антропософия что это такое простыми

Хорошая самооценка как способ борьбы с COVID-19. Как антропософы мешают Европе вакцинироваться

Гомеопаты и антропософы мешают Австрии, Германии и Швейцарии вакцинироваться

В Австрии ввели локдаун, а в Баварии объявили о катастрофической ситуации в связи с COVID-19. Немецкоязычные страны оказались в хвосте по числу вакцинированных граждан. СМИ винят в этом антропософов. Они уверены, что от заражения лучше прививки спасут позитивный настрой и хорошая самооценка.

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простыми

Локдаун в Австрии и катастрофа в Баварии

В Австрии на этой неделе начался общенациональный локдаун. Причина — рост числа заражений коронавирусом. Не лучшим образом сложилась ситуация и в соседней стране — Германии. В Баварии с 24 ноября введут режим катастрофы. Это значит, что там будет действовать не только локдаун, но и комендантский час для тех, кто все еще не вакцинировался.

Австрия, Германия и Швейцария продемонстрировали худшие среди западноевропейских стран показатели по числу привитых. Эти немецкоязычные государства лидируют по числу антиваксеров с большим отрывом, оставив позади Швецию, которая заняла четвертое место. В этой стране не вакцинировано 16% населения, в Австрии, Германии и Швейцарии — 22-25%.

Виноваты эзотерики и антропософия

В таких печальных показателях европейцы винят распространение в немецкоговорящих странах учения эзотерика начала XX века Рудольфа Штайнера — антропософии. За последнее время в местных СМИ появилось сразу несколько материалов, в которых ответственность за неудачную кампанию по вакцинации возлагают на последователей Штайнера.

Например, журналист Тобиас Рапп в своем автобиографическом эссе, опубликованном в Der Spiegel, назвал антропософов сектой, которая не признает официальную медицину. При этом автор сам получил образование в школе, где обучение строилось на принципах Штайнера. Работа Раппа подогрела интерес общественности к позиции антропософов.

Антропософы в современной жизни европейцев

Учение Штайнера нельзя назвать древним. Эзотерик изобрел его чуть больше 100 лет назад — в 1912 году. Антропософия — это смесь христианских мотивов, восточных учений о карме и реинкарнации, немецкого идеализма и мнения о некой особой значимости природы.

В немецкоязычных странах учение прижилось. Так, на форме сотрудников крупнейшей в Германии сети магазинов по продаже косметических товаров и бытовой химии DM есть измененная цитата из «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гете: «Здесь я — человек, здесь я покупаю». Тем временем этот немецкий писатель и философ — центральная фигура для антропософии, а основатель DM Гетц Вернер — антропософ.

И это не единственный пример интеграции учения Штайнера в жизнь современных европейцев. Мысли эзотерика сохранились в самых разных сферах: образовании, бизнесе, производстве косметики, пищевой промышленности и медицине.

Гомеопаты, которые признают вакцинацию

Благодаря эзотерику, который ратовал за гомеопатию, теория широко распространилась среди немцев. Они обращаются к семи тысячам гомеопатов и десяткам тысяч целителей. И это лишь официально зарегистрированные люди. При этом антропософы официально не выступают против прививок и вакцин. Они признают важность этих препаратов для тех, для кого коронавирус представляет реальную угрозу.

Более того, последователи Штайнера считают чудом то, насколько быстро ученым удалось создать сразу несколько вакцин. Организации, где распространены учения эзотерика, без лишних вопросов следовали введенным ограничительным мерам.

«Месяц назад в моей школе было принято решение, что теперь необходимо носить маску, если ты не вакцинирован или не готов постоянно тестироваться. На практике в моем классе сейчас никто не носит маску — значит, все либо протестированы, либо вакцинированы», — рассказал «Медузе»* один из преподавателей швейцарской вальдорфской школы.

Позитивный настрой лучше прививки?

Антропософы действительно не устраивают массовые акции протеста и не призывают отказываться от прививок. Однако они делают упор на свободном решении вопроса о прививках. Это хорошо видно из официального заявления медиков-антропософов.

«В этой ситуации свободное, информированное решение о вакцинации, по нашему мнению, остается единственным допустимым с правовой и доказательной точки зрения», — отметили в нем.

