апологетика что это такое
Апологетика
Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступничество, оправдание) или Основное богословие – направление богословия, ориентированное на: 1) отстаивание достоинства христианского вероучения, как единственно истинного, перед отрицающими это достоинство; 2) раскрытие и защиту христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими.
В общей апологетике можно выделить три самостоятельных направления, условно обозначаемых, как богословская, историко-философская и естественно-научная апологетика.
Первоначально греческим словом апология называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. С распространением христианства стала актуальной задача глубокого обоснования христианской веры перед лицом языческого мира, а также ее защита от нападок и извращений.
Эту задачу взяли на себя те христиане, которые были прекрасно знакомы с философией и риторическим искусством языческого мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осуществлена грандиозная работа по раскрытию основ христианской веры перед образованными и влиятельными слоями греко-римского общества. К ним относят имена Аристона, Кодрата, Мелитона, Аристида, Иустина Философа, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса, Мельтиада, Климента Александрийского, Лактанция, Орозия, Августина и Тертуллиана.
Одна из важнейших целей раннехристианских апологетов была достигнута, когда Римское государство, при Константине Великом, признало законность христианства (см.: Миланский эдикт 313 г.) Оно прочно вошло в христианское богословие и стало опорой в борьбе с искажениями христианства (ересями) и антихристианскими лжеучениями.
Зачем нам апологетика? (+ВИДЕО)
Цикл «Защита веры». Беседа 1-я
Портал «Православие.ру» начинает новый цикл видеобесед «Защита веры», посвященный тому, как говорить о вере, отвечать на острые вопросы ее противников, аргументированно объяснять положения христианского учения.
Во вводной беседе речь пойдет о том, зачем, собственно, нужно защищать Истину, если она истинна, противоречит ли вера точному знанию, что об этом писали отцы Церкви. Рассказывает кандидат богословия Виктор Петрович Лега.
«Идите и научите!»
Здравствуйте! Мы начинаем новый проект, состоящий из целого цикла наших с вами встреч. Думаю, это проект очень важный, потому что касается он насущных, очень современных вопросов – вопросов защиты нашей православной христианской веры.
Почему, – спросите вы, – нашу веру нужно защищать? Об этом говорит Сам Господь наш Иисус Христос в Своих последних словах, переданных нам апостолом Матфеем: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). «Научите»!
Но чтобы учить, нужно и самому глубоко знать основы своего вероучения. Ведь, как говорит апостол Петр, мы всегда должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (ср.: 1 Пет. 3: 15). Вот такова христианская вера: она требует от нас знания – глубокого знания своей веры – и умения этой вере научить другие народы.
А как учить? Как учить тех людей, те народы, которые не просвещены истиной Христовой, которые не знают, что это такое – вера? И главное – почему нужно верить во Христа, почему нужно быть православным христианином? Этими вопросами как раз и занимается апологетика, дословно в переводе с греческого языка – «защита». Это защита нашей христианской веры.
Вообще христианство во все времена было апологетичным. Апостол Павел показал нам пример такой проповеди, когда выступал перед языческими греческими философами в Ареопаге. Он начал эту проповедь удивительными словами: он не обрушился на них с обличением в языческих заблуждениях, не упрекал их в языческих жертвоприношениях, наоборот, он сказал им, что они – люди благочестивые, ибо у них стоит памятник некоему Неведомому Богу, и вот этого Неведомого Бога, Которого они, не зная, чтят, он, апостол, и проповедует им. И проповедь его была столь успешна, что, как мы знаем из книги Деяний апостолов, многие из этих философов, а именно стоики и эпикурейцы, уверовали. Они увидели и услышали в словах апостола ту истину, к которой они стремились разумом. А ведь многим из язычников, особенно умным язычникам – грекам, римлянам, христианство представлялось чем-то абсурдным, какой-то глупостью. Ну как можно верить в воскресшего человека, Который к тому же был не просто человеком, но Богочеловеком? Как можно верить в чудеса?
