антропометрические исследования детей что это
Антропометрические исследования детей что это
Измерения необходимо проводить тщательно, обращая внимание на правильность методики и точность регистрации данных.
Массу тела легко и точно можно определить на электронных весах. Измерения необходимо проводить у обнажённого младенца или у ребёнка, одетого только в нижнее бельё, поскольку мокрые пелёнки или тяжёлая одежда могут иметь вес, набираемый за месяц или за год.
Рост. Оборудование для измерения роста необходимо поддерживать в исправном состоянии и регулярно калибровать. У детей старше 2 лет рост измеряют в положении стоя. У детей младше 2 лет измеряют длину тела в положении лёжа, при этом мать должна помогать. Точно измерить длину тела у младенцев непросто, поскольку при этом необходимо держать их ноги выпрямленными, а малыши не любят находиться в фиксированном положении.
По этой причине во время осмотра длину тела у младенцев часто не измеряют. Однако когда есть сомнения относительно нормального развития ребёнка, необходимо всегда измерять длину его тела.
Окружность головы. Затылочно-лобная окружность служит показателем развития головы и мозга. Используется средний результат трёх измерений. Это особенно важно для ребёнка с задержкой развития или при подозрении на гидроцефалию.
Центильные интервалы роста и веса детей
Все эти измерения должны отмечаться в виде простых точек на соответствующих центильных картах развития. Стандарты для популяции должны формироваться и корректироваться для каждого поколения, чтобы позволить наметить тенденцию раннего наступления пубертатного периода и более высокого роста во взрослом возрасте вследствие улучшения питания в детстве. Рост в популяции имеет нормальное распределение, а отклонения от среднего значения измеряют в центилях или стандартном отклонении.
В настоящее время в британских относительных таблицах развития от 1990 г. выбраны интервалы, составляющие две трети от стандартной девиации (SD), соответствующие приблизительно 25,9,2 и 0,4-й центилям ниже среднего значения, и 75, 91, 98 и 99,6 центилям выше среднего значения. Чем дальше центили отстоят от средних значений, тем более вероятно, что причина маленького или большого роста ребёнка связана с патологией. Например, значения ниже 0,4-й или выше 99,6-й центили встречаются лишь у 4 из 1000 детей и могут использоваться в качестве критерия для направления в специализированный медицинский центр для консультации.
Каждый параметр развития не следует оценивать изолированно от других; например, низкий вес ребёнка может быть пропорционален маленькому росту, однако быть аномальным при высоком росте. Серийные измерения используются для того, чтобы показать модель и определить темп роста. Это способствует диагностике и мониторингу многих детских заболеваний.
Измерение параметров развития у детей:
• Должны проводиться регулярно для внимательного наблюдения за развитием ребёнка.
• Значения параметров развития необходимо фиксировать в таблицах.
• Значительные аномалии роста:
— показатели за пределами 2-й или 98-й центилей, если средний рост родителей не низкий и не высокий;
— если имеется значительное несоответствие с весом;
— серийные измерения пересекают линии центилей развития после первого года жизни.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Антропометрические данные (рост, масса тела, обхват головы и грудной клетки ребенка)
Итак, вы стали родителями.
Вы помните, как сообщили о появлении ребенка своим друзьям и близким? Какими словами описали его устно или письменно, по телефону или в личной беседе? Чаще всего это выглядит примерно так: «У нас богатырь родился — рост 55 см, вес 4,2 кг». Или так: «У нас дочка, рост 51, вес 3100 г».
Для неонатолога эти показатели тоже наиболее существенны – их называют антропометрическими данными и первыми вносят в историю развития малыша.
Почему родители обращают такое пристальное внимание на рост и массу тела ребенка, а врачи, кроме этого, еще и на обхват головы и грудной клетки новорожденного? Да потому, что эти простые данные, которые называются антропометрическими, являются основными показателями для правильной оценки физического развития ребенка.
В нашем медицинском центре проводится весь комплекс атропометрических исследований.
Вес, как и рост, может быть слишком маленьким или, наоборот, слишком большим, а соотношение окружностей грудной клетки и головы должно «укладываться» в возрастные нормы. И это всё не просто цифры, которые кто-то придумал для навязывания определенных «стандартов». Это реальные, живые показатели, по которым педиатр может объективно оценивать состояние здоровья ребенка: некоторые детские заболевания можно заподозрить или, наоборот, исключить, опираясь именно на антропометрические данные. И эти же данные пригодятся врачам по мере взросления ребенка – используя их, можно делать правильные выводы о состоянии здоровья малыша, рассчитывать рацион, назначать режим, давать другие врачебные рекомендации.
Именно поэтому ребенка в первые минуты после рождения взвешивают и измеряют ему рост, окружность головки и грудной клетки, фиксируя эти данные в специальных таблицах медицинской документации. В течение всего первого года жизни, с периодичностью раз в месяц, эти измерения нужно будет повторять – малыш в этот период необычайно быстро растет.
Итак, каковы классические нормы для новорожденных?
