аппортировка для собак что это
Обучение аппортировке (основная команда «аппорт»)
(основная команда «аппорт»)
Аппортировка — это навык собаки схватывать или поднимать брошенный предмет, держать его в пасти и подносить к хозяину.
Звуковой сигнал команды «аппорт» означает «возьми, схвати и подай хозяину». В качестве аппортировочного предмета может быть специально сделанная небольшая деревянная палочка и другие нетяжелые, различные по форме предметы: перчатки, сумочка и т. д.
Аппортировка является важным звеном специальной дрессировки. Если дрессировщик сумеет привить собаке «любовь» к аппортировочному предмету, ему будет проще отрабатывать целый ряд сложных специальных навыков. Собака будет активно охранять предметы хозяина и с интересом отыскивать аппортировочный предмет, спрятанный им или унесенный посторонним человеком.
Техника дрессировки для выработки у собаки такого навыка должна строиться главным образом на свободном проявлении врожденной реакции и меньше всего на принудительных действиях.
Для образования условного рефлекса дрессировщик должен каким-то образом вызвать у собаки желание схватывать предметы. Лучшим способом приучения к этому является известный прием «оживления» аппортировочного предмета перед глазами собаки. Любой быстро движущийся предмет является достаточно сильным раздражителем для проявления врожденной реакции (инстинкта) — схватывания; собака с увлечением бежит за брошенной палкой.
Для выработки рефлекса на команду «аппорт» и отработки навыка аппортировки пользуются несколькими приемами. Например, дрессировщик держит в правой руке аппортировочный предмет и помахивает им, сопровождая свои действия командой «аппорт». Это возбуждает собаку, и она пытается схватить мелькающий перед ее глазами предмет. Как только это ей удается, нужно немедленно произнести команду «аппорт» и «хорошо», придерживая предмете пасти собаки. Если по команде собака возьмет предмет в пасть из рук и будет некоторое время держать его, то можно эту вещицу забросить, вначале недалеко, и послать собаку принести ее. Перед бросанием всегда возбуждают собаку, помахивая предметом. Если собака сразу не выполнит команду, дрессировщик специально подбрасывает предмет, возбуждая этим желание схватить его.
За подноску брошенного аппортировочного предмета собаку нужно обласкать, поиграть с ней и дать лакомство. Чтобы собака не выпускала предмета из пасти без команды «дай», дрессировщик спешит навстречу, сажает ее перед собой с предметом в зубах, произносит дополнительную команду «дай», берет из пасти предмет и тут же поощряет собаку.
При попытке собаки выпустить предмет подается угрожающая команда «аппорт».
В дальнейшем навык аппортировки совершенствуют. Собаку не сразу посылают за брошенным предметом, а после выдержки, для чего, бросив предмет, подают в повышенной интонации команду «сидеть» и при необходимости сопровождают это рывком за поводок; принуждают собаку сидеть с аппортировочным предметом и носить его в зубах при хождении рядом с дрессировщиком.
В ряде случаев аппортировку можно отработать методом принуждения. Дрессировщик, держа аппортировочный предмет в правой руке, пальцами левой руки сильно нажимает на нижнюю челюсть собаки, заставляя ее открыть пасть. Как только собака откроет пасть, в нее осторожно вкладывают аппортировочный предмет и моментально прекращают надавливание пальцем на челюсть, чтобы устранить неприятное болевое ощущение. Одновременно с этим подают команду «аппорт» и «хорошо» и ласкают собаку. После нескольких упражнений собака, услышав команду «аппорт», чтобы избежать неприятного болевого ощущения от надавливания на нижнюю челюсть, сама схватывает аппортировочный предмет.
Рис. 29. Посадка собаки с аппортировочным предметом перед дрессировщиком
Однако следует отметить, что дрессировка собак методом принуждения редко дает желаемые результаты. У собак, дрессируемых таким способом, интерес к аппортировочному предмету теряется быстрее, чем у собак, подготовленных на: естественной заинтересованности.
Бывают случаи, когда собака держит в зубах аппортировочный предмет, бегает с ним, но не подходит на подзыв. В таких случаях следует подать команду «сидеть», а затем, подойдя к собаке, взять из пасти предмет.