«Признавая первым благом ученость»
На эти вопросы давали ответ уже следующие поколения христиан – они стали именоваться отцами-апологетами. Это, прежде всего, знаменитый Иустин Мученик, получивший за свою мудрость и глубокое знание философии прозвище Философ. Это Афинагор Афинский, Минуций Феликс, Климент Александрийский и многие-многие другие, которые в своих работах показывали, что христианство не противоречит истине, потому что Истина – одна. Истина, как Сам об этом сказал наш Спаситель, – это Он, Иисус Христос: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).
И неважно, кто эту истину открывает, даже если об этой истине говорили языческие мудрецы – Пифагор, Платон, Аристотель. Как пишет Иустин Мученик, «всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божиим. Итак, всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», именно потому, что это истина.
Надо бы признать глупыми тех, кто ученостью внешней гнушается как злохудожной и опасной
Точно так же защищали истину – истину научную, философскую – последующие великие богословы: отцы-каппадокийцы, преподобные Иоанн Дамаскин и Максим Исповедник и другие, особенно когда они встречались не с любовью, а отчасти даже с презрением к науке и философии. Ну как же можно презирать науку и философию, ведь она ведет нас к истине! И потому святитель Григорий Богослов пишет: «Полагаю же, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога… Напротив того, надо бы признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве». Замечательные слова великого святителя, который призывает своих современников и, конечно же, нас с вами любить истину в любом ее виде: не только истину христианскую, богословскую, но и истину внешнюю: физику, биологию, историю, филологию… Неважно, какая перед нами наука – она тоже может привести нас к Богу.
И эти же мысли мы встречаем в знаменитой работе «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина, одного из наиболее глубоких и великих христианских богословов и отцов Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что прежде всего надо изучить античную философию, потому что если что-то благое есть у них, то оно даровано людям свыше, от Бога. «Поэтому, – продолжает он, – подражая образу пчелы, я воспользуюсь тем, что близко к истине, и от самих врагов получу плод – спасение». Для меня это удивительные слова: от самих врагов христианской Церкви, то есть от язычников, мы можем получить важнейший плод – спасение, потому что мы от них узнаем истину. Истину физическую, истину философскую. Потому что дальше преподобный Иоанн объясняет, что «под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего», то есть природы, или, говоря сегодняшним языком, физику.
Вот такие мысли мы встречаем в Евангелии, в Посланиях апостолов, в работах святых отцов Церкви. И мы видим, что христианство пробивало себе дорогу потому, что оно проповедовало истину. Истину не только богословскую, но и научную, философскую.
Христианство всегда поддерживало и защищало научные исследования. Великие отцы богословы, отцы Церкви изучали Аристотеля, Птолемея, Гиппократа, Галена, великих античных ученых, философов, а не только Священное Писание. Следовать их примеру должны и мы, современные православные христиане, чтобы так же умело, как и наши замечательные великие предшественники, нести истину Христову в народ.
И наука, и вера? Или наука vs вера?
А народ сейчас самый разный. Поэтому нужно идти к людям, безусловно, учитывая их потребности, их проблемы, их интересы. Потому христианская проповедь в любое время всегда, с одной стороны, не меняется, как не меняется слово Истины, слово Христа, а с другой стороны, эта проповедь всегда современна, потому что она должна учитывать современные проблемы тех людей, которым мы несем истину Христову.
Современное общество, к сожалению, во многом отошло от Церкви. Многие из людей отошли от веры в Бога потому, что, как им кажется, «наука доказала, что Бога нет». На самом деле всё обстоит иначе. А как иначе – об этом и говорит апологетика, об этом мы и будем рассуждать в нашем курсе.
Христианство не находится в противоречии с истинными науками, поскольку истина одна
Мы должны уметь показать современному физику, биологу, астроному, историку, геологу, представителям других естественных или гуманитарных наук, что христианство не находится в противоречии с истинными науками, поскольку истина одна, и эта Истина есть Христос. Многие люди, будучи верующими христианами, но не знающими, как соединить истину христианства с истинами науки, занимают так называемую позицию «двух истин»: одна истина излагается в биологии, а другая истина – в Евангелии. Дарвин, теория Большого взрыва – это одно, а Евангелие говорит другое. Мы и лекарства покупаем, разработанные биологами, верящими в теорию эволюции, и заодно мы не соглашаемся с ними, когда переходим другую грань, становясь православными христианами. Но такая позиция мне кажется совершенно абсурдной. Не могут быть две истины, тем более друг другу противоречащие.