Масса тела ребенка должна «укладываться в рамки» от 2600 до 4000 граммов, рост – от 46 до 56 сантиметров, обхват головы – от 34 до 36 сантиметров, и окружность грудной клетки – от 32 до 34 сантиметров.
Что обычно влияет на эти показатели?
Темпы роста и прибавки веса ребенка зависят сразу от нескольких факторов: во-первых, это генетика, а во-вторых – образ жизни, куда входит питание, режим и условия, в которых будет находиться малыш. На рост ребенка влияет чаще всего именно наследственность – у высоких родителей, скорее всего, и дети будут высокими. И наоборот. А прибавка массы тела зависит, главным образом, от адекватности питания малыша, хорошего качества пищи и оптимальной кратности кормлений.
Родители, которые создали малышу образцовые бытовые условия, часто гуляют с ним, заботятся, чтобы он достаточное время проводил на солнце, занимаются по возрасту и следят за его развитием и здоровьем – могут быть уверены: их ребенок будет расти и прибавлять в весе соответственно возрастным нормам.
Как ребенок растет
Доношенный новорожденный младенец, как правило, имеет рост от 46 до 56 сантиметров. Обычно младенцы мужского пола крупнее, но у высоких родителей вполне может родиться девочка, сильно опережающая по росту среднестатистических мальчиков.
Как растут дети от рождения до двенадцати месяцев? Очень интенсивно! Прибавка в росте за первый год жизни составляет 20-25 сантиметров! Это уникальный темп, в последующие годы прибавки в росте будут намного меньше.
В педиатрии известен факт, что дети растут «скачками», неравномерно, но график роста всё же подчиняется определенной динамике: суточной и сезонной. Наверно, любой родитель подтвердит, что за весну-лето ребенок вырастает больше, чем за осень-зиму. К тому же, поговорка «дети растут во сне» является вполне доказанной: ночью рост детей происходит интенсивнее, чем днём.
И вот еще одно интересное наблюдение: части тела, наиболее удаленные от головы, растут быстрее. Например, стопа малыша растет быстрее, чем голень, а сама голень опережает в росте бедро. Именно этим объясняется характерное изменение пропорций тела малыша по мере его взросления.
И вот еще одно интересное наблюдение: части тела, наиболее удаленные от головы, растут быстрее. Например, стопа малыша растет быстрее, чем голень, а сама голень опережает в росте бедро. Именно этим объясняется характерное изменение пропорций тела малыша по мере его взросления.
Кроме роста и массы тела, неонатолог обязательно должен оценить и прочие антропометрические данные – обхват головы и грудной клетки малыша. У новорожденного младенца обхват головы составляет в среднем 34-36 сантиметров, а груди – 32-34 сантиметра. Эти показатели «догоняют» друг друга к четырём месяцам жизни ребенка и становятся равными, а в последующие месяцы грудь малыша растёт быстрее, чем голова. К году окружность грудной клетки ребенка — примерно 46-47 см, а обхват головы – около 48 см. Но эти показатели можно считать усредненными, потому что дети, как и взрослые, имеют разный тип телосложения. Форма головы также может варьироваться, поэтому небольшие отклонения от стандартов вполне возможны.
Нормы среднемесячной прибавки роста:
Динамика массы тела малыша
Здоровый доношенный новорожденный весит от 2,6 до 4 кг. Если младенец весит более 4 кг — он называется крупным. О чём это говорит? Если родители имеют крупное телосложение, то ребенок может унаследовать этот признак.
Но также большой вес новорожденного может говорить о нарушении обмена веществ у мамы (в частности, о патологии углеводного обмена).
Ещё один значимый момент, о котором следует помнить: вес малыша при выписке, как правило, меньше того, с которым малыш родился. Эти данные — масса тела ребенка при рождении и при выписке — тоже вносятся в карточку ребенка. Такая потеря веса называется физиологической, и пугаться её не стоит – это естественный процесс. Он обусловлен, прежде всего, потерей жидкости через кожу, через лёгкие при дыхании, отпадением пуповинного остатка, а также тем, что ребенок избавляется от первородного кала (мекония).
В норме новорожденный теряет всего 6-8% своего изначального веса, максимальные потери которого приходятся на 3-5 день от рождения. Здоровые новорожденные полностью восстанавливают вес до первоначальных величин к 7-10 дню.
Внимание! Если малыш теряет вес интенсивнее, или долго не может восполнить драгоценные граммы, речь может идти о врожденных патологиях или инфекционном процессе.
За первый год вес малыша прибывает очень быстрыми темпами. Существует много методов расчета прибавки веса. Рассмотрим некоторые из них. Известно, что за первые шесть месяцев малыш должен прибавлять по 600-800 граммов в месяц, и к полугоду удвоить свой первоначальный вес. Затем темп прибавки веса немного снижается, и малыш прибавляет по 300-550 граммов за месяц. Почему же так происходит? Да потому, что ребенок теперь уже не просто пассивно лежит, а активно познает окружающий мир — переворачивается, пытается ползать, встает, садится, делает первые шаги… То есть, он постоянно находится в движении! По достижении двенадцати месяцев ребенок обычно утраивает свой изначальный вес.
