аппорт для собак что значит
Как научить собаку команде Апорт
Апортировка довольно сложный навык, но у большинства собак он вырабатывается сравнительно легко и традиционно включается в общий курс дрессировки (ОКД).
Что значит команда “Апорт”? По команде “Апорт” собака должна подобрать брошенную дрессировщиком вещь, вернуться к нему, обойти справа и сзади, а затем сесть у левой ноги, ожидая когда дрессировщик заберет вещь. Нельзя, чтобы собака срывалась с места и летела к брошенной вещи, пока дрессировщик не даст команду, также она не должна бросать вещь, пока дрессировщик сам не нагнется и не заберет ее.
Упражнение “Апорт” отличается от обычной игры в палочку тем, что в данном случае все действия собака выполняет только по команде.
Приступать к обучению команде можно, когда собаке исполнилось 7-8 месяцев, и она знает команды “Ко мне”, “Рядом”, “Сидеть”. Итак, рассмотрим, как научить собаку команде “Апорт”.
Приучаем собаку брать вещь
Для начала нужно добиться, чтобы собака по команде “Апорт” брала в зубы предложенную вещь и держала ее несколько секунд, пока вы не скомандуете “Дай”.
Найдите тихое место без посторонних животных и людей, возьмите собаку на поводок и усадите в позицию “рядом”. Переложите поводок в левую руку, а в правую возьмите какой-либо предмет и предложите его собаке. Подразните собаку вещью, и когда она захочет ее схватить, скажите “Апорт!” и разрешите это сделать.
Побуждаем собаку схватить рукавицу
В качестве апортировочного предмета можно использовать палку, старую перчатку или любую другую вещь, которую собаке будет приятно держать. Не используйте еду, игрушки и предметы с длинным мехом или из металла.
Как только пес схватит предмет, похвалите его и повторите команду. Если собака держит предмет вяло и без энтузиазма – потяните за него, это заставит пса усилить хватку. Снова похвалите и повторите команду.
Питомец держит рукавицу
Теперь скажите “Дай”, заберите предмет, похвалите и дайте лакомство. До этого момента угощение должно быть спрятано в кармане, поскольку ни одна собака не станет держать предмет, если в это же время махать у нее перед носом едой.
Говорим “Дай”, забираем вещь и поощряем
Если ваш пес отказывается брать вещь, вложите ее в пасть самостоятельно и слегка зажмите морду пальцами (для начала на 1-2 сек), чтобы собака не смогла ее выплюнуть. После этого сразу же активно похвалите и дайте лакомство. Не пытайтесь засунуть предмет в зубы собаке насильно и слишком грубо, поскольку это вызовет негативную реакцию.
Помогаем собаке удерживать вещь по рту
Учим собаку переносить вещь
Теперь, когда собака научилась без проблем брать вещь, необходимо научить ее передвигаться с вещью в зубах. Дайте псу предмет, скомандуйте “Рядом” и пройдите 5-6 шагов. Затем остановитесь, возьмитесь за предмет и скажите “Дай”. Похвалите и дайте лакомство.
Делаем несколько шагов с вещью в зубах
Если собака выплюнула предмет, после того как вы скомандовали “Рядом”, остановитесь, прикажите ей сидеть и снова проделайте описанную процедуру. Если после многочисленных повторений, пес все равно делает неправильно, не произносите команду “Рядом”, а дайте ему предмет и просто тихонько потяните за собой поводком. Впоследствии добейтесь, чтобы он все-таки научился двигаться по команде “Рядом”.
Учим собаку поднимать вещь с земли
Чтобы научить собаку поднимать вещь с земли и подавать, сделайте следующее: возьмите собаку на поводок и прикажите “Сидеть”. Затем покажите ей вещь и бросьте вперед на небольшое расстояние так, чтобы предмет был в зоне видимости собаки (бросать нужно на вытянутой руке снизу вверх). Одновременно с броском скажите “Апорт!”, укажите рукой на предмет и вместе с собакой на поводке направляйтесь в его сторону.
Бросаем вещь и командуем “Апорт”
Подойдя к предмету, снова повторите команду. Если собака не понимает, что надо делать, пошевелите вещь ногой и еще раз скажите “Апорт”.
Помогаем питомцу выполнить команду
Когда собака возьмет предмет, похвалите ее, пройдите с ней пару шагов “рядом”, потом возьмитесь за предмет и скажите “Дай”. Похвалите и дайте лакомство.