«Но как же так? – скажет современный мыслящий человек. – Ведь в христианстве есть много положений, которые кажутся, мягко говоря, странными с точки зрения современного ученого. Как может современный ученый, например, верить в чудеса? Верить в то, что человек может ходить по воде, воскрешать других из мертвых и воскреснуть сам? Как можно верить в мироточение икон, в чудесные исцеления? Чудес не бывает», – скажет любой современный человек, который занимается наукой или просто хотя бы доверяет науке. Как быть с этими вопросами? Мы обязаны отвечать на них.
А как быть, например, с вопросом о преследованиях ученых? За что сожгли Джордано Бруно? За что пытались отлучить от Церкви Галилео Галилея? Ведь наверняка потому, что в Церкви сидят мракобесы, которые ненавидят науку. А ученые – это всегда атеисты. А ведь мы с вами пользуемся плодами науки: мы ездим в автобусах, на машинах, работаем на компьютере и т.д. Не является ли это некоторым лицемерием с нашей стороны? Мы пользуемся плодами ученых-атеистов, а сами при этом ходим в церковь. Поэтому нужно и эти вопросы решить. Действительно ли правы те, кто утверждает, что наука и христианство находятся в радикальном противоречии? И мы увидим, что это совершенно не так. И так называемые «великие процессы» над Джордано Бруно, Галилео Галилеем объясняются совсем другими причинами.
Или, например, другой вопрос, касающийся тоже научной проблематики: «Почитайте, – скажут нам атеисты, – самое начало Библии, о том, как Бог сотворил небо и землю. Как можно небо сотворить? Неба же нет, это иллюзия, это некоторый оптический феномен, вызванный преломлением солнечных лучей в земной атмосфере! А дальше глупость на глупости: сначала свет, потом солнце; сначала растения, потом, опять-таки, солнце… Что, зеленые растения существуют без хлорофилла. » Таких примеров, которыми спекулируют атеисты, можно привести десятки.
Но многие и не спекулируют – многие честно, искренне занимаются наукой и не понимают, как можно это совместить с христианством. И им нужно помочь, им нужно объяснить и процессы над Галилеем и Бруно, и истолковать некоторые сложные места Священного Писания, и сложные вопросы, касающиеся некоторых философских проблем. Вот как, например, оценить свободу человека? Это хорошо или плохо? Если хорошо, то почему мы говорим о послушании как одной из замечательных добродетелей? А вообще есть ли свобода у человека? При том что Бог всё промышляет, всё видит и без Его воли волос с головы человека не упадет?
И самый любимый нашими противниками – оппонентами-атеистами – вопрос: а откуда страдания? Страдания невиновных детей, страдания праведников откуда? Неужели же Бог нас не любит? А как Он может нас не любить, ведь Бог – это Любовь, – говорим мы, христиане. И эта проблема, по выражению великого французского философа, к сожалению – атеиста, Дени Дидро, породила самое большое количество атеистов. Потому и без этого вопроса никак не обойтись.
Нужно объяснять, в чем смысл страданий, в чем смысл телесной жизни человека, существует ли душа, действительно ли жил на земле Иисус Христос как Богочеловек, страдал, умер на Кресте и воскрес, – это ведь тоже предмет науки под названием история. И этими вопросами также нужно заниматься, их также нужно объяснять современному просвещенному человеку, опираясь на доводы другой уже науки – истории.
Поэтому апологетика – это действительно важная область христианского знания. Кстати говоря, именно этим отличается христианство от всех остальных религий: ни в одной из религий, даже мировых религий, я не говорю уже о языческих, такого раздела, как апологетика, или, как принято называть в духовных школах, основное богословие… так вот, ни в одной из религий такого учения нет. Ни в исламе, ни в иудаизме, что уж вспоминать о язычестве, – во всех этих религиях упор делается на слепую, фанатичную веру. И только христианство находится в целостном, гармоничном единстве с наукой, с истинной философией, и на это единство обратили внимание великие отцы Церкви.