Есть категория беспокойных мам, которые уделяют слишком пристальное внимание тому, как их малыш набирает вес. У них всегда стоят наготове весы, и ребенка взвешивают всякий раз после того, как он поел. Такие мамы считают, что каждое кормление должно давать пусть небольшую, но стойкую прибавку. На самом деле, занятие это совершенно бесполезное. Ребенок набирает массу тела так же, как и растёт – то есть неравномерно. Он вовсе не должен прибавлять каждый день понемногу. Как правило, после периода незначительной прибавки или даже полного «застоя» внезапно происходит резкий скачок веса.
Контрольное взвешивание должно проводиться в среднем единожды в неделю, лучше без одежды, или в одной и той же одежде, антропометрические данные необходимо обязательно заносить в таблицу. Для взвешивания грудничков в продаже есть электронные и механические весы. Какие лучше? Пожалуй, на сегодняшний день электронные весы обладают рядом неоспоримых преимуществ. Это, прежде всего, лёгкость, мобильность, простота и удобство в использовании. К тому же, у многих моделей есть и набор дополнительных функций: «запоминание» предыдущих результатов, что дает возможность проследить динамику набора веса, и учёт веса одежды (пелёнок). Некоторых модели имеют функцию измерения роста. Но если приобретение домашних весов не входит в ваши планы – ничего страшного: вполне достаточно ежемесячных взвешиваний в условиях поликлиники.
После достижения одного года ребенок растет и набирает массу тела гораздо медленнее. Он уже никогда, ни в каком возрасте не сможет за такое короткое время удвоить свой вес, а тем более утроить. Усредненные нормы веса и роста годовалых детей: вес – около 10,5 кг, рост – 75 см, обхват головки 48 см, окружность грудной клетки – 46-47 см.
Немного цифр
Все люди имеют разное представление о том, как должен выглядеть здоровый малыш. Многим мамам и папам от их собственных родителей досталось представление о здоровом ребенке, как о миниатюрном богатыре, этаком упитанном крепыше. И если ребенок отстает по росту или весу, им начинает казаться, что с ним происходит что-то нехорошее.
Но сейчас, на самом деле,Essays are usually split into two categories. The next, and first, for papers is for essays. Essays that are for academic papers are written to write an essay on a subject, and this can be in the kind of a publication or research paper. These records should have the capability to compare to other similar essays that are available on the world wide web, like the World Wide custom writing Web. Essays are for general ideas and feelings about someone or some thing and needs to be filed to express yourself.
ситуация иная: всё чаще встречаются дети с избыточной массой тела. Как правило, это удел детей, получающих искусственное вскармливание. Встречаются родители, которым кажется, что ребенок недобирает вес, и они стараются накормить его как можно сытнее – дают смесь чаще чем нужно, или делают её более концентрированной. К чему это приводит? Дети ударными темпами набирают вес, что тормозит их физическое развитие. В отличие от сверстников, таким детям тяжело ползать, ходить, и даже просто переворачиваться. Они чаще болеют и, как правило, склонны к всевозможным аллергическим реакциям.
Если это ваша ситуация – нужно срочно принимать меры. Что же делать? Во-первых, изменить рацион малыша: сократить объем и кратность кормлений, для прикорма чаще использовать овощи и фрукты, лучше в виде пюре, при этом ограничивая углеводистые продукты (каши, печенье). Обязательно нужно заниматься с малышом физическими упражнениями, создавать ситуации, где он сам бы мог проявить физическую активность. Но во всем нужна разумная осторожность и внимательность: если прибавка массы тела слишком мала – это может быть признаком какого-либо скрытого заболевания. Чаще всего такие проявления свойственны рахиту или анемии.
Измеряя и взвешивая ребенка, не нужно забывать одну простую истину: все люди, в том числе дети – разные.
Если рост и масса тела вашего малыша на определенном этапе развития не укладывается в среднестатистические рамки, не стоит паниковать. Например, если ваш малыш родился миниатюрным, с ростом 47 см и весом 2,8 килограммов — то в один год он может сильно отличаться от богатыря, рост которого при рождении составлял 56 см, а вес — 4,2 килограмма. При этом величина годовой прибавки у обоих детей будет одинаковая. Значит, это всё – варианты нормы. И прекрасно, что все мы такие разные!
Антропометрические исследования детей что это
Дети наиболее чувствительны к экстремальному воздействию факторов окружающей среды. Особенно уязвимы возрастные группы, когда они проходят фазы критического развития. Одним из таких является период полового созревания. Таким образом, исследования в этом направлении особенно актуальны.