Идем несколько шагов с вещью, затем забираем ее
Когда пес начнет уверенно брать вещь с земли, необходимо научить его не срываться с места без команды. Посадите собаку, киньте предмет, но не говорите сразу “Апорт”, а подождите пару секунд. Если собака сорвалась с места, верните ее назад с помощью поводка и прикажите сесть. Затем скомандуйте “Апорт”, покажите рукой в сторону предмета и двигайтесь к нему. Повторите упражнение.
Оттачиваем исполнение команды
Заключительный этап
Когда собака хорошо выучит упражнение, посылайте ее за предметом, а сами оставайтесь позади нее. Когда пес взял предмет, скажите “Ко мне”, а затем “Рядом”. Дождитесь, когда собака сядет слева от вас, и заберите предмет. Теперь похвалите ее и поощрите.
Собака подходит, садится и отдает вещь по команде
Постепенно отменяйте промежуточные команды “Ко мне”, “Рядом”, собака должна верно делать весь комплекс упражнений по одной команде — “Апорт”.
Команда Апорт: Советы
Видео по теме
Апорт (команда) собаке: что значит, как научить
«Апорт» для собак — команда, которой хозяева часто обучают своих питомцев. В курс обязательной дрессировки это умение не входит, но на самом деле приносит очень много пользы. Животные любой породы с удовольствием выполняют команду, как в домашних условиях, так и на прогулке.
«Апорт» — команда собаке: что значит
Что такое «апорт» для собак должен знать каждый владелец. Для выполнения этой команды необходимы апортировочный предмет и определенное расстояние. Чтобы было комфортнее обучать собаку, лучше выходить на улицу. Хозяин бросает предмет, а собака должна побежать за ним и принести обратно независимо от того, на какое расстояние было брошено изделие.
«Апорт» — важный навык для воспитания собак
Зачем обучать питомца этой команде
Эту команду часто используют на обычных прогулках в развлекательных целях. Особенно это важно для больших пород, которым ежедневно необходимы хорошие физические нагрузки.
К сведению! «Апорт» собаке — прекрасная возможность выплеснуть энергию и весело провести время.
Домашних любимцев обучают команде с любого возраста, но следует соблюдать осторожность. Щенок может получить травму в процессе активных игр, а также из-за неопытности. Тренируя маленьких собак, следует помнить, что они не обладают достаточной выносливостью для многократного повторения команд.
У всех собак генетически заложен инстинкт нахождения добычи, которую необходимо принести хозяину. Раньше практически все представители использовались на охоте, где человек подстреливал дичь, а собака несла ее. В процессе разведения пород люди старались выбирать тех псов, которые на инстинктивном уровне понимали, что нужно делать с добычей. Таким образом, команда «апорт» для собак является закреплением умений, которые заложены в генах.
Обратите внимание! В результате регулярных тренировок пес будет лучше ориентироваться в пространстве, улучшатся обоняние и слух, а также наладится контакт с хозяином.
Дрессированные немецкие овчарки лучше ориентируются на местности
Немного теории
Этимология слова гласит, что слово «апорт» пришло их французского языка. Переводится оно, как «принеси». Научиться этой команде несложно, но от хозяина требуются терпение и понимание характера своего питомца. Длительность обучения будет зависеть не только от породы, но и физических возможностей пса. Прежде чем учить животное, человек должен понимать специфику команды. Помимо произношения слова «апорт», необходимо отточить жест броска предмета правой рукой. Обязательно использовать дразнящие движения вещью перед глазами животного. Это активирует интерес собаки к действию. В качестве поощрения за правильное выполнение команды необходимо использовать ласку и любимое лакомство собачки.
Обратите внимание! Если обучение команды проводится на взрослой собаке, то предварительно следует освоить навык «ко мне» и «сидеть»
Значение слова «апорт» полностью соответствует его предназначению
Выбор места для обучения
На первом этапе, когда животное только начинает учить команду, дрессировку можно проводить дома. В это время оттачивается навык «возьми», поэтому никуда бегать не нужно. В домашних условиях питомцу будет легче сосредоточиться. Когда пес начнет бегать за игрушкой, можно выходить на улицу, так как дома не всегда есть возможность передвигаться на большие расстояния.
Обратите внимание! Место выбирают так, чтобы мимо не ходили другие люди и собаки. В противном случае питомец не сможет сосредоточиться и будет постоянно отвлекаться.
Местность должна быть открытой, чтобы в процессе игры собака ничего не задела и не навредила себе. Не стоит дрессировать пса сразу после дождя, так как трава в это время очень скользкая. Кинологи не рекомендуют заниматься и на асфальте, так как жесткое покрытие негативно сказывается на суставах собаки.
Выбор апортировочного предмета
Приучать питомца к команде «апорт» можно на любых предметах. Обязательное условие — собака должна удобно брать зубами это изделие. Среди основных вариантов:
Лучше всего использовать гладкие предметы, без ворса и колючих выступов.