Поэтому, продолжая дело апостолов, продолжая дело отцов Церкви, мы должны умело нести слово Божие в разные круги населения, и прежде всего людям образованным. В свое время я получил образование в области физики, затем образование в области философии, затем образование в области православного богословия, и, пользуясь тем, что у меня есть некоторые познания в области естественных наук, я могу смело говорить, что никакого противоречия между христианством и науками – ни естественными, ни гуманитарными, ни историческими – не существует. И те проблемы, которые я кратко обозначил в нашей сегодняшней беседе, предваряющей цикл «Защита веры», получат дальнейшее развитие и объяснение в следующих наших встречах.
Значение слова «апологетика»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АПОЛОГЕ’ТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. apologeomai — говорю в защиту] (церк.). Отрасль богословия, посвященная защите христианского учения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
апологе́тика
1. раздел богословия, связанный с рациональным доказательством истинности основных положений религиозного вероучения, религиозных догматов ◆ Когда христианство стало государственной религией, в христианской апологетике не было особой нужды.
2. перен. неумеренное восхваление чего-либо или кого-либо, необъективная попытка доказать истинность, справедливость чего-либо ◆ Тетчеризм — апологетика свободного предпринимательства, личной инициативы.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова догмат (существительное):
Введение в православную апологетику
Христианская Церковь пережила множество гонений, множество эпох, когда зримо проявлялись силы (а они были всегда, почти на протяжении всей ее истории), которые поднимались, восставали и не принимали христианства, старались его погубить, уничтожить, и не принимали Самого Иисуса Христа. Держа на своих руках младенца Христа, Симеон Богоприимец произнес: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Это пророчество постоянно исполняется на протяжении уже двух тысячелетий.
В первые века христиан обвиняли во всех возможных и невозможных преступлениях, которые можно было только придумать: они и “нарушают” государственные законы, и разрушают само государство, семью, вводят разврат, детоубийство, богохульство и т. д. Христиан предавали смерти, отдавали их в цирках на съедение диким зверям, превращали в живые факелы, чтобы осветить ночные гуляния языческого плебса, а позже расстреливали, пытали, живыми закапывали в землю, и земля трое суток дышала человеческими легкими. На протяжении всей истории Церкви появилось множество работ антихристианского, антицерковного содержания, языческого или откровенно атеистического. Уже в первые века христианство изображалось как суеверие, возникшее на Востоке, или в лучшем случае как одна из презренных сект непонятного иудейства.
В конце средних веков Христа объявили одним из “трех великих обманщиков” (два других — Будда и Магомет). Двести с лишним лет назад Вольтер пророчествовал, что через сто лет никто не будет помнить о книге с названием “Евангелие”. В конце тридцатых годов ХХ века обещали, что в течение ближайших пяти лет с религией будет покончено, — третья сталинская пятилетка была объявлена пятилеткой полной идеологической победы коммунизма. В начале шестидесятых утверждали, что в нашей стране к 1980 году будет построено коммунистическое общество с абсолютным и нераздельным господством в сознании всех атеистического мировоззрения, — шло хрущевское гонение на Церковь. Несмотря на все эти гонения, на изощрения хлестких, но неглубоких безбожных умов, христианство устояло и дало миру высочайшую культуру. Оно возвысило, обоготворило человеческую личность, открыло миру высшую, абсолютную нравственность, которая, чтобы не признавать Христа Спасителя, была объявлена общечеловеческой. А в ходе борьбы с религией нам твердили, что мораль, семья и т. д. — лишь надстройка над экономическим базисом, — в результате создали безнравственное общество и развалили экономику.
Для многих Христос и христианство являются камнем преткновения, камнем соблазна (Ис 8:14; 28:16; Пс 117:22–23; Мф 21:44; Мк 12:10; Лк 2:34; 20:17; 1 Пет 2:6–7). Есть сознательно отвергающие Христа, но есть ищущие истину и добросовестно заблуждающиеся. А поэтому необходимы разъяснения христианского вероучения для сомневающихся, ищущих неведомую им Истину и Правду, требуются опровержения языческих и атеистических нападок, их неправды и клеветы. К такой деятельности должны быть готовы не только священники и готовящиеся к катехизаторскому и миссионерскому служению, но и многие рядовые члены Церкви, отцы и матери, воспитывающие своих детей.
