антропоморфное существо что это

Антропоморфизм

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа, ответ на запрос. Интересен также обратный феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных специалистов: «мне надо „перезагрузиться“», «„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить» и т. п.

Антропоморфизм является одним из подходов в зоопсихологии, по которому психические феномены у животных объявляются сходными с таковыми у людей. Причиной такого подхода является то, что человек ищет сходства между собой и изучаемым объектом, выясняет соответствие чего-либо человеческим качествам и только потом переходит к изучению отличий. Антропоморфизм по отношению к психике животных резко критиковался бихевиористами, рефлексологами и последователями И. П. Павлова. Однако представителей этих течений в свою очередь критиковали за зооморфизм по отношению к человеку.При эстетическом антропоморфизме художник сознательно уподобляет человеку природные или фантастические объекты. Антропоморфизм — один из главных элементов, например, в баснях.

Источник

Антропоморфизм: оживляя неживое

Человеку свойственно все непонятное интерпретировать на свой лад. В большинстве случаев это приводится к единственному знаменателю – к собственной персоне. В любые времена люди с интересом изучали самих себя, стремясь найти причины своих страхов и поступков. Наделение неодушевленных предметов человеческими качествами – один из способов обуздать непонятное, усмирить тревогу.

антропоморфное существо что это. Смотреть фото антропоморфное существо что это. Смотреть картинку антропоморфное существо что это. Картинка про антропоморфное существо что это. Фото антропоморфное существо что это
Антропоморфизм зародился в XVIII веке в связи с излишним «очеловечиванием» христианского Бога. Это явление в философии и психологии означает приписывание предметам и нечеловеческим существам характеров, эмоций, намерений и других свойств. Часто подобные суждения относятся к животным, роботам и машинам, внешне схожим с людьми.

Причины антропоморфизма

Если рассматривать понятие антропоморфизма в психологии, стоит начать с особенностей головного мозга. Устройство мозга предполагает определенные ограничения. Так получается, что информация о живых существах и неодушевленных предметах обрабатывается одной зоной мозга. Эти когнитивные процессы осуществляются благодаря системе зеркальных нейронов. Пример: в наблюдении за людьми, поднимающими руку, и за экскаватором с работающим ковшом активизируются одни и те же клетки. Это ведет к восприятию неодушевленных предметов как живых.

Замечено, что у группы людей с проблемами аутистического спектра способность к одушевлению развита намного хуже, несмотря на такие же зеркальные нейроны. Но не только нервная система несет ответственность за оживление предметов. Непосредственное участие принимают также гормоны. В первую очередь это окситоцин – гормон радости, выделяющийся при прикосновениях к людям. В ходе одного из экспериментов испытуемым была введена дополнительная доза окситоцина и показаны изображения дотрагивающихся друг до друга людей и соприкасающихся предметов. Затем их просили выбрать снимки, где происходит общение. В результате большинство из них выбрали картинки с неодушевленными предметами.

Дополнительные источники склонностей к антропоморфизму

Помимо биологических причин на развитие принципа антропоморфизма влияют психологические и социальные факторы. Толкает на это зависимость от общения, желание создавать и укреплять связи. Если рядом в определенный момент не оказывается других людей, подсознание может заставить нас разговаривать с телевизором, будильником, отражением в зеркале. Не последнее значение в склонностях к антропоморфному мировосприятию имеют первичные знания. Здесь все просто, ведь человек знает себя как нельзя лучше, а при открытии нового необходимо опираться на уже приобретенный опыт.

Почему люди приписывают эмоции другим живым существам?

Антропоморфизм позволяет наделять характеристиками не только предметы, но и других живых существ. Допустим, владельцы домашних животных уверены, что их питомец обладает богатым внутренним миром и уникальным характером. К сожалению, это не соответствует действительности. Животные испытывают лишь несколько основных чувств: страх, злость, ненависть, счастье, удивление и грусть.

Люди нуждаются в частичном антропоморфизме, но это не означает, что мы не готовы к рациональной оценке реальности или не соответствуем миру, в котором живем. Возможно стоить относиться к нему, как к способу экономии ресурсов для эффективного расхода на решение важных задач. Естественно, мы можем контролировать процесс и говорить о предметах с использованием подходящей лексики. Но это не главное. Важно помнить, что даже если рассуждать о предмете как о разумном существе, необходимо помнить о его истинном происхождении и предназначении. В любом случае, мир будет жить по своим законам, несмотря ни на что.

Антропоморфизм частично говорит о способности человека создавать ассоциации. А это, в свою очередь, является хорошим приемом в развитии способности запоминания информации. Но научиться создавать ассоциации можно и без наделения человеческими качествами неживых предметов. Например, такой навык поможет разить курс Викиум «Мнемотехники».