Важно! Если тренировки проходят на одном и том же предмете, то его следует регулярно дезинфицировать.
После того как пес полностью освоил команду, можно проводить обучение на нескольких предметах. Этот навык поможет выбирать из ряда изделий одно необходимое.
В зоомагазине можно купить специальные апортировочные игрушки
Алгоритм обучения щенка и взрослой собаки
Как научить собаку команде «апорт», интересует многих владельцев. На самом деле этот процесс несложный, но требует регулярных занятий.
Первый способ
Щенков обучают в процессе игры. Лучше всего взять мячик и небольшую тросточку. Первым делом необходимо привлечь внимание питомца и заинтересовать его. Обычно малыши быстро реагируют на игру и движение предметов. Проводя перед глазами собаки игрушкой, следует повторять слово «апорт». Здесь важно, чтобы щенок захотел забрать предмет из рук человека.
Когда малыш вцепится зубами в игрушку, ее необходимо слегка потянуть на себя, пока не станет понятно, что питомец ее держит крепко. Через время следует забрать игрушку и произнести «дай». Предмет меняют на лакомство в знак поощрения собаки.
В процессе дальнейших уроков можно увеличивать время удержания, а также позволять малышу передвигаться с игрушкой. Со временем можно начинать пристегивать питомца к поводку, давать команду на взятие изделия с пола, а также бежать несколько метров. В дальнейшем после хватания предмета необходимо перемещаться с собакой пешком, постепенно увеличивая расстояние.
Приучить взрослых собак можно несколькими способами. Первый больше подходит для молодых псов:
Важно! Собака должна научиться крепко хватать изделие. Этого легко добиться с помощью перетягивания, когда владелец начинает забирать игрушку из пасти собаки.
Если питомец не держит изделие во рту, а пытается выплюнуть, то следует придержать пасть и сказать «апорт». После команды «дай» пес должен отдать предмет.
В конце урока не стоит забывать про поощрение
Второй способ
Этот способ больше основан на принуждении, но при этом животное не должно страдать и испытывать боль. Псу открывают пасть и кладут игрушку. Сцепив руками пасть, необходимо аккуратно придерживать предмет. Одновременно с этим дается команда «апорт». Животное поощряют и убирают руку от челюсти. С командой «дай» следует забрать удерживаемых предмет. В среднем необходимо 5-7 занятий, чтобы животное самостоятельно научилось выполнять команду.
Возможные ошибки в процессе работы
Преимущества самостоятельной дрессировки
К преимуществам самостоятельно дрессировки относятся:
Что значит команда «апорт», должен понимать каждый собаковод. С помощью этого знания можно превратить обычные прогулки в веселую и полезную игру, а также тренировать заложенный природой инстинкт.
Команда «Апорт»
Содержание статьи
Основные требования к команде
На выставках, соревнованиях и при приеме экзаменов от владельца и его питомца требуется выполнение определенной последовательности действий на ту или иную команду. В конкретном случае животное должно работать следующим образом:
Очень важно, чтобы животное слушалось с первого раза, в противном случае будет «незачет».
В домашних условиях такие сложности ни к чему и можно обойтись обычным возвращением предмета назад без дополнительных не особо-то нужных движений. Хотя отработка команды по всем правилам делает собаку и более дисциплинированной, и более послушной. Но тут уже выбор каждого, чему и как учить.
Немного теории
Если обучение проводится уже со взрослым псом, то к изучению «апорта» приступают только после отработанных команд «ко мне» и «сидеть».
Как научить команде «Апорт» щенка?
Малышей учат в процессе игры. Идеальным учебным инвентарем будут:
Для начала необходимо заинтересовать питомца, завлечь его в игру. В принципе малыши практически мгновенно реагируют на самую обыкновенную дразнилку (дратование): быстрое перемещение предмета возле мордочки. Заодно с этим повторяют «Апорт». Очень важно, чтобы у животного появился азарт и непреодолимое желание забрать предмет.
На данном этапе достаточно привить страстное желание к игре, чтобы животное сгорало от нетерпения, только увидев предмет апортировки.
По мере работы время удержания увеличивают, а также разрешают малышу нести аксессуар во время движения. Заодно приучают животное брать предмет с пола, но для этого необходимо быть внимательным и проявить всю свою сноровку:
Чем большее количество раз проводятся занятия, тем больше внимания уделяют дисциплине:
В дальнейшем после хватания предмета по приказу перемещаются с собакой пешком, увеличивая расстояние до нескольких сот метров.
Как научить команде «Апорт» взрослую собаку?
