антропометрия что это такое в детском саду
Антропометрические показатели и типы телосложения. Учёт особенностей физического развития инструктором в детском саду
Зинаида Добрикова
Антропометрические показатели и типы телосложения. Учёт особенностей физического развития инструктором в детском саду
Программа комплексной оценки физическихвозможностей дошкольников предполагает :
• анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья;
• телосложение;
• основные функциональные параметры;
• развитие двигательной сферы.
Существует взаимосвязь между показателями физического развития, типом телосложения, развитием двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.
Уделим внимание телосложению.
Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание, окружающая среда (климатические условия) и другие факторы. Kонституция — это особенности телосложения человека. М. В.Черноруцкий выделяет три типа конституции: астенический, нормостенический и гиперстенический.
У астеников (легкокостный тип)продольные размеры преобладают над поперечными: конечности длинные и тонкие, кости легкие, шея длинная и тонкая, плечи узкие, грудная клетка длинная, плоская, узкая. Мышцы у таких людей развиты сравнительно слабо. Представители этого типа телосложения обычно имеют небольшой вес.
Телосложение нормостеников (среднекостный тип) отличается пропорциональностью основных размеров тела. У представителей с этим типом телосложения часто бывают длинные ноги, тонкая талия.
У представителей гиперстенического (ширококостного) телосложения поперечные размеры тела значительно больше, чем у нормостеников и астеников. Их кости толстые и тяжелые, плечи широкие, грудная клетка широкая и короткая. Люди с данным типом телосложения склонны к полноте.
Встречаются люди, имеющие смешанный тип телосложения.
Классификация по В. Г.Штефко включает:
— астеноидный тип, который характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, узкой грудной клеткой, слабым развитием мускулатуры, острым эпигастральным углом;
— торакальный (грудной) тип, который отличается длинной грудной клеткой, небольшим животом, достаточно развитой мускулатурой, эпигастральный угол ближе к прямому;
— мышечный тип, который имеет развитое туловище, широкие плечи, хорошо развитую мускулатуру, эпигастральный угол, близкий к прямому, лицо квадратной или округлой формы;
— дигестивный (пищеварительный) тип, который отличается крупной головой, развитой нижней челюстью, короткой шеей, широкой и короткой грудной клеткой; у лиц дигестивного типа хорошо развит живот, выражены жироотложения, эпигастральный угол тупой.
«Центр физического развития в старшей группе». Физическое развитие очень важно для здоровья детей,так как позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Поэтому мы в группе.
Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.
Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет Практическая работа по изучению особенностей развития общения детей 1,5-3 лет на базе в Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.
Консультация для педагогов «Актуальность математического развития детей в детском саду» Консультация для педагогов. Тема: Актуальность математического развития детей в детском саду. Дата проведения: 01.12.2016 Цель: повышение.
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей в детском саду Известно, что творческие возможности человека могут раскрыться в различных видах деятельности. Психологи и педагоги отмечают в своих научных.
Первый утренник в детском саду в группе раннего развития: «Волшебница осень». Я работаю в детском саду в группе раннего возраста (младшая ясельная группа). Безусловно, в каждом возрасте есть своя «изюминка», свои отличительные.
План мероприятий по реализации концепции развития математического образования РФ в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №1) Юридический адрес:.
Рекомендации для родителей «Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС до» Рекомендации для родителей. «Основные показатели формирования речевого развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО». Автор: воспитатель.
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 9 (Показатели результативности, советы родителям) 4. Показатели результативности реализации Результаты усвоения тематического планирования можно отследить с помощью диагностики по развитию.
Антропометрия детей: алгоритм проведения
Физическое развитие ребенка обусловлено сложным комплексом наследственных и средовых факторов. Большинство нарушений в развитии дают о себе знать специфическими симптомами. Однако существуют заболевания, протекающие бессимптомно, и многие из них можно обнаружить лишь по нарушениям роста и пропорций тела. Для этой цели разработана унифицированная методика измерений – антропометрия. Антропометрия детей дает возможность на ранних стадиях выявить отклонения и предупредить серьезные нарушения в развитии.
Антропометрия – метод измерений физических пропорций и телосложения. Для оценки ребенка по этому методу используется комбинация показателей, которые можно условно разделить на основные и дополняющие.
Основные антропометрические показатели – это рост, вес, окружность головы и грудной клетки. Дополняющие – длина рук и ног, высота головы, пропорциональность телосложения. Антропометрия ребенка дает возможность оценивать как его актуальное развитие, так и динамику (при условии, что проводится регулярно), и сопоставлять полученные данные с нормой.