Дело в том, что прививки попросту не вписываются в практики антропософской медицины. Ведь эти сторонники гомеопатии верят в существование эфирного и астрального тел в человеке. По мнению антропософов, танец, например, — это новый вид языка, благодаря которому каждый может назвать свое имя.

Врач-антропософ Микаэла Глеклер советует укреплять иммунитет, а не вакцинироваться. Для этого нужно много времени проводить на свежем воздухе, двигаться, что породило негативное отношение к маскам. Сторонники учения Штайнера верят, что заражению препятствуют гармония внутри человека, хорошая самооценка и позитивный настрой. Об этом рассказала жительница Берлина Ксения Меерович, которая окончила вальдорфскую школу.

«Так как они альтернативно мыслят, то все ставят под вопрос. Соответственно, и обычное лечение тоже. Большая часть таких людей вальдорфских — они за гомеопатию. Это то, что знаю я, и то, как лечили меня. Болит голова — попей чай, иди спать, все пройдет. У нас таблеток вообще никогда дома не было. И тем более в той семье, в которой я жила во Фрайбурге», — пояснила она.

Закрытые сообщества антропософов

Меерович рассказала, что антропософы создают закрытые сообщества. И вот туда уже пропаганда вакцинации не проходит.

«Так как они живут в микросоциуме, где каждый друг друга поддерживает, в нем создается мини-реальность. Соответственно, ты против прививки, я, твой друг против прививки, кто-то еще присоединяется — эта сеть очень быстро размножается. Будет странно, если в таком микросоциуме, где все против прививок, какой-нибудь Вася вспомнит, что прививки — это важно. Они живут в своем мире. Там это плохо», — подчеркнула жительница Берлина.

По ее словам, Меерович и сама против вакцинации, она долго не прививалась. Правда, женщина передумала, когда власти решили сделать экспресс-тесты платными. Лишь после этого жительница Берлина пошла и вакцинировалась. Вот только для этого ей пришлось поступиться своими принципами. Возможно, именно финансовые ограничения и позволят государствам побороть нежелание антропософов прививаться.

* СМИ, выполняющие функции иноагента.

Источник

Антропософия

В конце XIX века наука стала развиваться усиленными темпами. Последствием научно-технической революции, в том числе, стала потребность образованных людей объединить науку и религию в единое целое.

При этом научная и творческая интеллигенция считала, что такое объединение может дать ответы на все извечные вопросы мироздания.

Решить эту проблему взялся Рудольф Штайнер, создавший учение антропософии. Он попытался в её рамках объединить эзотерику, мистику, античные учения и христианство.

Таким образом, он создал новую религию, которую христианство считает сектой. Святой апостол Павел так предсказывал появление подобных учений:

«… будет время, когда здравого учения не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням».

Антропософия — антихристианское учение

Антропософия — это ответвление теософии. Оно признано в христианском мире и философской науке антихристианским оккультно-мистическим учением о человеке.

Само его название означает в переводе с греческого «мудрость о человеке». Создал его горячий почитатель теософии Рудольф Штейнер.

Под теософией понимают теоретический раздел оккультизма, а также оккультное движение. Основная его идея — утверждение о том, что существует возможность мистического познания Бога. Такая возможность позволяет непосредственно общаться с божеством в состоянии экстаза.

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простымиЕлена Петровна Блаватская 1878 год. Блаватская — создатель теософии, от которой откололась антропософия Рудольфа Штейнера

Многие понимают под теософией учение Е.П. Блаватской. Создатели антропософии предприняли попытку с её помощью демократизировать теософию.

Для этого они её рационализировали и приспособили её к особенностям интеллектуально-психологических черт общества Западной Европы. Некоторые исследователи называют это учение германским вариантом теософии.

Учение Штайнера и его последователей потому антихристианское, что оно отрицает целый ряд догматов христианства.

