мы разрушим среду — у нас не будет и общества.
— Образование воспитало во мне уверенность, что единственное, что имеет смысл делать, — это расширять точную информацию о мире.
— Детей нужно учить «как» думать, учить самому процессу, а не тому, «что» они должны думать.
— Вместо того чтобы забивать детям голову возрастными, половыми, расовыми, классовыми и религиозными различиями между людьми, нужно дать им возможность понять, что в любой из этих категорий есть люди отвратительные, а есть — очаровательные.
— Мы постоянно сталкиваемся с блестящими возможностями и отвергаем их как неразрешимые проблемы.
— По-прежнему открытым остается вопрос: поведение, в основе которого страх перед божественным наказанием, — это нравственность или просто трусость?
— Что люди говорят, что они делают и что они говорят, что делают, — три совершенно разные вещи.
— В отдаленных частях земли под натиском современной цивилизации ломаются образы жизни, о которых нам ничего неизвестно. Описать их нужно теперь, в противном случае они навсегда будут потеряны для нас. Все остальное может подождать.
— Если ученый не может сформулировать то, чем он занимается, так, чтобы это понял умный двенадцатилетний ребенок, то пусть запрется у себя в лаборатории и хорошенько подумает, в чем же состоит суть его работы.
— Каждый народ состоит из полноценных человеческих существ, ведущих образ жизни, сопоставимый с нашим собственным.
— Когда я осознала, что преуспела, я почувствовала свободу: свободу от обязательств, свободу выбрать то, чем хочу заниматься.
— Главным ограничением в моей карьере всегда был пол. Женщины, особенно в науке, не очень ценились, и результаты их исследований тоже по-настоящему не ценились. Папа мне как-то сказал, что я могла бы добиться большего в работе и в науке, будь я мужчиной. Он, не очень-то верил в меня, но от этого я люблю его не меньше.
— Мне хватило мудрости так никогда и не повзрослеть и при этом заставить окружающих поверить, что повзрослела.
— Рео [Форчун, муж Маргарет Мид, тоже антрополог] выбирал себе то, что он хотел исследовать, оставляя мне все то, что ему казалось наименее интересным. Я не возражала: мне хотелось, чтобы работа подвигалась и была бы в итоге сделана.
— Нельзя управлять обществом, где всех интересует только семья и никто не хочет стать сенатором, или губернатором, или президентом; и никто не хочет стать исследователем, одиноким мыслителем.
— Не сомневайтесь в том, что небольшая группа мыслящих людей, активных граждан, способна изменить мир. Более того, только так всегда и было.
— Всякий раз, когда мы освобождаем женщину, мы освобождаем и мужчину.
vrezka— Бывает, что временно приходится принимать меньшее зло, но никогда не надо называть вынужденное зло добром.
— Сейчас мы должны учить наших детей тому, о чем никто не знал еще вчера.
— Женщинам нужны мужчины-посредственности, и мужчины стараются быть как можно более посредственными.
— Во многих обществах воспитание мальчиков сводится к тому, чтобы учить их не быть как женщины.
— Я не сторонник того, чтобы женщины воевали: они слишком жестоки.
— Женщины имеют многовековой опыт работы в области человеческих отношений (HR) — это и есть на самом деле женская интуиция, то знание, которое лишь немногие мужчины могут приобрести в процессе образования.
— Иметь кого-то, кто волнуется, когда вы не приходите вечером домой, — одна из старейших человеческих потребностей.
— Рано или поздно я умру, но я никогда не «удалюсь на покой».
Маргарет Мид: как войти в историю работой в области секса
Девушка, двадцатые, океан
Маргарет родилась в 1901 году — то есть, ещё в ту эпоху, когда женщины носили длинные юбки и длинные волосы, велосипедисток подозревали в развращённости, а карьера для женщины была только способом спастись от голода, если её не берёт замуж обеспеченный мужчина. Невозможно было представить, что меньше, чем через двадцать лет, Маргарет и её ровесницы будут покорять пространства на самолётах и автомобилях, добиваться признания в науке, обнажать колени и танцевать энергичные танцы, немного похожие на припадок безумия.
Впрочем, нельзя сказать, что увлечение Маргарет антропологией было неожиданным. Её мать была очень активной женщиной, социологом, работавшим с итальянскими иммигрантами. Отец, профессор школы бизнеса Пенсильванского университета, тоже был человеком прогрессивных взглядов. Как и мать, Маргарет в юности почувствовала увлечение вопросами того, как взаимодействуют общество и люди, его составляющие. Кругом тысячи девушек шли в науку; пошла и Маргарет. К двадцати двум годам она стала бакалавром психологии, в следующем году защитила магистерскую диссертацию.
Честно говоря, идея была не совсем её — но ей очень понравилась. Научный руководитель Маргарет, Франц Боас, горел желанием доказать, что конфликт молодёжи с предыдущими поколениями, которым были пронизаны все двадцатые, связан с сексуальной закрепощённостью общества. Перед Маргарет стояла задача доказать, что в архаичном обществе нет ни проблемы отцов и детей, ни сексуальных табу. Она опросила множество полинезийцев и опубликовала книгу, подтверждающую теорию научного руководителя. Эта книга моментально стала скандальной.
Интересно, однако, что скандал вокруг книги разгорелся дважды, второй раз — уже в восьмидесятых, когда непредвзятость и достоверность сведений книги поставили под сомнение. Например, в труде Мид утверждалось, что подростки Полинезии пользовались неограниченной сексуальной свободой и потому полинезийцы не знали изнасилований. На деле трудно представить, что в обществе, где на свадьбе прилюдно демонстрируют девственность невесты, свобода добрачных отношений повсеместна, а примеры свободы, которые приводила Маргарет, в наше время отнесли бы к изнасилованиям: это кража невесты и ночные визиты никем не приглашённых юношей в чужие спальни.
Позже она изучила и описала множество других явлений, связанных с сексуальностью и деторождением, распределением власти и социализацией, направлениями передачи знаний между поколениями и связи между обычаями общества и типами личности. Тем не менее, разоблачение первой работы Мид всё равно послужило развитию науки. Оно обратило внимание на то, как часто результат исследований зависит от предвзятости исследования и от того, как опрашиваемые реагируют на посыл, заложенный в вопросах. Даже своими ошибками Мид умудрялась служить развитию научной мысли.
Секс нужен не только для исследований
Надо сказать, сама Маргарет в жизни исповедовала как раз ту сексуальную раскрепощённость, которой искала в жизни архаичных культур из ложного посыла, что где-то есть народы, не испорченные цивилизацией. Трудно сказать, стоит ли называть Мид бисексуалкой — скорее, по природе отношений она была сапиесексуалкой. Её привлекали другие учёные и продуктивный и интересный разговор об актуальных исследованиях доставлял ей не меньше наслаждения, чем физическая близость.