апартеид что это значит
АПАРТЕИД
Полезное
Смотреть что такое «АПАРТЕИД» в других словарях:
Апартеид — (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь
АПАРТЕИД — [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
АПАРТЕИД — (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия
АПАРТЕИД — [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АПАРТЕИД — одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия
АПАРТЕИД — (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии
апартеид — сущ., кол во синонимов: 1 • раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апартеид — (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история
апартеид — апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Апартеид в ЮАР: становление и падение режима
Апартеид: режим дискриминации
26 мая 1948 года на выборах в ЮАР (в то время Южно-Африканском Союзе) победила Национальная партия. С этого момента в стране на государственном уровне начала проводится политика апартеида.
Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, то есть принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. Апартеид имеет долгую историю.
Южно-Африканский Союз возник в 1910 году в результате объединения Капской провинции, Республики Наталь, Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во главе первого правительства новой британской колонии встал Бурский генерал Луис Бота.
С самых первых дней существования Южно-Африканского Союза (ЮАС) стали внедряться практики:
Как нарушались права?
Избирательное право темнокожих, потомков от смешанных браков и переселенцев было нарушено. Голосовать имели право лишь те, кто обладал высоким имущественным цензом. Кроме того, это правило действовало не везде. 93% избирателей составляло светлокожее меньшинство жителей Южной Африки.
Термин «апартеид» впервые публично использовал в 1917 году Южнооафриканский политик Ян Христиан Смэтс.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации. Белое меньшинство опасалось потери власти. В период с 1949 по 1953 годы в стране приняли девять расовых законов. Вопросами теории и практики апартеида занялось специально-созданное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. Браки между «белыми» и темнокожим населением были запрещены. Запрет касался и подобных браков, заключенных за границей.
Жители ЮАС получили удостоверения, в которых была зафиксировала расовая принадлежность. По акту о «регистрации» жители ЮАС делились на европейцев, темнокожих и «цветных» (не европейцы, но и не коренные жители). Самой дискриминируемой группой были африканцы. Они составляли около 80% населения ЮАС, а проживать должны были на 13% территории страны в особых резервациях («хоумлендах») или в бантустанах (по имени группы народов банту).
Протесты
В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида. В город Шарпевиль 700 темнокожих вышли на улицы, требуя свободно приезжать в города без специального разрешения. В результате столкновения погибло 69 и ранено 180 протестующих.
Мировое сообщество резко осуждал политику апартеида в ЮАР. Апартеид признали преступлением против человечества. Он был официально осужден ООН.
Лидером протеста против апартеида стал Нельсон Мандела. Борец против несправедливости провел 27 лет в одиночной камере и вышел на свободу в 1990 году. В это время президентом ЮАР был Фредерик Виллем де Клерк, который вынужден был официально отменить дискриминационные меры. Он снял запрет на деятельность старейшей организации африканского населения ЮАР — Африканского национального конгресса.
Падение режима апартеида
Правящая элита ЮАР стала осознавать, что режим апартеида обречен из-за резкого изменения политической ситуации в мире.
Читайте также:
Апартеид в ЮАР: темнокожим и цветным здесь не место
Национальная партия, пришедшая к власти в ЮАР, быстро начала наводить свои порядки. Первым и наиболее крупным делом стало насаждение апартеида в стране. Власть поделила людей на белых, черных и цветных. При этом права были только у первых, остальным же было уготовано жалкое существование.
Содержание
Политика апартеида
Национальная партия сумела победить на выборах в ЮАР в 1948 году. Это означало одно — в жизни страны грянули колоссальные изменения. А именно – апартеид (официальная политика расовой сегрегации). Первым делом правительство запретило сексуальные отношения между представителями разных рас. Следующий шаг – запрет смешанных браков. Если же люди были замечены в нарушении этого постановления (неважно, брак был официальным или гражданский), то им грозило уголовное наказание.
В 1950 году Национальная партия определила, что чернокожим, индусам и прочим цветным людям не место в белом обществе от слова «совсем». Но на подобный шаг правительство все же не решилось. Зато приняло постановление о создании специальных «хоумлендов» (они же – бантустаны), то есть, специальных резерваций для темнокожих людей, которые находились во власти такой же темнокожей, но элитной прослойки общества. Коренные африканцы, которых загнали в «хоумленды», уже не могли попасть на территорию белокожих (она занимала гораздо большую часть ЮАР) без специального разрешения. А те, кому «бумажки» выдавались, допускались туда только лишь для выполнения самой грязной, тяжелой и неблагодарной работы. Если же темнокожий оказывался в запрещенном месте без разрешения, то его арестовывали, а затем судили.