Наглядно антихристианскую сущность антропософии и его противоречие в общих чертах с христианством, можно представить так:

Критерий сравненияАнтропософияХристианство
Совершенствование человекаУтверждает, что живя на земле, человек при помощи духовных практик может «переродиться» и стать «высшим» человекомГоворит о том, что человек воскреснет к жизни в Царствии Небесном только после покаяния и раскаяния. Новую жизнь человеку даровал Господь Наш Спаситель Иисус Христос, пострадавший и умерший за человеческие грехи. Воскреснув, он искупил их, очистив род человеческий от первородного адамова греха. Тем самым людям были открыты врата в Царствие Небесное
Природа зла на землеГоворит о том, что земля ― это поле битвы светлого и тёмного бога. Первый — Ормузд. Второго зовут Ариман. Они олицетворяют собой добро и злоУчит о том, что Господь не создавал зла. Люцифер — это падший ангел по гордыне своей восставший против Него и за это низвергнутый с небес. Зло — плод его деятельности и искажением тех предметов и явлений, которые созданы Богом
Возможность познания мира и достижение тесной связи с БогомЗаявляет о познаваемости мира через мистические и оккультные практики. Говорит о том, что необходимо добиться с их помощью «единения» с божеством в состоянии экстазаВыдвигает догмат о невозможности постижения Божественного Замысла человеком. Человек не в состоянии постичь весь мир, так как не сотворил его. Божью благодать можно получить только через раскаяние, причастие и молитву

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простымиСвятой апостол Павел византийская православная икона, ручная работа, XX век. Апостол предсказал в своих посланиях появление псевдо- и антихристианских учений в стиле антропософии

Появление антропософии связано с кризисом западного христианства. Кроме того, причиной его появления стало бурное развитие науки и образование, открывшие для некоторых восточные оккультные учения и языческие культы.

Ранее они были под запретом и строго цензурировались как государственными, так и церковными цензорами.

Теория Штайнера — это компиляция из религий и философских учений

Антропософская теория, по мнению многих богословов и философов, — это смесь положений различных религий и философских учений. Так:

По мнению штейнеристов, Иисус Христос Сыном Божиим может быть назван лишь иносказательно, в нравственном смысле. Уже одно это утверждение показывает антихристианскую сущность данного учения.

Основной отличительной чертой антропософии считается смешение религиозных постулатов, философских концепций и научных знаний.

С этой целью были использованы алхимические тексты, исторические гипотезы, научные теории, оккультизм и эзотерика.

Кстати, Штейнер утверждал, что информацию о них он получил посредством «ясновидения» через некие мифические «хроники акаши».

В результате такого смешения возникла некая духовная наука. Её цель — раскрыть духовное в человеке посредством всех имеющихся доктрин, религиозных взглядов и теорий.

Так, используя положения гностицизма в своей теории, Штайнер допускает существования кармы, реинкарнации и многобожия, что характерно для индуизма.

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простымиОрмузд борется с Ахриманом (справа). Рельеф в Персеполе (XII — VI в. до н.э.). Штайнер предсказал воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана

Последователи Штайнера считают Космос единой живой духовной сетью. Именно поэтому в России антропософию ещё называют наука о духе.

При этом необходимо отметить, что сам создатель учения весьма пессимистично смотрел на мир. Так им было предсказано воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана.

Это характерно для псевдохристианских хилиастических сект.

Таким образом, всю антропософию можно свести к тому, что её автор просто скомпилировал отвергнутые обществом идеи, искусственно создав из них некую новую «духовную науку».

Рудольф Штайнер — «пророк» антропософского движения

Для того чтобы понять, что такое антропософия, необходимо изучить биографию её создателя — Рудольфа Штайнера. Родился он в 1861 году в Хорватии в местечке Каралевич.

В то время оно относилось к Австро-Венгрии. Его родители были австрийцами, католиками. Отец работал на почте.

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простымиРудольф Штайнер австрийский оккультный философ, социальный реформатор и архитектор. Первое признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания

Будущий «пророк» обучался в реальном училище Винер-Нойштадта. По окончании училища он переехал в Вену. Здесь он поступил на философский факультет Венского университета.

Здесь он изучал не только философию, но историю и литературу. Именно тогда он познакомился с философской концепцией Гёте.

Здесь активно изучались труды философа, а также работы Ницше. Будущий создатель антропософии принимал участие в 1882 году в комментировании и редактировании собраний сочинений Гёте.

Штайнер на протяжении всей жизни активно интересовался философией, естественными науками, литературой. Он издал примерно 300 своих сочинений.

Среди них можно назвать такие произведения как «Ницше как борец против своей эпохи» и «Философия свободы».

Создатель антропософии редактировал несколько журналов. В 1902 году он возглавил немецкую секцию Теософического общества.

Произошло это потому, что он развивал идеи совершенствования в человеке сверхчувствительных способностей. Теософическое общество было основано Е.П. Блаватской.

