аппарат биоакустической коррекции что это
БАК и Томатис: в чем разница, что выбрать и как сочетать?
Внешне методы Томатис и БАК похожи: и там, и там происходит воздействие через звук, сеансы проходят в наушниках, да и список показаний похож. Однако механизм работы всё же различается.
В чём разница?
В Томатис происходит воздействие через стимуляцию среднего уха за счет нерегулярных изменений характеристик звуковой волны (частотные фильтры, чередование, задержка, сочетание костной и аудиальной проводимости). Таким образом, происходит непроизвольная «прокачка» слухового анализатора, который в свою очередь, является фундаментом для речевой функции. Подчеркну, что детям с кохлеарным имплантом в обоих ушах Томатис не проводится. КИ – это электронный механизм, который устанавливается во внутреннее ухо (улитку) и получает информацию из внешнего микрофона, декодирует и передает на слуховой нерв, то есть при КИ весь механизм работы метода Томатис теряет смысл.
В БАК механизм воздействия иной. Основная цель – повышение нейропластичности за счет синхронизации внутренней активности нейронов и внешних сенсорных стимулов. Это достигается с помощью ЭЭГ и принципа обратной связи. На голову человека устанавливается 4 электрода, которые снимают электроэнцефалограмму по 4 отведениям (2 лобных и 2 затылочных, при этом их локация может меняться). Далее частоты ЭЭГ с помощью программы преобразуются в звук и в режиме реального времени передаются через наушники обратно в ЦНС посредством слухового анализатора. Таким образом, происходит замыкание цепочки обратной связи, опосредованно обеспечивается воздействие на NMDA-рецепторы дендритов (которые реагируют как раз на совпадение внутреннего и внешнего события), что помогает образовываться новым функциональны связям (повышается нейропластичность).
Что выбрать?
Методы не являются заменой друг друга. У биоакустической коррекции список показаний шире (туда входят и астенические, и невротические нарушения, и нарушения когнитивного, и речевого развития, и регуляторные проблемы). Томатис я рекомендую обычно при нарушениях слухового, слухоречевого, фонематического восприятия, при артикуляционной диспраксии; также Томатис хорошо себя показал при заикании. То есть по части речевых нарушений показаны оба метода. Часто специалисты сначала используют БАК как метод, воздействующих в целом на процессы нейропластичности, а далее Томатис – как более узко направленный. То есть по опыту некоторых коллег БАК способен повышать эффективность последующего курса Томатис. При неречевых трудностях и нарушениях не связанных со слуховым восприятием логично отдать предпочтение методу БАК, но лучше разбираться индивидуально с каждым случаем.
Как сочетать?
Поскольку Томатис – это метод, созданный в Европе, наши отечественные ученые не проводили исследований по совместному применению 2 методов. Есть опыт и описанные методические рекомендации по сочетанию ТКМП и БАК (т.к. из разработкой занимались две «соседних» научных группы – оба метода наши, питерские). Общие комментарии таковы, что курсы Томатис и БАК не должны накладываться друг на друга, то есть их следует разнести во времени (интервал 3-4 недели). В то же время я знакома с опытом коллег, которые применяют два метода одновременно в некоторых случаях, но это возможно только для тех детей, которые уже имеют длительный опыт реабилитации и хорошо переносят подобные нагрузки (т.к. есть риск перестимуляции).
Что такое биоакустическая коррекция (БАК)
Достижения современной медицины во многом связаны с применением инновационных медицинских технологий. Однако использование только медикаментов не всегда позволяет добиться стойкого положительного эффекта, адекватно воздействовать на патогенетические механизмы возникновения и прогрессирования патологического процесса, при этом у больных могут наблюдаться нежелательные побочные реакции. С особой осторожностью лекарственная терапия проводится детям из-за незрелости их функциональных систем.
В связи с этим разработка и внедрение в практическую медицину немедикаментозных способов коррекции неврологического дефицита является актуальной медико-социальной проблемой. В настоящее время в неврологии активно разрабатываются безлекарственные способы лечения заболеваний центральной нервной системы. К таким разработкам можно отнести метод биоакустической коррекции (БАК).
Биоакустическая коррекция (БАК) – это методика, в основе которой лежит активация процессов нейропластичности за счет преобразования электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном масштабе времени, тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. Активация нейропластичности способствует восстановлению процессов созревания структур мозга, а также включению морфофункциональных компенсаторных механизмов.