Согласно статистическим данным состояние здоровья современных школьников Российской Федерации имеет устойчивую негативную тенденцию с увеличением распространённости хронической патологии, снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах [4]. Общеизвестно, что одним из прямых показателей здоровья, наиболее отражающих равновесие организма с окружающей средой, является физическое развитие. Тесная связь между состоянием здоровья и физическим развитием особенно выражена в школьный период, что определяет актуальность изучения темпов физического развития. При длительном воздействии негативных факторов, таких как неправильное питание, гиподинамия, выраженная интенсификация учебного процесса, которая выражается в увеличении объема и усложнении учебного материала и количества уроков в день, приводит в первую очередь к дисгармоничному физическому развитию, а таким образом к снижению числа абсолютно здоровых детей.
В связи с этим цель данной работы заключалась в изучении антропометрических показателей тела детей, а также функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС) детей в возрасте 10-16 лет, проживающих в крупном мегаполисе. Оценка проводилась с помощью центильных таблиц с определением гармоничности физического развития.
Материалы и методы исследования
Исследования были проведены на базе московской школы, в которые были включены 192 учащихся в возрасте 10-16 лет, из них 98 девочек и 94 мальчика. Обследование проводилось в первой половине дня, так как в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в течение суток. На момент исследования дети были практически здоровы. Физическое развитие школьников оценивали по следующим критериям: масса тела, длина тела, обхват грудной клетки (ОГК), артериальное давление (АД) и ЧСС. Далее производили анализ и сопоставление полученных данных с нормативными показателями, которые приведены в центильных шкалах [3, 6]. Измерение тотальных размеров тела проводилось по общепринятой антропометрической методике: массу тела определяли с помощью медицинских весов, для измерения длины тела использовали деревянный ростомер, измерение окружности грудной клетки проводили при помощи сантиметровой ленты. Измерение АД и ЧСС проводили с помощью автоматического тонометра, в покое на правой руке в положении сидя.
Результаты исследования и их обсуждение
При оценке антропометрических признаков (масса и длина тела, окружность грудной клетки) по нормативным центильным таблицам, установлено, что большинство значений попало в диапазон средних величин (от 25-75 центиля). При оценке темпа физического развития выявлено следующее распределение:
Таблица 1 Гармоничность развития девочек 10-16 лет (98 чел.) при индивидуальном сочетании массы и длины тела, %
Антропометрические исследования детей что это
Физическое развитие – это интегральный показатель здоровья растущего организма. Подчиняясь общебиологическим закономерностям, оно зависит от факторов среды, в т.ч. и от загрязнения территории проживания различными веществами, оказывающими как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на растущий организм. При этом негативное влияние не ограничивается только моментом воздействия, но сказывается и на дальнейшем процессе формирования организма [1, 8]. До сих пор остаются недостаточно изученными процессы роста и развития детского организма в зависимости от экологических условий проживания, что может служить основной для выяснения механизмов адаптации и экологической изменчивости телосложения растущего организма [2, 7].
Цель исследования – анализ антропометрических показателей ФР детей препубертатного возраста, проживающих в промышленном городе.
Объект исследования. Обследовано 340 детей 7–10 лет, проживающих в г. Красноярске, из них мальчиков 168 (49 %), девочек 172 (51 %). По данным Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю уровень загрязнения атмосферы в Красноярске характеризуется как высокий, а ведущими загрязнителями являются бенз-а-пирен, формальдегид, сероуглерод, хлор. Отдельно от всех других загрязнителей по физико-химическим свойствам стоят взвешенные вещества. Неравнозначная концентрация промышленных предприятий в различных районах города, особенности планировки и метеоусловий города определили различные уровни загрязнения воздушного бассейна и позволили выделить для исследования три района, имеющих различную антропогенную характеристику. I район – экологически неблагополучный, промышленный с преимущественным химическим загрязнением. II район – экологически неблагополучный, промышленный с преимущественным пылевым загрязнением среднесуточная концентрация взвешенных частиц составляла 0,209-0,225 мг/м3 (предельно допустимая концентрация – 0, 15 мг/м3). III район – экологический относительно благополучный, явившийся контрольным. Состояние здоровья детей оценивалось на основании данных «Медицинской карты ребенка» (форма 026/У). Обследованные дети не имели хронических заболеваний и в последние 3 месяца не болели ОРВИ. Дети в каждой группе являлись постоянными жителями указанных районов города. Все выборки являются репрезентативными, что позволило в дальнейшем производить их сравнение.
Антропометрическое обследование включало измерение длины (ДТ) и массы тела (МТ), обхвата грудной клетки (ОГК), передне-заднего (ПЗРГК) и поперечного размеров грудной клетки (ПРГК), а также расчет массо-ростовых соотношений, индексы пропорциональности тела, площади поверхности тела, крепости телосложения по общепринятым для детского контингента формулам.
Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи пакета прикладных программ Microsoft Office 2007 (MS Excel) и программы STATISTICA 6.0 с использованием общепринятых методов вариационной статистики. Количественные переменные представлены в виде медианы и квартилей (25 и 75). Анализ распределения исследуемых величин показал отклонения от нормального. Сравнение в независимых группах проведено с помощью критерия Манна – Уитни для расчета коэффициентов достоверности различий между группами, критический уровень значимости (p) принимался равным менее 0,05. Оценка индекса массы тела проводилась индивидуально по центильным половозрастным шкалам. В качестве непараметрического метода использовался перцентильный анализ, позволяющий рассмотреть вероятность распределения любого показателя в долевом выражении. Нами использовались следующие перцентили (Р): Р3, Р10, Р25, Р50, Р75, Р90, Р97. Границы расположения признаков в пределах от Р25 до Р75 считали в пределах средней нормы, от Р10 до Р25 – ниже средней, от Р75 до Р90 – выше средней.
Результаты исследований
Изучение антропометрических показателей позволило получить данные, характеризующие особенности физического развития исследуемой популяции детей. ДТ относится к одному из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка, МТ отражает индивидуальную реактивность организма на экзогенные факторы и зависит как от конституциональных особенностей, так и от протекания обменных процессов, факторов питания, двигательной активности, климатогеографических условий.
Согласно полученным данным, значимых половых отличий по показателям ДТ и МТ среди возрастных групп не выявлено (таблица). Однако выявлены отличия по районам проживания. Так, мальчики 7 и 8 лет I группы имеют более высокие значения ДТ, в 8 и 9 лет – МТ. Девочки в 8-ми и 9-ти летнем возрасте, проживающие в промышленных районах, отличаются от сверстниц спального района высокими значениями длины тела, а в 7-ми летние – значимо высокими показателями массы тела.
Антропометрические исследования детей что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Физическое развитие малыша по месяцам, центильные таблицы соответствий норме.
Статья:
Физическое развитие ребенка до года определяется совокупностью показателей: рост, вес, окружность головы и груди. Все эти измерения производит участковый педиатр, который тщательно отслеживает динамику роста показателей. На их основании, а также учитывая пол ребенка, делается вывод о его физическом здоровье. Замеры можно производить также в домашних условиях, но это не отменяет контроль педиатра.
Центильные таблицы и их расшифровка
Принято считать, что за год ребенок вырастает на 25 сантиметров, его рост соответствует возрасту, а вес росту. Когда крохе исполняется год, он весит в среднем 10 кг, причем вес считается нестабильным показателем и зависит от многих факторов (отсутствие аппетита, нарушение сна, болезнь и т. д.). До достижения четырехмесячного возраста окружность головы малыша должна больше окружности груди на пару сантиметров. После 4 месяцев окружность груди всегда будет больше окружности головы.
В статье мы будем ссылаться на центильные таблицы, которые содержат нормы физического развития ребенка до года: ими руководствуются педиатры. Они показывают распределение большого количества осмотренных детей по физическим показателям роста, веса, окружности головы и груди.
Физическое развитие оценивается в соотвествии с возрастом так:
Центили в таблицах ниже расшифровываются следующим образом:
Нужно понимать, что все дети разные и их физическое развитие отличается. Один ребенок рождается худым, при этом с прекрасным аппетитом и спокойным характером, а другой при рождении большой, но имеет повышенный тонус, что заставляет его вздрагивать от каждого шороха.
Физическое развитие грудного ребенка индивидуально в каждом конкретном случае, но родители должны внимательно наблюдать за малышом и при малейшем беспокойстве обращаться к врачу за консультацией. Только доктор сможет правильно определить уровень физиологического развития ребенка до года.
Длина тела (рост)
Процесс роста подчиняется следующим закономерностям:
Измерить рост можно и в домашних условиях. Для этого лопатки крохи, пятки и крестец должны быть плотно прижаты к твердой поверхности. Возможно, придется слегка надавить на колени, чтобы выпрямить ноги. Измерение производится рулеткой или сантиметром. В медицинских учреждениях для этого используются ростомеры.