Отдельные собаки весьма трудно воспринимают этот вид дрессировки. К ним приходится применять самые разнообразные способы, чтобы найти подходящий момент для увязки команды с действиями собаки. В таких случаях предметом для схватывания служат разнообразные тряпочки, мячики, свежие кости и подобные им вещи.
Иногда пользуются способом «перенимания»: перед глазами не поддающихся дрессировке собак ставят хорошо работающую собаку, которая быстро бежит за брошенным предметом и получает лакомство.
Чтобы собака не выпускала из пасти предмета во время хождения рядом, дрессировщик ускоряет движение, увлекая ее за собой. Затем переводит собаку с быстрого шага на замедленный и, наоборот, с замедленного на быстрый. Таким способом приучают собаку носить предмет в зубах при движениях на местности.
В дальнейшем навык аппортировки совершенствуют. Собаку приучают, чтобы она с предметом в зубах сидела и стояла в отсутствие дрессировщика. Чтобы не допустить перегрузки и поддержать у собаки известную заинтересованность держать в зубах аппортировочный или другой предмет, часто повторять такие упражнения не рекомендуется.
Аппортировка среди остальных навыков из курса общей дрессировки является одним из первостепенных упражнений, На основе аппортировки строятся некоторые специальные упражнения. Поэтому в ходе занятий необходимо практиковать забрасывание аппортировочного предмета в разные стороны и заставлять собаку находить его. Каждый раз, посылая собаку за брошенным предметом, надо подавать команду «ищи» и сопровождать ее жестом в направлении брошенного предмета. Это является очень важной предпосылкой для успешной дрессировки собаки по обыску местности.
В процессе занятий следует добиваться от собаки, чтобы она «любила» аппортировочный предмет, а для этого надо придерживаться основной методики обучения, основанной на заинтересованности, способа принуждения следует избегать.
Читайте также
Свободное состояние собаки (основная команда «гуляй»)
Свободное состояние собаки (основная команда «гуляй») Так называемое свободное состояние предназначается для, разрядки нервного напряжения собаки, в котором она находилась во время занятий. Условным раздражителем является команда «гуляй», безусловным — сам факт
Подзыв собаки (основная команда «ко мне»)
Подзыв собаки (основная команда «ко мне») Цель упражнения состоит в том, чтобы научить собаку быстро подходить к дрессировщику (хозяину) на его подзыв при любых обстоятельствах времени и окружающей обстановки.Для отработки этого навыка используют главным образом
Посадка собаки (основная команда «сидеть»)
Посадка собаки (основная команда «сидеть») Условным раздражителем является команда «сидеть» и жест — резкое поднятие вверх правой руки ладонью вперед.Отрабатывают навык посадки в таком порядке. Дрессировщик ставит собаку на коротком поводке с левой стороны от себя,
Укладка собаки (основная команда «лежать»)
Укладка собаки (основная команда «лежать») Этот навык обычно отрабатывают после усвоения собакой команды «сидеть».Условными раздражителями является команда «лежать» и жест — резкое опускание поднятой правой руки вниз при небольшом наклоне корпуса вперед,
Стояние собаки на месте (основная команда «стоять»)
Стояние собаки на месте (основная команда «стоять») В ряде случаев требуется, чтобы собака некоторое время правильно стояла на месте, не заваливая и не опуская, корпуса. Продолжительное и спокойное состояние собаки требуется во время ветеринарного осмотра, чистки и при
Ползание собаки (основная команда «ползи»)
Ползание собаки (основная команда «ползи») Условным раздражителем для выработки у собаки навыка ползти вместе с дрессировщиком служит звуковой сигнал-команда «ползи» и поведение самого дрессировщика.Непосредственным (безусловным) раздражителем является надавливание
Хождение по буму (основная команда «вперед»)
Хождение по буму (основная команда «вперед») Приучая собак ходить по буму, вырабатывают смелость и координацию движений. Необходимость отработки этого навыка вызывается и тем, что с такого рода препятствиями собаки часто встречаются в практической службе.Условными