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простымиАнни Безант в 1897 году. В 1907 году она объявила Кришнамири вторым Христом. Штейнер эту «ересь» не признал, порвал с теософией и создал антропософию

В 1907 году теософическое общество возглавила А.Безант. Она объявила Кришнамири вторым Христом — новым спасителем человечества.

Штейнер данный «догмат веры» категорически отказался принять и в 1912 году порвал все отношения с теософическим движением.

В ответ на «ересь» он создал в 1913 году в Швейцарии «Всемирное антропософское общество».

На учредительном собрании Рудольф заявил о том, что с того момента как человечество открыло антропософию, оно вошло в совершенно новую, четвёртую стадию развития Мирового Духа.

Гетенаум — храм антропософов

В 1913 году Штайнер разработал Гетенаум или «храм» антропософской науки и искусства. Кроме того, тогда же им бы разработана теория «Свободной высшей школы для науки о духе».

Строительства Гетанума происходило в сопровождении различных магических обрядов. Само здание должно было символизировать идею абсолютного слияния материи и духа.

Его строительство завершено в 1921 году.

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простымиРудольф Штейнер у макета здания первого Гётеанума. Гётенатум — это «церковь» антропософии

Здание построили с двумя куполами. Купола имели разные размеры. Внутри каждый зал разделялся на две комнаты. Подобную архитектуру выбрали для того, чтобы достигнуть максимально чистый акустический эффект.

Залы помещения расположились под куполами «храма». В первом зале читались лекции и проводились массовые мероприятия.

Он вмещал 900 человек. Второй зал предназначался для постановки спектаклей драматического театра и занятий эвритмических групп.

Архитектурный проект, декор, роспись стен и потолка храма антропософии — всё это плод творчества Штейнера.

Малый зал украшала выполненная из дерева скульптура. Она изображала фигуру Иисуса Христа, шествующего среди фигур Люцифера и Аримана.

Христос шёл с поднятой вверх рукой, стороны его лица были асиметричны. Этот символ должен был означать то, что на Него оказывают влияние обе стороны.

Также такое изображение трактовалось как феномен синтеза всечеловеческой любви, которая имеет, как светлую, так и тёмную стороны.

антропософия что это такое простыми. Смотреть фото антропософия что это такое простыми. Смотреть картинку антропософия что это такое простыми. Картинка про антропософия что это такое простыми. Фото антропософия что это такое простымиПервый Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения. Здание сгорело в 1923 году несмотря на то, что Штайнер предсказал ему 300 лет сущестования

Основатель антропософского сообщества Рудольф Штайнер скончался в 1925 году. При жизни он убедился о том, что его учение ложно.

По его предсказанию здание Гётенаума должно было простоять 300 лет. В ночь на 1923 год его сгубил пожар.

Последователи Штайнера — выдающиеся люди, но они заблуждались

Наука о духе или же штейрианство широко распространилась в Германии. Учение нашло своих последователей среди художественной интеллигенции.

Именно её представители впадали в соблазн расцерковлённости и извращённой утончённости своего сознания.