Источник

Значение слова антропоморфизм

Словарь Ушакова

1. Перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, свойственное первобытному мышлению.

2. Представление божества в образе человека.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

☼ уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и растений; приписывание Богу или богам человеческого облика. А. возникает как первоначальная форма мировоззрения, присущая мифу и господствующая на ранних ступенях развития общества. Наивный А., присущий древнейшим религиям, был подвергнут критике еще Ксено-фаном: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же (представляют своих богов) голубоглазыми и рыжеватыми» (В 16). В ветхозаветных текстах и Коране говорится о лике Бога, Его очах, ушах, руках, Его восседании на престоле и т. п. В теистических доктринах об абсолютной духовности Бога все такие выражения были истолкованы как метафоры; попытки их буквального понимания были осуждены в патристическую эпоху, в связи с чем и возник термин «А.» (ср. араб, ташбих в традиции ислама); однако А. сохранялся в фольклорных представлениях христианских и исламских народов о Божестве. Более тонким видом А. является антропопатизм, или психический антропоморфизм, — приписывание Богу человеческих страстей и душевных состояний (гнев, жалость и т. п.). Антропоморфные образы широко употребляются в поэзии; они встречаются даже в научно-технической литературе (выражения типа машина «думает», «решает задачу» и т. п.).

Словарь лингвистических терминов

Уподобление человеку, наделение животных, предметов, явлений природы, мифических существ человеческими свойствами и качествами. Явление А. используется в фольклоре, баснях, поэтических текстах.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от греч. antropos — человек и morphё — вид, форма) — уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

«Все мое», — сказало злато;

«Все куплю», — сказало злато,

«Все возьму», — сказал булат.

Солнце в «Необычайном приключении. » В. Маяковского.

* «На антропоморфизме иногда строится целое произведение» (А.Ф. Головенченко). *

Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR

в рекламе метод представления товара, при котором ему придаются человеческие черты. Часто используется в случаях, когда индивидуальные свойства товара выделены слабо и товар мало отличается от конкурирующих с ним.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Стремление придать человеческие черты тому, что не является человеком, в частности животным или богам. Именно это и происходит в баснях и в религиях. «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, – пишет Вольтер, – мы сумели ответить ему тем же».

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG anthropomorphism)

наделение Бога человеческими чертами, такими, как глаза, руки или кисти рук. В А. используются аналогии и метафорический язык (см. Быт. 3:8; Пел. 17:16).

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

АНТРОПОМОРФИЗМ, а, м. (спец.). Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека.

| прил. антропоморфический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных,
предметы, мифические существа.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— одна из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа или явления и силы природы человеческих образа и свойств. См. ст. Сравнительное изучение религий, Теротеизм, Тотемизм и Фетишизм.

Источник

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (греческий anthröpos человек + morphe вид, образ) — уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Основой зарождавшегося миросозерцания первобытного человека, который еще не выделял себя из природы, был наивно-догматический антропоморфизм. Неодушевленные, в том числе космические, тела наделялись способностью жить и умирать, иметь подобный человеческому ритм жизни и переживания. Побудительные мотивы поведения животных отождествлялись с человеческими и наоборот. Таким образом, параллельно с антропоморфными представлениями об окружающей среде складывались зооморфные представления о самом человеке, о возможности превращения его в животное и обратно. Зооморфизм в миросозерцании первобытных людей явился следствием почти полной зависимости их существования от живой природы, продуктивные возможности которой были несопоставимы с уровнем развития производительных сил человека (общества). Животные становились объектом поклонения и магических, антропоморфных по своей сути, но еще не религиозных обрядов.

Антропоморфизм является характерной чертой большинства религий. Антропоморфные основы религии глубоко и обстоятельно раскрыты Л. Фейербахом. Он указывал, в частности, что «римляне сооружали храмы даже в честь таких аффектов, как страх и ужас. Христиане тоже превращали душевные явления в существа, чувства — в качества вещей, и свои аффекты — в страсти, господствующие над миром, одним словом, превращали свойства своей собственной, известной или неизвестной, сущности в самостоятельные существа». Наиболее ярко антропоморфизм проявляется в религии древних греков, боги которых обладают морфо-физиологической организацией человека, его этическими достоинствами и недостатками, но бессмертны и столь же могущественны, как природные и социальные стихии.

Антропоморфизм характерен и для современных религий, особенно для христианства. В католической и православной иконографии бог откровенно человекоподобен: бог-отец, бог-сын и пресвятая богородица изображаются в одинаково прекрасных образах старости, младенчества, мужской духовной зрелости и женственной красоты. В иудаизме и исламе боги (Яхве и Аллах) говорят и действуют, как люди. Религиозный антропоморфизм тесно связан с антропоцентризмом, в соответствии с к-рым человек есть высшая цель мироздания.