Лазание по лестнице (основная команда «лестница»)
Лазание по лестнице (основная команда «лестница») Приучать собаку ходить по лестнице целесообразно в щенячьем возрасте. Специальная лестница для дрессировки должна быть короткая, с широкими ступеньками. Стимулом к лазанию являются пища и подзыв к себе.На дрессировочной
Вызов у собаки лая (основная команда «голос»)
Вызов у собаки лая (основная команда «голос») Целый ряд навыков рекомендуется отрабатывать, применяя принуждения. Этот метод совершенно непригоден при вызове лая у собаки.Лай собаки — одна из разновидностей ответных реакций ее на раздражение. Это — следствие, в основе
Задержание убегающего (основная команда «фас»)
Задержание убегающего (основная команда «фас») Под словом «задержание» подразумевается преследование собакой убегающего человека и некоторое сковывание его быстрого движения.Способов обучения собаки задержанию убегающего человека несколько. Собаку можно приучить,
Сопровождение задержанного (основная команда «охраняй»)
Сопровождение задержанного (основная команда «охраняй») Когда у собаки хорошо развита злоба, недоверие к посторонним лицам и она активно идет на задержание убегающего, переход на отработку сопровождения задержанного достаточно прост.Условным раздражителем для собаки
Защита собакой хозяина (основная команда «фас»)
Защита собакой хозяина (основная команда «фас») После того как у собаки будет выработано недоверие к посторонним людям, развиты злоба и крепкая хватка, ее обучают защите своего хозяина.Условным раздражителем является команда «фас», безусловным — моменты хватки собакой
Обыск местности (основная команда «ищи»)
Обыск местности (основная команда «ищи») Настоящий вид дрессировки относится к работе собаки по чутью, так как при обыске местности собака во всех затруднительных случаях использует аппарат обоняния, улавливая незначительный (недоступный для человека) запах в воздухе и
Скучивание скота (основная команда «кругом»)
Скучивание скота (основная команда «кругом») Во время пастьбы бывает необходимо скучивать скот: на пересеченной местности или в кустарниках, где ограничено наблюдение за стадом. Чтобы сосредоточить животных, пастух посылает собаку.Условным раздражителем является
Охрана стада (основная команда «охраняй»)
Охрана стада (основная команда «охраняй») Для охраны животных в скотных дворах, в загонах и во время выпаса у собак вырабатывают на команду «охраняй» условный рефлекс настораживаться на шорохи и лаять в ту сторону, откуда ожидается появление посторонних людей и
Поиск затерявшихся животных (основная команда «ищи»)
Поиск затерявшихся животных (основная команда «ищи») Для проведения занятий дрессировщик на участке лесистой или пересеченной местности, специально оставляет в разных местах несколько животных, которых требуется обнаружить при помощи собаки и подогнать к
Обучение апортировке
Считаю, что в охотничьей литературе незаслуженно мало внимания уделено обучению собак с раннего возраста правильной апортировке. Практические охотники поймут важность и необходимость данной составляющей охоты.
Идет процесс охоты. Собака нашла затаившуюся дичь, обозначила ее присутствие стойкой. Следует посыл собаки на подъем, и дичь срывается с места. Выстрел. Птица сбита. А дальше что? Купание в осенней воде, поиск в кустах и т.д.?
Нет, дальше наступает момент истины для владельца подающей (апортирующей) собаки и сознание степени ее подготовки к реальной охоте. Кстати, получить диплом по водоплавающей птице без подачи с суши и с воды невозможно.
Подача – умение собаки подносить добытую дичь и подранков, а также другие предметы и отдавать их хозяину или ведущему. Охотничья собака должна собрать всю сбитую охотником дичь в неимоверно трудных условиях (студеная вода, труднопроходимый кустарник). Дичь весит иногда более 2 кг (заяц-русак более 6 кг), а мелкую надо подать аккуратно. При этом собаку учат делать свою работу красиво. А сколько длится сама охота, иногда и целый день. И поэтому надо учить ее работать правильно и четко.