На этот счет существует два способа. Первый базируется на методике обучения молодых животных:
Собака должна овладеть крепкой хваткой, чего добиваются игрой в перетягивание. Если животное пытается выплюнуть палку, то следует придержать пасть рукой и сказать «Апорт». Далее произносится «Дай», предмет забирается и собаку угощают вкусным лакомством.
Способ № 2.
Этот метод основан на принуждении, при этом животное не должно испытывать боль. Действия следующие:
По опыту достаточно около пяти занятий, чтобы по одному только слову животное начинало само брать предмет.
Далее приступают к усложненному варианту, когда пес должен взять палку с земли. Для привлечения внимания предмет шевелят ногой.
Способ № 3.
На последующих уроках можно заниматься с обычными аксессуарами.
Развитие навыков
Поводок необходим, чтобы дернуть питомца, предварительно сказав «Дай», в случае его отказа возвращаться обратно.
В дальнейшем работа, если это вообще необходимо, все больше усложняется:
Возможные ошибки в процессе работы
Дрессировка не терпит промахов, которые нередко совершают неопытные дрессировщики. Дабы избежать провала в процессе обучения, необходимо знать, чего нельзя делать:
Полезные советы
Апортировка от А до Я
Апортировка от А до Я.
Свою книгу Кнут Фукс предлагает приобрести проводникам, посетившим его семинар и восстановить в памяти увиденную информацию, а также всем проводникам, которые хотят научить свою собаку такому сложному упражнению в разделе Послушание как апортировка. Книге оформлена большим количеством фотографий, которые очень подробно показывают мельчайшие шаги в обучении.
1. Вступление
Почему так важно при обучении собаки особое внимание уделять апортировке? В разделе В норматива IPO/VPG/SchH апортировка оценивается в 40 баллов, что составляет почти половину от общего числа возможных баллов в этом разделе. К тому же апортировка содержит много связанных друг с другом комплексных частей упражнения:
По ходу всего этого собака должна держать апорт в пасти спокойно и крепко и работать абсолютно весело и мотивированно. Если я разбиваю упражнение апортировки таким способом, я прихожу к семи различным элементам упражнения, связанных между собой. Такое комплексное задание требует хорошо продуманного обучения.
Существует классическая игровая апортировка: при этом способе собака должна обладать врожденным стремлением поднимать предмет и приносить его проводнику. Также требуется проводник, который сумеет с чувством управлять собакой, чтобы довести это упражнение до перфектного исполнения. Не каждая собака обладает таким генетически обусловленным предрасположением для игрового метода апортирования. Имеется ли у собаки такая предрасположенность, можно определить по поведению собаки в игре с проводником (например, при игре со скруткой). Если собака охотно и бесконфликтно апортирует предмет, можно предпринять несколько попыток проверить поведение собаки непосредственно с апортом. Приносит собака с готовностью апорт обратно проводнику (конечно, первый раз без усадки перед проводником) и делает это без жевания и в прямом направлении, тогда имеет смысл пробовать обучать собаку апортировке при помощи игрового метода. Если появляются при этом ошибки, почти всегда это означает, что собака приходит к конфликту.
При попытках эти ошибки исправить, конфликт чаще всего усиливается и проблема увеличивается. Например: Держат собаку за ошейник, бросают апорт и позволяют собаке апорт принести. Собака бежит к апорту, поднимает его и не бежит с ним обратно к проводнику. Здесь можно было бы использовать длинный поводок, при помощи которого побудить собаку принести апорт обратно. Но так как собаке не хочется оказаться около проводника, то возникает конфликт, который большей частью выражается в жевании (основная проблема при апортировке). По опыту, проводник пытается убрать жевание воздействием на собаку (воздействует на верхнюю челюсть похлопыванием) и применяя соответствующую запрещающую команду. Собака прежде еще не имела понятия, что жевание не желательно, так как апортировке еще не обучалась —и возникает новый конфликт и мы попадаем в замкнутый круг.
Для того, чтобы строить апортировку при помощи игровой апортировочной мотивации, необходимо тонко чувствовать и понимать собаку. Это получается лишь у немногих пар собака-проводник. Возможно также комбинирование врожденной апортировочной мотивации и описанного здесь метода обучения апортировке: так можно, например, сперва собаку обучить, как описано в шаге 1, спокойно и крепко удерживать апорт, прежде чем продолжить дальнейшее обучение на основе игрового метода. Я много размышлял о том, как лучше строить обучение апортировке и по прошествии многих лет, работая с различными собаками, разработал метод, при котором собака шаг за шагом ( в комбинации с мотивацией и послушанием) обучается отдельным элементам апортировки. Этот метод называется — Апортировка от А до Я Кнута Фукса.