Ценность периодических измерений очевидна. Нарушение физического развития – важнейший признак неблагополучия ребенка и показатель для проведения углубленного обследования. Отклонения от нормы чаще всего связаны с другими аномалиями развития и влекут за собой не менее серьезные нарушения. Так, к примеру, недостаток массы тела негативно влияет на иммунитет ребенка в начале его жизни, поэтому у малорослых детей в первые 12 месяцев после рождения риск развития заболеваний вдвое выше, а риск смерти – выше вчетверо.
Периодичность проведения антропометрии для контроля за состоянием ребенка
В течение первого месяца жизни педиатр осматривает малыша каждую неделю, так как на этом этапе особенно важно выявлять все нарушения в развитии. Далее, если отклонений не обнаружено, антропометрия ребенка до года выполняется ежемесячно.
По достижении 12-месячного возраста организм стремительно идет в рост. В норме, на втором году жизни прибавка в весе составляет до 4 кг, в росте – до 15 см. Затем ежегодно малыш прибавляет по 2-3 кг. Конечно, эти показатели у разных детей будут отличаться – многое зависит от наследственности, от качества питания, от средовых факторов.
Алгоритм проведения антропометрии у детей нацелен, в первую очередь, на выявление грубых отклонений от нормы – сильного отставания в росте или весе, непропорциональности конечностей, чрезмерном наборе массы и т.д. Такие случаи требуют тщательного рассмотрения и консультаций специалистов: педиатра, эндокринолога, генетика. Особое внимание необходимо уделять весу. Слишком худые дети сильнее подвержены простудам, а чересчур полные – раннему развитию патологий сердца и сосудов.
На втором году жизни проведение антропометрии у детей выполняется раз в три месяца. Начиная с третьего года – раз в 6 месяцев, с четвертого и дальше – ежегодно.
Антропометрия в детском саду
Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут проходить антропометрию в ДОУ. Антропометрия детей в детском саду выполняется медработником, используются ростомеры, весы и измерительные ленты.
Процедура проводится в первой половине дня, до еды. На детях должен быть минимум одежды, в идеале – легкая маечка и трусы. На весы и под ростомер они встают босиком. Полученные результаты заносятся в таблицу.
Примерный шаблон антропометрии в детском саду – это табличка, содержащая следующие колонки:
Конкретные показатели, вносимые в таблицу, могут отличаться в разных детских садах. Полученные результаты сравниваются со средней нормой и заносятся в журнал антропометрии. Для ведения журнала удобно использовать программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет отслеживать данные физического развития детей в динамике. Кроме того, в программе разработано более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений.
Попробовать программу бесплатно можно здесь.
Алгоритм проведения анторопометрии в ДОУ
Рассмотрим более подробно измерение конкретных показателей.
1. Рост
Измеряется в положении стоя. Ребенок встает на площадку ростомера и выпрямляется, прислоняясь спиной к измерительной стойке. Медицинский работник ДОУ опускает на голову малыша горизонтальную подвижную планку, избегая сильного нажатия. Рост обязательно измерять в первой половине дня, поскольку ближе к вечеру тонус мышц снижается, дети устают, и их рост может незначительно уменьшаться.
2. Вес
Алгоритм антропометрии детей предполагает использование напольных весов, имеющих погрешность не более 50 г. Показатель массы тела не настолько стабилен, как рост, поскольку даже в течение суток может меняться в пределах нескольких сотен граммов. Измерение веса обязательно выполняется натощак, чтобы отразить реальное состояние массы тела ребенка.
3. Гармоничность развития
Технология антропометрии ребенка в детском саду помогает, помимо прочего, определить пропорциональность тела. Для этой цели используется специальный индекс Пинье, отражающий соответствие пропорций роста, веса и окружности груди принятым нормам.
Формула выглядит следующим образом:
ИП = рост (см) – (вес (кг) + окружность груди (см))
Стандартные показатели у детей:
Возраст | Мальчики | Девочки |
3 года | 25,7 | 27,1 |
4 года | 31,1 | 31,0 |
5 лет | 34,2 | 34,7 |
6 лет | 36,1 | 37,0 |
Чем индекс Пинье меньше, тем крепче телосложение.
Как правильно провести антропометрию ребенка?
Основными условиями технически корректной антропометрии являются следующие:
Выполняя антропометрию, важно помнить, что критерии нормы, приводимые в пособиях, ни в коем случае не являются жесткими. Значения параметров тела индивидуальны, и диагностическое значение имеют только резкие расхождения – с учетом региона, среды, климата, а также известных сотруднику ДОУ генетических факторов развития того или иного ребенка. Поэтому при выявлении незначительных отклонений не стоит торопиться с выводами и принимать меры – лучше понаблюдать. А вот наличие значительных расхождений является поводом к углубленному обследованию малыша.
Консультация для родителей «Антропометрия детей дошкольного возраста»
Оценка физического развития детей проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка (обычно, съем антропометрических данных проводится 2 раза в год). Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение роста). Дополнительно могут использоваться измерения окружности головы и грудной клетки. Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.
Оценка физического развития детей проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВИЛЬНО
ВЕС И РОСТ РЕБЕНКА.
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливость и работоспособность организма.
ДЛИНА ТЕЛА – наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме.
Если рост отстает от должного на 20%, необходима консультация эндокринолога. Длина тела (рост) у дошкольников служит одним из критериев соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.
Для определения соответствия роста возрастным нормам можно воспользоваться следующими формулами:
Рост мальчика = ( 6 х возраст ) + 77
Рост девочки = ( 6 х возраст ) + 76
МАССА ТЕЛА отражает степень развития костной и мышечной систем (внутренних органов, подкожной жировой клетчатки) и зависит как от генетической заданности, определяющей конституционные особенности ребенка, так и от факторов внешней среды (в том числе и от физической нагрузки).
Масса тела может рассчитываться по формулам:
2 х возраст + 9 ( для детей от 2 до 5 лет )
3 х возраст +4 ( для детей от 5 до 12 лет )
Превышение массы тела на 10% называется ожирением и требует коррекции. Задержка или отсутствие приростов соматических размеров тела, а более всего отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации двигательного режима ребенка.
Одним из показателей физического развития является окружность груди.
Средние показатели окружности грудной клетки
Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения
Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03
Статья просмотрена: 6326 раз
Библиографическое описание:
Волкова, С. И. Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения / С. И. Волкова, Н. С. Шляпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 361-364. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25718/ (дата обращения: 07.12.2021).
Жизнь человека — это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
Физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния их здоровья. Важно отслеживать антропометрические параметры человека, начиная с первых дней жизни, при наличии малейших морфофункциональных отклонений начинать коррекционную работу.
Цель работы: исследовать антропометрические параметры у детей МБДОУ «Красносельский д/с» Арзамасского района Нижегородской области.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
Изучить возрастные особенности и развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет).
Исследовать соматометрические показатели (рост, вес, обхват грудной клетки) детей МБДОУ «Красносельский д/с» в возрасте от 3 до 7 лет, а также вычислить индексы массы тела (индекс Кетле) и крепости телосложения (индекс Пинье).
Изучить физиометрические параметры: пульс, АД.
Исследовать гармоничность развития дошкольников.
В исследовании участвовало 102 ребёнка, в том числе 23 воспитанника младшей группы (3–4 года), 26 воспитанников средней группы (4–5 лет), 27 воспитанников старшей группы (5–6 лет) и 26 воспитанников подготовительной группы (6–7 лет).
Антропометрические показатели детей оценивались с помощью центильных таблиц. В центильных таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервале от 25-го до 75-го центиля [3].
Результаты наших исследований занесены в таблицы. С помощью центильных таблиц нами были определены коридоры, в которых находится каждый из измеренных параметров, проведен анализ данных в сравнении с возрастными нормами и выявлены отклонения в той или иной возрастной группе, которые наглядно отображены на диаграммах.
Показатели артериального давления и пульса воспитанников МБОУ «Красносельский детский сад»: в сравнении со среднестатистическими показателями
Возраст
Артериальное давление(мм рт. ст.)
Пульс (ударов в мин)
Ср. показатель в группе испытуемых
Средние статистич показатели
Ср. показатель в группе испытуемых
Средние статистич. показатели
Ср. показатель в группе испытуемых
Средние статистич. показатели
Длина и масса тела, а также окружность грудной клетки большинства мальчиков младшей, средней, старшей и подготовительной групп (Таблица 2) имеют средние значения.
Рост многих 3-летних девочек младшей группы (Таблица 3) оказался ниже среднего при повышенном весе, а у 4-леток — выше среднего был и рост и вес. У большинства девочек 6,5 лет показатели роста и веса превышали средневозрастную норму. Средние показатели окружности груди у девочек 3 и 6,5 лет также были немного выше нормы.
Кроме того, нами рассчитан индекс массы тела (ИМТ) — индекс Кетле, который характеризует телосложение (при его значении у взрослого человека 29 — наблюдается ожирение; у детей ИМТ оценивался с помощью центильных таблиц [1].
Оказалось, что у 25 % мальчиков и 37 % девочек младшей группы индекс Кетле очень высокий (тучность или ожирение). Необходимо усилить наблюдение за здоровьем таких детей, им нужна консультация эндокринолога.