Таблица физического развития ребенка по месяцам до года (прибавки в росте):
Возраст, мес | Ежемесячная прибавка в росте, см |
---|---|
1−3 | 3 |
4−6 | 2,5 |
7−9 | 1 — 2 |
10−12 | 1 |
Центильная таблица помесячного роста мальчиков до 1 года в сантиметрах выглядит так:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 46.5 | 48.0 | 49.8 | 51.3 | 52.3 | 53.5 | 55.0 |
1 | 49.5 | 51.2 | 52.7 | 54.5 | 55.6 | 56.5 | 57.3 |
2 | 52.6 | 53.8 | 55.3 | 57.3 | 58.2 | 59.4 | 60.9 |
3 | 55.3 | 56.5 | 58.1 | 60.0 | 60.9 | 62.0 | 63.8 |
4 | 57.5 | 58.7 | 60.6 | 62.0 | 63.1 | 64.5 | 66.3 |
5 | 59.9 | 61.1 | 62.3 | 64.3 | 65.6 | 67.0 | 68.9 |
6 | 61.7 | 63.0 | 64.8 | 66.1 | 67.7 | 69.0 | 71.2 |
7 | 63.8 | 65.1 | 66.3 | 68.0 | 69.8 | 71.1 | 73.5 |
8 | 65.5 | 66.8 | 68.1 | 70.0 | 71.3 | 73.1 | 75.3 |
9 | 67.3 | 68.2 | 69.8 | 71.3 | 73.2 | 75.1 | 78.8 |
10 | 68.8 | 69.1 | 71.2 | 73.0 | 75.1 | 76.9 | 78.8 |
11 | 70.1 | 71.3 | 72.6 | 74.3 | 76.2 | 78.0 | 80.3 |
1 год | 71.2 | 72.3 | 74.0 | 75.5 | 77.3 | 79.7 | 81.7 |
Длина тела (рост) девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 45.8 | 47.5 | 49.8 | 50.7 | 52.0 | 53.1 | 53.9 |
1 | 48.5 | 50.3 | 52.1 | 53.5 | 55.0 | 56.1 | 57.3 |
2 | 51.2 | 53.3 | 55.2 | 56.8 | 58.0 | 59.3 | 60.6 |
3 | 54.0 | 56.2 | 57.6 | 59.3 | 60.7 | 61.8 | 63.6 |
4 | 56.7 | 58.4 | 60.0 | 61.2 | 62.8 | 64.0 | 65.7 |
5 | 59. 1 | 60.8 | 62.0 | 63.8 | 65.1 | 66.0 | 68.0 |
6 | 60.8 | 62.5 | 64.1 | 65.5 | 67.1 | 68.8 | 70.0 |
7 | 62.7 | 64. 1 | 65.9 | 67. 5 | 69.2 | 70.4 | 71.9 |
8 | 64.5 | 66.0 | 67.5 | 69.0 | 70.5 | 72.5 | 73.7 |
9 | 66.0 | 67.5 | 69.1 | 70.2 | 72.0 | 74.1 | 75.5 |
10 | 67.5 | 69.0 | 70.3 | 71.9 | 73.2 | 75.3 | 76.8 |
11 | 68.9 | 70.1 | 71.5 | 73.0 | 74.7 | 76.5 | 78.1 |
1 год | 70.1 | 71.4 | 72.8 | 74.1 | 75.8 | 78.0 | 79.6 |
Показатели веса
Масса тела ребенка характеризуется влиянием тех или иных условий в течение всего дня. С помощью показателя можно определить зависимость текущего состояния малыша от изменений окружающих условий.
Для новорожденных детей физиологическая потеря веса является нормой и может составить до 8%. В первые дни жизни кроха выделяет меконий (кал) и теряет жидкость. Спустя 10 дней от рождения вес должен восстановиться.
Измерения рекомендуется производить на электронных весах, так как на них можно фиксировать показатель. При этом учитывается вес одежды. Взвешивание проводится не чаще, чем 1 раз в 7 дней.
Оценить полученный результат можно по таблице прибавок веса:
Возраст, мес | Прибавка в весе, грамм |
---|---|
1 | 600 |
2 | 800 |
3 | 800 |
4 | 750 |
5 | 700 |
6 | 650 |
7 | 600 |
8 | 550 |
9 | 500 |
10 | 450 |
11 | 400 |
12 | 350 |
Или с помощью центильных таблиц для мальчиков и девочек. Масса тела мальчиков, кг:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 2.7 | 2.9 | 3.1 | 3.4 | 3.7 | 3.9 | 4.2 |
1 | 3.3 | 3.6 | 4.0 | 4.3 | 4.7 | 5.1 | 5.4 |
2 | 3.9 | 4.2 | 4.6 | 5.1 | 5.6 | 6.0 | 6.4 |
3 | 4.5 | 4.9 | 5.3 | 5.8 | 6.4 | 7.0 | 7.3 |
4 | 5.1 | 5.5 | 6.0 | 6.5 | 7.2 | 7.6 | 8.1 |
5 | 5.6 | 6.1 | 6.5 | 7.1 | 7.8 | 8.3 | 8.8 |
6 | 6.1 | 6.6 | 7.1 | 7.6 | 8.4 | 9.0 | 9.4 |
7 | 6.6 | 7.1 | 7.6 | 8.2 | 8.9 | 9.5 | 9.9 |
8 | 7.1 | 7.5 | 8.0 | 8.6 | 9.4 | 10.0 | 10.5 |
9 | 7.5 | 7.9 | 8.4 | 9.1 | 9.8 | 10.5 | 11.0 |
10 | 7.9 | 8.3 | 8.8 | 9.5 | 10.3 | 10.9 | 11.4 |
11 | 8.2 | 8.6 | 9.1 | 9.8 | 10.6 | 11.2 | 11.8 |
1 год | 8.5 | 8.9 | 9.4 | 10.0 | 10.9 | 11.6 | 12.1 |
Масса тела девочек, кг:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 2.6 | 2.8 | 3.0 | 3.3 | 3.7 | 3.9 | 4.1 |
1 | 3.3 | 3.6 | 3.8 | 4.2 | 4.5 | 4.7 | 5.1 |
2 | 3.8 | 4.2 | 4.5 | 4.8 | 5.2 | 5.5 | 5.9 |
3 | 4.4 | 4.8 | 5.2 | 5.5 | 5.9 | 6.3 | 6.7 |
4 | 5.0 | 5.4 | 5.8 | 6.2 | 6.6 | 7.0 | 7.5 |
5 | 5.5 | 5.9 | 6.3 | 6.7 | 7.2 | 7.7 | 8.1 |
6 | 5.9 | 6.3 | 6.8 | 7.3 | 7.8 | 8.3 | 8.7 |
7 | 6.4 | 6.8 | 7.3 | 7.7 | 8.4 | 8.9 | 9.3 |
8 | 6.7 | 7.2 | 7.6 | 8.2 | 8.8 | 9.3 | 9.7 |
9 | 7.1 | 7.5 | 8.0 | 8.6 | 9.2 | 9.7 | 10.1 |
10 | 7.4 | 7.9 | 8.4 | 9.0 | 9.6 | 10.1 | 10.5 |
11 | 7.7 | 8.3 | 8.7 | 9.3 | 9.9 | 10.5 | 10.9 |
1 год | 8.0 | 8.5 | 9.0 | 9.6 | 10.2 | 10.8 | 11.3 |
Окружность головы
Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — по 0,5 см ежемесячно.
Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 32.8 | 33.7 | — | 35.2 | — | 36.7 | 37.6 |
1 | 34.6 | 35.5 | 36.3 | 37.1 | 38.0 | 39.1 | 40.3 |
2 | 36.5 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 40.0 | 41.0 | 42.0 |
3 | 38.2 | 39.0 | 39.7 | 40.6 | 41.5 | 42.5 | 43.3 |
4 | 39.5 | 40.2 | 40.9 | 41.8 | 42.8 | 43.6 | 44.4 |
5 | 40.5 | 41.2 | 41.9 | 42.7 | 43.8 | 44.6 | 45.4 |
6 | 41.5 | 42.0 | 42.8 | 43.9 | 44.8 | 45.5 | 46.3 |
9 | 43.4 | 44.0 | 44.8 | 45.8 | 46.7 | 47.4 | 48.0 |
1 год | 44.6 | 45.3 | 46.2 | 47.1 | 48.0 | 48.6 | 49.3 |
Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 31.7 | 32.5 | — | 34.1 | — | 35.5 | 36.3 |
1 | 34.2 | 35.0 | 35.8 | 36.6 | 37.4 | 38.1 | 39.0 |
2 | 35.7 | 36.7 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 39.8 | 40.7 |
3 | 37.1 | 38.0 | 38.7 | 39.5 | 40.4 | 41.2 | 42.0 |
4 | 38.3 | 39.1 | 39.9 | 40.7 | 41.4 | 42.2 | 43.0 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.0 | 41.7 | 42.5 | 43.2 | 44.0 |
6 | 40.6 | 41.5 | 42.0 | 43.0 | 43.4 | 44.2 | 45.0 |
9 | 42.3 | 42.9 | 43.5 | 44.6 | 45.6 | 46.4 | 46.8 |
1 год | 43.5 | 44.2 | 44.9 | 45.7 | 46.5 | 47.3 | 48.0 |
Обхват груди
Этот вспомогательный показатель помогает определить пропорциональность развития малыша. Проводить сантиметровую ленту нужно по нижним углам лопаток и нижним краям ореолов (околососковых кружков).
В возрасте 1−6 месяцев ежемесячная прибавка должна составлять 2 см, в 6−12 месяцев — 0,5 см. Также можно воспользоваться центильными таблицами. При оценке результатов всех измерений необходимо помнить об индивидуальных особенностях малютки.