Во II веке широкое распространение получили апологии, написанные в защиту христиан. Таковыми были “Апология” Марциана, “Апология” Аристида-философа, поданная императору Адриану 2 (ок. 124 г.), “Апология, представленная в защиту христиан Антонину Благочестивому”, “Апология, представленная в пользу христиан римскому сенату”, написанная Иустином Философом и Мучеником (150–165 гг.), апологии Татиана (ок. 170 г.), Тертуллиана и других древнехристианских авторов. Эти писатели известны в истории Церкви под именем апологетов. По времени они следуют за мужами апостольскими, и некоторые из них были непосредственными учениками самих святых Апостолов.
В последующие века апологетическими стали называть любые защищающие произведения, опровергающие клевету на христианство и Церковь со стороны иудейства, ислама, буддизма, атеизма, оккультизма, теософии и антропософии, раскрывающие правду христианского вероучения, богослужения и жизни перед неверующими и сомневающимися во Христе — вот в чем пафос апологетики во все времена.
Апологетика всегда находится в кругу идей и представлений своего века. Она призвана разоблачать псевдонаучные и философские нападки на христианство, искать способы защиты христианского общества и отдельных его членов от административного произвола, а также способствовать освоению религиозной мыслью новейших научных открытий, что помогает более глубокому пониманию и раскрытию содержания Священного Писания и догматов Церкви.
Среди всех богословских дисциплин апологетика занимает особое положение. Богословие раскрывает вечные истины Божиего домостроительства, раскрывает понятие о Боге и Церкви, обобщает опыт духовной жизни. Апологетика же, являясь частью богословия, занимается современными научными открытиями, подтверждающими христианские откровения, историческую правду христианства, и отражает нападки на христианство атеизма и нехристианских религий. Она ищет возможности использовать в интересах Церкви и ее членов существующие в настоящее время государственные законы, гражданский и уголовный кодексы и подзаконные акты.
Апологетика не дает веры, вера — это дело любви и воли человека и дар Божий желающим его получить, но апологетика расчищает камни и завалы ложных мнений на пути от добросовестного неверия к вере во Христа Спасителя и в Бога — Творца видимым же всем и невидимым. Она укрепляет веру, ликвидирует трещины сознания, вызванные мнимыми противоречиями между наукой и религией. Они, эти трещины и сомнения, существуют сознательно или подсознательно у некоторых православных и представителей других конфессий и, конечно, у непринявших веру в Бога.
Апологетика подразделяется на: 1) общую; 2) естественно-научную; 3) научно-историческую; 4) философскую; 5) юридическую; 6) практическо-нравственную.
Апологетика общая занимается основными принципами и задачами апологетики, соотношениями веры и знания в свете Божественного откровения, раскрытого в Священном Писании и толковании святых Отцов Церкви. Апологетика естественно-научная, научно-историческая и философская для защиты христианского вероучения опираются на соответствующие светские науки и, используя их результаты и методологию, углубляют и расширяют понимание священных книг.
Если эти разделы апологетики требуют специальных знаний и соответствующей научной подготовки, то апологетика нравственно-практическая является обязанностью каждого христианина. Она самая действенная. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф 5:16).
Христианин призван светить людям своею жизнью, своим обликом, нравом, своею чистотою, своею любовью. Своею жизнью он должен привлекать людей ко Христу. Нельзя проповедовать слово Божие и лгать в быту и на работе; нельзя проповедовать чистоту нравов и менять жен или мужей; нельзя говорить о любви и милосердии и отвращаться от больных и страждущих; нельзя осуждать сребролюбие и алчно запускать руку в церковную кружку. Впадая в смертные грехи, мы, христиане, даем повод хулить имя Божие, увеличивая тем самым тяжесть собственного греха.
Самая страшная и действенная антирелигиозная пропаганда — та, которую иногда позволяют себе некоторые верующие, члены клира и даже священнослужители своим поведением, действием, словами, отношением к святыне, к молитве, к церковной кружке, к людям. Вот здесь уместно вспомнить слова: кто соблазнит одного из малых сих тому лучше было бы, если потопили его в глубине морской (Мф 18:6).