Источник

АНТРОПОСОФИЯ

Специфика антропософского познания означена стадиями выхождения за чувственную оболочку явлений (что, по Штайнеру, равно переживаемой мысли, которая и составляет объективное содержание духовного мира) и обратного вхождения в явления путем их одновременного переосмысления в свете приобретенного сверхчувственного опыта. В этом смысле антропософия конституирует не только понятие научности, но и собственно «вечные истины» эзотерической традиции, придавая новый смысл оккультным представлениям о карме, реинкарнации, жизни после смерти, семичленном составе человека и т.д. Переосмыслению подвергается прежде всего история человечества, центральным событием которой Штайнер считает событие Христа и мистерию Голгофы. Антропософская христология выходит за рамки всех конфессиональных представлений и есть результат самостоятельных духовных исследований Штайнера; нельзя назвать ее и мистикой, так как характер лежащих в ее основе переживаний определяется не экстатической раскачкой бессознательных душевных энергий, а расширением логического сознания до сознания Логоса, которое формирует высшие познавательные способности. Они включают: 1) имагинацию (стадия образного восприятия сверхчувственного, некое подобие сверхчувственного представления, которое в отличие от обычного опирается не на чувственное восприятие, а на некую точную фантазию в гетевском смысле слова); 2) инспирацию (стадия безобразного – адекватного – восприятия сверхчувственного, бессознательным эквивалентом которой можно считать «наитие»); 3) интуицию (стадия единения со сверхчувственным; если цель естественной науки в объяснении мирового свершения через знание, то цель духовной науки, или интуиции, есть само мировое свершение, сознающее себя в познающем и как познающего). Имманентное понимание антропософии не исчерпывается ее сугубо теоретическим изучением, а имеет предпосылкой самоотнесенность собственной «философской судьбы» с ее становлением в личности ее творца. Можно условно разделить это становление на три этапа: философский (1882–1900), теософский (1900–09) и собственно антропософский (после 1909), беря, разумеется, перечисленные этапы не просто в их последовательности, но и симультанно. Первое, философское, самооформление антропософии предстает как ее первофеномен, задающий тон всем последующим ее метаморфозам. На этой стадии становления антропософия выступает в форме «теории познания гетевского мировоззрения», стоящей к естествоиспытателю Гёте в таком же отношении, в каком теория познания Канта стоит к Ньютону. Аналогия отнюдь не случайная, особенно в свете последующих судеб науки: развитие естествознания во 2-й пол. 19 в. протекало под знаком антигетевского, английски ориентированного типа познания, что в немаловажной степени было определено отсутствием альтернативной кантианству теории познания. Очевидно, что эмпирическое естествознание, нуждающееся в некоем трансцендентальном оправдании, не могло равняться ни на духоведение немецкого идеализма, который скорее сговорился бы со Сведенборгом, чем с Ньютоном, ни на эмпирическую науку Гёте, которая, при всей ее продуктивности и экспериментальной неоспоримости, оценивалась всего лишь как гениальная довеска к его поэзии. Теория познания Гёте, единственно смогшая бы стать противовесом кантовского критицизма, осталась в Гёте нереализованной возможностью. Возможность реализована Штайнером в вводных статьях и обширных комментариях к пяти томам естественно-научных сочинений Гёте (1884–97) и в «Очерке теории познания гетевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993).

Философия антропософии, потенцирующая познавательный праксис Гёте до уровня некой универсальной теории познания, есть требование радикального эмпиризма на почве последовательно регулируемого в своих познавательных предпосылках естествознания (эту тему позднее, в гораздо более слабой и по существу тупиковой форме и при полном умолчании штайнеровских трудов, будет разрабатывать феноменологическая философия, которая перспективам гетевских начинаний предпочтет связанный традицией картезианский дискурс). В свете этой теории познания традиционный эмпиризм страдает тем же недостатком, что и традиционный рационализм, когда он принципиально отмежевывает восприятия от понятий и кладет во главу угла субъект/объектный дуализм. Радикальный эмпиризм Штайнера начинается с преднахождения в области фактического наряду с чувственными восприятиями и мышления как такового: «Если мы хотим иметь в мышлении средство глубже проникнуть в мир, тогда. мы должны найти мышление среди фактов опыта как один из таковых фактов» (Очерк теории познания гетевского мировоззрения. М., 1993, с. 23). Только философский догматизм способен постулировать гетерогенность природы и мышления о природе, чтобы биться потом над неразрешимым ребусом познаваемости природы в мышлении и пугать сознание призраком «вещи самой по себе». В теории познания гетевского мировоззрения мысль, мыслящая эволюцию, мыслит себя не вне эволюции, а в ней самой, притом на самой ее вершине, т.е. она сознает себя не просто единосущной любому объекту природы, но как «высшую природу внутри природы». «Мышление есть последнее звено в последовательном ряду образующих природу процессов», а человек «как дух достигает высшей формы бытия и создает в мышлении самый совершенный мировой процесс» (там же, с. 82, 90). Если дарвиновско-геккелевская теория развития останавливается на биологически понятом человеке, то здесь эволюция мыслится как продолжение природы в человеческой духовности, т.е. не звеном во внешней цепи дальнейших трансформаций физико-биологического вида, а как самопознание, представляющее собой самоодухотворение тварного фюзиса. «Человек по отношению к мировому процессу является не праздным зрителем, повторяющим в пределах своего духа образно то, что совершается в космосе без его содействия; он является деятельным сотворцом мирового процесса; и познание является самым совершенным членом в организме вселенной» (Штайнер Р. Истина и наука. М., 1992, с. 7).