Окружность грудной клетки мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 31.7 | 32.3 | 33.5 | 34.8 | 36.6 | 36.8 | 37.8 |
1 | 33.3 | 34.1 | 35.2 | 36.5 | 37.9 | 38.9 | 40.2 |
2 | 35.0 | 35.7 | 36.9 | 38.3 | 39.8 | 40.8 | 42.0 |
3 | 36.5 | 36.5 | 37.2 | 38.4 | 39.9 | 41.6 | 42.7 |
4 | 37.9 | 38.6 | 39.8 | 41.4 | 43.4 | 44.6 | 45.9 |
5 | 39.3 | 40.1 | 41.2 | 42.9 | 45.0 | 45.7 | 47.6 |
6 | 40.6 | 41.4 | 42.5 | 44.3 | 46.3 | 47.6 | 49.0 |
7 | 41.7 | 42.5 | 43.6 | 45.5 | 47.5 | 48.9 | 50.1 |
8 | 42.7 | 43.5 | 44.6 | 46.4 | 48.5 | 49.9 | 51.1 |
9 | 43.6 | 44.4 | 45.4 | 47.2 | 49.3 | 50.8 | 52.0 |
10 | 44.3 | 45.1 | 46.1 | 47.9 | 50.0 | 51.4 | 52.8 |
11 | 44.8 | 45.6 | 46.6 | 48.4 | 50.6 | 52.0 | 53.5 |
1 год | 45.3 | 46.1 | 47.0 | 48.7 | 51.0 | 52.5 | 54.1 |
Окружность грудной клетки девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 31.0 | 32.0 | 32.8 | 34.0 | 35.2 | 36.0 | 37.0 |
1 | 33.0 | 34.0 | 34.9 | 35.9 | 37.1 | 38.1 | 39.0 |
2 | 34.6 | 35.6 | 36.6 | 37.7 | 38.8 | 39.9 | 40.9 |
3 | 36.3 | 37.3 | 38.3 | 39.4 | 40.5 | 41.4 | 42.8 |
4 | 38.0 | 38.9 | 39.8 | 40.9 | 42.1 | 43.0 | 44.3 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.2 | 42.3 | 43.5 | 44.5 | 45.7 |
6 | 40.7 | 41.6 | 42.4 | 43.5 | 44.7 | 45.8 | 47.1 |
7 | 41.8 | 42.7 | 43.6 | 44.6 | 45.8 | 47.2 | 48.5 |
8 | 42.8 | 43.7 | 44.6 | 45.7 | 46.9 | 48.3 | 49.8 |
9 | 43.6 | 44.5 | 45.5 | 46.6 | 47.8 | 49.3 | 50.9 |
10 | 44.3 | 45.2 | 46.2 | 47.2 | 48.6 | 50.1 | 51.7 |
11 | 45.0 | 45.8 | 46.8 | 47.8 | 49.3 | 50.8 | 52.3 |
1 год | 45.5 | 46.3 | 47.2 | 48.3 | 49.9 | 51.4 | 52.8 |
Процесс развития по месяцам
У новорожденных есть следующие врожденные рефлексы:
При этом ребенок двигается всем телом; руки, глаза и ноги движутся не упорядочено.
Спустя месяц от рождения движения малыша становятся скоординированными, он может приподнять голову лежа на животе. При громком звуке ребенок разводит руки в стороны и резко поджимает их к себе, сжимая кулаки.
В возрасте 2 месяцев глаза движутся скоординировано, малыш поворачивает голову на звук, трогает и пытается схватить интересующие предметы. Лежа на животе, он удерживает голову около минуты. Улыбается в ответ на улыбку.
На 3 месяце своей жизни малыш, лежа на животе, опирается на локти и предплечья. Может делать поворот набок со спины и обратно, крутит головой по сторонам, держа ее вертикально. Когда малыша берут на руки, он подтягивается, а при обращении к нему — отвечает, агукает или смеется.
В 4 месяца ребенок узнает знакомые лица и простые предметы, легко переворачивается со спины на живот. Хватает интересующие его предметы и тянет их в рот. Постоянно требует маминого внимания.
На 5 месяце малыш уже пытается сидеть, но еще нуждается в поддержке спины, узнает родные голоса и повторяет звуки. Если его держать за подмышки, он будет стоять на ногах.
В 6 месяцев малыш может сидеть без поддержки, ползает и произносит простые слоги. Ребенок все меньше спит и больше бодрствует. Крепко держит игрушки и тянется к маме, когда она появляется в его поле зрения. Быстро развивается мелкая моторика. Ребенок хватает предметы и бросает их, наблюдая за тем, что с ними происходит. На этом этапе начинают резаться зубы, чаще всего первыми появляются нижние средние резцы.
На 7 месяце малыш уже уверенно ползает, сидит и может наклонять туловище вперед. Внимательно слушает взрослых и пытается запоминать слова. Лучше глотает, так как умеет перемещать еду в заднюю часть рта. Плачет, когда игрушка пропадает из виду.
В 8 месяцев ребёнок встает у опоры. Пытается ходить за руку и активно играет с игрушками, бросая и хватая их. Уверенно сидит. В этом возрасте обычно появляются два верхних резца.
На девятом месяце кроха уже ходит с опорой, реагирует на свое имя и выполняет простые задания типа «подай», «положи». Держит предметы «пинцетным захватом» (указательным и большим пальцами).
На десятом месяце ребенок может стоять без опоры. Он пытается говорить простые слова и слоги, ищет предметы по просьбе взрослых. Никому не отдает любимую игрушку. В этот период у большинства детей появляются верхние боковые резцы.
Спустя 11 месяцев со дня рождения кроха уже знает названия большинства окружающих его предметов и частей тела. В этом возрасте хорошо развита мелкая моторика. Малыш пытается самостоятельно ходить и прекрасно ориентируется в пространстве.
В возрасте 12 месяцев малыши обычно ходят и даже могут нагнуться. Они прекрасно понимают все, о чем им говорят, и выполняют просьбы. Крохи пытаются сказать первые слова. В этом возрасте появляются нижние резцы. В год у ребенка должно быть 8 зубов.
На физическое развитие могут также влиять генетика, воспитание и социальная среда. Для полноценного и своевременного развития ребенка его родители должны прилагать к этому максимум усилий и ежедневно заниматься с крохой. Немаловажным фактором является любовь и внимание близких, ведь малыш очень нуждается в этом.