Все мы призваны к апологетике и апостолату образом своей жизни. Вопросы нравственной апологетики рассматриваются по существу в курсах нравственного богословия. Поэтому мы коснемся в основном вопросов специальных, “рациональных” разделов апологетики.
Наступление атеизма, распространение теософии и сектантства требуют активизации апологетической работы богословской и научной мысли Православия. Иногда говорят, что апологетика не нужна, ибо вера есть акт любви, воли и на определенных этапах и собственного религиозного опыта. Да, апологетика не дает веры, но она способна показать, что истины Священного Писания не противоречат данным современной науки, данные раскрывают и подтверждают содержание Библии и Евангелия. Тем самым она облегчает путь от неверия к вере и укрепляет веру колеблющуюся.
Современная геология и лингвистический анализ Библии подтверждают библейскую последовательность творения. Потоп признан реальным историческим событием — споры идут лишь о его масштабах и естественных причинах. Современная физика и астрономия не могут объяснить устанавливаемые ими факты, не допуская начала нашей вселенной, что означает скрытое признание акта творения.
Через новейшие научные открытия Бог зовет к Себе ученых, а вслед за ними и все человечество, уповающее на науку, так же как мудрых звездоблюстителей-волхвов Христос привлек к Себе появлением необычной звезды, а Петра-рыбаря поразил множеством пойманных рыб.
Он зовет нас к Себе через то, что нам близко и понятно. Надо правильно воспринимать в сердце своем открытия науки, понимая и противоречивые законы ее развития, и правду Божественных откровений. Раскрытие соотношений между ними — задачи естественно-научной апологетики!
Христианский апологет должен научить людей слышать призыв Божий, идущий к нам через научные открытия и достижения. Он должен рассматривать добро и зло в учениях мира сего, в научных, философских, политических течениях, в искусстве и в повседневном быту в свете вечной истины Христовой.
Это умели делать великие учителя Церкви Василий Великий, Иоанн Дамаскин и другие. К их произведениям как образцам мы обращаемся снова и снова несмотря на существенно иной уровень знания и философской методологии прошедших веков. Особенно важно для нас отношение Отцов Церкви к учениям языческих и античных философов. Они не гнушались учениями языческих мудрецов, а черпали в них все, что было научно положительного (по тому времени) и нравственно прекрасного.
Позже, в XIV веке глубочайший молитвенник и христианский аскет Григорий Палама говорил: “хорошо приобщаться в молодости к светской науке и словесности”.
Выдающимся богословом, математиком, физиком, инженером и искусствоведом был священник Павел Флоренский, энциклопедичность, глубина и оригинальность мысли которого поражают при знакомстве с его работами.
Разными способами зовет Бог к Себе человека. Кого через радость, кого через горе, кого встречая совершенно неожиданно в мерном течении его жизненного пути, а кого призывает к Себе через знакомство с природой и историей человечества, то есть науку. Кто приходит к Нему в юности, а кто на смертном одре. Он и целует желание идти к Нему, и прощает добросовестное неверие, как апостолу Фоме. Но, как и во времена Христа, не все хотят видеть и слышать. Однозначные доказательства бытия Бога на пути “чистого разума” принципиально невозможны. Вера прежде всего есть дело любви и свободы воли, все остальное — средства, облегчающие принятие и укрепление веры.
Таким образом, сознание человека определяется триадой: мировоззрение, миропонимание и идеология. Христианство как мировоззрение было свидетелем нескольких научно-технических революций и нескольких общественно-экономико-политических формаций с их сменой миропредставлений и идеологий. Через эти же рубежи прошел и атеизм. Необходим серьезный философский, богословский и психологический анализ триады человеческого сознания.
Слова “если правильно будем вникать” ставят вопрос о методологии, о методике апологетических исследований и работ. Это очень важный вопрос, который не может быть подробно рассмотрен в кратком введении.
Основу методологии составляют:
1. Сравнительный анализ библейских текстов и научных представлений, анализ изменений научных представлений относительно Священного Писания.