Твердо решив приобрести охотничью собаку, будущий владелец должен четко понимать, для каких видов охот он ее заводит, в какой из них она сможет принести наибольшую пользу. Какие поведенческие особенности собаки он будет развивать, закреплять и какими способами и методами он этого добьется, с какой литературой необходимо ознакомиться и с какими специалистами необходимо пообщаться. Надо помнить, что собака не бытовая техника. Нажал на зеленую кнопку – заработала, на красную – выключилась. Процесс воспитания, обучения и дрессировки собаки всегда считался и считается очень ответственным занятием, и этот процесс длится всю собачью жизнь, все углубляясь, усложняясь и расширяясь. Но особо он важен в первый год жизни собаки.
Многие владельцы считают, что в охотничьих собаках заложена врожденная склонность к подаче, но это не совсем верно. Некоторые собаки склонны к апортировке, про таких говорят – апортирующая, или подающая собака, другие – нет. Определенная часть собак подает с воды, и то дичь доносят только до ее уреза. Некоторые не подают вовсе, некоторые подают только палочки или пластиковые бутылки. Вот здесь-то и требуется помощь владельца или специалиста-кинолога, которые обучат питомца основам мастерства.
Итак, в вашем доме появился щенок одной из охотничьих пород. Обычно заводчики раздают их в 1–1,5-месячном возрасте. Этот период жизни щенка характеризуется высокой скоростью образования условных рефлексов, но как скоро они вырабатываются, так и недолго они хранятся в памяти. Поэтому процесс воспитания и обучения должен быть постоянным и последовательным.
Несколько дней щенку понадобится на адаптацию к новому месту жительства и к новой семье (членам стаи). Как только щенок освоился, приступаем к воспитанию. Здесь хозяину важно определить, какие именно команды нужны ему для управления собакой, и довести их выполнение до жесткого стереотипа.
Но в первую очередь даем щенку кличку, которую он должен знать как дважды два. Обучаем командам: «место», «возьми», «ко мне», «лежать», «сидеть», «ищи», «держать» и «нельзя». Команды хорошо сопровождать соответствующими жестами. Щенок не понимает смысла слов, но прекрасно понимает интонацию и тон сказанного.
Постоянное повышение голоса и запрещающие команды притупляют восприимчивость, но не делают его послушнее. Не отдавайте команду, предполагая, что щенок ее не выполнит. Также важно не подменять команды одни другими. Собака играет, допустим, с мячиком.
Вы подаете неверную команду «подойди», и собака не может понять, что от нее хотят, условный рефлекс не сработал, нет раздражителя, более жесткой команды «ко мне», можно бегать и играть дальше.
Помните, это всего лишь собака, и очеловечивать ее не стоит.
Фото: Сёмина Михаила
Этим вы нарушите основной принцип обучения и дрессировки, основанный на выработке условных рефлексов высших порядков и традиционный метод обучения, при котором собака ставится в условие выполнить команду или нет, третьего не дано. Не перегружайте щенка «учебой», 10–15 минут утром и столько же вечером, желательно на голодный желудок. Помните, что щенок, как и дети, любит играть, обучайте, играя, особенно на первоначальном этапе обучения. Как только вы заметили, что щенок устал, и процесс дрессировки его не интересует, прекращайте занятие. Команды отдавайте в разной последовательности, не создавайте стереотип однообразности, утром первая команда «сидеть», вечером «лежать». Занимайтесь с собакой, только находясь в хорошем расположении духа.
Как только щенок усвоит основные команды, перечисленные выше, приступаем к обучению подаче.
Обучение подаче щенка, находящегося в городской квартире. Для этого потребуется ошейник, нетолстый шнур (корда), длиной, равной длине комнаты, что-нибудь вкусненькое и некрупная любимая игрушка. Игрушки у щенка не должны бить пищащими, дабы не выработать у него желания усилием сжатия челюсти вызвать писк, ведь мы не хотим, чтобы битая дичь была испорчена от жесткой подачи. Усаживаем щенка командой «сидеть» рядом собой и, удерживая его за ошейник с закрепленной на нем кордой, кидаем любимую игрушку к дальней стене комнаты.