На рубеже веков это философское мировоззрение выступило в теософском облачении, что выглядело необъяснимым парадоксом как для единомышленников Штайнера, никак не ожидавших от автора «Философии свободы» погружения в оккультизм, так и для теософов, равным образом не ожидавших от друга и почитателя Эрнста Геккеля «оккультного просветления». Метаморфоз антропософии из философии в теософию не был внутренней теоретической необходимостью, как, скажем, перерастание философии тождества в философию откровения у Шеллинга, но определялся обстоятельствами околоакадемического порядка, чтобы не сказать случаем и судьбой. Нежелание философского сообщества Германии считаться с философией Штайнера и интерес к нему со стороны немецких теософов (пробным камнем послужило при этом его толкование известной «Сказки» Гёте из «Разговоров немецких эмигрантов») привели к тому, что с 1900 начинается лекционная деятельность Штайнера в Теософском обществе, которая приобретает систематический характер и продолжается уже до последних месяцев жизни (опубликованные тексты лекций насчитывают свыше 350 т.). По словам самого Штайнера, теософия, как и философия, были лишь формой выражения некоего абсолютно гетеродоксного и самодостаточного опыта: «Мысли другого человека следует рассматривать не сами по себе, а должно видеть в них вестников его индивидуальности. Философия никогда не выражает общезначимых истин, она описывает внутренний опыт философа, посредством которого последний толкует явления» (Goethes Naturwissenschaftliche Schriften, hrsg. von R.Steiner. Dornach, 1982, Bd. 5, S. 344); «Никто не пребывал в неясности относительно того, что в Теософском обществе я буду излагать лишь результаты моего собственного исследовательского созерцания» (Mein Lebensgang, S. 280). Речь скорее шла не об «обращении» в теософию, а о чисто педагогической задаче перевода личного духовного опыта с оставшегося невостребованным философского языка на язык, доступный заинтересованной в этом опыте теософской аудитории. (Ср. пояснение Штайнера в лекции от 9 февраля 1905: «Изложенное мною здесь Вы найдете там (в «Философии свободы». – К.С.) выраженным в терминах западной философии. Вы найдете там развитие от Камы до жизни в Манасе, Ахамкара обозначена там мною как Я, [М]анас как «более высокое мышление», чистое мышление, а Будхи как «моральная фантазия». Все это разные названия одного и того же» (Ursprung und Ziel des Menschen. Grundbegriffe der Geisteswissenschaft. Dornach, 1985, S. 214f).

Если философское оформление антропософии стоит под знаком потенцированного до своих теоретико-познавательных возможностей Гёте, то за теософским облачением скрывалось потенцирование гетевского типа познания до исконно оккультной топики как восточного, так и западного типа. Нужно представить себе Гёте-естествоиспытателя в тематическом круге Упанишад, Беме или Сен Мартена, т.е. исследующего проблемы, скажем, ангелологии или сотериологии с такой же трезвостью и посюсторонностью, с какой он прослеживал метаморфозу листа или наблюдал атмосферическое свечение, чтобы стало ясно, что теософия Гёте ни при каких обстоятельствах не могла ужиться с буддистски ориентированной теософией. Конфликт, зревший с самого начала, с 1909 перешел в стадию разрыва отношений – отделения от Теософского общества и основания в 1913 Антропософского общества. К этому времени центр движения перемещается из Германии в Дорнах (Швейцария), где по архитектурному проекту Штайнера воздвигается Иоанново здание, позже названное Гетеанум и сожженное (предположительно иезуитами) в новогоднюю ночь с 1922 на 1923. После смерти Штайнера (1925) отстроенный по новой модели Гетеанум стал центром Всемирного Антропософского общества с Высшей школой духовной науки. В различных странах действуют многочисленные антропософские организации: больницы, поликлиники, фармацевтические предприятия, школы, детские сады, эвритмеумы, крестьянские фермы и т.п.