В средней группе у 25 % мальчиков недостаточная масса тела, у большинства девочек этой группы индекс массы тела в норме, но есть небольшой процент девочек с очень высоким (у 7 %) или очень низким (у 14 %) индексом массы тела, что указывает на их дисгармоничное развитие.
У детей старшей и подготовительной групп индекс Кетле в среднем говорит о гармоничности развития.
Индекс Пинье — индекс пропорциональности между показателями роста, массы тела ребенка и окружностью его грудной клетки — показывает крепость или слабость телосложения (чем выше его значение, тем слабее телосложение) [1].
Средний показатель индекса Пинье тела у девочек младшей группы (3 лет) оказался пониженным по сравнению с нормой, что говорит о завышенной массе их тела. Напротив, повышен был средний показатель индекса Пинье у мальчиков подготовительной группы (6 лет), что указывает на их слабое телосложение. Средний показатель индекса Пинье у девочек 5 лет и у мальчиков 3 лет оказался немного ниже нормы. У остальных детей средние величины этого показателя не отклоняются от нормы.
Резких отклонений от нормы физиометрических параметров (ЧСС, артериальное давление), вызывающих опасение за здоровье детей, не выявлено (Таблица 1).
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Таким образом, выявленные особенности соматофизиологических показателей могут быть использованы при проведении комплексной оценки состояния здоровья детей, при создании критериев оценки влияния учебной нагрузки на организм детей. Дети с дефицитом массы тела должны наблюдаться педиатром. Дошкольников с избытком массы тела и недостаточным ростом необходимо направить на консультацию к эндокринологу. Наличие отклонений в физическом развитии, а также нарушения здоровья детей должны быть учтены при разработке программ дошкольного воспитания и образования в конкретном образовательном учреждении.
Сопоставление средневозрастных показателей физического развития мальчиковМБДОУ «Красносельский детский сад» и стандартизированных показателей физического развития мальчиков в возрасте 3–6,5 лет
Возраст, лет
Кол-во детей
Длина тела, см
Масса тела, см
Окружность грудной клетки, см
Ср. знач. (факт.)
Центили
Ср. знач. (факт.)
Центили
Ср. знач. (факт.)
Антропометрия человека
Физическое развитие – комплекс функционально-морфологических свойств организма. В понятие входят масса, сила, мышечная выносливость, уровень аэробной и анаэробной активности и другие показатели. Антропометрия – метод измерений, направленный на определение возможностей человека и особенностей развития тела при здоровом образе жизни и физических нагрузках.
Что такое антропометрия?
Антропометрия –это совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
Для кого?
Антропометрию полезно проводить спортсменам для того, чтобы контролировать свои спортивные достижения и полученные от тренировок результаты.
Чтобы правильно изменять свой организм следует знать не только свой рост и вес, но и другие физиологические параметры.
Антропометрическая техника
Антропометрию регулярно проходят профессиональные спортсмены. Основа методики – внешний осмотр и измерения (соматометрия). В ходе исследования используются весы, сантиметровые ленты, ростометры, динамометры и другие инструменты и приборы.
Анализ показателей проводится с ориентацией на нормативы. Шаблоны выявляют неправильное развитие, факторы риска. Оценка физического развития предупреждает заболевания, а спортсмены выстраивают эффективный график тренировок.
По результатам измерений определяют соматотип, судят о гармоничности развития и заболеваниях. При подозрении на патологию пациента отправляют к врачу узкого профиля. В Международном центре охраны здоровья работают кардиологи, терапевты, ЛОР-врачи, хирурги, офтальмологи, ортопеды, готовые дать консультацию и оказать медицинскую помощь.
Как правильно делать замеры
Перед процедурой испытуемому рассказывают, что входит в антропометрию. Информация создает адекватное представление об анализе. В ходе антропометрии проводят измерения:
Измерения требуются как профессиональным спортсменам, так и спортсменам-любителям. Показатели демонстрируют уровень развития тела и эффективность тренировок. Измеряется рост в положении стоя и сидя, вес, сила кисти на динамометре.
Для прохождения антропометрии обращайтесь в Международный центр охраны здоровья. Доктора проведут измерения, используя медицинские нормы. Они произведут расчеты и выдадут заключение. Стоимость антропометрии невысока: обследование доступно всем желающим. Про прохождении спортсменами углубленного медицинского обследования антропометрия включена в программу обследования. Для записи звоните по телефону +7(495) 681-23-45 или заполняйте заявку на сайте. С пациентом свяжутся операторы и определят время визита.