Понятно, что законодательство Южно-Африканской республики было полностью на стороне белого населения. Темнокожих людей угнетали буквально во всем. Например, в автобусах сидячие места предназначались только для белых, больницы с качественными медицинскими услугами – для них же, тоже самое касалось учебных заведений, парков, пляжей, театров, ресторанов и так далее.
Темнокожее население мирилось с положением дел вплоть до 1960 года. Но потом терпение лопнуло. Первые протесты прошли в городе Шарпевиль. На демонстрацию собралось примерно 7 сотен темнокожих. Они протестовали против закона, запрещавшего им без специального разрешения приезжать в города. Естественно, с людьми церемониться не стали. В результате столкновения, которое длилось 40 секунд, стражи порядка убили 69 протестующих. Число раненых составило 180 человек.
Международная реакция
Это событие не могло остаться незамеченным. Совет Безопасности ООН раскритиковал действия правительства и призвал отказаться от политики апартеида. Такого же мнения придерживались лидеры европейских стран и СССР. Но все они лишь призвали, а не запрещали. Поэтому в одночасье ситуация не изменилась. Наиболее активным в плане поддержки темнокожего населения в ЮАР стал именно Советский Союз. Большевики оказывали всяческую поддержку и Африканскому национальному конгрессу, боровшемуся с политикой апартеида, и лично Нельсону Манделе – главному лицу чернокожего протеста.
Когда о кровопролитии стало известно, одним из первых отреагировал СССР. ТАСС сообщило:
«Советский Союз решительно и последовательно осуждает преступную политику апартеида, выступает за применение эффективных мер, направленных на изоляцию и бойкот южноафриканского режима, выполнение решений ООН, Организации африканского единства и других международных организаций, требующих ликвидации апартеида и любой расовой дискриминации, предоставления права африканскому большинству жить в условиях мира и свободы».
После апартеида
В 1993 году в Кейптауне несколько чернокожих ворвались в церковь и устроили стрельбу по прихожанам. Тогда погибло 12 белых человек, еще 72 получили ранения различной степени тяжести. И де Клерк сдался. Он объявил о проведении демократических выборов. В них и победил Нельсон Мандела.
Новая власть
Формально эпоха апартеида подошла к концу. Но новая власть дала свободу различным организациям, жаждущим крови белого населения. Начался отстрел бывших хозяев жизни. Полиция на многочисленные преступления смотрела сквозь пальцы. По сути, история в ЮАР повторилась, только теперь на вершине оказались чернокожие. И белые начали массово покидать страну. Поначалу победители радовались этому факту – из ЮАР за короткий срок эмигрировало более 800 тысяч белокожих.
Правда, потом выяснилось, что страну покинули не только жестокие узурпаторы, но и квалифицированные работники. ЮАР лишилась врачей, инженеров, фермеров и так далее. Чернокожие, которые занимали высокие руководящие посты, проваливались, поскольку ничего не умели. Наступил «кризис умов». Но отказаться от направления политики власть не хочет и сегодня. Доходит порой до абсурда – чернокожие пользуются различными льготами и благами, а оставшиеся белые ущемлены со всех сторон. Нередки случаи, когда их не берут на работу даже в том случае, если на место больше нет ни одного претендента. Дискриминацией власть мстит за годы унижений. Ничего не поменялось в стране и по сей день. Поэтому говорить о том, что ситуация в ЮАР нормализовалась пока рано.
Апартеид
Апартеид – политико-правовая доктрина государства, введенная по расовому признаку с целью сегрегации населения по нему.
Такое незамысловатое определение можно дать политике, которая проводилась во второй половине XX века (в 1940-90-х гг.) правительством Южно-Африканского Союза и Республики под руководством Национальной партии. Схожим процессом можно считать принудительное выселение индейцев как коренных жителей США в резервации. Также существование гетто в разных стран: в т.ч. во Франции и США.
С правлением Национальной партии связаны ужасные годы апартеида в ЮАР. Все население страны поделили на белых, у которых было больше всего прав, черных, цветных и индийцев. Вскоре после этого все стало раздельным, включая различные общественные места. Прекратился апартеид лишь в 1994 году, когда в стране произошла смена власти.
Политика апартеида формировалась задолго до её проведения на государственном уровне. До 1948 года политика апартеида прошла 5 этапов:
Первый этап XVII-XXвв. в виде отношения Я. Ван Рибека и его последователей к коренному населению;1900-1910 – образование ЮАС и принятие конституции; режим при Л. Боте (1910-1924), режим при Дж. Герцоге и режим при Смэтсе.
Основополагающий фактор проведения такой политики – националистические интересы потомков европейских переселенцев – африканеров, которые в разное время назывались также и бурами. Для проведения таких идей была создана Национальная партия в 1914 году, и одним из её основателей стал бывший активный участник второй англо-бурской войны (1899-1902), заместитель командующего вооруженными силами Оранжевого Свободного Государства Джеймс Барри Герцог (1866-1942). В будущем он станет премьер-министром Южно-Африканского Союза (1924-1939).
Все надписи на английском и африкаанс, 1957 год.
Основными целями партии и самого Дж. Герцога стали проведение политики апартеида с целью урезания прав коренного населения Южной Африки и расширение прав потомков европейских колонистов или африканеров ( владеют языком африкаанс).
В своей внутренней политике он придерживался поставленных в 1914 году целей – даровал избирательное право белым женщинам, для мужчин убрал все возможные цензы для участия в выборах (как при активном, так и пассивном праве).
С 1950 года в ЮАС принимались законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечными.
Так, например, с 1950 года начал работать один из основных законов режима апартеида — закон о запрете смешанных браков.
В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире.
Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же.
После победы на парламентских выборах в 1948 году Малан стал очередным премьер-министром и в своей политике проводил ультрарадикальные преобразования по отношению к черному населению. Во многом он руководствовался следующим тезисом политической программы Национальной Партии «В ЮАС должна проводиться политика полного апартеида как конечная цель естественного процесса раздельного развития.
Отдавая себе отчет в том, что эта задача может быть лучше всего выполнена путем сохранения в чистоте и неприкосновенности белой расы, Национальная партия провозглашает это в качестве основного руководящего принципа своей политики».
При нем были запрещены межрасовые браки (1949), представители местного населения получали право владения собственностью только в специально выделенных для этого зонах (1951), т.е. бантустанах и т.д. Но всё же самый важный закон, принятый Малане «Акт о групповых областях» (1950). Данный акт стал «основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения».
Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год.
Таким образом, внутри ЮАС были созданы специальные резервации для темнокожих, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны. При этом даже те немногие африканцы, имевшие возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.
Территория белых недалеко от Кейптауна, 1976 год.
После его ухода с поста премьер-министра ЮАС в 1954 году пост главы правительства занял Йоханесс Стрейд (1954-1958), который вошел в историю как еще больший сторонник национализма в Южной Африке. Являлся представителем «Очищенной Национальной партии», а при Малане стал министром сельского хозяйства и ирригации.
Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных темнокожих демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибло 69 человек. После этого инцидента лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».
Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург.
При его руководстве в ЮАС ужесточилось положение цветного населения страны. Коренные жители Южной Африки окончательно перестали в избирательных списках находиться вместе с представителями белого населения страны. Следующая фигура ЮАС-ЮАР пожалуй самая одиозная среди вышеперечисленных. В 1958 году главой южноафриканского кабинета стал «архитектор апартеида» Хенрик Фервурд.
Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год.
Его очень часто называют вышеуказанным эпитетом, но можно с этим не согласиться, поскольку в целом каждый бывший премьер ЮАС и член Национальной партии вносил свою лепту в создание системы, но всё же такое определение применяют, как правило, в Фервурду. При нем апартеид получил наиболее радикальные изменения.
Фервурд принял целый ряд законов, ограничивающих положение и права африканского населения. В частности, с 1959 года представители «черного населения» лишились права получать высшее образование в ВУЗах, а получать образование они могли только в специальных учебных заведениях, где должны были обучаться лишь представители черного населения страны.
Политика апартеида, таким образом, продолжалась вплоть до 1989 года, когда главой Южно-Африканской Республики стал Фредерик Виллем де Клерк (1989-1994), потомок голландских поселенцев.
При нем ясно наметился курс США на построение демократических обществ американского образца, а, следовательно, политика апартеида, имевшая своей целью укрепление власти в руках белого населения не могла продолжаться дальше из-за боязни политических и экономических санкций от европейских стран и США. Стоит сказать, что т.н. «бойкот апартеида» действительно существовал.
Стоянка такси для белых людей. 1967 год.
«Подвергались остракизму коммерческие структуры (например, такие компании, как Shell, Kellogg’s и Coca Cola), которые вели бизнес с ЮАР. Ряд государств ввели экономические санкции против ЮАР. Спортсмены отказывались принимать участие в соревнованиях, где участвовали южноафриканские спортсмены, а музыканты отказывались посещать ЮАР с концертами и т. д.».
Де Клерк ясно понимал опасность такого положения и поэтому он пошел по пути уничтожения апартеида. При нем Нельсон Мандела, его сторонники, партия Африканский национальный конгресс получили не только свободу физическую, но и свободу действий. Правительство во главе с президентом неоднократно проводило встречи с Манделой и АНК и таким образом дискуссии привели к оформлению новой конституции (принята в 1996 году Конституционным судом, вступила в силу в 1997 году), уничтожению политики апартеида и т.д.
В Альберт-парке. Друбан, 1960 год.
После выборов 1994 года и победы на них АНК во главе с Нельсоном Манделой политика апартеида фактически была окончена.
Нельсон Мандела, возглавлявший борьбу африканского большинства против режима апартеида, более четверти века за свою деятельность по защите прав человека провел в тюрьме.
Мандела был приговорен к пожизненному тюремному заключению в 1964 году за участие в заговоре с целью совершения государственного переворота.
Большую часть срока он отбывал в тюрьме на острове Роббен. Впоследствии он содержался в тюрьме особого режима Поллсмур.
17 из 27 лет тюремного заключения Мандела провел в одиночной камере, где имел право на один визит и одно письмо в течение полугода. По воспоминаниям Манделы, приходившие письма часто не проходили тюремную цензуру.
За время заключения Мандела заочно прошел обучение в Лондонском университете и получил степень бакалавра юридических наук.
В 1985 г. президент ЮАР Питер Бота предложил Манделе свободу в обмен на «безоговорочный отказ от насилия в качестве политического оружия». Мандела отклонил предложение, заявив через свою дочь: «Какую ещё свободу мне предлагают, когда народная организация остаётся запрещённой? Только свободные люди могут вступить в переговоры. Узник не может заключать договоры».
В 1990 году правительство ЮАР выпустило Манделу на свободу.
В том же году Нельсон Мандела и де Клерк получили Нобелевскую премию мира. Интересно и то, что фактически политика апартеида была окончена в 1994 году в ЮАР, формально ООН признало апартеид преступлением международной конвенцией «о пресечении преступления апартеида и наказании за него», принятой Генеральной ассамблеей ООН 30 ноября 1973 года №3068. В ней в частности сказано: «Государства — участники… объявляют преступными организации, учреждения и отдельных лиц, совершающих преступление апартеида».
Т.е. еще почти 20 лет ЮАР нарушало международную конвенцию и политику страны можно считать преступной.
Парк для белых женщин с младенцами, 1971 год.
Но если это было преступление, то постапартеидная ЮАР должна была быть лишена тех проблем, которые появились после отмены этой политики. Коротко об особенностях, которые появились в ЮАР после 1994 года.
Паспорт чернокожего времён апартеида.
Внезапно, можно сделать вывод, что отмена режима апартеида скорее негативно отразилась на общем фоне южноафриканского общества. Так в современном ЮАР более 30% беременных женщин являются носителями ВИЧ, а число инфицированных более 20%. Возрос уровень преступности (убийств, изнасилований и грабежей).
Так пишут о современной Претории: «сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки.
Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают — чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «чёрные города», куда полиция не суётся».
Социальные проблемы в обществе ЮАР возникают и по другим признакам. Напряженная обстановка в соседних странах (Ангола, Намибия и др.) приводит к увеличению миграционных потоков и соответственному увеличению эмигрантов в самом южноафриканском государстве.
Туалет для черных, цветных и азиатских женщин. 1986 год
Отмена режима апартеида в ЮАР имела последствия, лежащие в двух плоскостях: положительной и отрицательной. К положительной тенденции можно отнести то, что белое и черное население республики стали получать одинаковые права и возможности в их реализации.
Далее, это формирование того правительства, которое выбирает преимущественное население.
При этих абсолютно немногочисленных «плюсах» количество «минусов» поражает: произошло ухудшение социальной обстановки в рамках обострения африканского национализма, отныне белое население фактически вынуждено эмигрировать из страны. При этом произошла радикализация южноафриканского общества, в количественном отношении увеличилось количество убийств, краж и других уголовных преступлений.
Возможно лишь изменение внешнеполитического курса является наиболее важным из всех изменений в ЮАР с отменой апартеида, потому что в государственных структурах диктатура Национальной партии сменилась диктатурой АНК.