2. Подготовка
2.1. Возраст и уровень обученности собаки
2.2. Вспомогательные средства
Необходимы следующие вспомогательные средства:
Для собаки такой апорт более приятен для захвата и и ей легче такой апорт удерживать плотно. Такой апорт опять-таки снижает склонность к жеванию и ведет к более быстрому успеху в обучении. Апорт с плоской сердцевиной способствует контакту с большим количеством зубов, вследствие чего обучение желаемому положению апорта в пасти происходит быстрее и снижает склонность к жеванию.
2.3. Место для тренировок
Место для тренировки принципиально не важно. Необходимо наличие столба или крепкого предмета (например, забор), к которому можно было бы крепко привязать фиксирующий поводок. Перед этим столбом для фиксации должно быть место в форме полукруга диаметром приблизительно 3 метра. Для начала работы по методу Фукса разумнее выбрать место с наименьшим отвлечением для собаки. Отвлечение на раздражители со стороны мешает собаке сконцентрироваться и усложняет способность к обучению. В процессе обучения уровень отвлечения можно увеличивать.
2.4. Фиксация и центрирование собаки
Фиксация и центрирование собаки формирует подготовку шагов 1-5 и является основополагающей составной частью метода. Оно служит для привыкания собаки к позиции и корректирующему ошейнику и обеспечивает, чтобы собака оставалась в пределах досягаемости проводника. Это служит основой для спокойной и ясной работы с собакой во время общих упражнений. Собаке одевается нормальный ошейник («фиксирующий ошейник»), к которому прикрепляется 2-3-метровый поводок («фиксирующий поводок»), привязанный к столбику («точка фиксации»). Над фиксирующим ошейником одевается корректирующий ошейник, на котором закреплен поводок управления. Корректирующий ошейник должен быть одет достаточно свободно, но не слишком свободно. Проводник, стоя по центру перед собакой, подтягивает ее за поводок управления к себе до тех пор, пока не натягивается фиксирующий поводок.
Важно: речь идет о плавном движении, не о рывке. Получается, что собака находится как бы на растяжке.
Как только это происходит, собаке подается команда Сидеть. Как только собака выполнит команду, поводок управления тут же ослабевает и идет обильная похвала, при это надо обращать внимание на то, чтобы собака оставалась сидеть. (важно: здесь не идет речь о том, что собака должна занять корректную позицию перед проводником, она должно просто находится прямо перед проводником, дистанции пока не имеет значения). После короткой паузы проводник начинает на пару шагов двигается влево или вправо, ведя за собой собаку при помощи поводка управления до тех пор, пока не натягивается фиксирующий поводок. Собака должна охотно следовать за проводником и затем, после подачи соответствующей команды на усадку, снова сесть прямо перед проводником. Как только собака садится, поводок опять ослабевает и собака хвалится.
Так повторяется несколько раз до тех пор, пока мы не увидим, что собака привыкла к таким действиям и охотно приводится в желаемую позицию. В общем считается так: если собака в этой части упражнения еще недостаточно расслабляется и препятствует действиям, чувствует себя неуютно, то это означает, что нет смысла переходить к началу описанной далее работе с апортом.
Важно: Есть собаки, которые в этой части упражнения слегка, а некоторые сильно препятствуют выполнению и показывают явные симптомы стресса. Особенно момент, когда фиксирующий поводок натянут и при помощи поводка управления обучаем собаку движению, является для собаки абсолютно непривычным и в отдельных случаях, в зависимости от характера животного, может привести к тому, что собака попытается избежать непривычной ситуации. Если это происходит, очень важно, чтобы проводник сохранял спокойствие, и спокойно и настойчиво вел собаку к желаемому поведению. Как только собака показывает такое поведение, она обильно хвалится и ей дается время для необходимого расслабления.
Для собак, которые в этой фазе показывают явные признаки перегруженности, это упражнение не должно продолжаться слишком долго. Необходимо собаке помочь это желаемое поведение показать и за это похвалить. После этого эту часть тренинга на время нужно прекратить и повторить позднее, пока у собаки не разовьется доверие к ситуации. Оказалось, что случайное подтверждение кормом отчетливо способствует разрядке и готовности собаки к кооперации. Как только собака охотно и свободно позволит себя центрировать перед проводником, движения туда-сюда не должны повторяться долго. Они служат лишь для того, чтобы сообщить собаке, что от нее ожидается. Когда собака это поняла, можно уже непосредственно из центрированного положения продолжить дальнейшую работу. Это также означает, что, как правило, с шага 2 движения туда-сюда больше не понадобятся.