Вместе с тем мы не должны смущаться, если видим несогласованность научных данных и представлений с библейским повествованием. Это может происходить от разного стиля и языка изложения и нашего непонимания их соответствия, и от неоднозначности, промежуточности многих научных выводов и гипотез. Апологет должен понимать природу науки и соотношение между наукой и религией. Может быть взят девиз: “То, что я понял, прекрасно, потому заключаю, что и то, чего я не понял, тоже прекрасно”.
В апологетическом исследовании возможно два пути: от Библии к науке и от науки к Библии. Для православного богослова более естественен первый путь, для ученого атеиста — второй. Нельзя воспринимать его как враждебный христианству, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим 1:20). Православное апологетическое творчество в церковной среде должно идти первым путем, более коротким, более надежным в теоретическом плане и согревающим душу Божественной благодатью. Публичная апологетика в зависимости от конкретной обстановки возможна на обоих путях.
Одни ученые приходят к религии, к христианству через свою науку, другим углубленное занятие научными проблемами помогло сохранить веру, третьи в одновременном изучении Библии и природы, двух великих книг, созданных Божеством, углубили свое христианское миропонимание и мироощущение, свой духовный опыт. Изучение природы может быть подобно молитве: “Не токмо небеса, — писал Ломоносов, — но и недра земли проповедуют славу Божию”.
Атеизм набрасывается не только на религию как таковую, но и на науку, когда та стала приходить к выводу о разлетании Галактик, о начале нашей Вселенной, о действительной историчности Христа и во многих других случаях. Необходимо христианско-апологетическое прочтение истории атеизма и антихристианства, которое должно проходить под девизом: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Этой теме может быть посвящено самостоятельное апологетическое исследование.
Христианский апологет не может обойти молчанием и столкновения между католической церковью и наукой, трагическую историю Галилея, Джордано Бруно и других. Принципиальная ошибка инквизиции и папской курии в деле с Галилеем и ему подобными заключалась в том, что исторически ограниченным человеческим знанием и человеческим разумением определяли границы силы и могущества Божества и формы их проявления в творениях; когда же наука в ходе познания мира стала расширять эти воображаемые границы, ограниченный самоуспокоенный разум заволновался, — изменение миропредставлений он воспринял как крушение мировоззрения. К этому примешивались и личные амбиции — инквизиция греховно, подобно ничего не понимающему Петру (Ин 18:10; Мф 26:51), схватилась за меч. Однако, как заметил современник Галилея Декарт, “суд инквизиции — не суд Церкви, для этого должен собраться собор”.
Нечто подобное происходило и в ХХ веке, когда генетику, кибернетику, синергетику громили как антимарксистские идеалистические лженауки. Они в конце концов восстановили свои права, и материализм как мировоззрение остался.
В истории христианской Церкви постоянно встречаются группы и группировки верующих, которые стараются уйти от науки, спрятаться от идей и мыслей, распространенных в светском обществе.
Автору когда-то был задан вопрос: “Как может верующий заниматься естествознанием, — оно же безбожно?”. Спрашивающий был старообрядцем, имеющем университетское гуманитарное образование.
Мы, христиане, обладающие Божественным откровением, углубляясь в изучение истории и природы, можем и должны иметь более глубокое понимание мира, чем философствующие вне христианства. Их достижения и ошибки должны объясняться в более глубоком и всеобъемлющем христианском учении. Но тогда откуда у некоторых этот страх перед учениями человеческими: марксизмом, эволюционным учением в биологии и многим другим, который иногда охватывал отдельных, иногда — довольно многочисленных членов церковного общества? Ответ на этот вопрос дал Климент Александрийский, который писал: «Есть между нами немало людей, боящихся эллинской философии, как дети боятся привидения. “Мы боимся, — кричат они, — чтобы они не ввели нас в заблуждение”. Если вера их в такой степени слаба, что может колебаться от человеческих заблуждений, то пусть эти слабосильные христиане лучше признаются, что они никогда не верили в истину».
Если рядовой член Церкви может уйти от науки, спрятаться от мыслей и идей светского мира, заниматься физическим трудом и молитвой, то пастырю Церкви, священнику, живущему на приходе, такая возможность не предоставляется. Такая позиция просто недопустима для лиц, имеющих академическое духовное образование.