Скорее всего, щенок обязательно попытается броситься за игрушкой, но удержите его от этого, и только выждав примерно 5 секунд (в дальнейшем время выдержки постепенно увеличиваем), подав команду «подай», отпустите щенка. Он схватит игрушку, но не для того чтобы подать хозяину, а для того, чтобы поиграть с ней.
Вот тут и понадобится шнур-корда и угощение. Подбадривая щенка командами «ко мне» и «подай», подтягивайте его к себе за корду, подбадривая щенка одной рукой, во второй держите угощение. Далее возможны три варианта поведения щенка:
1. Самый желательный: он возьмет игрушку в пасть и благодаря своему упрямству и если потребуется вашей помощи, додержит ее в зубах до подхода к вам. Похвалите его и щедро наделите его угощением.
2. Щенок возьмет игрушку в пасть, но, не поняв, чего от него хотят, бросит игрушку. В этом случае необходимо помахать ею перед мордой щенка или толкнуть ее ногой, стимулируя хватку игрушки. И очень аккуратно попытайтесь довести его до исходной позиции, поощряя командами «держать» и «подай». Если не получилось, начинайте все заново.
3. Щенок не берет игрушку. Тогда ее следует дать с руки, командуя «возьми», «держать» и поощряя щенка за хватку игрушки и даже недлительное удержание ее в зубах.
Теперь, независимо от того, как себя повел щенок, этот урок необходимо повторять несколько раз в день, как, впрочем, и все последующие уроки. За правильно выполненное действие всегда хвалите и поощряйте щенка, за неправильно выполненное – выказывайте свое недовольство словами, но не наказывайте.
Помните, поощрение (положительное подкрепление) должно всегда доминировать над отрицательным подкреплением. И только если щенок стал приносить игрушку сам, из процесса обучения надо убрать корду. Очень важно из игрушки сделать рабочий инструмент, т.е. после каждого урока убирать эту игрушку, не давая щенку играть с ней свободно.
В дальнейшей работе необходимо придерживаться правила: от простого к сложному. В процесс обучения вносим новшества, т.е. усложняем.
Следующая задача обучения заключается в том, что необходимо научить щенка подавать несколько игрушек одну за другой. Для этого усаживаем его, даем команду «сидеть», а сами отходим на несколько шагов и кладем на пол две игрушки в ряд, на небольшом расстоянии друг от друга. Подходим к щенку, даем команду «подай», он приносит одну игрушку, забираем ее, хвалим и поощряем. И вновь даем команду «подай» и указываем рукой на оставшуюся на полу игрушку.
Следующее усложнение – поиск игрушки и ее подача.
Для этого усаживаем щенка в комнате, а игрушку относим в другую комнату (коридор или кухню), кладем на пол, на видное место. Возвращаемся к щенку и командуем «ищи», «подай». Если все эти занятия отработаны и щенок все делает правильно, переходим к следующему этапу обучения – работе с поноской. Поноска – это специальный инструмент в виде гантели, изготовленный из дерева мягких пород (липа, клен, береза). Длина поноски 35 см, диаметр 10 см. Поноска пригодится и в дальнейшем, при обучении на улице, в охотничьих угодьях и на воде. При работе с поноской отрабатываем команды «держать» и «дай». В дальнейшем добиваемся от собаки отдавать поноску только по команде «дай».
Проводим несколько занятий с поноской, чтобы щенок привык к работе с ней. Теперь пришло время знакомить щенка с пером. Если у вас остались крылья ранее добытых птиц – хорошо, если нет, попросите у охотников-собаководов. Все уроки, проведенные ранее, повторяем с крыльями.
Очень внимательно следите за тем, чтобы щенок не грыз крылья, а брал бы их мягко (используем команду «тише») и быстро подавал.
Затем к поноске привязываем крылья, и все повторяем заново. Только добавим один элемент – поиск верхним чутьем и подачу. Для этого, усадив щенка в комнате, уходим в другую и кладем поноску с привязанными крыльями не на пол, а на стол или стул, далее все, как было ранее. И опять усложнение.
Щенок подходит к вам с поноской в зубах, вы даете команду «держать», «сидеть» и, выждав несколько секунд, даете команду «дай», приняв после этого поноску. В дальнейшем время паузы увеличиваем, и только по вашей команде «дай»собака должна выпускать из пасти подаваемую поноску. Выдержка вообще необходима при обучении дома и на других этапах обучения для более правильного выполнения команд.