3. Шаг 1
В шаге 1 собака учит, что по команде Апорт апортировочный предмет берется из рук проводника, держится в пасти спокойно и крепко до тех пор, пока по команде Дай не забирается обратно.
3.1. Порядок упражнения
После того, как собака зафиксирована и отцентрирована, проводник позволяет собаке сесть и сам садится на стул перед собакой на расстоянии приблизительно полметра. Расстояние до собаки должно быть рассчитано таким образом, чтобы общее управление животным было по возможности удобным и при этом сохранялось фиксация.
Решение, почему проводник на шаге 1 сидит, а не стоит, основывается на следующем:
3.2. Подача апорта
Сидя перед собакой, проводник левой рукой берется за ручку на корректирующем ошейнике, в правой руке держит апорт. Апорт держится за внешний набалдашник и подается собаке так, чтобы тонкая часть апорта находилась на уровне носа собаки. С самого начала надо обращать внимание на то, чтобы собака не брала апорт самостоятельно, а ждала команды проводника. Теперь за ручку корректирующего ошейника производится легкое натяжение левой рукой и одновременно с подачей команды Апорт апортировочный предмет подносится прямо к морде собаки. Если собака пасть сразу не открывает, то проводник помогает тем, что немного приоткрывает пасть рукой и закладывает туда апортировочный предмет.
Проводник при этом остается абсолютно спокоен во избежания конфликта. Важно, чтобы тренировка происходила по возможности в позитивном настроении. Если собака выучила, что по команде Апорт она должна открывать пасть и брать апорт, но сразу не делает этого, можно вместо механической помощи рукой создать легкое активирующее раздражение посредством корректирующего ошейника.
Важно: принцип этого упражнения состоит в том, чтобы собака путем показа желаемого поведения получила покой и похвалу, а также приятную для нее ситуацию. Пока она не будет показывать это поведение, она получит легкие неприятные ощущения путем движений за корректирующий ошейник и давления рукой на пасть. Важно, чтобы для собаки обе эти ситуации были четко различимы, что означает, любое негативное раздражение будет остановлено, если будет показано желаемое поведение и оно заменится похвалой. Если это упражнение будет обучаться таким образом, то собака очень быстро научится, что от нее ожидают, так как собака всегда ищет для себя приятную ситуацию.
3.3. Прекращение нежелательного поведения и похвала за правильное поведение
Апорт находится в пасти собаки, кулак левой руки помещается под подбородок собаки, правая рука обеспечивает правильное положение апорта в пасти собаки и контролирует, чтобы губы собаки не защемились между апортом и зубами. Затем она блокирует окрывание пасти, находясь на переносице собаки. Если собака держит апорт спокойно, тотчас натяжение корректирующего ошейника прекращается и собака спокойным тоном хвалится, а правая рука одновременно поглаживает собаку по переносице. Если собака попытается отвернуть голову, поджевывать или выплевывать апорт, снова усиливается натяжение корректирующего ошейника, одновременно повторяется команда Апорт и обе руки проводника сдавливают вместе пасть собаки. При корректном поведении собака снова хвалится, как описано выше.
Важно: Правильная похвала! Чем точнее собака сможет различать позитивные и негативные раздражители, исходящие от проводника, тем быстрее она будет учиться. Правильно хвалить, значит эффективно хвалить, т.е. собаке дается понятный сигнал, что она делает правильно именно сейчас. Чтобы собака воспринимала похвалу как таковую, похвала должна вызывать у собаки приятные чувства. Во время похвалы тон проводника должен быть дружественным. Если собаку к тому же и гладят, то обучающий должен четко знать, что для собаки является приятным (например, многим собаками не нравится, когда их гладят между глаз). Кто свою собаку знает и читает ее поведение, тот быстро поймет, какие действия проводника собака будет воспринимать действительно как похвалу. Также при шаге 1 случайное подкрепление кормом способствует работе без напряжения и этим помогает быстрому обучению.
3.4. Контроль
Правой рукой проводник проверяет крепко ли удерживается апорт, слегка подтягивая за набалдашник апортировочный предмет. Некоторые собаки, если рука с ее переносицы убирается, сразу пытаются выплюнуть предмет. В этом случае можно сперва для страховки оставить на переносице собаки два пальца. Как только апортировочный предмет лежит в пасти свободнее, тут же усиливается натяжение корректирующего ошейника, повторяется команда Апорт и руками сдавливается пасть собаки. Как только собака опять показывает желаемое поведение, она тут же хвалится.
3.5. Забирание апорта
Когда собака показала желаемое поведение определенное время, проводник забирает у нее апорт. Проводник кладет обе руки на апортировочный предмет и говорит затем команду Дай.