У старца Арсения с владыкой Н., серьезным богословом и философом, был в 1962 г. такой разговор:
В настоящее время происходит то, что предсказывал еще в своих “Трех разговорах” В. С. Соловьев: “Если огромное большинство мыслящих людей остаются вовсе не верующими, то немногие верующие становятся и мыслящими, исполняя предписание Апостола: будьте младенцами по сердцу, но не по уму”. Относительный процент образованных и лиц, имеющих ученые степени и звания среди верующих возрастает. Это следует учитывать в пастырской практике.
Христианской апологетике это необходимо преодолеть коллективной работой богословов, ученых-естествоиспытателей, историков, лингвистов и юристов. Давно замечено, что узкие специальные занятия не приближают исследователя к Богу, не умножают веры, глубокие же знания, широкие фундаментальные исследования, способность среди множества частных факторов видеть целое дают духовную радость, открывают Творца для того, кто стремится к высшему.
Конечно, один человек не может разобраться во всем комплексе современных разнородных знаний и владеть ими, но иерей должен знать принципиальные их положения, методологию научного мышления, знать, что можно рекомендовать прочитать, с кем побеседовать. Он обязан знать законы государства, в котором живет, и уметь использовать их во благо Церкви, своего прихода, его членов и собственной семьи, то есть быть достаточно сведущим в вопросах юридической апологетики. Помощниками в своей апологетической работе священники должны делать своих духовных детей, имеющих специальное образование.
В антирелигиозной пропаганде выработалась определенная система, круг вопросов, специализация работников по определенным темам и аудиториям. Работают целые институты “атеизма”, читаются продуманные курсы “научного атеизма”, созданы школы и кружки атеизма. В православной же среде не выработаны тематика и методика, учитывающие конкретную обстановку современной жизни с ее секуляризацией мысли и быта и развитием волевого и рационалистического атеизма.
К сожалению, приходится отмечать, что богословское преподавание в наших духовных учебных заведениях, если исключить исторические аспекты, не соответствует методологическому и фактографическому уровню современной науки.
Происходит внутреннее развитие богословских знаний через углубление в Священное Писание, в творения Отцов Церкви. В области патристики, истории Церкви и литургики в ХХ веке вышло много выдающихся трудов, которые по своей глубине восходят к творениям святых Отцов, перебрасывая мостик от нас к ним над русифицированным протестантским богословием послепетровской эпохи, а современные естественные науки и современная философия находятся практически вне поля зрения русского православного богословия. Между тем их открытия существенно меняют ранее сложившееся миропредставление; соответственно изменилась методология научного и философского мышления, возникли новые понятийные категории. Все это требует нового осмысления взаимоотношений науки, философии и богословия. Вечные истины христианства приходится излагать языком, понятным человеку конца ХХ века. Меняется стилистика национальных языков.
Для нас это осмысление должно идти с православных позиций, опираясь на Священное Писание, то есть на Божественное откровение, используя опыт святых Отцов в условиях умственной жизни современного общества.
Характерной особенностью западной апологетики является отсутствие ссылок на святоотеческую литературу, между тем как взгляды святых Отцов Церкви на взаимоотношения Священного Писания и природы, Священного Писания и работ нехристианских авторов приобретают в наше время самостоятельное богословско-апологетическое значение. История апологетики и обзор современной зарубежной апологетики могут стать предметом особого сообщения.
Находясь на этой площади с ее страстями, гневом, обманом, апологетика должна быть по своей тональности спокойной, корректной, доброжелательной к добросовестному неверию и щепетильной к фактическому материалу. Фактография, обоснованность выводов фактами — это особая научная проблема, в том числе и апологетическая. Апологетика должна быть пронизана светом христианской любви и нравственности.
…Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет 3:15).
1Эта работа написана отцом Глебом более чем за 10 лет до Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — Ред.
2По другим сведениям — императору Антонину Пию. — Ред.
3См. в нашем журнале: А. Дворкин. Ветхий Завет как христианская книга в писаниях св. Иустина, Философа и Мученика // Альфа и Омега. 1994. № 3; Т. Миллер. “Диалог” Иустина и “Диалоги” Платона // Альфа и Омега. 1997. № 3(14). — Ред.