И вновь усложнение, заключающееся в обучении щенка подаче любого предмета. Для этого усаживаем щенка, отходим от него на несколько шагов, кладем на пол предмет, к примеру фонарик в пластмассовом корпусе. Подходим к щенку, подаем команды «возьми», «подай» и указываем рукой на предмет. Если предыдущие уроки были проведены правильно, щенок быстро и безотказно выполнит команду. Если он не хочет брать предмет в пасть, вновь указываем рукой на предмет и командуем «возьми».
Если вновь неудача, усаживаем щенка перед собой, вкладываем ему в пасть предмет и, поддерживая рукой нижнюю челюсть, командуем «держать». Удержание несколько секунд. Затем время удержания увеличиваем. И когда добились положительного результата, вновь приступаем к уроку по подаче. Дальше приучаем к подаче предметов из железа, стекла, бумаги и камня. Кто-то спросит, а зачем это нужно? В ответ приведу пример из моей жизни. Весной, после охоты на вальдшнепиной тяге, возвращался на базу почти в полных сумерках. Ожидая товарища по охоте, присел на поваленную березу. С подошедшим товарищем продолжили путь. Стало совсем темно, решил подсветить дорогу фонарем. Однако в кармане куртки, в которой он лежал, я его не обнаружил.
Подзываю свою собаку породы дратхаар по кличке Лаба и командую ей: «Ищи, забыл». Лаба по моему следу вернулась к березе метров 200–250 и через несколько минут мы с товарищем уверенно шагали к базе, подсвечивая дорогу фонарем.
На этом хорошем примере обучение подаче в квартире закончено. Однако не следует ожидать четкого выполнения команд собакой на улице. Уж слишком много отвлекающих факторов и раздражителей она ему представит, и скорее всего собака променяет работу с хозяином на общение с себе подобными, «охоте» на пташек и кошек. И выполнение команд будет не четким и не быстрым. Но все это исправляется. Как это правильно сделать, мы поговорим позже. Ведь вы с вашим питомцем сделали только первые, нетвердые еще шаги по дороге, ведущей к достижению высот охотничьего мастерства.
Как научить собаку команде «апорт»
Сегодня мы поговорим с вами об обучении питомца команде «апорт». Вы узнаете о правильности выбора апортировочного предмета, а также безопасного места для дрессировки, способах разыгрывания собаки и методе обучения команде.
Что значит команда «апорт»
При команде «апорт» хозяин бросает апортировочный предмет на какое-либо расстояние, и собака должна принести его дрессировщику, невзирая на дистанцию между хозяином и предметом и не обращая внимания на различные отвлекающие факторы.
Зачем нужна команда «апорт»
Команда «апорт» является одной из обязательных при сдаче ОКД (общего курса дрессировки), но и также применяется на прогулках в развлекательных целях.
Проводить время с питомцем веселее вместе с игрушкой — практически любая собака обожает бегать за каким-либо предметом и приносить его хозяину.
Кроме того, всем животным необходима физическая нагрузка, и команда «апорт» — отличный способ выплеснуть энергию.
Когда лучше начинать обучение
Обучать собаку команде «апорт» можно с любого возраста. Важно соблюдать осторожность – щенки и молодые собаки могут случайно травмироваться в ходе неопытности.
Также, нужно учитывать, что маленький щенок ещё не обладает достаточной выносливостью, чтобы множество раз подряд выполнять команду «апорт».
Выбор апортировочного предмета
Для сдачи общего курса дрессировки требуется специализированный апортировочный предмет – гантель.
Если же вы планируете обучить собаку команде «апорт» не в целях сдачи спортивных нормативов, вы можете выбрать практически любой предмет – как правило, это собачья игрушка.
Игрушка должна быть не слишком лёгкой, чтобы вы без проблем могли её бросить на желаемое расстояние.
Выбирайте предмет, учитывая размер собаки. Не берите слишком большую или маленькую игрушку, ведь питомцу будет неудобно и впоследствии неприятно работать с таким предметом.
В зоомагазинах представлен широкий ассортимент игрушек: канаты, мячи на верёвках, ухватки, кольца, резиновые косточки и другие.
Важно учитывать вкусовые предпочтения питомца.
Нравится ли вашей собаке жесткие игрушки? Или же у питомца сильная хватка и мягкие непрочные предметы ему не подходят? Ваш любимец больше любит мячи или канаты? Может быть, собаку больше привлекут пищащие игрушки?
Исходя из предпочтений животного, выберете наиболее удобную и желаемую для пса игрушку – это очень важно в построении мотивации, особенно на первых порах обучения.
Использовать найденные на улице палки не рекомендуется, так как животное может подхватить занозу в пасть.
В крайнем случае, вы можете воспользоваться палкой, если хорошо ее осмотрите. Палка должна быть твёрдой и не разваливающейся, без каких-либо торчащих отростков.
Выбор места для обучения
Первый этап обучения, когда вы только учите собаку команде «возьми», может проходить дома. Питомцу не нужно никуда бегать, а дрессировка будет проходить в тихой домашней обстановке, когда пса ничего не будет отвлекать.
В дальнейшем, когда питомец должен будет учиться бежать за игрушкой, обучение лучше проводить на улице, так как заниматься этим дома, особенно на скользящем паркете, будет неудобно и небезопасно для питомца.
Выберете место, где не будут проходить люди или собаки, чтобы ваш питомец не отвлекался и не мешал другим.
Место должно быть открытым пространством, чтобы любимец в ходе обучения и выполнения команды ни на что не напоролся и ничего не задел.
Не проводите дрессировку после дождя на мокрой траве, так как животное может поскользнуться и травмироваться.
Также, не следует заниматься на асфальтных поверхностях, такое покрытие не амортизирует, что является вредным для суставов питомца, когда тот по нему бегает.
Алгоритм обучения щенка и взрослой собаки
Учим питомца команде «возьми»
Возьмите игрушку и разыграйте пса. Поиграйте в перетяжки, поволочите игрушку по полу. Остановите игру на самом интересном моменте, когда питомец находится в разгаре увлечения.
Подождите секунду и предложите собаке снова схватить игрушку. Если питомец не берёт предмет, снова начинайте его разыгрывать.
Как только пёс взял игрушку, через несколько секунд попросить животное отпустить её. Повторите так несколько раз, чередуя с продолжительной игрой для того, чтобы псу не наскучил процесс обучения.
Введите голосовую команду «возьми». Постепенно увеличивайте время удержания игрушки.
Предлагайте собаке игрушку тогда, когда та полна сил и энергии. Чтобы разыграть собаку, вы можете привязать игрушку к поводку и начать волочить её от питомца, а также убегать вместе с игрушкой от животного. Как только пёс схватил «добычу», бурно радуйтесь его победе и продолжайте энергично играть с питомцем дальше.
Важно давать собаке выигрывать, но и не слишком поддаваться самим. Кому интересно бороться с вечно выигрывающим или, наоборот, проигрывающим соперником?
Не давайте животному выматываться во время игры, заканчивайте на самом интересном моменте, когда любимец жаждет играть ещё.
Предлагайте собаке игру дома, а в дальнейшем и на улице в тихих спокойных местах.
Постепенно, вы можете играть с животным в более оживлённых местах, приучая пса играть с вами вне зависимости от обстановки.
Учим питомца подбирать вещь с земли
После того, как собака усвоила команду «возьми», смело можете переходить на следующий этап- обучение подбиранию вещи с земли.
Этот навык учится быстро и без особых усилий. Сначала дайте питомцу вспомнить команду «возьми», повторив её несколько раз.
Далее, положите игрушку (ту же самую, которую использовали в предыдущем навыке) на землю и скомандуйте «возьми».
Если питомец не понимает задачу, помогите ему жестом и наведением. Можете немного отбросить игрушку, побуждая питомца к инстинкту догнать и схватить предмет.
Как только собака возьмёт игрушку с земли, произнесите команду «отдай». Повторите так несколько раз, пока питомец не усвоит навык.
Совет: если пёс не хочет отдавать вам игрушку и начинает жадничать, начните убегать от собаки в противоположную сторону.
Ни в коем случае не бегайте за питомцем в попытках отнять предмет – это ещё больше раздразнит животное.
Также вы можете предложить собаке взаимовыгодный обмен: она отдаёт вам предмет, а вы ей – лакомство или другую ценную для неё игрушку.
Всегда договаривайтесь с собакой и ищите компромиссы. Не пытайтесь силой забрать предмет, иначе у животного снизится мотивация и ему будет неприятно с вами сотрудничать.
Учим собаку переносить вещь
Повторите упражнение «возьми», когда предмет находится на земле, несколько раз. Далее, бросьте предмет чуть подальше от собаки, также командуя «возьми». Если пёс успешно принёс вам предмет, увеличивайте расстояние броска игрушки.
Вы можете ввести команду «апорт» на данном этапе, но также можете и оставить команду «возьми» — собака не понимает человеческого языка и ей совершенно неважно, какое название вы дадите команде.
В качестве дополнения, попросите питомца выполнить команду «сидеть» и, оставляя его на выдержке, выбросите предмет. Собака не должна подрываться без вашей команды. Если пёс сидит смирно, скомандуйте «апорт».
Совет: если питомец охотно бежит за игрушкой, но не торопится принести ее обратно, то после того, как пёс схватит предмет – убегайте от него в противоположную сторону.
Это сподвигнет животное догнать вас, и в таком случае пёс ускорится. Не стойте на одном месте, если у вашей собаки есть такая проблема.
Включитесь в игру сами и всем своим видом показывайте питомцу, как же круто играть с хозяином и приносить ему игрушку.
Учим собаку удерживать съедобный «апорт»
Повторите упражнение «апорт» с игрушкой. Вы можете внести разнообразие и побросать питомцу другие различные предметы, чтобы он понял, что хозяину можно приносить не только игрушки, но и другие вещи.
Далее, возьмите большой кусок еды, которую собака не очень любит. Сначала кусок должен быть достаточно большим, чтобы собаке было удобнее и проще понять задачу.
Например, вы можете взять кусок хлеба. Положите кусок на землю рядом с собой и отдайте питомцу команду «возьми». Если пёс успешно взял и отдал вам кусок, похвалите его каким-нибудь лакомством, после чего можете приступить к броскам еды на более дальнее расстояние с командой «апорт».
Постепенно, переходите к более вкусным для питомца видам еды. Важно дать понять собаке, что если она подержит в пасти угощение и не съест его – за этим последует похвала ещё более вкусным лакомством.
Способ пассивной флексии
Данный способ представляет собой физическое воздействие на животное в попытках помочь ей выучить команду.
Дрессировщик механически задаёт питомцу правильное положение, после чего подкрепляет его, похвалив собаку лакомством.
В команде «апорт», обращаясь к такому способу, хозяин открывает собаке пасть и закладывает туда предмет, удерживая её так, чтобы животное не выплюнуло вещь, если это потребуется, после чего хвалит питомца угощением.
Да, питомца можно обучить команде «апорт» с помощью данного способа. Но стоит ли?
Во-первых, не все собаки спокойно позволяют человеку влезать в своё личное пространство, да ещё и таким наглым образом.
К тому же, практически любому животному будет неприятно, когда ему насильно открывают пасть и запихивают туда предмет, да еще и не дают выплюнуть его.
Во-вторых, когда на пса действуют физически, его внимание будет привлечено к дрессировщику и его действиям по отношению к нему, а не к обучению команде.
В-третьих, обучение не даст никакого умственного развития собаке, так как дрессировщик отнимает у питомца возможность подумать самостоятельно, ведь хозяин делает всё за него. Прибегать ли к такому способу, решать только вам.
Основные ошибки
Дрессировка всегда должна проходить на взаимовыгодных отношениях с четвероногим.
Видео
Коротко о главном
Мы надеемся, что данная статья была полезной и информативной для вас и ваших четвероногих. Если у вас остались какие-либо вопросы касаемо дрессировки по содержанию статьи, смело задавайте их в комментарии. Желаем удачи!