Непосредственно на семинаре Кнут Фукс отметил, что при забирании апорта он теперь использует только одну руку — правой рукой берет апорт за левый набалдашник. Объяснил это тем, что левая рука остается для контроля.
Также и здесь надо обращать внимание на то, чтобы собака не отдавала апорт самостоятельно, а только после команды. К началу тренинга собака, после показанного желаемого поведения, будет отдавать апортировочный предмет относительно быстро. Со временем фазы спокойного и крепкого удержания будут удлиняться до тех пор, пока наконец не нужно будет подстраховывать руками пасть и собака будет сидеть перед проводником на свободном поводке, при этом продолжая удерживать апорт спокойно и крепко, пока он не будет забран проводником.
3.6. Пассивное занятие корректной позиции перед проводником
Когда собака выполняет упражнение уже уверенно, проводник становится перед собакой (прим. переводчика — напомню, до этого упражнение выполнялось сидя), вызывая тем самым пассивную корректную позицию. Также и в этой позиции контролируется, чтобы собака держала апорт спокойно и крепко. Если так и происходит, собака хвалится и апорт забирается у нее из этой позиции. Это служит для того, чтобы у собаки образовалась приятная связь с позицией сидеть перед проводником и это является подготовкой к шагу 2.
Важно: Повторения шага 1
Упражнение может много раз повторяться, причем надо обращать внимание на то, чтобы собака была сконцентрированной и готовой учиться. При тренинге упражнение должно быть закончено только тогда, когда собака по меньшей мере хоть раз показала желаемое поведение.
4. Шаг 2
В шаге 2 собака учится по команде Апорт с находящимся апортом в пасти преодолеть короткое расстояние и занять позицию перед проводником.
4.1. Подготовка по шагу 1
Собака сперва фиксируется и центрируется, как описано в главе 3. Затем собаке дается апорт в пасть, при этом надо контролировать, что апорт она держит спокойно и крепко. Теперь собака готова к шагу 2.
4.2. Преодоление короткого расстояния до проводника
Если собака держит апорт спокойно и крепко, следует команда Сидеть и проводник отходит спиной назад от собаки приблизительно на 1м. Как только собака в первый раз сделала хоть маленькое движение в сторону проводника, она в этом самом месте поощряется мотивационным предметом с игрой. Лучше всего, если проводник зажимает мотивационный обьект (МО) под подбородком. После небольшой выдержки собака подзывается командой Апорт в позицию сидеть перед проводником. Если собака держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется МО. Здесь можно варьировать: проводник может перед поощрением еще раз отступить назад или сделать контроль крепости удержания. В любом случае, надо обращать внимание на то, чтобы после забирания апорта собака сперва оставалась спокойно сидеть и не пытаться самостоятельно схватить МО.
Шаг 2 считается законченным, если собака после отхода назад на короткую дистанцию уверенно и точно занимает позицию сидеть перед проводником (фронтальную позицию— ФП) и подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.
Важно: Как только собака с апортом проделает небольшое расстояние, чтобы занять перед проводником ФП, тут же выбрасывается МО. Этот мотивационный обьект служит для того, чтобы сделать для собаки положение сидеть перед проводником более интересным и чтобы собака стремилась как можно быстрее занять это положение.
5. Шаг 3
В шаге 3 собака учится по команде Апорт активно забирать апортировочный предмет из рук проводника и проходить короткое расстояние до проводника.
5.1. Подготовка по предыдущим шагам.
Для этого упражнения собака также фиксируется и центрируется. Если шаг 1 и шаг 2 выполняются уверенно, собака готова к шагу 3.
5.2. Активное забирание апорта из рук проводника.
Проводник стоит приблизительно на расстоянии один метр перед сидящей собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом. По команде Апорт собака подбегает к апортировочному предмету и забирает его из рук проводника. Как только апорт оказывается в пасти собаки, проводник становится перед собакой так, чтобы собака могла двигаться прямо на проводника, т. е. без того, чтобы ей пришлось поменять направление движения. Когда собака заняла фронтальную позицию перед проводником и держит апорт спокойно и крепко, апортировочный предмет забирается и собака поощряется мотивационным обьектом.
Шаг 3 считается законченным, если собака по команде Апорт целеустремленно двигается к апортировочному предмету, уверенно хватает его и затем двигается прямо в ФП, при этом подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.
Важно: как описано в тексте, контроль крепости удержания апорта производится правой рукой, забирание апорта — обоими руками. Это правило является для собаки помощью, при которой она не будет путать действия проводника и это правило должно в таких четких формах применяться только в начале обучения апортировке. Когда собака становится увереннее и знает, что перед забиранием апорта идет команда Дай, здесь можно уже варьировать, например, контроль можно выполнять левой рукой или обоими руками, или забирать апортировку одной рукой.