Немедикаментозность и неинвазивность метода БАК делают его особенно востребованным в детской практике врача невролога. Следует отметить, что именно у детей в связи с высокой способностью их нейронов и нейронных сетей трансформироваться в ответ на новую информацию, сенсорную стимуляцию, БАК – терапия особенно результативная.
Биоакустическая коррекция способствует нормализации психофизиологического состояния, наблюдается улучшение настроения, снижение повышенной активности, эмоциональной напряженности, утомляемости, нормализуется сон, аппетит, уменьшается агрессивность. Это имеет большое значение при лечении детей с невротическими нарушениями в том числе и при наличии энуреза, энкопреза психогенного происхождения, тикозного гиперкинеза и др., не прибегая к назначению седативных препаратов, весьма часто имеющих выраженные побочные эффекты.
Метод БАК обладает стимулирующим эффектом, способствующим результативному восстановлению речевых и когнитивных функций у детей с задержками психоречевого развития. При этом, чем раньше начато лечение, тем эффективность будет выше. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечается уменьшение выраженности эхолалий, стереотипий, постепенно улучшаются навыки коммуникации, понимание обращенной речи. Были выполнены неоднократные наблюдения улучшения моторных функций у детей с ДЦП особенно раннего возраста. У детей с вегетативной лабильностью улучшаются показатели сосудистой реактивности. В результате проведенных исследований были обнаружены также анальгезирующий, иммуномодулирующий, обменно-трофический эффекты биоакустической коррекции. В значительной мере продуктивным является применение процедур БАК у детей в период привыкания к школьно-дошкольным учреждениям с целью поддержки оптимального уровня адаптационных возможностей ребенка.
Метод биоакустической коррекции (БАК) реализован в аппаратно-компьютерном комплексе Синхро-С.
Описание метода
В настоящем методе используются различные акустические (музыкальные, вербальные и другие) стимулы синхронизированные и согласованные с текущей биоэлектрической активностью мозга и предъявляемые пациенту в реальном времени, то есть пациенту в режиме реального времени предъявляется акустический образ его собственной ЭЭГ.
Пациент в течение установленного времени при прочих установленных параметрах прослушивает акустический образ собственной биоэлектрической активности мозга. Больной не получает какие-либо когнитивные задания на произвольное управление предъявляемыми акустическими стимулами и контроль собственного функционального состояния. Единственная задача пациента: слушать предъявляемые звуки. Однако уровень внимания к предъявляемому акустическому образу не является ключевым условием процедур БАК, что делает возможным применение метода вне зависимости от возраста и степени сохранности когнитивных функций больного.
Каждая процедура БАК проходит под контролем записи ЭЭГ по 4-м каналам в режиме on-line. После каждой процедуры есть возможность оценить изменение различных параметров ЭЭГ (индексометрический, паттерновый, кросс- корреляционный и другие виды математических анализов).
Принцип метода
Биопотенциалы головного мозга регистрируются в режиме монополярного отведения с объединенным ушным электродом с 4-х датчиков, размещенных на голове пациента в положении правый лоб, левый лоб, правый затылок, левый затылок. Биопотенциалы головного мозга усиливаются, проходят предварительную аналоговую фильтрацию и оцифровываются.
Далее информация через интерфейс с гальванической развязкой передается в компьютер. Программный пакет комплекса обеспечивает формирование массивов значений поступающих сигналов, их цифровую фильтрацию, преобразование поступающих сигналов в звуковой образ, отображение этих сигналов в реальном времени на экране ПК, сохранение введённых данных на жёстком диске компьютера и их последующую обработку.
Сформированный звуковой образ через стандартный аудио выход поступает на акустическую систему или головные телефоны и предъявляется пациенту в реальном времени.
Лечебные эффекты
Показания к проведению биоакустической коррекции
Противопоказания к проведению БАК
Разработчики
Метод биоакустической коррекции (БАК) разработан специалистами нейрофизиологами Физиологического отдела им. И.П. Павлова ФГБНУ «ИЭМ» (группа нейродинамической коррекции патологии мозговых функций).
Авторы: Колчева Ю.А., Константинов К.В. Скоромец А.П., Беникова Е.В.