В современном конкретно-научном понимании антропоцентризм и антропоморфизм (в его крайней форме выражения) употребляются как синонимы. На ранних этапах развития медицины антропоморфизм проявлялся во взглядах на болезнь как на самостоятельную телесную, но невидимую сущность, а затем — как на злого духа, демона, беса, вселяющихся в человеческий организм. Лечение болезни сводилось к изгнанию злого духа заклинаниями, молитвами, заговорами и т. д. (шаманство, знахарство). Убежденность в отсутствии принципиальной разницы между человеком и животным, в возможности обоюдного переселения их душ порождало воззрения на болезнь как на возмездие за деяния, совершенные в прежних перерождениях (монголотибетская медицина). Антропоцентрические представления отразились во взглядах Парацельса на Вселенную, в соответствии с которыми она представляет собой аптеку, а сам бог является верховным аптекарем, создавшим лекарства соответственно болезням.

Антропоморфные представления существуют и в современной науке, особенно в зоопсихологии. Некоторые зарубежные ученые-зоологи отождествляют стадно-популяционные сообщества животных с человеческим обществом, чем пользуются буржуазные идеологи для своих «обоснований» извечной природы классово обусловленных отношений господства и подчинения. В. Н. Беклемишев справедливо считает антропоморфными представления о болезнях животных только как о бедствии, в то время как эти болезни и даже эпизоотии большей частью принадлежат к числу нормальных жизненных отправлений биоценоза, поддерживают качественное и количественное постоянство его состава. Элементы антропоморфизма встречаются и в теоретически развитых естественных науках, где объективное содержание понятий, таких, например, как сила, работа, напряжение (физика), сродство (химия), приспособительные, защитные реакции и свойства (биология, медицина), «думающие» машины (кибернетика), сочетается с их антропоморфным выражением. Некоторые биологи (например, Б. А. Домбровский) в этих элементах антропоморфизма и некоторых других понятиях (относительная целесообразность, естественный отбор) не видят ничего, кроме первозданного антропоморфизма, и поэтому предлагают отказаться от них, обедняя тем самым содержание научного знания. Основополагающие понятия медицины (болезнь, патология и др.) иногда также объявляются антропоморфными, порожденными лишь субъективными переживаниями. Однако в этих эмпирически устоявшихся понятиях может быть некоторое объективное содержание и отбрасывать их, не подвергнув научному анализу, нельзя.

Всякое научное понятие является субъективным образом объективного мира, и объективное содержание каждого из них раскрывается практически лишь в системе понятий научного знания. Закономерности познания его таковы, что «От субъективной идеи человек идет к объективной истине через „практику” (и технику)». (Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 29, с. 183). На этом пути история науки преодолевала и антропоморфные представления.

Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 3, с. 1, М., 1955; Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии, М.— Л., 1967; Давыдовский И. В. Проблема причинности в медицине (этиология). с. 77, М., 1962; Домбровский Б. А. О закономерностях в развитии биологической мысли, Алма-Ата, 1965; Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, библиогр.; Семенов Ю. И. Как возникло человечество, с. 282, М., 1966; Спиноза Б. Избранные произведения, пер. с латин., т. 1, с. 394, М., 1957; Фейербах Л. Избранные философские произведения, пер. с нем., т. 2, М., 1955; Царегородцев Г. И. Наука и религия о здоровье и болезнях человека, М., 1965; Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии, с. 4, Л., 1936.

Источник

АНТРОПОМОРФНЫЙ

Смотреть что такое «АНТРОПОМОРФНЫЙ» в других словарях:

антропоморфный — антропоморфный … Орфографический словарь-справочник

антропоморфный — антропоморфический, человекоподобный, человекообразный Словарь русских синонимов. антропоморфный прил., кол во синонимов: 3 • антропоморфический (2) … Словарь синонимов

АНТРОПОМОРФНЫЙ — АНТРОПОМОРФИЧЕСКИЙ, АНТРОПОМОРФНЫЙ (от греч. anthropomorphos имеющий человеческий образ). Человекообразный так называют породы обезьян, весьма похожих, по строению тела, на человека. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Антропоморфный — прил. Человекообразный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

антропоморфный — антропоморфный, антропоморфная, антропоморфное, антропоморфные, антропоморфного, антропоморфной, антропоморфного, антропоморфных, антропоморфному, антропоморфной, антропоморфному, антропоморфным, антропоморфный, антропоморфную, антропоморфное,… … Формы слов

Антропоморфный — … Википедия

антропоморфный — антропом орфный … Русский орфографический словарь

антропоморфный — ая, ое. Человекообразный. А ые обезьяны … Энциклопедический словарь

антропоморфный — ая, ое. Человекообразный. А ые обезьяны … Словарь многих выражений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *