апокалиптика что означает это
Апокалиптика
Полезное
Смотреть что такое «Апокалиптика» в других словарях:
АПОКАЛИПТИКА — (этим. см. предыд. сл.). Германские богословы, которые в апокалипсисе видят пророческое предсказание будущего царства Божия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
апокалиптика — сущ., кол во синонимов: 1 • откровение (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апокалиптика — У этого термина существуют и другие значения, см. Апокалиптика (значения). Апокалиптика (от Апокалипсис) жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой либо глобальной катастрофы. Первые произведения этого жанра… … Википедия
АПОКАЛИПТИКА — род еврейской литературы, возникает в эллинистическую эпоху. Термин апокалиптика (греч. apokalypsis откровение) указывает на задачи литературы этого рода открывать людям божественный замысел относительно их настоящего и будущего. Апокалиптические … Энциклопедия Кольера
Апокалиптика — название своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы, которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божия и пришествие Мессии, долженствующего привести в исполнение все данные народу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Апокалиптика — Богословская наука, занимающаяся изучением вопросов о судьбе богоизбранного народа, как правило, в эсхатологическом плане в рамках универсальной истории. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
апокалиптика — апокал иптика, и … Русский орфографический словарь
Апокалиптика — др. лит. жанр апокалипсисов, т.е. религ. откровений, повеств. о развитии мира и конце света. Хорошо развитая иран. А., тесно связанная с инд. представл. о вечности, оказала влияние на иуд. и христ. А. Иуд. А., берущая свое нач. с книги… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Апокалиптика — (греч. раскрытие, откровение), др. лит. жанр апокалипсисов, т. е. религиозных «откровений», и представления на эгу тему. А. тесно связана с эсхатологией и претендует на раскрытие тайного знания, повествуя в спекулятивно аллегорич. форме о … Словарь античности
апокалиптика — (грч apokalipto открие/открива) една гранка од подоцната еврејска книжевност која сака да ги прикаже, во вид на симболични слики и чудесни визии, иднината на божјото царство и доагањето на Месијата … Macedonian dictionary
АПОКАЛИ́ПТИКА
Том 2. Москва, 2005, стр. 111-112
Скопировать библиографическую ссылку:
АПОКАЛИ́ПТИКА, жанр древней и ср.-век. религ. литературы, основным признаком которого является получение провидцем Божественного Откровения (как правило, в форме видения) о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и событиях, сопровождающих грядущий конец истории. Для А. характерно использование символич. языка образов, за ними нередко угадываются конкретные историч. события и лица или их типологич. черты. Термин «апокалипсис» (греч. ἀ ποϰ ά λυψις – откровение) впервые был использован для обозначения этого жанра в кон. 1 в. н. э. в Откровении Иоанна Богослова и только после этого стал употребляться в названиях апокалиптич. сочинений. Жанр А. зародился в иудейской среде, впоследствии был перенят христианами и гностиками. Авторы древнеевр. апокалипсисов, как правило, использовали псевдоним, выбирая имя какого-нибудь из библейских персонажей, освящённых религ. традицией. К древнеевр. А. можно отнести 7–12-ю главы Книги пророка Даниила, «Книги Еноха» (1-я и 2-я), «Книги Варуха» (2-я и 3-я), три «Книги Ездры», «Апокалипсис Софонии» и др. В качестве возможных источников древнеевр. А. рассматриваются: пророчества Ветхого Завета, перс. дуализм, литература премудрости; в настоящее время признаётся также влияние егип. пророчеств, вавилонской мантики, ханаанской мифологии и др. Свойственные апокалиптич. эсхатологии представления о гибели и новом возрождении мира широко распространены в мифологиях различных народов.
Апокалиптика
Апокали́птика (от Апокалипсис) — жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой-либо глобальной катастрофы.
Первые произведения этого жанра появились ещё в эпоху романтизма в самом начале XIX века, но настоящий расцвет жанра пришёлся на «холодную войну», в связи с чем классический сюжет этого жанра повествует о термоядерной войне.
Действия происходят во время катастрофы: нашествия инопланетян, восстания роботов, пандемии, извержения вулкана и др.
Содержание
История
Уже в 1805 году появилась поэма в прозе «Последний человек», написанная Жаном-Батистом Кузеном де Гренвилем, в которой технический прогресс приводит человечество к уничтожению. Тема была продолжена в романе Мэри Шелли «Последний человек» (1826), первом в длинном ряду о гибели человечества от эпидемии. В России тема «Последнего человека» (возможно, не без влияния Шелли [1] ) получила воплощение в стихах Баратынского («Последняя смерть», 1827) и Фета(«Никогда», 1879).
В 1816 году вышла поэма Байрона «Тьма», которую позже стали считать профетическим описанием ядерной зимы.
На 1832 год газетами было назначено столкновение Земли с кометой Галлея — первая «научно предсказанная» космическая катастрофа. Эти толки отозвались в рассказах Эдгара По «Разговор Эйроса и Хармионы» (1839), Владимира Одоевского «Два дня в жизни земного шара» (1828 — комета проходит мимо, но спустя тысячи лет постаревшая Земля падает в Солнце), Михаила Погодина «Галеева комета» (1833), в отрывке Ивана Гурьянова «Комета 1832 года» (1832). Возможное столкновение с кометой популяризовал в статьях и в романе «Конец света» Камиль Фламмарион. Под его влиянием написаны роман Джорджа Гриффита «Ольга Романова» и рассказ Герберта Уэллса «Звезда».
Произведения
Литература
Об инопланетном вторжении
О термоядерной войне
О техногенных катастрофах
О природных катастрофах
Потоп
Новый ледниковый период
Эпидемии
Космическое столкновение
Остывшее Солнце
Кинематограф
Аниме и манга
Примечания
См. также
Ссылки
Издания: Список романов • Список рассказов • Журналы • Фильмы: История фильмов • Список фильмов
Полезное
Смотреть что такое «Апокалиптика» в других словарях:
АПОКАЛИПТИКА — (этим. см. предыд. сл.). Германские богословы, которые в апокалипсисе видят пророческое предсказание будущего царства Божия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
апокалиптика — сущ., кол во синонимов: 1 • откровение (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апокалиптика — (от греч. «откровение»), направление в позднебиблейской и послебиблейской религиозной мысли иудейства, выражавшее себя в форме рассуждений и пророчеств («откровений») о конечных судьбах мира. А. уходит своими корнями в библейскую литературу т. н … Энциклопедия культурологии
АПОКАЛИПТИКА — род еврейской литературы, возникает в эллинистическую эпоху. Термин апокалиптика (греч. apokalypsis откровение) указывает на задачи литературы этого рода открывать людям божественный замысел относительно их настоящего и будущего. Апокалиптические … Энциклопедия Кольера
Апокалиптика — название своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы, которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божия и пришествие Мессии, долженствующего привести в исполнение все данные народу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Апокалиптика — Богословская наука, занимающаяся изучением вопросов о судьбе богоизбранного народа, как правило, в эсхатологическом плане в рамках универсальной истории. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
апокалиптика — апокал иптика, и … Русский орфографический словарь
Апокалиптика — др. лит. жанр апокалипсисов, т.е. религ. откровений, повеств. о развитии мира и конце света. Хорошо развитая иран. А., тесно связанная с инд. представл. о вечности, оказала влияние на иуд. и христ. А. Иуд. А., берущая свое нач. с книги… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Апокалиптика — (греч. раскрытие, откровение), др. лит. жанр апокалипсисов, т. е. религиозных «откровений», и представления на эгу тему. А. тесно связана с эсхатологией и претендует на раскрытие тайного знания, повествуя в спекулятивно аллегорич. форме о … Словарь античности
апокалиптика — (грч apokalipto открие/открива) една гранка од подоцната еврејска книжевност која сака да ги прикаже, во вид на симболични слики и чудесни визии, иднината на божјото царство и доагањето на Месијата … Macedonian dictionary
Апокалиптика
Смотреть что такое «Апокалиптика» в других словарях:
АПОКАЛИПТИКА — (этим. см. предыд. сл.). Германские богословы, которые в апокалипсисе видят пророческое предсказание будущего царства Божия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
апокалиптика — сущ., кол во синонимов: 1 • откровение (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апокалиптика — (от греч. «откровение»), направление в позднебиблейской и послебиблейской религиозной мысли иудейства, выражавшее себя в форме рассуждений и пророчеств («откровений») о конечных судьбах мира. А. уходит своими корнями в библейскую литературу т. н … Энциклопедия культурологии
Апокалиптика — У этого термина существуют и другие значения, см. Апокалиптика (значения). Апокалиптика (от Апокалипсис) жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой либо глобальной катастрофы. Первые произведения этого жанра… … Википедия
АПОКАЛИПТИКА — род еврейской литературы, возникает в эллинистическую эпоху. Термин апокалиптика (греч. apokalypsis откровение) указывает на задачи литературы этого рода открывать людям божественный замысел относительно их настоящего и будущего. Апокалиптические … Энциклопедия Кольера
Апокалиптика — название своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы, которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божия и пришествие Мессии, долженствующего привести в исполнение все данные народу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
апокалиптика — апокал иптика, и … Русский орфографический словарь
Апокалиптика — др. лит. жанр апокалипсисов, т.е. религ. откровений, повеств. о развитии мира и конце света. Хорошо развитая иран. А., тесно связанная с инд. представл. о вечности, оказала влияние на иуд. и христ. А. Иуд. А., берущая свое нач. с книги… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Апокалиптика — (греч. раскрытие, откровение), др. лит. жанр апокалипсисов, т. е. религиозных «откровений», и представления на эгу тему. А. тесно связана с эсхатологией и претендует на раскрытие тайного знания, повествуя в спекулятивно аллегорич. форме о … Словарь античности
апокалиптика — (грч apokalipto открие/открива) една гранка од подоцната еврејска книжевност која сака да ги прикаже, во вид на симболични слики и чудесни визии, иднината на божјото царство и доагањето на Месијата … Macedonian dictionary
АПОКАЛИПТИКА
Жанр А. зародился в евр. среде, впосл. был перенят христианами и гностиками. Трудно провести границу между евр. и христ. А., но все же имеет смысл говорить о них как о самостоятельных, хотя и генетически связанных традициях. Временем возникновения апокалиптического жанра принято считать сер. III в. до Р. Х. (наиболее ранние части «1-й Книги Еноха»).
Древнеевр. А.
Корпус апокалиптических сочинений
Руководствуясь критериями, приведенными выше, к древнеевр. А. можно отнести определенную группу сочинений: 7-12-ю гл. Книги пророка Даниила (см. в ст. «Даниил, прор.»), «1-ю и 2-ю Книги Еноха» (см. Енох, Еноха книги), «2 и 3 Книги Варуха» (см. Варух, Варуха книги), 3 Книги Ездры (см. Ездра, Ездры книги), «Апокалипсис Софонии» (см. Софонии апокалипсис) и др. Одна из основных проблем выделения корпуса древнеевр. А.- разграничение древнеевр. и христ. А. Датировка сочинений (сама по себе весьма проблематичная) не всегда является определяющей, ведь и после возникновения христианства у евреев продолжается творчество в области А. Отнесение сочинений к той или др. группе затруднено еще и тем, что большинство текстов имеют длинную и запутанную историю и мн. из них, если и были первоначально записаны на языках, к-рыми пользовались евреи (древнеевр., арам. или греч.), дошли до нас на др. языках (греч., сир., эфиоп. и др.), нередко с христ. или (реже) гностическими интерполяциями.
Происхождение и источники
Среди исследователей нет единого мнения о том, как сформировалась древнеевр. А. Долгое время делались попытки указать непосредственный ее источник. Одни считали, что А.- прямой потомок ветхозаветного пророчества (напр., Х. Роули, О. Плёгер, П. Д. Хансон), др. утверждали, что главным фактором в зарождении этой традиции было внешнее влияние, в частности персид. дуализма (Г. Виденгрен, С. Шакед и др.). В 60-х гг. XX в. нем. теолог Г. фон Рад доказывал происхождение древнеевр. А. из лит-ры премудрости. Аргументация фон Рада была подвергнута критике П. фон Остен-Закеном, к-рый утверждал, что в основе древнеевр. А. лежат идеи Второисаии (см. в ст. «Исаия, прор.»), трансформировавшиеся в процессе их передачи в кругах мудрецов в вост. диаспоре. Вопрос о происхождении А. тесно связан с пониманием ее сущности. До недавнего времени (сер. 80-х гг. ХХ в.) считалось, что главным в ней является эсхатология, а космологическое и астрономическое содержание рассматривалось как нечто второстепенное. М. Стоун предложил считать древнеевр. А. совершенно самостоятельным течением, не зависимым ни от пророчеств, ни от лит-ры премудрости, по каким-то причинам в подавляющем большинстве случаев отвергнутым при составлении канона ВЗ. Аргументация его построена на том, что для этого течения, по крайней мере в его ранней форме, наиболее важным элементом является как раз космология, почти никак не представленная в ВЗ; это можно видеть в наиболее ранних фрагментах «1-й Книги Еноха», найденных в Кумране и датируемых им 2-й пол. III в. до Р. Х. В последнее время признается, что не следует искать простого ответа на вопрос о происхождении древнеевр. А. Несомненно, на этот процесс повлиял ряд внутренних и внешних факторов; помимо персид. влияния здесь есть нек-рые черты, близкие егип. пророчествам («Оракул Горшечника»), вавилонской мантике, ханаанской мифологии и др.
I. Послепленное пророчество и древнеевр. А. В ряде пророческих текстов ВЗ, в основном датируемых послепленным периодом (2-й пол. VI-IV в. до Р. Х.), присутствуют отдельные мотивы и темы А., гл. обр. эсхатологические: Суд над народами; наказание Израиля нашествием врагов и природными катаклизмами, иногда принимающее вселенский характер (см. День Господень); описания эсхатологической войны, видение нового Иерусалима, отдельные упоминания о воскресении мертвых и победе над смертью. Среди исследователей нет единого мнения о том, какие именно пророческие тексты являются наиболее близкими апокалиптической традиции, однако большинство называют Книги пророков Исаии (24-27, 34, 35, 56-66), Иезекииля (38-48), Аггея (2, 6-9, 21-23), Захарии (9-14), Иоиля. Зачастую апокалиптическими оказываются заключительные главы пророческих книг. Это объясняется тем, что композицию большинства пророческих книг определяет эсхатологическая перспектива: пророческая книга, как правило, начинается с осуждения и порицания Израиля и возвещения его наказания, а заканчивается обещанием спасения Израиля и наказания его врагов и притеснителей.
II. Ветхозаветная лит-ра премудрости и древнеевр. А. Связь между лит-рой премудрости и древнеевр. А. сложнее, чем непосредственное генетическое родство, к-рое отстаивал фон Рад. В древнеевр. А. помимо эсхатологии в значительной степени присутствует спекулятивная и космологическая компонента. Мн. апокалиптические сочинения рассказывают об устройстве мироздания, о происхождении мира, его развитии и дальнейшей судьбе и тем самым отвечают на важнейшие вопросы об окружающем человека мире. Нек-рые сочинения даже претендуют на исчерпывающее описание мироустройства, своего рода энциклопедичность. Все это позволяет считать традицию евр. А. весьма близкой лит-ре премудрости. К тому же нек-рые апокалипсисы, подобно Книге Иова, посвящены проблеме теодицеи и даже демонстрируют формальное родство, прибегая к форме диалога (см. 3 Езд). Эсхатологический и космологический элементы, присутствующие и в предполагаемых источниках, не являются для древнеевр. А. уникальными; специфическими для нее помимо исторического и мифологического материала следует считать объединение указанных 2 элементов в единое, порой нерасторжимое целое, а также исключительную популярность и продуктивность этого жанра в евр. среде.
История
II. Период маккавейского восстания (167-160 до Р. Х.). «Апокалипсис животных» (1 Енох 85-90), аллегорическое изображение истории Израиля, по всей вероятности, создан в среде хасидим в период восстания Маккавеев. Символически представленная борьба Маккавеев с державой Селевкидов рассматривается как начало великих событий: в результате военных действий Израиль подвергается нападению целой коалиции, но будет спасен вмешательством «Бога справедливости», после чего состоится Суд, включающий 2 основных этапа: 1) очищение неба и земли от неправедных и нечистых; 2) устроение «нового дома» на земле, где соберется весь Израиль, включая умерших и тех, кто живет в диаспоре,- «всех погибших и рассеянных овец». Важно, что спасены будут и «ослепленные овцы», т. е. спасение суждено и тем, кто не разделяет взгляды хасидим (1 Енох 79). По мнению Й. Лебрама, окончательная редакция Книги пророка Даниила также принадлежит хасидим.
«Книга Юбилеев» не может считаться собственно апокалиптическим сочинением, однако очевидно ее родство с ранней енохической лит-рой (солнечный календарь; распространение зла связывается с ангелами, спустившимися на землю; эсхатологическая перспектива) и с сочинениями кумранитов (детерминизм, дуализм, эсхатология без воскресения). «Книга Юбилеев» отличается от собственно апокалиптических сочинений своей зависимостью от библейского повествования (в связи с чем она иногда называется «Малое Бытие») и тем, что в ней значительное место уделено толкованию Закона.
Принято считать, что «Апокалипсис Софонии», «2-я Книга Еноха», «Завещание Авраама», 1, 2, 4 и 5-я книги «Сивиллиных оракулов» и «3-я Книга Варуха» (т. н. греч. Варух) также написаны в этот период.
Основные мотивы и темы
I. Тайны космологические. 1. Космогония. Во «2-й Книге Еноха» (24-32) процесс творения подробно раскрывается Богом Еноху как расширенный вариант повествования о творении, известного по кн. Бытия (1).
6. Новая эра в «Астрономической книге» понимается как «новое творение», к-рое вовеки не прекратится (1 Енох 72.1). Согласно «1-й Книге Еноха» (91. 16), после того, как «явится новое небо», «будет много седмин без числа во век».