6. Шаг 4
В шаге 4 собака учится, что после того как она активно забрала из рук проводника апорт, на пути к занятию ФП она меняет направление.
6.1. Подготовка по предыдущим шагам
Для этого упражнения собака также фиксируется и центрируется. Если собака шаг 3 выполняет уверенно, она готова к шагу 4.
6.2. Смена направления движения после хватания апорта
Проводник становится перед или рядом с сидящей собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом. По команде Апорт собака подбегает к апорту и берет его из рук проводника. Только проводник позиционируется так, чтобы собаке на пути занятия ФП пришлось поменять направление движения. Это изменение направление движения является единственным отличием от шага 3. Собака учится, после хватания апорта ориентироваться прямо на проводника, даже если он стоит позади нее. Когда собака заняла ФП и держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется МО.
Шаг 4 считается законченным, если собака по команде Апорт целеустремленно двигается к апорту, уверенно его хватает, тут же разворачивается в направлении проводника и занимает корректную ФП, при этом подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.
Важно:сперва техника, потом скорость!
В начале каждой новой части обучения апортировке собака должна учить новые ситуации, что требует большой концентрации от нее. В этой фазе проводник должен обращать внимание только на выполнение упражнения, скорость оставить на потом. Когда собака хорошо запомнит течение упражнения, упражнение чаще всего и так уже будет выполняться быстрее, так как собака научилась, что она будет быстрее поощрена мотивационным оъектом, если быстрее и корректно выполнит упражнение.
7. Шаг 5
В шаге 5 собака учится поднимать апортировку с земли, прежде чем она займет ФП.
7.1. Подготовка по предыдущим шагам.
7.2. Поднятие апорта с земли.
Важно: как только приступаете к шагу 5, уже не используется специальный апортировочный предмет Кнута Фукса с плоской сердцевиной, а берется традиционный апорт. Смысл состоит в том, что только из рук апорт может подаваться собаке так, чтобы обеспечить правильное взятие его с правильной стороны. Если у собак появилась проблема с переходом на стандартный апортировочный предмет, можно для привыкания еще раз повторить шаг 1 с уже этим апортом.
8. Шаг 6 Полное упражнение по апортированию.
Собака должна теперь свободно апортировать и при этом пробегать еще большее расстояние. Это упражнение сперва подстраховывается помощником.
8.1. Подготовка по предыдущим шагам
Первый раз, когда собака не фиксируется и не центрируется. Если собака уверенно закончила шаг 5, она готова выполнять апортировку на расстоянии и без фиксации.
8.2. Соединение в общее упражнение апортировки
Проводник становится с собакой на свободную ровную площадку, при этом собака подстраховывается помощником при помощи длинного поводка. Проводник может апорт бросить или положить его на желаемое расстояние от собаки. Прежде чем дать команду Апорт, проводник становится в основную позицию, а помощник находится чуть вне линии апортирования, приблизительно посредине между точкой проводник/собака и точкой лежащий/брошенный апорт. Задание помощника наблюдать за поведением собаки и предотвратить ошибки. По команде Апорт собака бежит к апортировочному предмету, при этом помощник подстраховыает собаку на свободном поводке. Сразу после поднятия апорта, собака должна тотчас развернутся и быстро и радостно бежать обратно к проводнику.
Когда собака заняла ФП и держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется мотивационным объектом.
Время от времени поощрение дается из основной позиции. Помощника с длинным поводком используют так долго, пока собака не апортирует уверенно и моментально. Как только собака покажет несколько корректных повторений — помощник убирается.
Коротко общее упражнение:
1. Собака сидит рядом с проводником в основной позиции.
2. В то время, когда проводник бросает апорт, собака остается спокойно сидеть.
3. По команде Апорт собака срывается от проводника и бежит в прямом направлении к апорту. Помощник следит за поведением собаки.
4. Собака бежит прямо и быстро к апорту.
5. Собака сразу и уверенно хватает апорт и разворачивает корпус при этом уже в направлении проводника.
6. Как только собака схватила апорт, она тут же разворачивается и бежит целеустремленно прямо к проводнику.
7. Собака садится перед проводником корректно и при этом держит апорт спокойно и крепко.
8. По команде Дай апорт у собаки забирается и она продолжает сидеть внимательно и спокойно перед проводником до тех пор, пока он не поощрит ее МО.
9. Собака все сделала правильно — за это она хвалится и поощряется игрой.