Лечение Задержки Речевого Развития
При задержке речевого развития (ЗРР) ребенок использует недостаточный для своего возраста уровень речевых навыков. Речь является одной из ключевых составляющих нервно-психического и когнитивного развития ребенка. Отставание в формировании речи в первые несколько лет жизни может отразиться на последующих этапах ее развития.
Нарушения речевого развития могут проявляться как:
Задержка формирования диалоговой речи также считается отклонением в развитии. Например:
Диагностика Задержки Речевого Развития
Понятие «нормальное речевое развитие» имеет достаточно широкие границы. Поэтому выявление нарушений в формировании речи лучше доверить специалистам в этой области, которые смогут достоверно оценить все индивидуальные особенности развития ребенка в каждом конкретном случае.
В первые годы жизни ребенка, отклонения в развитии речи имеют лучшие перспективы для коррекции, соответственно диагностировать нарушения речи и ее причины необходимо как можно раньше. Для этого может потребоваться детальное обследование у специалистов разного профиля.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Невролог. Обследование у невролога включает: сбор жалоб, изучение истории развития ребенка, его психомоторных и речевых функций, оценку коммуникативных навыков, состояние речевого аппарата, общее состояние слуховых и зрительных реакций, изучение заключений специалистов, оценку неврологического статуса. Также невролог устанавливает предварительный или окончательный диагноз, индивидуально рекомендует проведение необходимых диагностических исследований и лечебных мероприятий, помогает в подборе реабилитационных программ.
Отоларинголог, сурдолг (исключение нейросенсорной тугоухости, хронического отита).
Логопед. Оценивает полноту формирования речи и состояние речевого аппарата в процессе развития ребенка, а также на текущий момент.
Психолог. Проводит диагностику не только речи, он также оценивает общее психическое развитие детей дошкольного и школьного возраста с использованием шкал и тестов.
Психиатр. Обследование у этого специалиста является особенно важным при диагностике аутизма, мутизма, умственной отсталости и других психических расстройств детского возраста, протекающих с дисфункциями речи.
Гастроэнтеролог, эндокринолог (исключение алиментарных или гормональных дисфункций, которые могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития).
Генетик. Использование комплексных генетических исследований, с учетом клинических проявлений у ребенка, может помочь в выявлении этиологии речевого и психического отставания.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Стандартная электроэнцефалография (ЭЭГ) с применением функциональных проб и методов математического анализа ЭЭГ. Исследование позволяет оценить биоэлектрическую активность головного мозга, его функциональную активность, выявить очаговую, пароксизмальную и эпилептиформную патологическую активность, а также судить о зрелости формирования основных ритмов ЭЭГ.
Видео ЭЭГ-мониторинг сна. У детей с задержками речи, данный метод используют для более детального изучения эпилептиформной активности или при подозрении на наличие судорожных приступов.
Ультразвуковое исследование мозга (нейросонография, УЗИ мозга). Абсолютно безопасный, безболезненный метод исследования, который не требует подготовки и не имеет противопоказаний. Метод позволяет получать двухмерное изображение структуры мозга и оценить наличие возможной патологии тканей. Ввиду индивидуальных особенностей (плотность костей черепа) исследование может быть проведено не у всех пациентов.
Дуплексное, триплексное сканирование сосудов головы и шеи. Безопасная и безболезненная диагностическая процедура для выявления различных патологий сосудистой системы мозга. Дуплексное сканирование дает возможность хорошо рассмотреть сосуды и прилегающие к ним ткани «в разрезе» (двухмерное изображение). В ходе диагностики можно определить степень сужения или деформации сосудов. Триплексное сканирование сосудов (трехмерное изображение), позволяет увидеть движение кровотока (используется совместно с дуплексным сканированием).
Компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. Информативные методы с высокой степенью визуализации, которые позволяют получить двухмерные изображения тканей, а для некоторых структур трехмерные изображения. Используются для более детального выявления аномалий развития структур мозга и сосудов, повреждения коры или проводящих путей, наличия кист и гидроцефалии. В зависимости от цели, врачом назначается один из методов исследования, который может проводиться с использованием контраста, или без него. Для проведения КТ или МРТ диагностики возможны противопоказания, а у маленьких детей часто требуется сопровождение анестезиолога.
Лечение Задержки Речевого Развития
Специалистам давно известно, что коррекция речевых нарушений наиболее эффективна в период активного становления речевой функции (2–5 лет). При организации помощи детям с ЗРР приоритетным является раннее выявление нарушений речи и индивидуальный подбор тактики ведения пациента. Одним детям для успешного преодоления задержки будет достаточно только логопедической и небольшой психолого-педагогической коррекции. Другим, для коррекции речевых нарушений, требуются совместные усилия нескольких специалистов и комплексность воздействия. При этом принятие решения о необходимости проведения диагностических и лечебных мероприятий, должно осуществляться только индивидуально.
МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ
На фоне развивающих занятий, детям с ЗРР может потребоваться медикаментозная поддержка. Назначает препараты только врач. Предпочтительным является прием в виде курсов витаминно-минеральных комплексов, растительных, ноотропных, нейропротекторных препаратов, а также препаратов обладающих метаболической, антиоксидантной, антигипоксантной активностью, и корректоров поведения (при необходимости), которые заметно улучшают результаты логопедической и коррекционной работы. Целесообразность медикаментозного сопровождения решается индивидуально в каждом конкретном случае.
НЕМЕДИКАМЕНТОЗНА ТЕРАПИЯ
Обычно включает два крупных блока: педагогический и блок методик с использованием специализированного оборудования.
Методики с использованием специализированного оборудования, например:
Дополнительно могут быть применены различные методы мануальной и остеопатической поддержки ребенка.
КОМПЛЕКСНАЯ ТЕРАПИЯ
Не всегда проявления задержки речевого развития могут быть полностью преодолены в короткие сроки, особенно у детей с выраженными нарушениями. Таким детям может быть показана комплексная терапия и реабилитация. В этом случае родителям необходимо настроиться на планомерную, пошаговую работу, а врачу-неврологу установить оптимальный порядок и безопасный режим проведения всех процедур, чтобы не допустить перегрузки нервной системы маленького пациента. При этом весь комплекс мер необходимо планировать и подбирать индивидуально.
Аппарат биоакустической коррекции что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: У детей с дефицитом вербальной коммуникации и нарушениях эмоционально-волевого тонуса формируются деструктивные формы поведения.
Статья:
Что такое биоакустический метод
У детей с дефицитом вербальной коммуникации и нарушениях эмоционально-волевого тонуса формируются деструктивные формы поведения. Разработка ориентированного индивидуального плана раннего вмешательства в данном случае является перспективной. Одним из способов коррекции при пороках психофизического развития и фенотипах отклоненяющегося поведения у детей является биоакустический метод лечения.
Метод биоакустической коррекции основан на компьютеризированном преобразовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) пациента в акустические сигналы. Это позволяет пациенту «слышать, как работает его мозг» в режиме реального времени с использованием системы Синхро-С (Синкор, Санкт-Петербург, Россия).
Биоакустический метод (БАК) является неинвазивным методом с широким спектром применения:
Эффективность метода обусловлена активацией диэнцефальных и мезодиэнцефальных структур головного мозга, которые обеспечивают процессы саморегуляции.
Обращаем внимание: процедура оказывает влияние на уровне клеток и считывает информацию с глубинных структур мозга, в результате чего и наблюдается нормализация работы мозга.
Как этот метод применяется при аутизме
Биоакустический метод лечения аутизма способствует:
Клинические исследования относительно влияния БАК на развитие детей с аутистическим спектром проводились на протяжении 25 лет, и с каждым годом эффективность методики только подтверждалась.
Как проходит терапия
Процедура назначается детям с аутизмом старше 1 года. Пациент перед проведением терапии должен удобно разместиться на кушетке или в кресле (один сеанс обычно длится 20 минут).
Доступное положение: полулежачее, лежачее или сидячее. Пациент должен полностью расслабиться. Можно закрыть глаза или заниматься любой деятельностью, которая не подразумевает активности головного мозга (например, рассматривание картинок).
Рядом с детьми дошкольного возраста рекомендуется находиться родителям, которые будут следить за спокойствием ребенка.
К мочкам ушей и голове крепятся специальные датчики, которые будут считывать по 4 каналам ЭЭГ, а на уши одеваются наушники. Врач запускает аппарат. Пациент прослушивает шумы природы, спокойные звуки или расслабляющую музыку. В этот период ЭЭГ записывает все параметры мозговой деятельности (индексометрический и кросскорреляционный анализ) и выдает заключение.
Процедура может проходить в кресле
БАК – это полностью безопасная и безболезненная методика вне зависимости от сложности заболевания. Прежде чем посетить процедуру, рекомендуется посетить консультацию невролога.
Плюсы и минусы данного метода в таблице
Метод был разработан группой русских нейрофизиологов в «Институте Экспериментальной Медицины» Павлова в начале 1990-х годов и обладает следующими преимуществами и недостатками.
Преимущества | Недостатки |
Не вызывает привыкания и практически не обладает противопоказаниями | Противопоказан в послеоперационный период (6 месяцев после хирургического вмешательства) |
Неинвазивный метод лечения психических и физических отклонений | Может спровоцировать осложнения при наличии инфекционных заболеваний головного или спинного мозга |
Допускается с раннего детского возраста до глубокой старости | С осторожностью проводить БАК при наличии острых эпилептических припадков при аутизме |
85% эффективности | 15% пациентов не реагируют на методику (результаты многолетних исследований) |
Совмещение с иными народными, инструментальными и медикаментозными методами лечения | Цена и количество сеансов – чтобы увидеть положительную динамику рекомендуется проводить 3-5 курсов по 7-15 сеансов, длительность одного сеанса – 20 минут |
Наблюдение за динамикой улучшения работы головного мозга в режиме реального времени | |
Получение анализа и оценки эффективности сеанса сразу после завершения процедуры | |
Безболезненная и безопасная процедура | |
Индивидуальный подход к каждому пациенту | |
Не вызывает привыкания |
Более 25 лет исследований показало полное отсутствие побочных эффектов при условии соблюдения всех предостережений лечащего врача.
Какой врач занимается лечением по данному методу
Биоакустическую коррекцию при аутизме проводит невролог или психоневролог. Так как методика обладает высоким процентом эффективности, ее применяют во многих центрах для лечения и коррекции поведения при аутизме и иных психических расстройствах.
БАК при аутизме: отзывы
На форумах активно обсуждают методику БАК при аутизме. В таблице собраны отзывы родителей, которые уже проходили со своими детьми сеансы или только собираются.
Положительные | Отрицательные |
Начали проходить БАК с сыном (нам 8 лет). На первой процедуре пришлось использовать мобильный телефон и включить мультики. |
Конечно, ЭЭГ было в шоке, так как мозг сына находился в активном состоянии, зато мы в такой способ ознакомились с новой процедурой без стресса. На второй сеанс мы пришли, и он спокойно пролежал все 20 минут, а с третьего раза так вообще начал засыпать на 2 минуте.
Скажу честно, мы прошли один курс, я заметила, что наш Олежек стал спокойнее, его стали интересовать новые игрушки, он проявляет интерес к общению и с удовольствием осваивает новые слова.
Теперь будем проходить процедуру каждый квартал, уверена, что результаты будет еще лучше.
П.С.: еще, так приятно сидеть и наблюдать в реальном времени, как мозг твоего ребенка работает лучше с каждой минутой. (Анна)
Ребенку с аутизмом это расстояние дается очень сложно, а кататься нужно через день без перерывов. Нам пока 5 лет, искренне надеемся, что скоро и в нашей поликлинике начнут практиковать БАК. (Рита)
После первого курса нашу малышку как подменили, мы начали складывать пирамидку, наблюдать за котом и интересоваться тем, что папа делает в ноутбуке (он у нас дизайнер). Для нас это уже огромный прогресс, и мы намерены двигаться вперед. (Виталия)
Мы перед школой проходили 2 курса, что позволило нам пойти в первый класс, пусть на индивидуальное обучение, зато дочь входит в контакт с учителем, и у нее даже получается делать самостоятельно некоторые задания. В планах пройти еще курс в ближайшее время, ждем очередь. (Яна)
Вывод
БАК помогает ребенку с аутистическим синдромом научиться «слушать свой мозг» с помощью специального программно-аппаратного комплекса, который преобразует электрические биопотенциалы мозговых клеток в звуковую информацию.
Методика способствует восстановлению нейронной проводимости между корой головного мозга и подкоркой, стимулируя процессы регенерации. Процедура безболезненная, расслабляющая, доступна с раннего возраста.