Академическая философия предпочла предметному разговору враждебное молчание, что свидетельствует не только об академических нравах, но и косвенно сигнализирует беспрецедентность замалчиваемого. Ибо речь идет не о (пусть сколь угодно остроумной) философии, а о единственной в своем роде субстанции мышления, имманентно и эмпирически осмысливающей исконно запретные философские зоны. Последнее, до чего поднимается философия, – есть признание теоретической непротиворечивости названной субстанции (на манер кантовского intellectus archetypus). Это «последнее» философии есть «первое» антропософии, условие которой не теоретическая допустимость познания сверхчувственного, а его фактическая, т.е. личностная, данность: argumentum ad veritatem впервые во всем объеме приравнивается здесь к argumentum ad hominem, на что прямо указует основополагающая формула: «Весь мир, кроме человека, есть загадка, доподлинная мировая загадка, сам человек есть ее разрешение» (Steiner R. Mein Lebensgang, S. 225). В этой формуле, при условии, что она понимается не априорно, а эмпирически, лежит возможность и действительность антропософии. То, что после Гёте и Фихте западная философия находилась в повышенной зоне риска, с этим можно было еще кое-как справиться. Хотя познание и способно было (по-гетевски) осознать себя как «самый совершенный член в организме вселенной», хотя оно (по-фихтевски) и заставляло мир обращаться к себе на Я, эта опасная комбинация могла быть все же нейтрализована через идентификацию Я с «трансцендентальным Субъектом» (этим философским инкогнито Бога теизма). Следующая реплика Штайнера из одного программного сочинения 1899 (она настолько ужаснула даже антропософских издателей, что была опущена в издании 1939) дает понять, как переходятся философские Рубиконы: «После сказанного представляется почти излишним напомнить о том, что под Я может подразумеваться воплощенное, реальное Я единичного человека, а не какое-то общее и извлеченное из него Я» (Steiner R. Der Egoismus in der Philosophie. Gesamtausgabe, Bd. 30. Dormach, 1961, S. 151). Реплика эта проливает свет на вопрос, резонирующий во всем пространстве западной философии, от Парменида до Сартра, вопрос о совместимости эссенции и экзистенции. Выясняется, что этот вопрос оттого и застревал в апоретике, что ставился однобоко эссенциально: с учетом мыслей мыслителя и за вычетом его как человека. Наличие человека (не понятия «человек», а его физически-духовной единичной самоданности) никогда по существу не тревожило философов и сводилось в их мысленных конструкциях как бы к коэффициенту логического сопротивления. Когда к сер. 19 в. Макс Штирнер («самый свободный мыслитель, какого только породило современное человечество». – Steiner R. Friedrich Nietzsche. Ein Kämpfer gegen seine Zeit. Dornach, 1926, S. 122) предпринял скандальную попытку заставить весь языческо-христианский тезаурус кружиться вокруг не фихтевски-трансцендентального, а своего личного Я, он был аттестован как сумасшедший, а книга его так и осталась некой черной дырой в дискурсивно пересыщенной атмосфере философской истории Запада. Штайнер, по выходе в свет «Философии свободы» казус Штирнера оценивает иначе: «Первая часть моей книги образует философский фундамент для штирнеровского жизневоззрения» (Steiner R. Briefe, Bd. 2. Dornach, 1953, S. 143). Это значит: центральное философское произведение Штайнера не замыкается на теории познания Гёте, но ставит ее перед необходимостью выдержать экзамен по специальности «Штирнер» (особенно после недавно провалившегося на этом экзамене Ницше, а ранее, впрочем, и самого Штирнера). В этой черной дыре философии («ничто» Штирнера, «нигилизм» Ницше, «бессознательное» Э. фон Гартмана), а вовсе не в каком-то оккультном прошлом, сформировалась упомянутая выше мыслительная субстанция автора «Философии свободы», избравшего своей биографией последующих десятилетий ее практическую реализацию под названием «Антропософия».

Литература:

1. Штейнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997;

2. Унгер Р. Что такое антропософия? М., 1991;

3. Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917;

4. Stein W.J. Die moderne naturwissenschaftliche Vorstellungsart und die Wellanschauung Goethes, wie sie Rudolf Steiner vertritt, Stuttg., 1921;

5. Unger С. Aus der Sprache der Bewußtseinsseele. Dornach, 1930;

6. Idem. Die Grundlehren der Anthroposophie. Stuttg., 1964;

7. Ballmer K. Briefwechsel über die motorischen Nerven. Besazio, 1953;

8. Idem. Deutschtum und Christentum in der Theosophie des Goetheanismus. Besazio, 1995.

См. также лит. к ст. Штайнер [ШТАЙНЕР].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *